что нужно делать в родительскую субботу в церкви
Вселенская родительская суббота: что важно знать и сделать?
Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Поэтому она названа Вселенской. В этом году (дата подвижна и зависит от Пасхи) поминание припадает на 18 февраля. Всего таких масштабных вселенских поминовений в Православной Церкви установлено три: вышеуказанная суббота; Радоница, празднуемая во вторник следующей седмицы по Пасхе, когда мы делимся радостью о Воскресшем Господе со своими усопшими; Троицкая родительская суббота, в которую мы вспоминаем о своих усопших в связи с тем, что день Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Мы вспоминаем всех членов Церкви, земной и небесной, как единого живого организма – Тела Христова, объединенного Им же и имеющего Своим Главой Его же. Всех членов Церкви – это и усопших, и нас – живых, и святых. Ведь следующее воскресенье после Дня Святой Троицы – Неделя Всех святых. А воскресение после нее – отечественное уже поминовение – Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших.
Кроме того, конечно же, существуют поминальные заупокойные богослужения, установление которых связано с конкретными историческими факторами. Димитриевская поминальная суббота сопряжена с событиями Куликовой битвы, в которую погибло очень много православных славян. Она названа Димитриевской, так как соотносится с последующими днями памяти святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. Или, например, заупокойные поминовения в день памяти Собора новомучеников и исповедникой Церкви Русской всех православных христиан, которые пострадали за веру Христову в советский период или стали жертвами политических репрессий. Есть и другие дни поминовений. К примеру, некоторые великопостные субботы.
Существуют и рядовые поминовения на Литургиях, сорокоустах, неусыпаемой Псалтири, общих панихидах, литиях или частные требы (по потребности людей): чин погребения усопших, также панихиды и литии.
Обычный день поминовения усопших – суббота. Это еще ветхозаветная традиция, так как суббота – день покоя, а усопшие уже упокоились в покое Господнем.
Но почему же именно перед Неделей о Страшном суде мы вспоминаем всех отныне и до века усопших православных христиан?
Ответ на это дается в синаксаре (с греческого – «сборник»; в данном случае сборник поучений на тему подготовки христианина к Великому посту) субботы мясопустной: «В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.
Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.
С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала (от Адама), а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста.
В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, – молиться соборно, поминая всех православных».
Почему же так важно нам, живым, молиться об усопших? Ведь их участь почти решена. По смерти для человека нет покаяния, он не может изменить свою участь: вчем Господь застал, в том и будет судить. Для них есть только воздаяние за плохие или хорошие поступки в жизни – за зависящее от воли человека приближение к Богу или удаление от Него.
Но Церковь и святые отцы практически в один голос учат, что по молитвам Церкви земной: архиереев, священников, сродников усопшего – Господь дарует покойным Свою сугубую благодать, улучшает их участь в загробном мире. Тем более что до Страшного суда участь наших усопших еще до конца не определена. Только после Второго пришествия Христова будут окончательно утверждены либо вечные муки в аду, либо вечное блаженство в раю. А до этого строка своих покойных можно вымолить. И своей любовью, воплощенной в молитве – церковной или домашней, в делах милосердия, совершенных ради них, мы благодатью Божией можем им сильно помочь и даже избавить от вечных мук.
Приведем пример из вышеупомянутого синаксаря: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”. (Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.
Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере”».
Потому, дорогие братья и сестры, Церковь-Мать призывает нас занять не пассивную позицию горюющих и унывающих, но активную позицию православного христианина, у которого любовь претворяется в конкретные дела – поминовения на Литургиях, сорокоусты, неусыпаемые Псалтири, панихиды, литии, домашние молитвы, дела милостыни, которые помогут нашему усопшему упокоиться, как справедливо поется в заупокойных песнопениях, «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне…»
Чувствуешь боль и тоску по своему усопшему? Не сиди сложа руки, не пребывай в унынии – возьми в руки Псалтирь, читай семнадцатую кафизму или несколько их, канон по усопшему, иные заупокойные молитвы. И ты не только сотворишь ему много добра, но и сам с Божьей помощью избавишься от уныния.
Ведь как говорится в 11-м и 12-м членах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь». Не этого века, но будущего. И «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Вспомним также последние страницы Святой Библии – 21-ю и 22-ю главы Откровения. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия освятила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…» (Откр. 21:1–4, 23, 24).
