что нужно для сдачи на категорию воспитателю
Опись документов, необходимых при защите на первую квалификационную категорию воспитателя детского сада
Опись документов, предоставленных на бумажных и на дисковом носителях информации (портфолио) воспитателя МБДОУ ЦРР – д/с № 3 «Ромашка»
Лубяницкой Людмилы Викторовны
№ Название документа Форма подачи
1. Заявление Бумажный носитель информации
2. Письменное согласие на обработку персональных данных Бумажный носитель информации
3. Копия диплома об образовании Бумажный носитель информации
4. Копия аттестационного листа Бумажный носитель информации
5. Копия трудовой книжки Бумажный носитель информации
6. Копия Устава ДОУ (1-2 листы) Бумажный носитель информации
7. Аналитические справки (справки-анализы) Дисковой носитель информации
8. Копии свидетельств и сертификатов о повышении квалификации Дисковой носитель информации
9. Копии грамот и дипломов, обучающихся и аттестующегося педагогического работника Дисковой носитель информации
10. Экспертное заключение Дисковой носитель информации
11. Лист оценивания по занимаемой должности Дисковой носитель информации
-Оценка результатов повышения квалификации
-Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию
-Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста
-Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников
-Схема «Работа педагога по охране жизни и здоровья воспитанников»
-Справка о состоянии простудных заболеваемости в группе
-Взаимодействие педагога с родителями воспитанников
-Схема «Работа педагога с родителями»
-План работы с родителями на текущий год
-Копии консультаций, тезисов выступлений перед родителями
-Пропаганда передового семейного опыта
-План совместных мероприятий
-Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей
-Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)
-Результаты участия в организационно-методической работе ДОУ
-Справка о результатах участия в организационно-методической работе
-Тезисы выступлений на педагогических советах
-Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей
-Конспекты «отрытых» занятий разработанные и проведенные
-Аналитический материал по просмотренным занятиям
-Материалы, подтверждающие деятельность воспитателя по руководству кружковой работы
-Исследовательская деятельность по теме: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»
-Награды, звания, грамоты и т. п. (копии документов)
-Копии документов, подтверждающих участие воспитателя в различных конкурсах
-Участие педагога в сетевых сообществах Дисковой носитель информации
Аттестационная работа воспитателя на первую категорию «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников» Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским.
Консультация для педагогов ДОУ «Порядок проведения аттестации на первую категорию» Предварительно для аттестации на первую категорию можно не иметь аттестацию на соответствие должности. Могут аттестовываться педагоги и.
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности (для аттестации на первую категорию). Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский.
Портфолио педагога для аттестации на первую квалификационную категорию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №30 «Малышок» городского округа «город.
Речь при аттестации на категорию. Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Предлагаю Вам познакомиться со своим опытом работы, а поможет мне в этом электронное портфолио.
Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада Полтора года назад я пришла работать в наш замечательный детский сад. Еще тогда.
Заявление на аттестацию воспитателя на первую категорию. В аттестационную комиссию Министерства образования и науки Республики Татарстан Галиевой Елены Владимировны воспитателя муниципального.
Чек-лист для прохождения аттестации воспитателя в 2020 году
В статье мы расскажем, как воспитателю подготовиться к аттестации на первую или высшую категорию. Чек-лист включил в себя все возможные виды деятельности и призван напомнить о множестве вариантов, как подтвердить высокий уровень подготовки. В межаттестационный период, конечно, можно успеть выполнить каждый пункт. Но если времени осталось мало — рекомендуем выбрать несколько пунктов, по которым уже есть богатый материал и сделать упор на них.
ЧЕК-ЛИСТ по подготовке к аттестации:
Проверить, нужно ли продлевать категорию в этом году
Пройти курсы повышения квалификации
Уточнить методическую тему у заместителя директора
Сходить на 2-3 методических объединения
Выступить на конференции районного или городского уровня
Провести семинар в организации или на районном методическом объединении
Поработать экспертом в жюри детского или профессионального конкурса
Обновить элементы предметно-развивающей среды в кабинете
Принять участие в экспериментальной работе учреждения или методического объединения
Принять участие в проектной работе учреждения или методического объединения
Обновить информацию на личном сайте педагога
Внеурочная деятельность
Провести классные часы
Открыть кружок или продолжить работу в уже существующем
Провести аттестацию у ребят, посещающих кружок
Сделать копии наградных листов у ребят, выигравших конкурсы, конференции, олимпиады
Взять в администрации результаты мониторинга освоения образовательных программ
Провести внеклассные мероприятия с родителями и детьми
Работа с социальными партнерами
Организовать экскурсии на предприятия
Организовать волонтёрскую работу в своём районе
Что делать, если высшую категорию по какой-то причине сняли?
Если вы не прошли вовремя аттестацию — надо её пройти и категорию восстановят. Если причина отмены в другом — придётся весь путь пройти заново. Сначала подать документы на первую категорию, получить её. Через два года работы воспитателем первой категории можно подать документы на высшую.
Какие воспитательные подходы и методики считаются инновационными?
Каждый субъект России видит ситуацию по-своему. Передовой подход в одном регионе, может считаться обыденностью в другом. Чтобы действовать наверняка, запросите у руководства приказ, где чётко обозначены технологии, инновационные для вашего ДОУ.
Какой должна быть тема для аттестации?
Эту тему воспитатель выбирает сам, руководствуясь личными предпочтениями. С выбранной темой ему будет удобно работать, поскольку по ней легко собрать материал и есть наработки.
