что нужно для открытия магазина кондитерских изделий
Как открыть кондитерский магазин?
Размышляете над идеей, как открыть кондитерских магазин? О всех нюансах ведения данного вида бизнеса подробно написано в статье.
♦ Капитальные инвестиции – 400 000 рублей.
♦ Окупаемость – 4–8 месяцев.
По мнению большинство экспертов, бизнес, основанный на продаже продуктов питания, – один из наиболее выгодных и перспективных.
Не является исключением продажа конфет, печенья и прочих сладостей.
Если вы хотите запустить стартап, связанный с реализацией продуктов питания, то обязательно стоит разобраться с тем, как открыть кондитерский магазин с нуля.
Реализацию такого бизнес-проекта нельзя назвать слишком сложной или дорогостоящей, однако этот вид бизнеса имеет свои нюансы, о которых нужно знать предпринимателям, чтобы избежать распространенных ошибок.
Как открыть кондитерский магазин: особенности этого бизнеса
Как и любой другой вид предпринимательской деятельности, стартап, связанный с продажей сладких изделий, имеет свои особенности.
Попытаемся назвать наиболее интересные:
Виды кондитерских магазинов, которые можно открыть с нуля
Вы продаете продукцию, которую изготавливает для вас кто-то другой.
Это наиболее подходящий вариант для людей, которые, открывая бизнес с нуля, не имеют большого стартового капитала.
Кондитерский магазин + кафе.
Вы не только занимаетесь продажей конфет, пирожных, печенья и прочих сладостей, но и даете возможность покупателям их съесть прямо в вашей лавке, поставив несколько столиков.
Кондитерский магазин для продажи изделий собственного производства.
Если вы кондитер по образованию и по призванию и хотите не столько продавать, сколько изготавливать сладости, то вы можете открыть производтственный цех и при нем – магазинчик для реализации изготавливаемой вами продукции.
Кондитерский магазин + кафе + производственный цех.
Наиболее сложный и затратный для реализации вариант, который требует аренды большого помещения, длительных регистрационных процедур и немалых капитальных инвестиций.
Хотя, при правильном подходе, может принести хорошую прибыль своему основателю.
Если вы решили открыть кондитерский магазин, не забудьте его прорекламировать
Интересный факт из истории:
Слово «конфеты» пришло из европейского аптекарского жаргона XVI века. Этим словом, образованным от латинского confectum («изготовленный»), назывались засахаренные фрукты, которые в те времена считались одним из видов лекарств.
Бизнес, открываемый с нуля, нуждается в рекламе, даже если речь идет о таких популярных среди населения заведениях, как продуктовые лавки.
Если вы хотите сэкономить на рекламной кампании, то располагайте свой кондитерский магазин в месте с высокой проходимостью людей: в центре, неподалеку от остановок общественного транспорта, рядом с развлекательными центрами, детскими парками, образовательными заведениями и т.д.
Не пожалейте денег на яркую вывеску, которую было бы видно издали и на наклейки на окна, чтобы ваша лавка выделялась среди других.
А еще позаботьтесь о том, чтобы красиво и коротко назвать свое заведение.
Это облегчит вам проведение рекламной кампании.
Для того чтобы прорекламировать свой бизнес, используйте:
Как открыть кондитерский магазин: календарный план
Если вы хотите не только продавать, но и изготавливать сладости, то понадобится не менее полугода.
Если же вы хотите открыть стандартный кондитерский магазин для продажи изделий, которые изготавливает кто-то другой, то вполне сможете управиться за 4 месяца.
Этап | Янв | Фев | Мар | Апр | Май |
---|---|---|---|---|---|
Регистрация | |||||
Аренда и ремонт | |||||
Оборудование | |||||
Набор персонала | |||||
Закупка первой партии | |||||
Рекламная кампания | |||||
Открытие |
Как открыть кондитерский магазин: бизнес-план
Представим, что мы решили открыть кондитерский магазин небольшой площади (30 кв. м) в одном из густонаселенных спальных районов провинциального города для продажи конфет, печенья, пирожных, тортиков и хлебобулочных изделий отечественных производителей.
Регистрация
Для владения кондитерской лавкой можно регистрироваться и как ИП, и в качестве ООО. Если вы только начинаете бизнес, то лучше оформляться как индивидуальный предприниматель и платить налог по единой системе.
Обязательно узнайте, какие требования Санитарной службы, Роспотребнадзора, Пожарной службы и прочих государственных организаций нужно выполнить, чтобы открыть кондитерский магазин.
Также вам придется заключить ряд договоров (на вывоз мусора, на дезинфекцию и дезинсекцию и т.д.), позаботиться о пожарной сигнализации, оформить для своих продавцов санитарные книжки.
Помещение
Площадь выбранного вами помещения должна быть оптимальной по всем показателям: не быть слишком большой, чтобы вы не разорялись на аренде, но и не быть настолько маленькой, чтобы создавать неудобства клиентом.
Некоторые кондитерские лавки трудно даже магазинами назвать.
Это скорее ларьки, куда напихано множество кондитерских изделий, которые покупатели даже не имеют возможности нормально рассмотреть.
Оптимальная площадь – 30–40 кв. м.
Мы уже говорили о том, что открывать такой бизнес нужно в месте с высокой проходимостью, чтобы увеличить количество случайных клиентов.
Не нужно тратить много денег на ремонт помещения.
Достаточно выкрасить стены в нейтральный цвет, сделать полы из материала, который легче всего мыть и – нормальное освещение, чтобы покупатели даже в темное время суток могли рассмотреть сладости.
Оборудование
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 100 000 руб. |
Полки и стеллажи для сладостей, что хранятся в коробках | 30 000 |
Холодильник-витрина для сладостей, которые нужно хранить при низкой температуре | 30 000 |
Кассовый аппарат | 10 000 |
Другое | 30 000 |
Персонал
На первых порах для небольшого заведения достаточно 1 продавца на смену, но после раскрутки подумайте о найме дополнительных продавцов, чтобы смена состояла из двух человек.
А еще вам понадобится хотя бы одна уборщица, потому что продавцам очень трудно совмещать обслуживание клиентов с уборкой магазина.
Услуги бухгалтера и менеджера может выполнять владелец.
Кол-во | Оклад (в руб.) | Итого (в руб.) | |
---|---|---|---|
Итого: | 40 000 руб. | ||
Продавцы | 2 | 15 000 | 30 000 |
Уборщица | 1 | 10 000 | 10 000 |
Ассортимент товара
Мало просто открыть кондитерский магазин, нужно позаботиться о том, чтобы ассортимент сладостей, продаваемых в нем, удовлетворял вкусы всех клиентов.
Для начала достаточно предлагать клиентам 50–70 вариантов сладостей, среди которых обязательно должны быть:
Постоянно исследуйте вкусы своих клиентов, чтобы формировать ассортимент товаров согласно их пожеланиям.
Без сожалений изымайте из продажи те сладости, что плохо продаются и добавляйте что-то новое.
Сколько стоит открыть кондитерский магазин?
Чтобы открыть лавку, бизнес-план которой мы составляем, достаточно иметь 400 000 руб.
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 400 000 руб. |
Регистрация | 20 000 |
Ремонт в помещении, в котором вы хотите открыть магазин | 100 000 |
Закупка оснащения | 100 000 |
Закупка первой партии товара | 100 000 |
Реклама | 20 000 |
Дополнительные расходы | 60 000 |
Помимо разовых финансовых вливаний вас ожидают ежемесячные расходы, без которых работа кондитерского магазина невозможна:
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 150 000 руб. |
Аренда помещения | 15 000 |
Зарплата персоналу | 40 000 |
Закупка очередной партии товара | 50 000 |
Дополнительные расходы | 45 000 |
Предлагаем вам к просмотру видеосюжет,
о том как работает кондитерская и что нужно для ее открытия:
Возможная прибыль кондитерского магазина
Но как быстро мы сможем вернуть вложенные деньги?
Эксперты утверждают, что срок окупаемости кондитерского магазина может быть как 3 месяца, так и 1 год.
Все зависит от того, сможете ли вы:
Допустим, вы приобрели товара на 100 000 рублей и поставили на него среднюю наценку (говорим о средних показателях, потому что наценка на разные группы товаров отличается и может составлять от 30% – до 80%) в 60%.
Сумма заработка составляет 160 000 рублей.
Если вы сможете реализовать закупленный товар за месяц, то заработаете всего 10 000 рублей, потому что около 150 000 тысяч уйдет на покрытие обязательных расходов.
Значит, вам нужно стремиться повышать показатели продаж и делать все, чтобы реализовать закупленный товар за 2 недели и меньше.
Если брать усредненные данные, то владельцы кондитерских магазинов зарабатывают в месяц от 20 000 – до 60 000 рублей чистыми.
Это весьма неплохие показатели, чтобы заинтересовать коммерсантов темой «Как открыть кондитерский магазин?».
Бизнес на продаже конфет
Продажа конфет как бизнес под силу даже начинающему предпринимателю. Чтобы добиться успеха, важно найти удачное место для магазина, правильно сформировать ассортимент и установить оптимальную торговую наценку, которая устроит как владельца торговой точки, так и покупателей. Собственный кондитерский магазин окупится через год, а затем будет приносить стабильную прибыль.
С чего начать свой бизнес по продаже конфет
В зависимости от финансовых возможностей для продажи конфет подходит:
Начать работу стоит с небольшого магазина или отдела. При успешном бизнесе возможно расширение. Вы можете сформировать идею торговой точки и ассортимент самостоятельно или приобрести готовую франшизу.
Еще один вариант — заключить договор с конкретной кондитерской фабрикой и продвигать исключительно их продукцию. Такой подход поможет получить выгодные ценовые условия, но существенно ограничит ассортимент.
Опытные продавцы рекомендуют освоить тонкости онлайн-торговли и открыть точку продаж в интернете. Виртуальный магазин расширит покупательскую аудиторию и увеличит прибыль, но придется решить вопрос с доставкой товара потребителям.
Какие конфеты выгоднее продавать? Составляем ассортимент
Чтобы привлечь покупателей, важно правильно сформировать ассортимент. Он не должен быть слишком большим, невостребованные конфеты будут портится. Однако скудный ассортимент тоже не подойдет, он не сможет привлечь достаточное число покупателей. Оптимальный вариант — около 30 сортов развесных шоколадных конфет, не менее 10 сортов карамели.
Выбирая конфеты, ориентируйтесь на предпочтения потребителей. Для этого достаточно зайти в ближайший супермаркет и понаблюдать, чему отдают предпочтения покупатели. Маркетологи отмечают, что повышенным спросом пользуются трюфели, шоколадные конфеты с пралиновым корпусом и вафельной прослойкой, изделия с помадно-сбивным корпусом, а также качественные конфеты с фруктовым желе, ликером, орехами или суфле.
В категории карамели особенно популярны изделия, покрытые шоколадной глазурью и мелкие леденцы с разнообразными вкусами.
Развесные конфеты нужно дополнить плиточным шоколадом, батончиками с начинкой и изделиями в коробках. В ассортимент стоит включить недорогие наборы для семейных чаепитий и роскошные подарочные варианты. Предпочтительны отечественные изделия, они гораздо доступнее и воспринимаются потребителем как более натуральные.
Что нужно для открытия магазина конфет
Бизнес-план
Перед тем как открыть магазин конфет, нужно составить подробный бизнес-план. Необходимо подсчитать все предстоящие расходы: стоимость аренды, затраты на организацию юридического лица, покупку оборудования, зарплату продавцов и закупку товара. Заложите в план сумму на непредвиденные расходы, они обязательно будут.
Регистрация бизнеса
Зарегистрируйте юридическое лицо. Для розничной торговли больше подойдет формат ИП, это поможет платить налог по упрощенной схеме. Если предполагается открыть несколько торговых точек, каждую можно зарегистрировать как отдельное ИП.
Помещение для магазина конфет
Подберите подходящее помещение для торговой точки. Оно может быть достаточно небольшим, возможна субаренда в помещении другого магазина. Прекрасным компаньоном для мини-кондитерской станет отдел, торгующий колбасными изделиями или молочной продукцией. Покупатели, заходящие за продуктами к ужину, обязательно захватят немного сладостей к чаю.
Хорошей возможностью для создания пассивного дохода является грамотное инвестирование денег. Узнавайте как и куда правильно инвестировать деньги из новой книги Территории Инвестирования.
Необходимое оборудование
Подберите оборудование. Для начинающего предпринимателя удобнее формат прилавочной торговли. Это поможет избежать хищений, для обслуживания покупателей вполне достаточно одного продавца в смену. Для торговли нужен прилавок с весами и кассой, несколько закрытых стендов и витрин, а также открытые пластиковые кассеты, в которые насыпаются конфеты. Необходимо хорошее освещение, чтобы товар был представлен максимально эффектно. Желательно снабдить помещение кондиционером, чтобы покупатели чувствовали себя комфортно.
Поставщики
Найдите поставщиков. Желательно сделать ставку на самые популярные марки, их можно найти у крупных региональных оптовиков. Не стоит забывать и о мелких производителях, так как часто они производят вкусную и необычную продукцию по вполне привлекательным ценам. Подумайте о возможном расширении ассортимента. Конфеты и шоколад стоит дополнить пирожными, печеньем, пряниками и другими сладостями. Их можно закупать у небольших пекарен и кондитерских. В ассортимент стоит включить чай в пакетиках и растворимый кофе, которые являются сопутствующим товаром и существенно увеличивают сумму среднего чека.
Сотрудники магазина
Наймите продавцов. Для работы в небольшом магазине достаточно 2 сотрудников, работающих посменно. Сделайте ставку на женщин среднего возраста и старше, они заинтересованы в хорошей работе и лучше разбираются в товаре. Очень важно, чтобы продавцы были вежливыми, внимательными, общительными, привлекающими новых клиентов и поддерживающими хорошие отношения с постоянными покупателями.
Как сделать бизнес выгодным? Советы опытных продавцов конфет
Чтобы привлечь покупателей, важно с самого начала иметь конкурентное преимущество. Среди основных плюсов для потребителей:
Важно поддерживать стабильность ассортимента. Многие постоянные покупатели приходят за определенным товаром и расстраиваются, не обнаружив его в продаже. Постоянно оценивайте товарные запасы, выводя непопулярные позиции и как можно чаще предлагая новинки. Следите за рекламой. Конфеты, которые активно рекламируются по телевидению и в прессе, всегда продаются лучше.
Устраивайте сезонные или предпраздничные распродажи, формируйте подарочные наборы. Такой подход поможет расширить покупательскую аудиторию. Активно рекламируйте магазин, раздавая листовки, вывешивая объявления об акциях. Приучите покупателей к тому, что у вас всегда можно найти что-то интересное и выгодное.
Если владелец помещение повышает плату за аренду или выставляет другие невыгодные условия, найдите другое место для магазина. Мобильность — залог успеха для небольшой торговой точки. При правильной организации торговли вы легко сможете найти новых покупателей, а особо преданные постоянные клиенты будут приезжать и по новому адресу.
Учитывайте сезонные спады. Лучше всего продажи идут зимой и весной, летом торговля менее активна.
Больше всего конфет можно продать перед Новым Годом, в это время товарные запасы должны быть максимальными.
Учтите, что наиболее популярные позиции у поставщиков могут закончится еще в начале декабря, поэтому составляйте заявки заранее.
Сколько можно заработать
Итоговый ежемесячный доход будет от продажи конфет будет зависеть от многих факторов, учесть которые можно при составлении бизнес плана. Следует учитывать, что средняя наценка на этот вид продукции составляет от 20 до 50%. Значит при покупке конфет, стоимостью 100 рублей/кг, вы сможете заработать от 20 до 50 рублей на одном килограмме. В день реализуется в среднем 30 килограмм конфет, что дает прибыль до 50 тысяч в месяц. При удачном расположении конфетного магазина, результирующая прибыль увеличиться еще в два-три раза. Дополнительную прибыль принесет продажа печенья, шоколадок и т.д.
Сколько денег нужно для старта бизнеса
Начинать бизнес лучше с небольших объемов, вне зависимости от стартового капитала. Первоначальные расходы для открытия маленького магазина с конфетами составят около 500 тысяч рублей. Основные пункты расходов составят:
Составляя смету, следует учитывать и ежемесячный расходы, которые пойдут на договоры с коммунальными предприятиями, оплату заработной платы персоналу магазина, налоги и т.д.
Какой ОКВЭД для бизнеса по продаже конфет
Для регистрации бизнеса в налоговой службе, потребуется указать несколько кодов ОКВЭД, соответствующих данного виду торговли:
Какие документы нужны для открытия
Нужно ли разрешение для открытия магазина конфет
Для продажи конфет понадобится получить разрешение у санитарно эпидемиологической станции, а также сотрудников пожарной инспекции. Помимо этого, должны быть заключены договоры с коммунальным предприятием на вывоз мусора, утилизацию люминесцентных ламп и т.д.
Технология продаж
Для хороших продаж сделайте высокий ассортимент продукции, включающий как шоколадные конфеты и батончики, так и мармелад, суфле и печенье. Придумайте оригинальное и «сладкое» название магазину, повесьте красивую вывеску и сделайте креативный дизайн внутри. Закупку товара лучше осуществлять на оптовых рынках и с разными поставщиками, на первых этапах заключая договора не небольшие партии. Для размещения товара внутри магазина используете стеклянные стеллажи, красиво выкладывая конфеты, создавая из них ассорти. Стоит также задуматься о возможности изготовления тортов и прочих сладостей на заказ.
Рассматриваете ли вы другие возможности для вложения денег и получения прибыли? Если да, то подумайте о вложениях в криптовалюту. Инвестирование в криптомонеты не более рискованно, чем любой бизнес. На тренинге по криптовалютам вы можете научиться делать инвестиции грамотно.
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.