что нужно для занятия бизнесом
11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело
Просто сделай это
Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.
Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.
Менять окружение
Пробовать, а не думать
Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.
Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.
Выбрать свою нишу
Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.
Делать то, что приносит деньги
Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.
Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.
Просчитать риски
Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.
Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.
Составить бюджет
Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?
Нанять профессионалов
Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.
Найти ментора
Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.
Сделать заявление
Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.
Исследование: сколько стоит начать свой бизнес в России
Тинькофф-бизнес и «Авито» провели исследование малого бизнеса в России и узнали, сколько в среднем зарабатывают в разных отраслях.
В исследовании сравнили расходы на запуск нового бизнеса и покупку готового — дешевле всего оказалось создать ИТ-компанию или купить розничный интернет-магазин.
Рейтинг по обороту составляли на основе данных клиентов Тинькофф-бизнеса: ИП и представителей малого бизнеса с оборотом до 150 млн в год. С помощью анализа объявлений на «Авито» вычисляли, сколько стоит начать дело в разных сферах бизнеса.
Сколько стоит начать свое дело
По данным объявлений в «Авито» изучили зарплаты и гонорары специалистов в разделах «Работа» и «Услуги», а расчет аренды делали по предложениям в недвижимости.
Сравнили три подхода, как предприниматели создают и развивают бизнес:
В итоге получилось, что дешевле всего открывать дело в сфере услуг, где можно работать самому и не нужно арендовать помещение. Дороже всего покупать готовый бизнес в сфере ремонта авто, он стоит от 3 млн рублей, и в сфере грузоперевозок — там готовый проект обойдется в сумму от 2,5 млн рублей.
Сколько стоит открыть бизнес в разных сферах
Отрасль | Запуститься своими силами | Нанимать людей и делегировать | Купить готовый бизнес |
---|---|---|---|
Оптовая торговля | от 290 000 Р | от 350 000 Р | от 430 000 Р |
Розничная торговля | от 265 000 Р за три месяца аренды | от 264 000 Р без закупки товара | от 410 000 Р |
Кафе и рестораны | от 180 000 Р | от 900 000 Р | от 950 000 Р |
Розничный интернет-магазин | 100—1000 Р | от 800 000 Р | от 110 000 Р |
ИТ, разработка ПО | 100—1000 Р | от 220 000 Р | от 1 000 000 Р |
Дополнительное образование | 100—1000 Р | от 480 000 Р | от 500 000 Р |
Кто в малом бизнесе зарабатывает больше всего
В исследовании изучили, сколько зарабатывает одна компания в среднем, а затем посмотрели заработок всех бизнесов — в конкретных отраслях.
Максимальный общий оборот в отрасли оказался у компаний оптовой торговли — эта категория бизнесменов заработала 6,571 млрд рублей за первый квартал 2021 года. На втором месте разработка ПО — 6,539 млрд рублей. Третье место по отраслям у бизнесов в области бухгалтерии, права, рекламы и консалтинга — 5,769 млрд рублей.
На последних местах — строители зданий и сооружений — 2234 млрд рублей, компании, которые работают с недвижимостью — 2596 млрд рублей, розничные торговцы бытовой техникой и компьютерами — 2597 млрд рублей.
Какой бизнес можно открыть за 150 000 ₽: 10 историй предпринимателей
Начать свое дело, судя по данным ВЦИОМ, хочет четверть россиян. Главные препятствия для запуска бизнеса — нехватка денег, дорогие кредиты и необходимость приличного стартового капитала.
Как победить выгорание
Прокат карнавальных костюмов в Воронеже
Стартовые вложения: 119 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 100 000—150 000 Р
Расходы на старте: костюмы и аксессуары, мебель и оборудование, аренда, реклама в соцсетях, регистрация ИП
Вика любила костюмированные вечеринки, но в Воронеже было сложно достать наряд. Так у девушки появилось новое хобби — она покупала костюмы, а чтобы подзаработать, начала сдавать их в аренду. Увлечение постепенно переросло в бизнес — сначала прокат занимал пару часов в день, но со временем обороты выросли и пришлось полноценно посвятить себя этому делу.
