что нужно чтобы жить с умом понять свою планиду
Что нужно чтобы жить с умом понять свою планиду
Александр Трифонович Твардовский
Стихотворения и поэмы
© Твардовский А. Т., наследники, 1964
© Турков А. М., составление, вступительная статья, 1998
© Верейский О. Г., иллюстрации, наследники, 1946
© Оформление серии. «Издательство «Детская литература», 2001
«Я прошел такую даль…»
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.
И ранней горечи и боли,
И детской мстительной мечты…
Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним,
Не обошла тридцатым годом.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году и провел свои ранние годы на Смоленщине. «Простецкое», как он однажды выразился, деревенское детство поэта пришлось на время, когда, по его словам, крестьянство было охвачено жизнедеятельным порывом. Одни, как отец Твардовского, Трифон Гордеевич, стремились к большему достатку; другие, в особенности молодежь, тянулись к газетам, книгам, участвовали в самодеятельных спектаклях и других разнообразных культурных и общественных начинаниях. Еще подростком Твардовский стал селькором – сельским корреспондентом смоленских газет, где появились и его первые стихи.
Трифон Гордеевич сам прививал детям интерес к чтению, однако никак не предполагал, что у одного из сыновей тяга к литературе достигнет такой огромной силы и помешает отцовским расчетам сделать и его своим подручным, как это уже произошло со старшим – Константином.
В пылу споров с отцом, приведших юношу к форменному побегу из дома и началу самостоятельного трудного, полуголодного существования, Твардовский даже видел в Трифоне Гордеевиче противника всей новой, изменяющейся жизни. «Отцу-богатею» – запальчиво и несправедливо озаглавлено одно из ранних стихотворений молодого поэта, а в поэме «Вступление» даже фигурирует кулак Гордеич, занимающийся, как и отец автора, кузнечным ремеслом.
В дальнейшем, в пору коллективизации, уход из семьи избавил Твардовского от обрушившихся на нее, как и на другие мнимые «кулацкие гнезда», репрессий, однако случившееся не только надолго разлучило его с высланными родными, но и позволило завистникам и недоброжелателям обрушиться на него как на «кулацкого подголоска» и «классового врага».
Поэт оказался в трагической ситуации. Почти тридцать лет спустя, в 1957 году, набрасывая план пьесы о раскулачивании, он припомнил слова, сказанные в ту давнюю пору секретарем Смоленского обкома партии: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». В тех же набросках запечатлена и дилемма, вставшая перед «младшим братом», в котором легко угадывается сам автор: «Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее – тогда, может быть, он еще останется „на этом берегу “…»
Происшедшее оставило в душе Твардовского тяжелейшую, незаживающую рану и в то же время положило начало долгому, мучительному, противоречивому процессу отрезвления от прежних наивных иллюзий. Это сказалось уже в поэме «Страна Муравия» (1934–1936), которая по тону заметно отличалась от тогдашней литературы с ее упрощенной и приукрашенной трактовкой «великого перелома» – коллективизации. В описании скитаний Никиты Моргунка, который «бросил… семью и дом», не желая вступать в колхоз (так поступил и отец поэта), в его тревожных раздумьях и разнообразных дорожных встречах прорываются явственные отголоски трагических событий. Выразительна, например, услышанная Моргунком сказка про деда и бабу, которые «жили век в своей избе», покуда «небывало высокая» вешняя вода не «подняла… избушку» и «как кораблик, понесла» совсем на другое место: «так и стой». Сам автор впоследствии ценил в своей поэме именно драматизм, в черновых вариантах достигавший особой силы:
Что нужно, чтобы жить с умом?
Стих написано в форме мнимого диалога, в котором храбрец думает о сущности судьбы. Задав вопрос в первой строфе, создатель отвечает на него всем текстом стихотворения. Применение инфинитива в каждой строфе, формирует определенный ритм и динамику повествования.
Жанр возможно выяснить как послание, т.к. храбрец дает последовательность советов читателю, причем делает он это, совмещая пожелания, как лучше себя вести в той либо другой ситуации. В каждой строфе создатель применяет антитезу: «отыскать себя» и «не терять из виду», «задавать вопросы с себя», а не с вторых.
Композиция произведения содержит элемент кольцевой, т.к. начало о жизни, финал о неизбежном – настанет «час летальный».
Мудрость повествования отражена в его мыслях: жить нужно в согласии с самим собой, не избегать того, что предназначено каждому и не жалеть о том, что случилось. В данном стихотворении создатель практически не применяет художественных средств. Наровне с антитезой необходимо отметить метафору: «осознать собственную планиду» — отыскать смысл жизни; «готовым быть к отлету» — расставание с судьбой; «нормально ставь печать» — подводить жизненные итоги.
Как раз метафоры создают настроение. В них отражение авторской иронии и самообладания, по причине того, что он не формирует катастрофе из того, что может случиться. Создатель уверен: в случае если жизнь прожить с умом, т.е. со смыслом, то все в порядке.
Последняя строфа отражает мировосприятие Твардовского, что так по философски о смерти и жизни человека, что прожил собственную жизнь не напрасно.
“Я убит подо Ржевом”
“В тот сутки, в то время, когда окончилась война”
“Благодарю, моя родная”
“Не ветше твоя красота”
“Вся сущность в одном единственном завете“
“Я знаю, никакой моей вины”
Творчество Твардовского представлено поэмами и многочисленными стихотворениями, в каждой из которых он отразил определенную эру, судьбы людей, живущих в то время.
“Теркин на том свете” (независимое произведение, не есть прямым продолжением поэмы “Василий Теркин”; в ней создатель подвергает критике сложившийся порядок вещей по окончании смерти Сталина)
Условно все творчество поэта возможно поделить на три периода: довоенный 30-е годы, армейский 40-е годы, послевоенный – 50-60-е годы. Для каждого этапа свойственны собственные особенности.
В 30-е годы поэт совместно со всей страной переживает процесс строительства новой судьбе. Его интерес сосредоточен большей частью на изображении судьбы русской деревни, которая была близка и дорога ему.
Главные темы: Преобразований, Отчизны (как родного края), Природы. В большой части произведений он обрисовывает взаимоотношения людей, подчеркивает истинность народной культуры, гармонию с миром природы.
Главные храбрецы произведений – простые люди, к примеру, дедушка Данила, представлен в нескольких стихотворениях. По большей части же храбрецы – безымянны, но просто узнаваемы уже в ранних стихотворениях. Необходимо отметить характерную линии: в произведениях наровне с лирическим имеется и эпическое начало, т.е. рассказ о событиях в жизни людей.
Лиричность выделена тем, что местоимение “Я” формирует образ человека, живущего среди людей и говорящего о его жизни. Стихотворения озаглавлены, многие из них посвящены кому-то: “Матери”, Матросу”, “Товарищу”, “Приятелям” и т.п.
Стихотворения, обращенные к матери, согреты сожалением и теплотой чувства о тяжёлой жизни родных. Потом Твардовский создаст целый цикл, что так и назвал “В память Матери” (1960 г.).
Еще одна особенность – отсутствие в стихотворениях какого-либо анализа либо размышлений о сущности ужасных событий, случившихся в 30-е годы (коллективизация, массовые репрессии).В условиях цензуры того времени юный поэт не имел возможности открыто писать о аналогичных темах, но позднее, в 60-е годы, он много раз обращается ко времени 30-х годов, считая, что должен был написать о том времени.
На протяжении войны Твардовский пишет большое количество, и его стихи отличает необычайная реалистичность. Как армейский обозреватель он был свидетелем и участником многих событий, что стало базой многих его стихотворений. В стихотворениях этих лет преобладает эпическое начало, т.к. поэт пытается отобразить тот либо другой эпизод из судьбы воина на войне, поскольку он может умереть в любую секунду, исходя из этого принципиально важно покинуть память о нем.
Основной целью собственного творчества на протяжении войны Твардовский вычислял необходимость создания образа несложного русского человека, поднявшегося на защиту Отечества и потому в нем (человеке) проявилось все то лучшее, что свойственно любому: патриотизм, мужество, стойкость, оптимизм.
Тема войны сохранилась и в послевоенном творчестве поэта. Сейчас храбрец стихотворений не столько говорит о событиях, сколько думает о ужасном разрушении судеб многих людей, каковые погибли, защищая Отчизну.
Одно из самых броских стихотворений, созданных в 45-46 гг. имеет необыкновенное наименование “Я убит подо Ржевом”. Повествование ведет тот, кого уже нет в живых. Сейчас он везде, он часть того огромного мира, что защищал.
Необычность персонажа выбрана автором не просто так, т.к. одна из основных тем послевоенного творчества – тема памяти.
Погибший воин обращается от лица таких же, как он, к будущим поколениям, призывая их не забывать о прошлом, правильно помогать собственному Отечеству, со своей стороны заботясь о будущем.
60-е годы стали для поэта временем необычного подведения итогов, исходя из этого необходимо отметить философскую направленность многих стихотворений. Поэт формирует образ храбреца, осмысляющего собственный место в исторической судьбе страны, пробующего выяснить сущность происходящего, как в собственной жизни, так и в жизни вторых людей.
Основной темой наровне с темой памяти возможно назвать тему времени, т.к. сам поэт четко осознаёт, что обстоятельства многих событий в настоящем связаны с прошлым, в то время, когда строительство новой судьбе в стране осуществлялось репрессивными способами. Согласно точки зрения поэта, ужас не должен руководить мыслями, эмоциями, поступками человека; его рабская покорность и униженность способна принести ничем невосполнимый вред.
Думая о прошлом, Твардовский стремился передать новым поколениям собственную тревогу и предостеречь их от вероятных неточностей. Поэт был уверен, что народ и страна хороши лучшей жизни, но с целью достижения этого нужно бороться за собственную судьбу и мочь отстаивать убеждения и свои принципы.
Твардовский многие классические темы трактовал в течении всего творчества, кое-какие из них выражены менее ярко. Так, к примеру, о любви поэт пишет по большей части в довоенный период, т.е. во времена собственной молодости, в то время, когда, возможно, думал, что она увлекательна читателю. Позднее Твардовский практически не обращается к ней.
Не столь обширно представлена тема о поэзии и поэте, что возможно растолковать: Твардовский в отличие от многих собственных современников не считал поэта чем-то особым, он такой же, как и все, только требования к нему выше, т.к. благодаря собственному таланту он может поведать людям о том, что их интересует.
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
Чем старше мы становимся, тем меньше иллюзий испытываем и тем реже надеваем пресловутые розовые очки. К 30 годам большая часть из нас усваивает уроки и…
как его возможно победить. Он изображает зеленщика, которому пред- ставители власти велят вывесить на витрине его магазина плакат с надписью: «Пролетарии…
Очень многое в истории делается светло, в случае если знать строение отечественных древних божественных Пантеонов. Всего было девять Пантеонов, и…
Над некоторыми вещами необходимо задуматься еще перед тем, как вы связали друг друга узами Гименея. 1. Уважение серьёзнее любви Нельзя сказать, что…
«Найти себя в себе самом»
Самопознание истинное возможно только в этой способности духа вобрать в себя мир. А у нас чаще всё происходило (да и происходит) наоборот, к великому сожалению.
Но вот что сказал в одном из последних стихотворений Александр Твардовский, какой завет, какое мудрое напутствие нам оставил:
«Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду. «
Трудный, сложный вопрос!
Наш ХХ век (после 1917 года и до середины 80-х годов) был многолетним насильственным движением по жёстко заданным «сверху» путям, отвергающим всё «прошлое». И всякое отступление от этой идеи жестоко каралось. Жертвы, принесённые во имя большевистской утопии, неисчислимы. Но вот почти четверть века мы живём в условиях «вседозволенности». Но она не помогает нам собраться, а наоборот, толкает к жизни «врассыпную».
Это, конечно, очень плохо. Но стоит ли жалеть об утрате той категорической и для всех обязательной «сверхузаданности»?
Ведь подлинная, истинная культура в течение XX века либо запрещалась, либо столь же конъюнктурно извращалась. Безжалостные репрессии сопровождали «процесс» на каждом шагу. На протяжении многих десятилетий мы были лишены и доступа, и интереса ко всем и ко всему, что относилось к истинной культуре. И поэтому, увы, впали в безвольный примитив, идеологизированный стандарт. Это сделало диалог с культурой, в сущности, мнимым, обезличенным, подчинённым спущенным «сверху» директивам.
Как теперь «найти себя в себе самом»? Увы, чем дальше, тем привычнее становится движение по бездумному, общепринятому пути. Движение, заданное извне.
Что нужно чтобы жить с умом понять свою планиду
Что нужно, чтобы жить с умом?
Годы моей юности совпали с «оттепелью», с удивительным временем романтики, отказа от навязываемых обществу кумиров и дутых авторитетов, временем раскованности умов и языков, когда героями анекдотов (подчас ядовитых, безжалостных, быть может, не всегда справедливых) становились вчерашние властители дум и герои официальной пропаганды.
Но и в эту пору отказа от ложных авторитетов, от поклонения вождям и божкам были люди явно или скрытно нелюбимые власть имущими и почитаемые рядовыми гражданами. Одним из таких людей был главный в тот период редактор журнала «Новый мир», поэт и прозаик Александр Трифонович Твардовский.
Знакомство моих ровесников с ним происходило как бы помимо нашей воли. Уже в начальной школе мы заучивали наизусть написанное им:
Рожь, рожь. Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
А несколькими годами позже, в классе седьмом, в нашу жизнь прочно вошел Василий Теркин. Вошел, чтобы уже никогда не расставаться с нами. И на всех дорогах жизни, на всех ее зигзагах и ухабах мы вспоминаем слова из одноименной поэмы:
А всего иного пуще
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Наверное, редко кому она была так кстати, редко кого она так поддерживала и выручала от расправы партийных и литературных бонз, как Твардовского, когда он, вопреки сопротивлению и окрикам сверху, печатал в журнале рассказы, повести, статьи Александра Солженицына, Владимира Войновича, других опальных авторов. От скорой расправы с редактором спасало звание лауреата Ленинской премии.
После третьего курса университета я выбрал местом производственной практики остров Сахалин, точнее, областную газету «Советский Сахалин». В ней я проработал стажером сельхозотдела с июня по сентябрь. Но если из Москвы до Владивостока я летел самолетом, а от Владивостока до южносахалинского порта Корсаков плыл на теплоходе, то обратно решил добираться до Владивостока самолетом, а уже оттуда до Москвы только поездом: когда еще выпадет в жизни возможность намотать всю огромную страну на колеса, увидеть, пусть даже из окна вагона, Приморье, Сибирь с ее необозримой тайгой и многоводными реками, озеро Байкал, Урал. В этом путешествии меня сопровождала поэма Твардовского, по ней сверял я свои впечатления.
В неполные 15 лет Твардовский послал первую заметку в газету «Смоленская деревня», а примерно полгода спустя та же газета напечатала его первое стихотворение. Так началась творческая биография одного из ведущих представителей русской советской литературы. Однако не менее важным, чем сочинение собственных поэм, стихотворений, повестей и рассказов, было для него редактирование «Нового мира», который он возглавлял более 16 лет с 1950 года.
Его студенческий товарищ по МИФЛИ, а позже многолетний коллега по «Новому миру» А. Кондратович писал, что Твардовский «был не только поэт божьей милостью, но и такой же редактор». Он открыл дорогу в литературу десяткам авторов, среди которых В. Шукшин, Ч. Айтматов, С. Залыгин, Ф. Абрамов, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Семин, Г. Троепольский, И. Грекова.
Александр Твардовский был человеком большой честности. Свои убеждения, свое понимание чести, добра, порядочности, совести он отстаивал до конца. Какой ценой это ему давалось, говорит то, что прожил он всего 61 год.
Последнее опубликованное при жизни поэта стихотворение заканчивается словами:
С тропы своей ни в чем не соступая,
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
В одном из самых последних стихотворений, опубликованном посмертно, Твардовский спокойно прощался с жизнью. Сегодня оно воспринимается как завещание всем нам, ныне живущим.
15 реалий, которые необходимо принять, чтобы жить счастливо
Давайте признаем: большую часть жизни мы проводим в своих мыслях о прошлом и будущем. Мы мечтаем и представляем себе мир, в котором все идеально. А в это время реальная жизнь проходит мимо нас… К сожалению, очень многие из нас начинают ценить прекрасные моменты в настоящем только тогда, когда те начинают утекать сквозь пальцы.
Чем быстрее вы осознаете некоторые жесткие реалии и примите их, тем счастливее будете.
1. Трава зеленее там, где ее поливают
Забудьте фразу «у соседа трава зеленее». Чтобы получить желаемое, необходимо много работать и следовать за своей мечтой. В некоторых случаях может показаться, что вы недостаточно стараетесь, особенно если начнете сравнивать себя с другими. Тем не менее все мы разные, и каждый из нас идет по собственному пути.
Сравнивать себя с другими бессмысленно, ведь даже если кажется, что ваши ситуации похожи, на самом деле это далеко не так. Не сходите со своего пути, уверенно двигайтесь вперед и гордитесь даже самыми маленькими победами.
2. Никто ничего вам не должен
Вы сами ответственны за свое счастье. Ваши родители не смогут все время заботиться о вас, и ваши друзья, достигшие успеха, на самом деле ничего вам не должны.
Нет ничего плохого в том, чтобы периодически просить о помощи, но все-таки не стоит вести себя так, будто все вокруг вам должны.
Помощь и поддержка — дело добровольное.
3. Не думайте, что близкие люди останутся в вашей жизни навсегда
Будьте готовы к тому, что люди, которые вас окружают, могут уйти из вашей жизни. Некоторые люди решают пойти своей дорогой, у некоторых возникает желание держаться от вас подальше, ну и, к сожалению, люди умирают.
В течение жизни круг вашего общения либо уменьшается, либо пополняется новыми людьми.
Люди приходят в вашу жизнь и уходят из нее, это неизбежно.
4. Над отношениями нужно работать
Если вы считаете, что просто появитесь в жизни человека, и ваши отношения сами сложатся каким-то волшебным образом, то вы ошибаетесь. У двух людей, которые хотят построить отношения, всегда будут различия. Они всегда будут несовершенными.
Чтобы все сложилось, необходимо работать над собой и над отношениями. Постоянно.
5. Невозможно угодить всем и сразу
Вне зависимости от того, как сильно вы пытаетесь быть идеальными, всегда найдется человек, которому вы е понравитесь. Так зачем тогда переживать? Делайте то, что хотите, и будьте именно тем человеком, каким сами хотите быть.
Не бойтесь высказать свое мнение, и окружающий мир со временем подстроится под вас.
6. Ваш внешний вид не так важен, как ваша уверенность в себе
То, как вы подаете себя, имеет гораздо большее значение, чем то, как вы выглядите и во что одеты. Делайте все для того, чтобы окружающие любили вас за характер, доброту, ум и способность сохранять уверенность в самых сложных ситуациях, вместо того, чтобы переживать о том, как выглядит ваша фигура или прическа.
Научитесь видеть то, что скрывается под поверхностью.
7. Иногда забывайте о своем эго
У каждого человека есть эго. Разница лишь в том, что одни люди умеют его усмирять, а другие — нет. Чтобы получить желаемое, иногда необходимо забыть о своем эго. Это в ваших же интересах. Например, вам не нравится начальник, но на работе вы зарабатываете деньги, которые нужны для жизни, поэтому решаете усмирить свое эго и смириться. Или, например, вы обидели своего партнера, но при этом убеждены, что не сделали ничего плохого. Но почему бы не попытаться быть добрее и все наладить?
Позвоните своим друзьям, узнайте, как у них дела. Прислушивайтесь к советам родителей. Время от времени забывайте о своем эго, и вам станет легче жить.
8. Жизнь не всегда бывает справедливой
Разочарования неизбежны, но вам будет гораздо легче, если вы примите тот факт, что жизнь не всегда справедлива.
9. У каждого человека — свои проблемы
Перестаньте постоянно жаловаться на свои проблемы, и вместо этого направьте силы на то, чтобы их решить. У всех окружающих есть трудности, и последнее, что им нужно — это слушать ваше постоянное нытье.
Конечно, вы можете делиться проблемами с другими и просить совета, но не ведите себя так, будто весь мир ополчился против вас. Такое поведение приведет к тому, что ваше окружение очень быстро от вас устанет.
10. Простите себя и обретите внутренний покой
Истинное счастье приходит тогда, когда вы перестаете винить себя за прошлые ошибки. Никто не идеален, и все мы периодически ошибаемся. Научитесь прощать себя, ведь только так у вас получится обрести спокойствие.
Как бы сложно вам ни было, помните: вы заслуживаете быть счастливыми.
11. Любите себя
Любовь к себе — это путь, а не пункт назначения. Это процесс, который никогда не заканчивается. Цените себя и все то, что вы собой представляете. Не ждите чужого одобрения, чтобы стать тем, кем хотите стать. Любите свое тело, держите себя в форме, носите любимую одежду, покрасьте волосы в яркий цвет либо же ходите с натуральным цветом — одним словом, делайте все, чего хотите, и будьте счастливы.
12. Не бойтесь насмешек
Осуждений или оскорблений не избежать, но это вовсе не значит, что вы должны их терпеть. Не бойтесь того, что вас или ваши действия будут критиковать.
Просто дайте окружающим понять, что если они дают советы, о которых вы не просили, то пусть спрячут их подальше.
13. Расставляйте приоритеты с умом
Рано или поздно вам придется начать более тщательно распределять время и энергию. Задайте себе вопрос: стоит ли игра свеч? Вы стремитесь к повышению либо же сражаетесь за сердце возлюбленного/возлюбленной? Вы боретесь за то, чтобы сохранить семью или же стать чьим-то другом? Некоторые вещи в этой жизни не стоят потраченных сил и времени, а некоторые – наоборот, поэтому расставляйте приоритеты правильно.
14. Относитесь ко всему непредвзято
Всегда будьте готовы взглянуть на любую ситуацию с другой точки зрения. Это вовсе не означает, что нужно попадать под чужое влияние и позволять себя в чем-то убедить. Выслушаете собеседника и постарайтесь поставить себя на его место. В противном случае с вами будет очень тяжело общаться.
Не забывайте, что вы тоже можете быть неправы.
15. Будьте добрее
Доброта — это достоинство и стиль жизни.
Щедрость, уважение и заботу никогда не стоит принимать как должное.