что нужно для оплаты картой в магазине
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.
Как расплачиваться банковской картой в магазине и правильно вставлять карту в банкомат
Если вы каждый раз переживаете о том, как расплачиваться банковской картой в магазине и как правильно вставлять карту в банкомат, то эта статья для вас. Запомнив, изложенные здесь простые правила, вы больше не будете нервничать из-за пластиковой банковской карточки.
Как расплачиваться банковской картой
Чтобы расплатиться банковской картой в магазине, ресторане, салоне красоты, на вокзале, в общем, любой торговой точке, нужно, чтобы она была оборудована платежным терминалом (POS-терминалом).
Если торгово-сервисная организация принимает к оплате банковские карты, она уведомляет об этом наклейками с логотипами платежных систем: Visa, MasterCard, Union Pay, МИР и т.д. на дверях заведения и на кассе. Если же вы не увидели наклейки, то узнайте у персонала, осуществляют ли они оплату банковскими картами.
POS-терминал (англ. Point Of Sale — точка продажи) – это электронное устройство, которое позволяет произвести оплату покупки с банковской платежной карты. Оборудование для безналичной оплаты покупок отличается в зависимости от модели, морально устаревшие терминалы способны обслуживать только карты с магнитной полосой. Современные POS-терминалы могут обслуживать карты с магнитной полосой, карты с чипом (смарт-карты) и бесконтактные карты.
Существуют два способа оплаты банковской картой: передача ее кассиру, где он сам осуществляет процедуру оплаты и самостоятельная оплата, когда карта не передается в чужие руки, а платежный терминал доступен для клиента.
Карта с магнитной полосой
Карты с магнитной полосой постепенно начинают исчезать из российского рынка, это связанно с их низкой безопасностью. Информацию на магнитной полосе легко копировать и подделать, мошенники активно пользуются этим, к тому же карты с магнитной лентой быстрее изнашиваются.
Чтобы расплатиться картой с магнитной полосой нужно:
В некоторых терминалах можно расписываться специальной ручкой на экране, а не на чеке. Это удобнее и кассиру и покупателю.
Основное правило безопасности с платежными картами: если вы передаете карту для оплаты кассиру, вся процедура должна проходить на ваших глазах.
Не допустима ситуация когда работник торговли забирает карту и удаляется с ней (например, в ресторане или кафе). Пока вы его не видите, он может, например, сохранить ваши персональные данные, указанные на карте и воспользоваться ими для оплаты покупки в интернете или прибегнуть к другим видам мошенничества.
Карта с чипом
В России, как и во всем мире, карты с чипом постепенно вытесняют магнитные карты, Сбербанк перестал выпускать карты с магнитной полосой с 1 июля 2013 года, все его карты теперь выпускаются с чипом.
Надо отметить, что в чистом виде чиповую карту найти трудно, все они изготовляются вместе с магнитной полосой. Это связанно с тем, что далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях есть терминалы, обслуживающие чиповые карты. Для удобства клиентов, в случае невозможности считывания информации с чипа, можно использовать магнитную полосу.
Если ваша платежная банковская карта имеет чип, то есть встроенную микросхему, то вам необходимо вставить карту до упора в чип-ридер терминала чипом вверх, ввести пин-код и подождать пока операция совершится, а потом вытащить карту из терминала.
Если пин-код три раза будет введен неверно, то карта будет автоматически заблокирована. Ставить свою подпись на чеке не нужно, введенный пин-код является электронной подписью.
Бесконтактная карта
Технология бесконтактных платежей у международной платежной системы Visa носит название payWave, у MasterCard — PayPass. В народе все бесконтактные карты стали называть PayPass (пей пасс).
В бесконтактные карты встроена антенна, которая передает информацию терминалу, на таких картах изображен значок в виде волн .
Карту нужно просто поднести к бесконтактному считывающему устройству и покупка будет оплачена. Не надо вводить пин-код или расписываться.
В России сумма покупки данным способом ограниченна 1 000 рублей. Если сумма покупки больше, расплачиваясь бесконтактным способом, нужно будет ввести пин-код карты или подписать чек.
Бесконтактные карты пока не получили широкого распространения в нашей стране. Несмотря на то, что сейчас все крупные банки их выпускают, многие относятся к таким картам недоверчиво. Также считыватели бесконтактных карт есть не во всех торговых точках.
