в старину хлеб называли ситным потому что
Ситный хлеб :: Общие сведения
Ситный хлеб, или ситник – хлеб, изготавливаемый из просеянной через сито муки. В старину он имел лучшие вкусовые качества по сравнению с решетным хлебом, мука для которого сеялась через решето. В старой пословице лукаво замечено «Ситный съел, так решетный цел».
В «Домострое» (XVI в.) говорится, что жена должна, «востав от ложа своего, и очистив себя, и молебная совершив, и слугам дело указати. и что работа дневная: ести варити, и которой хлеб печи, сетней, или решетной, – и сама бы знала, как мука сеяти, как квашня притворити, и замесити и хлебы валяти, и испечи квасны и бухоны, и выпеклися, и колачи и пироги тако ж».
В этом отрывке упоминается как хлеб ситный, так и хлеб решетный; в первом случае речь идёт о хлебе, просеянном сквозь сито, а во втором – о просеянном сквозь решето. Ситная мука более мелкая, лучшего качества, а решетная мука – это более крупная мука, худшего качества.
С XVIII века известно существительное ситник «испечённый из просеянной сквозь сито муки». Ситный хлеб, ситник мог быть и из ржаной муки: «ситный хлеб, более ржаной, ситник» без указания места распространения приводится в Словаре В.И. Даля, «ячменный, просеянный сквозь сито хлеб» – на родине М.В. Ломоносова в Архангельской области, а в новгородских говорах ситник – «исключительно белый пшеничный хлеб из первача, а никак не ржаной. Слово это часто заменяется словом «ситный»».
Уместно также привести материалы псковских говоров: «Ситный хлеп гараз рыхлинький и фкусный. Ситный пякём, такая квадратная булка. Ситный сажмёш – как ладошка, разажмёш – апять пышный. Он ситный пёк, ситный, ён и с пшены, ён и с афса. Ета раныыы гаварйли ситный, а счяс буханка или кирпичик. Ситный бужу так раныыэ звали. Ситник, белый хлеп так раньшэ звали. Ситник, белый хлеп, тяпёрь булкай называют. Жэншыны пяклй пирагй, яво называли ня пирагам, а ситным. Как вазьмёш ф пястку, так, каг будто яво и нет, разамнёш, так и дыхае».
Очевидно, что главное – это не вид муки, из которой печётся этот хлеб (имеется в виду то, из какого зерна она выработана), а её качество, благодаря которому хлеб получается очень пышным, мягким. Гораздо чаще в русском языке встречается в народе употребление субстантивированного существительного ситный: «Ситный там прадают. Ситный я очень люблю». И вообще пожилые люди говорят, что сейчас настоящего ситного хлеба нет, а вот раньше был, и всегда это был формовой хлеб, а не круглый.
Ели ситники за обедом и ужином, подавали к чаю с мёдом и творогом. К северу от Москвы, свидетельствует П.И. Мельников-Печерский, ситный хлеб называли пирогом, возможно потому, что пекли его кое-где с изюмом. Перед ситным устоять было просто невозможно. Вот что пишет А.И. Куприн в «Как я был актёром»: «Была постлана свежая блестящая скатерть, стояли два прибора, и на тарелке возвышались две столбушки нарезанного хлеба – белого и ситного. Тут идёт щекотливое место. Я в первый и в последний раз сделался вором. Быстро оглянувшись кругом, я… растопыренными пальцами схватил несколько кусков хлеба. Он был такой мягкий! Такой прекрасный!.»
Рецепты и сведения о карельском хлебе
Из какой муки пекут ситный хлеб (ситник)? Что такое ситная мука?
Польза и вред ситного хлеба (ситника) для организма: для желудка, кишечника, при похудении.
Рецепты приготовления ситного хлеба (ситника) на закваске в домашних условиях: по ГОСТУ СССР, в духовке, в хлебопечке (не из википедии).
В старину хлеб называли ситным потому что
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ситный хлеб
Долгое врямя думала, откуда же пошло название «Ситный хлеб» Здесь вот нашла объяснение, очень простое, что, впрочем вполне естественно.
