что нужно для развития туризма
Время действовать: что нужно Крыму и другим курортным регионам РФ для развития туризма
Доцент кафедры туризма КФУ имени Вернадского Екатерина Лукьяненко рассказала в комментарии ФАН, оказалась ли туристическая отрасль Крыма и в целом России готова к огромному наплыву гостей, который наблюдался в этом году. Эксперт объяснила, от чего будет зависеть внутренний туризм после стабилизации ситуации в мире с коронавирусом.
В этом году Крым побил все предыдущие рекорды по количеству принятых туристов, хотя впереди еще новогодние праздники. Так, по последним официальным данным, по состоянию на 15 ноября полуостров принял порядка 8,7 млн гостей, что на 25% больше, чем в доковидный 2019 год. При этом туристический бум в этом году происходил и на других курортах страны.
«Туристическая отрасль не была готова к такому огромному наплыву туристов. Не буду говорить огульно, что на всей территории страны, но у нас, в России, очень дифференцированно развивается туризм. Регионы, которые вышли на эту стезю, очень тяжелую, конечно, не были готовы к такому туристическому буму. Не был готов Дагестан, Осетия, с трудом натиск выдержали наши республики Северного Кавказа, поскольку уже давно не ведется подготовка туристских кадров, инфраструктурная база тоже находится только в зачаточном состоянии развития. Даже сама ментальность населения требует определенной корректировки в вопросе большого приезда к ним на территории туристов», — сказала собеседница ФАН.
По словам Лукьяненко, нельзя сказать, что коронавирус помог развитию внутреннего туризма в России. Скорее, он стимулировал эту отрасль в тех вопросах, которые уже давно назревали. За счет этой ситуации все увидели, что в стране есть туристский ресурс, — просто об этом мало кто задумывался. Эксперт отметила, что среднестатистический российский турист, к сожалению, быстрее перечислит достопримечательности Парижа или Праги, а не, например, Нижнего Новгорода.
Она рассказала, останется ли внутренний туризм популярным направлением среди россиян, когда границы между большинством стран будут открыты, а пандемия будет побеждена или хотя бы стабилизируется ситуация в этом вопросе.
«Дальше все будет зависеть от того, удастся ли, скажем так, удержать у себя туриста, получилось ли его заинтересовать путешествиями по своей стране или турист вновь убежит за границу. Здесь нужно будет смотреть, что будет происходить в нашей регуляторной политике. Как дальше будет вести себя наш туристический бизнес. Насколько он сможет предложить хорошие вариации отдыха. Какое будет соотношение цены и качества в наших гостиницах. Сколько появится новых и современных объектов размещения.
Нужна реклама, нужно подогревать интерес к нашим отдаленным регионам, популяризировать их, ведь у нас есть, условно, не только Крым и Краснодарский край, а еще Алтай, Карелия, Кольский полуостров и другие не менее прекрасные места. Надеюсь, что внутренний туризм будет удерживаться и сохраняться на высоком уровне», — заявила Екатерина Лукьяненко.
Доцент кафедры туризма КФУ имени Вернадского добавила, что большинство россиян, наверное, только совсем недавно узнали, что у нас в стране можно посмотреть северное сияние, что в Крыму, кроме дворцов, есть еще много различных интересных пещер, а в Дагестане — теплое Каспийское море и многое другое. То есть за счет всех этих ограничений российский массовый турист, наконец-то, узнал о своей стране очень многое.
Получится ли удержать этот туристический поток, интерес к внутреннему туризму — пока открытый вопрос, поскольку после стабилизации ситуации с коронавирусом в мире среди всех курортных регионов пойдет борьба за туристов. По словам собеседницы ФАН, в этом случае отдых в России точно не должен резко дорожать, поскольку если зарубежные дестинации сыграют на цене, то велика вероятность, что никакие красоты Кольского полуострова и никакое северное сияние не помогут.
Ранее ФАН сообщал, что праздничный поезд с Дедом Морозом и Снегурочкой начнет курсировать по Крыму к Новому году. Пассажиров первого рейса ждет развлекательная программа и подарки.
Отдых на Волге: как в России развивать внутренний туризм?
Отдых в России у нас часто не хуже и даже лучше, чем за границей, считает Татьяна Трусова, владелица мини-отеля «Крылатый». В селе Воскресенское Саратовской области ей удалось обустроить пространство для настоящего отдыха по-русски: с катанием на снегоходе, кайте, рыбалкой, прогулками на квадроцикле и даже полетами на паралете.
