что нужно чтобы переехать жить в германию
Как переехать в Германию по статусу позднего переселенца: документы
Личный опыт получения разрешения на въезд
В сентябре 2017 года я получила разрешение на въезд в Германию. С ним я могу поехать туда и получить статус позднего переселенца и гражданство.
Я потомок этнического немца, поэтому могла претендовать на статус позднего переселенца. Чтобы получить такой статус, нужно иметь родственника-немца и документы, которые все это подтверждают: и национальность, и ваше родство. Еще надо знать немецкий язык.
В статье расскажу, кто такие поздние переселенцы, кто может претендовать на статус и что я сделала, чтобы получить разрешение на въезд в Германию в качестве позднего переселенца.
Кто такие поздние переселенцы
Поздние переселенцы — Spätaussiedler, читается как «шпетаусзидлер», — это потомки этнических немцев, которые раньше проживали на территории республик бывшего СССР, а после 31 декабря 1992 года выехали на постоянное жительство в Германию и получили гражданство этой страны.
В обиходе в Германии их называют просто русскими немцами — Russlanddeutsche — или возвращенцами, репатриантами.
Переселенцы выезжают на ПМЖ в Германию по закону об изгнанных и беженцах, который вступил в силу 19 мая 1953 года.
История переселенцев
В 1990-е и в начале 2000-х годов в Германию из бывшего СССР уехало более 2 млн человек. С 2006 года начался резкий спад — все, кто хотел, уже попытались переселиться в девяностые.
Но многие люди тогда не смогли уехать по программе поздних переселенцев из-за сложности сдачи языкового теста — шпрахтеста. Требовалось не только хорошо говорить на немецком, но еще и знать диалект, старые слова. Нужно было доказать властям Германии, что язык переселенец унаследовал от семьи, а не просто выучил на курсах.
Еще по тем правилам переехать могли только те, кто декларировал себя немцем с рождения. По разным историческим причинам для многих в СССР это было довольно сложно: например, во время Великой Отечественной войны и после нее людей притесняли по национальному признаку. Многие немцы в СССР предпочитали давать детям русские фамилии или вовсе скрывали национальность. Эти люди по программе поздних переселенцев переехать не могли, потому что не соответствовали формальным условиям.
Но 14 сентября 2013 года в силу вступили новые положения к закону о поздних переселенцах. Они упростили условия приема как самих поздних переселенцев, так и их родственников:
Изменения в законе вызвали новую небольшую волну переселенцев. В год из России в Германию стало переселяться около пяти тысяч человек. Я планирую войти в их число.
Как устроена программа переселения
Получение статуса позднего переселенца и гражданства Германии состоит из двух основных этапов.
Первый этап человек проходит, еще находясь в стране выезда: надо собрать документы, которые подтверждают национальность вашего предка, вашу национальность и ваше родство. Эти документы вместе с заявлением надо подать в Федеральное административное ведомство Германии — Bundesverwaltungsamt, или BVA. Ведомство проверяет документы и подтверждает, что человек имеет право на получение статуса позднего переселенца. После этого уже можно получать визу и переезжать в Германию.
Описание процедуры приема поздних переселенцев на сайте представительства Германии в России
Второй этап начинается после приезда в Германию. Переселенец регистрируется в центре приема поздних переселенцев и позже получает гражданство.
Кто может получить статус позднего переселенца
Главная задача будущего переселенца — документально доказать принадлежность к немецкой национальности.
В законе прописаны довольно жесткие и четкие условия, которым должен соответствовать человек, претендующий на статус переселенца:
Язык можно изучать любым образом: самостоятельно по учебникам, с преподавателем очно или по Скайпу, на языковых курсах.
Если у вас нет советского паспорта, вы не состоите в браке и у вас нет детей — то есть у вас нет никакого документа, где вы указываете свою национальность, — то закон позволяет вместо документов с собственной декларацией национальности предоставить сертификат Гете-института на знание немецкого языка B1. Это и будет считаться декларацией национальности.
Кто из родственников может ехать с вами
Получить статус позднего переселенца может основной заявитель, его супруг или супруга и их прямые потомки по нисходящей линии — дети, внуки, правнуки. Также в заявление можно включить супругов потомков и несовершеннолетних детей супругов, например ребенка от предыдущего брака. Брак должен длиться не менее трех лет.
Перевезти родителей, братьев, сестер, племянников, теть и дядь не получится. Они должны подавать документы самостоятельно, если подходят под условия программы переселения.
