что нужно не забыть сделать бухгалтеру в июне
Что надо бухгалтеру не забыть сделать до конца года
Каждый из нас с нетерпеньем ждет наступления нового года: праздник, встречи с друзьями, выходные для отдыха с семьей, подарки! Все это замечательно. Но для бухгалтеров новый год означает завершение текущего и наступление нового отчетного (налогового) периода. И хотя годовая бухгалтерская и налоговая отчетность сдается в основном не позднее марта, подготовиться к ней нужно уже в декабре уходящего года.
Так что необходимо сделать бухгалтеру сейчас, чтобы после новогодних праздников не работать в напряженном режиме?
Проверить наличие первичных документов
Пожалуй, самая основная и первостепенная задача — проверить наличие всех первичных документов.
Каждый факт хозяйственной жизни компании отражается на основании правильных и своевременно составленных первичных документов. От их наличия зависит достоверность бухгалтерской отчетности, а значит, и достоверность наличия прибыли или убытка в организации (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Поэтому до конца года нужно запросить у контрагентов оригиналы недостающих документов и отразить их в учете. Если в ходе такой самопроверки буду выявлены ошибки, то их можно будет исправить текущим годом.
Провести инвентаризацию
Как минимум раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств (п. 27 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н). При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года.
При проведении инвентаризации (ревизии) производится сверка фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Помимо того, в процессе ревизии контролируется сохранность имущества, выявляется имущество, потерявшее свое первоначальное качество, ненужное организации.
До конца года обязательно нужно свериться с контрагентами и подтвердить дебиторскую и кредиторскую задолженность подписанными с обеих сторон актами сверок. Акты сверок не являются первичными документами и не обязательны к составлению. Но в данном случае их составление и подписание контрагентами необходимо, прежде всего, самой организации — подтвержденная дебиторская задолженность даст возможность в будущем истребовать долги, а кредиторская задолженность будет подтверждена первичными документами.
Также нужно провести инвентаризацию и других счетов, например, 66, 67, 68, 70, 71 и т. д.
Если в ходе проведения инвентаризации будет выявлена безнадежная задолженность, например, истек срок исковой давности или контрагент исключен из ЕГРЮЛ, то нужно будет оформить соответствующий приказ и списать такую задолженность.
Ну и конечно же в обязательном порядке нужно свериться с налоговыми органами и фондами. Это позволит выявить, в частности, неверно зачисленные платежи, что приводит к начислению пеней и штрафов. При необходимости нужно направить заявления о зачете или уточнении платежа.
Работники
Возможно, что по этому пункту будет самый большой объем дел, которые нужно успеть сделать до конца года.
График отпусков на следующий год необходимо утверждать ежегодно до 17 декабря текущего года (ст. 123 ТК РФ). При этом нужно учесть, есть ли в организации:
Необходимо уточнить готов ли сотрудник разбить отпуск на части, если единовременное предоставление отпуска негативно сказывается на рабочем процессе.
Это трудоемкая работа, поэтому начинать ее нужно сильно заранее.
2. Размер оплаты труда и штатное расписание
Если в организации есть работники с окладом, приближенным к МРОТ, то, в случае законодательного повышения МРОТ, следует пересмотреть штатное расписание и увеличить оклады таким работникам. Не забудьте составить дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Если в организации есть работники со срочными договорами, то нужно проверить срок их действия и при необходимости продлить или перезаключить их. Кстати, с пролонгацией нужно быть осторожными, иначе инспекция может признать продленный договор бессрочным.
Создать резервы
Если ваша организация не относится к малым предприятиям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в бухгалтерском учете необходимо создавать резервы (на оплату отпусков, по сомнительным долгам и пр.).
Для целей налогового учета создание резервов является правом организации.
На 31 декабря необходимо проверить остатки всех резервов (при условии, что они ранее формировались) и в зависимости от ситуации нужно будет или включить неиспользованные суммы в доходы или перенести их на следующий год. И уже после этой проверки нужно сформироваться резервы на следующий год.