Легко ли развивать сельский туризм в России, может ли он заменить заграничные курорты, Татьяна Трусова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Как появилась бизнес-идея
Отель «Крылатый» функционирует с лета 2012 года. Но вообще история создания нашего бизнеса началась гораздо раньше. Когда-то здание, в котором сейчас расположен наш отель, было просто коттеджем. Его мы приобрели для своих родителей-пенсионеров. Они жили в глухой деревне, куда было сложно добраться, часто болели, и нам приходилось постоянно возить их в больницу в Воскресенск, районный центр Саратовской области. В итоге мы с мужем решили их перевезти, вложили все деньги, что у нас были, чтобы купить им этот коттедж.
К сожалению, прожили они не очень долго. А коттедж мы решили обустроить как маленькую гостиницу. Все люди, которые останавливались у нас по работе, часто говорили, что у нас нужно не работать, а отдыхать. И тогда мы всерьез задумались о том, чтобы на базе гостиницы организовывать отдых на природе.
Это только кажется, что село Воскресенское находится в глуши. На самом деле оно расположено недалеко от города. На скоростном поезде из Москвы можно за ночь доехать до Саратова, здесь мы встречаем своих гостей и везем их в отель. До южных курортов добираться гораздо дольше.
Экскурсии по воздуху и не только
На сегодняшний день бизнесом мы с мужем занимаемся вдвоем, еще один человек оформлен администратором, помогает нам по хозяйству.
Организацией отдыха в основном занимается мой муж. Он очень активный человек, долгое время работал в охотнадзоре, знает на природе каждый куст и тропинку, может многое гостям рассказать и показать. У нас хороший катер, также есть водные лыжи и парашют. Есть снегоход, на котором катаем отдыхающих, банан цепляем за снегоходом. Зимой возле отеля делаем ледяную горку.
Муж летает на паралете, эта услуга также пользуется успехом у отдыхающих. Можно сказать, что это наша изюминка, уникальное торговое предложение. Ни одна база в нашей области не может похвастаться экскурсиями по воздуху. Кроме того, отдых у нас — это возможность дышать свежим воздухом, слушать пение птиц, купаться в реке, собирать ягоды и любоваться природой. Можно сказать, что мы занимаемся сельским туризмом. И хотя у нас сельский объект, это все же не совсем деревенский дом, у нас есть все необходимые для комфортного и цивилизованного отдыха условия — отопление, горячая вода, санузел, душ, кондиционеры.
Основная часть клиентов нашей гостиницы сегодня — это отдыхающие. Но пока к нам приезжают в основном люди не издалека. В отеле имеется 14 мест для размещения, это очень маленький объем, при этом заполняемость у нас не стопроцентная. Отчасти это из-за того, что мои технические навыки в интернете несовершенны, часто я не могу грамотно себя рекламировать, хотя стараюсь и даже снимаю ролики, которые выкладываю на свой канал на YouTube. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Возможности для роста
Недавно, в связи с непростой политической ситуацией, закрылись некоторые популярные туристические направления. И у российских предпринимателей, занимающихся туристическим бизнесом, появилась дополнительная возможность достучаться до соотечественников и доказать им, что отдых у нас часто не хуже, чем за границей. Лично я пока не ощутила на себе закрытие некоторых заграничных туристических направлений, но очень надеюсь, что это в какой-то степени поспособствует тому, чтобы россияне обратили внимание на внутренний туризм.
На сегодняшний день мы сталкиваемся со сложностями в продвижении своих услуг. Мы понимаем, что бизнес у нас хороший, я его очень люблю и лично сама многим занимаюсь. Когда дело нравится, ты им горишь. Видя счастливые лица клиентов и ощущая их искреннюю благодарность, я получаю моральное удовлетворение.
Проблемы продвижения
О моем бизнесе, к сожалению, осведомлено не так много людей, как хотелось бы. Чтобы отель был известным, нужно активное продвижение. А оно стоит немалых денег. В СМИ — все на коммерческой основе, и цены даже за маленький материал огромные. Про телевидение я вообще молчу. Мы как-то попробовали рекламу по ТВ: отдали 12 000 руб. за 15-секундный ролик, но никакого результата не получили. На радио мы тоже пытались давать рекламу два или три раза и тоже отдачи не заметили. Возможно, причина заключается в том, что мы недостаточно грамотно это делаем или вкладываем не так много средств. Я бы с удовольствием вложила деньги в рекламу, которая принесет клиентов.