Все совершеннолетние родственники должны предоставить сертификат о знании немецкого языка Гете-института Start Deutsch 1. Это начальный уровень — A1.
Какие нужны документы
Идеального и единственно правильного пакета документов для поздних переселенцев не существует. Все зависит от вашей семейной истории и ситуации. Плюс BVA может запрашивать дополнительные документы.
Вот что нужно собрать обязательно:
Как получить сертификат на знание языка
Где искать документы
Вам нужны документы, где указана национальность вашего предка: свидетельство о рождении, о смерти, о браке или разводе, военный билет. Подойдут архивные справки, записи в метрической книге, церковные книги, где есть запись о его рождении.
В первую очередь поговорите с родственниками. Если есть родственники, которые уже переехали в Германию по программе поздних переселенцев, стоит обратиться к ним. Это может вам существенно помочь, так как они все эти документы уже собрали.
Попросите у родственников оригиналы или копии важных документов. Пусть они расскажут историю жизни вашего предка — где и когда он родился, где жил, где был во время войны и куда был переселен. Спросите, в каких еще документах он мог засветиться. Например, в справках о репрессии или реабилитации, в военном билете.
Документы ищите в загсах, архивах тех областей, где жил ваш родственник. Если он жив, но не может или не хочет сам получить документы в загсе, возьмите от него доверенность на получение. Если уже умер, понадобится свидетельство о его смерти и документы, подтверждающие ваше родство. С ними вы сможете самостоятельно обращаться в загсы и архивы и запрашивать нужные документы.
Если документы о рождении не сохранились — обратитесь в центральный архив того региона, где родился родственник. Там должна быть запись о его рождении.
Очень важные документы — архивные справки, справки о репрессиях по национальному признаку, справки о реабилитации. За ними нужно обращаться в МВД того региона, куда предположительно был выселен на спецпоселение ваш родственник.
Если в свидетельствах о рождении все русские
В советское время в графу «национальность» многие вносили: «русский». Немецкую предпочитали не афишировать.
Но BVA нужно, чтобы в документах кандидата в переселенцы стояла немецкая национальность. Если в вашем свидетельстве о рождении оба родителя указаны как русские или в графе «национальность» стоит прочерк, BVA может попросить сменить национальность в документах. По опыту моих друзей и знакомых, вероятность получить такой запрос высока.
В таком случае нужно прийти с заявлением о смене национальности в загс, где был выдан документ. Если загс откажется поменять национальность — возьмите письменный отказ и с ним идите в суд. Если откажет суд — отправляйте переведенный отказ суда в BVA
Как я собирала документы
Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оккупировали Одессу и область, семью моего деда разлучили — его отца, моего прадеда, выслали в трудовую армию, а мать с детьми, включая моего деда, немцы вывезли в Германию. После окончания войны всех вернули в СССР и определили на спецпоселение — сначала на Алтай, потом в Кемеровскую область.
С января 1956 года мои родственники были сняты со спецпоселения в связи с указом «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Но при этом в место своего довоенного проживания они вернуться не могли. В итоге они остались жить на Алтае.
До 2013 года, когда приняли поправки к закону о поздних переселенцах, я не подходила под условия программы из-за условия о декларации национальности — у меня не было документов, где было бы указано, что я немка. Еще я не знала немецкий язык из семьи. Но когда условия смягчили, я решила попробовать получить статус позднего переселенца.
Я знала историю своих предков, и с документами мне повезло: большая часть у меня и так была, еще часть мне передали родственники, которые уже переселились в Германию.
Вот какие документы я собрала.
Мое свидетельство о рождении с указанием национальности родителя-немца. У меня было свидетельство о рождении с пометкой «повторное», то есть выданное не в первый раз. BVA обычно просит объяснить, почему свидетельство выдано повторно. Предваряя такой запрос, я получила в загсе справку о рождении. В ней указано, какие изменения и когда вносились в книгу регистрации актов о рождении, какие свидетельства о рождении мне выдавались ранее.
Свидетельство о браке родителей — я брала в загсе свежую справку о заключении брака, чтобы была возможность проставить на ней апостиль. Зачем это нужно, я расскажу дальше в статье.
Свидетельство об установлении отцовства понадобится, если ваши родители зарегистрировали брак позже, чем вы родились, но отец записан в вашем свидетельстве о рождении. Оно тоже выдается в загсе по месту рождения. У меня как раз была такая ситуация.
Свидетельство о рождении отца у меня уже было.
Свидетельство о браке моих бабушки и деда. Чтобы поставить апостиль на это свидетельство, я съездила в область, где бабушка с дедушкой зарегистрировали брак. Сотрудникам загса показала документы, подтверждающие родство. Мне выдали справку о регистрации брака со свежей печатью, которую я потом смогла апостилировать. Помимо этого у меня была копия старого свидетельства о браке бабушки и дедушки, ее я тоже отправила со всеми документами.
Свидетельство о рождении деда — этого документа в оригинале у меня не было, а он очень важен. Но у меня была копия восстановленного и нотариально заверенного свидетельства советского образца. Я решила попробовать получить в архиве оригинал или хотя бы справку о рождении.
Дедушка родился под Одессой, поехать туда у меня не было возможности. Я удаленно обратилась в юридическую компанию в Одессе, которая предоставляла услуги по истребованию документов из загсов и архивов. Доверенность от меня не потребовалась, только ФИО дедушки и его родителей, дата и место рождения.
я заплатила за справку о рождении моего деда
Копия свидетельства о смерти деда тоже была у меня на руках.
Копии справок о репрессиях, реабилитации деда и прадеда. Для них запросы в МВД я не делала, поскольку у меня были копии архивных справок о нахождении на спецпоселении деда и прадеда и справка дедушки о реабилитации.
Копия моего российского паспорта и его перевод без нотариального заверения.
Доверенность на представителя в Германии — об этом подробнее расскажу дальше в статье.
Копия трудовой книжки — каждую страницу заверила у работодателя и отдала на перевод без заверения нотариусом.
Оригинал сертификата B1 Гете-института — все четыре модуля: Lesen — чтение, Schreiben — письмо, Sprechen — разговор, Hören — аудирование. Поскольку в моих документах не было собственной декларации — графы с национальностью, — я предоставляла в BVA сертификат Гете-института B1 — закон разрешает использовать его вместо декларации национальности.
Дополнительно я выслала в BVA копии документов, которые получили родственники как поздние переселенцы уже при регистрации в Германии.
я потратила на справки
Зачем ставить апостиль на документ
На документы, выданные после 1992 года, нужно проставить апостиль.
Апостиль — упрощенная форма легализации документов. Он нужен, чтобы ваш документ, выданный на территории России, имел такую же юридическую силу на территории Германии. Это квадратный штамп, который ставят на обороте официального документа или его нотариальной копии. Апостиль подтверждает, что лицо, подписавшее документ, существует, его подпись настоящая и право на эту подпись у него есть.
Апостиль можно поставить на оригиналы документов или их нотариально заверенные копии.
Я ставила апостиль на пять документов:
я заплатила за апостилирование документов
Помощь со сбором документов
Существуют компании, которые занимаются сбором документов для поздних переселенцев, заполняют анкету-заявление и подают документы в BVA. Если у вас есть деньги и вы не хотите тратить время и нервы на сбор документов, можно обратиться к ним за помощью. Еще они могут помочь, если у вас сложный случай. Но при этом вы вряд ли сможете контролировать результат и удостовериться, что все необходимое сделано правильно.
стоила помощь со сбором документов от юридической компании в 2015 году
Если решите обращаться за помощью к специалистам, ищите надежную компанию по отзывам в интернете и среди знакомых переселенцев. Если вы уже прошли этот путь и можете посоветовать такую компанию — приходите в комментарии.
Что делать, когда документы собраны
Не забудьте указать номер дела ваших родственников в BVA, если они уже уехали в Германию по этой программе. Это может существенно ускорить процесс. Можно приложить копии их документов — удостоверений позднего переселенца, — если они у вас есть: называются они Aufnahmebescheid и Bescheinigung.
У меня был номер дела моего деда, который переехал в Германию. Я сослалась на этот номер и написала, что оригиналы некоторых документов можно посмотреть в этом деле.
Как отправить документы в BVA
Документы с заявлением-антрагом нужно отправить в Федеральное административное ведомство Германии, оно же BVA. Адрес для подачи документов: Deutschland, Bundesverwaltungsamt, 50728 Köln.
Я заплатила 3500 Р за пересылку документов компанией DHL моему доверенному лицу в Германии.
Зачем нужно доверенное лицо
Доверенное лицо желательно по нескольким причинам.
Скорость пересылки писем. Письма по Германии пересылаются гораздо быстрее. Когда я отправляла документы, в Германии была забастовка сотрудников почты. Тем не менее все документы от моего доверенного лица до BVA дошли за пять календарных дней.