Фонд костюмов Вика формировала постепенно: собирала заработанные деньги и раз в месяц покупала 5—10 костюмов. Со временем выяснила, что самые ходовые размеры: 42—48 для женщин, 46—50 для мужчин.
Прокат карнавальных костюмов — сезонный бизнес: костюмы обычно берут на утренники, выпускные вечера, вечеринки и корпоративы. Нужно заранее купить костюмы под праздники, угадать, какие кинопремьеры станут популярными настолько, чтобы люди арендовали костюмы героев из них. Чтобы выровнять падение выручки от сезонности, Вика параллельно продает антикварные вещи и предметы декора, проводит творческие мастер-классы, организовывает праздники. Еще предлагает костюмы барам и клубам, потому что им можно сдать сразу несколько костюмов, пусть и со скидкой.
Сайт для салона проката костюмов оказался бесполезным. Люди все равно приходят в магазин примерить наряд. Еще по опыту выяснили, что лучше не шить костюмы самостоятельно — покупать их проще и дешевле.
Фигуры из картона в Волгограде
Стартовые вложения: 14 800 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 160 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения, мебель, материалы, госпошлина за открытие ИП
Прежде чем начать свой бизнес, Александра поработала в аналогичной мастерской по изготовлению декораций из картона и набралась опыта. Свое дело начала как фрилансер с редких заказов и простых задач, например делала упаковки для подарков. Когда заказов стало много, в том числе и от компаний, предпринимательница сняла помещение и запустила свою мастерскую.
Александра делает не только фигуры из картона, но и строит декорации для фотосессий и клипов, украшает офисы компаний и проводит детские выездные мастер-классы. Сотрудников начала нанимать, когда перестала успевать все делать сама. Постепенно рабочий коллектив вырос до пяти человек, время от времени привлекают дополнительных помощников.
Основными клиентами мастерской стали крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. В бизнесе есть сезонность: с сентября по декабрь — горячий период, с января по февраль клиентов мало.
Швейное ателье в Сыктывкаре
Стартовые вложения: 66 350 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 30 000—40 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения за 4 месяца, две швейные машинки б /у, материалы и инструменты, визитки, плакаты, листовки и баннер для входа
Инна шесть лет работала портной: шила чехлы на автомобильные кресла, перетягивала мебель, меняла поролон. Потом заболела и потеряла работу.
В центре занятости ей предложили грант на собственный бизнес. Инна согласилась и решила открыть свое ателье. На запуск от государства она получила 78 800 Р : деньги ушли на аренду и оборудование. Промышленные машинки пришлось брать подержанные, а раскройный стол сделать самостоятельно.
Чтобы привлечь клиентов, Инна тестировала разные виды рекламы. Выяснилось, что баннер в газете не работает, лучше размещаться в строительных каталогах. Со временем про ателье узнали, к Инне стали обращаться поликлиники, гостиницы и мотоклубы.
Сначала предпринимательница работала с родственниками, но потом поняла, что так делать не стоит — они не выполняют поручения и могут вообще не прийти на работу, поэтому проще нанимать посторонних людей. Сотрудников Инна ищет через соцсети и центр занятости и оформляет их по договору гражданско-правового характера. Когда заказов мало, выполняет их сама.
Интернет-магазин обоев в Москве
Стартовые вложения: 126 300 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 700 000 Р
Расходы на старте: обои и каталоги, бухгалтерия, реклама, регистрация ИП и открытие расчетного счета
Николай занимался программированием и сделал поставщику обоев сайт-визитку. Бизнес его заинтересовал, и Николай предложил клиенту сотрудничество — вместе продавать обои через интернет. Они стартовали, но со временем поставщик начал менять условия. Тогда Николай разорвал партнерство и запустил новый магазин, уже с другом.
Разработкой сайта и размещением данных о товаре Николай занимался сам. Друг помог с доставкой: забирал товар у поставщиков, собирал заказы и отдавал их курьерам.