Я пробовала стучаться в турагентства, разослала многим предложение о сотрудничестве, но никто не откликнулся. Владелица одного агентства в итоге призналась, что ей наше предложение просто невыгодно, поскольку у нее автобус на 30 мест, а наш объект рассчитан всего на 14. Понятно, что турагентства хотят заработать на перепродаже наших услуг, но я считаю, что если напрямую свести человека, который хочет отдых, и того, кто его организует, это выйдет дешевле для покупателя и в то же время избавит нас от необходимости заключать договоры.
Конечно, мне бы хотелось, чтобы нашу деятельность больше освещали СМИ и государственные порталы. Но пока никаких вариантов, кроме Booking.com, я не нашла. Но с этим сайтом работать тоже непросто. И дело даже не в 15-20%, которые я в общем-то готова платить кому угодно. Проблема скорее с конкуренцией на сайте. Кроме того, там тоже используются платные возможности для продвижения, благодаря которым гостиницы могут подниматься на первые позиции.
Сезонные влияния
Большим минусом для нашего бизнеса является сезонность. Это осень и ранняя весна. Летом можно купаться в Волге, зимой кататься на лыжах и снегоходах. Но поскольку райцентр у нас небольшой, в несезон особых развлечений нет.
Основной приток посетителей приходится на лето. Но Новый год в этом году тоже прошел неплохо. Люди еще в сентябре бронировали места на праздники. Сейчас мы думаем, чем еще можно привлечь клиентов, постоянно придумываем для наших посетителей бонусы и интересные акции.
Большинство клиентов приходит с сайта и канала на YouTube. У каждого, кто нам звонит, я стараюсь спросить, откуда он о нас узнал. Потихоньку начинает работать сарафанное радио: люди, которые у нас были, рекомендуют наш отель своим знакомым. Через пару недель мы запустим новый сайт, так как прежний размещен на портале по продажам услуг и уже не подходит под наши задачи.
Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам в гости приезжали туристы-иностранцы. Мы, россияне, как правило, выезжаем за границу без проблем, а вот иностранцам к нам попасть гораздо сложнее, потому что есть много сложностей с визовым режимом.
К мужу приезжал давний друг из Англии, с которым они изучали миграцию дрофы в степи. Он восхищался нашими природными богатствами. В России просторы велики, и есть огромный потенциал для развития туризма. Нужна только поддержка государства, чтобы предприниматели начали улучшать сервис и конкурировать. Понятно, что у нас много чего не хватает в инфраструктуре, все недешево. Но мы, например, со своей стороны стараемся постоянно вкладывать деньги в развитие, каждый год что-то улучшать, чтобы нашим клиентам было удобно.
Сервис в нашем отеле продуман в двух вариантах. Если люди предпочитают экономный отдых, они могут воспользоваться кухней со всем необходимым. С учетом того, что сегодня в связи с экономическим кризисом практически у каждого среднестатистического россиянина финансовые проблемы, этот вариант очень привлекательный. Тем более что рядом с отелем работает хороший магазин с фермерскими продуктами. Также есть супермаркет. Если же человек готов оплачивать питание, то мы готовим для него еду из экологически чистых продуктов.
Окупаемость проекта
Мы начали бизнес, уже имея подходящее здание, тем не менее нам пришлось вложить в него немало средств. Деньги нужны были на ремонт, покупку мебели, внутреннюю и внешнюю отделку. Помимо этого необходимо было благоустроить территорию, поставить мангал, построить беседки, проложить дорожки. Инвестиции в бизнес продолжаются до сих пор.
Не так давно с прибыли мы купили квадроцикл за 300 000 руб. Это большие для нас деньги. Но иначе никак нельзя. Квадроцикл — это один из вариантов организации досуга.
Планы на будущее
Было бы замечательно получить поддержку на государственном уровне. Лично мы сотрудничаем с Министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области, хотя нас сразу предупредили, что на финансовую поддержку рассчитывать не стоит, денег в бюджете нет.
Ни для кого не секрет, что сейчас у всех ограничены бюджеты, никто не планирует расходы на поддержку нашего бизнеса или развития туризма. Однако я считаю это большой ошибкой. У меня высшее экономическое образование, я просто уверена, что, если бы грамотно сработала власть на местах, внутренний туризм мог бы стать очень выгодным бизнес-направлением. Туристы из других регионов приезжали бы к нам и оставляли в области деньги. Саму Саратовскую область я рассматриваю как регион с огромным потенциалом. Мы находимся на Волге, и протяженность области по волжскому побережью очень большая.