Сбербанк также предлагает большой ассортимент карт с бесконтактной технологией оплаты. Бесконтактные карты Сбербанка — это и классические карты, а также золотая, платиновая, молодежная карта и другие.
Альфа-банк является лидером по выпуску устройств, для бесконтактной оплаты. Это и браслет, который выпускается держателям молодежной карты Next, и бесконтактные наручные часы AlfaPay, а также банкоматы, в которых все операции можно делать в одно касание, благодаря бесконтактной технологии оплаты.
Как вставить банковскую карту в банкомат
Если вы часто вставляете банковскую карту в банкомат не той стороной, которой нужно, это действует на нервы. Конечно, это не страшно, надо просто вытащить карточку и вставить ее правильно.
Просто запомните два простых правила, как правильно вставить банковскую карту в банкомат, они распространяются на все виды карт:
Что делать, если банкомат не выдал деньги, но со счета списал читайте в этой статье.
Оплата телефоном
Самая удобная и быстрая безналичная оплата — это оплата смартфоном. Расплачиваться телефоном легко и просто — не надо носить с собой платежные карты. Доступна эта возможность обладателям определенных моделей телефона с помощью приложений Apple Pay, Android Pay или Samsung Pay.
Для тех, у кого смартфон с Android, проверить возможность бесконтактной оплаты с помощью приложения Android Pay можно здесь.
Для обладателей телефонов Samsung проверить, можно ли платить с помощью Samsung Pay здесь.
Оплачивать с Android Pay или Apple Pay можно только в торговых точках, поддерживающих бесконтактную оплату. Там, где есть значки радиоволн. Оплата Samsung Pay возможна везде, где есть POS-терминалы. Это связано с тем, что Samsung использует не только бесконтактную технологию NFC, но и магнитную передачу данных MST.
Что нужно для оплаты картой в магазине
6 МИН
Чек-лист: как принимать оплату картами без банковского терминала и быть в тренде
Приём безналичной оплаты в торговой точке является важной составляющей успешных продаж: по статистике более 68 % клиентов расплачиваются за покупки картами и смартфонами. Чтобы угодить покупателям и при этом сэкономить, важно снабдить точку всевозможными способами приёма платежей.
Сохраняйте чек-лист с советами Сбера и разработчика приложений для бизнеса «БИФИТ Касса», как успевать за переменчивым рынком.
Если владелец бизнеса не использует эквайринг в торговой точке, он либо соглашается с потерей клиентов, у которых нет под рукой наличных, либо ищет альтернативные способы приёма безналичной оплаты. Зачастую клиентам предлагают переводить деньги на карту, а чеки пробивают как при оплате наличными. Такой «обход» невыгоден покупателю — за перевод может быть комиссия, так не начисляются бонусы и кэшбек. Да и вводить номер телефона или реквизиты банковской карты долго и неудобно.
Клиенты выбирают удобство и возможность мгновенно расплатиться практически в любом месте — с помощью смартфона.
Рассказываем, как идти в ногу со временем.
Будьте в курсе новостей
Законы, платёжные решения, сервисы и приложения — для предпринимателей постоянно появляется что-то новенькое.
В последнее время набирает популярность оплата по QR-коду. У нового способа много преимуществ: мгновенное зачисление средств на счёт, сниженная ставка, безопасность. Но главное — принимать такую оплату можно любому бизнесу. Банковский терминал не нужен, понадобится только касса или смартфон с подключением к облачной ККТ.
Особой популярностью платежи по QR пользуются в Китае. Буквально на каждом прилавке со стритфудом есть распечатанный QR-код: предприниматель не тратится на покупку и настройку POS-терминала, а просит клиентов отсканировать код, ввести сумму оплаты и нажать всего одну кнопку: «Оплатить».
Российские банки и разработчики платёжных решений переняли этот опыт и начали внедрять оплату по QR в свои приложения, кассы и онлайн-сервисы.
Оплата по QR-коду доступна для розницы, общепита, выездных сотрудников ЖКХ и УК, водителей, курьеров и не только. Так, в начале 2021-ого «БИФИТ Касса» внедрила в свои кассовые приложения решение от Сбера — «Плати QR». Это значит, что еще 50 000 предпринимателей по всей стране получили возможность принимать оплату по QR-коду.
Часть предпринимателей до сих пользуются автономными кнопочными кассами без дисплея. У таких касс нет никакого ПО, что не позволяет настраивать ККТ, подключить приём платежей, вести товарный учёт, добавлять в чеки необходимые реквизиты, скидки и печатать чек на кассе таким, каким он должен быть по закону. А ещё чеки в этом случае невозможно брендировать.
Разработчик кассового софта и сервисов для бизнеса «БИФИТ Касса» предлагает предпринимателям другое решение: установить на смартфон приложение «Касса Розница», которое представляет собой полноценное рабочее место кассира, подключить автономную кассу по USB или Bluetooth и пробивать корректные чеки.
В приложении на смартфоне владелец бизнеса может создавать товары, указывать цены, добавлять нужные реквизиты в карточку товара, заводить скидки, вести учёт и даже работать с ЕГАИС и маркировкой. Как только кассир сформирует чек в приложении, касса автоматически распечатает чек, соответствующий закону.
Узнавайте о привилегиях
Каждый бизнес — особенный. Практически для любой сферы или предусмотрены государственные льготы, или есть спецпредложения от частных компаний. Можно смело уточнять наличие выгодных условий.
К примеру, для компаний, которые оказывают госуслуги или обеспечивают пассажирские перевозки, а также для паркингов, гаражей, аптек и больниц комиссия за приём оплаты через сервис «Плати QR» будет всего 0,6 %. Для тех, кто занимается недвижимостью, продажей автомобилей и туристических услуг, ставка — 1 %, но не более 10 000 рублей за транзакцию. Для других сфер бизнеса комиссия составляет 1,5 %. А это ниже комиссии за обычный торговый эквайринг.
Ищите выгоду не только для компании, но и для клиента
Принимая то или иное решение, важно думать о клиенте. Что ему дадут изменения, которые вы внедряете?
В случае приёма оплаты через «Плати QR» предприниматель экономит на оборудовании и предлагает безналичную оплату большему числу клиентов — сервис доступен владельцам любых смартфонов, даже без NFC. Для оплаты покупателю понадобится только камера смартфона и банковское приложение.
Сервис даёт возможность не носить с собой наличные или карту, но получать бонусы «СберСпасибо». При оплате по «Плати QR» бонусы начисляются как и всегда, когда клиент платит картой СберБанка. Это выгоднее, чем переводить на карту продавцу.
При использовании кассовых приложений «БИФИТ Касса» можно демонстрировать QR-код прямо на кассе, смартфоне или экране покупателя. Кроме того, владелец бизнеса сможет подключить к ККТ неограниченное число сотрудников. Кассиры будут формировать чеки и принимать все виды оплат прямо на смартфонах, а значит, не придётся покупать дополнительные кассы и POS-терминалы.
Как работает эквайринг
И кому надо его подключать
Эквайринг — это банковская услуга, которая дает возможность принимать безналичную оплату товаров и услуг банковской картой или смартфоном через платежные терминалы или интернет.
Эквайринг подходит любому бизнесу — и розничным точкам продажи, и интернет-магазину.
Принцип работы эквайринга. При торговом эквайринге продавец вводит сумму оплаты в терминале, покупатель прикладывает карту или смартфон к терминалу. В интернет-эквайринге сайт продавца перенаправляет покупателя на специальный платежный шлюз, куда передаются реквизиты продавца и сумма покупки.
Покупатель вводит данные своей карты. Информация о платеже — сумме и реквизитах карты — направляется в банк, выпустивший карту. Если на счету достаточная сумма, она списывается со счета покупателя и зачисляется в банк продавца.
Перечисление денег между банками происходит через платежную систему, их много разных: «Мастеркард», «Маэстро», «Виза», «Мир», «Американ-экспресс», «Юнион-пэй», JCB и другие. Для подтверждения операции терминал выдает чек с информацией о платеже — квитанцию.
Кто участвует в операции
Банк. В эквайринге участвуют два банка — банк-эквайер и банк-эмитент. Банк-эквайер оказывает услугу эквайринга. Он дает бизнесу терминал для приема карт — в интернете его заменяет платежный интернет-шлюз — и зачисляет деньги от покупателя на счет. Предприниматели сами решают, какой банк подключить в качестве эквайера.
Банк-эмитент — это банк, выпустивший карту покупателя, которой он платит через терминал или в интернете. Банк-эмитент перечисляет деньги со счета покупателя на счет продавца. Банк-эквайер и банк-эмитент могут совпадать, а могут быть разными.
Продавцы товаров и услуг. Продавцы — интернет-магазины и офлайн-точки продаж — заключают договор с банком, предоставляющим услуги эквайринга. Если это офлайн-магазин, предпринимателю придется прийти в банк лично, чтобы забрать терминал и привезти его на свою торговую точку.
После этого терминал устанавливают и подключают в магазине — и можно принимать оплату картами. Некоторые банки сами привозят терминал на точку. С онлайн-магазином нужно подключить платежный шлюз.
Покупатели. Чтобы воспользоваться услугой, у покупателя должна быть банковская карта той платежной системы, которую принимает продавец. В России у покупателей чаще всего есть карты «Мастеркард», «Маэстро», Виза», «Мир». Лучше убедиться, что у вас в магазине можно оплатить покупку картами распространенных систем.
Курс о больших делах
Требования к участникам эквайринга
Для подключения к эквайрингу бизнес продавца должен соответствовать закону. Например, через интернет нельзя продавать алкоголь или вейпы. Поэтому бизнесу по продаже алкоголя или вейпов через интернет откажет банк.
Еще нельзя продавать контрафактную продукцию, товары, нарушающие авторские права, и другие.
Проверку бизнеса перед подключением проводит банк. Каждый банк может устанавливать свой перечень критериев для принятия решения в подключении или отказе от подключения эквайринга. Например, банк может запросить у нового клиента прикрепить фотографии подключаемой торговой точки — чтобы убедиться, что это реально существующий бизнес.
Кому нужен эквайринг
Эквайринг нужен бизнесу, который хочет принимать оплату картой. Для разных видов бизнеса существуют свои виды эквайринга, которые позволяют принимать карту на стационарной торговой точке, в интернете, при оплате курьером и так далее — о них рассказываем ниже.
По закону торговые точки должны принимать платежные карты «Мир», если их выручка за предыдущий год превысила:
Платежные карты других систем продавцы могут принимать по желанию — но, разумеется, чем больше платежных систем вы можете принимать, тем больше покупателей смогут оплатить товар.
Подключили Систему быстрых платежей и снизили стоимость эквайринга до 0,4%
Мы обучаем шахматам онлайн, география наших клиентов — 5 стран. Параллельно с оформлением патента на школу и перехода с упрощенной системы налогообложения мы настраивали эквайринг.
Неделю сайт школы «одобряли» в банке: проверяли, есть ли на сайте документ о политике конфиденциальности, договор оферты, указан ли ИНН и контакты. После подключения эквайринга нам выставили процент за эту услугу 3,49%, хотя при первоначальном обращении обещали от 2,45%. Менеджеры сказали, что эквайринг для каждого клиента рассчитывается индивидуально. Через три дня процент эквайринга уменьшился до 2,49%, и этот процент меня устроил.
Перед проведением первого платежа нужно было подключить онлайн-кассу. Выбрала сервис «Атол», потому что они дольше всего работают на рынке и о них много отзывов. Еще три месяца кассы шли в подарок, если прийти к ним от Тинькофф-банка.
Дома я выяснила, что полученная КЭП не работает через привычный браузер «Гугл-хром», и я ничего не могу подписать, потому что не хватает каких-то расширений. Подпись заработала только через российский браузер «Спутник», о котором я до этого не слышала. Дальше мне за 15 минут зарегистрировали онлайн-кассу и подключили к личному кабинету Тинькофф-бизнеса.
Мы приняли наши первые платежи: сформировали ссылки на оплату, отправили их в «Вотсап» клиентам, а те переходили на страницу выбора вариантов оплаты и платили удобным способом.
Изначально я договорилась, чтобы при настройке кассы прием платежей по ПСН был основным, но на тот момент мы еще не получили патент. После первых принятых оплат оказалось, что по умолчанию у нас стоит УСН, так что мы обратились в сервис, и они поменяли на ПСН, а бухгалтер внесла исправления в платежные документы.
Спустя неделю я обнаружила в настройках эквайринга в личном кабинете, что можно подключить Систему быстрых платежей, и тогда стоимость эквайринга будет 0,4%. Включили ее и рассказали клиентам про СБП. Они не сразу разобрались, как оплатить через СБП. Опытным путем выяснили, что этот способ оплаты спрятан в 4-й вкладке и называется «Приложение банка» или «QR-код». Теперь вместе со ссылкой на оплату мы присылали родителям пошаговую инструкцию, как найти СБП.
На сегодня 40% родителей наших шахматистов оплачивают занятия через СБП. У остальных либо она не подключена, либо им так неудобно. Несколько клиентов вообще не смогли разобраться, как оплачивать по ссылке.
Виды эквайринга
Эквайринг может понадобиться розничному магазину, кафе, службе доставки, интернет-магазину и другим бизнесам.
От вида бизнеса зависит, какой вид эквайринга подключать для приема платежей. Интернет-магазину нужен интернет-эквайринг, розничной точке или кафе — торговый эквайринг, службе доставки — мобильный эквайринг. Вот чем они отличаются.
Торговый эквайринг — это эквайринг на стационарной торговой точке. Точкой может быть магазин, кафе, заправка, офис и любое другое место, в котором проводятся расчеты, а терминал при этом стоит на месте.
Интернет-эквайринг — это услуга, которая позволяет принимать платежи картой через интернет. В нем нет физического терминала, а есть интерфейс, где клиент вводит данные своей карты и совершает платеж.
Мобильный эквайринг — это эквайринг с помощью терминала, который можно переносить с места на место. Его используют при приеме платежей через курьеров, в такси, при передвижной торговле. Мобильный терминал может работать автономно или подключаться к смартфону, планшету, в котором стоит приложение для продаж.
АТМ-эквайринг — это эквайринг в банкоматах или специальных терминалах самостоятельной оплаты. Такой эквайринг позволяет оплачивать в банкомате услуги, например коммунальные услуги или мобильную связь, а также получать наличные или класть деньги на карту банка-эмитента.
Чем эквайринг отличается от кассы
Использование эквайринга не освобождает бизнес от применения кассы. При приеме денег, как наличных, так и по карте, продавец обязан выдать клиенту фискальный чек. Это установлено российским законодательством.
Терминал или платежный шлюз дают квитанцию, которая не является фискальным документом. Поэтому при оплате картой через терминал нужно пробить ту же сумму по кассе и выдать клиенту на бумаге или направить в электронном виде кассовый чек.
Бывают терминалы два в одном, которые объединяют в себе функции эквайрингового терминала и кассового аппарата. Такой терминал выдает фискальный чек вместе с квитанцией.
Что такое ставка торгового эквайринга
Ставка торгового эквайринга — это комиссия, которую взимает банк-эквайер с продавца товаров, работ или услуг. Каждый банк самостоятельно назначает ставку торгового эквайринга. Она может быть единой или различаться в зависимости от вида деятельности, объема продаж по картам и т. д.
Например, у Сбербанка дифференцированные ставки. Магазин продуктов в Москве с оборотом 270 000 Р в месяц заплатит за первые два месяца после подключения эквайринга — 2,05% при подключении в интернет-банке, 2,3% при подключении по заявке. В последующие месяцы ставка торгового эквайринга будет 2,1%.
Гостиница в Санкт-Петербурге с оборотом 500 000 Р в месяц заплатит за аналогичную услугу — за первые два месяца — 1,9% при подключении в интернет-банке, 2,3% при подключении по заявке. В последующие месяцы — 1,9%.
Торговый эквайринг обычно дешевле, чем мобильный и интернет-эквайринг.
Кроме комиссии за эквайринг банк-эквайер может брать деньги за аренду терминала, а может не брать — например, в Тинькофф-банке это бесплатно.
Преимущества использования эквайринга
Увеличение объема продаж — объем безналичных расчетов неуклонно растет, а объем наличных платежей, напротив, падает. Людям удобно платить картой практически везде — и в магазине, и в ресторане, и в транспорте. Большинство жителей России предпочитают безналичные способы оплаты.
Остаток по карте обычно больше, чем сумма наличных с собой в кошельке. Клиенты могут получать кэшбэк со своих оплат картами, поэтому часто предпочитают карты наличным. Все это способствует увеличению объема продаж у бизнесов, которые принимают карты.
Привлечение новых клиентов — оплата картой привлекает клиентов. Если бизнес не принимает карты, клиент может уйти к конкуренту, который принимает. Еще оплата картой происходит очень быстро, поэтому меньше очередь и больше шансов, что очередной потенциальный клиент не пройдет мимо.
Безопасность расчетов. Оплата картой — это безналичный расчет. Такой расчет исключает риски, связанные с наличными. Например, фальшивые купюры, ошибки в сумме сдачи. Чем меньше наличных денег хранится в кассе в течение смены, тем меньше рисков и проще работать — если что, грабителям достанется меньше.
Сокращение расходов. Эквайринг позволяет уменьшить расходы на инкассацию: меньше наличных — меньше плата за их перевозку в банк. Еще он уменьшает вероятность потери денег из-за ошибок кассиров.
Удобство расчетов — это главное преимущество эквайринга и для продавца, и для покупателя. Продавец получает свои деньги на расчетный счет — их не нужно пересчитывать, хранить, сдавать в банк. Меньше проблем с разменными деньгами, мелкими монетами, ветхими купюрами. Покупателю не нужно носить с собой наличные, оплата производится мгновенно и с точностью до копейки.
Недостатки использования эквайринга
Комиссия банка. Эквайринг стоит денег. Обычно комиссия составляет 1,5—2,5% для торгового эквайринга, 3,5—5% для интернет-эквайринга. С каждой оплаты картами продавец платит эту сумму. Для бизнеса с небольшим процентом прибыли это может быть существенным расходом. Терминал для офлайн-точки продажи тоже стоит денег. Его можно купить или взять в аренду.
Деньги приходят не сразу. Срок зачисления денег устанавливает банк-эквайер. Обычно он составляет 1—3 рабочих дня. Пока деньги не зачислены, бизнес не может их использовать.
Возможны технические неполадки. Терминал может сломаться или сбоить. Для работы стационарному и мобильному терминалу нужен интернет. Если интернет-соединения нет, принять оплату картой не получится. Ну и, наконец, нужно электричество — без него терминал не работает. У интернет-магазина могут быть технические сбои, связанные, например, с неполадками сети, тогда платеж может не пройти.
У нас возникли сложности с подключением Эпл-пэй
Наше ООО зарегистрировано в 2010 году. Мы оказываем услуги по созданию и продвижению проектов в интернете. Интернет-эквайринг подключили в 2016 году, чтобы упростить прием авансовых платежей за услуги. Настраивали все через «Яндекс-кассу», а сейчас переехали в «Юкассу».
Мы сделали специальный раздел на сайте, где наши клиенты могут перевести нам любую сумму денег онлайн по договору. Это серьезно экономит время, особенно для небольших заказов и консультаций.
Эквайринг списывает деньги в момент транзакции, никаких дополнительных платежей нет. Комиссия варьируется от 2,5% до 6% в зависимости от способа оплаты.
Сложности были при подключении Эпл-пэй, решили их с помощью техподдержки «Яндекса». Оказалось, что в их гайдлайнах была допущена ошибка, которая появлялась только на сайтах платформы «Вордпресс». Мы благополучно ее устранили после трехдневных переговоров с отделом разработки.
Вторая менее значимая проблема связана с географией приема платежей. Часть наших клиентов работает в Евросоюзе и США, но транзакции из этих регионов доступны только после согласования со службой безопасности — это растягивает сроки оплаты. Если вам тоже это важно, проговаривайте заранее этот момент с компанией-поставщиком услуг эквайринга.
Безопасность эквайринга
При торговом или мобильном эквайринге сведения считываются терминалом с карты клиента и отправляются в банк в зашифрованном виде. Безопасность передачи данных обеспечивает банк. От бизнеса требуется только использовать терминал по инструкции — и деньги попадут на расчетный счет.
За безопасность интернет-эквайринга отвечает торговый шлюз, через который производится платеж. Его также обеспечивает банк, который следит за безопасностью передачи данных.
Эквайринговые операции
Весь процесс оплаты товара или услуги в эквайринге происходит быстро. После того как продавец набрал нужную сумму на терминале, до печати квитанции обычно проходит всего несколько секунд.
Вот как он устроен в офлайн-точке при торговом эквайринге:
При интернет-эквайринге процесс оплаты проходит немного по-другому :
Когда зачисляется выручка. Срок зачисления выручки устанавливает банк. Самое быстрое — на следующий день, включая выходные. Обычно деньги зачисляются за 1—3 рабочих дня.
Как подключить эквайринг
Чтобы подключить эквайринг, нужно собрать документы и заключить договор. Обычно на это требуется несколько дней. Подключить эквайринг могут организации и ИП, но не могут самозанятые без статуса ИП, потому что самозанятому банк не может открыть расчетный счет.
За подключение эквайринга банк может брать деньги, а может подключать бесплатно. Изучайте конкретные условия банка, к которому хотите подключиться.
Остальные документы могут отличаться в зависимости от банка и вида эквайринга. Может потребоваться заполненная по форме банка заявка, анкета, копии документов, подтверждающих адрес торговой точки, и другие. Это нужно, чтобы банк удостоверился, что эквайринг подключают реальному бизнесу, а не используют как ширму для мошеннических операций.
Как заключается договор. Для подключения эквайринга нужно подписать договор об этом с банком. Договор может подписываться на бумаге или в электронном виде, например можно подать заявку в личном кабинете и подтвердить ее кодом из смс.
Без открытия расчетного счета. Можно иметь договор эквайринга с одним банком, а расчетный счет в другом банке. До заключения договора лучше уточнить, согласен ли банк на такое условие.
Без кассового аппарата. Эквайринг — это самостоятельная услуга, напрямую с кассой он может быть не связан. Но у бизнеса есть обязанность выдавать клиенту кассовые чеки, в том числе на оплату картами.
Не применять кассу могут только некоторые виды бизнеса — продавцы мороженого в киосках, продавцы журналов и газет, продавцы безалкогольных напитков, молока и воды в розлив, школьные столовые и др. Этот бизнес вправе подключить эквайринг, но не применять кассовый аппарат — онлайн-кассу. Для всех остальных применение онлайн-кассы обязательно.
Кассовый чек может направляться клиенту на телефон или электронную почту, если клиент их предоставил до момента расчета.
Поэтому интернет-магазины могут обойтись при эквайринге облачной кассой — это арендованная касса, которая находится в дата-центре, — без покупки самого кассового аппарата как устройства. Клиент при заказе дает адрес электронной почты, оплачивает покупку картой через интернет-эквайринг и получает на электронную почту чек, выданный облачной кассой. Требования закона соблюдены, и чек на бумаге печатать не надо.
Без расчетного счета. Эквайринг без расчетного счета возможен в банке-эквайере, но невозможен без расчетного счета вообще, потому что суть этой услуги в зачислении денег с карточных счетов физлиц на расчетный счет бизнеса.
Через терминал у нас проходит 70—80% оплат
У меня ИП, эквайрингом мы пользуемся более 8 лет онлайн и около 5 лет в торговых точках. Занимаемся производством и продажей кожгалантерейной продукции.
Сейчас у нас намного больше заказов онлайн, но есть свои магазины в Санкт-Петербурге и Москве. Наличие эквайринга на сайте увеличивает количество заказов на 70%, поэтому я считаю, что он необходим для любого онлайн-магазина. В рознице трафик еще выше — в наших магазинах через терминал идет около 80% оплат.
Проблем с работой эквайринга у нас не возникало — это базовая услуга у любого банка. Но бывают неожиданности, например, некоторое время назад платежные системы повысили комиссию. В нашем случае ставка составляет 2% для розницы и 2,2% для онлайн-продаж.
Сколько стоит эквайринг
Стоимость эквайринга складывается из комиссии и дополнительных платежей, которые у разных банков могут быть разными. Например, это может быть аренда терминала, сервисное обслуживание оборудования, комиссия за зачисление денег на счет. Комиссию за эквайринг с бизнеса берет банк-эквайер. Из своей комиссии он отдает часть банку-эмитенту и платежной системе.
Комиссия банка-эквайера — это та комиссия, которая указана в договоре с банком-эквайером. Бизнес платит только эту комиссию, с остальными участниками операции рассчитывается эквайер.
Комиссия банка-эмитента — это плата, которую банк-эквайер платит банку-эмитенту, перечисляющему платеж клиента. Ее сумма устанавливается договором между банками.
Комиссия платежного провайдера — это плата, которую берет платежная система — «Виза», «Мастеркард», «Мир» и другие. Комиссию платежной системе платит банк-эквайер. Обычно это 0,1–0,2% от суммы платежа.