во что одеваются священники
Что носят священнослужители и монахи, или Чем отличается ряса от ризы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Повседневные одеяния
То, что веяния моды практически никак не затрагивают священнослужителей, не случайно. Дело не в том, что православные священнослужители не придают значения тому, во что облачаются – даже наоборот. Ношение каждого предмета строго регламентировано церковными нормами, как и порядок надевания, места, в которых полагается появляться в том или ином облачении. Сам процесс облачения сопровождается особенной молитвой – все, что носит священник, приближает его к Богу и одновременно отдаляет от обычного мира.
Традиции, связанные с облачением монахов и священнослужителей, возникли еще при апостолах, а какие-то – даже в ветхозаветные времена. Связь с теми далекими эпохами выражается во внешнем облике духовенства и в незыблемых правилах, которые касаются одевания.
Среди множества одеяний, предписываемых к ношению православной церковью, есть такие, которые надеваются лишь во время литургий и по особым случаям, а есть те, что носят постоянно – в том числе и дома или в келье, если речь идет о монахе. К повседневным одеждам священника относятся подрясник и ряса. Подрясник – нижнее облачение, он сшит из сукна, шерсти, сатина, льна или шелка и представляет собой длинное, до пят, одеяние с узкими рукавами. Монахам полагаются черные подрясники, священники могут также носить темно-синие, коричневые, серые или белые. Поверх подрясника надевается поясок.
Сверху надевают рясу – это верхнее одеяние. Слово происходит от греческого «расон», то есть «поношенная одежда». Ряса тоже длинная, рукава ниже ладоней, широкие. Зимой носят утепленные рясы, похожие на пальто. До XVII века рясы были не обязательны. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, тот самый, что провозгласил борьбу с раскольниками, благословил для монахов и священнослужителей одеяния, которые носили на православном Востоке. А черный цвет рясы символизирует, по сути, отсутствие цвета, а вместе с ним – покой и отрешение от мира.
Подрясник и ряса представляют собой одеяния Христа – такую одежду, длиннополую с широкими рукавами, носили в Иудее начала эры.
Головной убор монаха и священника – скуфья. Когда-то это была небольшая круглая шапочка, ею прикрывали выстриженные на макушке волосы – гуменцо. Скуфья имеет четыре складки, которые образуют крест. Вместо скуфьи священники могут носить камилавку – в том случае, если были награждены ею. Это головной убор темно-синего, фиолетового или черного цвета, по форме напоминающий цилиндр. Черная камилавка, покрытая черной тканью, стала частью облачения монаха, этот головной убор называется клобук. Кстати, слово «нахлобучивать», то есть надвигать низко на лоб, уши, образовано именно от названия этого головного убора.
Православные монахи носят мантию – длинную накидку без рукавов, с застежкой у ворота. Мантия покрывает подрясник и рясу, достает до земли. В первые века христианства мантия была обычным одеянием для всех верующих, отрекшихся от язычества, оставивших в прошлом свои звания и чины. Монашеская мантия всегда черного цвета, епископы носят фиолетовые, митрополиты – голубые, а патриарх – зеленую.
В каком одеянии полагается служить
Богослужебные облачения включают в себя дополнительные одеяния. Они называются ризы. Их нельзя носить в быту, за пределами церкви. После проведенного богослужения они остаются в храме. Традиции относительно ношения ризы уходят корнями еще во времена ветхозаветных священников, ризы носили апостолы. Сам канон сложился в VI веке.
Диаконам во время богослужения полагается лишь стихарь – он надевается на подрясник. Это длинное одеяние с широкими рукавами, белое – символизирующее чистоту души.
На левом плече носят орарь – широкую и длинную ленту. Священникам полагается носить двойной орарь, или епитрахиль – она символизирует две цели священника – служить церкви и совершать таинства. Без епитрахили священник не может проводить богослужение. В случае какой-то чрезвычайной ситуации он может благословить любой длинный кусок материи, веревки и использовать его как епитрахиль. Впоследствии следует либо сохранять за этим предметом облачения его функцию, либо уничтожить его.
Дьяконам, священникам и епископам во время богослужений надлежит носить поручи. Это полосы плотной материи с изображением креста, их надевают на руки. Таким образом подчеркивается, что через священнослужителя действует сам Господь. Поручи также отсылают к узам на руках Христа.
Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам
Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит название «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения очень древний; согласно изображениям на старинных иконах, Христос тоже носит нечто похожее на фелонь, а кроме того, она напоминает багряницу, в которую был облачен Спаситель перед казнью.
Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос появился благодаря тому, что когда-то византийские императоры стали жаловать епископам предметы царского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани, на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа.
Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзади, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие награды, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие собой плат на длинной ленте.
Головной убор епископов – митра. Это высокая твердая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве награды митру может получить и священник. Среди предметов облачения епископа – широкая длинная лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, другим – на спину или же обоими концами на грудь, сшита или закреплена пуговицами. С этим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.
Отличительный нагрудный знак епископа – панагия, на которой запечатлен образ Богоматери. Когда-то панагия содержала в себе ковчежец с мощами, сейчас это уже необязательно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Одежда священнослужителей
В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины.
Одежды архиерея, священника, диакона
В быту все носители церковного сана надевают приблизительно одинаковые одежды: подрясник и рясу. При выходе на улицу надевается головной убор – скуфья.
Изначально эти одеяния произошли от одежд, которые носили древние иудеи, а также жители античных полисов. Считается, что подрясник и ряса напоминают хитон, который носил Спаситель.
Кстати, традиция христиан отличаться по внешнему виду от язычников существовала уже в Древней Церкви. Тертуллиан (III век) упоминает, что в его времена верующие носили палий – плащ, символизировавший простоту и смирение, за что подвергались насмешкам от идолопоклонников.
Разновидности одежд священнослужителей
Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники : серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.
Русский подрясник застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.
На груди у греческого подрясника устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.
Болгарский подрясник представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.
Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».
Из истории рясы
До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.
Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.
Разновидности рясы
Русская ряса застегивается «встык», без зап а́ха, имеет приталенный фасон. Рукава – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло. На некоторые официальные церковные мероприятия духовенство Русской Православной Церкви обязывается являться исключительно в рясах русского покроя.
Существует две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков, и московская – приталенная со всех сторон.
Греческая ряса пришла на Русь в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить ее. Такая ряса намного шире русской, не приталена, застегивается только на вороте и груди, имеет воротник-стойку. По сути, это трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, а многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, и российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку или шляпу.
Полезный совет. Особенности пошива подрясников и ряс
Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурами, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть.
Скуфь я – шапочка черного цвета, закрывающая лоб. Может иметь русский (более распространенный) или греческий фасон. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок. Современная скуфья шьется таким образом, что на ней образуются 4 складки, образующие крест, видимый сверху. Скуфейки священнослужителей делают из бархатистой материи.
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
Символика архиерейской мантии
Мантия – свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».
Разновидности архиерейских мантий
Архиерейские мантии – цветные, причем в русской традиции, а также в Сербской, Болгарской, Польской, Американской Православных Церквях и в Православной Церкви Чешских земель и Словакии оттенки их зависят от сана архиерея.
Патриаршая мантия имеет зеленый цвет.
Митрополичья мантия – синяя или голубая.
Мантия архиепископа или епископа – фиолетовая.
Облачение священнослужителей
Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью.
В обычной, повседневной жизни священник, может одеваться, как и все люди. Но во время богослужения, когда священнослужитель изображает собой Христа, иной – Апостола, а иной – и Ангела, он должен даже одеждой своей свидетельствовать о высоком статусе и символике своего служения.
В настоящем фотоальбоме немного расскажем об одеждах священнослужителей.
Повседневной одеждой священнослужителя является подрясник (длинная черная одежда) или ряса (длинная черная одежда с широкими рукавами).
На эту одежду священнослужитель надевает другие священные одежды, или ризы.
Как вы знаете, существует несколько разных священных служений. Все служители Церкви делятся на церковнослужителей и священнослужителей. Первые – это те, кто не совершает службу, но помогает при богослужении (пономари, чтецы, певцы, звонари, иподиаконы). Вторые, то есть священнослужители, – те, кто непосредственно участвует в Таинстве и совершает богослужение. Это: диакон, священник и епископ.
Соответственно, различаются и священные одежды каждого чина.
Так, церковнослужители имеют право надеть на подрясник лишь стихарь. Стихарь – это самая первая священная одежда.