Бизнес стал расти — ребята экономили на аренде и формировали заказы на крытой стоянке, поэтому могли держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. За год оборот вышел на 4,7 млн рублей, прибыль составила 450 000 рублей. Тогда предприниматели наняли первого сотрудника, который обрабатывал заказы, и сняли склад и магазин, куда могли прийти покупатели за товаром. Постепенно расширили ассортимент и добавили ламинат и освещение.
В процессе роста бизнеса были и ошибки. Например, не сработала идея открыть магазин рядом с продажей кухонь, чтобы привлекать покупателей сопутствующими товарами для ремонта. Еще была попытка открыть второй магазин, но штат стал большим и не удавалось держать низкую наценку — пришлось закрыть. В итоге оставили один офлайн-магазин и сайт.
Активно развивать бизнес помогла работа с сайтом и текстами — за год друзья добавили на страницу магазина большое количество материалов, которые рассказывали о разных видах обоев. На сайт стали заходить по 90 000 человек в месяц, часть из них становились покупателями.
Пончики в Чебоксарах
Стартовые вложения: 100 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 350 000 Р
Расходы на старте: аппарат для приготовления пончиков, сырье, сертификация, фритюр, дозатор для начинки, аренда за помещение, металлические столы
Анжелика вместе с другом Сашей пробовали продавать овец, но с поставщиком не сложилось. Тогда решили заняться другим бизнесом. Идею нашли на «Авито»: там продавали пончиковый аппарат. Девушка вспомнила свою работу няней в США: местные часто ели пончики, как в «Симпсонах», а в России Анжелика такой еды не видела.
Первые пончики жарили дома на сковородке, потом купили аппарат и долго искали рецепт идеального теста. Когда получилось вкусно, сняли недорогое помещение под производство и еще арендовали 6 м² в торговом центре — поставили «островок» для реализации.
Чтобы приготовить пончик, предприниматели использовали хлебопечку для замеса теста, аппарат, где тесто поднимается под воздействием углекислого газа, электрическую плиту и дозатор для начинки — все это помещалось на двух металлических столах. Начинку покупали готовую, а глазурь варили сами. Производство получилось увеличить, когда нашли поставщика готовых смесей для пончиков — если не делать тесто самим, можно приготовить в два раза больше штук за то же время.
Пончики — это сезонный бизнес. Высокий спрос приходится на праздники, а падает с середины весны до середины лета, когда часть покупателей отказывается от мучного и сидит на диетах. Чтобы заработать больше, Саша и Анжелика начали продавать кофе и договорились с другими кофейнями и магазинами о поставке своей продукции.
Если хотите открыть такой же бизнес, внимательно отнеситесь к договорам на помещения — арендодатель Анжелики заметил, что ее бизнес идет в гору, и не стал продлевать договор. Вместо этого он открыл аналогичную пончиковую сам. Хорошо, что девушка подготовилась к такому варианту развития событий — создала другие варианты сбыта.
Сахарная вата в Кемерове
Летом лучше арендовать место в парках, на набережной или рядом с детской площадкой. Зимой придется переехать в торговый центр: на улице продукты замерзнут. Еще можно брать аппарат на фотосессии, праздники, мероприятия: если планируете выездную работу, ищите аппарат с газовой подачей, он не зависит от электричества. Пригодится и специальный купол — так во время готовки горячие капли не попадут на зрителей.
Веники для бани в Горячем Ключе
Стартовые вложения: 70 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: до 550 000 Р
Расходы на старте: веники и упаковка
Иван занимался производством спортивного питания в небольшом городе Горячий Ключ. Чтобы расширить рынок сбыта, он поехал в Москву и попытался продать партию товара в первый попавшийся фитнес-клуб. Там он познакомился с предпринимателем, который выкупил у него спортивное питание и заодно сделал заказ на веники для бань — такие делают многие жители Ключа. Иван понял, что это может стать стабильным бизнесом, ведь с сырьем проблем нет: можно покупать веники у жителей и продавать большую партию в Москве.
