что нужно для работы проводником на жд
Профессия проводник — кто это?
Перемещение по железной дороге — один из самых доступных способов перемещения. Для полноценной работы всего состава нужны не только машинисты и рабочие. В каждом пассажирском вагоне есть проводник — это тот, кто обеспечивает сервис во время поездки. Это специально обученный персонал, который работает согласно жестким требованиям
Проводник — кто это?
В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется — «Проводник пассажирского вагона».
Проводник — это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.
Но у работы на железной дороге есть специфика, так как во время пути поезд много раз останавливается и посадка-высадка пассажиров выполняется регулярно. Также нужно учитывать, что железная дорога — это объект повышенной опасности, поэтому проводник должен следить за безопасностью пассажиров.
Обязанности проводника в поезде:
Проводник вагона может работать самостоятельно или с напарником. Согласно трудовому законодательству в каждом вагоне должно быть два работника.
Каждый проводник подчиняется напрямую начальнику поезда, который обычно располагается в головном вагоне.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Требования к навыкам и умениям проводника
Стать проводником РЖД могут как женщины, так и мужчины. Хоть работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, она состоит из множества обязанностей и требований.
Более половины времени в году проводник проводит в дороге. В это время он занимается однотипной работой, поэтому после первых дней работы исчезает весь налет романтики профессии.
Важная обязанность проводника в поезде — обеспечение своего приятного внешнего вида. Особенно если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса. Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Проводник должен уметь решать конфликтные ситуации.
Знания, которые в обязательном порядке должны быть у проводника:
Если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется иностранный язык (преимущественно английский), география стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.
Разряды профессии проводника пассажирских вагонов
Как и любая иная рабочая специальность, профессия проводника подразделяется на квалификационные разряды, начиная со 2-го и заканчивая 4-ым.
Различия между ними только в уровне допуска для работы.
На начальном этапе проводник может работать только в поездах пригородного сообщения. При наиболее высокой квалификации – в фирменных вагонах и на международных составах.
Карьерные перспективы при работе проводником
У проводника небольшая карьерная лестница. На высшей ступени работник может выполнять все свои функции в более дорогом и фирменном вагоне, но требования к внешнему виду и исполнению обязанностей будут гораздо строже.
Претенденты на последний разряд обязаны год отработать на поездах дальнего следования, затем предоставить себя как кандидата на рассмотрение в квалификационную комиссию.
В сфере железнодорожных коммуникаций есть вершина — это должность начальника поезда. Но для работы понадобится высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
Источник фото bearfotos/freepik
Как стать проводником РЖД
Для получения профессии достаточно школьного аттестата.
Так как в России есть крупнейший оператор пассажирских перевозок ОАО «РЖД» и его дочерние компании, то обучение обычно проводится на базе этой организации. Сроки обучения на таких курсах занимают 1,5 месяца с последующей выдачей удостоверения и сертификата.
Часто в качестве проводников работают студенты в качестве подработки.
Зарплата проводника РЖД
Одно из главных преимуществ работы проводником — востребованность. Но эта работа не предлагает высокой зарплаты.
По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:
Проводник, работающий на международных маршрутах, может рассчитывать на зарплату от 70 тысяч рублей.
Средняя зарплата — 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы работы проводником
Плюсы:
Минусы:
Краткая историческая справка
Прообразами первых проводников, как ни странно, являются надзиратели. Они работали в вагонах Северной Америки. В них не было сидений, и люди после трудной работы в каменоломнях или в карьере ехали домой, сидя прямо на полу. Дорога была долгой: работяги играли в карты, травили байки, пили алкоголь, а иногда между ними возникали драки. Для обеспечения порядка нанимали дюжих молодцов, вооружив их дубинками.
Когда в поездах начали перевозить состоятельных пассажиров, на все десять вагонов полагался один проводник. Он должен был проводить людей на места, помочь получить вещи в багажном отделении и объявить станцию. За заказ еды и напитков из ресторана отвечал специально нанятый работник.