Вот чего мы ожидаем. Нужно только с Божьей помощью потрудиться и за себя, и за усопших своих.
Закончить же статью хочется словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Свидетельствующий сие говорит: ей гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
Родительская суббота: что нужно делать в этот день
Очень часто интересуются вопросами, что означает родительская суббота, и что именно нужно делать в это день. Православная церковь установила по меньшей мере 8 дат календаря, когда можно помянуть умерших родителей и вообще близких людей, которые при жизни были крещены.
Однако культура поминания сочетает в себе весьма интересную палитру церковных и народных традиций. И если отделить одни от других, можно понять, как правильно поминать, и чего делать не стоит.
Родительские субботы в 2022 году — когда будут
Мы всегда храним память об умерших предках, близких, друзьях и просто хороших знакомых. Вместе с тем, по православной традиции у христиан принято особо поминать усопших несколько дней в году. Они называются родительскими субботами и в большинстве случаев даты выпадают именно на шестой день недели, хотя и не всегда это так.
Если говорить о том, какого числа будут родительские субботы и особые дни поминания усопших в 2022 году, то получается такой список:
Родительские субботы, которые установлены церковным календарем, в 2022 году будут:
Есть еще и 9 мая, и День поминовения 11 сентября, когда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество.
Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Святой Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.
Что нужно делать в храме и на кладбище
Прежде всего, верующие люди непременно отправляются в ближайшую церковь, чтобы принять участие в заупокойной службе. Как правило, накануне подают записки, в которых указаны имена усопших людей (на старославянском языке, без фамилий и отчеств).
Во время службы можно поставить зажженную свечу за упокой на специальный панихидный столик. Если не увидите его сразу, вам всегда помогут найти его.
Далее можно послушать песнопения и вознести искреннюю молитву за ушедшего в мир иной человека. Можно молиться своими словами или произнести вслух или про себя простую фразу:
Это особые минуты, когда боль утраты озаряется светлым чувством, подобно тому, как огонь свечи хоть и немного, но все же освещает мрачное помещение.
Христианское вероучение (как и многие другие религии) исходит из того, что истинная природа человека бессмертна. А значит, душа его живет и в посмертном мире. Более того – верующие в Христа однажды воскреснут, поэтому мы расстались с близким только на время, но не навсегда.
После этого можно еще несколько минут побыть в церкви и отправиться по своим делам – на кладбище или же домой, чтобы побыть со своими близкими.
Если поминание происходит в родительский день (второй вторник после Пасхи), в церковь можно принести практически любые продукты и напитки, кроме алкогольных. Также не следует приносить мясо и продукты на его основе (колбасы, копчености и т.п.).
Еда обычно просто отдается нуждающимся. Вкусить ее могут и священнослужители, которые одновременно поминают усопших. Кстати говоря, каждый человек может оставить не только продукты, но и положить туда записку с именами покойных близких – их помянут особо.
Интересно, что такой обряд называется «принести пищу на канун». В народе традиция переплетается с принесением продуктов и водки на могилу, однако это далеко не одно и то же. На самом деле церковь неодобрительно относится к возлияниям на кладбище, равно как и дома, в день поминовения.
Зачем нести еду на канун и подавать милостыню
Иногда верующие испытывают определенное стеснение, сомнения и другие неприятные эмоции, связанные с этим обрядом. Возникает сразу несколько вопросов, например:
Как и во многих житейских ситуациях, на эти вопросы следует отвечать исходя из совести и здравого смысла. А еще полезно прислушаться к духовно зрелым людям и священнослужителям, которые обязательно помогут разрешить духовные сомнения.
Что не следует делать в памятный день
Существует довольно много народных традиций. связанных с поминанием. Наиболее известная из них – трапеза на могиле, оставление продуктов и водки на столике. Если говорить о том, что надо делать в родительскую субботу, можно сказать: почти все, но только не это.
Православие не считает нужным организовывать поминки, как принято в народе, с помощью пищи и алкоголя, которые приносят и ставят на могиле. Эта традиция имеет давние языческие и отчасти советские корни, когда на место захоронения погибших воинов ставили граненый стакан водки, на который клали кусочек хлеба.