Сертификаты на банные веники не нужны, вмести них можно оформить отказное письмо на продукцию — это документ, в котором говорится, что товар не подлежит сертификации.
Чтобы открыть такой бизнес, нужно найти вязальщиков — тех, кто вяжет веники. В Ключе это бабушки и дедушки, которые таким образом создают себе прибавку к пенсии. Веники делают вручную, чтобы контролировать, какая ветка ляжет в пучок, а какая нет. Еще для производства пригодится заготовитель — он договаривается с лесниками, оформляет лесные билеты, нанимает сборщиков веток, проверяет качество работы.
Основные клиенты — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще веники покупают крупные банные комплексы и предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу.
Конструкторское бюро в Москве
Стартовые вложения: 95 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 500 000 Р
Расходы на старте: еда, жилье, транспорт и регистрация юридического лица
Этот бизнес появился из кружка по интересам. Дмитрий еще в университете увлекся созданием 3Д-моделей инженерных конструкций — разобрался в специальной программе, участвовал с друзьями в олимпиадах по этой теме. Когда кружок дорос до двадцати человек, ребята обратились к ректору — тот помог с помещением и оборудованием.
Портфолио наработали тоже с помощью вуза — бесплатно перевели металлургическое оборудование для кафедры в трехмерный вид. Сотрудники рассказали о толковых студентах друзьям и коллегам — так появились первые клиенты. Со временем количество заказов росло, ребята сделали экзоскелет, шлем для оцифровки мимики, станции велопроката. Сейчас в портфолио бюро факел для олимпийского огня и подводные беспилотники.
Работа строится так: сначала клиент приходит с идеей, ребята изучают рынок похожих устройств. Выясняют, что не нравится пользователям и как они используют такую технику. Потом делают простой макет из подручных средств, согласуют с клиентом, на его основе создают рабочую модель. Ее тестируют, снова показывают клиенту. Получается готовая модель, с которой можно идти на серийное производство. Патент и все права на такое изобретение становятся собственностью клиента.
Творческая мастерская в Казани
Стартовые вложения: 115 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 200 000—500 000 Р
Расходы на старте: аренда комнаты, ремонт, роспись стен, мебель и оборудование, расходные материалы, регистрация ИП
Братья Васильевы по образованию программисты, но всегда хотели заниматься творчеством. Однажды они решили организовать выездные мастер-классы по мультипликации и песочной анимации: оказалось, спрос на это есть, но выезды отнимали слишком много сил. Поэтому предприниматели нашли помещение и открыли творческую мастерскую — место, где взрослые могут попробовать разные хобби.
Сначала проводили разовые мастер-классы пару раз в неделю. Затем организовали выставку мультипликации: после нее о братьях узнало много людей и посещаемость мастер-классов выросла. Чтобы люди возвращались, братья постоянно запускают новые направления, а от непопулярных отказываются.
Чтобы получить дополнительный доход, братья стали продавать продукцию, изготовленную на оборудовании мастерской. Еще они начали участвовать в выездных фестивалях: проводить там мастер-классы и продавать готовые товары — это помогло увеличить прибыль и привлечь новых клиентов.
Студия живописи в Воронеже
Стартовые вложения: 151 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 40 000—70 000 Р
Расходы на старте: аренда, мебель и мольберты, посуда, материалы для живописи, натюрмортный фонд, реклама и полиграфия, хозяйственные мелочи
Настя работала преподавателем в студии живописи. Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила бизнес и стала работать на себя.
У студии развлекательный формат: учиться приходят люди, которые не планируют становиться художниками, а хотят попробовать что-то новое и порисовать. Лицензия для такого бизнеса не нужна, документы об образовании Настя не выдает.
Работает девушка не одна — на мастер-классы она привлекает и других преподавателей. Как сотрудников никого не оформляет — наоборот, преподаватели арендуют у нее студию за процент от пришедших на занятия людей.
Если вы хотите открыть такой бизнес, ищите просторное и светлое помещение. Проходимость не особо важна, потому что на мастер-класс редко приходят случайные люди. Окна должны быть большими, потому что художникам нужно много света. Еще пригодится зона отдыха, где ученик может попить чай и отвлечься.