Как получить дополнительные баллы?
Помимо действий, описанных в чек-листе, можно попробовать следующее:
— подготовить отчёт о работе с одарёнными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
— оформить наставничество над молодым специалистом в коллективе.
Если воспитатель подал заявление на первую категорию, но баллов хватает на высшую, какую категорию он получит?
Воспитателю присвоят (или подтвердят) первую категорию. Чтобы получить высшую, документы следует подавать именно на неё.
а) заявление на аттестацию воспитателя в свободной форме. Заполнить можно от руки, главное — соблюсти формат А4.
б) портфолио. В него войдут данные по всем пунктам чек-листа. Технически портфолио — это папка с файлами на скоросшивателе. На каждом поставьте дату, а все копии заверьте у заведующей детским садом. Допустимо также сделать отчётную презентацию.
Как правило, основные разделы такие:
За каждый пункт даётся опредёленное количество баллов.
в) аналитическая справка о проделанной работе. Справку воспитатель готовит самостоятельно на основе портфолио. В ней нужно указать:
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности
Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.
Законодательная база
Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.
Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:
В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.
Цели мероприятия
В ходе анализа деятельности педагога:
Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.
Порядок прохождения
Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):
Образец приказа
Шаблон аттестационного листа
Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):
К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.
Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.
Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.
Кому можно не проходить аттестацию
Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:
Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.
Аттестация воспитателей в 2020 году: последние изменения
Аттестация воспитателей — это особая проверка уровня подготовки педагогического работника, особенности которой прописаны на локальном уровне. Эксперты обсуждают возможность отказаться от процедуры и взамен ввести единый профессиональный экзамен. Чиновники же пока готовы только совершенствовать действующий регламент.
Нормативная база
Что нового
Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.
Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.
Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:
Когда поправки заработают, педагогам, которые уже доказали уровень профессионализма, станет проще подтвердить категорию.
Процедура аттестации
Порядок проведения проверки прописан в Приказе Минобразования №276 от 07.04.2014. За все годы, которые действует регламент, в него не вносили ни одного изменения. Документ предполагает два вида контроля — обязательный на соответствие должности и добровольный — для получения квалификационной категории. Разберемся в каждом из них.
Обязательная
Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.
Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:
Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:
Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации тоже необходимо пройти аттестацию.
В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:
Согласно данному решению, разрешено расторгнуть трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель вправе отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он повторно ее прошел.
Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или ниже оплачиваемую работу. Кроме того, нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.
Добровольная
В целях профессионального роста и уровня заработной платы, педагог детсада вправе узнать, что нужно для аттестации воспитателя на первую категорию, подготовиться и пройти испытание для повышения профессионального уровня. После того как человек получит первую категорию, он вправе самостоятельно подать заявку на присвоение ему высшей квалификации.
Этапы добровольной проверки включают в себя:
Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний на высшую категорию разрешается по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату отказали в проведении аттестации, повторный запрос примут не ранее чем через год после отказа.
Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о присвоении соответствующей категории, но в этом случае не упоминается преподаваемый предмет.
Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Те, кто сдавал на первую категорию, остаются без нее и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.
Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.
Решение аттестационной комиссии можно обжаловать согласно порядку аттестации педагогических работников. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Но помните: заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении прав.
Что делать, если категорию аннулировали:
Квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который присвоены. Но правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивается вторая категория, отменяется (поскольку сама вторая категория больше не существует). Педагогам с таким уровнем квалификации необходимо подтверждать компетенции каждые пять лет, как и остальным.
В какие сроки проводится аттестация
Аттестация воспитателей ДОУ проводится в зависимости от ее вида в следующие сроки:
Список необходимых документов
В зависимости от ситуации список необходимых бумаг отличается, и документы для аттестации воспитателя на высшую категорию в 2020 году другие, нежели для обязательного подтверждения соответствия занимаемой должности. Но есть и общий перечень обязательных документов для прохождения аттестации, куда входят:
При аттестации на категорию к документам добавляют портфолио, а в некоторых регионах публикуют образец составления папки к аттестации воспитателей на I категорию и требуют по его подобию представить самоанализ профессиональной деятельности, творческий и аналитический отчеты воспитателя.
После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.
Заявление на аттестацию
Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:
В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
Образец заявления
При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению прикладывают дополнительные материалы, демонстрирующие разработки.
В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.
Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.
Тестовые задания для воспитателей
Тесты по дошкольной педагогике
Аналитическая справка для аттестации
Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.
По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:
Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:
Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:
На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.
Приложение. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. Регламент проведения Минобрнауки России аттестации педагогических работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, направленный письмом Минобрнауки России от 23 декабря 2014 г. N АК-4220/06
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*(1).
3. Основными задачами проведения аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.
9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.
11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) наименование должности на дату проведения аттестации;
в) дата заключения по этой должности трудового договора;
г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Информация об изменениях:
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
Информация об изменениях:
14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения (в случае их представления педагогическим работником).
15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Информация об изменениях:
23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(4) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
ГАРАНТ:
Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории не применяется в отношении указанных в пункте 2 приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 713 квалификационных категорий педагогических работников. Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 г. по 1 октября 2021 г., продлены до 31 декабря 2021 г.
Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории не применяется в отношении указанных в пункте 2 приказа Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. N 193 квалификационных категорий педагогических работников. Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 г., продлены до 31 декабря 2020 г.
24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Информация об изменениях:
26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
Информация об изменениях:
36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(6);
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Информация об изменениях:
37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(6);
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
Информация об изменениях:
*(1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(3) Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171).
*(4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
*(5) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).