«Давайте, наконец, скажем, откуда взялись ситные друзья. Словарь “Русская фразеология” и портал “Культура письменной речи” подсказывают: фразеологизм друг ситный обязан своим возникновением ситному хлебу, появившемуся в России в начале XVIII века. Слово ситный впервые зафиксировано в словарях в 1731 году. Ситный хлеб – продукт высокого качества – пекли из просеянной через сито муки. Его ели за обедом и ужином, подавали к чаю с медом и творогом. К северу от Москвы, свидетельствует П.И. Мельников-Печерский, ситный хлеб называли пирогом, возможно потому, что пекли его кое-где с изюмом. Перед ситным устоять было просто невозможно! Вот что пишет А.И. Куприн в “Как я был актером”: “Была постлана свежая блестящая скатерть, стояли два прибора, и на тарелке возвышались две столбушки нарезанного хлеба – белого и ситного. Тут идет щекотливое место. Я в первый и в последний раз сделался вором. Быстро оглянувшись кругом, я… растопыренными пальцами схватил несколько кусков хлеба. Он был такой мягкий! Такой прекрасный!”. Очевидно, что такой хлеб ели с удовольствием. Вот и стали называть ситный – другом. А потом и к приятелям стали обращаться: “Друг ситный!”, называя так человека, общение с которым – настоящее удовольствие.»
Это вариант ситного хлеба на закваске от Михаила.
Но поскольку заквасочные хлеба у меня не быстрые, а надо было побыстрее, то добавила 1/4 ч.л. сухих дрожжей. Результат порадовал, очень. Насыщенный хлебный дух, без сладости, без кислинки, по вкусу напомнил мне любимый подовый белый хлеб.
Закваска:
45 г. закваски влажностью 60%
45 г. муки
60 г. воды
Смешайте закваску и оставьте в тепле (около 25 °С) на 5-6 часов. Готовая закваска поднимется примерно вдвое и покроется мелкими пузырями.
Тесто:
555 г. пшеничной муки
10 г. соли
150 г. закваски (вся)
300 г. воды
1/4 ч.л. сухих дрожжей
Время брожения теста 2 часа и время на растойке около 2 часов. Выпекала на чугунной сковороде 15 минут под крышкой при 250С и еще 20 минут при 200С
А это результат его же, без добавки дрожжей. Хлебу потребовалось около 20 часов в прохладном помещении. По внешнему виду мало чем отличался, но получился хлеб с кислинкой. Пшеничный мне нравится без кислинки, поэтому с добавкой дрожжей мне понравился больше.
Ситный хлеб
Си́тный хлеб или си́тник — высшего сорта хлеб из отборной (просеянной через сито) пшеничной муки. Такой хлеб появился в России сравнительно поздно, в XVIII веке и долгое время считался барской пищей. Раньше основным хлебом был значительно более грубый ржаной, просеянный через решето. Он был более плотный, сытный и более дешёвый.
Содержание
Ситный хлеб в коротких цитатах [ править ]
. он причиняет ему всяческие неприятности, кормит его ситным хлебом и поит кислым вином, а сам ест и пьет на славу.
За пряник ли примусь, или за хлеб я ситной,
Мизирной тварью чтут, негодным ни к чему.
. он ничего с утра не ел и весьма соблазнительно вспомнил теперь о стакане кофе с куском ситного хлеба с маслом. Но выйти из комнаты не решался.
Но трудно описать, какая это ужасная горлопятина! Представьте себе вчерашний дурно пропеченный ситник, внутри которого проложен тонкий слой рубленой убоины ― вот вам любимая аракчеевская еда!
. я как сейчас вижу синюю бумагу, в которую была завязана жареная курица, несколько пшеничных колобушек с запеченными яйцами и половина ситного хлеба. [1]
. ― не леди, де, ―
Девушка, простая, как ситный. [2]
Башкин тремя пальцами рвал мякиш ситного хлеба. Он ел и дурел от борща.
Любил он их, правда… медведей-то, шибко уважал… все, бывало, ситничка купит им, порадовать.