Для работы нужно купить мольберты, разбавитель для красок, сами краски, кисти, холсты, карандаши, бумагу. Собрать натюрмортный фонд — из него ставят постановку для срисовывания. В композицию лучше вложиться — постановка должна быть интересной и с разными деталями.
Большая часть клиентов такого бизнеса — женщины от 25 до 45 лет. Есть и детские встречи, но они не делают основной выручки.
Чтобы заработать больше, нужно проводить разовые мастер-классы: они привлекают новых клиентов, которые могут стать постоянными. Еще в продвижении помогают соцсети: Настя публикует во «Вконтакте» заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах. Повезет, если группу заметят полезные люди — журналисты, представители творческих объединений, организаторы выставок и мероприятий: они могут организовать мастер-класс студии у себя на площадке и рассказать о ней большому количеству людей.
Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать
Эксперты обсудили, нужно ли формировать стандарт бизнес-образования и что не даёт развивать предпринимательские компетенции со школьной скамьи.
Хотя на рынке дополнительного образования отмечается бум предпринимательских курсов, на уровне университетов и тем более школ такие программы остаются редким явлением. Среди них — проект Минобрнауки «Стартап как диплом», московский »Предпринимательский класс» и некоторые региональные инициативы, например «Лига школьного предпринимательства» в Ульяновской области и «Это бизнес, детки» в Тюменской области.
При этом единые стандарты предпринимательского образования ещё не сформированы — это касается и федерального проекта «Стартап как диплом» (притом что в 2021 году к программе присоединились ещё 25 регионов), и программ MBA, которые пришли в Россию больше 20 лет назад.
Но так ли вообще необходим подобный стандарт и можно ли сформулировать единые требования к компетенциям предпринимателя? Что мешает массово учить предпринимательским навыкам школьников и студентов нашей страны? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Московского международного салона образования (ММСО), и мы предлагаем ознакомиться с главными тезисами спикеров. Посмотреть полные записи дискуссий можно на YouTube:
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Чему нужно учить будущих предпринимателей
По вопросу, так ли необходим единый стандарт предпринимательского образования, прозвучали разные мнения. Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Московской школы управления «Сколково», считает, что выработка стандарта просто не имеет смысла, потому что сама деятельность предпринимателя меняется слишком быстро. Особенно в эпоху стремительного технологического прогресса — стандарт может устареть буквально в момент публикации.
Елена утверждает, что вместо этого стоит говорить о том, что именно делает предприниматель и в каком контексте он работает. Сам навык предпринимательства эксперт предложила рассматривать через три составляющие:
Также Елена отмечает важность креативного мышления, необходимого для поиска бизнес-идей. И, по её мнению, не лишним будет знать историю предпринимательства — на эту тему Московская школа управления «Сколково» в сотрудничестве с Arzamas запустила курс лекций «Деловые люди XIX века». Но самое важное, по мнению спикера, — это практика:
Андрей Андрусов, инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», учитель проектной деятельности в «Класс-Центре» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», считает, что стандарт предпринимательского образования должен формироваться через количественные показатели — какой процент прошедших курс или программу действительно запустил свой бизнес и получает прибыль.
Эксперт полностью согласен с Еленой Бондаренко, что главное в обучении будущих предпринимателей — это деятельность. Поэтому своим ученикам он рекомендует начать запускать собственные бизнес-проекты как можно раньше. Кроме проработки собственно предпринимательских навыков, такой подход, по мнению спикера, замечательно мотивирует школьников изучать новое. В процессе работы над проектом у них появляются вопросы, например «Как установить цену?» или «Где лучше продвигать свой продукт?», которые часто опережают программу. Поэтому ученики начинают искать ответы самостоятельно:
«На самом деле это уникальный предмет. У меня учебник читают в сентябре, многие читают сразу до конца. Вы видели кого-нибудь из учащихся, которые читают учебник, например, по истории, сразу до конца года, так, на всякий случай? А они читают, потому что им это нужно сейчас для конкретной практической деятельности. Мне кажется, бросать учеников вот в эту реальность и помогать, поддерживать, когда они сталкиваются с проблемами, — это самый лучший способ обучения».
