что нужно чтобы стать послушником
Как стать послушником монастыря?
Как стать послушником монастыря?
В монашестве человек приносит Богу обеты – это очень серьезный шаг, обратного пути нет. Чтобы не произошло ошибки, человека длительное время испытывают. Поэтому в любом монастыре предусмотрено несколько ступеней монашеской жизни – это последовательное восхождение к монашеству, вот они:
? первый чин – трудник, неподготовленный человек, который приехал знакомиться с монастырем, поработать во Славу Божию бесплатно. Он не берет на себя никаких обязательств, он всегда может вернуться в мир, и в этом не будет никакого греха. Трудник живет согласно распорядку монастыря, выполняет послушание, работает там, куда его благословит монастырское начальство. Монастырь предоставляет ему жилье (общежитие), еду и все необходимое для работы;
? второй чин – послушник, который изъявил желание стать монахом, написал прошение о приеме в братию. Если игумен видит, что у человека намерения серьезные, его зачисляют в братию монастыря (вносят в списки братии), выдают ему подрясник, и он проходит испытательный срок. Время этого срока не определено, кого-то постригают раньше, кого-то позже, это зависит от меры внутренней готовности человека к монашескому подвигу. Но обычно период послушничества длится несколько лет. Послушник еще может отказаться от своего намерения и вернуться в мир, это не возбраняется, но и не приветствуется;
Как стать послушником и сделать первый шаг? Нужно стать трудником, а для этого следует написать о себе подробнее на имя благочинного монастыря иеромонаха. К примеру, чтобы попасть в Валаамский монастырь – на почту mail@valaam.ru. Если прошение будет удовлетворено, надо прибыть в монастырь, имея при себе рабочую одежду и обувь.
Этот путь вполне реален. В 2011 году в Рязанской области монастырское начальство приветствовало желание жителей окрестных к монастырям сел помогать в сборе и сортировке урожая. Для русских православных людей – это норма жизни и в XXI веке тоже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.5. Как не стать жертвой?
1.5. Как не стать жертвой? Воспитывать безопасный образ мышления необходимо заранее. Повседневная жизнь богата эксцессами, на которые часто косвенно влияют наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Чтобы избежать опасности, необходимо придерживаться
Как уйти в монастырь и принять монашество
Что такое монашество
Что такое монашество и как уйти в монастырь? Монашеством называется образ жизни православного христианина, оставившего мирскую жизнь и полностью посвятившего себя служению Богу. Это церковный институт, который предполагает принесение особых обетов Богу. Прежде всего, это безбрачие, нестяжание (отказ от владения и приобретения личного имущества) и послушание (отказ от своей воли, следование воле духовника – таким образом монах учится следовать Божьей воле).
Брак сам по себе богоугоден, но несовместим с монашеством. Апостол Павел говорит:
«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; женатый заботится о мирском, как угодить жене» (Кор. 7:32-33).
Монах удаляется от супружества, чтобы угождать лишь одному Богу. Чтобы ничего земное не мешало его стремлению ко Господу. Через обет девства, порабощение своей плоти, монах теснее соединяется с Христом. Возлюбив Бога всем сердцем, монах всего себя отдаёт лишь Ему. Душа такого христианина становится невестой для небесного Жениха.
Для чего становятся монахами
Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.
«Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве» (митрополит Иларион (Алфеев), «Таинство Веры»).
Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.
Преподобный авва Исаия сказал:
«Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу. Не можете, сказал Господь, Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Через мамону Господь означил все заботы мира сего. Если человек не оставит оных, то не может служить Богу» («Отечник»).
Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).
История монашества
Ещё среди первых христиан были те, кто отказывался от брака, имущества и полностью посвящал себя служению Господу. Обеты нестяжания и девства для спасения души узаконил сам Христос:
“И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19:29).
Говоря об отказе от семейной жизни, Господь добавляет, что
“не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит. (Мф. 19:11-12).
Институт монашества окончательно сформировался в 4 веке. Основателем общежительного иночества считается святой Пахомий Великий. Под влиянием святых Антония Великого и Илариона развивалась другая форма монашества – отшельничество. Выдающимися монахами древности считаются также святые Евфимий Великий и Макарий Великий.
Как становятся монахами
Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества.
В наше время вступать в монашество могут и молодые люди. Как уйти в монастырь — сегодня популярный вопрос среди верующих. Однако в древности к постригу готовились очень долго. Стать монахом мог лишь достаточно зрелый человек. Постриг был итогом многолетнего искуса (проверки) и подтверждал, что человек действительно призван к монашеству (митрополит Иларион (Алфеев), «Вы – свет мира»).
Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины: иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.
Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.
Можно ли «выйти» из монашества
Итак, становясь монахом, человек сознательно отрекается от мира и даёт твёрдое обещание всю оставшуюся жизнь посвятить христианскому служению. Поэтому оставление монашества считается грубым нарушением данных Богу обетов.
Святитель Василий Великий в «Пространно изложенных правилах» говорит, что
«посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение».
Тот, кто принёс себя в дар Богу, уже не принадлежит себе. Отрекшийся от монашеских обетов человек становится
«мертв душою и лишен благодати Духа как обративший ни во что условия, заключенные при самом Духе».
О том, каким тяжким грехом является оставление монашества, в своих письмах говорил преподобный Амвросий Оптинский:
«Воспринявшие монашество и оставившие оное, уподобляются Иуде предателю».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с самоубийцей. Святитель Иоанн Златоуст уподобляет нарушившего обеты монаха с воином из царского войска, который струсил и убежал с поля битвы. Дезертирство же всегда подлежит наказанию.
Согласно Шестому правилу Василия Великого, Церковь не признаёт брак человека, который прежде давал обет девства, и считает такового блудником и прелюбодеем. Единственным же способом покаяния для ушедшего из монастыря является возвращение к монашеской жизни.
Как уйти в монастырь
Решение об уходе в монастырь требует трезвого и серьёзного размышления. В этом вопросе не стоит спешить, нужно тщательно всё взвесить. После пострига пути назад уже не будет. Иеромонах Пётр (Бородулин) сказал, что монашество – это счастье, но это также и тяжёлый крест. Это удел избранных.
Митрополит Иларион (Алфеев) определил монашеству как стремление к одиночеству, любовь к богослужению и молитве. Если человек принимает монашество из-за чего-то другого, то он может не выдержать этого бремени. Не в том главный вопрос, как уйти в монастырь, а как остаться.
Преподобный Паисий Святогорец в письмах советует мирянам перед уходом в монастырь прислушаться к своему сердцу. Если хотя бы малая его часть занята другим человеком, то в монастырь уходить не стоит. Дьявол постепенно начнёт одолевать через помыслы и плоть. Сама по себе борьба человека с блудной страстью не является препятствием для ухода в монахи. Главное, чтобы не была актуальна тема брака. Старец Паисий призывает уходящим в монашество не забывать, зачем они отреклись от мирской жизни, и двигаться вперёд, к жизни более высокой.
Митрополит Антоний (Паканич) в одном из своих интервью говорит, что ради монашества нельзя бросать семью. Такие порывы не будут богоугодными. Если Бог призывал христианина к семейной жизни, то нужно нести этот крест с терпением и любовью. Уход в монастырь для семейных людей возможен лишь по обоюдному желанию супругов и благословению духовника. Также у таких супругов не должно быть маленьких детей. Митрополит Антоний подчеркивает, что не стоит спешить в монастырь, если есть хотя бы тень сомнения.
Священник Святослав Шевченко предупреждает девушек, которые задались вопросом «Как стать монахиней?», о сложностях монастырской жизни. Среди них однообразность быта, строгий распорядок дня, различные послушания и длинные богослужения. Тем же, кто не боится всего этого и чувствует стойкое призвание к монашеству, священник рекомендует сначала поступить в монастырь послушницей. Для этого необходимо предварительно встретиться с настоятелем монастыря.
Как стать послушником монастыря?
Приложение «Валаам»
Валаамский музей
День памяти апостола Андрея Первозванного на Московском подворье
Праздник апостола Андрея Первозванного. День возрождения Валаамской обители
На Валааме наступила настоящая зима
Престольный праздник храма благоверного князя Александра Невского на Московском подворье
Награждение добровольной пожарной команды Валаамского монастыря за 1-ое место в смотр-конкурсе Карелии
Введение во храм Пресвятой Богородицы 2021
Библиотека монастыря
Паломники из Саровской православной гимназии
Валаамский монастырь откроют для больших паломнических групп зимой
Видео
Награждение добровольной пожарной команды острова Валаам
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Рождество Пресвятой Богородицы | Слово иеромонаха Наума | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Митрополит Феогност о Любви архимандрита Мефодия к нам всем | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Молитва ко Пресвятой Богородице | поёт архимандрит Мефодий
Освящение поклонного креста на острове Рыбачий | Валаамский монастырь
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Орловские дайверы намерены продолжить поиски утраченных церковных ценностей на дне Ладоги
Посмотреть оригинал видео и прочитать статью целиком вы можете на сайте орловского информ бюро перейдя по ссылке:
https://ogtrk.ru/novosti/86066.html
«Валаам не перестает удивлять…» | Орловские дайверы в поисках утраченных ценностей
Представители дайвинг-клуба «Диво» рассказали о целях посещения острова Валаам и о новых находках на дне Ладоги.