Ситный хлеб в публицистике, мемуарах и документальной прозе [ править ]
Но трудно описать, какая это ужасная горлопятина! Представьте себе вчерашний дурно пропеченный ситник, внутри которого проложен тонкий слой рубленой убоины ― вот вам любимая аракчеевская еда! По обыкновению, мы и на этот раз разжевали по маленькому кусочку; но Стрекоза, который хотел похвастаться перед именинницей, что он еще молодец, разом заглотал целый сукрой ― и подавился. К довершению всего, тут случился Петруша (его бабенька нынче заставляет в торжественных случаях прислуживать за столом) и, вспомнив фельдъегерское прошлое, выпучил глаза и начал так сильно дубасить Стрекозу в загорбок, что последний разинул пасть, и мы думали, что непременно оттуда вылетит Иона. [3]
Господа кушали свое, домашнее, и я как сейчас вижу синюю бумагу, в которую была завязана жареная курица, несколько пшеничных колобушек с запеченными яйцами и половина ситного хлеба. Горничная питалась остатками от барской трапезы. За «постоялое» платилось только в ненастье (около 20 коп.); в вёдро же матушка располагалась отдохнуть в огороде. Итого восемьдесят копеек, и в крайнем случае рубль на ассигнации! [1]
И ко зверям ходили глядеть… видали-сказывали ― он к медведям добивался все, чего уж ему в голову вошло. Любил он их, правда… медведей-то, шибко уважал… все, бывало, ситничка купит им, порадовать. Земляками звал… с лесной мы стороны с ним, костромские.
Все хотят хоть одним глазком на болящего взглянуть, но их не допускают, доктор запретил беспокоить. Их поят чайком в мастерской, дают баранок и ситничка, подкрепиться, ― многие через всю Москву приплелись. И все-то советуют то-се. Кто ― редечный сок натощак пить, кто ― кислой капустой голову обкладывать, а то лопухом тоже хорошо, от головы оттянет… а то пиявок за уши припустить, а к пяткам сухой горчицы… [4]
В русских говорах многочисленны слова для называния разнообразных хлебных изделий. Вот некоторые из них. Ситник, папушник, битень, вздымник, пшеничник… ― названия хлеба из пшеничной муки. [5]
Ситный хлеб в беллетристике и художественной прозе [ править ]
Ахилл — убирает сено.
Камбиз — погонщиком мулов.
Нерон — рылейщиком, а Фиерабрас — его лакеем; но он причиняет ему всяческие неприятности, кормит его ситным хлебом и поит кислым вином, а сам ест и пьет на славу.
Юлий Цезарь и Помпей просмаливают корабли. [6]
Дурень, недолго думая, прямо направился в лес, там увидел он на том же месте человечка, который подтягивал себе что есть мочи живот ремнем и корчил весьма печальную рожу, приговаривая: «Вот сейчас съел я полнехоньку печь ситного хлеба, но что может значить этот пустяк, когда такой голод мучит! Желудок у меня пустехонек, и вот я должен стягивать себе живот ремнем как можно туже, чтобы не околеть с голоду».
Дурень-то и обрадовался, услышав эти речи. «Пойдем со мною, — сказал он, — я тебя накормлю досыта».
Он повел человечка ко двору короля, который велел свезти всю муку со своего королевства и приказал испечь из той муки огромную хлебную гору; но лесной человек как пристал к той горе, принялся есть, и горы в один день как не бывало! [7]
«И ругалась же в этот раз она! — усмехнулся Дмитрий Алексеевич. — Она так близко принимает мои интересы к сердцу, да и вообще кипяток!» — подумал он, чувствуя к матери горячую привязанность и глубокую благодарность за светлое и радостное детство…
Так размышлял Кропотов, пока наконец не почувствовал аппетита. Вследствие этой «истории», заставившей его бросить службу раньше того, как подавался в правлении чай с булкой, он ничего с утра не ел и весьма соблазнительно вспомнил теперь о стакане кофе с куском ситного хлеба с маслом. Но выйти из комнаты не решался: пожалуй, встретишь мать и только ее раздражишь опять; надо дать ей время успокоиться. Он было попробовал заглушить голод чтением; однако это средство не помогло. [9]
От селедки и колбасы Марфа тоже отказалась, а за ней и Сережка, что даже обидело дядю Василия. Зато они с величайшим удовольствием принялись за ситник и огурцы. Сережка ел с таким аппетитом, что у него даже выступили слёзы на глазах. Мать потихоньку дергала его за рукав рубашки, но мальчик был слишком голоден, чтобы понимать это предупреждение. Маленькая Шура с удивлением смотрела на него своими большими глазами и наконец проговорила:
― Папа, дай мне такой же точно кусок ситника… и огурец… [10]
Потом оглянулся кругом и долго смотрел на убогие, покривившиеся крайние избы, растолченную грязь улицы, которую уж покрывала осенней темнотой надвигавшаяся ночь, потом почему-то посмотрел на свою куртку и башмаки, как будто они вместе с этой грязью и заброшенностью деревни говорили о его собственной заброшенности, бесприютности среди людей, которым чуждо все то, чем он живет.