Иную точку зрения озвучил Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета. По его мнению, нет никаких препятствий для того, чтобы формировать стандарт предпринимательского образования на основе компетенций. В пример спикер приводит ФГОС ВО (3++), в которых как раз упор делается на компетенции, как универсальные, так и профессиональные: «Там не написано, что надо изучать историю в объёме 50 часов. Там написано, что нужно сформировать историческое мышление. В этом смысле мы можем задать вопрос, какой стандарт должен быть у предпринимательского образования».
Так как само предпринимательство может иметь самые разные формы — от открытия своей булочной до успехов Илона Маска, — Андрей Щербенок считает, что стандарт соответствующего образования должен в первую очередь отражать междисциплинарность, в противовес традиционному подходу, когда дисциплины изучаются отдельно и независимо друг от друга:
«Вы не можете осуществлять деятельность в рамках какой-то одной „оптики“, экономической, или технологической, или социальной, или какой-то ещё. Как только вы начинаете что-то делать, вы сразу сталкиваетесь с тем, что вы должны одновременно мыслить как экономист, как финансист, как психолог, как технолог. Должны понимать огромное количество вещей. И самое главное — всё это должно связываться в какую-то систему. Поэтому, мне кажется, в этом стандарте предпринимательского образования должна быть междисциплинарность».
Также Щербенок не согласился с выступавшими ранее экспертами в том, что лучший способ обучать предпринимательству — сразу бросать учащегося в деятельность. По мнению Андрея, когда человек начинает работу, например, над технологическим проектом без базовых знаний, то в процессе он усвоит только тот минимум информации, который необходим для решения насущных задач. И в результате останется на поверхностном уровне понимания темы. Но здесь же, по словам спикера, возникает дилемма:
«С одной стороны, мы должны сразу бросить в деятельность, но тогда у нас будут очень поверхностные деятельные люди, которые делают всякую фигню. А с другой стороны — академики, „ботаны“, которые в тему погрузились, но никогда в деятельность не выйдут. Мне кажется, хорошее предпринимательское образование должно это каким-то образом диалектически сочетать. Как это сделать — это следующий вопрос».
Что мешает развивать предпринимательское образование в России
Исследование Global Entrepreneurship Monitor показало, что по всем параметрам, связанным с предпринимательской средой (государственная поддержка, доступная инфраструктура, предпринимательское образование, наличие растущих рынков и так далее), Россия не дотягивает до общемировых показателей. Эти данные озвучил Алексей Комаров, академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE» и директор проекта «Сколково Практикум Штаб». Так, наша страна находится на 25-м месте в рейтинге из 45 анализируемых стран по предпринимательскому образованию в школе, а по бизнес-программам вне школы (сюда входит вузовское и дополнительное образование) — на 36-м месте.
Спикер считает, что в сфере предпринимательского образования не хватает объединения усилий разных игроков — то есть государственных и частных образовательных организаций, — чтобы растить число предпринимателей в обществе и повышать их вклад в экономику, обучая вести дела эффективно и грамотно.
Алла Аргунова, основатель и директор частной школы «Путь к успеху», в которой бизнес-образование включено на уровне основной программы, утверждает, что в плане теоретической подготовки, тренировки hard и soft skills, а также проектной деятельности сложностей нет. Однако проблемы возникают, когда юные предприниматели доходят до стадии реализации бизнес-проекта:
«Как только мы завершаем проектный менеджмент, начинаются индивидуальные шаги. Нужна сеть менторов. У нас нет экосистемы, чтобы это реализовать. И если ребёнок хочет что-то производить, что-то создавать, ему нужна технологическая база, на которой будет происходить эта реализация продуктов».