На самом деле большой поддержки государства и не требуется. Что действительно нужно, так это осведомленность потенциальных клиентов, чтобы люди на различных порталах могли заказывать наши услуги. Этого было бы уже достаточно. Ведь для меня, как предпринимателя, важно, чтобы мой объект был востребован круглый год.
В планах у нас — строительство еще одного объекта. Мини-отель «Крылатый» находится в черте села, а я хочу еще один объект ближе к реке Волге. В прошлом году я была у губернатора, он обещал помочь с участком, который находится в природоохранной зоне. Этот участок изначально не выделялся ни под одно строительство, но в связи с социальной значимостью нашего проекта и с условием, что мы не будем трогать природный ландшафт, было принято решение выделить нам именно этот участок. Мы надеемся, что к весне будут готовы все необходимые документы. После этого начнем планировать строительство и другие работы.
Есть государственные программы, помогающие предпринимателям обустраивать такие участки. Так, например, при строительстве рекреационного центра государство, как правило, помогает с подведением дорог, коммуникациями. Также в государственных программах есть направления поддержки для развития экотуризма. Но что будет в действительности, пока сказать сложно.
Перед нами стоят грандиозные задачи, но я понимаю, ради чего мы все это делаем. Этот проект я уже представляю до мелочей. Он будет не просто красивым, он будет радовать людей и станет украшением нашего района.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что нужно для развития туризма
6.3. Планирование и политика развития туризма
В зависимости от уровня экономического развития страны применяют различные методы планирования развития туризма. Однако все они имеют общие характеристики и в основном состоят из трех этапов:
сбор и анализ информации о ресурсах;
применение аналитического инструментария;
анализ решений и выбор приоритетного варианта.
В развивающихся странах в отличие от индустриально развитых отсутствует достаточно четкая система сбора статистической информации. Для того чтобы информация была всеобъемлющей, она должна включать: характеристики туристов и мест размещения для туристов; экономическую структуру; характеристики окружающей среды; правовое регулирование; инвестиции и др. Надо отметить, что в международном туризме остро стоит вопрос качества применяемых ресурсов.
После того как цели поставлены и статистическая информация собрана, она обрабатывается и анализируется. С помощью экономико-математических моделей, применяемых для планирования оптимального развития туризма, и многовариантных расчетов оценивают потенциальные доходы и требуемые инвестиции для развития инфраструктуры. Воздействие развития туризма на местное население и окружающую среду анализируют с помощью ключевых индикаторов (занятость, прибыль, доходы государства, поступление иностранной валюты).
Кроме количественного анализа проводят и качественный, например анализ рынка, организационной структуры и программы о повышении квалификации. После этого составляют план развития и рекомендации о проведении соответствующей политики.
После проведения аналитической обработки предварительной информации получают сразу несколько альтернативных решений, из которых выбирагот более приоритетные планы развития туризма с учетом избежания риска, любого негативного воздействия на экономику, экологию и социально-культурную среду. Составление плана развития включает в себя подготовку программ организации рынка, продвижения, рационального использования земли, развития инфраструктуры, а также оценку эффективности предлагаемого плана.
Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.
На местном уровне план развития более детализирован и специализирован, чем на национальном, и существенно отличается от региона к региону. Планы на национальном уровне, представляя развитие туризма страны в целом, должны учитывать также специфику отдельных регионов. На международном уровне планированием развития туризма занимаются различные международные организации, чьи разработки имеют рекомендательный характер для стран-участниц.
Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет основные индустриальные страны мира, которые также являются основными туристскими странами и по поступлениям от туризма, и по расходам их граждан. ОЭСР не является чисто туристской организацией и не нацелена на создание общей экономической политики для стран-членов организации, но исследует проблемы, готовит прогнозы, рекомендует методы, которые должны использоваться для составления программ наилучшего развития туризма в странах-участницах.
Международный и внутренний туризм в каждой стране базируется на социальной политике, которая связывает планы туристского развития с планами социально-экономического развития. Поэтому важно определить цели и ресурсы политики развития туризма, оценить воздействие этой политики на производство, потребление, окружающую и социальную среду. Однако надо отметить, что политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не отрабатывается индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики, например в производственную политику, политику платежного баланса, планирования земли и т.д.
Туристская политика преследует как экономические, так и неэкономические цели. К экономическим Целям можно отнести, например, поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в специфических секторах экономики, в особых географических зонах, контроль за внешней торговлей, занятостью и экономическим ростом. К неэкономическим целям относятся достижение свободы передвижения людей, возрождение природного и культурного наследия и др.
Экономическая политика поощряет развитие туризма, применяя специальные бюджетные, денежные и фискальные меры.
