что нужно чтобы стать самураем
Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка.
Кто такие самураи? Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.
Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.
Воспитание, обучение, подготовка
Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: «Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком».
Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых преемников, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддистском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.
Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.
Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.
Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.
В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.
Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.
В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.
В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.
Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.
Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.
Видео про самураев
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Почему самурай должен не переедать, писать стихи и держать свое слово
У всех военных есть кодекс чести, нарушение которого является позором. Но особо интересным нам показался кодекс бусидо — свод правил поведения и принципов мировоззрения истинного самурая. Сегодня мы разберемся, что настоящий японский воин должен был делать в случае «потери лица», почему кодекс бусидо сдерживал лучше любого законодательного акта, и какие принципы были нерушимы для самурая.
«Библия» воина
Стоит отметить, что не сохранилось полного текста правил самурая в каком-то одном источнике. Бусидо в переводе с японского означает «путь воина» и представляет собой целый свод правил, регулирующих поведение самурая как в бою, так и в бытовых ситуациях, требования по отношению к своему сюзерену, родителям, старшим, а также многое другое.
Совершенствуясь из поколения в поколение, бусидо стал неписанным кодексом, официально не утвержденным, передавался от ученика к учителю, но нарушивший его был бы покрыт позором до конца дней. Для любого японца нет ничего страшнее, чем «потерять лицо», то есть попасть в ситуацию, когда он вольно или невольно отступит от принятых правил поведения и тем самым опозорит себя самого, свою семью, а то и сословие. Для воина подобный ход событий мог стать и вовсе роковым, поскольку «смыть позор», нарушив бусидо, можно было только лишив себя жизни. Вот почему не будучи официальным сводом законов, бусидо был свято чтим.
Что можно и что нельзя
Этот строгий «устав» подразумевал необычайно строгое отношение воина прежде всего к самому себе. Категорически не допускалась трусость, невоздержанность в словах, а также неумеренность в еде и распущенность. Все эти факторы считались морально ослабляющими дух воина, а значит, должны быть отринуты без сожаления.
Самурай, не сдержавший слово, терял свое достоинство, а уж проявить неуважение к старшим было просто недопустимо. Основными добродетелями воина считались верность, справедливость и мужество. Философское отношение к жизни и смерти, достойное поведение во время земного пути и спокойное принятие конца были основой мировоззрения самурая.
Особое внимание в бусидо уделялось отношениям самурая с господином. Невозможно описать словами ту высшую форму почитания, уважения и безграничной преданности сюзерену, которая предписывалась воину. Жертвуя собой во имя господина, идя с ним на верную гибель или исполняя его опаснейшее поручение, истинный самурай должен был не испытывать в сердце страха и тревоги, но быть счастливым служить и быть полезным своему сюзерену.
Без умения писать стихи самурай уже не самурай
Читая бусидо, невольно начинаешь уважать японских самураев и понимать, что практически все перечисленные качества являются не только характеристиками идеального воина в любой стране, но и просто истинного мужчины: умение держать свое слово, быть сильным и выносливым, защищать слабых и уважать старших, быть умным, но решительным. Правила, придуманные для восточных воинов, не теряют своей актуальности. Может, поэтому до сих пор многие мужчины инстинктивно тянутся к восточным единоборствам, а женщины им в последнее время мало уступают, ведь совершенствовать свой дух и тело, становиться лучше можно любому и в любом возрасте.
5 главных секретов самураев (а ты готов стать мастером боя?)
Познай дух истинных воинов!
Лепестки сакуры весной опадают, не успев начать засыхать. Так и воин может погибнуть в бою, не успев состариться, в полном расцвете сил.
Поэтический образ самурая воспет кинематографистами. Спорим, ты смотрел не один фильм о легендарных японских героях. Но много ли ты знаешь об их мастерстве боя?
Краткий словарь
Самурай — не просто воин, но образец для подражания. Представитель воинской элиты Японии.
Сёгун — военный правитель. Аббревиатура от длинного названия «сэйитай сёгун», которое переводится как «главнокомандующий, подчиняющий варваров». Со временем титул слегка упростили.
Бусидо — знаменитый во всем мире «Путь воина» — собрание этических представлений о роли и поведении самураев.
1. Секрет боевого веера
Вот почему и складной ручной веер историки считают продуктом японской творческой мысли.
Известна легенда о мастере из поселка Тамба возле Киото, который в 670-х годах изобрел эту вещицу, изучив крылья упавшей к его ногам летучей мыши.