Этот стихарь (в переводе с греческого – прямая одежда) напоминает нам крещальные ризы и ту белоснежную одежду, которую мы наденем, если попадем в Царство Небесное – «Побеждающий облечется в белые одежды» ( Откр. 3, 5 ).
В древности стихари были белые, сегодня в соответствии с праздником употребляются стихари разных цветов.
На фотографии – церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре.
Во что одеваются священники
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Одежда священнослужителей Ч.1.
Я хочу немного рассказать о церковной одежде православных священников. Материал взят мной с Правмира, но сокращен.
Земная Церковь именуется воинствующей, в отличие от Небесной – торжествующей. Потому Церковь во многом подобна армии: имеет свой Устав – Типикон, несение поста и уставную форму одежды.
В глубокой древности, на заре христианства, облачения священнослужителей ничем не отличались от одежды обычных людей. Именно ее мы видим на сегодняшних священниках. Вот ведь машина времени! Причем, католические священники носят одежду древних римлян, а православные – византийскую одежду. Но основа и там, и там одна – названия у них латинские, а у нас – греческие.
Вначале священника нельзя было отличить от мирянина по одежды, постепенно отличия в одежде священников становились все заметнее – мода мирян менялась значительно быстрее.
Позже консервативная одежда священства по жалованию императоров или согласно соборным решениям Церкви обогащалась деталями почетного характера. Особенно своей украшенностью выделялись богослужебные облачения, хотя и имели покрои древние, подобно скромным одеждам первых христиан.
Ряса – одежда, которую во времена Спасителя носили на Востоке все мужчины и даже женщины. Запахивающееся длинное пальто с широкими рукавами из плотной ткани одевали поверх одежды и иногда подвязывали поясом. Слово «ряса» в переводе с греческого – «старая, помятая, без ворса», т. е. нищенское рубище.
Ряса стала популярной одеждой египетских и палестинских монахов.
В Греции ряса сохранила восточный покрой, отличалась просторностью. А вот на Руси эта одежда не сразу прижилась. Для духовенства были характерны кафтаны, в основном черных цветов. Но сельские служители по бедности носили, как простолюдины, однорядки, т. е. простенькие кафтаны, короче обычных.
С реформой Патриарха Никона в XVII веке на Руси появились рясы. Греческие не прижились в силу их непрактичности. Поэтому использовали иные крои при пошиве ряс: одежда стала приталенной, хотя и сохранялась традиция широких рукавов, но теперь они были расклешенными. Такие рясы стали распространяться в Русской Церкви и приравниваться к рясам греческим, черного цвета.
Под рясу надевается и другая длинная одежда – подрясник. Она берет свое начало от восточного хитона.
Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник — нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Ряса — верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке.
Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы первого вида, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.
Подрясник
Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь.
Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Стихарь
Монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Мантия
Особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия, или палий, — длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, спускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу. В первохристианские времена это была одежда всех христиан, обратившихся к вере от язычества и отрекшихся от тех званий и чинов, какие они имели в языческой среде. Такая длинная накидка из самой простой материи означала отречение от идольского служения и смирение. Впоследствии она стала принадлежностью одних монашествующих.
Скуфья
Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцó, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое — скуфия.
В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном.
Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.
Клобук
Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля. Клобук известен в славянской среде с давних времен. Первоначально это был княжеский головной убор, представлявший собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи. Такие колпаки с покрывалами употреблялись и другими знатными людьми на Руси, мужчинами и женщинами. Колпак был покрыт черным покрывалом, спускающимся на плечи. Такие клобуки носили на Руси и монахи, и епископы, только у епископов клобуки делались из дорогих материй и иногда украшались драгоценными каменьями.
Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только «наметка» (куколь) у них стали белыми. А клобуки Патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий — на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.
В настоящее время клобук Московского Патриарха на лобной стороне и в концах кукуля имеет образы шестикрылых Серафимов, во всем остальном он подобен клобукам древних русских Патриархов. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В связи с этим клобук Патриарха с образами Серафимов указывает на то, что Патриарх как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма с крестом наверху, также вполне соответствует положению Патриарха, как главы поместной Церкви.
С конца ХVIII — начала ХIХ века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе — не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце ХVII — начале ХVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.
Современный монашеский клобук — это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования».
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)