в чем крутят космонавтов
Как тренируются космонавты? Требования, подготовка, тренировочный план
Практически каждый второй мужчина в детстве мечтал стать космонавтом и покорить бескрайние просторы нашей галактики. Эта малоизученная романтика всегда как-то особенно привлекала, однако заслужить место среди тех, кто отправится в космос, довольно сложно. Профессия космонавта предполагает постоянные нагрузки на организм и экстремальные проверки на прочность и выносливость. Тренировки играют важнейшую роль при подготовке к полёту. Даже самому спортивному человеку будет тяжело перенести все испытания, через которые каждый день проходят космонавты. Но всё же, приблизиться к их идеальным параметрам реально.
Кого берут в космонавты?
На сегодняшний день совсем не обязательно быть точной копией легендарного Юрия Гагарина. В Советском Союзе будущий космонавт должен был состоять в партии, иметь стаж военного лётчика и быть не выше 170 см. Более того, кандидат обязательно имел звание мастера спорта и обладал хорошей физической подготовкой. Требования с тех времён сильно изменились и стали более лояльными. У космонавтов также сохраняются ограничения по росту и весу, но теперь они стали значительно выше (до 190 см). Государственная корпорация «Роскосмос» выложила на своём сайте список требований для желающих вступить в ряды покорителей вселенной:
С 2012 года в РФ проводятся открытые наборы, а значит, шанс стать космонавтом есть не только у военных лётчиков и сотрудников ракетно-космической отрасли. Хотя инженерные и лётные специальности по-прежнему в приоритете.
Карусель для героев: центрифуга ЦФ-18
Центрифуга ЦФ-18 в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина — настоящий гигант. Находиться рядом сней в абсолютно пустом круглом зале жутковато — размеры подавляют. А ведь кабина центрифуги способна вместить максимум двух испытуемых, зачем же нужно вместе с ними крутить 305 т металла?
«Дело прежде всего в длинном плече аппарата, — рассказывает Вениамин Швецов, начальник отделения центрифуги ЦФ-18. — На радиусе вращения более 16 м доля влияния кориолисова ускорения на вестибулярный аппарат становится незначительной, и человек уже не замечает, что его крутят, ему кажется, что он летит по прямой. Отсутствие ощущения вращения дает возможность представить перегрузки в наиболее чистом виде — так, как они ощущались бы при линейном движении корабля».
Строительство центрифуги с плечом (в виде трубчатой фермы) длиной 18 м потребовало специальных промышленных технологий. Самым интересным узлом аппарата можно без преувеличения назвать огромный опорно-направляющий подшипник скольжения, на котором плечо ЦФ-18 вращается почти бесшумно. «Этот подшипник — настоящее произведение искусства, — рассказывает Швецов. — Фактически центрифуга поставлена на закрытую емкость, в которую с помощью роторных насосов поддавливается масло. При старте центрифуга поднимается на высоту масляной пленки — всего 40 мкм, но этого микроскопического слоя хватает, чтобы обеспечить плавное вращение на высоких скоростях, да еще в весьма экономичном режиме».
Шведская механика
Когда в 1971 году было составлено техзадание на строительство новой большой центрифуги для Звездного городка, стало ясно, что для отечественной промышленности создать такую машину будет непросто. Во-первых, для этого пришлось бы на значительное время остановить два-три авиазавода. Во-вторых, технологии создания крупномасштабной прецизионной механики были доступны лишь странам, имевшим опыт создания гидроагрегатов, а СССР в этой области отнюдь не был лидером. Выбор пал на шведскую компанию ASEA, давно и успешно строившую центрифуги. Правда, эти машины были куда меньшего размера, но и с мега-заказом Звездного городка скандинавские машиностроители справились на «отлично» — до сих пор ЦФ-18 имеет приличный невыработанный ресурс.