Когда в поездах стало больше вагонов, их стали делить на классы состоятельных и средних пассажиров. Один вагон для знатных особ мог иметь до пяти проводников, в то время как вагоны среднего класса — одного. Кроме выполнения непосредственных обязанностей, за отдельную оплату проводник мог понянчиться с ребенком, сходить за едой во время остановки. В РЖД вагоны делятся на 4 вида:
Обеспеченные люди при желании или по служебной необходимости могут позволить себе отдельный вагон. В этом случае для обслуживания нанимается отдельная команда. Особую популярность профессия проводника приобрела в советское время. Устроиться проводником, особенно на дальние расстояния, было не так-то просто, хотя получали они всего 100 рублей в месяц. Иметь знакомого проводника во времена СССР считалось честью.
Все дело в том, что они зарабатывали больше, провозя безбилетных пассажиров, сопровождая частные грузы или торгуя дефицитными вещами. Риска для них почти не было, а в случае проверки они всегда могли сказать, что товар везли родственникам. Постепенно у таких проводников появлялись машины, дачи, квартиры и большие вклады в банке. Сегодня продажа билетов строго автоматизирована, и кассиры всех станций знают о свободных местах заранее.
Обучение профессии и перспективы
Чтобы устроиться проводником в РЖД, лучше всего поступить в ВУЗ на инженерный факультет. Можно также учиться в техникуме или училище. Перспектива роста по службе есть также у лиц с высшим образованием, которые могут дополнительно пройти курсы проводников. Есть и более короткий путь в профессию. Вакансии проводников можно найти на сайте компании или узнать в ближайшем отделении железнодорожного вокзала. Здесь желающих могут направить на бесплатные курсы, где регулярно проводится набор.
После предоставления документов проводится собеседование, которое ведет сотрудник отдела кадров или руководитель. Учитывается общительность мужчины и женщины, отсутствие вредных привычек, желание работать с людьми. После удачного собеседования соискатель направляется на учебу. Обучение на курсах проводится в течение трех месяцев по восемь часов в день, кроме субботы и воскресенья. После окончания занятий сдаются экзамены по вопросам, связанных с технической эксплуатацией.
Если ответы успешны, студент назначается в дальний рейс, где он находится в сопровождении опытного профессионала. В поездке нужно вести подробный дневник. После рейса и отдыха практикант сдает общий экзамен по билетам, где засчитываются ответы только на «хорошо» и «отлично». Только тогда человек получает свидетельство об окончании курсов и отправляется на медицинское обследование для получения санитарной книжки. Кстати, курсы сейчас можно пройти дистанционно через интернет. К примеру, такое обучение хорошо организовано в учебном центре «Кварта» в Санкт-Петербурге.
Затем идет стажировка и самостоятельная работа. Начинающего проводника назначают на местные рейсы. Если он покажет себя с лучшей стороны, то может попасть на поезд дальнего следования.
Работники с высшим образованием после курсов квалификации могут стать главными механиками поезда (только мужчины), старшими смены или начальниками вокзала.
Служебные обязанности проводника
В первый рабочий день начинающий проводник получает рабочую форму, которая должна содержаться в чистоте. Бригада формируется на дальние и местные поездки по графику. Дальние рейсы длятся больше суток, местные – наполовину меньше. На местных составах смена составляет десять дней, потом идут десять дней выходных. В поездах дальнего следования объем смены зависит от количества рейсовых дней.
Перед началом рейса собирают планерку, где даются необходимые указания, сообщаются сведения о составе бригады, назначается номер вагона и проверяется готовность проводников к поездке. Прибыв в свой вагон, сотрудник осуществляет его приемку у сменщика. Проверяется все: посуда, сигнальный инвентарь, документация, наличие пломб. Учитываются все мелочи, так как проводнику придется отвечать за все имущество и оборудование во время рабочей смены.
