что нужно говорить при встрече с батюшкой
Как здороваться с батюшкой в церкви и вне её?
Люди, которые идут в храм, должны понимать, что в Церкви существуют свои особенные правила этикета. Их следует соблюдать как в храме, так и в монастыре. Церковная среда тесно связана с благочестием, очищением и преображением сердца Божией благодатью, дарующейся труждающимся и подвизающимся. Поэтому соблюдение церковного этикета — это не только правила поведения, принятые для сохранения церковных устоев, но и путь восхождения к Богу.
Духовные люди соблюдают этикет для привлечения благодати Божией, поэтому в храм не принято входить в вызывающих одеждах: женщинам нельзя надевать брюки, короткие юбки, красить помадой губы и быть с непокрытой головой. Мужчинам нельзя носить шорты, тенниски, рубашки с короткими рукавами и источать запах табака. Эти правила не следует нарушать, посещая церковь, поскольку несоблюдение их может привести к справедливой отрицательной реакции окружающих.
Первое, что должен сделать человек, вошедший в Храм — поздороваться со священником. Если вы готовитесь к исповеди или причастию, обязательно узнайте, как правильно здороваться с батюшкой, и как правильно к нему обратиться в зависимости от занимаемого им сана.
Как здороваются со священниками?
Церковная этика не предполагает употребления слов «здравствуйте» или «добрый день» для приветствия священника. Обычно священникам говорят: «Отец Павел, Благословите», или «Батюшка, благословите».
В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»
Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.
Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.
Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.
Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».
Обращение к духовенству по степени священства
В православном мире различают три степени священства:
Именно от того, кто стоит перед вами, и с кем вам предстоит поздороваться, зависит то, как вы к нему обратитесь.
Как обращаться к диакону?
Диаконы являются помощниками священников, они не обладают такой благодатной силой, какая есть у священников. Поэтому диаконы не служат литургии, не крестят, не исповедуют, не соборуют, не венчают, не отпевают и не освящают дома. Но, тем не менее, диакон также может давать советы и принимать молитвы. Диакона принято называть «Отец диакон», также допускается обращение к нему по имени. При упоминании диакона в третьем лице можно сказать: «Отец диакон» или «Отец Александр».
Как обращаться к священнику?
Обращение к священнику должно быть почтительным и уважительным, поскольку он — носитель особенной благодати, которую получает, совершая таинство рукоположения на священство.
К священникам можно обращаться несколькими способами. К примеру, русские православные часто, согласно давнему обычаю, называют их батюшками. Обычно обращение в такой форме выглядит следующим образом: «Батюшка, разрешите Вас попросить?».
Однако обращение «Батюшка» — это разговорная форма, а согласно другой, более строгой и официальной, миряне должны обращаться к священнику, называя его «Отец»: «Отец Павел, можно обратиться к вам с вопросом?».
Если же священник упоминается в третьем лице, то можно сказать: «Отец Иоанн благословил» или «Отец настоятель посоветовал». Нежелательно сочетание имени и чина священника: «иерей Павел» или «протоиерей Иоанн». Допускается в обращении сочетание фамилии священника с формой «отец», к примеру: «отец Иванов».
Обращаться православным к священнику со словами «Святой отец» не принято.
И, конечно же, в церкви обращение к священнику должно быть только на «Вы». Если даже священник для вас — близкий или хороший знакомый, при посторонних излишняя фамильярность будет выглядеть неуместно.
Как обращаться к архиерею?
Архиерея принято называть «Владыкой». Чаще всего распространена форма обращения в звательном падеже: «Владыко, разрешите», «Владыко, благословите». Если же архиерей упоминается в третьем лице, то применяется именительный падеж: «Владыка Иоанн благословил».
Официальная же речь, в том числе и письменная, имеет следующие формы: «Преосвященнейший Владыко» или «Ваше преосвященство».
Как обращаются к архиепископу и митрополиту?
Архиепископ — это старший епископ, митрополит — высшее звание православного епископа. К священниках в таких чинах принято обращаться «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше высокопреосвященство».
Обращение к патриарху
К патриархам следует обращаться: «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество». Если нужно обратиться в письменном виде, тогда пишут: «Ваше Преосвященство, благословите» или «Владыко, благословите».
