что нужно чтобы открыть алкомаркет
Как открыть алкогольный магазин с нуля: необходимые документы, пошаговая инструкция
Перечень документов
Чтобы открыть алкогольный магазин, вам понадобятся определенные документы. Нужно зарегистрироваться как юридическое лицо и зарегистрировать компанию. Затем нужно оформить расчетный счет в банке и сделать печать компании. Далее обязательно следует приобрести лицензию на реализацию алкогольной продукции. Чтобы ее получить, необходимо выполнить ряд требований.
Также вы должны получить разрешение на открытие от СЭС и пожарной инспекции. У вас должен быть нотариально заверенный договор об аренде помещения или документы, подтверждающие, что вы являетесь владельцем этого помещения. Также у вас должны быть необходимые договоры с поставщиками, сертификаты о качестве товара. У сотрудников должны быть санитарные книжки и сертификат профилактических прививок.
Все нужные документы должны быть оформлены в уголке потребителя. Должна быть книга жалоб и предложений. Это все необходимые документы для открытия алкогольного магазина.
Для чего нужна лицензия
Чтобы открыть алкогольный магазин, необходимо приобрести лицензию. Реализация данной продукции без нее запрещена, иначе владельца могут оштрафовать. Магазин необходимо зарегистрировать как ООО, ЗАО или ОАО. Третий вариант следует выбирать, если вы собираетесь продавать продукцию в больших масштабах.
Как получить лицензию
Для розничной продажи алкогольной продукции нужно оформить лицензию. Для этого нужно собрать необходимые документы. Конечно, нужно зарегистрировать компанию и завести расчетный счет в банке. Также необходимо найти помещение, которое должно соответствовать всем требованиям государственных служб.
У вас должна быть справка о том, что у нет долгов по налогам. Это одно из главных условий для приобретения лицензии. Перечень нужных документов для лицензирования может отличаться в различных регионах. Поэтому лучше всего обратитесь к юристам, которые помогут вам собрать все нужные документы для открытия алкогольного магазина.
Продажа без лицензии
Некоторые начинающие предприниматели не хотят тратить лишние деньги на оплату лицензии. Но такая продажа является незаконным предпринимательством, и за нее чаще всего накладывают штрафные санкции. Размер штрафа зависит от количества изъятой продукции и задействованных в продаже лиц. Поэтому стоит приобрести лицензию на алкоголь.
Выбор помещения
Чтобы открыть алкогольный магазин и он приносил прибыль, необходимо выбрать его удачное месторасположение. К таким относятся остановки общественного транспорта, торговые центры и улицы с высоким пешеходным трафиком. Но при выборе помещения следует учитывать еще и то, что его нельзя открывать рядом со школами, детскими садами, больницами.
Какие требования к магазину алкогольной продукции нужно выполнить при выборе помещения? Минимальная площадь должна быть 50 кв. м. Также вся продукция должна будет находиться на стеллажах, чтобы покупатель мог ее как следует рассмотреть. В магазине также должен быть склад, в котором будет храниться алкогольная продукция. Хранить ее следует в соответствии с необходимыми требованиями.
В магазине должно быть достаточно места, чтобы покупателям было комфортно в нем находиться и выбирать нужный товар. Размер помещения и его месторасположение зависят и от того, в каких масштабах вы планируете реализовывать алкогольную продукцию.
Оборудование и мебель
Ассортимент
Когда у вас уже появятся постоянные клиенты, можете добавить в ассортимент и более редкие марки. Также следует быть аккуратным с необычными напитками. Чаще всего покупатели не готовы экспериментировать, поэтому такой продукции тоже не должно быть много.
Сотрудничество
Обязательно проверяйте наличие сертификатов на соответствие необходимым стандартам. Если вы планируете делать оптовые закупки определенной алкогольной продукции, то необходимо связываться с ними напрямую, чтобы не было больших наценок.
Сезонность продукции
Ограничения
Продавать алкоголь разрешено с 8.00 до 23.00. Также нельзя продавать алкоголь во время детских и школьных праздников (последний звонок, День защиты детей, День знаний).
Подбор персонала
Для работы в алкогольном магазине не нужно нанимать людей с высшим образованием или обладающих особыми навыками. Магазин работает не только в будни, но и в выходные дни. Поэтому вам нужны две смены продавцов. В их обязанности будет входить работа с кассовым аппаратом и консультирование клиентов.
