что нужно для грузоперевозок на личном грузовом автомобиле
Требуемые документы для грузоперевозки
Для перевозки грузов по всей России нужно подготовить пакет документов. В этой статье мы подробно рассмотрим тему документального сопровождения грузоперевозок. Прежде всего, стоит отметить, что существует три типа документов, необходимых для оформления:
Документы для водителя и на транспортное средство
Для осуществления грузоперевозки у водителя должны быть водительское удостоверение и документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения машиной.
Если перевозимый груз не имеет особенностей, то водителю достаточно вышеперечисленных документов. Если же грузоперевозка организована для перемещения опасного груза, водителю потребуется лицензия и свидетельство о допуске. При перевозке особо тяжелого или негабаритного груза, необходимо подготовить пропуск и специальное разрешение.
Также водителю рекомендуется иметь при себе копию трудового договора, который подтвердит, что он является наемным сотрудником логистической компании и выполняет поставленную работодателем задачу, а не ведет незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке груза. Если грузоперевозку сопровождает экспедитор, ему также следует возить с собой копию договора о найме.
На транспортное средство, участвующее в грузоперевозке, необходимы ПТС, талон о прохождении техосмотра и страховой полис ОСАГО.
Документы на груз, товарно-транспортная накладная.
В товарно-транспортной накладной должны быть заполнены все графы, а пустые следует зачеркнуть. Если в одной машине едет несколько партий груза для разных получателей, то ТТН выписывается отдельно на каждую партию.
Товарно-транспортная накладная заполняется в четырех экземплярах. На каждом стоит печать поставщика. Один экземпляр нужен для самого отправителя. На его основании и происходит списание товара со склада. После этого начинается погрузка товара. Если во время нее повреждается целостность упаковки груза или нарушен первоначальный вариант его крепления в кузове, то вся эта информация заносится в ТТН и заверяется отправителем. Остальные три экземпляра товарно-транспортной накладной остаются у водителя. Он ставит на ней свою подпись
По прибытии груза в пункт назначения получатель забирает у водителя один экземпляр товарно-транспортной накладной. Если груз получил повреждения в пути, то составляется акт, отметка о котором вносится в ТТН. На его основании получатель имеет право предъявлять претензии поставщику товара. Оставшиеся два экземпляра товарно-транспортной накладной возвращаются грузоотправителю.
Если покупатель самостоятельно забирает товар у поставщика и перевозит его на свой склад, оформляется не ТТН, а товарная накладная.
Образцы договоров на грузоперевозку
Если вы решили заключить договор на грузоперевозку, мы предлагаем вам ознакомиться с существующими образцами:
Независимо от того, сами вы организуете грузоперевозку или обращаетесь для этого в транспортные компании, потребуются правильно оформленные документы. Конечно, оптимальным решением будет заказать грузоперевозку в надежной и проверенной компании.
Сколько можно заработать на ГАЗели? Тарифы на перевозки и комментарии бывалого водителя Версия для печати
Можно ли начать своё дело в грузоперевозках, купив российский малотоннажник? Сколько денег приносит владельцу грузовая ГАЗель?
Российские малотоннажники стали для многих предпринимателей входным билетом в мир грузоперевозок. Это неудивительно: ГАЗель является одним из самых доступных коммерческих автомобилей в России. Надежные и неприхотливые машины перевозят грузы в больших городах, а иногда используются и в межрегиональных перевозках.
Сколько можно зарабатывать на своей ГАЗели и каков усреднённый ежемесячный доход газелиста-частника? Ответить на этот вопрос, не вдаваясь в подробности, невозможно. Всё зависит от множества условий: технического состояния автомобиля, наличия дополнительного оборудования (рефрижератор, гидроборт и т.д.), необходимости выплачивать лизинг или кредит.
Но самый главный фактор, от которого зависит доходность газелиста-частника – наличие работы, прибыльных заказов с хорошими ставками.
А будут у перевозчика хорошие заказы или нет – это зависит в первую очередь от самого перевозчика, от его умения искать выгодные предложения, возможности оперативно на них реагировать и находить общий язык с диспетчерами и грузовладельцами.
Ставки на перевозки: лучше меньше, да лучше
Автор YouTube-канала «Перевозчик РФ», владелец «Валдая» Олег рассказал нам, что ставки на перевозку одного и того же груза по одному и тому же маршруту могут очень сильно отличаться.
— Кто-то ездит по 15 рублей за километр, а кто-то по 30. Всё зависит от обстоятельств, в которых находятся люди! – утверждает перевозчик.
Если владелец малотоннажника приобрел машину в лизинг, ему необходимо ежемесячно выплачивать фиксированную сумму банку: из-за этого он ограничен в возможностях выбора заказов. Он берет груз по низкой ставке и работает с соответствующей маржинальностью, лишь бы хоть что-то заработать. Таких водителей в профессиональной среде называют «дармовозами». Выражение грубое, но перевозчиков, которые его используют, можно понять: демпингуя, их коллеги обрушивают общий уровень ставок.
Пригодится знание географии
Ставки на перевозки очень сильно зависят от географии самих грузоперевозок. В крупных городах тарифы формируются по своим законам: заказы здесь выполняются день-в-день или на следующий день, «обраток» не бывает, а работу усложняют пробки. Поэтому ставка в 100 рублей за километр – привычное дело, и среди газелистов она не считается сверхъестественной, ведь в неё заложен обратный порожний пробег и время, в течение которого машина может стоять в заторах. Часто владельцы газелей требуют оплаты не за километраж, а за потраченное время (при этом не забывают взять деньги за подачу машины). В Нижнем Новгороде час может стоить около 500 рублей, а в Санкт-Петербурге или Москве до 1000.
В межрегиональных грузоперевозках ставка напрямую зависит от баланса спроса и предложения в местах загрузки выгрузки.
К примеру, в Белгородской области промышленных предприятий сравнительно немного. Немного здесь и грузов, поэтому ставки на перевозку груза в Москву на ГАЗели будут варьироваться в диапазоне 15-18 рублей за километр. В Москве грузов гораздо больше, поэтому обратно ГАЗель можно загрузить приблизительно за полторы ставки (т.е. 22,5-24 рубля за километр).
В Волгоградской области предприятий также немного, но ГАЗель из Белгорода поедет туда по высокой ставке в 35 рублей за километр. Люди понимают, что найти хорошую «обратку» из Волгоградской области в Белгородскую практически невозможно, и закладывают в тариф обратный порожний пробег.
Чтобы зарабатывать на ГАЗели, необходимо знать такие нюансы и понимать механику ценообразования.
Водитель водителю рознь
Наш собеседник отмечает, что заработок водителя, занимающегося перевозками на своей ГАЗели, напрямую зависит от него самого, от его желания работать и умения искать загрузки.
Чтобы вовремя забирать заказы с выгодными ставками, необходимо быть готовым отправиться в рейс. Хорошее предложение может поступить в неожиданное время, например, вечером выходного дня. Недавно Олег обнаружил заказ на перевозку груза из Белгорода в Москву за 21 тысячу рублей (около 31 рубля за километр) – дело было в шесть часов вечера воскресенья. Он тут же связался с тем, кто разместил заказ. Произошел такой диалог:
— Груз актуален?
— Да. А вы трезвы?
— Да.
— Машину подадите в течение часа?
— Подам.
— Приезжайте, ждём!
Иными словами, дождаться хорошей ставки – полдела. Нужно быть готовым к тому, чтобы забрать её.
Сколько зарабатывают газелисты в месяц?
Вот мы и подобрались к ответу на самый главный вопрос. Очевидно, что о какой-то конкретной сумме заработка говорить не приходится: как мы уже убедились, на своей машине можно зарабатывать очень по-разному, при этом время, потраченное на работу далеко не всегда пропорционально доходу автовладельца.
— В среднем ГАЗель в руках нормального водителя, который может выполнять роль логиста и занимается поиском грузов, может зарабатывать 80-120 тысяч в месяц,
– рассуждает Олег. – Я говорю о работе на межгороде, в средней полосе России, причем о работе без фанатизма.
Перевозчик утверждает: еще больше можно заработать на своём ГАЗоне – до 200 тысяч рублей в месяц. Но это уже другой класс автомобилей – среднетоннажный грузовик. Стоит он дороже, а топлива расходует больше.
Сам же Олег ездит на своём «Валдае». Он рассказал нам, сколько денег удалось заработать за последнюю неделю.
— В прошлую пятницу я выехал из Белгорода в Рязань за 22 тысячи рублей. Ставка хорошая, нашёл я её на АТИ. С Рязани до Балашихи доехал за 5 тысяч, из Балашихи поехал в Воронеж за 14. С Воронежа поехал на Белгород за 6 тысяч, в Белгороде меня ждала загрузка от постоянного клиента обратно в Воронеж за 10 тысяч. И теперь я еду обратно за 6500. Итого – 63 500 рублей, на топливо из них ушло тысяч 15. Получается около 48 500 рублей за неделю.
Почему я поехал из Воронежа в Белгород за 6 тысяч рублей? Потому что в Белгороде меня ждал постоянный груз за десятку. Из таких мелочей и состоит логистика, так я и работаю.
Кому платят больше?
Можно ли заработать больше на своей газели? Можно, если возить температурные грузы. Работы для малотоннажных рефрижераторов на рынке хватает: летом они возят заморозку, а зимой – товары, которым необходима плюсовая температура. Ставки на такие грузы несколько выше, но и рефрижераторное оборудование стоит денег, а на плечи работающего водителя ложится ответственность за его исправность.
Олег отмечает, что иногда без работы остаются и рефрижераторы. Тогда им приходится грузить в кузов самые обычные грузы и возить их по стандартным ставкам. Иными словами, универсальным способом увеличить доходность покупка газели с рефрижераторной установкой не является, хотя для кого-то эта идея действительно может оказаться полезной.
Рискованное дело. О чем должны знать те, кто собирается заняться грузоперевозками Версия для печати
Видеоблогер Роман Вишнивецкий рассказывает о нынешнем положении дел в отрасли и даёт рекомендации «горячим головам», решившим несмотря ни на что купить свой грузовик в разгар пандемии коронавируса.
— В интернете очень много разной информации для тех, кто хочет заняться грузоперевозками. Кто-то говорит одно, кто-то другое. Многие рассказывают о схемах, выгодных именно им, а кто-то пиарит определенные транспортные компании или поставщиков грузовой техники. А я хочу рассказать, как это есть на самом деле.
На что тратятся заработанные деньги? В идеале их хватает на лизинговый или кредитный платеж (а большая часть коммерческого транспорта приобретается в кредит или лизинг), зарплату водителя и какую-то прибыль владельца автомобиля (как минимум равную зарплате водителя), а также на обслуживание автомобиля.
Года полтора назад начали падать тарифы на грузоперевозки. Это привело к тому, что фуры начали «подбирать» грузы с 7-тонников и 5-тонников, среднетоннажные грузовики полезли к ГАЗелям, а ГАЗели начали брать всё, что осталось. Исключением стали разве что районы, до которых на малогабаритном транспорте не проедешь.
Падание цен привело к тому, что сперва из выручки «съелась» зарплата хозяина автомобиля (причем во всех сегментах – и на ГАЗелях, и на большегрузах), а вслед за ней стали потихоньку «съедаться» лизинговые и кредитные платежи. На данный момент ситуация сложилась таким образом, что прибыли от грузоперевозок хватает на зарплату водителя и какое-то обслуживание автомобиля. Причем тенденция идёт такая, что и на обслуживание денег почти не остаётся.
В такой ситуации тем, кто собирается заняться перевозками, я могу посоветовать вот что:
Прежде чем приобретать машину, необходимо найти хотя бы одного постоянного клиента-грузовладельца, который будет давать вам грузы по хорошей цене. Какую цену можно назвать хорошей? Ту, которая будет покрывать затраты на топливо туда и обратно (даже если обратно придётся возвращаться пустым) и приносить еще хотя бы половину от этой суммы. Если вам дают рейс из точки А в точку Б и вы тратите 14 тысяч рублей на топливо в обе стороны, то как минимум 6 тысяч у вас должно оставаться.
Если у вас нет постоянного клиента, то заниматься грузоперевозками в нынешних условиях не имеет смысла.
Если у вас появился такой грузовладелец, вы можете приобрести машину именно под него (с учетом загрузки – верхней или боковой, тоннажа, других условий) и начать работать. Понятное дело, что возвращаться пустыми вы не будете – грузы можно искать на различных площадках в интернете. Но учтите, что приобретенный автомобиль должен быть куплен без кредитов и лизингов – во всяком случае, на данный момент.
Экономическая ситуация сегодня такова, что если на вас повиснут кредитные платежи, вы либо быстро сдуетесь, либо не увидите никаких денег.
Это основные правила, которые нужно учесть, занимаясь грузоперевозками. Какой именно автомобиль вы купите – по большому счету значения не имеет. Можно зарабатывать и на маленькой машине, и на большой. Всё зависит от грузовладельца. Я знаю людей, которые сегодня продают фуры, пятитонники, ГАЗели – или просто ставят их на прикол до тех пор, пока не изменится ситуация. Потому что с нынешними тенденциями в нашей экономике многие не видят смысла заниматься грузоперевозками.
Пора работать на себя! Как стать владельцем грузовика и не пожалеть об этом Версия для печати
Многие водители мечтают купить грузовик и начать своё дело. Нередко их останавливают обоснованные страхи: отсутствие постоянных заказчиков, нехватка денег, боязнь оказаться в форс-мажорной ситуации.
Сегодня на дорогах можно встретить грузовики с необычной рекламой. Что это? Кто за этим стоит? Вопросов много. В поисках информации мы связались с компанией МОНОПОЛИЯ.Онлайн и поговорили с её сооснователем Ильей Дмитриевым.
Для справки: ГК «МОНОПОЛИЯ» работает на рынке логистики 13 лет. В её состав входит транспортная компания «МОНОПОЛИЯ» с собственным парком в 1500 рефрижераторов, цифровой экспедитор «МОНОПОЛИЯ.Онлайн» и ООО «МФС» (предоставляет в аренду технику, с возможностью последующего выкупа). Группа вошла в рейтинг РБК ТОП 50 самых быстрорастущих компаний России.
Что это за новая реклама от Монополии?
— Это реклама нового проекта в рамках нашей группы компаний. Мы назвали его «Малый бизнес в большой логистике» и оклеиваем машины, когда за руль садится новый предприниматель-партнер. Сейчас в России уже 50 таких машин.
Что это за проект? В чем его суть?
— Водитель с опытом в грузоперевозках становится предпринимателем и получает сцепку в аренду на 5 лет без первоначального взноса, с возможностью последующего выкупа.
А почему такое название?
— Смысл проекта в том, чтобы дать частным предпринимателям доступ к ресурсам большой стабильной компании. Уравнять нас всех на рынке, чтобы каждый частный перевозчик, мог создать свою компанию мечты с возможностями и ресурсами крупной фирмы.
Как появилась идея запустить такой проект?
— На самом деле, это давно знакомая и понятная модель. В таком формате работают такси, подобные проекты запускались и в нашей сфере. Водитель берет в аренду грузовик с возможностью его выкупа. Что далеко ходить – в МОНОПОЛИИ всегда были водители, которые хотели работать на себя, но в партнерстве с нами. Мы постоянно получали такие запросы.
Если спрос был, почему не запустили проект раньше?
— Потому что отдать машину – это самая легкая часть пути. Сначала мы построили систему, задача которой – обеспечить предпринимателю возможность безопасно вести эффективную самостоятельную деятельность.
Мы на этом рынке давно, и как никто другой знаем все подводные камни и трудности, с которыми сталкиваемся каждый грузоперевозчик. Подход к проекту серьезный и обдуманный, чтобы не просто отдать сцепку в аренду с возможностью выкупа, а предоставить будущему партнеру готовый комплексный продукт.
Проект действует с конца 2019 года: мы увидели спрос и запустили рекламную кампанию.
Вы сказали, что у проекта уже были аналоги. В чем отличие вашего проекта и из чего он состоит?
— Найти машину, найти первоначальный капитал на нее – это только начало. Главный вопрос: где потом брать заказы? Сейчас ни один частный перевозчик не может обеспечить себе постоянную загрузку, не говоря уже про доступ к крупным грузовладельцам. И это первое отличие нашего проекта от любого другого.
Партнер не будет задумываться, где ему брать грузы, будут ли они на обратном пути. Мы берем это на себя и предоставляем доступ к грузам крупных компаний, ко всем грузам нашей группы.
А если говорить о том, что еще входит в проект, то мы просто решили следующие вопросы:
Что делать со страхованием грузов? Ведь страхование требует определенных расходов и выстроенного процесса по заявлению грузов к страховому покрытию, по сбору и предоставлению документов при наступлении страхового случая. С другой стороны, отсутствие страхования влечет за собой огромные риски для грузоперевозчика, которые зачастую приводят к фатальным последствиям. Мы страхуем все грузы, предлагаемые нашим партнерам, защищая их от рисков, связанных с повреждением грузов и освобождаем от документальной волокиты.
Как грузоперевозчику, работающему на себя получить скидки на топливо, шины и т.п.? Мы даем доступ ко всем скидкам нашей компании – от топлива и шин до омывайки. Т.е. партнер с одной машиной получает те же цены, что и наш парк в 1500 сцепок.
Как решать вопрос кассовых разрывов? Сейчас отсрочки платежей доходят до 60-150 дней, это подкосило много частных перевозчиков. Мы решаем и этот вопрос. После предоставления документов перевозчик-партнер получает деньги через 15 дней.
Важно отметить, что данный проект предусматривает абсолютно прозрачную модель ведения бизнеса и позволяет приучать его участников к получению прибыли после исчисления и уплаты всех необходимых налогов. Сотрудничество с добросовестными контрагентами – один из наших главных приоритетов, который является преимуществом нашей компании.
Над проектом работала большая команда аналитиков и экономистов: просчитывались все возможности и факторы, чтобы предприниматель мог чувствовать себя уверенно.
А насколько данный проект актуален в текущих реалиях? Кризис, падение рубля. насколько сейчас это нужно?
— Сегодня этот проект актуален как никогда. В текущих условиях рынок активно меняется. Уходят те, кто работал в одиночку, кто не платил налоги, не имел поддержки или был ограничен только одним контрактом. Это значит, что грузовладельцы будут искать новых партнёров. А мы, в свою очередь, продолжаем подключать к платформе новых и новых грузовладельцев.
Грузов меньше не становится, спрос на перевозки продуктов питания и медикаментов растёт – а ведь в проекте участвуют и рефрижераторы.
Перераспределение рынка неизбежно, но водители, грузоотправители и иные его участники никуда не пропадут. Кто-то должен будет возить грузы. Формат «Малый бизнес в большой логистике» является моделью, к которой необходимо прийти, чтобы и небольшие, и крупные логистические предприятия были одинаково доходны, имели одинаковые ресурсы и возможности.
На фурах написано «Monopoly.online» (Монополия.Онлайн). Что это?
— Деятельность ГК Монополия уже давно вышла за рамки транспортной компании. Мы работаем не только как ТК, но и как экспедитор, а с 2016 года мы приняли решение развивать именно цифровую экспедицию и создать продукт, который позволит искать грузы и эффективно управлять парком. Сейчас на платформе Монополия.Онлайн можно найти не только заявки крупных грузоотправителей, но и получить скидки на топливо. Также мы планируем вводить дополнительные сервисы – все, что нужно любому участнику рынка.
Наши партнеры работают с этой платформой. Мы подчеркиваем, что это не наш парк, которым мы полностью управляем, а независимый частный перевозчик, с возможностью влиять на свои показатели.
Вы передаете в рамках проекта сцепки в аренду, а что будет с вашим парком? С транспортной компанией?
— Транспортная компания работает, как и работала: мы не останавливаем развитие, планируем закупку новых сцепок. В рамках собственной ТК мы тестируем и оттачиваем идеи и инструменты, нарабатываем ресурсы. Отработанные и доказавшие свою эффективность решения добавляем в проект и делаем доступными для наших партнеров.
Мы развиваемся очень быстро и понимаем, что в новых реалиях партнёрство открывает огромные возможности для дальнейшего развития.
О том, как попасть в проект и для кого он создан, а также о текущих результатах мы поговорили с руководителем предпринимательского проекта Наталией Осиповой.
Этот проект – только для ваших водителей?
— Мы увидели интерес к сотрудничеству не только у наших сотрудников, поэтому ограничений нет: стать партнером может как наш водитель, так и водитель не имеющий никакого отношения к нашей компании, но имеющий необходимый опыт работы.
Что нужно знать или уметь, чтобы стать партнером? Каковы требования?
— Требования конечно же есть и они, в основном, не отличаются от стандартных требований, которые компания предъявляет к контрагентам в рамках деятельности по грузоперевозкам. К профессиональным требованиям относится наличие опыта работы водителем с категорией СЕ не менее 3 лет; необходим опыт работы с рефрижераторной установкой.
Сколько сейчас в проекте партнеров?
— За 4 месяца предпринимателями стали 50 партнеров, и еще несколько десятков человек находится в процессе оформления.
Как все происходит?
— Очень просто. Кандидат подает заявку по телефону или через сайт, наши сотрудники связываются с ним в течение двух дней и подробно рассказывают об условиях проекта. Если кандидата устраивают условия и он удовлетворяет требования компании, кандидат проходит подробный инструктаж и после заключения соответствующих договоров получает в аренду сцепку с правом последующего выкупа, а также доступ к грузам и иным сервисам, предоставляемым платформой.
Важно отметить, что при необходимости компания предоставляет возможность повышения квалификации по работе с рефрижераторной установкой, а также проводит курс экономного вождения с профессиональным инструктором.
На протяжении всего времени сотрудничества мы консультируем наших партнеров, регулярно разбираем показатели и обучаем предпринимательству, поддерживаем на всех этапах 24/7.
Наша задача – помочь предпринимателям вырасти и окрепнуть, научить их самостоятельно вести бизнес в области грузоперевозок, разбираясь в вопросах бухгалтерского, финансового и юридического обслуживания.
При этом мы останемся открыты нашим партнерам после окончания сроков действия договоров и выкупа транспортных средств: они по-прежнему смогут обратиться к нам за консультацией и всевозможной поддержкой для осуществления своей предпринимательской деятельности.
Как оставить заявку и попасть в проект?
«Самозанятых перевозчиков не бывает!» Версия для печати
Подходит ли новый налоговый режим для автоперевозчиков и какие подводные камни ждут водителей, решивших его использовать?
Сегодня налоговый режим для самозанятых (налог на профессиональный доход, НПД) действует на всей территории России. Он позволяет предпринимателям платить налоги по упрощенной схеме. Самозанятые граждане не сдают налоговую отчетность, им не нужен кассовый аппарат, а регистрация проще, чем в качестве ИП. При этом доход за год не должен превышать 2,4 млн рублей; запрещается использовать труд наёмных работников.
Налог для самозанятых – 4% от дохода, если за услуги платят физические лица и 6%, если контрагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого и оплатить налоги можно через приложение. Новый налоговый режим пользуется популярностью: им воспользовалось уже более миллиона россиян.
Нужен ли этот режим перевозчикам?
СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться владельцы грузовиков, выбравшие НПД.
При этом у нового налогового режима есть и объективные минусы:
Мнение экспертов
Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, граждане, выбравшие налог на профессиональный доход, в автоперевозках работать не могут.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Грузоперевозки автомобильным транспортом возможны, если они осуществляются субъектом бизнеса: юрлицом или ИП. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.
Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, выбравшие НПД, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Но есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель должен иметь при себе путевой лист.
Но путевой лист выдаётся юрлицом или ИП, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Юрлицо в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную и товарную накладные на перемещаемые ценности. Когда заказчиком услуг является физическое лицо, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).
О пробелах в транспортном законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.
Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах граждане, выбравшие самозанятость, не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?
— По логике, граждане, выбравшие НПД, признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда они несли ответственность как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.
По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый занимается именно предпринимательской деятельностью.
Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе разбирательств можно будет только постфактум.