В самом этом жесте нет ничего предосудительного, ибо люди таким образом выражают свое уважение – они поминают близкого человека.
С другой стороны, не секрет, что если рюмка налита, ее непременно кто-то выпьет. Возможно, алкоголь употребит сам наливший, а после поминовения на могилу вообще может заглянуть посторонний человек. К тому же на еду могут прибежать собаки или хуже того – крысы.
Получается, что мы стараемся поступить от всего сердца – помянуть человека, отдать ему последнюю дань уважения. Но последствия использования пищи и особенно алкоголя (к тому же крепкого) на могиле не вполне соответствуют нашей благородной цели.
Впрочем, это не лишает возможности пожертвовать всю еду нуждающимся, которые могут быть в том числе и на кладбище. Отдайте яйца и пасочку любому человеку, как подскажет сердце. Возможно, он и сам об этом попросит, а может быть, все будет понятно и без слов – это самая удобная ситуация.
Конкретных рекомендаций и правил тут нет, вот только одно условие: милостыня подается от чистого сердца. И конечно, речь не идет об алкоголе. Мы ведь говорим именно о нуждающемся, т.е. о его нужде. А алкоголь, как ни крути – это ложная потребность: то, без чего вполне можно прожить здоровым и счастливым.
Официальные представители церкви охотно делятся православной точкой зрения о том, как правильно поминать усопших. Священники единодушны в том, что традиция поминовения с помощью алкоголя и оставления на могиле еды не имеет отношения к православию.
Поэтому лучше прислушаться к православной точке зрения, если есть желание правильно помянуть усопшего человека.
Таким образом, светлая память об ушедших не должна омрачаться житейскими страстями, которым лучше уделять как можно меньше времени. Есть простой и правильный способ помянуть человека – помолиться о нем и сотворить добро (подать милостыню).
Родительская суббота: главное — исповедь и причастие
В моих словах можно услышать некоторую иронию – но она не относится к самому желанию помолиться о родителях, дедушках-бабушках, а в каких-то семьях – и о слишком рано покинувших своих отцов и матерей детях. Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения.
Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть утреню субботы любого гласа Октоиха. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет.
В нашем нынешнем сознании святые – это особый класс людей: они, во-первых, умерли, а во-вторых, их святость засвидетельстована формальным церковным актом – канонизацией. Однако такое понимание святости – довольно позднее. Если мы обратимся к Новому Завету, то святыми там именуются не «особые» люди, а христиане – просто по факту их принадлежности к Церкви: «А теперь я иду в Иерусалим, – говорит апостол Павел, – чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим15:25).
Такое наименование христиан сохраняется и в богослужении. Священник, совершая малый вход на литургии, произносит (к сожалению, почти всегда тихо, про себя): «Благословен вход святых Твоих – всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Святых – каких? Николая Чудотворца и Георгия Победоносца? Нет, но просто христиан, верных, которые в древности в этот момент входили в храм. После освящения Даров, перед причащением священнослужителей, священник произносит «Святая святым», т. е. «Святыня [преподается] святым!». А община христиан устами хора смиренно отвечает: «Один свят – один [лишь] Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».
Таким образом, между святыми, уже отошедшими в мир иной, и христианами, живущими на этой земле, нет непроходимой границы. Те и другие – члены Церкви; те и другие стали членами Тела Христова, чтобы наследовать Царство. На проскомидии мы поминаем (поминаем!) и Богородицу («В честь и память Преблагословенныя Владичицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник»), и Предтечу, и прочих святых – но также и тех живых и усопших, о ком молится он сам и прихожане.
Подчеркну еще раз: и мы, хоть и грешные, однако христиане, и наши усопшие, о причтении которых «к лону Авраама, Исаака и Иакова» мы молимся, и те, в святости которых мы уверены, – все мы являемся членами одной Церкви, одного Тела нашего Господа и Спасителя. И потому полноценным и по-настоящему осмысленным поминовение усопших будет лишь тогда, когда мы явим и засвидетельствуем это наше единство, приняв участие в литургии, в таинстве евхаристии – то есть приобщимся Телу и Крови Христовым.