Старичок вернулся. Вынул что-то из-под полы и, подавая Петру, сказал:
― Возьми-ка ситничка краюшечку пожевать дорогой. ― Петр почему-то сначала отдернул было руку, но потом решительно взял.
― Спасибо, старик, ― сказал Петр. И пошёл. [11]
Башкин говорил мирным, дружелюбным голосом. Он, шатаясь, сел к столу. Он потянул носом, и запах настоящего борща всем аккордом ударил в ноздри, всей капустой, помидорами, луком, салом, и всех их сразу и в отдельности чуял Башкин, как живых, как родных, как радостную встречу. Ложка прыгала в руке, обжигались сладко губы. Башкин тремя пальцами рвал мякиш ситного хлеба. Он ел и дурел от борща. Он опрокинул остатки в рот и обтер хлебом миску. Прожевал и обтер коркой насухо. Он сидел, как пьяный, и глядел в пустую миску. [12]
Ситный хлеб в поэзии [ править ]
За пряник ли примусь, или за хлеб я ситной,
Мизирной тварью чтут, негодным ни к чему;
Ты добродетелен и хвален потому,
Что не любы, как мню, богатыя пирушки.
Почтоже прихоти моей вредняй мне душки,
И кожу со спины за лакомство дерешь? [13]
Во мне нет никакого смысла,
Хоть просто от стыда сгори!
То смотришь ― тесто перекисло,
То подгорели сухари;
То ситники не допекутся,
То булки испеку ― хоть брось;
И крендели не удаются,
И всё не так, всё вкривь да вкось!
Любовь ― мучительная штука
И булочнику не с руки!
Уму и сердцу просто мука
И только перевод муки! [14]
Ты к стройным перьям лебедя Здесь Ситник в пословицах, поговорках и приметах [ править ]Друг ситный, решетом (не) прогрохан. Хоть решетом да ежедень; а ситный, не сытный. Источники [ править ]См. также [ править ]О хлебе насущномВ старину житом называли рожь, а не любой хлебный злак на корню, как сегодня. Хлеб был основным продуктом питания земледельцев, а потому считался основой жизни. Пекли его из пшеничной или ржаной муки. Пшеница, конечно, давала ценное зерно, но была более требовательна к условиям созревания. Рожь, напротив, давала более грубое зерно, зато оказалась неприхотлива. В неблагоприятные для земледелия годы, когда людям «не до жиру, а быть бы живу», вся надежда оставалась только на урожай ржи. Вот почему именно рожь, а не пшеница получила это имя: «жито» (гарантирующая жизнь, выживание). Наши предки серьезно и вдумчиво относились ко многому, что в современном мире воспринимается как нечто обыденное и не столь важное. Хлеб был не закуской, приправой, а основной пищей, а потому и средством продления жизни. Пища вкушалась не ради удовольствия, то был священный акт продления жизни. Хлеб – святыня. «Калач» – от «коло» (через «колоша» – маленькое коло). Первоначально ритуальный хлебец в виде круга, символизировавший Солнце. Таким же символом Солнца был и блин на масленицу. «Кулич» – от «кулик» (через «куликша» – маленький кулик). В России до сих пор сохраняется обычай ранней весной выпекать «жаворонков» и «куликов» из теста. С их помощью «закликают» («гукают») весну, чтобы она не запаздывала. При этом поют песни-веснянки. Вот одна из них, из Курской области: В христианстве этот языческий обычай трансформировался в выпечку куличей на пасху. В основе слов «кулич», «кулик» лежит понятие «кликать». Сравни: «кулич» – «клич». «Пахать» – от «пихать». Пахать означает «запихивать» в почву специальное орудие (соху, плуг). Место, где пашут, называется пашней. Звук «х» чередуется с «ш» (пахать – пашу). Вот почему в слове пшеница не сразу разглядишь пиханицу, а в слове пшено – пихано (то, что пихали, толкли). «Запахивать» недалеко отстоит от «запихивать» как по звучанию, так и по значению. «Пирог» – от «пир», «пиршество», а еще ранее это слово означало «огонь». Пирог был ритуальной пищей огнепоклонников, наших предков-огнищан. Память об этом сохранилась в поговорке: «Без блина не масляна, без пирога не именинник». В обычае задувать свечи, зажженные на праздничном пироге в день рождения, – отголосок былого величия