Также вам нужно нанять охранников, которые будут следить за порядком в магазине. Нужно нанять уборщицу. У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, они должны иметь аккуратный внешний вид и уметь общаться с клиентами.
Рекламная кампания
Чтобы выгодно выделяться среди других, вам необходимо постоянно следить за качеством обслуживания покупателей и повышать его, а также расширять ассортимент. Но при открытии алкогольного магазина необходимо сделать рекламную кампанию. Придумайте оригинальное и звучное название, закажите яркую вывеску и рекламу в СМИ, на баннерах.
Открытие бизнеса по франшизе
В Интернете вы можете найти предложение о покупке франшизы крупных алкогольных магазинов. Но не всегда эти предложения актуальны. Бизнес по продаже алкоголя очень выгодный, поэтому ни одна крупная и успешная алкосеть не предоставляет франшизу.
С ними вы можете сотрудничать, если будете поставлять продукцию или предоставите помещение для аренды. Чтобы открыть алкогольный магазин по франшизе, у вас должен быть стартовый капитал. У каждой алкосети свои требования к стартовым вложениям. У открытия бизнеса по франшизе есть преимущества и недостатки.
К преимуществам следует отнести:
Франшиза очень выгодна на начальных этапах открытия бизнеса. Но кроме преимуществ, у такого способа есть и недостатки.
Франшиза хороша, когда вы только начинаете развивать свой бизнес. Но в дальнейшей перспективе лучше всего развивать свой бренд.
Финансовая сторона
Открытие алкогольного магазина с нуля требует достаточно больших капиталовложений.
В магазине должно быть чисто и все организовано для удобства покупателей. Правильно организованная система скидок повысит прибыльность вашего бизнеса. Сделайте интересный дизайн, акции, чтобы вы смогли выделиться среди других алкогольных магазинов. Можете добавить оригинальные напитки, которые помогут расширить вашу клиентскую базу. Для открытия алкогольного магазина вам понадобится больше капиталовложений, чем для другого бизнеса, но и прибыль будет высокой.
Бизнес план алкомаркета
Финансовая модель алкомаркета
1. Краткий инвестиционный меморандум
В бизнес-плане алкомаркета мы рассматриваем запуск торговой точки по продаже алкоголя разных видов и брендов.
Рынок алкоголя в России растет уверенными темпами по 5-7% в год, несмотря на повышение акциз за последние 4 года в 2,4 раза. Причем на отечественном рынке преобладает импортная продукция: доля импорта вина составляет 90%, а пива 50%. Кроме того, потребительские предпочтения клиентов смещаются в сторону слабоалкогольных напитков — вина и пива. Основные потребители — люди от 25-35 лет.
Основная конкурентная среда представлена российскими дилерскими и торговыми сетями «Белое и красное» или «Винлаб».
Конкурентная стратегия проекта строится на двух компонентах: разные поставщики и форматы сбыта: розница, мелкий опт, аукционы и интернет.
Для запуска торговой точки необходимо арендовать торговый павильон 200 м². Павильон будет располагаться в жилом микрорайоне небольшого областного центра с населением до 500 тыс. человек. Кроме этого, предполагается заключать контракты на поставку алкоголя торговым предприятиям: ресторанам, кафе, гостиницам, базам отдыха, клубным заведениям; и оказывать услуги по доставке алкоголя клиентам в пределах микрорайона.
Срок окупаемости — 12 месяцев
Первоначальные вложения — 2 500 000 рублей
Точка безубыточности — на 8 месяц
Средняя ежемесячная прибыль — 282 715 рублей
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Основные виды продукции для реализации в алкомаркете:
1. Водка — отечественные и иностранные бренды в соотношении 50/50.
2. Коньяк, виски, бренди — 80% импортных брендов.
3. Вино столовое, марочное, шампанское — продукция из Италии, Испании, Франции, Грузии, Молдавии, Украины и Болгарии; в меньшей степени из южных регионов России.
4. Пиво — бутилированное и баночное различных сортов, крепости и брендов. 60% —импортные марки.