Поставщики и покупатели
Инвентаризировать нужно не только имущество и обязательства компании, но и имеющиеся договора с контрагентами. Если по каким- то договорам истекает срок действия и в них нет условия по автоматической пролонгации, то необходимо перезаключить такой договор или составить дополнительное соглашение о его продлении.
Касса
Устанавливать лимит кассы для организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, не обязательно. Если же компания таковой не является или же если лимит кассы все-таки установлен, то, в случае действия лимита кассы до конца года, следует утвердить допустимый остаток наличных в кассе на следующий год.
Выбор системы налогообложения
Если есть планы сменить налоговый режим с ОСНО на УСН, то нужно до 31 декабря в свою налоговую инспекцию подать соответствующее уведомление.
Такое уведомление нужно предоставить и в ситуации, если компания желает сменить объект налогообложения по УСН.
В случае, если компания уже является плательщиком УСН, необходимо проверить — не утрачено ли в 4 квартале уходящего года право на применение этого специального режима. Доход на УСН не должен превышать 150 млн. руб. в год, остаточная стоимость основных средств также должна быть менее 150 млн. руб., а численность работников не может превышать 100 человек.
При переходе с УСН на ОСНО необходимо уведомить налоговый орган до 15 января следующего года.
Выбор системы налогообложения особенно актуален для плательщиков ЕНВД — в связи с отменой этого режима с 01.01.2021 года. Если у организации имеются планы со следующего года платить УСН, то нужно удостовериться, что ранее подавалось уведомление о применении этого спецрежима, либо подать заявление сейчас.
Обособленные подразделения.
Если у организации имеются обособленные подразделения, расположенные в одном субъекте РФ, и компания уплачивает налог на прибыль по каждому из них, то до 31 декабря текущего года у нее есть возможность выбрать ответственное подразделение и уплачивать налог на прибыль за все подразделения через него.
По общему правилу НДФЛ за сотрудников уплачивается по месту регистрации каждого обособленного подразделения.
Если же эти обособки находятся в одном муниципальном образовании, то организациям разрешено:
Если в том же муниципальном образовании расположена и головная организация, то отчитываться и уплачивать НДФЛ можно по месту ее нахождения.
В любом случае о своем выборе предоставления отчетности и проведения платежей нужно уведомить налоговую инспекцию. Срок предоставления такого уведомления — до конца января следующего года. Но чтобы не забыть об этом можно сформировать такое уведомление уже в декабре.
Налог на имущество
Те организации, которые находятся на ОСНО, уплачивают налог на имущество с недвижимости или по среднегодовой стоимости, или исходя из кадастровой стоимости.
УСНщики платят налог на имущество с недвижимости только исходя из кадастровой стоимости и только по той, которая перечислена в ст. 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество платится по кадастровой стоимости, определяется региональными властями. Этот перечень периодически пересматривается и в него добавляются новые объекты.
Поэтому, если у организации есть недвижимость, то нужно каждый год проверять региональные перечни объектов на следующий год с целью своевременного определения: будет ли в следующем году организация являться плательщиком налога на имущество или нет.
Реформация баланса
Последней операцией отчетного года является реформация баланса. Именно на основании этой операции можно определить как сработала компания за этот год: с прибылью или с убытком.
Прибыль отражается проводкой — Дт 99 Кт 84
Убыток — Дт 84 Кт 99
Индивидуальные предприниматели
Для предпринимателей конец года означает истечение срока уплаты фиксированных страховых взносов за себя
В 2020 году сумма взносов в ПФР составляет 32 448 руб. и в ФФОМС — 8 426 руб.
Для предпринимателей, которые осуществляют деятельность в областях, пострадавших из-за коронавирусной инфекции сумма фиксированных страховых взносов в ПФР уменьшен на 12 130 руб. То есть, таким предпринимателям в ПФР нужно будет уплатить 20 318 руб. Сумма страховых взносов в ФФОМС осталась неизменной.