В реальном полете перегрузки могут иметь разную направленность, поэтому для их моделирования вращения вокруг одной оси недостаточно. Кабина с испытуемыми должна иметь возможность вращаться во всех направлениях, для чего создана конструкция, состоящая из нескольких ступеней. На конечной части плеча расположен карданный подвес с вилкой. К вилке с помощью карданных же соединений крепится кольцо, а в него вставлена кабина, также способная вращаться относительно кольца. Все это в совокупности дает возможность моделирования перегрузки в точно заданном направлении, которое характерно для разных этапов полета, в частности при разгоне, маневрировании, торможении.
Круги ветра
Для главного движения (то есть вращения плеча) в ЦФ-18 используется прямой электрический привод. Главный двигатель установлен прямо на валу вращения центрифуги, а управление им происходит через систему тиристорных преобразователей. Вспомогательные движения — вращения вилки, кольца и кабины — осуществляются с помощью электродвигателей через систему редукторов, что в известной степени является конструктивным компромиссом.
Интересно, что единственный заметный шум, который создается центрифугой в помещении, — это шелест ветра. Вращаясь, ЦФ-18 работает как центробежный воздушный насос, и даже спустя несколько минут после остановки машины в зале чувствуется, как ветер гуляет кругами.
Центрифуга — один из конечных методов испытаний, который дает однозначную картину готовности организма к космическому полету. Ни один космический турист, будь он хоть трижды миллионером, не сможет отправиться на орбиту, миновав тренировки на центрифуге. Но и к испытаниям на ЦФ-18 допустят не всякого. «К нам приходят порой желающие испытать на себе подобного рода перегрузки, — говорит Вениамин Швецов, — но медики по объективным показаниям могут их к испытаниям не допустить, ведь досрочная остановка центрифуги — для нас ЧП. Во время испытания у испытуемого в руках находится тангента. Если человек теряет сознание, он разжимает руку, отпускает кнопку — и тут же автоматически загорается красная лампочка. Тогда оператор останавливает центрифугу. В этот момент необходимо очень быстро погасить перегрузку, привести плечо в исходное положение, выпустить помост, открыть ворота. Это все делается не мгновенно, а человек тем временем находится в бессознательном состоянии, и мы не знаем, что сним. Это очень опасно».
Сергей Рязанский — о том, как тренируются, живут и работают космонавты
О спикере: Сергей Рязанский — российский летчик-космонавт, кандидат биологических наук и герой России. В его профессиональном активе — два полета в космос общей продолжительностью 306 суток и четыре выхода в открытый космос. Сергей является первым в мире ученым-командиром космического корабля, а также автором множества фотовыставок с кадрами нашей планеты из открытого космоса. А еще он ведет блог и пишет книги, в которых дает полезные советы о жизни на Земле на базе своего космического опыта.
Как стать космонавтом
Последние два набора для зачисления в ряды астронавтов были открытыми. Сейчас вообще любой человек может подать заявление, главное — соответствовать требованиям. Все они перечислены на сайте Центра подготовки космонавтов. Ключевые таковы:
Сначала, как и при поступлении в университет, вы подаете заявление на вступление в отряд. После этого вы проходите все комиссии, сдаете вступительные экзамены, о которых, как и о медицинских требованиях и физкультурных нормативах, известно заранее, чтобы претендент мог трезво оценить свои силы.
Существует миф, что для космонавта главное — здоровье, все остальное не так важно. Но на самом деле, главное — интеллект, иначе ты просто не освоишь огромный объем материала, и тебя отчислят.
Далее вас ждут два года общей космической подготовки, после которой вам предстоит сдать Государственный экзамен и получить звание «космонавт-испытатель» вместе с настоящим удостоверением космонавта.
Я думаю, что профессия сейчас по-прежнему пользуется большим спросом. Продолжаются полеты на МКС, планируются новые программы, плюс в будущем, конечно, потребуются пилоты для туристических полетов.
Что должен сегодня уметь каждый покоритель космоса
Современный астронавт — это такой многофункциональный специалист, который может и проводить хирургические операции на борту, и программировать, и проводить научные эксперименты, и пилотировать корабли. При этом, каждый члены команды — полностью взаимозаменяемый.
Вот, пожалуй, главное, что нужно делать:
Но помимо всех этих требований космонавту нужно уметь постоянно учиться и ждать. Ты можешь прекрасно сдавать экзамены, быть замечательным, перспективным специалистом, но оставаться на Земле и ждать, когда тебя поставят в экипаж, пока в космос летят другие. Но терпение и стремление к постоянному совершенствованию точно приведут вас к успеху.
Зарплата космонавта
Сегодняшняя зарплата такого специалиста складывается из оклада, компенсаций и разного рода стимулирующих выплат. Благодаря решению президента РФ Владимира Путина, в апреле 2021 года зарплаты космонавтов будут значительно увеличены. По словам первого заместителя генерального директора Роскосмоса Максима Овчинникова, космонавты без опыта полета будут получать в среднем около 300 тыс. рублей, а специалисты с опытом смогут зарабатывать в среднем около 500 тыс. рублей в месяц.
Главное при подготовке к полету
Каждое действие космонавта должно быть отработано до автоматизма. Поэтому тренировок обычно много, и все они разнообразные: одни требуют изучения работы какой-то инженерной системы, другие представляют собой практику на тренажере, например, по работе с нештатными ситуациями.
Условно всю тренировочную программу можно разделить на два крупных этапа.
Тренировки у нас проходят в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке и в центрах подготовки в разных странах: в Японии, Германии, США.
Есть тренировки по выходам в открытый космос — это когда мы в скафандрах под водой. А еще есть тренировки по выживанию, пилотированию самолетов, на стрессоустойчивость и психологические аспекты. В общем, космонавтом быть не скучно.
Одной из самых стрессовых тренировок космонавтов считаются прыжки с парашютом. Во время них тренируется еще и работа мозга, т.к. приходится сосредотачиваться не только на полете, но и на других заданиях, допустим, на решении примеров или расшифровке наземных знаков. Ну и, разумеется, нужно успеть раскрыть парашют.
Как и любой нормальный человек, я отнесся к этому заданию сперва с интересом, а потом со страхом, потому что ты должен прыгать каждый день. Позже я полюбил эту подготовку так, что набрал более 750 прыжков.
Основные тревоги и страхи космонавтов
Пребывание в космосе — тяжелое психологическое испытание. К нему может подготовить так называемая сурдокамера, где проверяются способности мозга работать без сна несколько дней. Но по факту даже такой суровый тест не способен полностью сымитировать все условия космической работы.
Мы работаем в непривычных для человеческого организма условиях по полгода, практически без выходных. И, естественно, возникает на каком-то этапе психологическая усталость, эмоциональное выгорание. Чтобы поддерживать себя в ресурсном состоянии, надо уметь переключаться: посмотреть сериал или поболтать с коллегами.
На станции, где всегда достаточно шумно, ты становишься более чувствительным к изменению звуков, окружающих тебя, появлению новых. Любое их изменение, смена какой-то частоты, щелканье клапанов, очень легко замечаются. Обычно это означает, что произошли какие-то перемены в работе систем, значит, может быть, стоит вмешаться.
Однажды мы с коллегой Олегом услышали стуки снаружи станции. Оказалось, что «Земля», не сказав нам, включила систему перекачки топлива из корабля на станцию. Таким образом открывались калпана, дававшие этот стук. На следующее утро Олег вышел на связь и говорит: «„Земля“, пожалуйста, не делайте так больше. Мы готовы были подумать над тем, не пробил ли космический дятел нам дырку в станции».
Секреты командной работы
Работа в космических составах сродни командной работе на Земле. В современном бизнесе слаженный коллективный процесс так же важен, как и в космосе, но с единственной оговоркой: от такой работы зависит не только общий результат, но и жизнь.
В космосе людям разных национальностей, с разным религиозным воспитанием, менталитетом, приходится находить взаимопонимание, чтобы поддерживать позитивную атмосферу. Невероятно важно, чтобы команда была единым целым. Что нам в этом помогает?
Система психологической поддержки. Это сервера, через которые специалисты на Земле могут залить нам любимую музыку или записать матч с любимой футбольной командой.
Неформальное общение с командой. Это здорово сплачивает коллектив. Любые конфликты можно подшлифовать в ходе диалога или во время игры в настольные игры.
Креативные способы отдыха. Мы то футбольный матч в невесомости устроим, то матч по бадминтону, причем парный. Однажды мы с итальянцем устроили вечеринку и приготовили хорошую пиццу прямо в космосе.
Как космонавты адаптируются к новым условиям
Наш организм создан для того, чтобы существовать в условиях гравитации. И когда ее вектор вдруг убирается, в организме начинают перестраиваться многие процессы. Выход один: адаптироваться.
Физические нагрузки
В космосе происходят изменения обменных процессов: например, случаются большие потери кальция за счет того, что нет гравитации. Возникает перераспределение жидкости в организме, повышенное внутричерепное давление, что может проявляться в специфических головных болях, которые, кстати, лечатся физкультурой.
Каждый день ты обязан бегать на беговой дорожке, это считается основной тренировкой. Плюс есть велосипед, на котором космонавты крутят педали не только ногами, но и руками, чтобы развивать плечевой пояс для подготовки выхода в открытый космос.
Помыться, конечно, проблема. Душа-то нет на станции, а ты каждый день обязан заниматься спортом минимум два часа, естественно потом надо как-то проводить гигиенические процедуры. Мы протираемся влажными полотенцами. Есть такой пакет с махровым полотенцем, в нем клапан, через который можно накачать горячей воды, и этим распаренным полотенцем помыться.
Питание
У экипажа на орбитальной станции предусмотрено четыре приема пищи: завтрак, обед, ужин и перекус. В среднем мужчины на орбите должны потреблять 3 000 ккал в сутки, женщины — 2 700 ккал.
Тюбики с едой сегодня заменены сублимированной сухой пищей, которую можно готовить прямо на станции. Например, у нас есть каши, но их делают специальной консистенции, чтобы она была липкая и вязкая.
Американцы называют наш российский хлеб barbie bread — хлеб для Барби — потому что наша буханка размером с небольшой кубик. Сделано так специально, чтобы целиком положить его себе в рот и не накрошить ничего, потому что крошки могут залететь в глаза, в горло, а это на станции никому не нужно.
О желании возвращаться в космос
Очень здорово, что космонавтика пошла на новый виток развития, в том числе и за счет частных компаний. Спасибо Илону Маску за его фантастическое умение пиарить то, что он делает.
Конечно, каждое национальное агентство тоже работает над популяризацией. Уверен, что в ближайшем будущем мы уже увидим и развитие космического туризма, и коммерческие научные лаборатории на орбите.
Хочется ли мне вернуться обратно в космос? Конечно хочется. Космические полеты дарят самые удивительные ощущения, воспоминания: это и пребывание в невесомости, и интересная работа, и потрясающие виды нашей планеты.
На земле и под водой: как готовят космонавтов
В 2016 году человечество отмечает 55-летнюю годовщину выхода в космос. Корабль «Восток», который пилотировал Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года совершил первый в истории орбитальный полет вокруг Земли. К юбилею «МИР 24» подготовил спецпроект «Космос-55», посвященный самым знаковым вехам в освоении Вселенной.
Звездный городок – одно из важнейших мест для отечественной и мировой космонавтики наравне с Центром управления полетами и РКК «Энергия», расположенными в подмосковном Королеве. Здесь находится Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, или попросту – ЦПК. Мы побывали в легендарном Звездном городке и узнали, как проходят тренировки будущих покорителей Вселенной, что такое космическая болезнь движения и какие дозы радиации получают космонавты.
ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК
Романтичное название Звездный городок с советских времен ассоциируется с чем-то недоступным и таинственным. Действительно, до распада СССР поселок городского типа, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы, был засекречен: он даже отсутствовал на картах, дорожных указателях и маршрутах автобусов. Кстати, до 1968 года городок назывался не Звездным, а Зеленым. До его основания в 1961 году космонавты первого отряда и многие специалисты жили в военном поселке Чкаловский.
Как и территория РКК «Энергия», разрабатывающей знаменитые «Союзы», Звездный городок напоминает застывший во времени кусочек Советского Союза. Он разделен на две части: служебную (собственно, ЦПК) и жилую – с детским садом, школой, поликлиникой, магазинами, кафе и всем необходимым. Здесь очень чисто, спокойно, много зелени, вокруг – преимущественно невысокая кирпичная застройка, широкие улицы, скверы и памятники. Около домов даже можно увидеть фантастические для Москвы подснежники. Количество наружной рекламы в городке сведено к минимуму, и это сразу бросается в глаза.
«В советские годы в Звездный городок приезжали люди со всех городов и из-за рубежа не только чтобы узнать побольше о передовых космических технологиях и подготовке космонавтов к полету на орбиту, но и для того, чтобы отовариться в местных магазинах, где в то время царило изобилие различных продуктов и товаров. В Звездном городке чисто и спокойно, не было и нет навязчивой уличной рекламы, громких рынков и автомобильных пробок. Специалисты и космонавты, проживающие тут – лучшие в своей области, именно им принадлежат многочисленные космические победы. Кроме того, именно при активной поддержке горожан были обустроены Аллея космонавтов, Дом космонавтов, школа, детский сад, три озера, заповедник с разными животными, и другие части окруженного зеленью городка», – вот так описывается поселок на официальном сайте Звездного городка.
На фото – памятник Гагарину, те самые подснежники и учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ, на котором летал Юрий Гагарин
Туристов в первую очередь притягивает, конечно же, Центр подготовки космонавтов. Основа системы подготовки закладывалась еще в 60-е годы прошлого века, и в наибольшей строгости ее пришлось испытать на себе первому отряду космонавтов, среди которых был Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Беляев, Алексей Леонов и еще восемь человек. С тех пор в ЦПК к полетам готовились абсолютно все советские и российские космонавты, а также иностранцы, отправляющиеся в космос на российских «Союзах». Напомним, сегодня это единственный в мире способ полета на МКС.
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
Когда ЦПК начинает набор космонавтов, на официальном сайте вывешивается объявление о сроках набора и список необходимых документов. Испытать судьбу может любой гражданин РФ до 33 лет, имеющий техническое образование и отработавший не менее трех лет по специальности. Кроме того, он должен быть не выше 190 см и не тяжелее 90 кг. Если все сходится, соискатель проходит врачей, сдает характеристику с места работы и биографию. В составе комиссии присутствуют специалисты ЦПК, РКК «Энергия» и различных медицинских учреждений. Если человек проходит на второй этап, дальше следуют собеседование и физическая подготовка. Если и с этим все хорошо, то дальше следует зачисление в кандидаты, курс подготовки кандидатов, экзамены и зачисление в космонавты. Лет через 5-10 у космонавта может появиться возможность побывать в космосе.
Все эти годы человек официально работает космонавтом – так звучит запись в его трудовой книжке – постоянно занимается в ЦПК и ежегодно проходит медицинское освидетельствование. Центр подготовки космонавтов был создан 11 января 1960 года, а имя Гагарина ему присвоили в 1968-м. В распоряжении центра имеются различные тренажеры, две центрифуги – ЦФ-7 и гигантская ЦФ-18, самолет-лаборатория для отработки невесомости Ил-76, гидролаборатория и макеты космических кораблей.
Один из обязательных пунктов программы подготовки – велоэргометр, позволяющий проводить электрокардиографическое исследование при возрастающей ступенчатой физической нагрузке. Отличие велоэргометра от обычного велотренажера состоит в том, что аппарат контролируется компьютером и способен точно дозировать нагрузку. Космонавт или кандидат принимает практически горизонтальное положение, что позволяет достичь параметров, приближенных к состоянию невесомости, и крутит педали в заданном темпе. Каждые три минуты нагрузка увеличивается. В начале на торс прикрепляются вакуумные электроды, и во время тренировки приборы снимают ЭКГ, измеряют пульс и артериальное давление. Предусмотрены три степени нагрузки, если у космонавта начинает зашкаливать давление или слишком учащается пульс, тренировка прекращается досрочно. Расписание таких тренировок составляет терапевт.
«Считается, что у космонавтов нет профзаболеваний, – тем временем рассказывает нам начальник лаборатории функционально-диагностических исследований ЦПК Лариса Шуватова. – Хотя мы сейчас добиваемся приказа насчет радиационного облучения. Космонавты до сих пор даже не включены в перечень профессий, которые подвержены облучению, в отличие, например, от специалистов Росатома. А у космонавтов нормы мгновенной радиации в два раза больше, чем у всех сотрудников Росатома. Представляете, космонавт летает пять раз, четыре. Наибольшую дозу радиации он получает на выходе из космоса. Скафандры защищены, но не могут гарантировать защиту на 100 процентов».
Следующий тренажер предназначен для вестибулярной подготовки. Это – кресло ускорений, или вестибулярное кресло. Методика тренировки проста: человек садится в кресло, закрывает глаза и во время вращения совершает либо наклоны головы влево-вправо, либо корпуса – вперед-назад. Тренировки проходят в двух позициях: прерывное ускорение и непрерывное ускорение, длится «экзекуция» примерно 10 минут.
«Стенд вестибулярной подготовки космонавтов и астронавтов нужен для того, чтобы они себя комфортно чувствовали в состоянии невесомости, чтобы у них не развилась космическая болезнь движения. Если есть предрасположенность к этой болезни, то мы их тренируем – в принципе, каждого человека можно натренировать, и он прекрасно проведет полгода на орбите в состоянии невесомости», – рассказывает заведующая кабинетом электрофизиологических исследований Ирина Коновалова.
Космическая болезнь движения, или синдром космической адаптации – состояние, возникающее у многих космонавтов в первое время нахождения в космосе. Это состояние сравнивают с морской болезнью, симптомы – слабость, головная боль, головокружение, тошнота, рвота. В зависимости от организма это состояние проходит от нескольких часов до нескольких суток. Чтобы подготовиться, в течение примерно 10 дней до старта ракеты космонавты тренируются в вестибулярном кресле ежедневно.
. В огромном вытянутом зале стоят макеты космических кораблей, мы подходим к комплексному тренажеру ТПК «Союз». Корабль передали в ЦПК после летно-конструкторских испытаний в РКК «Энергия». Для каких целей он строился, неизвестно, но теперь космонавты отрабатывают на нем все технические задачи, которые им предстоит выполнить в космосе.
«На нем отрабатываются все этапы автономного полета, начиная с предстартовой подготовки, заканчивая посадкой на Землю, – объясняет ведущий инженер Сергей Васенин. – Это предстартовая подготовка, орбитальные маневры, сближение, стыковка, расстыковка со станцией и спуск. Особенность тренажера в том, что он максимально приближен к реальному кораблю. Здесь по сути не имитируются только невесомость и перегрузки. Все остальное отрабатывается здесь, в том числе большой перечень внештатных ситуаций, начиная от разгерметизации, пожара, заканчивая банальной поломкой вентилятора. В случае отказа автоматики, есть дублирующая автоматика, если даже дублирующая сломалась, то пилот может в ручном режиме состыковаться со станцией и спуститься с орбиты».
Тренировки на этом тренажере начинаются после того, как в течение двух лет кандидаты проходят общую подготовку, по итогам которой попадают в отряд. Одновременно отрабатывать навыки могут от одного до четырех человек. Тренажер полностью российский, продолжает Васенин, надписи на русском, поэтому иностранцам, которым предстоит лететь на «Союзе», приходится учить язык. Тренировки бывают по два и четыре часа, а вот экзамены длятся целых восемь. Особенно интенсивными занятия становятся во время подготовки к полету.
Один из самых интересных объектов ЦПК – знаменитые огромные центрифуги, которые используются для подготовки к перегрузкам. Космонавт в практически горизонтальном положении ложится в кабину, центрифуга начинает вращаться, а кабина в этот момент ложится на бок. С увеличением скорости нарастает и перегрузка. За состоянием испытуемого постоянно следят с помощью нескольких камер, специальных датчиков и так называемой тангенты – сигнального прибора, который космонавт зажимает в руке. Если человек начинает терять сознание, мышцы расслабляются, что и фиксирует тангента – тренировка сразу же прекращается.
Центрифуга – один из самых сложных тренажеров для летчиков и космонавтов. Им приходится не только терпеть сильнейшие перегрузки, но также в этот момент выполнять команды и задачи, которые отображаются на мониторе. Например, запомнить, в какой последовательности на мониторе загораются кольца.
Для примера – вот так выглядит большая центрифуга ЦФ-18, расположенная в отдельном цилиндрическом здании:
Фото: Лысцева Марина,ТАСС
Фото: Лысцева Марина,ТАСС
Фото: Метелица Сергей,ТАСС
КОСМОНАВТ О СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
«В СССР была разработана идеальная система подготовки космонавтов. Единственное что – многовато было теоретических экзаменов, можно было бы поменьше сделать. Мы сдавали выживание в пустыне, на море, в тайге, у нас были подводные погружения в «Орланах», парашютные прыжки, полеты в невесомости, тренировки на центрифугах и так далее. Но самое страшное – это экзамены. Тот, кто сдаст эту сотню экзаменов перед полетом, он уже в космосе ничего не боится. Мы знали все системы на том же уровне, что и специалисты, которые их создавали. И не дай бог на экзамене получить четверку. Валентин Петрович Глушко не разрешал четверки получать», – рассказывает замдиректора Музея космонавтики, Герой СССР, летчик-космонавт Александр Лавейкин.
По словам космонавта, сегодня с набором в космонавты в стране проблемы:
«Когда я пришел в научно-производственное объединение «Энергия» (сейчас РКК «Энергия»), я знал, что там существует отряд гражданских космонавтов-инженеров, сотрудников этого предприятия, и стремился закончить МГТУ им. Баумана, чтобы попасть именно туда. Когда я туда пришел, все молодые сотрудники, а их были сотни, если не тысячи, подавали заявление в отряд космонавтов. Был очень серьезный отсев, и в отряд в итоге проходили единицы. При этом количество желающих не уменьшалось. Прошли годы, и сейчас дошло то того, что желающих пойти в космонавты почти нет. Роскосмос даже был вынужден объявить набор через интернет. Даже в МГТУ им. Баумана нет особо желающих пойти по этой дороге, попасть в отряд космонавтов или просто стать специалистом по космической промышленности. Вот в какое время мы сейчас живем».
«Чего больше всего боится космонавт? Он больше всего на свете боится, что отменят старт. Сидишь в корабле и считаешь эти последние секунды, и как только дана команда зажигания, и ты чувствуешь, что «поехали», как сказал Гагарин, вот тут заканчивается самый страшный страх и начинаются самые счастливые минуты. Свершилось, ты наконец-то полетел и что через девять секунд ты увидишь впервые нашу красавицу Землю из космоса. Кстати говоря, посмотреть на Землю – являлось у многих космонавтов одним из первых желаний, почему они хотели полететь в космос».