2. Секрет смертоносной цепи
Согласно преданию, особый метод изобрел фехтовальщик феодальной эпохи Масаки Тосимицу Данносин, который добавил к двухфутовой цепи два груза (по одному на каждый конец) и придумал серию хитроумных приемов для разоружения противника.
3. Секрет идеального меча
Ковка клинков, длительный и очень сложный процесс, была окружена тайными ритуалами. И, как это было принято у японских ремесленников, все технические детали передавались от отца к сыну.
Каждый кузнец имел свой собственный способ смешения сортов стали, проверки сырья и т. д. Профессиональные секреты передавались исключительно детям, как родным, так и усыновленным.
Наследники, в свою очередь, должны были торжественно поклясться в том, что они никогда не раскроют посторонним семейные секреты.
Есть история о том, как однажды оружейник Масамунэ, продававший клинок в присутствии другого кузнеца, подглядел, как тот скрытно сунул руку в чан с водой для охлаждения стали, желая вычислить ее температуру. Взбешенный мэтр отсек ему руку.
Считалось, что характер и личные качества кузнеца, порой весьма незаурядные, магическим образом воплощаются в выкованных им клинках.
Порой воина не было видно за сиянием металла, настолько быстро он размахивал мечом
В связи с этим упоминаются мечи Сэндзо Мурамаса, который родился в 1341 году в деревне Сэндзи и был учеником великого Масамунэ. Этот непростой человек «был превосходным кузнецом, но обладал вспыльчивым характером (граничащим с безумием), который, как считалось, передавался и его клинкам».
4. Секрет доспехов самурая
Японские доспехи (ёрои) обычно состояли из шлема, маски, грудной брони, наплечников, нарукавников, юбки и щитков.
Всего более двух десятков деталей, скрепленных шнурами — мелкая моторика рук развивалась превосходно, а буддистское терпение и подавно.
Для изготовления самих доспехов использовали металлы, кожу и парчу. Весила вся эта конструкция от девяти до двадцати пяти килограммов.
Любопытно, что в мирное время доспехи становились все менее практичными, но более и более роскошными. Это свидетельствовало о социальном статусе самурая, о его доходе и престиже клана.
Стремление выделиться порой доходило до абсурда. Так, шлемы украшали. оленьими рогами (чтобы наводить ужас на врагов), длинными перьями и даже небольшими детскими вертушками-флюгерами, эффектно вращавшимися на ветру. Ну и многочисленными оберегами.
5. Секретные уловки, или Пригласите ниндзя!
Кодекс поведения самурая (бусидо) требовал от самурая, чтобы он всегда вел себя как благородный воин, открыто встречая врага лицом к лицу и не прибегая к нечестным уловкам.
Поэтому, если враг был слишком опасен, самурай приглашал на помощь мастера ниндзюцу (в одном из вариантов перевода — «искусство скрытности»), а проще говоря — ниндзя.
Сюрикэн, или «иглы», обычно носили на специальном ремешке, в связке по пять штук, и ниндзя метали эти смертоносные снаряды в быстрой последовательности, из любого положения, при любом освещении и с разной дистанции.
Способность ниндзя проникать во вражеские укрепления ( в том числе замки) была основана на знании психологии, а также владении впечатляющим набором инвентаря (веревки с крючьями, специальные башмаки и прочими крутыми атрибутами).
Кроме того, он обычно брал с собой дыхательные трубки, позволявшие ему пересекать рвы замков под водой.
Школы ниндзюцу специализировались и на особых методах убийства. К примеру, ниндзя из Гокку Рю были экспертами в нанесении смертоносных ударов пальцами рук по жизненно важным органам тела. А ниндзя Кото Рю отличались особой ловкостью в ломании костей.
Впрочем, каждый боец знал прием моментального самоубийства путем откусывания себе языка. Так что пытками вызнать секреты ниндзя никому не удавалось.
При подготовке статьи использованы переводы записей, содержащихся в свитках (макимоно) и манускриптах, принадлежавших учителям и представителям школ боевых искусств и собранные в книге «Секреты Самураев» (издательство «КоЛибри»).
3 способа стать самураем
Метод 1 из 3: жизнь как самурай
Шаг 1. Практикуйте ги (честность)
Современный пример:
Кейт случайно сделала ошибку при подаче заявления в колледж через онлайн-СМИ: вместо того, чтобы дать ей правильную среднюю школьную оценку 3,5, она бессознательно набрала 3. 9. Позже Кейт осознала свою ошибку, но это было уже после того, как она подала документы на поступление. Несмотря на то, что из-за ошибки он казался лучшим кандидатом, и он был почти уверен, что ее не поймают, он все же написал в стойку регистрации электронное письмо, чтобы убедиться, что он получил справедливую оценку, и сохранить свою честь.