Успеть до конца года! Чек-лист для бухгалтеров и ИП
Для кого-то окончание года — это ёлка и подарки, а для предпринимателей и бухгалтеров — самая горячая пора. Как никогда становится важно навести порядок в делах и документах. Вместе с Банком Ак Барс мы собрали чек-лист: что бухгалтеру и малому бизнесу нужно обязательно успеть сделать до конца года, чтобы этот порядок навести, не попасть на пени и получить выгоду.
1. Проверить документы
Счета-фактуры, договоры и любые другие документы, доказывающие факт проведения сделки, — это основа документооборота любой компании.
По закону «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 №402-ФЗ, первичные документы отражают достоверность сведений о наличии прибыли организации. Поэтому если чего-то недостаёт, запросите документы у контрагентов и при необходимости внесите исправления текущим годом, заверив корректировку подписями лиц, которые составляли документ.
2. Провести инвентаризацию
Компания сама определяет сроки, когда проводить инвентаризацию, но перед сдачей годовой отчётности это нужно сделать обязательно. Инвентаризацию имущества, а также расчётов, денежных средств, основных средств проводят для того, чтобы выявить расхождения между их фактическим наличием и данными бухгалтерского учёта (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).
Бывают ситуации, когда должники не хотят платить по счетам. В этом случае самостоятельно не справиться — нужна помощь квалифицированного юриста. Полноценную правовую помощь можно получить круглосуточно в онлайн-формате. И, кстати, это будет намного выгоднее, чем держать юриста в штате.
3. Упорядочить работу сотрудников
Составить график отпусков
По ст. 123 ТК РФ график отпусков на будущий год необходимо утвердить до 17 декабря. Учитываем важные моменты:
Пересмотреть условия оплаты труда
В конце года зарплата может измениться из-за повышения МРОТ, индексации или выплаты премии за прошлые годы.
Если в организации работают сотрудники с зарплатой, приближённой к МРОТ, то при его повышении придётся пересмотреть штатное расписание, составить дополнительные соглашения к трудовым договорам и увеличить оклады.
Продлить трудовые договоры
Проверьте сроки действий срочных договоров и при необходимости продлите их. Но нужно учитывать такой момент — если подобный договор заключается с одним и тем же сотрудником несколько раз на одинаковых условиях, то суд может признать такой договор бессрочным.
4. Создать резервы
Этот пункт необходим, если ваша компания не относится к малым предприятиям, которым разрешается пользоваться упрощённым методом бухучёта и финансовой отчётности. Резервы могут быть как исключительно бухгалтерские, так и налоговые.
На что могут быть сформированы резервы:
На конец года — 31 декабря — компании должны создать бухгалтерский резерв под снижение стоимости материальных ценностей, с обязательной годовой инвентаризацией. Это нужно делать, если рыночная стоимость материальных ценностей снизилась.
5. Проверить договоры с контрагентами
Если срок договора истекает в текущем году и автоматическая пролонгация не предусмотрена, тогда следует перезаключить такой договор или составить дополнительное соглашение о его продлении.
Это можно сделать в специальном Конструкторе документов от Ак Барс Банка, который полностью заменяет юриста в вопросах договоров и соглашений. Вам нужно заплатить всего один раз, и потом в течение года можно будет генерировать любое количество юридически грамотных документов.
6. Проверить кассу
Работать без онлайн-касс могут только предприниматели без наёмных работников, но и они утратят это право в июле 2021 года. Посмотрите, если у вас нет онлайн-кассы, возможно, сейчас самое время приобрести её или взять в аренду.
7. Выбрать систему налогообложения
Если вы собираетесь менять налоговый режим с ОСНО на УСН, то подайте уведомление в налоговую инспекцию до 31 декабря.
При переходе с УСН на ОСНО можно уведомить налоговую до 15 января, но лучше сделать это в конце года.