Видео о том, как здороваться с православными
Правила этикета в монастыре?
В монастыре существуют свои, особенные правила. Чтобы ознакомиться с монашеским общежитием, необходимо затратить немало времени. Основные правила, соблюдаемые в монастырях при паломничестве:
Как обращаться к обитателям мужского монастыря?
Как обращаться к обитателям женского монастыря?
Игуменьи отличаются от монахинь наличием золотого наперсного креста и правом благословлять. Если необходимо попросить у неё благословления, то обращаться следует так: «Мать игуменья», также можно назвать и по имени: «Мать Анастасия», «Матушка Анастасия» или просто «Матушка».
В женских монастырях «Матушками» называют только игумений, поэтому если вы услышали, как кто-то сказал: «Матушка», то следует знать, что имеется в виду именно игуменья.
Если же обращаются к монахине, то её также называют «Мать». Послушниц же называют «сёстрами», а если послушница — женщина преклонного возраста, то при обращении к ней употребляют «матушка».
А как Вы здороваетесь со священнослужителями? Соблюдаете ли церковный этикет? Расскажите об этом в комментариях.
Преображенский храм в Кореневе, пос. Красково
Православный этикет
Зачем нужен церковный этикет?
Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция.
Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.
Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.
Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.
Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.
Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?
Правила и наставления благочестивого поведения в храме.
«Дом мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.
Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62)
Благословение.
Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:
— Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.
— Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
— Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.
Обращение к духовенству.
В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.
Формы обращения к диакону:
Формы обращения к священнику:
Как здороваться со священником?
Обращение к архиерею:
Правила общения мирян.
Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.
Приветствие. Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!. Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой. Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.
В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.
Обращение в монастырях.
Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».
К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».
В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».
В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».
© Местная религиозная организация православного прихода Преображенского храма пос. Красково Люберецкого района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Что надо знать о православном церковном этикете
иеромонах Аристарх (Лоханов)
По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского
Общие сведения о церковном этикете
Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно (и теперь только по частям и с трудом восстанавливается) то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, – правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Условно эти правила можно назвать церковным этикетом. Вообще этикет – это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (различают придворный, дипломатический, воинский этикет, а также еще и общегражданский), а в переносном смысле – и сама форма поведения. Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, – с почитанием Бога, с благочестием.
Для различения двух терминов – благочестие и церковный этикет – вкратце коснемся некоторых основных понятий нравственного богословия (по курсу «Православное нравственное богословие» архимандрита Платона. – Троице-Сергиева Лавра, 1994).
Жизнь человека проходит одновременно в трех сферах бытия:
— природной;
— общественной;
— религиозной.
Обладая даром свободы, человек ориентирован:
— на собственное бытие;
— на этическое отношение к окружающему миру;
— на религиозное отношение к Богу.
Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (указывающая, что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности).
Основной принцип отношения человека к ближнему – честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к. Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке со-путника к Богу и со-наследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1Тим.4:7 ), преуспеванию в нем (см.: 1Тим.6:11 ) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак.1:26 ).
Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин.4:12 ), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей – в особенности из числа молодежи и интеллигенции – утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?!
Богобоязненный и церковно-воспитанный. человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца».
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.
Известно выражение одного подвижника: делай внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее, ибо внешнее принадлежит человеку, а внутреннее – Богу. При появлении внешних признаков добродетели сама добродетель постепенно возрастает в нас. Вот как мудро писал об этом епископ Вениамин (Милов):
«Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех предпочитает всюду себе, молчаливо терпит разные огорчения и всемерно напрягается мысленно и практически и в самоуничижении ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут.
Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и к людям, и горькие переживания его сменяются сладостными.
Так действиями любви без соответствующих чувств любви в конце концов вознаграждается излиянием в сердце небесной любви. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью».
Об этом же писал епископ Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
В общении с людьми – и церковными, и нецерковными – святые отцы советуют помнить о том, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом.
Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.
Для облегчения пользования этим небольшим пособием мы разделили его на следующие части: правила поведения на приходе; правила поведения в монастырях; как вести себя на приеме у епископа; поведение православного вне церкви.
На приходе
При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве.
В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («Целибат» – по-латыни «холост»). Диаконы и священники – целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так: