что нужно нести в церковь на отпевание
Очень важная информация для тех, кто провожает в последний земной путь дорогого человека
Архимандрит Августин (Пиданов)
Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.
Какая разница между чинопоследованием и обрядом?
Погребение является обрядом, но отпевание — нечто большее, чем просто обряд. Обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит что-то еще. Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, русские священнослужители во время церемоний обряжаются, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится. Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же. То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.
Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида — это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.
Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.
На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.
Что такое лития?
Лития – заканчивающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.
Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.
Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.
Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?
Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.
Можно ли отпевать самоубийц?
Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого президента?
Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.
Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.
Стоит ли брать с собой на похороны и поминки детей?
Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.
Сколько стоит отпевание?
Вообще-то в церкви никаких тарифов быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.
Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.
Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.
Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.
В какие дни отпевания не совершаются?
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.
Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.
Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.
Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?
Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.
Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.
Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.
Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…
В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:
«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.
Но эти свечи говорят еще о другом. Свет — это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».
По материалам интервью с архимандритом Августином (Пидановым)
Храм Воскресения Христова в селе Кизнер
Официальный сайт прихода
Мы в контакте
25 декабря празднуется память святителя Спиридона Тримифунтского — святого, жившего в IV веке на острове Кипр. В день праздника митрополит Ижевский
21 декабря в Ижевске под председательством Владимира Невоструева состоялось третье заседание тридцать шестой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики. В ходе заседания перед
19 декабря в Михаило-Архангельском кафедральном соборе прошли заключительные мероприятия благотворительной акции «Белый цветок», которая уже во второй раз прошла в
19 декабря Православная Церковь совершает празднование в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. По случаю этого почитаемого праздника, митрополит Ижевский и Удмуртский
18 декабря под эгидой Отдела религиозного образования и катехизации Ижевской епархии на базе Духовно-просветительского центра состоялся Второй Педагогический форум. 40
Обряд Отпевания
УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ
Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.
Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»
Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.
ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ
Перед смертью очень важно для каждого православного христианина приступить к таинствам Исповеди и Причащения. Через исповедь Господь нам прощает грехи, а причастивших Светлых Христовых Таин мы соединяемся с самим Господом Богом. Все святые угодники перед смертью старались причащаться Светлых Христовых Таин.
Чтобы исповедоваться или причаститься надо придти в храм на Божественную литургию или пригласить домой или в больницу священника, чтобы он совершил таинство Евхаристии (Причащения) запасными Святыми Дарами, которые специально предназначены для больных и умирающих. Пригласить на дом или в больницу священника можно в любое время суток — самое главное успеть причаститься до смерти, так как усопших уже не причащают.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО
И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Молитва — это проявление нашей любви к усопшему. Наша церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПЕВАНИЯ
Договорится о совершении обряда отпевания можно в церковной лавке или по телефону храма +79501707847 или с настоятелем храма — священником Виталием Маркиным в очной встречи или по телефону: 8-912-443-93-39. Не рекомендуется договариваться об отпевании через третьих лиц.
ПОДГОТОВКА К ОТПЕВАНИЮ
1. Чтение псалтири об упокоении: псалтирь читается с зажжёнными свечами каждый день в течение 40 дней. Допускается чтобы её читали родные и близкие по очереди, вслух, перед святыми иконами.
2. Ежедневные молитвы об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах. Можно прочитать канон за усопшего.
3. У усопшего на груди должен быть освящённый нагрудный крестик, который уже не снимается с усопшего.
4. Погребение усопшего совершается на третий день после смерти, так как Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на третий день.
5. Заочное отпевание совершается только в тех исключительных случаях, когда нет тела усопшего, невозможно, чтобы оно присутствовало при отпевании (сгорел, утонул, произошла авто или авиакатастрофа и т. д.). Если родные усопшего просят заочное отпевание из-за нежелания лишних хлопот — это неуважение к памяти усопшего.
6. В населённых пунктах: село Кизнер, посёлок Кизнер и деревня Лака — Тыжма отпевания усопших совершаются только в храмах. В населённых пунктах Кизнерского района если нет возможности привести тело усопшего в храм, можно пригласить на дом священника для совершения обряда отпевания.
7. Отпевания не совершаются над не крещёнными в православной вере и самоубийцами.
ПЕРЕД ОТПЕВАНИЕМ В ХРАМЕ
1. Предоставить в церковную лавку свидетельство о смерти, справку о причине смерти.
2. Занести в храм надгробный Крест для освящения, гроб с телом усопшего, цветы.
3. При необходимости можно приобрести в храме погребальный набор, свечи.
4. На усопшего возлагается погребальный набор. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, разрешительная молитва. В разрешительную молитву вписывается имя усопшего в родительном падеже (то, которое было наречено при крещении). На голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Пресвятой Богородицы (женщине). Покрывало устанавливается от ног до рук. На подушку одевается наволочка.
5. На гроб устанавливаются четыре подсвечника с освящёнными свечами: возле головы, ног и рук.
6. Перед отпеванием у усопшего развязываются руки и ноги.
7. Согласно церковному этикету, во время отпевания мужчины стоят в правой части храма, а женщины в левой.
8. Перед отпеванием мобильные телефоны нужно перевести на беззвучный режим или отключить.
ОТПЕВАНИЕ
Чин отпевания – это особый обряд об усопшем, в котором Церковь провожает своего члена в жизнь вечную.
1. Во время отпевания все присутствующие должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова песнопений и молитв.
2. Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная общая молитва будет наилучшим проявлением любви к усопшему!
3. В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия. Свечу нужно держать в левой руке, а правой наносить на себя крестное знамение. Погасшие свечи ставятся на тетропод (заупокойный подсвечник).
4. Во время отпевания кланяться священнику во время возгласа «Мир всем», и когда он Вас кадит кадилом.
5. Во время прощания с усопшим, нужно обходить гроб по часовой стрелке, свечи ставить на подсвечник, лобызать икону на центральном аналое. Далее нужно подойти ко гробу, целовать икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отойти на своё место. По окончании отпевания, священник читает разрешительную молитву, совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается.
6. Во время прощания с усопшим нельзя ходить между амвоном и центральным аналоем, а также чтобы не мешать совершать отпевание между священником и усопшим.
7. В конце отпевания священник отдаст одному из родственников усопшего икону с груди усопшего. Её надо хранить дома с остальными иконами и молится перед ней.
8. После совершения отпевания совершается вынос гроба с телом усопшего. В начале нужно нести надгробный Крест, гроб с телом усопшего, далее идёт священник и потом все остальные.
ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ
Сорокоуст (поминовение на 40 дней) о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего в храме Божием.
В храме Воскресения Христова можно заказать сорокоуст.
Обедня о упокоении — поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением её после окончания литургии в Кровь Господню со словами молитвы: «Омый (омой) Господи, грехи поминавших здесь, Честною Твоею Кровию, молитвами святых твоих». А также поминовение на заупокойная ектении – гласное поминовение усопшего на литургии в алтаре перед Престолом Божиим.
Панихида, лития – особые заупокойные службы об усопших, обыкновенно совершаются в те дни, когда в храме не служится Божественная литургия и в заупокойный день недели (суббота).
Поминовение на кладбище
Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.
Молится можно с зажжёными освящёнными свечами или с неугасимой лампадой.
Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные пасхи, яйца, куличи.
О ПОВЕДЕНИИ НА КЛАДБИЩЕ
На кладбище надо молиться, а не устраивать «тризны». Традиция «кормить» усопших, рассыпать какую-то еду на могиле – это язычество, которое ничего общего с Православием не имеет. Ужасная традиция поливать водкой могилу, равно как и поминовение усопших алкоголем, не является христианской.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о поминовении усопших алкоголем: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».
Следует помнить слова Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Человек устроен так, что всегда стремится пойти по дороге с «наименьшим сопротивлением». Куда проще соблюсти какие-то внешние приметы и традиции (завесить зеркала, оставить еду на могиле и т.д.), чем хотя бы попытаться молиться об упокоении усопших родственников. Но именно этот сложный путь является путем православного христианина.
Молитва за усопших является исполнением заповеди о любви к ближнему и проявлением милосердия к нему. На тех, кто молиться за усопших, сбудутся слова Спасителя: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 7).
При входе и выходе из кладбища следует нанести на себя крестное знамение, прочитать заупокойную молитву: «Упокой Господи, всех зде лежащих православных христиан, прости им согрешения вольная и невольная, соделанные делом, словом, помышлением, даруй им, Царствие Небесное».
На кладбище следует вести себя благоговейно, не хоть по чужим могилам, громко не разговаривать, не говорить скверные слова, не употреблять спиртные напитки.
ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА (СТОЛ)
В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Цель поминального стола — чтобы сотворить общую совместную молитву об усопшем. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, Обычно один человек громко читает заупокойные молитвы, а остальные внимательно её слушают. Затем вкушается кутья. Кутья, сваренная из зерен, по специальному рецепту, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КУТЬИ
Кутья – это православное поминальное блюдо, которая символизирует веру в вечную жизнь, воскресение и в Царствие Небесное.
Другое название Кутьи — Коливо.
В рождество, венчание, крещение, православные праздники… так же готовят Кутью, но называют её уже по другому — Коливо.
Коливо — это православное праздничное блюдо. Когда Коливо уже готово, ее необходимо освятить в церкви на службе и перед трапезой прочитать молитву. Коливо благословлённое в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
К Кутье (Коливу) принято подавать в отдельном соуснике постное молочко — Узвар, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молочко.
Кутья
Из расчёта на 25-30 человек.
Ингредиенты:
Рис длинный – 100 грамм
Изюм – 70-100 грамм
Цукаты – 50 грамм
Мед или сахар – 1 столовая ложка
Вода очищенная – 600 миллилитров
Итак, выкладываем изюм в маленькую кастрюлю, заливаем его обычной водой и оставляем на 20-30 мин. После промываем его под проточной водой.
Вливаем в кастрюлю с сухофруктами 200 мл очищенной воды и провариваем его на среднем огне 5 мин. Если используете курагу или чернослив, после варки нарезаем их на маленькие кусочки.
2. В истории поминальные обеды символизируют собрание учеников Христа, которые были рады Воскресению их наставника и ждали каждый раз за столом его появления. Поэтому в раннехристианских обществах, проводя совместные трапезы, выражали любовь друг к другу и почитали умерших, рассказывая истории о них и вспоминая приятные моменты в их жизни. А когда Воскресший Христос явился к своим ученикам, он ел мед. Поэтому с давних времен на поминальный обед ставят мед или добавляют его в другие блюда, чтобы усопший мог насытиться райской сладостью.
Для того чтобы этот ингредиент хорошо впитался в рис, и Кутья получилась сладкой, необходимо его немного растопить.
Итак, выкладываем мед ложкой в маленькую кастрюлю и, постоянно помешивая, подогреваем его на среднем огне буквально 1-2 мин. Время контролируем самостоятельно, так как мед может быть засахаренным, а из-за этого с ним придется немного дольше повозиться. Вместо меда в Кутью можно добавить другой сладкий компонент – сахар. Для этого просто растворяем его в небольшом количестве горячей воды.
3. Измельчаем цукаты до тех размеров, которые вам больше нравятся. Этот ингредиент добавляют во многие блюда, например в пасхальный кулич. Ведь цукаты – это вареные в сиропе фрукты с плотной консистенцией. Они очень сладкие и служат прекрасным заменителем конфет. Поэтому, когда добавляете цукаты в Кутью, осторожно с сахаром, чтобы блюдо не пересластить.
4. Для начала замачиваем рис в кастрюле средних размеров с обычной водой на 1-2 часа. После – сливаем воду и заливаем рис уже очищенной водой. По пропорциям на 100 гр крупы необходимо 400 мл воды. Что касается риса, то можно взять или круглозернистый или длиннозернистый.
Ставим кастрюлю с крупой на плиту, доводим до кипения и после убавляем огонь до минимума. В процессе варки рис не перемешиваем ложкой. Не волнуйтесь — не подгорит. На маленьком огне рис будет «дышать», испаряя потихоньку воду.
Время от времени проверяем рис. Когда в кастрюле практически не останется воды, а зерна крупы станут мягкими, добавляем изюм или другие сухофрукты, измельченные цукаты, и вливаем мед или сахарную воду. Все хорошо перемешиваем ложкой и держим на огне еще 1-2 минуты.
5. Перекладываем ложкой готовую Кутью из кастрюли в глубокую тарелку или пиалу. Разравниваем поверхность блюда ложкой и по желанию украшаем изюмом и цукатами. И теперь накрываем крышкой от кастрюли, чтобы Кутья потихоньку остывала.
По православным традициям после того, как освятили Кутью, за столом читают молитву и начинают поминальную трапезу с ложки этого сладкого блюда.
Советы:
– Вместо риса в Кутью можно добавить другую крупу. Например, пшеницу, гречку, перловку…
– Поминальную Кутью готовят на поминки на девятый, сороковой день, на полгода, год, на поминальный день, а также специальные для этого отведенные даты.
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.
– Кутью поминальную ставят в центр стола и, по-обычаю, каждый человек перед трапезой съедает одну ложечку. Можно также брать это блюдо вилкой или прямо руками.
– Если вы по каким-то причинам не смогли освятить Кутью в церкви, не расстраивайтесь. Блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться перед поминальной трапезой.
Поминальная трапеза готовится в соответствии с церковным календарём. Если поминальный стол приходится на дни поста или является постным днём, то из рациона трапезы исключается мясная и молочная пища, а также яйца. Если нет поста или постного дня — то эти продукты можно включить в трапезу. На поминальной трапезе недопустимо употребление спиртных напитков.
ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО
3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.
9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается Рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.
40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.
Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.
В эти дни нужно молится об упокоении усопшего, заказывать в храме обедни и панихиды, ставить свечи об упокоении, посещать могилу.
ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
Мясопустная вселенская родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.
Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.
Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.
Троицкая вселенская родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после святой Пасхи.
Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).
День Победы ( 09 мая) – установлено Архиерейским Собором РПЦ в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.
НАЗВАНИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ
НЕКОТОРЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ
Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).
Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).
Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).
Молитва об усопших:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)
Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)
О ПОМИНОВЕНИИ НЕ КРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ
Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.
Некрещеные младенцы не отпеваются в церкви и не поминаются.
Тем не менее, если есть опасность смерти младенца или взрослого, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение в любое время суток.