Затем нужно расстелить белье (в зависимости от класса вагона), получить напитки, чай, печенье, конфеты. Нужно успеть все до посадки пассажиров. Посадка совершается строго по инструкции. Особенно надо быть внимательным к билетам. За любые нарушения предусмотрены штрафы. Рабочие функции проводника состоят из двух направлений. Первое — обслуживание пассажиров. В его обязанности входит:
Второе направление — обслуживание самого вагона и всех подсобных помещений. Два раза в сутки должна выполняться влажная уборка, четыре раза – в туалетах. Зимой необходимо загружать уголь, очищать ступеньки вагона ото льда, размораживать кипятком унитаз и умывальник. В пути может случиться всякое: проводник при необходимости должен вызвать полицию или врача по внутренней связи.
Что касается зарплаты проводников, то в среднем по России она колеблется в пределах 24 тысяч рублей или 380 долларов. Если начинающие сотрудники получают примерно 12 тысяч, то работники со стажем и опытом — до 50. Несмотря на низкую оплату труда и сложность работы, многие девушки и юноши хотят стать проводниками. Прежде всего, это можно объяснить льготами, которые получает каждый проводник. К ним относятся:
Кроме того, через каждые пять лет выдаются хорошие премии в объеме трех-четырех окладов за любовь к профессии. Сотрудник, отработавший на железной дороге 20 и более лет и ушедший на пенсию, оставляет за собой право льготного проезда. Ко всему этому прилагается полный соцпакет, возможность бесплатного медицинского обслуживания в ведомственных учреждениях, а также дополнительная выплата на рождение ребенка.
Работа на Сапсане
Поезд «Сапсан» на РЖД начал использоваться с 2009 года по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва. Он едет со скоростью 250 километров в час. Модель Velaro была создана в Германии, а русское название получила в честь самой быстрой птицы из соколиных пород. Она была адаптирована под российскую широкую колею и температуру до 50 градусов мороза. Каждый из десяти вагонов вмещает более 500 пассажиров. Некоторые сравнивают этот вид транспорта с почтовым голубем.
Пассажирские салоны скоростных электричек оборудованы удобными раскладывающимися креслами с регулируемыми спинками, откидными столиками и опорами для ног. Окна в вагонах довольно большие, с многослойным стеклом, оснащенные жалюзи. Зимой они не замерзают. Приглушенный рассеянный свет в вечернее и ночное время соответствует времени суток. Над каждым местом оборудована индивидуальная лампа для чтения. Температура в салоне в зимнее время составляет не меньше 22 градусов. Воздух, поступающий с улицы, проходит очистку и дезинфицируется.
Стоимость билета в вагон первого класса составляет около десяти тысяч рублей. Сюда включается горячее питание, свежие газеты и журналы, доступ в интернет. Еду, которую пассажиры могут купить здесь, разносят стюарды, поэтому проводники в своем кругу называют себя бортпроводниками. Попасть на работу в «Сапсан» очень трудно, так как условия здесь лучше и заработная плата высокая. Помимо профессионализма и коммуникабельности, необходимо знать хотя бы один иностранный язык и хорошо ориентироваться в достопримечательностях обеих столиц.
Работы все равно хватает: кто-то просит включить свет, кому-то потребовалось узнать побольше о Москве, с кем-то нужно просто поговорить. Есть в компании РЖД еще один скоростной поезд — «Ласточка», также разработанный в Германии.
Вагонов здесь в два раза меньше, скорость — около 160 км в час. Начало курсирования совпало с Олимпийскими играми в Сочи. Он предусматривался для быстрой перевозки болельщиков. Сейчас он ходит не только между столицами России, но и по центральной и южной частям страны.
Как познать железнодорожный дзен. Девушка не смогла пройти собеседование для работы проводницей
Устроиться на работу проводником поезда не так-то просто. Если верить рассказу девушки на канале «Яндекс.Дзен». Она крайне подробно обрисовала процесс трудоустройства в РЖД (читай ФПК). Сделать это у автора текста не получилось. В чём проблема — судить сложно.
Сам текст потенциального работника «Федеральной пассажирской компании» озаглавлен ярко. «Как я пыталась устроиться проводником на РЖД. Такого унижения долго не забудешь». Девушка сразу же пишет, что это было для неё самое отвратительное, что можно себе представить.