ритуального пирога. «Пшеница» – того же корня, что пшено, пашня и пихать. Пшеница буквально означает то же самое, что и пшено, а именно «пиханое, толченое». Пшеницу назвали так потому, что она давала зерна, которые дробили толчением, чтобы получить муку. «Рожь» – того же корня, что ржа, щсавчина, щеть, английское «рэд» – рыжий, красный; по-украински «рудый» – рыжий. Лейтмотивом всех перечисленных слов выступает ры-жий цвет ржаных зерен, из которых выпекают хлеб темно-коричневого цвета, именуемый на Руси черным. «Ситный». В словосочетании «ситный хлеб» означает «просеянный через сито». Зачем же просеивают муку через сито? Чтобы удалить из нее жучков-червячков и прочие посторонние частицы? Оказывается, не только для этого. И даже не столько для этого. Мука с жучками-червячками да с камушками уже изначально не годится для приготовления ситного хлеба. Здесь нужна только мука высшего качества. Просеиванием удаляют главным образом комочки слежавшейся муки, образовавшиеся при хранении. Кроме того, – и это, пожалуй, главное – просеивая, насыщают муку воздухом. Крупинки отодвигаются друг от друга, уступая место свежему воздуху, так необходимому для нормальной жизнедеятельности дрожжевого грибка. После замеса просеянная мука превращается в пышное тесто. Хлеб получается пышный, воздушный, необыкновенно вкусный. Одним словом, ситный. Доброе русское слово «ситный» щедро дарит всем желающим важный секрет хлебной выпечки. «Хлеб-соль». Эти два продукта народ выделил как основные. Они стали символом угощения, радушия, гостеприимства. Особенно им отличающихся мы называем «хлебосолы» или «хлебосольные». Отсюда простой вывод: предков русского народа следует искать прежде всего среди народов-хлебопашцев. Были, конечно же, среди русских и скотоводы, и рыбаки, и охотники, но хлебосольство как национальную черту заложили в нас землепашцы. «Хлеб». Чтобы сразу же найти правильный путь к истокам этого слова, оставим на время такое его значение, как «продукт питания из муки» и уделим особое внимание слову «пропитание», которое, кстати сказать, выступает главным во множестве древних выражений: «хлеб насущный», «не хлебом единым», «хлеба не просит», «и то хлеб», «хлеб-соль» и т. п. Только при таком подходе можно разобраться в кажущейся путанице названий хлеба на разных языках. Судите сами. На иврите «хлеб» называется «ляхем», но по-арабски «ляхм» означает «мясо». В свою очередь, русское «мясо» созвучно с еврейским «маца» – разновидность хлеба, а к русскому «хлеб» близко по звучанию арабское «халиб» – «молоко». На самом деле никакой путаницы нет. «Хлебом», то есть основным продуктом питания, люди могут называть различные продукты питания в зависимости от своего образа жизни. Для скотоводов хлебом насущным будут молоко и мясо, для рыболовов – рыба. Не случайно перевод «Отче наш» на язык эскимосов начинается буквально так: «Рыбу нашу насущную даждь нам днесь…» Народ-земледелец под хлебом подразумевает пищу из размолотых зерен злаковых растений. Первоначально, возможно, это были просто дробленые или смолотые зерна, смешанные с водой, некое «хлебово» от слова «хлебать». Именно оно и легло в основу слова «хлеб». «Чумиза» – от «чумаза». Буквально: «грязнуля, замарашка». Хлебный злак получил такое название за темный цвет зерен. Интересно проследить, из какой страны пошло это название, и может статься, что теплый край, откуда родом злак и его название, – это одна из прародин древних русов. Из книги В.Д. Осипова „Единый язык человечества”. Внеклассное мероприятие «Хлеб- всему голова!»Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим. Расширять кругозор воспитанников, знания о профессиях. Расширять знания о процессе создания хлеба. Продолжать знакомство с народными традициями. Учить детей работать в группах. плакат: “Хлеб – всему голова”; экран, проектор, ноутбук. Ведущий: Добрый день ребята, отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. О т рождения седая мать по имени. (Мука) Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Конкурс : ВЫБЕРЕМ КАШНОГО ЭРУДИТА. (За правильный ответ выдаётся колосок) -Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок (из топора) «Каша из топора» -Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшок каши»? (Это был подарок старушки, которую девочка угостила ягодами в лесу.) Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Конкурс : «Как вы думаете?» ( За правильный ответ-колосок.) -Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно… -муку просеивали через сито -такое название имел сорт пшеницы Глиняную печь для выпечки хлеба ТАНДЫР первыми придумали жители… Ведущий: Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно. Откуда же хлеб берётся? Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты. Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. . Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб. Песня: Мы хлеборобами будем! Ведущий Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много) Загадки о профессиях. (За правильный ответ-колосок) Держит он в руках баранку, Кто на мельницу пришёл. И зерно в муку смолол? ( мельник ) Скажите, кто так вкусно, Ребята, а вы знаете как называется производство, где пекут хлеб? (Хлеб завод, Стерх), давайте поприветствуем нашего гостя____________________________________________________________________________________________________________________________________ Ведущий. Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно… — А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен) — Это много или мало? (очень много). А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте! (за правильный ответ-колосок) А воды боится. (Соль ) И стеклянной стать могу. ( Вода) Во вред зубам. (Сахар) А вся в дырках. ( Сито) От Бурёнушки берут, Деточкам дают. ( Молоко ) Как много ингредиентов надо чтобы испечь хлеб. Давайте просмотрим видео приготовления хлебо- булочных изделий в домашних условиях, которое подготовили наши воспитанники. Существует несколько предположений о происхождении названия ритуального хлеба на Руси. Наиболее распространенное их них сводится к тому, что слово «каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала. Караваем встречали и провожали дорогих гостей, сейчас мы вам покажем как встречали гостей на Руси. Если мы хотим кого-то Встретить щедро от души, На крыльце того встречаем С белым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! А еще мы соль подносим, Поклоняясь, отведать просим: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех у нас на празднике. Ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. (Поклон) Гость. Рады в гости прийти, спасибо. (3 раза целуют в щеки хозяина.) А сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица это кладезь мудрости. Наш конкурс так и называется “ Кладезь мудрости”. Я читаю начало пословицы, а вы должны ее продолжить. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. Шел мимо незнакомый дядя, Потом, насупившись сердито, — Вы кто такой?- спросили дети, И это слово пахло хлебом Ребята, расскажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, какие вы испытываете эмоции, чувства, прослушав строки стихотворения «Булка»? Я приглашаю Яковлева Никиту, который расскажет о своей исследовательской работе «Какой хлеб полезнее?» Ведущий: Ребята, хочется напомнить о цене хлеба. Он – всему голова. Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство. Ведущий: Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе? Среди воспитанников начальных классов проводились конкурсы на тему «Хлеб всему голова» (лучший рисунок, лучшая подделка, книжка малышка). Мы готовы огласить результаты и поздравить участников и призеров этого конкурса.
|