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал и пишите свои комментарии!
Урожай ананасов на Валааме
Рекордная жара до плюс 30 сегодня в Петербурге. Такого теплого и солнечного июня в городе туманов и дождей давно не было. Но есть регионы России, где летом плюс 17 и это уже праздник. Например, в соседней с Петербургом Карелии. Оказывается, даже в таком климате вполне можно выращивать экзотические фрукты. На острове Валаам, который относится к зоне рискованного земледелия, собрали урожай ананасов.
Грядки с видом на купола. Больше гектара – под травы для монастырского чая. Потрудиться приезжают волонтеры со всей страны.
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Древнее византийское пение в день Святой Троицы | Валаамский монастырь | Год 2021
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
Слушайте Валаамский распев на всех музыкальных площадках:
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
Валаамский монастырь в соцсетях:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
Вступление в монашество и выход из него. Часть 9
Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве
Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.
Ответственность перед вступлением в монашество подчеркивалась всеми святыми отцами и современными духовниками. Так, о. Иоанн говорил: «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки».
Если же человек колеблется, что ему избрать, и не знает, как определиться, по какому пути ему пойти, то такому необходимо много молиться и искать воли Божией через святых людей и духовников, прося их молитв. Кроме того, есть испытанное средство – многолетний монастырский искус. Только убедившись путем долгого пребывания в монастыре, что решение о монашестве не случайно, не ослабевает от времени и является глубоко осознанной необходимостью, тогда можно просить пострига. Но все равно выбор монашеского пути зависит от самого человека.
Учение о внутреннем монашестве можно встретить у многих отцов и подвижников благочестия, которые придавали ему огромное значение, гораздо большее, чем внешнее монашество. Одно лишь внешнее монашество святыми отцами осуждается и обличается. Монах без внутреннего наполнения монашеского духа есть лишь «черная головешка», как говорил преп. Серафим Саровский.
Об оставлении монашества
В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие. Вот мнения древних отцов Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Святитель Великий Василий в отношении монашеских обетов рассуждает таким образом. Если человек не произнес еще публичных обетов пред Богом и людьми, то он волен поступать как хочет: или заводить семью, или жить свободным. Вины никакой здесь нет, так как он публично не посвящал себя Богу. Но если человек добровольно произносит обеты и обрекает себя (свое тело и душу) на служение Богу, тут уже возникает ответственность. И не просто уголовная, когда нарушают законы и обязательства общественной жизни, и не просто пред государством, когда попирают его законы, а ответственность более высокая, потому что Бог занимает высшее место.
Собрание творений святителя Иоанна Златоуста начинается с послания к монаху Феодору, который впал в плотской грех и после сего пришел в отчаяние. Тогда святитель Иоанн пишет ему послание, где увещевает его не отчаиваться, а найти в себе силы восстать и заново начать подвизаться, чтобы разрушить силу диавола. Святитель внушает ему прибегнуть к милосердию Божию, не сомневаясь, что Бог может простить этот грех; напротив, уверяет святой, Бог ждет покаяния от человека и исправления его жизни.
Феодор, к которому относятся предлагаемые увещания, написанные около 369 года по Р.Х., был сверстником и другом святителя Иоанна Златоуста и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для удовольствий мира сего. Святитель Иоанн не жалеет для дела спасения ближнего ни времени, ни усилий. Он в своих увещаниях призывает его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора так, что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуэтского. С помощью Божией святитель Иоанн Златоуст достигает желаемого – спасает душу грешника от вечной погибели.
Это послание можно адресовать всякому монаху, потерпевшему крушение. Описанный святителем случай можно назвать классическим примером падений иночествующих, они случаются и в наше время. Поэтому увещания Иоанна Златоуста адресованы ко всем падшим монахам, и их стоит конспективно здесь привести.
Бог сильнее диавола и силен восстановить падшего, лишь бы тот этого сам восхотел.
В отчаяние ввергает не множество грехов, а нечестие души пред Богом.
Диавол отчаянием и беспечностью накладывает на душу оковы, но душа мужественная и доблественная разбивает эти оковы диавольские и воспаряет к Богу надеждою.
Надежда на Бога – вот священный якорь, спущенный для нас с Неба. За него будем держаться и не унывать и мало-помалу восходить к Богу.