Проработала я там около трёх лет, но хозяин, видимо, так и не смог справиться с бизнесом.
«Это была моя самая отвратительная попытка устроиться на официальную работу. Несмотря на то, что прошло уже несколько лет, её я вряд ли забуду. До сих пор кипит в душе ярость, как вспомню, потому что такого унижения ещё нигде не испытывала».
Далее автор текста рассказывает, с чего всё начиналось, и по каким причинам она задумалась выбрать в качестве профессии именно работу проводника.
«Приказала долго жить наша небольшая фирмочка. Проработала я там около трёх лет, но хозяин, видимо, так и не смог справиться с бизнесом.
Коллектив был небольшой, но дружный. Все молодые, самому старшему 30 лет. Возможно, поэтому мы общались не только в офисе, в обычной жизни тоже все были друзьями. Работа нравилась, платили вовремя. Вот только почти никто не был официально устроен, но тогда нас это не сильно волновало. А зря…
Когда фирма закрылась, рассчитывать на нормальное пособие по безработице никто из нас не мог, поэтому мы решили поискать что-то не очень сложное в плане заработка, но, чтобы быстро…
А тут по всем каналам крутилась реклама РЖД. Мол, приходите к нам работать, а мы вам и официальное трудоустройство, и своевременную зарплату, и ещё много всяких плюшек».
В итоге девушка и ещё четверо коллег по уже бывшей работе приехали на собеседование. Как пишет сама кандидат в проводники, у всех был полный набор необходимых документов.
«Решили попробовать устроиться проводниками на пассажирские поезда. Зашли в небольшой душный коридорчик, где уже толпилось порядка пятидесяти человек таких же соискателей.
«Изучив мою трудовую книжку, она спросила: «А где справка об отсутствии судимости?».
Пока стояли в очереди, наблюдали очень странную картину. Почти каждый кандидат, выйдя из кабинета отдела кадров, сопровождал свой уход добрым русским матом в адрес «тупой курицы» (видимо, женщины в кабинете) и РЖД в целом. И почему тогда нас это не насторожило?
Само собеседование описано ярко. В кабинете девушку встретила женщина лет, по её словам, 50-ти «с макияжем как грим клоунов и таким резким запахом духов, что глаза стало резать уже с первой минуты общения. Мельком пролистав мои документы, она начала задавать вопросы, на которые я бы даже своей маме не стала отвечать. Например: «Почему я в разводе?» или «Собираюсь ли ещё наплодить детей в скором будущем?».
Именно «наплодить», а не завести или родить. Причём, с чего она решила, что я будущая многодетная мамаша, я так и не поняла. В паспорте у меня был вписан всего один ребёнок за 8 лет.
Но даже не это меня добило, пишет автор текста. «Изучив мою трудовую книжку, она спросила: «А где справка об отсутствии судимости?».
Какая ещё такая справка? Когда мы спрашивали по телефону, какие нужно представить документы, ни о какой справке там и в помине речи не было!
Естественно, всё это я высказала этой даме. На что она мне, не моргнув глазом, ответила:
«У вас последняя запись в трудовой была 3 года назад. Где вы были всё это время — нам не известно. А вдруг сидели? У нас проводники все материально ответственные, без этой справки я не смогу вас допустить к работе!»
Вот это поворот! У меня что — на лбу написано «воровка», возмущается девушка. «Так меня это взбесило, что я не сдержалась и озвучила этой даме всё, что я лично думаю о её работе и общении с потенциальными кандидатами. Хлопнула дверью и вышла из кабинета. Но сотрудница, видимо, посчитала, что наш разговор не окончен, поэтому вышла в коридор вслед за мной. Повторюсь, в коридоре было много народу. И она, не стесняясь толпы, говорит мне: «Нежные все какие стали! Чего обижаться? Я ведь не могу по внешнему виду определить, воровка вы или нет! Тем более, конкретно ваш внешний вид мне лично доверия не внушает…»
Ну, вообще супер! Я что должна была деловой костюм надеть, чтобы идти устраиваться на должность обычного проводника?