Да, парастас, панихида, заупокойная лития, жертва на храм деньгами и натурой – всё это хорошо и правильно. Но если нет главного – участия в евхаристии – то второстепенное начинает играть не предназначенную для него роль, вытесняя главное таинство Церкви на задворки нашей жизни.
В наших силах это исправить. Постараемся, приходя в храм в родительскую субботу, подготовиться к исповеди, чтобы очистить свою душу от накопившихся грехов. Нет сомнения, что и это принесет утешение нашим усопшим родственникам, ибо, повторю вновь и вновь, все мы члены одного Тела, все мы в каком-то смысле сообщающиеся сосуды. А исповедовавшись, мы, по сложившемуся у нас обычаю, сможем и приступить к причащению Святых Таин – и через это соединиться и со Христом, и с нашими братьями во Христе – как живыми, так и отошедшими в мир иной.
Как правильно поминать в родительскую субботу?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В родительскую субботу самым правильным будет пойти на богослужение и помолиться за своих умерших близких и друзей. Христиане ежедневно просят у Бога милости для усопших в личной и храмовой молитве, но в церковном календаре установлены также дни особого поминовения, когда вся Церковь объединяется, чтобы походатайствовать перед Господом за тех, кто уже окончил свой земной путь. Христиане верят, что душа бессмертна, и потому надеются, что души дорогих им людей в том, загробном мире, окажутся «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне», то есть в светлом, благом, спокойном месте. Об этом говорится в прошениях на панихиде, которая совершается как вечером накануне, так и сразу после литургии утром в саму родительскую субботу.
Родительскими эти дни названы потому, что в первую очередь верующие молятся о своих усопших родных. Хотя эти поминальные дни имеют и свое общецерковное значение. Так, например, в Димитриевскую субботу (она всегда предшествует дню святого Димитрия Солунского, 8 ноября) принято вспоминать погибших воинов. Во Вселенские субботы (одна из них – за неделею до Великого поста, вторая – перед Троицей) совершается память «всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».
В родительскую субботу также принято по возможности посещать кладбище. Но неправильно устраивать на могиле поминки, оставлять там еду, а тем более водку, как, бывает, делают люди, следуя какой-то придуманной традиции. Правильно в родительскую субботу навести порядок на могиле, совершить заупокойную литию (короткое богослужение, которое может совершаться даже мирянами) или просто помолиться своими словами.
Устраивать дома грандиозное поминальное застолье и выпивать «не чокаясь» тоже не стоит, хотя собраться за общим столом и разделить воспоминания о тех, кого уже нет рядом, можно. Традиция общей поминальной трапезы после общей молитвы была и у древних христиан. Сегодня ее отражение можно увидеть в традиции приносить продукты в храм «на канун». В родительские субботы их обычно приносят особенно много, и часть из них идет на нужды храма, а часть – раздается малоимущим. Пожертвование и доброе дело во имя умершего человека – это тоже очень хороший способ поминовения.
Готовимся к родительской субботе: как правильно подавать записки за упокой и что нести в храм
18 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Православные верующие поминают усопших перед Троицей. Накануне же родительской субботы готовятся к походу в храм и пишут поминальные записки. Также по сложившейся традиции собирается еда, которая приносится на канун.
Важность церковного соборного поминовения для верующих очевидна, поскольку сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). Таким образом, принято тщательно готовиться к походу в храм в родительские субботы и не пренебрегать молитвенной помощью усопшим.
Как подавать записки за упокой
Не всегда записки подаются в субботу. Очень часто верующие записывают имена родственников и близких людей заранее, чтобы отнести их накануне, избежав суматохи перед службой.
О важности заупокойного моления напоминал святитель Филарет Московский (Дроздов): «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений».
Какие продукты можно принести на канун
Кануном называют специальный стол в храме с распятием Христа и свечами, зажигаемыми с молитвой о покойных. Возле кануна, как правило, можно увидеть небольшой стол, на который принято ставить продукты, принесенные в память об усопших. По древней традиции, православные христиане раздавали милостыню, поминая отошедших в мир иной близких людей. Позже милостыню в виде продуктов стали приносить в храм. Еда, которую собирают в храме после службы, раздается бедным и нуждающимся.
Приносят обычно растительное масло, муку, вино, крупы, печенье и сладости. Категорически нельзя проносить в церковь продукты животного происхождения и скоропортящуюся еду.