Система продаж строится на:
Закупки и поставка товара будут осуществляться через несколько независимых оптовых поставщиков и дилеров регионального алкогольного рынка. Также будет задействован канал закупок через отечественные и зарубежные интернет-площадки.
3. Описание рынка сбыта
Основные потребители продукции
По данным НИУ ВШЭ — RLMS-HSE количество потребляемого алкоголя в России по возрастам выглядит следующим образом:
Конкуренция в регионах определяется наличием доступа к складской и транспортной логистике. Чем больше удаленность региона от основных транспортных коммуникаций и производителей алкоголя, тем сильнее монополизирован рынок. Общее распределение долей алкогольного рынка среди ведущих игроков — 80% иностранные поставщики, 20% распределяется между отечественными производителями.
Для несетевого алкомаркета при выходе на рынок придется столкнуться с ценовым давлением конкурентов. У сетевых ритейлеров есть возможности манипулирования ценообразованием. Они же контролируют практически все крупные импортные поставки алкоголя, используя таможню, оптовых складских компаний и перевозчиков.
Наиболее выигрышная стратегия — концентрация усилий на определенном сегменте: работа с мелкими корпоративными клиентами, деловое партнерство с независимыми поставщиками алкоголя, заключая контракты через электронные винные аукционы или взаимодействие с оптовыми интернет-магазинами.
По данным Национального союза защиты прав потребителей на конец 2018 года общее количество импортируемого алкоголя выглядит следующим образом:
Среднее потребление алкоголя на человека к концу 2018 и началу 2019 года составляет 10-11 литров на человека в год (на 40% ниже, чем в 2007 году).
Принимая в расчет эти данные, можно оценить общую емкость рынка алкоголя для города с населением 500 тысяч человек 5 000 000 литров в годовом выражении. Если вычесть 30% — детей, подростков и непьющих — объем рынка составит 3,5 млн литров в год. На долю микрорайона с численностью 20-25 тыс. человек приходится примерно 1/20 часть всего рынка — около 175 000 литров = порядка 21 000 литров в месяц. То есть, потенциальный минимальный объем рынка для алкомаркета, расположенного в конкретном районе города, составляет 5 000 литров алкогольной продукции в месяц. При этом в расчет не берутся те покупки, которые могут осуществляться корпоративным и государственным сектором по отдельным контрактам.
Эта доля может быть достаточной, чтобы получать заданную норму рентабельности для небольшого по размеру магазина или алкомаркета.
4. Продажи и маркетинг
Виды рекламы
Наружная реклама: внешний дизайн, распространение печатных буклетов, предусматривающих скидку предъявителю (до 5%). Использование дисконтных карт, банковские программы, распродажи.
Следует постепенно наращивать потенциал интернет-маркетинга и реализацию заказов, сделанных через сайт. Сюда входит активная работа в интернете, сайта с каталогом продукции, информирование о распродажах через социальные сети типа Фейсбук, Вконтакте, Телеграм.
В перспективе для развития продаж имеет смысл предусмотреть наём агентов или курьеров по доставке заказов клиентам.
Система ценообразования и объемы продаж
1. Средняя цена водки — 600 рублей за литр, фактически на 10% ниже рынка. При этом оптовые цены у дилеров находится на уровне 125-270 руб.
2. Средне-розничная цена коньяка — 1200 руб. за литр, что на 3-4% ниже рынка. При этом, закупочная цена — 400-800 рублей за 1 литр.
3. Средняя цена на вино — 600 рублей за литр, что на 1% выше рынка. Средний уровень закупочных цен у дилеров — 125 руб. за литр.
4. Пиво — это ведущий по объему товар. Продажи пива в два раза выше водочных и коньячных напитков. Средняя цена пива — 100-120 рублей за литр. 70-80% представлен импортной продукцией. Средняя закупочная цена — 50-60 руб. за литр.
5. План производства
Регистрация бизнеса
Для регистрации бизнеса по продаже алкогольной продукции и сопутствующих товаров, выбрана формы ИП. Понадобится подать заявление в подразделение ФНС. Общий срок рассмотрения заявления и регистрации — 3 рабочих дня.
Кроме этого, потребуется открыть счет в банке, заключить договор РКО, встать на учет во внебюджетных фондах и региональном отделении ПФР.