Кстати, доход компании, которая работает по УСН, не должен превышать 150 миллионов ₽ в год, а численность сотрудников не может быть больше чем 100 человек. Так что учитывайте этот момент.
8. Индивидуальным предпринимателям — заплатить взносы
Оплатить фиксированные страховые взносы за себя (32 448 ₽ в ПФР и 8426 ₽ в ФФОМС).
9. Пересмотреть условия по РКО
В новый год надо переходить с новыми, выгодными условиями. В Ак Барс Банке вы можете снизить размер ежемесячных платежей на 20% и получить бесплатные бонусы: набор полезных сервисов для бизнеса.
Тарифная сетка очень гибкая: от бесплатного пакета для начинающих и ИП до расширенного для более крупного бизнеса, который благодаря сервисам позволяет экономить до 10 000 ₽ в год.
В набор сервисов входят персональный менеджер, корпоративная карта с кэшбэком для покупок, онлайн-бухгалтерия и другие «вкусности».
Вы можете подписаться на 3, 6 или 12 месяцев, и сделать это можно через онлайн-заявку на сайте. Представитель банка сам приедет к вам со всеми необходимыми документами.
Что бухгалтеру сделать перед Новым годом: памятка с 10 шагами
В последний месяц года бухгалтеру необходимо решить множество рабочих вопросов и подготовиться к закрытию финансового года. Несмотря на то, что баланс сдается в марте, провести закрывающие документы, оформить инвентаризационные описи и сделать сверки расчетов рекомендуется в декабре.
Шаг № 1. Проверьте документы, проанализируйте остатки по счетам учета
Чтобы соблюсти это требование, необходимо своевременно и в полном объеме отражать все хозяйственные операции. Значит, одна из приоритетных задач каждого бухгалтера — проверить имеющиеся первичные документы. Нужно проанализировать, соответствуют ли документы правилам оформления, при необходимости внести изменения в первичку или попросить контрагентов заменить ошибочные документы.
В декабре рекомендуем проанализировать все документы уходящего года, чтобы в следующем году не пришлось делать исправительные проводки. Особое внимание уделите суммам — указанные в первичных документах должны совпадать с суммами, отраженными в учете (в бухгалтерской программе).
Обязательно проанализируйте остатки по счетам учета. Такой анализ поможет выявить ошибки. Например, отрицательное сальдо по счету 41 сигнализирует о неверных проводках. А по дебетовому остатку на счете 60 можно выявить, каких документов не хватает и запросить их у поставщика.
Если в ходе проверки документов бухгалтер обнаружит ошибки, их нужно исправить и при необходимости подать уточненные декларации по налогам.
Шаг № 2. Проведите инвентаризацию
Помимо имущества (материалы, товары, основные средства) инвентаризации подлежат различные обязательства организации, дебиторская и кредиторская задолженность. При сверке обязательств также оформляют инвентаризационные описи. Сверка проводится по счетам 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71 и пр. По итогам сверки расчетов с контрагентами и контролирующими органами можно оформить акты сверки (но они не заменяют инвентаризационных описей. В результате инвентаризации расчетов можно выявить задолженность с истекшим сроком исковой давности, которую необходимо списать.
Шаг № 3. Проверьте учетную политику и внесите изменения
В декабре советуем проанализировать свою учетную политику и при необходимости внести соответствующие изменения. Например, компаниям на ОСНО можно закрепить в учетной политике порядок учета НДС в переходный период (напомним, что с 2019 года ставка налога вырастет до 20 %).
Шаг № 4. Утвердите штатное расписание
С начала 2018 года на 17 % вырос МРОТ, сейчас он равен 11 163 рублей. Необходимо проверить оклады работников: если они ниже указанного значения, следует их увеличить (ст. 133 и 133.1 ТК РФ). Не упустите, что в некоторых регионах действуют свои соглашения о МРОТ.
Повышая оклады, не забудьте оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Шаг № 5. Оформите график отпусков
Шаг № 6. Создайте резервы
На 31.12.2018 не использованные сумы резервов уходящего года бухгалтеру следует включить в доходы или перенести на 2019 год. Также следует сформировать новые резервы на 2019 год.