Подстраховка. Если в BVA откажут, у вас будет всего месяц, чтобы подать протест — он отсчитывается от момента отправления отказа ведомством. В течение этого срока ваш протест должен успеть дойти до BVA. Если все это будет происходить с участием Почты России, то в месяц вы, скорее всего, не уложитесь. А если у вас есть доверенное лицо в Германии, отказ пришлют ему — и вы быстро сможете подать протест.
Удобство. Доверенному лицу приходят вопросы или просьбы о дополнительных документах. Этот человек ведет переписку с ведомством на немецком языке, что пригодится, если вы не очень хорошо владеете письменным немецким. Доверенное лицо — полноценный посредник между BVA и заявителем, то есть вами.
Доверенным лицом может быть любой человек, проживающий в Германии, — ваш родственник, юридическая компания или адвокат, друг, просто хороший знакомый, которому вы доверяете. Важно действительно доверять человеку: он-то не несет никаких рисков, а вот вы в случае неправильного выбора рискуете остаться с отказом или не узнать, что ваше дело встало и не двигается, потому что от вас ждут ответ на вопрос или запросили дополнительный документ.
На выбранного человека нужно написать доверенность и приложить ее к комплекту документов. Вы в любой момент сможете ее отозвать, если больше не захотите иметь дело с доверенным лицом, и написать доверенность на другого человека.
У вас может не быть доверенного лица. Его наличие или отсутствие никак не влияет на исход дела.
я заплатила доверенному лицу за услуги
Ожидание
Итак, вы отправили антраг и теперь вам нужно дожидаться решения. После того как документы попадут в BVA, делу присвоят номер — это занимает примерно месяц. Можете написать на электронную почту BVA запрос, дошли ли документы и присвоен ли номер.
Прием документов и обработка заявления BVA бесплатны.
Пока BVA обрабатывает и проверяет ваши документы, сотрудники могут писать вам и задавать вопросы, просить прояснить какие-то нюансы или запросить дополнительные документы. Вы тоже можете писать на электронную почту ведомства и спрашивать о состоянии дела. Но слишком часто это делать не рекомендуется. Есть риск, что BVA в ответ будет писать вам стандартные отписки: «Большая загрузка, дел на рассмотрении много, ваше тоже рассматривается, дожидайтесь и не беспокойте».
Писать BVA можно на этот адрес: spaetaussiedler@bva.bund.de
Если у вас что-то изменилось, например адрес регистрации или места проживания, сообщите об этом в BVA. То же самое относится и к изменению семейного положения. Если за то время, что BVA обрабатывает документы, у вас родился ребенок или вы зарегистрировали брак, то можно включить новых членов семьи в ваше заявление о приеме. Напишите заявление на включение и вышлите в Германию свидетельство о рождении или о браке.
После того как ваши документы проверят, вам придет приглашение на шпрахтест — собеседование в консульстве. После проверки всех документов и прохождения шпрахтеста приходит решение о приеме в качестве позднего переселенца вас и ваших потомков.
Сроки ожидания. Раньше решения BVA люди ждали годами. Сейчас в среднем это занимает год-полтора.
У меня подготовка документов и параллельное изучение языка до нужного уровня заняли примерно 1,5 года. Когда получила сертификат B1, я отправила в BVA все документы и стала ждать. Через 2,5 месяца получила подписанное решение о приеме в качестве позднего переселенца. Думаю, что так быстро получила решение, поскольку указала в антраге своих родственников, которые уже уехали по этой программе, и приложила копии их документов поздних переселенцев. Но все ситуации индивидуальны и зависят от множества факторов, поэтому и сроки ожидания у всех разные.
Решение и параграфы
Если ответ BVA положительный, человек получит разрешение на прием в качестве позднего переселенца. Этот документ называется Aufnahmebescheid, читается как «ауфнамебешайд», сокращенно АВ. Документ на супругов и детей называется Einbeziehungsbescheid, читается как «айнбециунгсбешайд», сокращенно ЕВ.
Эти документы гарантируют, что в Германии заявителю, его детям и супругу или супруге выдадут статус позднего переселенца.
АВ — бессрочное разрешение, оно действует, пока жив основной заявитель. Он может поехать в Германию через месяц, через год, через 10 лет или на пенсии. А может вообще не ехать, АВ ни к чему не обязывает.
А вот супруги и потомки позднего переселенца, которые получили ЕВ, могут уехать только вместе с основным заявителем. Самостоятельно переселиться в Германию по этому документу они не могут.
Выезжающим поздним переселенцам и членам их семей присваиваются параграфы — это что-то вроде личного статуса.
Способы переезда в Германию в 2021-2022 г
Уехать в Германию и оформить визу просто, даже если у вас в кармане небольшое количество денег. Какая виза нужна в Германию?
Национальная виза в Германию — это вид визы, который позволяет находиться за границей более 90 дней. Сколько же стоит виза в Германию, а стоит она 75€, платят за неё не все, поэтому необходимо уточнить информацию на сайте вашего посольства.
Самая популярная виза, это рабочая виза в Германию. Если вы находите в Германии работу, с вами подписывает договор работодатель, с помощью которого можно открыть рабочую визу, то есть разрешение на работу за границей. К этой визе ещё относится синяя карта. Это когда вы получаете определённую зарплату за год, к примеру вам надо получать 60000€, но получаете вы 50000€, в этом случае вы не можете подать документы для визы в Германию.
Те, кто получает больше 60000€ имеют возможность подать документы на синюю карту. Благодаря этой карте вы можете подать документы на вид на жительство в Германии. Больше возможностей получить карту, если ваша специальность редкая и Германия в ней нуждается страна (врачи, it специалисты, юристы, строители), то вам все равно могут дать синюю карту.
Третий вид это AU-Pair, в основном это молодежь, для тех, у кого мало денег, а переехать хочется. Кстати весьма рабочий способ получения визы для россиян и жителей других стран в 2021-2022г. Какая-либо семья в Германии вас может приютить и при этом все расходы берет на себя (еда, документы, страховка и прочее), а вы у них работаете, к примеру няней или гувернанткой и присматриваете за их детьми. Так же они вам выделяют деньги в месяц примерно 200-300€ на карманные расходы. Эта отличная возможность тем временем подыскивать варианты, чтоб остаться в стране. Если вам повезёт, вы можете договориться с этой семьей, чтоб они вам оплатили обучение в языковой школе.
Если с деньгами совсем туго, имеются различные волонтёрские программы, с помощью которых представляется возможным получение визы в Германию. Можно устроиться няней в детский сад, работодатель вам снимет дом, в котором будут жить и другие участники волонтёрской программы. Так же вам будут платить зарплату, могут оплачивать курсы по немецкому. В настоящее время волонтерских программ огромное количество и можно подобрать то, что по душе..
Freiwilliges soziales jahr или добровольный социальный год в Германии данная программа позволяет оставаться в Германии целый год, социальный год можно делать в разных сферах, таких как школы, детские сады, больницы, дома престарелых и т.д.
Став участником такой программы, вы получаете жилье, страховку и карманные деньги. Уровень вашего языка должен быть не менее B1 и возраст от 18 до 26 лет и ваша мотивация работы с людьми.
Ausbildung по этой программе вы сможете учиться т.е. получать опыт на производстве и одновременно зарабатывать деньги. Вы ищите вакансию и пишите запрос, чтоб поступить туда на работу. После оформления проводится собеседование.
Обучение длится от 2,5 до 4 лет, среди которых 70% времени студенты работают на фирме и 30% слушают лекции в профессиональной школе (Berufsschule). Работая на фирме, студенты получают зарплату, которая составляет в среднем 700-900€ в месяц в первый год обучения и повышается с каждым годом.
Спасибо всем за внимание к моей статье!
Для тех кто изучает немецкий я начал записывать короткие видео с объяснением фраз и выражений, их можно найти тут
Для активных телеграмм-пользователей веду специальную группу, где подобрал самую необходимую лексику немецкого, ее можно найти здесь
Здоровья Вашим родным и близким!
Такой вопрос как получить то эти визы, куда обращаться, с чего начинать?
И сейчас же закрыты границы..
у меня дед в Германию без визы на су-76 ездил.
Продолжение истории нашего переезда в Словакию. Предыдущая часть здесь.
В этой части я постараюсь изменить формат повествования и вместо скучного перечня документов в этот раз хочу поделиться описанием опыта первых нескольких месяцев пребывания в стране.
Примерно через 3 недели после подачи документов женой, ее прошение было одобрено полицией. Тогда она еще об этой не знала, но это одобрение «разморозило» мою анкету, находящуюся в консульстве в Москве. Если помните, то я писал что мое дело было приостановлено до вынесения решения по поводу жены. То есть одобрение разрешения на проживание для жены позволяло мне получить национальную визу для последующей подачи документов на аналогичное разрешение. Во второй половине октября я получил звонок из консульства, запросил дату открытия на конец октября и начал готовиться к отъезду.
Поскольку у меня не было желания таскаться повсюду с огромными баулами, то я решил ограничиться необходимым минимумом. Еще раз перебрав все документы, отобрал те, что могли нам пригодиться в другой стране. Из вещей взял только необходимый минимум, которые сложил в небольшой рюкзак, а большая часть одежды при этом была на мне. Зимней одежды к тому времени у меня уже не было, поэтому я поехал в осенней, тем более в Словакии не так холодно осенью. План был хорош, но мой путь пролегал через Москву, которая встретила меня пронизывающим ветром со снегом. Уже на пути в консульство я почувствовал, что хочу заболеть и это произойдет если не сегодня, так завтра. Получив визу, я хотел отбыть в тот же день и даже приехал на вокзал, рассчитывая успеть на поезд в Варшаву, но мне все же не хватило времени. Переночевав у друзей, я вылетел на следующий день. Крепкие алкогольные напитки в хорошей компании слегка отсрочили болезнь, но по прибытии в Словакию я слег и заболел так, как никогда не болел. Быстро заболела жена, а наши соседи в полном составе уже болели чем то похожим. Температура и изматывающий кашель были у всех. Чуть позже, кстати, на курсах словацкого я выяснил, что люди тогда болели массово. Полностью я оправился лишь примерно через 2 недели. Так что я, жена, и многие другие люди в середине осени 2019 переболели какой-то непонятной гадостью за несколько месяцев до того, как это стало мейнстримом.
Вскоре после моего приезда жена получила уведомление, что ее карта готова. Это было в начале ноября. При получении карты вы получаете информацию о том, что и к какому сроку вам необходимо донести в полицию. Это документ о прохождении медосмотра и страховка, но от студентов страховку не требуют, так что жена должна была пройти лишь медосмотр. Через несколько дней я нашел в себе силы сходить в полицию. Жена пойти со мной не смогла и я решил попытать счастья один. Словацкого я не знал, но летом того года усиленно налегал на английский и рассчитывал, что раз миграционная полиция работает с иностранцами, то по-английски хотя бы кто-то из них наверняка говорит. Уже потом я понял, что это была очень плохая идея, но в тот раз мне повезло. Офицер, которая меня пригласила, была молодой сотрудницей, а у молодых словаков с английским получше. С горем-пополам мы смогли объясниться, тем более, что часть вопросов я решил заблаговременно. Дело в том, что при подаче заявление нужно оплатить пошлину за карту (4,5 евро) и пошлину за обработку анкеты (для воссоединяющихся она составляет 132,5 евро), с которыми я разобрался сразу после получения номерка. Также консульство требует чтобы анкета в полицию была заполнена заранее, то есть при визите в полиции ее требуется, по факту, только отдать. Офицер попросила меня сообщить какую то информацию с карты жены, которой у меня не было (скорее всего ей был нужен ID карты либо ID человека, т.н. «rodné číslo»). К счастью, тут помогли современные нанотехнологии. Жена сфоткала свою карту, переслала мне, а я переслал офицеру по почте. В итоге, я успешно «подался» и теперь мне оставалось ждать решения. Для не-студентов срок рассмотрения анкеты составляет 90 дней.
Тем временем жена прошла медкомиссию (стоит около 165 евро, но для студентов значительно дешевле) и отнесла результаты в полицию. Все формальности для нее оказались решены и она сосредоточилась на учебе. Я же начал посещать курсы словацкого, которые бесплатно проводились при местном отделении миграционного центра. Группы делятся на группы, где занимаются на словацком, и где занимаются на английском. Я записался в «англоговорящую», что оказалось ошибкой, как мне потом объяснили в интернетах. Плюс в англоговорящей было много вьетнамцев, которые владели английским на уровне A0 и даже на вопросы об имени и месте работы, сопровождаемые языком жестов, многие из них непонимающе хлопали глазками и было видно, что им очень тяжело. Это, конечно, сильно тормозило процесс.
P.S. Опять получился лонгрид, а я не хотел. 🙂
Список документов для полиции я приводил в прошлом после, продублирую тут.
Документы для подачи заявки на получение разрешения на проживание:
— Полностью заполненное на словацком языке заявление на получение разрешения на проживание
— Переведенная на словацкий язык справка о несудимости с апостилем
— Переведенная на словацкий язык выписка о состоянии банковского счета
— Документ на словацком языке, подтверждающий обеспечение жильем в стране
В этот раз никаких копий, все документы изымаются.