Основатель ONE! International School Максим Натапов не согласен с тем, что любой детский бизнес-проект непременно нужно доводить до реализации. Он придерживается мнения, что не всем школьникам дано стать предпринимателями, но для всех полезно развивать бизнес-мышление и веру в себя, знакомиться с предпринимательской культурой, формировать понимание, что не страшно ошибаться, что даже после провалов можно подняться и двигаться дальше.
Похожее мнение выразила Кнарик Арабян, соосновательница детской бизнес-школы KinderMBA. Эксперт разделяет бизнес-образование на два направления: развитие предпринимательского мышления у школьников и, собственно, подготовку предпринимателей. Если второй путь в результате должен привести к созданию собственного бизнеса, что, очевидно, не для всех, то первый полезен для любого ребёнка без исключения:
«Предпринимательство, если раскладывать его на части, — это навыки, знания, командная работа. Оно позволяет концентрировать в себе всё сразу. Все soft skills и все знания, включая предметные. В предпринимательстве ты делаешь продукт, а продукт всегда посвящён какой-то конкретной предметной области, в которой ты должен быть специалистом. Продукт может быть в области биологии, физики, химии — и это сразу даёт прикладное применение тем знаниям, которые ты получаешь. Автоматически повышается мотивация учиться».
При этом спикер на собственном опыте столкнулась с преградами для внедрения в школы программ по проектной и предпринимательской деятельности. По словам Кнарик, здесь не обойтись без государственной поддержки, потому что школы, как и родители, заинтересованы в подобных проектах, но всё упирается в экономику.
Что поможет улучшить ситуацию с бизнес-образованием
Рассуждая о том, как популяризировать предпринимательское образование и сделать его доступнее, спикеры сошлись во мнениях.
Андрей Щербенок озвучил мысль, что предпринимательская деятельность по своей сути нерациональна, так как связана с риском и большими затратами личных ресурсов. Ведь гораздо разумнее, по словам эксперта, «стать квалифицированным инженером, получать стабильную зарплату и ни о чём не „париться“». Чтобы человек стал предпринимателем, он должен захотеть что-то изменить в конкретной сфере деятельности и поверить, что это ему по силам. А для этого ему необходимо взаимодействовать с людьми, которые «горят» своим делом, — с наставниками, единомышленниками. Поэтому без сообщества, в котором бы происходил обмен опытом и знаниями, невозможно по-настоящему развивать предпринимательскую культуру, считает Щербенок.
Алексей Комаров тоже подчеркнул важность формирования сообщества и выстраивания коммуникации между разрозненными образовательными организациями. При этом спикер отметил, что в России достаточно хорошо развиты образовательные технологии, и этот задел мог бы помочь нашему бизнес-образованию стать конкурентоспособным на международном уровне.
Также всё эксперты согласились с тем, что начинать формировать предпринимательское мышление и соответствующие компетенции следует ещё со школьной скамьи. И озвучили несколько аспектов, которые для этого необходимы.
Во-первых, по словам Аллы Аргуновой, был бы очень полезен фонд-инкубатор, через который инвесторы и бизнес-ангелы смогли бы финансировать лучшие проекты юных предпринимателей.
Во-вторых, спикер отметила важность привлечения взрослых экспертов-менторов, которые бы направляли школьников и подсказывали, что и как делать. Ими могут быть и родители — в качестве примера Алла привела кейс, когда первоклассник придумал проект кинестетик-планшета для слабовидящих, который в итоге стал семейным бизнесом.
В-третьих, по словам экспертов, очень не хватает сообщества предпринимателей, которые были бы готовы предоставить свои производственные площадки для создания продуктов, придуманных детьми. Например, школьник-предприниматель хочет издать книгу и обращается в конкретное издательство, готовое помочь.
И наконец, остаётся проблема подготовки учителей, которые могли бы вести предпринимательские классы. Как отметила Кнарик Арабян, для массового включения подобных программ в школьное образование очень не хватает педагогов с нужными компетенциями. Андрей Андрусов считает, что занять эту позицию вполне может подготовленный учитель и без личного опыта ведения бизнеса. Но как и где обучать педагогов преподавать бизнес-дисциплины — отдельный вопрос.