что нужно чтобы стать критиком
Кто такие критики
Умение правильно интерпретировать художественный текст или кинофильм, оценивать значимость произведений искусства доступно далеко не каждому. Для этого нужно обладать энциклопедическими знаниями и тонким вкусом. Все эти качества есть у профессиональных критиков.
Историческая справка
Первые критики, по мнению многих исследователей, появились еще в Древней Греции, где очень ценились театральные постановки. Некоторые известные почитатели театра, независимо от того, политики они или философы, высказывали свое авторитетное суждение, и от этого нередко зависела дальнейшая судьба спектакля или популярность актера.
Профессия критика сформировалась только ближе к середине XIX века. Тогда, как, впрочем, и сейчас, этой деятельностью занимались журналисты, общественные деятели, писатели.
Одним рецензированием просмотренных пьес было трудно прокормиться, поэтому приходилось браться за разную сопутствующую работу.
Описание профессии
Попробуем разобраться, кто такой критик сегодня. Это высококвалифицированный специалист, который в курсе новинок искусства и максимально объективно и взвешенно оценивает события культурной жизни. Это может быть новый альбом музыкальной группы, широко разрекламированный кинофильм, ожидаемый роман известного автора, выставка картин. Причем материал должен быть опубликован быстро и подан в понятной для читателя или слушателя форме.
Критики обычно специализируются на каком-то одном из видов искусства, исключения редки. Это связано с тем, что для этой работы нужно владеть огромным фактическим материалом, что отнимает много времени.
Специализации критиков могут быть разными:
Принято считать, что в отличие от обычного слушателя или зрителя, специалист способен максимально абстрагироваться от своих эмоций и дать именно беспристрастную и объективную экспертную оценку.
На каких специальностях лучше учиться
Отдельной специальности «критик» в российских вузах не преподают. Необходимый для подобной работы набор знаний можно получить на университетских программах бакалавриата и магистратуры, связанных с искусством или литературой:
Как правило, от абитуриентов требуются результаты ЕГЭ по предметам гуманитарного направления: русский и иностранный язык, литература, история, обществознание.
Лучшие вузы для обучения
Возможность стать критиком в основном зависит от личных способностей и качества полученного образования, поэтому лучше выбирать известные вузы с сильным преподавательским составом:
В крупных региональных вузах также можно подобрать специальность, связанную с литературоведением и искусствами, и в рамках программы получить базовые знания, необходимые для того, чтобы стать критиком.
Обязанности на работе
Основная функция критика – постоянно находиться в курсе событий, происходящих в избранном ним направлении культуры.
Для этого необходимо посещать театральные и кинематографические премьеры, книжные и художественные выставки. Чтение книг (от классики до новинок) и просмотр фильмов (от оскароносных картин до массовых сериалов) помогает расширить кругозор и сделать выводы о тенденциях развития соответствующего вида искусства. Не помешает и просматривать рецензии коллег.
После выхода новинки критик пишет на нее отзыв, указывает на сильные и слабые стороны произведения, выявляет несоответствия, делает выводы о художественной ценности картины или книги. Публиковать свои материалы можно в специализированных журналах, в собственных блогах, на тематических интернет-сайтах и страничках в социальных сетях. Те, кто обладает харизмой, привлекательной внешностью и хорошо поставленной речью, размещает видеоролики на сервисе YouTube.
Кому подходит
Профессиональному критику нужно иметь такой набор личных качеств:
Чтобы стать хорошим критиком, необходимо уметь взглянуть на событие под необычным углом, быть способным читать между строк, делать правильные (иногда нестандартные) выводы.
Сколько получают
Доход критика во многом зависит от его специализации. В среднем в России его зарплата колеблется в пределах от 20 до 40 тысяч рублей, но маститые профессионалы в столице могут зарабатывать в разы больше. Знатоки еды получают больше, чем эксперты по картинам или литературе.
Нередко стабильная часть заработка приходится на основную специальность (журналист, репортер, преподаватель), а оплата критических материалов относится к дополнительному доходу.