Дама-кадровик вышла из коридора, а весь народ стал меня с любопытством разглядывать. Понятно, люди ведь не слышали всего разговора, а последние фразы о воровке и внешнем виде могли их натолкнуть на разные мысли.
Мне стало так неудобно, что пришлось выйти и подождать друзей на улице. Какая-то абсурдная ситуация: вроде ничего плохого не сделала, а стыдно и противно на душе.
По итогам этого собеседования работу получил один из претендентов. Остальные не прошли, не устроили представителя РЖД, принимавшего людей на работу.
Требовать справку о судимости и вести себя грубо с кандидатами кадровый работник не имел никакого права
«Мне вот интересно, — пишет автор текста про трудоустройство, — если отбор кандидатов у них проходит по одному критерию — нравится или нет соискатель важной даме из отдела кадров, зачем тогда рекламой на работу народ зазывать? Видимо, для того, чтобы этой престарелой сотруднице было за счёт кого самоутверждаться.
А судя по тому, что отбор проходили, в основном, мужчины и молодые парни, то закрадывается сомнение — точно ли проводники были нужны?»
«Я думаю, история сильно раздута автором, — рассказала vgudok.com бывшая проводница, хорошо знакомая с условиями приёма на работу в ФПК. — Во-первых, на должность проводника пассажирских вагонов не берут без свидетельства об окончании специальных курсов. И даже если набирали кандидатов с условием дальнейшего их обучения, то собеседование проводит и психолог и кадровик. И еще существует медкомиссия довольно строгая. Поскольку у проводника выход на пути. А это высокая степень опасности.
С трудом представляю ситуацию, чтоб человек работал в какой-то фирме, в офисе, а на следующий день принес документы, и его взяли проводником. Но даже если речь идет о простом собеседовании, требовать справку о судимости и вести себя грубо с кандидатами кадровый работник не имел никакого права».
В интернете к тексту девушки отнеслись по-разному.
0174 немиров: «Работа проводника очень тяжёлая и морально в том числе, возможно, таким образом проверяют на стрессоустойчивость».
Марина Иванова: «Вранье от и до. Они прекрасно возьмут выпускников жд».
Елена Бабий: «Вранье. Проводников так не набирают. Только через курсы или берут выпускников жд. Проходила, знаю».
ПроSто Так: «К нам на работу устроился парень, до этого работал он в РЖД машинистом, отработал там 1,5 года и убежал, сказал — невыносимо просто. Сам он раньше жил в Казахстане и работал по той же профессии, сказал разница в отношении к рабочим огромная между там и тут. Сразу скажу, парень русский, из Казахстана уехал по другим причинам».
Серега Омский: «Проводники пассажирских вагонов так же, как и сами вагоны, уже давно к РЖД не относятся. Они теперь называются ФПК. Да и РЖД —это уже не государственная компания. РЖД теперь очень интересная конторка. Но если организация принадлежит действительно РЖД, то подобную тетку из отдела кадров нагнут в момент, за такой прием. Хотя, как и везде, может быть исключение».
Ирина Базлова: «Считаю эту писанину бредом от первой и до последней буквы. Начнем с того, что для начала нужно пройти тест у психолога и уже только потом скажут, берут тебя или нет. Затем курсы длиною в 3 месяца. И ни один кадровик так не разговаривает».
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в нашем Telegram-канале @Vgudok
Проводник
Проводник
Проводник
Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая. Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома. Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.
Задачи проводников и должностная инструкция
Во время следования состава проводник поезда должен:
На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.
Требования к претендентам
Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.
Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:
Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.
Достоинства и недостатки профессии
Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков. Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.
Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:
Есть у профессии и несколько существенных минусов.
Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице
Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.
Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования. За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда. За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.
Оплата труда и содержимое социального пакета
То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.
Принцип начисления зарплаты
В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.
В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.
Дополнительные бонусы и поощрения
Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.
Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).
Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.