Шаг 2. Практикуйте юуки (смелость)
Современный пример:
Шаг 3. Практикуйте джинн (доброта; щедрость)
Современный пример:
Шаг 4. Практикуйте rei (вежливость; этикет)
Современный пример:
Ким почему-то не понравилась старой кассе в продуктовом магазине. Всякий раз, когда Ким подходила к кассе, она надулась и не сказала ничего, кроме «Хочешь чего-нибудь еще?». Ким не была уверена, понравилась ли старая кассирша ее внешность, сказала ли она что-то, чего не одобряла в прошлом, или дело было совсем в другом, но Ким решила поприветствовать ее с улыбкой и вежливые слова каждый день. Возможно, однажды старый кассир научится обращаться с ним так же.
Шаг 5. Практикуйте макото (честность)
Современный пример:
Шаг 6. Практикуйте мэйё (честь)
Современный пример:
Шаг 7. Практикуйте чуги (верность)
Современный пример:
Метод 2 из 3: выглядеть как самурай
Шаг 1. Наденьте традиционные самурайские доспехи
Независимо от того, хотите ли вы создать самурайские доспехи с максимальной точностью или просто ищете отличную идею для костюмированной вечеринки, знание частей самурайских доспехов поможет вам понять, что вам нужно искать. Самыми важными частями самурайской брони являются:
Делать:
Нагрудная пластина из железа и / или кожи. В более поздние века самураи носили доспехи европейского стиля, так как они обеспечивали лучшую защиту от ружейного огня.
Кусадзури:
Железные или кожаные пластины свисают с талии, как юбка, для защиты талии и верхней части ног.
Содес:
Наплечники изготавливаются из железной пластины или кожи.
Шаг 2. Наденьте шлем Кабуто
Его характерный самурайский шлем мгновенно отличал его от окружающих на поле боя. Характерный для самурайского шлема, он имеет лицевое покрытие с декоративным гребнем спереди и боковые стороны шлема (называемые сикоро), которые спускаются от края шлема к шее самурая рядами плетеных металлических деталей, предназначенных для защиты. шея самурая. Шлемы обычно также имеют небольшое отверстие наверху для «косички» из волос самурая.
Если вы делаете свой собственный шлем, неплохо было бы начать со своего старого велосипедного шлема в качестве основы. Покройте шлем бумажной массой, а затем покрасьте его в яркий черный, красный, коричневый или бронзовый цвет. Вырежьте из картона или листового металла декоративную эмблему и приклейте ее спереди. Наконец, отрежьте тонкий лист бумаги или металла и повесьте его полукругом на задней и боковых сторонах шлема
Шаг 3. Наденьте жесткую железную маску мемпо
Представьте себе ужас вражеских самураев, когда они поворачиваются, чтобы взглянуть на лицо нападающего, и смотреть холодными глазами на застывшее железное лицо с сердитой ухмылкой! Обычно самураи носят маски на войне не только для защиты лица и шеи, но и для запугивания врага; нередко самурайские маски мемпо имеют устрашающую форму, напоминающую рычащий демон.
Хотя маски мемпо обычно делают из металла или кожи, вы можете сделать свои собственные из гипса. Просто наденьте его на шею и подбородок до щек, и покрасьте его в тот же цвет, что и ваша броня, когда она высохнет. Подробнее читайте в статье «Как сделать гипсовую маску»
Шаг 4. Иметь одежду, не предназначенную для боя
Шаг 5. Сделайте прическу самурая чонмаге
Мужчины-самураи обычно имели длинные волосы, которые они собирали в тугие косички на макушке. Иногда эти косички связывают декоративной тканью или лентой, хотя чаще всего встречается простая веревка. О том, как завязать волосы в похожем современном стиле, читайте в статье о том, как сделать косички на макушке.
Если вы действительно серьезно настроены выглядеть как самурай, попробуйте сбрить макушку и оставить только волосы по бокам и на затылке, которые затем можно связать в маленькие косички. Эта прическа когда-то была символом высокого статуса в японском обществе, но сегодня ее носить требует большой уверенности
Метод 3 из 3: сражайтесь как самурай
Шаг 1. Боритесь только из благородных целей
Легендарные самураи, такие как Минамото Таметомо, Токугава Иэясу и другие, заслужили репутацию сильных, бесстрашных и хитрых воинов за годы мастерства на поле боя. Однако это преимущество никогда не было получено за счет чести самурая. Самураи никогда не запятнали свою репутацию (или, что более важно, репутацию тех, кому они были верны), используя великую силу из трусливых, эгоистичных или унизительных причин. Ниже приведены некоторые примеры того, когда сражаться, а когда нет.