Перспективы профессии
Профессия критика будет существовать до тех пор, пока люди интересуются искусством. Но войти в этот узкий круг интеллектуалов нелегко. Придется начинать с низов, работать репортером в газете и строчить статьи обо всем на свете за копейки, при этом размещая в сети свои материалы по искусству в надежде, что кто-то из авторитетных людей обратит на них внимание или они станут популярными среди читателей.
Автор: Алексей Кузнецов
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
Кинокритик
Кинокритик — человек, который специализируется на создании рецензий и видеообзоров на фильмы. Он смотрит фильмы, анализирует их, после чего пишет развернутую рецензию, рекомендуя или критикуя киноленту. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Чаще всего критики создают объективные рецензии, но известных представителей профессии могут пригласить принимать участие в рекламной кампании. В этом случае критик создает положительные или отрицательные рецензии, чтобы увеличить интерес целевой аудитории к той или иной киноленте.
Свои рецензии критики публикуют в СМИ, в собственных текстовых и видеоблогах, получая прибыль. Наиболее близкая профессия — киновед, но этот специалист рассматривает тему киноискусства более глубоко, может преподавать в вузах, работать на сцене.
Особенности профессии
Работать в этой сфере может каждый, но преимущественно кинокритиками становятся люди, которые имеют глубокие познания о киноискусстве, отличаются эстетическим вкусом, грамотной речью, любознательностью и отличной памятью.
Труд этого творческого человека состоит из нескольких этапов:
Специалист должен честно оценить киноленту, дополняя рецензии аргументами и примерами. Труд критиков непростой, ведь их мнение оказывает огромное влияние на телезрителей. Например, негативная рецензия на киноленту, созданная известным критиком, может повлечь собой срыв проката фильма. Критик должен уметь выбрать «горячую» тему, увидеть нестыковки в киноленте, указать съемочной группе на ошибки в сценарии, неправильно выбранные планы для съемки и т. д.
Специалист может работать удаленно, размещая подготовленный материал в независимых блогах или на сайтах видеохостинговых компаний. Если материал понравится читателям и другим ценителям кино, то кинокритика ожидает успех. Настоящих профессионалов приглашают выступать на ТВ и радио, предлагают им участвовать в разных рекламных и творческих проектах.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные качества
Честность — это главное качество, которое должно преобладать в характере профессионального кинокритика. Остальные черты характера, необходимые критику, приводим ниже:
Во время работы этим человеком руководит желание указать на чужие ошибки, поэтому он должен отличаться упорством, педантичностью и хорошей памятью.
Обучение на кинокритика
Эта профессия — зов души, но в сфере киноискусства сложно работать без профессиональных знаний, поэтому стоит закончить вуз, чтобы получить специальность киноведа. Можно выбрать и другое направление, получив диплом режиссера, актера, театроведа, звукорежиссера, журналиста или оператора.
При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:
Приемная комиссия уделяет творческой работе наибольшее внимание, выбирая действительно талантливых и воодушевленных ребят.
Ресторанный критик
Ресторанный критик – журналист, знаток кулинарии и ресторанного бизнеса, пишущий очерки о работе заведений общественного питания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.
В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов – в ресторанных путеводителях.
При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он – гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.
Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны. А с другой, нужно отличать критика от рекламиста. Если кто-то пишет о ресторанах, это само по себе ещё не делает его ресторанным критиком.
Ресторанная критика – это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд. В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами – обычная рекламная статья.
Настоящий ресторанный критик неподкупен. Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять. Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.
В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.
Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915–2010) говорил, что его цель – сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если подробно рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного.
О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась.
В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.
Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого.
Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел. В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.
Рабочее место
Ресторанный критик может сотрудничать с периодическими печатаными изданиями, интернет-сайтами, публикующимио отзывы о ресторанах, барах и пр. Он может вести тематические передачи на радио или телевидении.
Важные качества
Профессия ресторанного критика предполагает интерес у кулинарии, хорошее обоняние, способности к дегустации, грамотную выразительную речь, доброжелательность в сочетании с честностью, общительность.
Знания и навыки
Ресторанному критику необходимы познания в области кулинарии и ресторанного дела. Он должен быть искушён в дегустации различных блюд. Во всяком случае, он не имеет права перепутать мясной бульон и жидкость с растворённым бульонным кубиком. Он должен также познать толк в сервировке и качественном обслуживании.
И должен уметь описывать свои впечатления в статьях.
Литературный критик
Литературный критик — это человек, который занимается изучением и анализом всех видов литературных произведений. Критик знакомится с произведением, изучает его, после чего дает всестороннюю оценку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Лебедев Б. М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский Бумага, акварель. 1952
Человек этой профессии оказывает непосредственное влияние на формирование читательских вкусов и популярность того или иного произведения.
Краткое описание
Литературный критик изучает преимущественно современные произведения, занимаясь поиском молодых дарований и новых тенденций. Этот вид творчества тесно связан со смежными науками, например с историей, языкознанием. Представителю профессии необходимо часто посещать мероприятия разного уровня, такие как книжные ярмарки, выставки, презентации и другие.
Специфика профессии
Профессия литературного критика достаточно высокооплачиваемая, но ее представителю придется приготовиться к тому, что не всего его рецензии на произведения будут хорошо приняты. В обществе сложилось мнение о том, что критик – это неудавшийся писатель, хотя это не так. Если оценка специалиста будет подтверждена фактами и аргументами, то обязательно найдет положительный отклик.
Литературный критик должен уметь:
Критик должен постоянно давать оценку литературным произведениям, изучая последние новинки, читая рецензии своих коллег, вступая в литературные споры. Такой специалист может работать удаленно, публикуя свои работы в научных и публицистических журналах.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Обучение на литературного критика
Специальность «Литературный критик» в высших учебных заведениях вы не найдете, поэтому необходимо ориентироваться на факультет журналистики, отечественной или зарубежной филологии, искусствоведения.
При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:
Тип творческого экзамена зависит от высшего учебного заведения, в которое поступает абитуриент. Чаще всего это сочинение, которое помогает узнать больше о том, насколько хорошо абитуриент владеет русским языком, слогом, знает азы журналистики. Также может быть назначено дополнительное собеседование по результатам экзаменов.
Если вы желаете поступить на один из вышеперечисленных факультетов, то необходимо начинать подготовку за 2-3 года до подачи документов в высшее учебное заведение.
Как стать известным ресторанным критиком? Отвечают звезды профессии
Именитые гастрокритики Джо Варвик и Себастьен Рипари приезжали в Москву, чтобы поучаствовать в круглом столе в рамках выставки ПИР. Там они рассказали о главных секретах и требованиях к профессии. «Афиша Daily» публикует главные тезисы их выступления.
Себастьен Рипари — французский гастрономический журналист, консультирует рестораны более 20 лет; основатель Бюро гастрономических исследований, Ассоциации защиты уличной еды во Франции, преподаватель гастрономической школы Ferrandi. Рипари называют «другом шефов».
Джо Варвик — колумнист британской The Guardian, писатель (автор книги «Where Chefs Eat»), один из создателей рейтинга Worldʼs 50 Best Restaurants.
Как понять, что ты готов писать про рестораны?
С.Р.: Ни я, ни Джо не проходили теста, который бы определил, что мы достигли уровня, когда можем писать рецензии на рестораны. На мой взгляд, чтобы стать критиком, должен сойтись пазл: ваша честность (прежде всего перед вами самими), постоянная работа над собой, понимание, что не нужно браться за те темы и критиковать те блюда, которые вы не знаете, постоянная практика, чтение книг, любознательность и многое другое. Естественно, вы не можете анализировать мишленовский ресторан, придя в него впервые, ведь вы никогда не ели в заведении подобного уровня, поэтому вам он может показаться идеальным. Но если у вас есть должный опыт, вы увидите все, что действительно там должны увидеть.
Д.В.: Мне кажется, надо основательно подготовиться: сбросить для начала килограмм пять-десять, потому что главное, что вам придется делать, — пробовать как можно больше и таким образом нарабатывать опыт. Читать книги, по возможности путешествовать, постоянно развивать себя — вот что нужно делать. И когда вы почувствуете, что имеете достаточно опыта, чтобы начать писать про рестораны, тогда и приступайте.
О том, как важно, чтобы зад гастрокритика умел чувствовать несправедливость
С.Р.: Как-то раз я пришел в ресторан, отмеченный двумя звездами Michelin одновременно с одним важным критиком. Я заметил, что его стакан наполняли вином из бутылки, которую открывали при нем, мне же наливали вино, которое уже до этого было открыто. Конечно, когда в ресторан приходит известный критик, ему хотят угодить. Но если в ресторане семь официантов, шесть из которых обслуживают ваш столик, здесь что-то не так. Настоящий критик видит все вокруг, потому что он пришел работать, а не отдыхать. В том числе и то, как в ресторане обращаются с другими, обычными гостями.
Д.В.: Поверьте, вы почувствуете, когда ваш зад начнут целовать. Разумеется, на основании такого опыта нельзя написать рецензию. Вам всего лишь нужно внимательно посмотреть вокруг, и вы все поймете. И с опытом вы сможете различать, где стараются только для вас, а где — для всех гостей.
Как дружба ресторатора и гастрокритика может навредить им обоим
Д.В.: Одним из принципов хорошей ресторанной критики является анонимность. К сожалению, так работают единицы. Если вы все-таки дружите с шефом или ресторатором, прежде всего нужно оставаться честным. Держать дистанцию — очень тонкое дело, и это приходит с опытом.
С.Р.: Я не могу сказать шеф-повару, что все хорошо, если на самом деле все плохо, даже если он мой друг. Если ресторан плохой, он закроется не из-за ваших рецензий о нем, а просто потому, что он плохой и ничто его не спасет. Это тонкое дело, и надо уметь держать дистанцию, балансировать и придерживаться своих моральных принципов.
Следует ли критику принимать угощения от рестораторов
Д.В.: Ресторанная журналистика — не только рецензии. И мне кажется, нет ничего страшного, когда тебя угощают во время интервью, ведь в данном контексте это зачастую помогает лучше разобраться в теме. Что касается именно рецензий — реальность такова, что у большинства изданий нет денег на походы в рестораны. Кто-то из The New York Times скажет вам, что ходит в рестораны по три раза в день, но это New York Times. В основном издания не могут позволить себе то, что хотел бы сделать их критик (например, большие обзоры и так далее), и поэтому здесь я, наверное, не вправе судить, принимать приглашение в ресторан или нет. Самое важное — оставаться разумным и адекватно оценивать ситуацию.
С.Р.: Я уже много лет не работаю в изданиях на постоянной основе, но когда появляется задача написать резенцию, я отправлю в ресторан тайного гостя вместо себя, чтобы меня не узнали. Я часто получаю приглашения от шефов, потому что им интересно и важно мое мнение. Но я не всегда принимаю эти приглашения — ведь так можно разорваться, тем более я и сам могу заплатить за себя там, где я хочу поесть.
Когда гастроблогеры — проблема, а когда — наоборот
Д. В.: К сожалению, сейчас критика часто сводится к нападкам на рестораторов или шефов. Этим занимаются блогеры, непрофессионалы. Они повсюду. Единственное, что остается делать, — просто игнорировать их. Не бойтесь, люди поймут, где несправедливость. Сюда же — чертов Tripadvisor, ненавижу его. (Некоторые рестораторы, кстати, очень здорово и с юмором отвечают на комментарии в этом и аналогичных сервисах). Порой кажется, что все эти негативные рецензии написаны с одного IP-адреса и напоминают порой нападки бывших любовников. Но если серьезно, это все очень грустно, это дискредитирует индустрию.
Но при этом нельзя делить блоги и прессу на черное и белое — есть прекрасные блоги и есть ужасные печатные издания. Кроме того, есть блогеры, которые выросли в великолепных журналистов. Другое важное качество, которое привлекает меня в блогах, — независимость. Их делают реально независимые люди. Многие из них тратят свои деньги. И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе.
Стоит ли рестораторам реагировать на негативную критику?
Д. В.: Есть два ответа на этот вопрос. Первый — конечно, на претензии надо отвечать. Например, лондонский шеф-повар Том Селлерс из ресторана Story со звездой Michelin открыл еще одно место — Restaurant Ours (насчет названия было много шуточек, и вообще Селлерс — спорная фигура, но неважно), о нем написали очень плохой материал в Evening Standart и, на мой взгляд, довольно справедливый. Селлерс вступил в полемику. Но куда катится мир, если ресторатор или шеф начинает войну с ресторанным критиком? Да, плохие отзывы бывают у всех, но надо жить дальше. И второе: лучшее, что можно сделать в данном случае, — продолжать делать свое дело как можно лучше, и, если критика обоснована, постараться прислушаться к ней.
Должны ли критики уметь готовить?
Д. В.: Не думаю, что нужно быть первоклассным поваром, чтобы писать о ресторанах. Вероятно, те, кто пишет про еду, так или иначе заинтересованы в кулинарии, но, повторюсь, не думаю, что они обязаны хорошо готовить. Главное — много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления.
Кому точно можно доверять в вопросе непредвзятой оценки ресторана?
С. Р.: Во-первых, самому себе. Во-вторых — своему окружению, друзьям; можно быть уверенным, что их мнения не куплены и не имеют корыстной цели. Профессиональные критики? Здесь мы сталкиваемся с существенной проблемой: проверять рестораны — обязанность журналиста, но ресторанов много и на все просто физически не хватит времени. Я периодически сталкиваюсь с тем, что журналисты не ходят в рестораны, на которые пишут рецензии.
Почему Себастьен и Джо — звезды гастрокритики, а вы пока нет
С. Р.: Я не считаю себя критиком, скорее — гастрономическим советником. Моя задача — не просто высказывать свое мнение, а помогать рестораторам решать их проблемы (в том числе поэтому я предпочитаю писать о ресторанах, которые мне нравятся, и умалчивать о тех, которые мне не нравятся). Однако сейчас зачастую критика стала всего лишь способом нападок на ресторатора — любой человек может написать о ресторане или его шеф-поваре что угодно, воспользовавшись своим аккаунтом в социальных сетях или сервисом вроде Tripadvisor.
Критиковать легко. Пришел в ресторан и написал: «Здесь как-то прохладно, а еще мне дали не тот столик, который я хотел, отомщу-ка я им за это на Tripadvisor». Люди забыли, что критика должна быть конструктивной и критиковать нужно, для того чтобы, повторюсь, улучшить сервис ресторана, а не для того чтобы отомстить.
Главное в работе критика — не навредить. Профессия шеф-повара и без того сложная: человек отдает себя полностью своему делу, забывает о семье, каждый раз ставит перед собой новые задачи и вопросы, в том числе и психологические. А из-за недальновидности и неопытности плохой критик этого не понимает, и тогда шефу становится еще сложнее.
Оценка ресторана должна складываться из всех нюансов, и учитывать надо все, вплоть до того, что, например, в Париже в отличие от Прованса в ресторане наверняка будет теснее из-за более высокой стоимости аренды помещения; будет меньше персонала из-за необходимости платить персоналу более высокую зарплату и так далее.
Если вам не понравилось блюдо, надо спросить себя: мне оно просто не по вкусу или оно действительно приготовлено плохо? Надо учитывать и культурную составляющую: например, если мы с Джо придем в ресторан, у нас могут быть разные мнения о сервисе и о блюдах — просто потому, что он англичанин, а я француз.
Д. В.: Я писал о ресторанах 20 лет, но никогда не называл себя ресторанным критиком, мне не нравится этот термин. Сейчас тех, кто называет себя подобным образом, так много, что смысл этого термина теряется. Давайте не забывать, что ресторанная критика — это журналистика и она должна быть профессиональной, ею не может заниматься любой желающий.
Да, многие фотографируют еду, пишут о еде, но это не ресторанная критика. Внимание ко всем деталям, непредвзятость, способность видеть в комплексе — вот что отличает настоящую ресторанную критику. Сейчас же отзывы о ресторанах часто сводятся к обвинениям (и это тоже не ресторанная критика). Кстати, если вы пришли в плохой ресторан, иногда лучше не писать о нем вовсе.
Я определил для себя несколько составляющих идеального ресторанного критика: одержимость знаниями, честность, целостность, анонимность, умение идти своим путем, постоянное приобретение опыта и знаний, постоянное развитие. Тогда вы в полной мере сможете видеть и понимать, как обстоят дела в ресторане.