Шаг № 7. Пересмотрите лимит кассы
Напомним, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут работать без лимита кассы (п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).
Шаг № 8. Проведите реформацию баланса
В зависимости от итога, нужно сделать одну из проводок:
Шаг № 9. Уведомите ФНС о смене налогового режима
Действующим упрощенцам стоит проверить полученные доходы и сравнить их с установленным лимитом. Чтобы продолжить работать на УСН в 2019 году, доход за 2018 год должен быть не более 150 млн рублей.
При переходе с УСН на иную систему налогообложения необходимо уведомить инспекцию до 15.01.2019 (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
Шаг № 10. Заплатите фиксированные страховые взносы
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Как провалить сдачу годовой отчетности: 7 вредных советов бухгалтеру
Чтобы не сдать вовремя годовой отчет ума много не надо — забыть про сроки, изменения в законодательстве и здравый смысл. Всего несколько простых шагов и вам обеспечены проблемы с налоговиками и гарантированы начисленные штрафы. В статье мы собрали несколько вредных советов как не надо готовиться к годовому балансу и дадим чек-лист, как сдать отчетность без проблем. А в конце делимся чек-листом как сдать отчетность без паники.
Вредный совет 1. Забудьте про акты сверок с контрагентами
Зачем напрягать менеджеров и бухгалтерию контрагента? Кому нужна эта бюрократия и лишние документы? Достаточно созвониться с контрагентом и устно сверить сумму долга. Или не звоните, а просто пошлите акт сверки на электронный адрес. Ответа не ждите — с контрагентом вы знакомы 100 лет и доверяете друг другу.
Ну и пусть висит просроченная задолженность несписанной. Подумаешь, штрафы прилетят!
Регулярные сверки расчетов с контрагентами помогают своевременно учесть “вычерки”, “недовозы”, возвраты продукции, избежать ошибок в отчетности и сделают ваши отношения с контрагентами прозрачными.
В законодательстве нет информации, как часто нужно сверяться, в каком формате проводить сверку и отсутствуют формат актов. Такой регламент разрабатывает каждая компания самостоятельно. Кто-то проводит сверки раз в месяц, кто-то раз в квартал или год, а кто-то — сразу за весь период работы. Рекомендуем перед годовой отчетностью иметь на руках итоговый акт сверки и расхождений минимум по трем параметрам: дата, сумма и номер счета-фактуры или договора.
Вредный совет 2. Игнорируйте изменения в законах и не меняйте учетную политику
Пусть организация работает по одному документу, а об изменения в бухучете и налогах узнаете лично от налоговых инспекторов вместе со штрафами. Налоговики как опыт — берут дорого, но объясняют доходчиво.
Теоретически учетную политику можно создать один раз и не менять 5 лет. Но поскольку в 2019 и 2020 гг было много нововведений, в конце года целесообразнее обновить учетную политику на 31 декабря текущего года. Ведь с ней жить как минимум весь следующий год и, возможно, получится сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Вредный совет 3. Забейте на создание резерва по сомнительным долгам
Пусть неиспользованные суммы так и останутся висеть долгами, не включайте их в расходы и не переносите на следующий год.
Как правильно
Резервы по сомнительным долгам в бухучете обязаны создать все компании. Сюда входят задолженности покупателей, поставщиков, подрядчиков, сотрудникам по оплате труда и прочее. Для формирования такого резерва нужно регулярно проводить инвентаризацию долгов: на 31 марта, 30 июня и 30 сентября и соответственно формировать резерв на каждую отчетную дату при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
На 31.12.2019 года неиспользованные суммы резерва нужно включить в расходы или перенести на 2020 год.
Вредный совет 4. Мужественно вбивайте руками первичку в 1С
Работайте по старинке — сортируйте документы и строчка за строчкой вбивайте название, количество и сумму в программу. Подумаешь 500 позиций, вам же не впервой. Ничего, что не останется времени на другие важные задачи. Придется работать по ночам, забыв про членов семьи, но куда они от вас денутся?