Бюджетные меры включают в себя государственное финансирование из бюджета, специально составленного для туризма, и имеют следующие формы:
займы по очень низким процентным ставкам, предназначенные для инвестирования проектов крупных туристских инфраструктур;
субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений развития туризма.
Денежные меры применяются в основном для поддержки международной конкурентоспособности туристского продукта страны. Некоторые страны снижают обменный курс своей валюты с помощью девальвации, оказывая тем самым стимулирующее воздействие на спрос международного туризма.
Помимо экономической политики развитие туризма поощряется и с помощью социальной политики, проводимой государством, к которой относится регулирование продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки. Например, введение во Франции пятинедельного оплачиваемого отпуска оказало значительное влияние на развитие туризма в стране.
Существуют значительные различия в проведении политики развития туризма между индустриальными и развивающимися странами. Во многих индустриальных странах, где уровень безработицы высок, туризм занимает приоритетное положение по созданию большого количества рабочих мест. В этой связи они уделяют большое внимание политике обновления уже существующих туристских продуктов и поиску новых ресурсов для туризма, развития земли, защиты окружающей среды и др. Однако особое место в развитии туризма этих стран занимает политика продвижения туристского продукта за рубежом для поощрения прибытий иностранных гостей в страну и тем самым оправдания больших инвестиций в развитие международного туризма в стране. В отличие от развитых стран развивающиеся страны не имеют достаточных финансовых средств для проведения активной политики по продвижению продукта и не могут привлечь достаточно большое число иностранных гостей и, следовательно, получить достаточный объем средств для развития своей инфраструктуры туризма.
Туристская политика стран Европейского союза нацелена на координацию развития туризма стран-участниц. Союз определил приоритетные направления совместных решений проблем для обеспечения’ роста туризма в этих странах:
защита туристов и их свободного передвижения, включающая в себя: упрощение полицейского и таможенного контроля на границах; повышение безопасности туристов и защита их от недобросовестной рекламы; гармонизация страхования туристов и их автотранспорта; информирование об их социальных правах;
гармонизация правил деятельности в индустрии туризма, касающаяся: гармонизации налоговой политики в разных странах; взаимного признания уровня квалификации и дипломов профессиональной подготовки; разделения отпускных периодов для снятия нагрузки на туристскую индустрию в пиковые сезоны;
региональное развитие туризма в целях его продвижения в неразвитые регионы союза, имеющие туристский потенциал.
Однако ЕС, активно координируя туристскую деятельность, не вмешивается в национальную политику каждой из стран-участниц, адаптированную к их специфическим условиям.
Для достижения основных целей, а именно максимизации поступлений от туризма и продвижения туристских центров Великобритании на все новые рынки британская туристская администрация проводит:
публикацию огромного количества реклам;
рекламные мероприятия за рубежом через сеть своих офисов и агентов, прессу, телевидение и радио;
организацию конференций с участием зарубежных специалистов по туризму и их британских коллег;
организацию экскурсий иностранных журналистов для представления туристских продуктов страны;
исследования и оценку достижений. Международную туристскую политику Франции, помимо Министерства по туризму страны, координирует организация «Мезон де ля Франс». В нее входят 850 государственных, частных и других общественных организаций, которые платят членские взносы. Эта организация состоит их головного офиса в Париже и 38 зарубежных офисов в 29 странах, где работает около 200 человек.
В 90-е годы продвижение французского туристского продукта на зарубежные рынки протекало очень успешно. Специалисты подсчитали, что каждый вложенный в продвижение франк приносил 100 франков поступлений.
Пример «Мезон де ля Франс» наглядно показывает, как многократно можно увеличивать эффект от государственных инвестиций, если их умело дополнять инвестициями частного сектора.
Политику продвижения туристского продукта Испании на зарубежные рынки осуществляет Институт туризма Испании, который подчиняется департаменту индустрии, торговли и туризма. Главной его целью является усиление позиции Испании на мировом рынке туризма.
Испания занимает первое место в мире по годовому бюджету для проведения политики продвижения за рубежом, который в 1993 г. составил примерно 77,7 млн долл. из них более 70% было предоставлено правительством страны (табл. 6.1). Тесное сотрудничество с частным сектором осуществляется через его внедрение в организацию и учет выдвигаемых им инициатив, особенно по продвижению специфических и экологических продуктов.
Таблица 6.1. Бюджеты национальных туристских администраций, расходуемые на продвижение туристского продукта, в 1991-1993 гг. млрд долл.