Шаг 2. Подготовьте свое тело
Чтобы сражаться как самурай, вам нужно начать развивать основы силы и выносливости. Самураи не могли сражаться, чтобы защитить своих близких, если они были слишком слабы или неспособны бросить вызов. В идеале самурай должен заниматься хорошей физической подготовкой, тренируясь хотя бы несколько раз в неделю для наращивания мышечной силы и выносливости сердечно-сосудистой системы. Кроме того, самураям приходилось строго следить за питанием и стараться получить поджарую, но крепкую фигуру.
Шаг 3. Изучите боевые искусства
Шаг 4. Подумайте о том, чтобы научиться сражаться с традиционным самурайским оружием
Шаг 5. Как вариант, научитесь сражаться современным оружием
Шаг 6. Сражайтесь, не боясь проиграть
Говорят, что самые уважаемые воины-самураи сражались, как если бы они были мертвыми, поэтому они сражались без страха, потому что для них не имело значения, выжили они или умерли в битве. Слабое уважение к собственной жизни не считается мудрым или благородным.Однако вы по-прежнему можете применять дух этого самурайского принципа, сражаясь, не опасаясь возможных последствий. Другими словами, во время драки старайтесь не беспокоиться о неминуемой опасности для себя или возможной неудаче. Вместо этого полностью сосредоточьтесь на своей цели: победе.
Что нужно чтобы стать самураем
В ТЕЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ
ИЗ РУК В РУКИ, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Школы формировались исторически, согласно принципам кровного родства (сей) или профессиональной общности (дай). Чаще всего в период зрелого и позднего Средневековья рю действовали в рамках отдельных самурайских кланов и являлись достоянием клана.
Наставления отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у главы школы. Однако даже располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного наставника, освоить сложные комбинации приемов было делом безнадежным. Учитель в течение долгих лет передавал свои знания ученикам из рук в руки и от сердца к сердцу.
ВЫШЕ ГОР И ГЛУБЖЕ МОРЕЙ
Официальный руководитель школы назывался иэмото. Со временем система иэмото превратилась в широко разветвленный узаконенный институт, объединяющий не только традиционные воинские искусства, но и такие разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший (танка), гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка цветов, театральные представления и т. д.
Целью создания системы иэмото была максимальная профессионализация всех занятий по цеховому признаку, выработка канонов и раздел сфер влияния между конкурентами. Целью обучения провозглашалось постижение великого Пути (Дао), присущего тем или иным предметам: мечу, копью, кулаку, цветам, чаю, бумаге и т. п.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ
Обучение в родовых, семейных школах начиналось чуть ли не с младенчества, и от юного неофита не требовалось иных гарантий верности, кроме кровных уз. Традиция оттачивалась из поколения в поколение, достигая в каждом отпрыске рода предельного блеска и совершенства.
В рю, сформированных по принципу профессионального отбора, прием и посвящение осуществлялись по-иному. Многое роднит их с китайскими школами ушу. Абитуриента, если он не был лично знаком с главой школы, непременно рекомендовал кто-либо из старших учеников. Поступающий должен был представить доказательства своего благородного происхождения из семейства самурая (бунэ) или дворцовой знати (кугэ).
Далее в процессе собеседования выяснялись степень его физической и духовной подготовки и оговаривались условия занятий (большинство школ были платными). Если беседа заканчивалась обоюдным согласием сторон, поступающий расписывался кровью, а точнее, как было принято на Востоке, ставил фамильную печать под уставом школы. Правила, перечисленные в уставе, варьировали большинство положений Бусидо, делая особый упор на уважении учителя (сэнсэй) и старших по уровню мастерства (сэмпай). В любом уставе требование секретности стояло на одном из первых мест. Нарушение обязательств по отношению к школе каралось смертью.
Прошедший полный курс обычно получал сертификат в виде свитка с печатью учителя, но на этом связь со школой не прерывалась, ибо считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни невозможно.