Коды ОКВЭД для магазина, работающего с алкогольной продукцией:
Получение лицензии на продажу алкоголя оптом и в розницу в региональных подразделениях ФГУП «Росалкогольрегулирование». Для получения лицензии необходимы документы:
1. Учредительные документы или оригинал свидетельства о регистрации ИП.
2. Заявление на получение лицензии.
3. Документ, подтверждающий наличие у торгового предприятия площади не менее 50 кв² — выписка или копия техпаспорта помещения, договор аренды с собственником.
4. Свидетельство о регистрации в системе ЕГАИС и подключение онлайн-кассы к государственной электронной платформе «Меркурий». Такое свидетельство выдается сроком на 1 год. Стоимость его получения — 6500 рублей.
5. Квитанция или платежный документ банка, подтверждающий оплату государственной пошлины. Размер пошлины — 40 тыс. рублей.
1. Сертификат соответствия и качества на алкогольную продукцию. Этот документ получается в органах Роспотребнадзора.
2. Сертификат на эксплуатацию помещений магазина и его подсобных помещений. Его можно получить в местных отделениях СанПиН и Государственного пожарного надзора.
3. Пройти сертификацию рабочих мест по линии Трудовой инспекции.
4. Весь персонал должен иметь медицинские книжки.
На все расходы по регистрации предприятия, получение необходимых разрешений и согласований, предусмотрена сумма 200 000 рублей.
Помещение и оборудование
Место расположения алкомаркета выбирается исходя из близости к месту концентрации клиентов и оптимальных маршрутов доставки продукции.
Существуют нормативные требования к помещениям, где продается алкогольная продукция — оно не должно располагаться в радиусе ста метров от образовательных учреждений и спортивных объектов (статья: 16 ФЗ РФ 171).
В данном проекте в качестве помещения выбран отдельный павильон в соседстве с магазином и банком. Павильон располагается вблизи микрорайона с численностью 15-20 тысяч человек. В помещении есть все необходимые коммуникации, охранная и пожарная сигнализация. Помещение оборудовано двумя входами. Общая площадь составит 200 м², включая технические отделения.
Помещение разделено на несколько функциональных зон:
Возле помещения будет парковка на 8-10 машин.
Помещение павильона для алкомаркета приобретается на условиях долгосрочной аренды сроком на 10 лет с приоритетным правом пролонгации или выкупа в полную собственность.
Технология
Основная схема продаж строится на розничной реализации продукции. Кроме этого, магазин может выполнять заказы по оптовой доставке продукции, такие контракты заключаются на условиях участия в аукционах и тендерах.
Закупку товара будет производиться у нескольких оптовых поставщиков. 70% —региональные оптовые торговые базы и официальные дистрибьюторы и производители алкогольной продукции, ликероводочные и пивные заводы. 30% — брендовые импортеры алкоголя, осуществляющие поставки через региональные сети.
Оборудование
1. Стеллаж стеклянный с зеркальными стенками
2. Витрина вертикальная
3. Прилавок горизонтальный
4. Шкафы с ячейками для вина
5. Кассовый аппарат и POS терминал с ЕГАИС
6. Компьютеры и оргтехника (комплект)
7. Мебель для офиса
8. Мебель для комнаты отдыха (комплект)
9. Хозяйственный инвентарь (комплект)
11. Система видеонаблюдения
12. Пожарный инвентарь
Предполагается приобретать новое оборудование через региональные оптовые склады и поставщиков.
6. Организационная структура
Для работы с покупателями сотрудники магазина обязаны знать ассортимент и уметь удовлетворять потребности конкретного человека.
Персонал
Кол-во
Зарплата на 1 сотрудника (руб.)
Получаем лицензию на алкоголь
Чтобы продавать алкоголь, магазину понадобится две вещи: лицензия и подключение к ЕГАИС — системе для контроля за оборотом алкоголя. В этой статье рассказываем, как получить лицензию на алкоголь, а в следующий раз — о подключении к ЕГАИС.
У ресторанов, производителей, оптовиков и магазинов лицензии разные. Сейчас речь пойдет о магазинах — им нужна лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
Для пива и сидра лицензия не нужна
Вообще не всё, что содержит этиловый спирт, требует лицензии на продажу. Некоторые напитки можно продавать без лицензии:
Если магазин торгует только ими, лицензия не нужна, но есть условия. Магазину понадобится подключиться к ЕГАИС и выбрать верные коды деятельности, например:
Коды деятельности компания выбирает при регистрации, но вправе в любой момент их изменить.