Надежда на Бога – легкое бремя Христово, а отчаяние – тяжелый жернов осельский на шее того, кто поверил неприятелю, которым тот увлекает всех на дно адово.
Лукавый всевает помысл отчаяния для того, чтобы падшие не хотели бы уже сопротивляться ему, то есть чтобы сдались и отказались от борьбы с ним, а следовательно, не могли бы низринуть его.
Гнев Божий бесстрастен и делает все по человеколюбию и для исправления, а не со злобой и мщением.
Бог никогда не отвергает истинного раскаяния. Пример Ахава: за одно умиление и сокрушение на одре он был помилован Богом: «Сего ради не наведу зла во днех его за то, что он плакал пред лицом Моим» (3 Пар. 21: 29). Затем указывает на пример нечестивого царя Манассии, который также покаялся пред Богом и был прощен.
Покаяние ценится не по продолжительности времени, а по душевному расположению. Пример тому – Ниневия и благоразумный разбойник.
Тяжко не само падение, а то состояние, чтобы падши лежать и не вставать. И если так настроим свою совесть на покаяние, что возненавидим прежде порочную свою жизнь и изберем противоположный путь с такою силой, какой хочет Господь, то от времени ничего не потеряем.
Помыслы отчаяния прикрывают слабость воли кающегося.
Имея такие примеры, как покаяние блудного сына, не станем коснеть в пороках и откладывать обращение, но скажем и мы: «Иду ко Отцу моему», – и приблизимся к Богу.
Господь создал нас быть участниками вечных благ, а геенна огненная приготовлена не для грешников, а для диавола и ангелов его.
Святитель рассказывает Феодору об известном ему монахе Фениксе, сыне некоего Урвана, который в юности избрал подвижническое житие, но потом пал и вернулся к жизни в миру со всеми его пороками и страстями. И как молитвами и стараниями святых подвижников-монахов он покаялся и стал еще более ревностным иноком. Далее приводит пример Иоанна Богослова, как тот возвратил к покаянию своего ученика, ставшего разбойником. И пример апостола Павла, принявшего Онисима в свои объятия через покаяние.
Беседа с архимандритом Адрианом (Кирсановым) о монашестве
В удобное для батюшки время я пришел к о. Адриану и задал ему несколько вопросов, касающихся монашеской жизни.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько вы человек сами постригли?
– Я постриг 30 человек, в большинстве своем это были женщины за 40 лет, которые хотели принять постриг и вступить в монашество, но поскольку раньше монастырей было очень мало, то постригать приходилось мне, а жить они оставались в миру. Но я оставался их духовником.
– А как осуществлялся такой постриг?
– Конечно, сначала они обращались в письменной форме к правящему архиерею с прошением, где указывали обстоятельства своей жизни и почему хотят вступить в монашество, и упоминали, кто является их духовником, потому что требовалось согласие духовника. Иногда ко мне присылали этих женщин с просьбой постричь. Так, даже Святейший Патриарх Пимен, помнится, ко мне прислал трех женщин для пострига. Потом они уехали. А многие оставались жить при Псково-Печерском монастыре, и здесь осуществлялось их духовное руководство. Последней из тех, кого я постриг, была монахиня Наталия.
– Кто-нибудь из этих монахинь возвращался затем в мир?
– Нет, таких случаев ни разу не было.
– А из ваших духовных чад – монахов кто-нибудь уходил в мир?
– Да такой был один иеромонах N: он ушел и женился. А монаха D выгнали за плохое поведение, но он не женился. Ныне он уже убиенный… Да еще раньше ушел монах Р., но он почему-то не пишет и не приезжает; говорят, что его где-то рукоположили и он теперь служит где-то на приходе. Были, конечно, и другие случаи, но не с моими духовными детьми.
– Батюшка, что бы вы хотели сказать тем монахам, которые ушли в мир?
– Монаху нельзя жить в миру, потому что там правит балом князь мира сего – диавол, который хочет всеми силами погубить монаха. Такому монаху обязательно надо возвращаться в монастырь для покаяния, тогда он может еще спастись; если же он останется в миру, да еще будет и женатым, то может погибнуть. Потому что монах, ушедший в мир, называется самоубийцей и приравнивается к самоубийце. Такому не будет уже оправдания. И поэтому над ним даже не совершается отпевание.
– Что бы вы сказали тем, кто только вступает на эту трудную стезю – монашество?
– Как мне ответил в письме архимандрит Софроний (Сахаров), когда я его спрашивал об уходе из монастыря. Он мне сказал вот что: «Нет, дорогой отец Адриан, с креста не сходят, с креста снимают, поэтому терпи до конца».