что нужно чтобы закрыть ооо в 2021 году
Что нужно чтобы закрыть ооо в 2021 году
4 МИН
Как ликвидировать ООО с одним учредителем
Ликвидировать ООО с одним участником проще, чем с несколькими: не нужно созывать всех участников на собрание или составлять протокол общего собрания. Но у этого процесса есть некоторые особенности — о них в нашем материале.
Ликвидация ООО с одним участником
Процесс ликвидации ООО регламентируется ст. 61–65 Гражданского кодекса. Ликвидировать ООО с одним учредителем можно при условии, что:
При ликвидации ООО необходимо известить персонал об увольнении — за два месяца до фактического дня расторжения трудового договора.
Решение об упразднении ООО с единственным участником
Процесс ликвидации ООО с одним участником начинается с принятия решения. Его нужно оформить документально.
Также нужно заполнить заявление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001.
Назначение ликвидатора или комиссии по ликвидации
Эту функцию может взять на себя единственный учредитель ООО либо постороннее лицо — физическое или юридическое. Ликвидатор или ликвидационная комиссия будут управлять компанией, в том числе без доверенности выступать в судах от имени ликвидируемого юрлица.
Чтобы назначить ликвидатора или комиссию, можно оформить отдельный приказ, но чаще для этого достаточно самого решения основателя. Если вы решили сделать отдельный документ, то в нём можете прописать порядок и сроки ликвидации общества. Срок ликвидации не может занимать больше года. Продлить его можно только по решению суда, но не более чем на шесть месяцев.
Уведомление кредиторов и погашение долгов
На этом этапе ликвидатор или комиссия проводит работу по установлению долгов ООО. Это делается через обязательное уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации общества. Сообщение о ликвидации нужно опубликовать в специализированном СМИ, обычно в «Вестнике государственной регистрации». С момента публикации в «Вестнике» все обязательства общества считаются наступившими, а кредиторы вправе предъявить свои требования. Они могут это сделать только в течение двух месяцев после публикации сообщения в издании.
Кроме этого, ликвидатор или комиссия устанавливает имущественное положение общества. Для этого проводится обязательная инвентаризация, взыскивается дебиторская задолженность. Если в итоге имущества ООО окажется недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, компания должна перейти к процедуре банкротства.
Утверждение промежуточного ликвидационного баланса
В промежуточном балансе ООО отражаются сведения об имуществе компании, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается единственным участником общества в решении о ликвидации фирмы (форма Р15001).
Утверждение ликвидационного баланса
После завершения работы с кредиторами и погашения всех долгов ООО составляется ликвидационный баланс компании. Он также утверждается решением единственного участника.
Уведомление регистрирующего органа о закрытии
О ликвидации ООО с единственным учредителем и о назначении ликвидатора или комиссии по ликвидации необходимо уведомить ФНС.
В течение трёх дней в инспекцию по месту нахождения компании нужно направить:
Если документы в порядке, налоговики вносят сведения о ликвидации компании в ЕГРЮЛ. В налоговой вам должны выдать уведомление о снятии юридического лица с учёта.
На этом процесс ликвидации завершается, а все обязательства общества прекращаются.
За неуведомление или нарушение сроков уведомления участника общества могут наказать. Ответственность предусмотрена ст. 14.25 КоАП России.
Чтобы сэкономить время или если учредителей несколько, воспользуйтесь сервисом СберБизнеса «Ликвидация ООО». Подготовим за вас полный пакет документов — останется лично подать готовое заявление в ФНС, оформить электронную подпись на ликвидатора и отправить документы онлайн.
Как самостоятельно закрыть ООО: пошаговая инструкция
Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.
1 шаг. Принять решение о ликвидации
Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.
В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:
2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую
В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:
Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.
Как подать документы:
Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.
Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.
3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам
4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении
5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую
Минимум через два месяца после публикации сообщения о ликвидации в СМИ подготовьте промежуточный ликвидационный баланс. Специальных требований нет, но на практике его составляют по тем же правилам, что и обычный бухбаланс по форме №1, и добавляют сведения:
Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.
Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.
6 шаг. Рассчитаться по долгам
Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:
Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:
Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.
7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс
После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.
8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу
В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:
Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.
Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.
9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО
После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:
Подайте документы одним из способов:
Кто может помочь с документами
Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.
А что если не закрывать ООО?
Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.
Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.
Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:
Как закрыть ООО в Эльбе
Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.