Как поменять ОКВЭД
Но вот директор магазина решает, что пора завести вино или коньяк, и приходится получать лицензию на алкоголь.
Чем рискует магазин без лицензии на алкоголь
Лицензия нужна, чтобы продавать крепкий алкоголь: водку, вино, коньяк, самбуку, текилу, виски, джин, ликер, шампанское, настойку, бальзам, бурбон, ром, абсент, бренди (продолжите список, с вас — на букву «И»).
За покупку, хранение и продажу алкоголя без лицензии есть штрафы:
Чтобы следить за лицензиями, есть специальный орган — Росалкогольрегулирование. Еще иногда за магазинами следят полиция и участковые. О нарушениях узнают во время проверок. Участковый может проверить лицензию, когда будет обходить район, а Росалкогольрегулирование — во время плановой или внеплановой проверки по жалобам покупателей.
Каким будет наказание для магазина, решает суд. Он же определяет, нужно конфисковывать алкоголь у компании или нет.
Индивидуальный предприниматель продавал водку, шампанское и вино в магазине «Продукты» в Санкт-Петербурге. Лицензию на алкоголь не получал.
Во время проверки полицейские обнаружили, что магазин продает алкоголь без лицензии. Полицейские на месте составили протокол и забрали товар, а затем обратились в суд.
Где нельзя продавать алкоголь
Спиртное нельзя продавать в ларьках и киосках, на заправках, в торговых автоматах, на дому или через интернет. Это требование закона. С мечтой об автомате, в котором виски вместо кофе, придется расстаться.
Теперь рассказываем как получить лицензию, если у вас магазин и вы хотите продавать крепкий алкоголь.
Шаг 1. Проверить критерии для лицензии
Получить разрешение на продажу алкоголя могут не все. Чтобы не терять время и деньги, советуем сначала проверить, подходит ли магазин под критерии закона.
Требования есть и к компании, и к помещению магазина. К компании требования такие:
Если не хватает до нормы региона, уставной капитал можно увеличить.
Как увеличить уставной капитал компании
Теперь о требованиях для магазина.
Площадь от 50 квадратных метров. Для города площадь помещения должна быть от 50 квадратных метров, для сельской местности — от 25 квадратных метров.
Рядом с магазином нет школ и больниц. Не везде можно продавать алкоголь. Закон запрещает торговать спиртным на стадионах, полигонах, вокзалах, в больницах и школах и на прилегающих к ним территориях. Что считать прилегающей территорией, каждый регион решает сам.
Например, в Москве расстояние от школы до магазина должно быть не меньше 100 метров, если мерить от двери к двери, а в Санкт-Петербурге прилегающей считается территория в радиусе 15 метров.
Есть несколько способов измерить расстояние между магазином и, например, школой:
Рекомендуем делать так: при выборе помещения для аренды или покупки, проверить по картам, чтобы расстояние было с запасом. Вот например, проверяем расстояние от магазина до школы в 2ГИС:
Когда компания подает заявку, лицензирующий орган проверяет расстояние до школ, стадионов и больниц по кадастровым планам и выпискам из налоговой. Если магазин ближе, чем надо, в лицензии откажут.
Есть риск, от которого не получится подстраховаться: если компания получит лицензию, а через два года рядом построят стадион, лицензию не продлят. Магазин будет вправе продавать алкоголь, пока действует лицензия, а потом придется искать другое помещение.
Магазин нужно зарегистрировать как обособленное подразделение — если адрес магазина отличается от юридического адреса компании. Если он совпадает, то ничего делать не нужно.
ООО «Дионис» зарегистрирован на ул. Ленина, 2, а магазин «Напитки» находится на ул. Душистой, 46. Адреса разные и магазин нужно зарегистрировать в налоговой.
ООО «Бахус» зарегистрирован на ул. Нахимова, 3, и по этому же адресу находится магазин «Пенка&Кружка». Адреса совпадают, ничего делать не нужно.
Если магазинов несколько, каждый нужно зарегистрировать как обособленное подразделение. Для этого компания готовит приказ о создании подразделения, а затем регистрирует его в налоговой.