В школах бу-дзюцу, за редким исключением, не существовало специальных тренировочных костюмов. Поскольку полученные навыки должны были находить применение в реальной жизни, самураи приходили на занятия в стандартном «партикулярном» платье. Обычно это были куртка с широкими рукавами (хаори) и широкие шаровары (ханама), не стеснявшие движений. Непременными деталями служили кушак и повязка на лоб для удержания волос (хатимаки). На занятия полагалось приходить босыми, хотя в быту самураи обувались в мягкие сандалии (дзюри) или в сандалии в виде дощечек на подставках (гэта).
ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО САМУРАЯ
К обучению в школе воинских искусств самурай готовился с детства. Японские дети, несмотря на искони присущее родителям конфуцианское чадолюбие, всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в легком платье с непокрытой головой и босиком либо в легких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходам. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках. «Существуют вполне определенные методы воспитания ребенка из самурайского рода.
«С ранних лет нужно поощрять его храбрость, не следует запугивать его или обманывать. Если еще в детстве он будет мучиться тревогой и страхами, след от нанесенного ущерба останется с ним до могилы. Родители не должны слишком опекать ребенка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. Скверное обыкновение – рассказывать ребенку страшные истории, чтобы заставить его замолчать, когда он плачет. В то же время, если ребенка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглубленным созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрел дурных черт характера».
С младых ногтей самурая приучали не бояться темноты, одиночества, дикого зверя и нечистой силы. Классическая литература переполнена рассказами о подвигах самураев, торжествующих над коварной нечистью благодаря своему хладнокровию и мужеству. Вкус к выслеживанию, погоне, убийству прививался на охоте. Бесстрашное отношение к человеческой крови воспитывалось во время упражнений с мечом на трупах врага, на преступниках в тюрьме, а порой и на ни в чем не повинных живых бродягах и нищих крестьянах – обычай, узаконенный в печально известном эдикте Хидэеси о «праве на пробу меча» (тамэсигири). К пятнадцати годам, когда подросток проходил обряд инициации и, выбрив лоб, получал два самурайских меча, он уже был вполне подготовлен к карьере воина.
ЧТОБЫ В БОЮ БЫЛО ЛЕГКО
Учитывая подобную подготовку, самураи сравнительно легко переносили физические и моральные тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах бу-дзюцу. А тяготы были немалые. Месяцами длились скучные, однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимала годы. Обучение по ускоренной программе не практиковалось вообще, ибо принято было считать, что каждый поступивший в данную школу должен вжиться в новую систему, полностью перестроив организм.
Дважды в год, в зимние холода и в разгар лета, в течение 8-10 дней проводились усиленные занятия – сборы, так называемые зимние (кан-кэйко) и летние учения (сетю-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации-практики, пришедшей из дзенских монастырей. Зимой – в снегу босиком и без теплой одежды, летом – на солнцепеке, в духоте или под дождем. Так проходили сборы, и точно так же проходят они во многих школах и поныне.
Преподавание с точки зрения технических деталей было полностью подчинено канону, который не менялся в течение веков. Малейшая попытка исправить или дополнить мастера рассматривалась как вопиющее нарушение этикета. Таким образом, ученик должен был прежде всего тщательно копировать действия учителя. Далее, слово «тренировка» применительно к воинским искусствам обозначается понятием «закрепление и повторение старого», где под старым подразумеваются прежде всего заветы старых мастеров.
ПОДУШКА НА ШНУРКЕ
Методика преподавания в школах бу-дзюцу была весьма сходна с китайской. Первый этап – постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. Второй этап – разучивание сложных комбинаций (рэндзюку-вадза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском. Далее шло разучивание сложных комплексов формальных упражнений с включением многочисленных приемов (ката), имеющих также и прикладное значение. На этой стадии предполагался активный духовный рост, способствовавший достижению совершенства.
Овладевший всем техническим арсеналом школы проходил посвящение в тайные традиции (мицудэн), если заслуживал того по мнению наставника. Далее перед ним открывались бескрайние просторы свободного варьирования сочетаний приемов и оттачивания мастерства.
В процессе обучения ученик должен был всесторонне подтвердить свои бойцовские и человеческие качества, достойно зарекомендовав себя перед учителем и старшими собратьями.
«Следует ценить золотую середину, но, когда речь идет о воинских искусствах, даже в ежедневных тренировках самурай должен неизменно чувствовать, что его мастерство превосходит мастерство соратников…»
Квалифицированный буси являлся в известном смысле универсалом и мог со своим мечом, копьем или палицей, а иногда и просто голыми руками успешно обороняться против многих противников.
АВТОР: Андрей ОНОПРИЕНКО
Мастер-инструктор международного класса,
обладатель IV дана по джиу-джитсу