В разделе «Реквизиты» пролистайте вниз до конца страницы. Поставьте галочку «Я хочу сдать отчёт при закрытии ООО». Укажите дату, когда вы закрыли организацию, — по листу записи госреестра, который вам выдали в налоговой.
Затем в разделе «Актуальные задачи» выполните задачи по отчётности. Они сформируются с учётом даты, когда вы закрыли ООО.
Статья актуальна на 01.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как закрыть ООО. Девять основных шагов
Неважно что произошло, но имеем факт — ООО перестало осуществлять свою деятельность.
Можно искать разные выходы, самый очевидный – продать дело. Если владелец единственный, технически это не так сложно, но часто в ООО приходится иметь дело с другими учредителями. Легче, если свою долю уставного капитала удастся продать остальным учредителям, а для продажи посторонним эта процедура значительно усложняется и удорожается. Если же остальные члены ООО не заинтересованы в дальнейшей работе организации, она сплошь и рядом «остается сиротой»: уже не работает, но числится действующей.
Чтобы брошенная ООО прекратила свое существование, её надо продать или официально ликвидировать. Многих пугает процедура закрытия организации, действительно, она не из самых простых. Но если соблюдать необходимые формальности и последовательно пройти все предусмотренные законом этапы, можно обойтись и без посредников, широко рекламирующих свои услуги.
В этой статье мы распишем подробную пошаговую инструкцию для добровольного закрытия ООО силами самих учредителей.
Ступеньки закона
На какие положения Гражданского и Трудового кодексов, федеральные законы и постановления Правительства опирается процедура закрытия ООО? Коротко очертим законодательную базу этого процесса:
9 шагов до ликвидации
Шаг 1. Начало конца – решение учредителей
Первым шагом к закрытию ООО будет собрание учредителей, на котором будет принято и запротоколировано решение о ликвидации, а также назначен ликвидатор или выбрана специальная комиссия.
ВНИМАНИЕ! Если учредитель единственный, документ о решении и назначении ликвидатора все рано должен быть подготовлен. При назначении комиссии в протоколе должны быть указаны паспортные данные каждого ее члена.
Кто может входить в состав ликвидационной комиссии:
Шаг 2. Успеть за три дня
Именно столько отводится законом на следующий шаг. Решение принято, протокол подписан, за 3 рабочих дня, следующих за общим собранием, нужно уведомить органы контроля (налоговую, где зарегистрировано ООО). Для этого нужно сначала нотариально заверить стандартную форму уведомления Р15001 у нотариуса, а затем предоставить ее вместе с протоколом собрания. Документы могут быть поданы в налоговую:
ВАЖНО! Кроме налоговой, нужно сообщить о ликвидационных намерениях в Пенсионный и страховой фонды. Установленных стандартов для этого не предусмотрено, территориальные отделения фондов предоставят бланки для заполнения либо позволят сделать это в свободной форме – лучше уточнить этот вопрос у инспекторов.
Результатом второго шага должен оказаться лист записи ЕГРЮЛ, переданный вам из налоговой через 5 дней после получения ими ваших материалов.
Шаг 3. Информационный
Следующий этап лучше начать как можно раньше, потому что по закону он не может длиться меньше 2 месяцев. Нужно проинформировать общественность и партнеров о сроках и порядке полного прекращения деятельности ООО через СМИ. Это делается для того, чтобы возможные кредиторы успели предъявить свои законные требования.
Журнал «Вестник государственной регистрации» опубликует ваше сообщение о ликвидации ООО, порядок подачи и стоимость публикации нужно уточнить в редакции или на сайте издания.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В дополнение к официальной публикации, направьте вашим партнерам, перед которыми у ООО есть обязательства, официальные письма-уведомления.
Шаг 4. «Письма счастья» для сотрудников
Ликвидация организации – повод для увольнения, не терпящий исключений: уволены будут все, в том числе и льготные категории, а также сотрудники, находящиеся в отпуске или на больничном. Письменные уведомления они должны получить за 2 месяца до предполагаемой «свободы», так что разумнее их подготовить и вручить приблизительно в одно время с публикацией в «Вестнике».
Региональная Служба занятости тоже должна получить письменный документ о грядущем увольнении, также за 2 месяца, а если уволено будет 15 и более работников (тогда увольнение считается массовым), то за 90 дней. Список уволенных сотрудников должен содержать перечисление их должностей, обязанностей и окладов.
Этот шаг заканчивается расчетом и увольнением сотрудников.
Шаг 5. Промежуточный баланс
Прошло 2 месяца после публикации объявления в официальном издании СМИ. Кредиторы имели достаточно времени предъявить свои претензии, далее этой возможности уже не будет, «кто не успел, тот опоздал» – ликвидированная организация обязательств не имеет.
Следующим этапом будет сдача в налоговую промежуточного баланса, составленного комиссией ликвидаторов. Надежнее всего, если в его составлении будет принимать участие специалист-бухгалтер, поскольку такой баланс, составляемый по требованиям бухгалтерской отчетности, должен содержать:
То есть, по сути, промежуточный баланс – это бухгалтерский документ, к которому присовокупляется справка о ценностях на счетах помимо баланса и перечень кредитных требований с намерениями по ним.
В налоговую должны поступить такие документы:
Законом отводится 5 дней для того, чтобы налоговая внесла новые данные в ЕГРЮЛ и выдала ликвидаторам соответствующий лист.
Шаг 6. Последние расчеты
Решения по погашению обязательств перед кредиторами приняты, пришло время отдавать долги и платить по счетам. Гражданский кодекс РФ утверждает следующую очередность расчетов по различным обязательствам.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если ООО не в состоянии обеспечить все необходимые выплаты, его имущество распродается ликвидаторами на торгах. Если выручки оказывается недостаточно, придется объявлять банкротство: это довольно сложная процедура, в которой сложно обойтись без помощи опытного профессионала. Можно ознакомится со стадиями банкротства юридического лица.
Шаг 7. Окончательный баланс
После того, как окончены все расчеты, и ООО вступает в состояние отсутствия каких бы то ни было обязательств перед сотрудниками, партнерами и государственными органами, составляется окончательный ликвидационный баланс. Принцип такой же, как при составлении промежуточного, и точно таким же образом он должен быть утвержден протоколом еще одного общего собрания.
Если после подведения итогов в собственности ООО еще осталось имущество, учредители вправе разделить его между собой. Доля каждого зависит от части уставного капитала, внесенного учредителем при открытии ООО.
Шаг 8. «Всем спасибо, все свободны»
После утверждения окончательного баланса ликвидируемой организации нужно в течение месяца сдать в социальные фонды (Пенсионный, страховой) все документы, касающиеся уволенного персонала. В отчетности обязательно указывается признак ликвидации ООО.
Шаг 9. Финальные формальности
Когда со всеми имущественными вопросами покончено, в налоговую можно подавать окончательный пакет документов на закрытие ООО:
Через 5 дней после подачи пакта документов ликвидаторы получают от налогового органа:
ВНИМАНИЕ! ООО считается прекратившим существование после того, как запись о ликвидации юридического лица внесена в ЕГРЮЛ.
Оцените свои силы
Часто для проведения процедуры закрытия ООО привлекают специалистов, особенно юристов, имеющих соответствующий опыт и специализацию. Подобные услуги оказываются за дополнительное вознаграждение, зато избавляют владельцев бизнеса от множества хлопот. Процедура ликвидации ООО, действительно, предусматривает множество последовательных действий и тщательного оформления и подачи необходимых документов. Посчитаем и оценим сложность предстоящей ликвидации.
Как закрыть ООО с 1 учредителем [2021]
Честно признаюсь, написать универсальную инструкцию по ликвидации компании сложнее, чем по регистрации. Тонкостей гораздо больше и охватить их в одном документе сложнее. Поэтому я решила сделать одну большую пошаговую инструкцию по ликвидации ООО с 1 учредителем*.
* С юридической точки зрения единственного учредителя корректнее называть единственным участником, потому что ООО уже зарегистрировано. Но так как в народном понимании слово «учредитель» ближе, то дальше по тексту буду использовать именно это наименование, а во всех документах – уже слово «участник».
Инструкция по закрытию ООО вам подойдет, если:
Шаг 0. Что нужно знать, прежде, чем начать ликвидацию
1. Что Ваше ООО точно действует.
Прежде, чем приступить к ликвидации, закажите на себя выписку. Это быстро и бесплатно можно сделать на сайте налоговой через специальный сервис налоговой. Он находится здесь. Из выписки вы должны увидеть, что деятельность вашего ООО еще не прекратили по решению налогового органа. Так бывает, если компания в течение 12 месяцев не сдает никакой бухгалтерской отчетности и не имеет движений ни по одному из своих банковских счетов. Тогда налоговая сама запускает процедуру исключения из ЕГРЮЛ.
Один мой клиент, спустя 5 лет после открытия ООО, позвонил с просьбой начать ликвидацию, потому что ООО-шка оказалась ненужной. Мы заказали выписку и увидели, что ООО и так уже ликвидирована по решению налогового органа. Клиент облегченно вздохнул: дополнительных трат делать не пришлось.
Выходит, можно ООО просто «бросить» и налоговая сама закроет?
Не совсем. Потому что налоговая действительно может сама закрыть, но может и не закрыть. А если не закроет – тогда будет неприятная налоговая ответственность + конечно, сама процедура ликвидации.
2. Что сотрудников в компании больше нет.
Никаких менеджеров, кассиров, уборщиц, бухгалтеров.
С директором (даже если это вы сами), пока не торопитесь. Об этом расскажу позже.
3. Что у процесса ликвидации есть конкретный срок.
Согласно статье 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» ликвидация должна завершиться в срок не больше 1 года.
Этот срок можно продлить, но не больше, чем на 6 месяцев, и то по судебному решению.
Шаг 1. Готовим решение о ликвидации
Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.
Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?
Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.
Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.
Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.
Кого назначить ликвидатором?
На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.
Про увольнение директора:
Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.
Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.
Отдельно скажу, что внутри документа:
С принятием решения о ликвидации связан один очень важный срок – уведомлять налоговую о начале ликвидации нужно в течение 3 рабочих дней с момента принятия самого решения. Так что с проставлением даты в документе не торопитесь.
Что еще важно знать при подготовке решения?
Нужно открыть свой родной устав и проверить его на наличие волшебной фразы о том, что решения вашего ООО не требуют нотариального удостоверения. Фраза может звучать так:
Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при принятии решения, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем общего собрания, которые являются участниками Общества, и не требуют нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим уставом или действующим законодательством.
Подробнее о нотариальном и ненотариальном способе удостоверения решений/протоколов ООО я написала в отдельной статье вот здесь.
Далее, когда решение готово и есть ясность в необходимости его удостоверения, переходим к следующему шагу: нужно уведомить налоговую о вашей ликвидации.
Шаг 2. Уведомляем налоговую о начале ликвидации
Внимание!
С 25 ноября 2020 года введены в действие новые регистрационные формы и новые требования к оформлению таких регистрационных форм. Соответствующий Приказ ФНС России был подписан 31.08.2020 (N ЕД-7-14/617), а вступил в силу с 25 ноября.
Это значит, что с 25 ноября нужно подавать новый вариант формы Заявления (уведомления) о ликвидации ЮЛ, иначе будет отказ в регистрации.
Этап 1. Заполняем форму Р 15016
Распечатать в 1 экземпляре
Прежде, чем показывать образец новой формы, действующей с 25.11.2020, покажу, как выглядела старая форма. Эта информация пригодится вам, чтобы понимать, что именно вы сдаете в налоговую.
Итак, старая форма имела номер Р 15001 (он указывается в правом верхнем углу формы на первой странице). Форма выглядела так:
Образец заполнения старой формы выглядел вот так:
Полный текст этого приказа есть в открытом доступе справочно-правовой системы «Гарант» по ссылке.
Заполнить эту форму можно с помощью бесплатной программы налоговой, которая находится по ссылке.
Образец заполнения новой формы будет добавлен на сайт в самое ближайшее время.
Уведомление распечатываем. Ничего сшивать и подписывать заранее не нужно. Документ нужно будет заверить у нотариуса. Поэтому подпись на форме Р 15016 ставится в присутствии нотариуса, а сшивает документ его секретарь. Как правило, нотариусы не заверят форму Р 15016, если вы принесете её в тот же день, когда принято решение о ликвидации. Это нужно сделать на следующий день, чтобы полномочия ликвидатора вступили в силу.
К нотариусу и в налоговую идет уже ликвидатор.
Какие документы нужны для похода к нотариусу:
А можно не ходить к нотариусу? Сразу сделать электронную подпись и подавать документы онлайн без расходов на нотариуса?
Этап 2. Сдаем документы в налоговую
Если рабочий день еще позволяет, можно сразу после нотариуса отправиться в свою налоговую и подать документы.
К слову сказать, подать документы также можно центр «Мои документы». Все зависит от вашего города.
Принести документы можно лично, можно направить через своего представителя (потребуется нотариальная доверенность) или почтой России. Для Москвы и Московской области есть DHL и PonyExpress.
После принятия документов сотрудник регистрирующего органа выдаст вам расписку, в которой будет указана дата получения документов.
Но готовность документов всегда можно проверять с помощью специального сервиса налоговой. Он находится здесь.
Какие документы выдаст регистрирующий орган:
Полный текст ответа налоговой с позицией по Федресурсу вы можете скачать здесь.
Поэтому дальше я детально расскажу и о старом добром Вестнике, и о Федрерсурсе.
И еще.
На этом этапе хорошо подумать о том, хотите ли вы сделать ЭЦП на ликвидатора.
Если вы никогда раньше ЭЦП не пользовались, поясню, что ЭЦП – это такая комбинация специальных знаков, которая служит эквивалентом обычной подписи на бумаге. На деле ЭЦП представляет собой флешку, которая вставляется в компьютер.
Где и как может понадобится ЭЦП на ликвидатора?
Подать объявление в Вестник государственной регистрации можно как через ЭЦП, так и личным визитом в офис. Подать уведомление в Федресурс можно либо через ЭЦП нотариуса, либо через ЭЦП на ликвидатора. Сдать промежуточный ликвидационный баланс и итоговый ликвидационный баланс можно личным визитом в налоговую (тогда понадобится еще заверять специальные формы у нотариусов и оплачивать госпошлину в 800 рублей на последнем этапе) или через ЭЦП на ликвидатора (тогда можно обойтись без заверения форм у нотариуса и без оплаты вышеназванной госпошлины).
Сделать ЭЦП может оказаться выгоднее и удобнее, но, возможно, понадобится поразбираться с программами налоговой, в которых нужно загружать документы в транспортные контейнеры, чтобы отправлять на регистрацию.
Как получить ЭЦП на ликвидатора?
Нужно обратиться в специальный удостоверяющий центр, который изготавливает ЭЦП.
Стоимость ЭЦП в разных центрах отличается, в том числе и в зависимости от наличия на вашем компьютере уже установленного программного обеспечения. Средняя стоимость колеблется в пределах 3-4 тысяч рублей.
Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс
Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.
Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.
Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.
Итак, переходим на официальный сайт Вестника госрегистрации – www.vestnik-gosreg.ru
Регистрируемся в личном кабинете. Помним, что данные, которые вы указываете при регистрации никак не влияют на текст сообщения. Поэтому зарегистрировать личный кабинет можно на любое лицо.
Дальше. Выбираем тип сообщения, которое будем публиковать. Для сообщения о ликвидации – это тип «сообщения о существенных фактах».
Начинаем заполнять заявку, которая появилась на экране. Все поля, которые отмечены звездочкой (*), обязательны для заполнения. Это несложно. Примеры заполнения полей подсвечиваются подсказками.
Еще подсказка: при заполнении вам понадобятся данные об ООО – ОГРН, ИНН, КПП и так далее. Если под рукой этой информации нет, вы всегда можете сформировать мгновенную выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой. Это можно сделать через специальный бесплатный сервис, который находится здесь.
При заполнении заявки также автоматически указывается минимальный срок, определенный по закону для предъявления требований кредиторов, – 2 месяца. Этот срок следует из Решения о ликвидации. В нашем варианте Решения о ликвидации используется именно такой срок.
Где мне найти текст объявления?
Не волнуйтесь, текст публикации придумывать самим не нужно. Объявление формируется в специальном окошке автоматически на основании введенных вами данных. Но если вдруг вам понадобится вручную его подкорректировать, вы всегда можете снять галочку напротив «формировать автоматически».
Примерный текст объявления, размещенный на сайте самого Вестника, выглядит так:
Общество с ограниченной ответственностью «Лютик» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников ООО «Лютик» (Протокол №2/14 от 06.10.2004) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.
Для единственного участника текст объявления можно скорректировать так:
И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание при заполнении заявки на публикацию – нужен или не нужен экземпляр журнала.
Если вы не хотите нести дополнительные расходы, то спокойно можете выбрать вариант «экземпляр издания – не требуется». Налоговая служба сама отслеживает публикации. Подтверждающие документы в налоговую не предоставляются.
После того, как объявление будет опубликовано, в вашем личном кабинете появится информация о реквизитах журнала (номер/дата).
И даже если в каком-либо случае уже через время вам действительно понадобится заказать копию публикации – вы также сможете это сделать через личный кабинет. Там появится кнопка «заказать копию сообщения». После оформления такого заказа и оплаты услуги копия страницы с вашим сообщением появится в личном кабинете в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Бумажные оригиналы документов можно получить почтой России.
Для первого варианта остается следовать инструкциям в личном кабинете.
А про второй вариант, как требующий чуть больше усилий, а именно: один раз сходить в офис редакции и подать документы, я расскажу дальше.
После того, как будет отмечено поле «не использовать электронную подпись и предоставить документы в представительство», появится возможность выбрать конкретный офис редакции, в который нужно будет отнести документы. Выбираем адрес из списка. Помним, что можно выбрать любой офис, максимально удобный вам. Зависимости от места нахождения организации здесь нет. Руководствуйтесь собственным комфортом.
Сформированную заявку отправляем на проверку. После проверки редакцией в личном кабинете появляется счет и квитанция для оплаты. Счет нужно оплатить до того, как вы отправитесь в представительство.
Важно: после того, как счет выставлен, текст объявления менять уже нельзя.
Сколько примерно стоит публикация объявления в Вестнике государственной регистрации?
На сайте редакции указано: 232,31 руб. за кв. см. (с учетом НДС). Точную стоимость возможно рассчитать только после того, как заполненная Web-заявка будет отправлена на расчет стоимости через Личный кабинет.
По факту: для публикации объявления о ликвидации в 2020 году у нас получилось 1824 рубля, включая 304 рубля НДС.
На этом этапе также может понадобиться прикрепить скан вашего Решения о ликвидации. Это делается для того, чтобы менеджер редакции проверил правильность составления текста объявления. Если вы не сделаете это в личном кабинете, менеджер вам напомнит.
После того как заявка проверена и счет оплачен, нужно принести подтверждающие документы в выбранное вами представительство.
Это полный комплект документов. Вполне возможны случаи, что именно в вашем представительстве скажут, что копия оплаты, например, и не нужна. Бывает. Но, в любом случае, лучше быть готовым сразу ко всем вопросам, чем ходить дважды.
После принятия документов вы узнаете дату выхода номера журнала с вашим объявлением. Эту информацию вы можете увидеть в личном кабинете: «отслеживание сформированных заявок». А еще сведения о публикации можно найти вот в этом разделе Вестника.
Объявление опубликовано. Что дальше?
С даты выхода объявления (дату публикации вы увидите в своем личном кабинете Вестника, независимо от того, подавали объявление через ЭЦП или нет) отсчитываем срок для предъявления требований кредиторов, который указали в Решении о ликвидации (и продублировали в тексте публикации) – я использую минимально возможный по закону – 2 месяца.
В этот период в соответствии с Гражданским кодексом РФ должны быть выявлены кредиторы и приняты меры по сбору дебиторской задолженности. Ликвидатор/ликвидационная комиссия обязаны уведомить каждого кредитора о ликвидации ООО и сообщить срок для предъявления требований. Копии всех уведомлений кредиторов нужно хранить.
А если у вашего ООО никаких кредиторов нет, просто ждем истечения этого срока предъявления требований, чтобы перейти к очередному этапу ликвидации – подготовке промежуточного ликвидационного баланса.
Дату публикации в Вестнике можно где-нибудь записать или как минимум не забыть свой логин/пароль для входа в личный кабинет Вестника, чтобы эту дату посмотреть еще раз.
Дата публикации в Вестнике понадобится при заполнении самой последней регистрационной формы для налоговой на этапе подачи итогового ликвидационного баланса.
Важно!
Кроме Вестника есть еще один новый источник, в котором тоже нужно публиковать объявление о ликвидации – Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сокращенно этот реестр называется Федресурс.
Зачем публиковать объявление где-то еще, раз уже опубликовали в Вестнике?
Хороший вопрос. Кучу юридических дискуссий он вызывает. Поддержу возмущающихся. Конечно, дублирование на лицо. Конечно, это еще одна необходимость платить.
Но… на законодательном уровне появилась новая обязанность, которая никуда не исчезнет от наших возмущений. Публиковать сведения о ликвидации ООО теперь нужно еще и Федресурсе, а не только в Вестнике. Это правило возникло с 12 ноября 2019 года, когда Федеральным законом № 377-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Однако по Федресурсу до сих пор нет единой практики по стране. Есть регионы, в которых налоговые никак не проверяют такие публикации, или делают это выборочно, основное внимание обращают по-прежнему только на Вестник.
А есть регионы, в которых недавно появились первые отказы из-за отсутствия публикации в Федресурсе. Так, коллеги рассказали «отказные» истории из Карелии, Пензы и Краснодара.
Чтобы получить документально подтвержденную информацию о Федресурсе, я направила официальный запрос в свою налоговую (МИФНС № 16 по Новосибирской области – Единый регистрационный центр) с разъяснениями по данному вопросу. Если коротко резюмировать официальный ответ, то размещать сведения в Федресурсе нужно обязательно. Проверяют или не проверяют по факту сейчас – нет однозначного ответа. Но на перспективу, очевидно, гайки будут закручиваться.
Дальше я подробно расскажу о том, что такое Федресурс и как правильно разместить там свое сообщение.
Итак, Федресурс – это специальный федеральный реестр, созданный с 1 января 2013 года, в который вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других субъектов экономической деятельности.
Реестр ведется в электронном виде и находится по адресу: https://fedresurs.ru
Какие сведения обязательно вносятся в Федресурс?
При том, часть таких обязательных сведений в Федресурс налоговая вносит сама, а другая часть – является обязанностью самой компании – именно к такому случаю и относится обязанность разместить в Федресурсе уведомление о ликвидации ООО.
Подать сведения о ликвидации ООО в Федресурс можно двумя способами:
— через нотариуса (статья 22, 86 Основ законодательства РФ о нотариате)
— самостоятельно через официальный сайт Федресурса http://www.fedresurs.ru
Подача сведений в Федресурс является платным.
За размещение каждого сообщения взимается плата в размере 860 рублей 35 копеек, в том числе НДС 20% (143 рубля 39 копеек).
Подача через нотариуса, естественно, обойдется дороже, потому что итоговая стоимость будет складываться не только из цены уведомления, но и цены услуг нотариуса, плюс нужно найти нотариуса, который оказывает подобную услугу в вашем городе.
Однако для самостоятельной подачи тоже есть один нюанс, о котором нельзя не рассказать, – сходить куда-то в офис, заполнить бланк и оплатить публикацию не получится. Подача сведений о ликвидации в Федресурс возможна только в электронном виде, с использованием ЭЦП на ликвидатора. Вариантов «либо через ЭЦП, либо через личный визит» здесь нет.
Как разместить сведения о ликвидации в Федресурсе?
Подытожим, есть два способа «общения» с Федресурсом:
— воспользоваться услугой подачи объявления через нотариуса с использованием ЭЦП нотариуса
— разместить объявление самостоятельно с использованием своей ЭЦП
Если вы пользуетесь услугой нотариуса, то понадобится только прийти к нотариусу (предварительно уточнив пакет необходимых документов), провести все необходимые действия и услугу оплатить. Совершать какие-то дополнительные мероприятия на сайте Федресурса уже не понадобится. Налоговая, когда будет отслеживать информацию о публикации (если будет) сама все проверит.
Дальше расскажу о том, как подать объявление в Федресурс самостоятельно.
Откроется Ваш личный кабинет.
В соответствии с подпунктом н.5 пункта 7 статьи 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ»О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в тексте сообщения о ликвидации должны быть указаны следующая информация:
— сведения о принятом решении о ликвидации ЮЛ
— сведения о ликвидаторе (ликвидационной комиссии)
— описание порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами
— иные сведения, предусмотренные законодательством.
Поделюсь своим текстом сообщения для Федресурса:
Как только текст будет введен, его надо будет подписать ЭЦП. Для этого понадобится нажать кнопку «Подписать» и данные будут считаны с вашей флешки.
Далее вашему счету будет присвоен номер и дата, а в самом низу этого же окна появится кнопка «Печать», нажав которую вы увидите, собственно, сам счет, который и нужно будет оплатить по реквизитам.
Через некоторое время деньги будут зачислены на ваш лицевой счет в Федресурсе, а потом сразу списаны в счет оплаты публикации сообщения. Обычно срок публикации недолгий: с момента оплаты до публикации уходит около суток. Информацию о публикации вы сможете увидеть в личном кабинете: статус вашего сообщения изменится с «Подписано» на «Опубликовано».
Шаг 4. Составляем промежуточный ликвидационный баланс и уведомляем об этом налоговую
Итак, промежуточный ликвидационный баланс – это бухгалтерский документ, который составляется после того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам.
Повторюсь, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственно регистрации». И даже если никаких кредиторов у вас на практике нет, то этот срок формально все равно нужно выдержать. И только потом составлять промежуточный ликвидационный баланс.
Как выглядит промежуточный ликвидационный баланс?
Документ можно найти в открытом доступе справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» вот здесь. Из письма нам понадобится Форма по КНД 0710096 «Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Конечно, эту форму можно просто скачать в редактируемом формате PDF и заполнить. Но все-таки обычно бухгалтеры заполняют ее через программу «Налогоплательщик ЮЛ». Если вдруг вы никогда не слышали о ней, подскажу, что ее можно скачать с сайта налоговой по ссылке.
Чтобы было понятнее, как будет выглядеть ваш итоговый документ, приложу образец промежуточного ликвидационного баланса, заполненный нашим бухгалтером.
Шаблон такого решения вы можете скачать ниже.
Формат документа: WORD
Количество страниц: 1
Дата обновления: 20.05.2021
Чтобы вы не запутались, здесь тоже напомню, что до 25.11.2020 эта форма имела номер Р 15001 и выглядела так:
А сам образец заполнения этой формы на этапе подачи промежуточного ликвидационного баланса выглядел так:
Если сейчас взять и подать старую форму в налоговую, будет отказ в регистрации.
Новая форма с номером Р 15016 (он указан в верхнем правом углу на первой странице формы) выглядит так:
Заполнить эту форму можно с помощью бесплатной программы налоговой, которая находится по ссылке.
Образец заполнения новой формы будет добавлен на сайт в самое ближайшее время.
Нужно ли удостоверять эту форму Р 15016 у нотариуса?
Все зависит от того, как вы будете подавать документы:
— если вы планируете подавать документы в традиционном бумажном виде, то без нотариуса не обойтись. При удостоверении нотариус может запросить и сам промежуточный ликвидационный баланс, и решение о его утверждении, заодно проверив, не требуется ли нотариальное удостоверение самого решения. Но не все нотариусы занимаются такой «глубокой» проверкой.
— если вы планируете подавать документы онлайн с использованием ЭЦП, то идти к нотариусу не нужно, в этом случае подлинность ваших данных будет удостоверяться самой ЭЦП.
Срока между подачей двух этих комплектов нет. Подать можно хоть в один и тот же день.
Что дальше?
Шаг 5. Составляем окончательный ликвидационный баланс и уведомляем об этом налоговую
Специальных сроков между подачей промежуточного ликвидационного баланса и окончательного – нет.
Вы можете начинать готовить документы последнего этапа сразу же, как только сдадите пакет промежуточного баланса. Единственно, подавать документы с окончательным балансом нужно после того, как в реестре (ЕГРЮЛ) появится запись о сдаче вами промежуточного баланса. Другими словами, как только получите лист записи с информацией о принятии промежуточного ликвидационного баланса или увидите такую отметку в выписке ЕГРЮЛ на сайте налоговой.
В остальном – подготовка документов и схема подачи окончательного ликвидационного баланса* очень похожа на сдачу промежуточного.
Какие документы понадобятся на этом этапе?
Еще раз продублирую форму Р 15016.
Заполнить форму можно как в редактируемом PDF (который вы скачали), так и с помощью специальной программы налоговой (которую вы скачивали при прохождении предыдущих этапов). Для электронной подачи, второй вариант, конечно, удобнее.
В любом случае прикладываю пример заполнения формы Р 15016 на завершающем этапе ликвидации (сдаче окончательного ликвидационного баланса).
При любом варианте подачи сроков между сдачей двух требуемых комплектов нет. Можно подавать одновременно.
Что дальше?
Остается только ждать, когда налоговая проверит ваши документы и внесет в ЕГРЮЛ заветную запись о прекращении деятельности в связи с ликвидацией. После этой даты ваша организация перестанет существовать Следовательно, до момента внесения сведений в ЕГРЮЛ, должны быть уплачены все налоги, сдана вся бухгалтерская отчетность и закрыт расчетный счет.
Налоговая будет рассматривать документы 5 рабочих дней. Если все в порядке, на 6-й рабочий день будет готов Лист записи ЕГРЮЛ с отметкой о ликвидации общества. Документ придет вам на почту, если указывали адрес и выбирали такой способ при заполнении формы Р 15016, либо этот Лист записи нужно будет получить лично, если запрашивали в той же форме «выдачу на бумажном носителе». В случае отказа налоговая в эти же сроки подготовит уведомление и укажет развернутую причину.
На этом все.
После внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ история компании заканчивается. Можно уничтожить печать и, если погружаться в вопрос с глубиной отличника, сдать документы в архив. Согласно статье 23 Федерального закона РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», передаче подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу и документы, сроки хранения по которым не истекли. Собирает, упорядочивает и передает на хранение документы в архив ликвидатор.