Автоматизируйте процесс ввода первичных документов и избавьтесь от рутинной работы. Достаточно взять у клиентов документы в электронном формате и загрузить его в свою базу. Или воспользоваться специальными сервисами по автоматическому вводу первички, например таким как Загрузка документов от 42Clouds. Это позволит ускорить загрузку первички в 10 раз.
Вредный совет 5. Ждите до последнего — готовьте отчеты на скорую руку и сдавайте в последний момент
Отправьте отчетность электронно в последний день, в 23:58, вдруг успеет долететь. А потом — полночи ждите выписки о поступлении документа в ФНС. Но как правило, из-за спешки бухгалтер ошибается в отчетности и потом посылает уточненную декларацию и пояснительную записку. А у налоговиков есть неписаное правило — проверять в первую очередь тех налогоплательщиков, которые часто предоставляют уточненки.
Желательно еще в декабре уходящего года пересмотреть всю первичку. Тогда в новом году не придется искать входящие документы, а на исходящих — проверить наличие подписи и печати от клиента. Иначе придется делать исправительные проводки.
Обязательно проверьте остатки по счетам. Например, если появилось отрицательное сальдо по 41 счету, значит, вы где-то ошиблись с проводками и нужно их проанализировать. Дебетовый остаток по счету 60 говорит о том, что не хватает документов от поставщика. Если все сделать вовремя, бухгалтер сможет обойтись без подачи уточненной декларации.
Вредный совет 6. Отправьте отчетность после срока сдачи, пунктуальность никому еще не помогала
Вдруг Минфин, Минтруд и Росстат выпустят другие бланки и придется их по-новой заполнять. Если вдруг ФНС заблокирует расчетный счет из-за задержки отчетности, смело начинайте возмущаться и ругать налоговиков — писать гневные посты в соцсетях и комментарии на форумах, как несправедливо с вами поступили.
Как правильно
Кому, когда и что сдавать зависит от виды деятельности, системы налогообложения и региона. Кроме того, у каждой декларации есть свой дедлайн. Например, по СЗВ-М за декабрь 2019 года нужно отчитаться до 15 января 2020, а срок сдачи годового баланса — 31 марта. Чтобы не запутаться со сроками, не искать их в Налоговом Кодексе, удобнее собрать все данные в один профессиональный календарь.
Вредный совет 7. Предоставьте отчетность в ПФР не в полном объеме, пусть инспекторы сами позвонят
Забудьте про сроки сдачи СЗВ-М. Отправьте отчет не 15 января, а 16 числа. Только представьте, сколько внимания от фонда вы получите — звонки, письма, электронные сообщения. Потом — штрафы, по 500 рублей за каждую ошибку. Сразу узнаете от налоговиков и директора, что они о вас думают и как относятся. Если инспектор найдет ошибки и оштрафует, не поленитесь и скажите ему “спасибо”. Ведь это ваши грабли, они не бывают бесплатными
Как правильно
Отчитаться по СЗВ-М нужно до 15 января. Кроме того, в ПФР по итогам года нужно прислать до 20 января 2020 расчет по страховым взносам и СЗВ-стаж до 1 марта.
Чек-лист, который поможет вам сдать отчетность спокойно и без приключений
Единого алгоритма по подготовки годового отчета не существует. У каждого бухгалтера есть свои хитрости, лайфхаки и ноу-хау. Многое зависит от загруженности специалиста: кто-то работает в одной компании и ничего не успевает, а кто-то — ведет по 5-7 налогоплательщиков и ездит отдыхать после каждой сдачи отчетности.
Сдавать отчетность без паники нам помогают специальные инструменты бухгалтера, которые дополняют 1С, а также этот чек-лист:
Надеемся, чек-лист и вам поможет встретить новый бухгалтерский год без последствий! )
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование