бпла что это такое
Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире
Что сегодня могут армейские БПЛА
Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Сильнейшие боевые беспилотники планеты
США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.
GAAS Avenger
Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.
Heron TP
Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч. Может нести на себе средства управления огнем и ударные комплексы. Heron TP видит в оптическом и инфракрасном диапазонах. Крейсерская скорость 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.
MQ-9 Reaper
И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч. Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.
Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».
Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.
Bayraktar TB2
Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.
Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.
Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.
СH-5 (Rainbow-5)
Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.
Taranis
Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.
Yabhon United 40
Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.
С-70 «Охотник»
Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.
Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.
Что еще может предложить Россия?
По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.
«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.
Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.
В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.
Что такое беспилотный летательный аппарат (БПЛА), какие они бывают и где применяются
Технологии беспилотных полетов активно используют в военных, коммерческих, научных и даже криминальных целях. Международная организация гражданской авиации (ICAO) признала беспилотники полноправными участниками воздушного движения. Для них разрабатывают межгосударственные и национальные стандарты использования, внедряют новые технические решения и расширяют сферы применения.
Что такое беспилотник
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это небольшой самолет без экипажа, который управляется дистанционно (с земли, другого воздушного судна, из космоса) или при помощи автономного программного обеспечения, установленного на его борту.
Конструкции беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов схожи, за исключением систем жизнеобеспечения и кондиционирования (в дронах они отсутствуют).
Основные конструктивные элементы БПЛА:
Дополнительно устанавливают карту памяти и передатчик, если беспилотник используют для получения, сохранения и передачи информации, или модули-приемники сигналов, которые «понимают» команды человека и реагируют на них.
История создания беспилотной техники
Ошибочно считать, что дроны появились совсем недавно. Первые летательные аппараты — аэростаты для воздушной бомбардировки — были использованы австрийцами в 1849 году. Однако их, как и беспилотные машины времен изобретения электричества и радиосвязи, трудно считать прототипами современных.
История развития беспилотной авиации в сегодняшнем понимании началась в 1917 году с создания Чарльзом Кеттерингом воздушного аппарата с часовым механизмом. Однако несмотря на успешные испытания, идея не получила дальнейшего развития.
Долгое время инженеры экспериментировали с различными моделями военных беспилотников, и только к 1933 году английские изобретатели создали аппарат многократного использования с дистанционным управлением.
Не остались в стороне и советские разработчики. В 60–70 годы прошлого века ракетно-ядерный щит страны пополнили беспилотный разведчик Ла-17Р, сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, ставшая базовой при разработке реактивных разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».
Справка. Вплоть до начала XXI века беспилотники применялись лишь в интересах военных ведомств, но с появлением GPS их стали использовать в мирных целях.
Современные гражданские дроны технически отличаются от военных аналогов: они узкоспециализированы и «заточены» под выполнение конкретных задач. Стартапы в этой области развиваются настолько стремительно, что в недалеком будущем БПЛА могут потеснить малогабаритные пилотируемые самолеты.
Какие бывают БПЛА
Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям. Поэтому классифицировать устройства, различающиеся габаритами, назначением, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками, весьма сложно.
Условно все БПЛА делятся на 3 группы:
Принцип работы
Принцип работы дрона прост. К раме из легких композитных материалов или сплавов легких металлов крепятся остальные элементы:
После поступления сигнала полетный контроллер обрабатывает его и направляет на регулятор оборотов, который придает аппарату нужную скорость. Чтобы набрать высоту, система наращивает обороты на всех двигателях. Пропеллеры (всего их 4) вращаются попарно по часовой стрелке и против нее, обеспечивая стабильность полета. Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону.
Характеристики дронов
В зависимости от габаритов, дальности полетов и уровня автономности действует следующая классификация БПЛА:
Применение дронов в повседневной жизни
Возможности гражданских дронов стремительно расширяются.
Интересно! Всего несколько лет назад компания Amazon потрясла мир доставкой товаров с помощью дронов Prime Air. Сегодня подобная технология успешно применяется в коммерческой деятельности сотен компаний по всему миру.
Где еще нашли применение «мирные» беспилотники:
Беспилотники на страже родины
Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.
Полезно! В 2019 году в российской армии впервые были отработаны элементы «войны будущего» — действия ударных групп БПЛА. Используя радиотехнические средства разведки и радары, дроны вели «боевые действия» автономно, без поддержки других систем вооружения. Беспилотники «атаковали» комплексы прифронтовой ПВО, центры управления и связи вероятного противника, транспортную инфраструктуру.
Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.
Преимущества и недостатки беспилотников
Беспилотные летательные аппараты помогают специалистам инспектировать, контролировать, мониторить, замещают людей в опасной для здоровья и жизни деятельности.
По сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, у дронов есть существенные преимущества:
К недостаткам БПЛА относят сложность пилотирования: управлять ими, за исключением простейших моделей, удастся только специалисту.
Важно! Поиск беспилотников после приземления доставляет владельцам определенные сложности, ведь при низком заряде батареи аппарат выдает некорректные геолокационные данные.
Многие модели чувствительны к ветру из-за малого веса. Для подъема на большую высоту требуется разрешение органа управления воздушным движением.
Заключение
Сейчас выделяют немалые средства на совершенствование и разработку новых образцов беспилотных летательных аппаратов. В военной обстановке, хозяйственной деятельности, при организации развлечений все чаще выбирают машины. В большинстве случаев это оправданно.
Дрон работает непрерывно, вынослив в условиях высоких перегрузок, которые человек выдержать не в состоянии. БПЛА исключает «человеческий фактор»: ошибиться может только оператор, который вводит программу.
Топ-10 самых необычных способов применения дронов
В наши дни беспилотники позволяют не только проводить съемку с воздуха, но занимаются доставкой товаров, «служат» в армии и даже летают над Марсом. Однако это далеко не все, на что они способны. РБК Тренды составили подборку самых интересных областей использования дронов.
Вызыватель дождя
В ОАЭ дроны пытаются использовать для искусственного вызова дождя. Разработка Университета Рединга «поражает» облака электрическим зарядом, что приводит к увеличению объема осадков. С начала 2021 года Национальный центр метеорологии (NCM) уже провел 126 испытаний засева облаков, в ходе которых получилось вызвать дождь над Дубаем. Эту технологию испытывают также Китай и Индия.
Пастух
В Австралии и Новой Зеландии беспилотники помогают пасти скот, отслеживая и контролируя его перемещения. Местные исследователи выяснили, что овцы быстро адаптировались к выпасу с дронами, а уровень их стресса оказался даже ниже, чем при взаимодействии с собаками-пастухами.
Фармацевт
В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».
В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.
А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.
Спасатель
Некоторые страны начали использовать дроны для того, чтобы спасать людей. Впервые такая спецоперация была проведена в Австралии, когда дрон Little Ripper спас двух тонущих в море подростков. В течение 70 секунд воздушный помощник выследил их и сбросил плавательные круги, чтобы подростки могли добраться до берега. Отмечается, что дроны Little Ripper могут летать в течение 2,5 часов без подзарядки.
В Испании беспилотник компании Auxdron Lifeguard спас группу из семи пловцов, которых унесло в море. Он смог сбросить спасательный жилет одной из женщин, а затем завис в воздухе, наблюдая за остальной группой и передавая ее точные координаты операторам. Вскоре на место прибыли спасатели.
Электрик
Компания SkySkopes из Северной Дакоты использует БПЛА SharperShape A6 для прокладки линий электропередач в США. Вместо того чтобы отправлять дорогие полноразмерные вертолеты, компания использует дроны для быстрого и эффективного размещения линий электропередачи.
Опылитель
Другая американская компания, DropCopte, задействует беспилотники, чтобы заменить или помочь в работе тысячам пчел, опыляя садовые культуры, такие как миндаль, яблони, вишни и груши. Представители компании отмечают, что изменения окружающей среды привели к уничтожению почти 50% популяции пчел в мире и снижению уровня опыления. DropCopter стремится преодолеть этот разрыв, используя автономные летательные аппараты для опыления сельскохозяйственных культур.
Официант
Сингапурская сеть ресторанов и баров Timbré использует флот летающих дронов компании Infinium Robotics в качестве официантов. Один такой беспилотник способен за раз доставить к столику до 2 кг еды. Дроны маневрируют над посетителями с подносами, а у официантов-людей остается больше времени на то, чтобы пообщаться с клиентами и принять заказы. Они забирают заказ с подноса беспилотников и одним нажатием кнопки отправляют их обратно на кухню.
Граффитчик
Рой беспилотников российской компании Tsuru Robotics нарисовал крупномасштабное граффити в итальянском Турине. «Винсент ван Дрон» воплотил идеи 100 человек на тему «Дизайн города» в рамках проекта FO-Urban Flying Opera. Четыре летающих дрона разрисовали полотно площадью около 12х14 м в течение двух дней. Они использовали более 900 кг краски.
Центральная система управления контролировала беспилотные летательные аппараты в режиме реального времени, а система мониторинга отслеживала их точное местоположение.
Патимейкер
В последние годы дроны начали использовать для создания световых шоу в воздухе как альтернативу фейерверкам. В отличие от последних, беспилотники можно запрограммировать на выполнение сложных трюков. Услуги световых шоу предлагают несколько компаний, например, SkyMagic и Dronisos.
Флотом дронов во время шоу управляет искусственный интеллект, что позволяет создавать сложные и меняющиеся картинки в воздухе.
Подобные шоу проводили на зимних Олимпийских играх 2018 года в Южной Корее и прочих крупных спортивных мероприятиях, на городских празднованиях и презентациях разных брендов.
Транспортное средство
Не самый распространенный, но возможный способ применения мощных модифицированных дронов. Наиболее известный пример — ролик компании Samsung с участием блогера Кейси Нейстата. В нем Нейстат в костюме Санта Клауса катается в Лапландии на сноуборде, который тянет огромный дрон с 16 моторами и гирляндами. После очередного трамплина дрон не возвращает Кейси на землю, а уносит вдаль.
Позднее эксперимент повторила компания Freefly Systems, но уже с серфингом.
Достижения и перспективы отечественных БПЛА
В последние 10-15 лет российская армия уделяет особое внимание беспилотным летательным аппаратам. Создаются, закупаются и принимаются на вооружение беспилотные комплексы разного назначения с разными характеристиками, позволяющие покрыть все потребности вооруженных сил. За счет этого уже создан один из крупнейших в мире «воздушных флотов» БПЛА, а в будущем он станет еще больше и сможет выполнять более широкий круг задач.
Текущие достижения
Нынешние процессы строительства и развития беспилотного направления были запущены в двухтысячных годах – хотя на вооружении сохраняются и более старые образцы, созданные еще в советское время. Освоение современных БПЛА началось с разработки собственных образцов и закупки иностранных изделий, необходимых для накопления опыта.
Со временем количество отечественных разработок росло, и часть этих образцов была принята на вооружение разных родов войск. В настоящее время БПЛА нескольких классов состоят на вооружении сухопутных войск, ВВС, ВМФ, ВДВ и ряда силовых структур. При этом пока распространение получают только комплексы легкого и среднего классов. Тяжелые БПЛА, в т.ч. ударного назначения еще не дошли до полноценной службы, но их появление в строю ожидается в ближайшее время.
По известным данным, в российской армии сейчас имеется ок. 70 рот, отвечающих за эксплуатацию БПЛА. Им принадлежат сотни беспилотных комплексов двух десятков типов, включающие не менее 2 тыс. летательных аппаратов. Благодаря этому Россия оказывается одной из главных «беспилотных держав» мира. По количеству БПЛА в строю наша страна уступает только США и Израилю.
Процессы разработки и модернизации беспилотной техники не прекращаются. Также продолжается производство аппаратов по имеющимся и вновь появляющимся контрактам. Осваиваются новые направления. Все это позволяет предполагать, что наш флот беспилотников, как минимум, не будет уменьшаться в количественном отношении, а в качественном его ждут настоящие прорывы.
Состояние парка
На данный момент подавляющее большинство армейских БПЛА относится к легкому классу; в основном это аппараты, предназначенные для ведения мониторинга и разведки. Так, наиболее массовым является комплекс «Орлан-10» с летательным аппаратом массой всего 14 кг, способный нести 5 кг полезной нагрузки. Предлагаются разные варианты полезной нагрузки, включая аппаратуру связи и средства РЭБ.
Большое значение для войск имеют БПЛА серии «Элерон». Такие аппараты построены по схеме «летающее крыло» и имеют массу от 3,4 до 15 кг. Они способны находиться в воздухе в течение продолжительного времени и вести разведку, не привлекая внимания. Более крупные и тяжелые образцы серии имеют сменную нагрузку. Схожие характеристики и возможности имеют более новые БПЛА семейства «Тахион». К этому же классу относится ряд других образцов российской разработки и лицензионного производства.
Основным отечественным БПЛА среднего класса на данный момент является «Форпост» – лицензионная копия израильского IAI Searcher II. Эта машина имеет взлетный вес более 430 кг и несет средства разведки. По мере продолжения производства, степень локализации росла, а зависимость от импортных комплектующих сокращалась. Кроме того, завершаются работы по БПЛА «Форпост-Р». Он крупнее и тяжелее предшественника, имеет увеличенную продолжительность полета. Кроме того, проект предусматривает использование только российских комплектующих и программного обеспечения.
Особенности эксплуатации
Существующий парк БПЛА в войсках пригоден только для наблюдения и ведения разведки – и армия активно пользуется этим. Свои разведывательные роты с беспилотниками созданы во всех крупных соединениях сухопутных, воздушно-десантных и других войск. Их задачей является сбор данных о противнике и обстановке в целом, целеуказание для различных огневых средств и т.д.
В последние годы Минобороны неоднократно сообщало о внедрении БПЛА в новых областях. Так, беспилотные аппараты теперь могут обеспечивать работу артиллерийских систем разных типов, вплоть до систем большой мощности 2С7М. Данные от беспилотника-разведчика используются как для подготовки к ведению огня, так и для корректировки после первых выстрелов.
Начата эксплуатация БПЛА в инженерных и железнодорожных войсках. С их помощью саперы и железнодорожники могут оценить обстановку и определить план дальнейших действий – при строительстве или разрушении объектов, при прокладке дорог или ремонте т.д.
Тяжелая перспектива
На вооружении российской армии пока отсутствуют БПЛА тяжелого класса, способные показывать более высокие летные характеристики. Из-за отсутствия таких платформ остается открытым вопрос ударных беспилотников. Однако работы в этом направлении начались еще несколько лет назад и вскоре дадут все желаемые результаты.
Наибольшие успехи показывает беспилотный комплекс «Орион». Он успешно справился с испытаниями и даже прошел проверку в Сирии. Весной этого года Минобороны приняло первый комплекс с тремя БПЛА. Ожидается запуск серийного производства. С некоторыми проблемами столкнулся проект схожего назначения «Альтиус-У». Этот БПЛА пока проходит испытания, но имеет все шансы поступить на вооружение в ближайшем будущем.
Особый интерес представляет проект С-70 «Охотник», уже доведенный до испытаний прототипа. Он предусматривает создание «летающего крыла» с развитыми разведывательно-ударными возможностями и способностью работать как самостоятельно с максимальной автономностью, так и в одном строю с пилотируемым истребителем 5 поколения.
Одноразовые беспилотники
В последние годы отечественная промышленность обратила внимание на направление т.н. барражирующих боеприпасов – легких БПЛА, несущих боевую часть и способных атаковать наземные цели. Уже представлено несколько разработок этого класса, они проходят испытания – но на вооружение пока не принимаются. Вероятно, решение об этом будет принято в ближайшем будущем.
Настоящее и будущее
БПЛА ряда классов уже стали неотъемлемым атрибутом российской армии. Производство техники существующих типов продолжается, что позволяет продолжать перевооружение и создавать новые подразделения разведки и мониторинга. Параллельно разрабатываются другие образцы, в т.ч. совершенно новых классов с иными рабочими и боевыми возможностями.
Таким образом, к настоящему времени «воздушный флот» российских беспилотников стал крупной и полноценной силой, способной решать поставленные задачи. А прямо сейчас он стоит на пороге нового этапа своего развития. Уже созданы аппараты новых классов с расширенными возможностями, и в ближайшее время они дойдут до полноценной эксплуатации. Тяжелые ударные машины дополнят легких разведчиков – и Россия войдет в круг мировых лидеров не только по количеству БПЛА, но и по их качеству и возможностям.