что нужно для получения mba
MBA бизнес-образование
Важно ли для бизнеса наличие спецобразования?
Многие предприниматели полагают, что для успеха предприятия бизнес-образование MBA просто необходимо. Топ-менеджеры вкладывают сотни тысяч, а то и миллионы рублей в учебу, которая потом должна открыть все горизонты. Но стоит ли обращать внимание на наличие корочек при отборе новых сотрудников или стаж работы важнее дипломов?
Степень МВА (Master of Business Administration) крайне популярна среди управленцев. Получить диплом с присвоением такого звания можно, проучившись полтора-два года в одной из соответствующих школ, правда, за это придется заплатить немалую сумму.
Сколько стоит MBA?
В России цены практически идентичные: стоимость обучения по программе «Сколково» Executive MBA составляет около €90 тыс. Обучение проходит на английском, в стоимость входят два практических модуля в США и Китае. И надо сказать, это не самый дорогой курс в данной школе.
Кроме Executive MBA есть и другие виды программ. Part Time MBA и Distance-learning MBA, например, не предполагают отрыва от производства во время обучения, а Mini MBA не дает столь полных знаний в вопросах организации и управления бизнесом. Есть и программы бакалавриата, предшествующие степени магистра.
Зачем нужна степень MBA?
Бизнес-образование MBA важно для руководителей, поскольку в школах их учат овладевать методиками диагностики состояния компании, показывают, как позиционировать бизнес с финансовой, маркетинговой, правовой, управленческой точек зрения. Управление кадровой политикой фирмы — немаловажный аспект бизнес-образования. Но наверное, самое главное — такие программы полезны для развития лидерских качеств, без которых руководителю никогда не добиться успеха.
На рынке высококлассных специалистов почти нет безработицы. Поэтому заполучить квалифицированный кадр со специализированным бизнес-образованием сложно. К тому же, если компания решила нанять специалиста с дипломом МВА, она должна быть готова к очень большим тратам. Выпускники бизнес-школ имеют примерно вдвое большие оклады, чем остальные управленцы, не прошедшие профильное обучение.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
По следам Fortune 500: зачем руководителям получать MBA
Об эксперте: Екатерина Алексеева, руководитель направления MBA в Skillbox
В каком возрасте пора получать MBA?
Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет — к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.
Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа — и поступили в бизнес-школу.
В целом, MBA-программы не устанавливают формальных возрастных рамок. Но считается, что лучше прокачивать управленческие навыки в более молодом возрасте. Например, в США принято получать бизнес-образование в 27–28 лет, а в России средний возраст студента MBA — 34–39 лет. И глобально этот показатель растет: хотя по статистике Financial Times он стабильно держится на отметке 28 лет, возрастной разрыв между учащимися увеличивается. Поэтому сегодня в бизнес-школы поступают как 23-летние, так и 55-летние. Причем и тех, и других становится все больше.
Этот тренд поддерживают и аккредитационные комиссии — с недавних пор при оценке новых бизнес-школ они обращают внимание не только на гендерное разнообразие в составе учащихся, но и на возраст студентов. Считается, что участники смешанных групп будут обмениваться опытом и экспертизой, что поможет им выйти из информационного пузыря и по-новому взглянуть на многие вещи.
На демографию MBA влияет и смена поколений. Так, в США и Европе миллениалы и зумеры чаще делают перерыв в учебе после окончания школы или колледжа, а также берут саббатикалы (долгосрочные отпуски за свой счет или за счет работодателя). Неудивительно, что средний возраст студентов бизнес-школ увеличивается.
Еще одна общая черта большинства кандидатов на MBA — это опыт работы. Например, в крупных американских бизнес-школах учатся студенты, которые проработали на разных позициях от нескольких месяцев до 13 лет, а в российских школах — от 3 до 15 лет. Влияет и локальная специфика — например, в России предприниматели и менеджеры в регионах поступают на MBA позже, чем москвичи — не в условные 30, а в 36-40 лет.
В любом случае, возраст и опыт — не главные и не единственные маркеры. Не так важно, сколько лет и в какой индустрии вы проработали, а также какой год рождения указан в вашем паспорте. Определяющую роль играет мышление и наличие внутренней мотивации.
Эволюция MBA
Долгое время степень магистра делового администрирования считалась маркером самых успешных CEO — по крайней мере на Западе. Если почти половина топов из рейтинга Fortune 500 обладает степенью MBA, то нужно непременно повторить их путь, иначе не добиться успеха. За рубежом работодатели действительно чаще отдавали предпочтение выпускникам бизнес-школ: им предлагали более высокую зарплату и перспективные должности. В России формата MBA долгое время просто не существовало. И хотя число бизнес-курсов со временем возросло, традиция пока еще не сформировалась. В результате сегодня только 60% работодателей считают диплом MBA конкурентным преимуществом кандидата.
Часто компании не выгодно развивать бизнес-мышление у сотрудника — есть риск, что специалист радикально изменит карьерную траекторию, отрасль или запустит свое дело. И опасения подтверждает статистика: в среднем около 70% слушателей курсов MBA меняют работу после получения степени. Они видят новые пути решения проблем — часто непривычные и нестандартные. Для консервативной компании это скорее риск, а для корпорации, которая стоит на пороге цифровой (и любой другой) трансформации, это скорее преимущество.
Признаки того, что вам пора получать MBA
Профессор Школы бизнеса Мичиганского университета Ноэль Тичи считает, что практический опыт приобретается в трех зонах:
В зоне комфорта мы учимся медленно и не слишком эффективно — например, когда изо дня в день повторяем одно и то же. В зоне паники прокачиваем навыки, решая срочные горящие задачи. А в зоне обучения грамотно и последовательно осваиваем новое. Большинство компаний — как в России, так и в мире — находятся в первой и второй зоне.
В комфортной среде руководитель и сотрудники довольствуются тем, что есть. Они выполняют рутинные задачи, получают умеренные результаты и не хотят ничего менять. В зоне паники вся команда находится в состоянии аврала и импровизации — решения приходится искать на ходу, а риски возрастают. И, наконец, зона обучения — это идеальная среда, в которой навыки прокачиваются, а знания приобретаются осознанно от соприкосновения с новым. Бизнес-школы как раз помогают выходить из зоны комфорта и экспериментировать, но при этом следовать стратегии, не поддаваясь панике. С одной стороны, они учат рисковать, а с другой, подсказывают, как амортизировать риски.
Интересно, что об MBA часто задумываются менеджеры, которые уже преодолели первые кризисы и добились первых успехов, но поняли, что этого недостаточно. Это может быть как период стремительного роста, так и период спада или стагнации. Вот несколько сценариев, с которыми чаще всего сталкиваются кандидаты на поступление в бизнес-школы:
Во всех четырех случаях у руководителей есть одна общая черта — неудовлетворенность текущим положением дел и стремление к росту. Они всегда стремятся к большему, хотят во всем разобраться и что-то изменить.
Для многих предпринимателей обучение в бизнес-школе — это своего рода взлом роста (growth hacking). Речь не идет о традиционных программах, которые дают классический набор знаний о ведении бизнеса. Современные MBA делают ставку на digital-направления, нетворкинг, развитие лидерских навыков, коммуникацию с экспертами и обмен опытом.
На что еще обратить внимание при выборе бизнес-школы
1. Местоположение
Если вы планируете строить карьеру и вести бизнес в России, то получать степень лучше тоже в РФ — так вы лучше вникнете в локальную специфику и выстроите связи с местным бизнес-сообществом. И наоборот — если готовитесь осваивать новые рынки, стоит поступать в иностранные бизнес-школы и заниматься нетворкингом в стране присутствия.
2. Экспертиза
Изучите биографии преподавателей и приглашенных экспертов — есть ли у них релевантный опыт, насколько он вам близок, сможете ли вы почерпнуть что-то полезное. Хорошо, если в преподавательском составе есть предприниматели и CEO с многолетним опытом. А вот бизнес-гуру, которые гастролируют по миру с лекциями об «успешном успехе», — не лучший вариант. Идеально, если у лектора уже есть опыт преподавания в бизнес-школе, а не на мастер-классах и коротких курсах. Важно, чтобы преподаватель проводил исследования и публиковал статьи в академических журналах, а также имел опыт внедрения идей на практике.
3. Формат обучения
Двухлетние full time-MBA уходят в прошлое, поскольку накладывают слишком много ограничений. Раньше специалистам приходилось увольняться и целенаправленно уезжать на учебу на пару лет, сегодня же можно выбрать смешанный (blended) формат и встроить занятия в свой график.
4. Нетворкинг
Проверьте, насколько развито сообщество выпускников, поддерживают ли они связь, запускают ли совместные проекты. Часто контакты приносят пользу опосредованно: не факт, что вы запустите совместный бизнес с сокурсниками, но зато они могут помочь советом или поиском партнеров.
5. Актуальность программы
Проверьте, на каких кейсах работают преподаватели и как часто они обновляют базу знаний. Обсуждение бизнес-модели TikTok сегодня не менее актуально, чем дискуссии о бизнес-стратегии Toyota в 80-е. И то, и другое принесет пользу, но классику обязательно нужно разбавлять актуальным контентом, который не устареет через пару лет.
6. Контекст
Кризис — идеальное время для бизнес-образования. Учеба займет у вас 1,5–2 года, и к моменту получения степени рынки как раз начнут восстанавливаться. А значит, вы покинете школу с новыми знаниями в период бизнес-бума. Учитывайте и тренды на рынке. Например, компании все чаще нанимают CDO (Chief Digital Officer), а значит, есть запрос на специалистов по цифровизации. При этом переход на digital большинству дается с трудом. А значит, лидер с цифровыми компетенциями еще долго будет востребованным.
Как получить образование MBA
Сколько оно стоит в России и за рубежом
В интернете пишут, что МВА-образование — все равно что «волшебная таблетка». Год-два отучиться — и бизнес пойдет в гору, зарплата вырастет втрое, а новые связи позволят найти работу в США или Европе.
Но не спешите брать кредит, все бросать и ехать учиться. Мы расскажем, как устроено бизнес-образование, сколько оно стоит, как можно сэкономить и что на самом деле дает MBA.
Что такое MBA
Расшифровка. MBA расшифровывается как Master of Business Administration. В переводе с английского — магистр делового администрирования. Это престижная квалификационная степень, которую получают выпускники специальных бизнес-школ.
Откуда MBA родом. Первыми в мире степень MBA получили выпускники Дартмутского колледжа в США в 1901 году. Они прошли обучение по программе Master of Commercial Science — это прообраз современных курсов MBA.
А первая бизнес-школа, Гарвардская, открылась в Бостоне в 1906 году. После нее в США появились Уортонская, Стэнфордская и другие известные школы.
В 60-х бизнес-школы стали открываться в Европе. Сначала — в Англии, а потом и в других странах. Старейшими считаются:
В Россию MBA-образование пришло в 1988 году, когда открылась Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России — ВАВТ. Сейчас подобных десятки.
Кто получает бизнес-образование
MBA получают начальники отделов, предприниматели и менеджеры. Наличие MBA означает, что человек готов быть руководителем среднего или высшего звена.
Например, Андрей учится на МВА в ИБДА РАНХиГС. В его группе три категории студентов:
Сам Андрей — предприниматель. Руководит несколькими фирмами в Москве. Поступил на двухгодичный курс МВА в ИБДА РАНХиГС в 2018 году. Учится за свой счет. Хочет систематизировать свои знания о бизнесе, чтобы лучше его развивать.
Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из московских банков. В 2019 году поступила и окончила бизнес-школу INSEAD. Эльмира хотела повысить квалификацию, а заодно посмотреть мир. Училась за свой счет.
Чему именно учат руководителей
Студентов MBA учат праву, финансам, ведению бухгалтерии, кадровому делу, переговорам — всему, что касается бизнеса. Все это преподают и в вузах, но углубленно и на разных факультетах. А курс MBA дает общие знания, но сразу обо всем.
Андрей учится в ИБДА РАНХиГС на «Управлении проектами». Преподаватели рассказывают его группе о разных сферах бизнеса: строительстве, логистике, торговле, финансовой деятельности и других. Андрей считает, это полезно ему как предпринимателю.
Отличие курса MBA от тренингов и коучинга
В интернете много тренингов и коучингов для руководителей, платных и бесплатных, в офлайне и дистанционных. Но Андрей, который учится на MBA в ИБДА РАНХиГС, уверен: «Нельзя за пару занятий научить человека управлять. Управление — это система дисциплин плюс опыт».
Тренинги для руководителей часто связаны с психологией и посвящены чему-то одному: лидерству, личностному росту, ораторскому искусству. Это подойдет тем, кто хочет «прокачать» конкретный навык. В курсе MBA есть похожие дисциплины, но он охватывает и многие другие.
В тренингах может участвовать любой. В онлайне даже не видно других участников. А на MBA учатся люди примерно одного уровня знаний и достатка. Даже если курс дистанционный, они встречаются на защите дипломного проекта, и с ними можно обменяться опытом. А еще есть шанс найти партнеров для бизнеса.
Но при всех плюсах МВА оно подходит не всем, и иногда лучше пройти хороший тренинг, чем тратить время и деньги на бизнес-образование. Так считает Ольга Павлова, которая получила МВА в 2002 году: «Не стоит получать бизнес-образование без конкретных задач: открыть бизнес или повысить квалификацию. Диплом МВА не волшебная таблетка, которая решит все проблемы. Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-образование, нужно решить, зачем оно вам нужно».
MBA, второе высшее, магистратура — что выбрать
Те, кто хочет прокачаться в сфере бизнеса, обычно выбирают между MBA, вторым высшим образованием и магистратурой. Для этого сравнивают длительность обучения, программы и цены.
Программы на магистратуре и втором высшем охватывают конкретную область знаний. Это может быть экономика, управление персоналом, право, финансы и кредит. Если нужны знания в одной из этих областей, МВА вряд ли подойдет. Программы МВА охватывают все эти области, но не так глубоко и подробно.
Цены и длительность курсов в ВШЭ и Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ в Москве
Программа | Длительность курса | Цена за весь курс |
---|---|---|
Магистратура | 2 года | 780 000—860 000 Р |
Второе высшее (бакалавриат) | 3 года | 570 000 Р |
МВА | от 1 года и 8 месяцев до 2 лет и 2 месяцев | 714 000—868 000 Р |
Цены и длительность курсов в Уортонском университете Пенсильвании
Где получить степень MBA
Степень MBA получают в специальных бизнес-школах. Одни работают при университетах, как Гарвардская или Высшая школа бизнеса МГУ. Другие существуют отдельно. Но престиж школы зависит не от привязки к университету, а от ее аккредитации.
Есть три самых авторитетных аккредитующих организации:
Всеми тремя «коронами» аккредитован 1% школ в мире: Гарвардская и Стэнфордская, бизнес-школа в Лозанне, INSEAD и еще около семидесяти. В России это Kingston/РАНХиГС. Точнее — партнер РАНХиГС, Кингстонский университет в Лондоне, но аккредитация распространяется и на российскую школу.
Есть школы, аккредитованные другими организациями:
В России есть бизнес-школы вообще без аккредитации. Это не значит, что там плохое образование, но дипломы таких школ не сильно ценятся.
Крупнейшие бизнес-школы мира
Крупнейшие бизнес-школы находятся в США и Европе. Это Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса, Уортонский университет Пенсильвании, INSEAD во Франции, IE Business School в Мадриде, Бизнес-школа Лозанны в Швейцарии и другие.
Рейтинги лучших зарубежных бизнес-школ публикуют 3 издания: Financial Times, US News и Business Week.
Составители проверяют, какая аккредитация школы и сложно ли в нее поступить. Смотрят, как вырастает зарплата выпускников через 3 года после выпуска, окупается ли обучение, высоко ли они поднимаются по карьерной лестнице. Для этого устраивают опросы и собирают рекомендации от выпускников. По каждому пункту выставляют баллы. По сумме баллов формируют рейтинг.
Каждый год рейтинги меняются. В 2019 году в Financial Times на третьем месте был INSEAD, а в 2020 году он опустился на четвертое.
Места известных школ в разных рейтингах 2020 года
Бизнес-школа | Financial Times | US News | Business Week |
---|---|---|---|
Гарвардская школа бизнеса | 1 | 3 | 3 |
Уортонский университет Пенсильвании | 2 | 1 | 6 |
Стэнфордская высшая школа бизнеса | 3 | 2 | 1 |
Рейтинг лучших бизнес-школ в Москве и регионах России
По данным РБК, в России 129 бизнес-школ: половина в Москве, остальные — в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Оренбурге, Иркутске и других городах.
«Рынок MBA и бизнес-образования в России», 2019 годPDF, 3,23 МБ
Российские бизнес-школы оценивает РБК. В 2019 году он выпустил «Исследование рынка MBA и бизнес-образования в России». В нем нет рейтингов, но есть данные про аккредитацию, цены на обучение, средний возраст студентов.
Есть еще «народный» рейтинг российских бизнес-школ. Его составляет портал «МБА в Москве и России» на основе анкет выпускников. В рейтинге учитывают рост дохода выпускников, их карьерный рост, полезность приобретенных связей, личное и профессиональное развитие.
Как и зарубежные, российский «народный» рейтинг меняется каждый год. Например, в 2018 году там не было Московской школы управления «Сколково», но в 2019 году она стала первой.
Какое бывает обучение MBA
Обучаться MBA можно по разным программам. Они бывают универсальные — для специалистов всех отраслей — и специализированные.
Что такое MBA General. MBA General — универсальная программа. Она дает знания о бизнесе и управлении, которые применимы в любой сфере. Выпускник может открыть бизнес, руководить отделом в крупной корпорации или работать эйчаром.
General MBA подойдет тем, кто приехал учиться очно и не работает в это время. Так училась Эльмира Хусаинова, средний возраст студентов в ее классе в INSEAD был 29 лет, а опыт работы — 5 лет.
Что такое EMBA. У General MBA есть аналог — Executive MBA, или EMBA. Эта программа идет без отрыва от работы и придумана для более опытных людей. В 2019 году в INSEAD на EMBA средний возраст студентов был 37 лет, а их опыт работы — 12 лет.
Специализации программ MBA. В отличие от General MBA и EMBA специализированные программы не универсальные.
Программы отраслевой специализации — для тех, кто работает в конкретной отрасли. Например, «Международные отели и туристический менеджмент» в IE Business School в Мадриде, «Управление в сфере ЖКХ» и «Менеджмент в индустрии красоты» в Московской школе бизнеса.
Наталья Кукушкина училась в INSEAD / Высшей школе управления НИУ ВШЭ. Это было корпоративное обучение, и программа была отраслевая — банковская. В группе были только коллеги из ее банка.
Стоимость MBA в РФ и за рубежом
стоят 1,5 года обучения в Московской школе управления «Сколково»
Как получить МВА-степень
Чтобы получить степень МВА, нужно выбрать бизнес-школу, программу и форму обучения. Потом подать документы и пройти квалификационный отбор. Затем оплатить обучение, усердно учиться и защитить дипломный проект. Теперь обо всем по порядку.
Хорошую школу могут посоветовать друзья, которые там учились. Так было у Эльмиры Хусаиновой: «Я узнала о бизнес-школе INSEAD из поста в фейсбуке знакомой в 2015 году — мне сразу показалось, что эта школа для меня». Подробную информацию Эльмира нашла в интернете, поступила в 2019 году и осталась довольна. А вот как выбрать бизнес-школу, если никто из знакомых не может ее рекомендовать.
Изучить интернет-ресурсы об MBA. Информация о бизнес-школах по всему миру есть на порталах MBA.com, MBAstudies. Только о российских — на « MBA-инфо », «MBA в Москве и в России». Расписание выставок MBA в разных странах публикует Access MBA.
Узнать последние новости из мира MBA можно в самом большом сообществе в Фейсбуке — FindMBA.
Ютуб:
Studybuzz education — MBA preparation — канал об MBA в целом,
MBA crystal ball — обзоры бизнес-школ по странам: США, Великобритания, Индия, Франция, Австралия,
«Программа МВA» — канал ИБДА РАНХИГС,
Skolkovoschool — канал Московской школы управления «Сколково»
Определиться с INSEAD Эльмире помогли в том числе видео на Ютубе. Там студенты и выпускники сравнивали школы, процесс поступления и стоимость.
Изучить сайты школ. У каждой бизнес-школы есть сайт, где подробно расписаны условия поступления, программы обучения и цены. Там же можно посмотреть примеры лекций, интервью с учениками и преподавателями. А еще узнать о грантах, стипендиях и днях открытых дверей.
Главный критерий выбора программы — учебный план. Перед тем как подавать заявку на поступление, нужно скачать его и посмотреть, все ли дисциплины интересны и нужны для работы.
Есть программы, которые можно пройти только очно. Например, в крупных школах General MBA нельзя пройти в вечернем или дистанционном формате. Стоит выбирать эту программу, если можете на время оставить работу и поехать учиться.
Остальные критерии выбора зависят от личных предпочтений. Например, Андрей нашел через поиск в интернете 10 программ по управлению проектами в бизнес-школах Москвы. Сравнил их по цене и учебному плану. И только потом выбрал школу, куда удобнее добираться. Для него это было важнее, чем цена и аккредитации, потому что ездить предстояло 2 года.
Основные формы обучения MBA — дистанционная, парт-тайм и фултайм. Есть еще модульная, но она встречается не везде.
Дистанционная форма для тех, в чьем городе нет бизнес-школ, а часто ездить на обучение не получится. Все лекции и учебные материалы приходят на электронную почту. Нужно лично посещать только мастер-классы, научные конференции и защиту своего дипломного проекта.
Некоторые школы, например Московская бизнес-школа, выдают айпад для дистанционного обучения. Потом его нужно вернуть.
Парт-тайм напоминает вечерний формат, его легко совмещать с работой. Такую форму выбрал Андрей в ИБДА РАНХиГС. Занятия идут по средам с 19:00 до 22:00 и по субботам весь день. По словам Андрея, обучение отнимает не больше времени, чем тренажерный зал.
Очную форму выбрала Эльмира Хусаинова: оставила работу в Москве и на 10 месяцев поехала в INSEAD. Успела пожить в двух кампусах: во французском Фонтенбло и в Сингапуре. Каждый день посещала 2—3 занятия по 90 минут и много путешествовала с учебной группой.
Модульная форма была у Натальи Кукушкиной. Она жила в Санкт-Петербурге, а обучение проходило в Москве. Курс длился 1,5 года. Через день Наталья смотрела двух-трехчасовые вебинары и делала домашние задания. А на очные занятия в Москву приезжала четыре раза. Они длились по неделе.
Учеба занимала все свободное время. Наталье казалось, что она вернулась в институт, только теперь совмещала обучение с работой и личной жизнью.
Подтвердить опыт работы. У многих бизнес-школ нет четких требований к опыту работы — они смотрят на результаты вступительных испытаний. Но все равно каждая школа требует копию трудовой книжки.
У студентов INSEAD средний стаж в руководстве — 6 лет. У студентов Гарвардской школы бизнеса — 3 года, Стэнфордской — 4 года.
В России опыт от 3 лет требуют, например, ИБДА РАНХиГС и Московская школа управления «Сколково». Большинству других нужен стаж от 2 лет, а зачислять или нет — решают индивидуально.
Подтвердить знание иностранных языков. Все иностранные бизнес-школы требуют подтвердить знание английского. В России хороший английский требует как минимум Московская школа управления «Сколково».
У Эльмиры Хусаиновой в INSEAD попросили сертификаты о знании двух иностранных языков. Английский был обязательный: она сдала IELTS на 8,5 баллов из 9. Вторым языком выбрала немецкий и сдала его в INSEAD на уровень А2 — это соответствует уровню intermediate.
Уровень английского для поступления в INSEAD
Сертификат | Проходной балл или уровень | Максимальный балл или уровень |
---|---|---|
TOEFL | 105 | 120 |
IELTS | 7,5 | 9 |
CPE | В1 или В2 | C2 |
PTE Academic | 72 | 90 |
TOEIC | Аудирование и чтение — 950 | 990 |
Письмо — 170 | 200 | |
Устная речь — 190 | 200 |
Сдать тест на способности. GMAT, SAT и GRE — тесты на способность учиться на MBA. Пройти один из них требуют все иностранные бизнес-школы. По содержанию тесты похожие, но самый популярный — GMAT. Эльмира Хусаинова сдавала его для поступления в INSEAD.
Тест на английском и состоит из 4 частей. В первой надо исправить ошибки в предложениях и ответить на вопросы по тексту. Во второй — решить задачи по математике. В третьей — написать аналитическое эссе. А в последней — проанализировать таблицы и графики. На все дается 3,5 часа.
потратила Эльмира на подготовку и сдачу GMAT
Эльмира стала готовиться сама: находила и решала варианты теста в интернете. Месяц ходила к репетитору по математике 2 раза в неделю, платила по 3000 Р за 1,5 часа. Но сдать тест удалось только с четвертой попытки: Эльмира набрала 690 баллов, то есть немного ниже среднего, но поступила. Всего в год можно делать 5 попыток, не чаще одной в месяц.
В России сдать GMAT требует Московская школа управления «Сколково». Проходной балл — 650 из 800. Если у абитуриента нет сертификата GMAT, он может пройти его аналог — Talent Q Elements, разработанный «Сколково».
Некоторые бизнес-школы вместо GMAT устраивают собственные испытания. Например, в ИБДА РАНХиГС просят разобрать кейс — ситуацию из опыта реальной компании. Андрей справился легко: «Поступление — это не страшная Голгофа, на которую нужно забраться. Для человека с опытом это никаких проблем не составит».
Пример кейса, который нужно разобрать для поступления в ИБДА РАНХиГСDOCX, 35 КБ
Пройти собеседование. Все бизнес-школы проводят собеседования, для этого звонят по телефону или Скайпу. Например, Эльмира собеседовалась в INSEAD по Скайпу. Ее спрашивали про опыт работы, профессиональные достижения, жизненные ценности и ожидания от MBA.
Обучение можно оплатить сразу целиком или частями в процессе обучения. В INSEAD, где училась Эльмира, нужно было внести 10%, когда пришло приглашение. За месяц до начала учебы — еще 60%, оставшиеся 30% — через 4 месяца после начала занятий.
Если денег не хватает, можно взять кредит. Многие бизнес-школы работают с организациями, которые предлагают льготные условия кредитования. Например, INSEAD сотрудничает с компанией Prodigy Finance. Там среднегодовая процентная ставка — 9,3%. А начать платить нужно через полгода после выпуска, когда найдешь работу. Это выгодно, и Эльмира хотела взять кредит там. Но потом узнала, что ставка плавающая и в любой момент может вырасти. К тому же не хотела брать кредит в валюте.
Получить грант или стипендию. Они могут погасить всю стоимость обучения или часть. Узнать о них можно на сайтах бизнес-школ, а кое-что публикует портал EduPASS.org.
Во многих иностранных школах есть и внутренние стипендии. Их дают социально активным абитуриентам, женщинам, ЛГБТ-активистам или жителям определенных стран, например Китая, Ливана, Германии.
Получить скидку. В России распространена система скидок. О них всегда пишут на сайтах бизнес-школ.
В ИБДА РАНХиГС дадут скидку 5%, если вас рекомендовал выпускник этой бизнес-школы или если вы с Урала, Дальнего Востока, из Сибири или Казахстана.
В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС дадут скидку 10%, если внести полную предоплату за обучение. 5% уступят тем, у кого есть несовершеннолетние дети, а 8% — жителям стран СНГ и регионов России, кроме Москвы и Московской области.
Посещать занятия. Занятия в бизнес-школах проходят в группах и строятся на методе кейсов. Кейсы — это сложные ситуации из опыта разных компаний. Группа разбирает проблему, устраивает мозговой штурм и ищет решение.
У Натальи Кукушкиной дистанционные занятия были в формате вебинаров. А очные проходили так: преподаватель рассказывал суть кейса и пытался вовлечь студентов в диалог, чтобы получилось что-то вроде семинара. Но желающих порассуждать было мало, и семинар превращался в лекцию. Кейсы были разные: от политики до структурных и технологических изменений в банках.
Делать домашние работы. В бизнес-школах задают много домашних заданий. Часть из них надо делать в группе. У каждого студента своя роль: лидера, контролирующего или докладчика на презентации.
Но есть и индивидуальные задания. Наталье Кукушкиной запомнились домашние работы по курсу «Лидерство». Один раз она делала свой лидерский портрет: описывала достижения, мечты, сильные и слабые стороны и зоны роста.
В другой раз Наталья составляла смарт-рецепт: расписывала, какие инструменты помогают ей в бизнесе. Это были правильная постановка задачи, возможность слышать мнение коллег, обратная связь, чувство ответственности перед другими и так далее.
Получать хорошие оценки. За домашние задания и участие в проектах ставят оценки, а в некоторых школах еще начисляют «кредиты». Чтобы получить один кредит, Эльмира в INSEAD должна была заработать оценку выше минимальной по выбранной дисциплине. Но были и курсы, за которые можно было заработать только 0,5 кредита. Зато они были короче, а нагрузка в них — меньше. Для получения диплома нужно было набрать 26 кредитов.
С пользой тратить свободное время. Для тех, кто учится очно, в бизнес-школах открыты клубы по интересам. В INSEAD, где училась Эльмира, были профессиональные клубы: консалтинговый, прямых инвестиций, здравоохранения. Были и клубы по интересам: разным видам спорта, еде, путешествиям. Винный клуб назывался Vinsead, а клуб дебатов — Debatesead.
Эльмира была организатором Vinsead, устраивала винные дегустации и поездки на винодельни во Франции. Еще вступила в беговой клуб и участвовала в бизнес-треках карьерных клубов.
Бизнес-трек — это поездка на 2—3 дня в какой-то город и посещение компаний, где работают выпускники бизнес-школы. С клубом Tech&Entrepreneurship Эльмира ездила в Амстердам и побывала в «Букинге», «Тесле» и Adyen. В Лондоне посетила фонды частных инвестиций — Partners Group, KKR, Ontario Teachers. В каждой компании рассказывали про последние тенденции в их сфере бизнеса и говорили, каких людей ищут себе в команду.
Групповой проект. У Натальи Кукушкиной были дипломные проекты по всем основным дисциплинам: менеджменту, статистике, оптимизации процессов, маркетингу, лидерству, управлению кадрами. Каждый проект делала не лично Наталья, а вся ее группа.
Например, по стратегическому менеджменту они придумывали, как лучше реализовать зарплатный проект в банке. Искали этапы, которые плохо функционируют, и предлагали изменения.
В игре было много неожиданных ситуаций. Например, интервью локальному телеканалу, агрессивно настроенному против иностранцев. А во время него в помещение ворвались еще бастующие работники фабрики.
Команды соревновались по нескольким параметрам, в первую очередь по прибыльности компании. В конце каждого дня подводились итоги, команды делились впечатлениями и делали выводы.
Что дает MBA-образование
Как определить эффективность бизнес-образования. У составителей международных рейтингов есть критерии, по которым они смотрят, эффективен ли курс МВА в каждой школе. Это карьерный рост и рост зарплаты в первые 3 года после выпуска из бизнес-школы, личностный рост и приобретение полезных связей. Они и определяют эффективность бизнес-образования.
Увеличится ли доход после прохождения MBA. У Натальи Кукушкиной, которая получила МВА в 2015 году, карьерного скачка и роста зарплаты не было. Но повысилась квалификация и расширились компетенции — то, что называют горизонтальным ростом.
Ольга Павлова получила МВА в 2002 году. До этого работала редактором в челябинском СМИ, а после — стала там начальником отдела рекламы и продвижения. Ее зарплата выросла вдвое.
До обучения в INSEAD Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из российских банков. Во время учебы нашла работу в швейцарском банке в Цюрихе. Он делал презентацию на кампусе INSEAD в Фонтенбло, и Эльмира познакомилась там с рекрутером программы. Прошла собеседование и получила работу.
Личностный рост. Наталье Кукушкиной MBA много дало как человеку. Больше всего ей дал курс «Построение отношений и влияния». Еще ей стали проще даваться публичные выступления, она научилась самопрезентации.
Андрей считает, что МВА помогает ему навести порядок в голове. У него несколько своих компаний и 15 лет опыта в бизнесе. Еще это вносит разнообразие в его жизнь: «Иногда мне кажется, что МВА — это игрушка для скучающих бизнесменов. Вот меня смогли заинтересовать и удивить. Представьте, в группе 20 человек, все руководители, у многих бизнес. Мы много путешествовали, у нас у всех машины, семьи. И мы садимся за парту, как школьники, и начинаем учиться».
Эльмира Хусаинова училась очно — возможно, поэтому МВА-программа сильно изменила ее жизнь. До обучения ей казалось, что она живет по заданному сценарию, а Москва — это центр мира, и все вращается вокруг людей в пределах Садового кольца. Но она решилась на большое приключение, оставила работу, побывала в 15 разных странах и познакомилась с людьми со всех уголков света. Это помогло ей понять, что люди, живущие не в Москве и без сценариев, тоже счастливы. Программа дала ей новые перспективы и показала, что в этой жизни можно сделать, если не бояться.
Нетворкинг. На сайте любой бизнес-школы написано, что МВА поможет обрасти связями. Наталья Кукушкина не могла это почувствовать, потому что в ее группе были только коллеги из ее банка.
Что делать после MBA
Чаще всего после MBA выпускники находят более прибыльную работу, открывают свой бизнес или уезжают жить в другую страну. По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников не получили бы нынешнюю работу без степени МВА. 33% нынешних студентов планируют поменять рабочую отрасль, а 29% — открыть свой бизнес.
Через 2 года после MBA Ольга Павлова уволилась из СМИ и ушла работать в другую, более интересную и прибыльную сферу коммерции, где МВА-образование ей не пригодилось. Но она считает, что именно оно подтолкнуло ее сменить профессию.
Ольга говорит, что после MBA многие ее одногруппники нашли работу в Европе и США и переехали туда жить. Так же поступила и Эльмира Хусаинова, переехав из России в Швейцарию. А многие ее сокурсники хотели в Азию и легко нашли работу в Сингапуре, Гонконге и Бангкоке.