Срок аренды должен быть не меньше срока лицензии. Если компания арендует помещение, нужно предоставить лицензирующему органу договор аренды. Договор должен быть зарегистрирован в Росреестре и длиться не меньше, чем срок лицензии — от одного года.
Компания «Дионис» арендует здание на 11 месяцев. Лицензию выдают на срок от одного года — срок аренды не совпадает, и «Дионису» откажут.
Компания «Дионис» планирует захватить весь мир с помощью коньяка и арендует помещение на 7 лет. «Дионису» выдадут лицензию, правда потом ее придется продлять.
Зарегистрировать договор аренды в Росреестре
Если помещение принадлежит компании, в лицензирующий орган нужно принести свидетельство о собственности.
Шаг 2. Оплатить пошлину —
65 000 рублей за год
За рынком алкоголя следит Росалкогольрегулирование, но лицензии на розничную продажу в регионах выдают разные органы. Например, в Челябинске это Министерство сельского хозяйства, а в Краснодаре — Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
Во всех регионах за лицензию на алкоголь есть пошлина — 65 000 рублей за год. Если лицензия на пять лет, пошлина — 325 000 рублей. При этом неважно, сколько у компании магазинов:
ООО «Дионис» получает лицензию для магазина «Напитки». Магазин один — пошлина 65 000 рублей.
ООО «Бахус» получает лицензию для сети магазинов «Арома». В сеть входят шесть магазинов — пошлина 65 000 рублей.
Пошлину компания оплачивает в банке и ей понадобятся реквизиты. В разных регионах реквизиты для оплаты пошлины отличаются, а размещают их на сайтах лицензирующих органов. Например, образец платежки с реквизитами для магазина из Челябинска есть на сайте Министерства сельского хозяйства.
Чтобы было проще найти реквизиты, мы собрали в таблицу сайты лицензирующих органов по регионам России. На сайтах есть реквизиты, образцы платежек и правила, по которым принимают документы.
Платежное поручение с печатью «Оплачено» компания прикрепляет к заявлению на лицензию.
Пошлину не вернут, если магазину отказали в выдаче лицензии. Деньги возвращают только в двух случаях: компания заплатила больше, чем нужно, или не подала заявление после оплаты.
Если у компании несколько магазинов, есть два варинта: оформить одну лицензию на все или сделать по лицензии на каждую точку. В первом случае компания экономит на пошлине, но рискует бизнесом — если найдут нарушения в одном магазине, можно потерять лицензию на все. Поэтому мы советуем оформлять на каждый магазин отдельную лицензию. Если в одной торговой точке найдут нарушения и отберут у нее лицензию, остальные продолжат работать.
Шаг 3. Подать документы и заявление
Следующий шаг — заполнить заявление, собрать документы и передать всё это в лицензирующий орган.
Заявление могут вернуть из-за орфографических и фактических ошибок. Вот что считается ошибками:
Советуем проверить каждую строчку два-три раза, а потом попросить кого-нибудь из коллег посмотреть свежим взглядом.
Еще для заявления понадобится кадастровый номер магазина. Номер можно посмотреть на сайте Росреестра. Чтобы узнать кадастровый номер, вписывают адрес магазина в строку поиска:
Вместе с заявлением компания подает:
Лицензирующие органы по-разному принимают документы: лично, через Госуслуги, по почте или в МФЦ. Собрали в таблицу сайты лицензирующих органов по регионам и отметили, как отправлять документы.
Шаг 4. Пройти проверку лицензирующего органа
Когда компания подает заявление, лицензирующий орган назначает внеплановую проверку магазина. Директора компании о проверке предупреждают за сутки, и в магазин приезжает проверяющий. Например, в магазин из Челябинска приедет сотрудник из Министерства сельского хозяйства.
Проверяющий смотрит документы компании, помещение, сертификаты на алкоголь и уголок потребителя. В конце проверки директору магазина выдается акт или предписание, что нужно исправить.
Шаг 5. Через месяц забрать лицензию
Через 30 дней после внеплановой проверки магазин получает лицензию на алкоголь либо отказ. Лицензирующий орган вправе продлить срок выдачи еще на 30 дней, но в сумме должно быть не больше 60 дней.
Лицензию забирает лично директор или сотрудник компании с паспортом и доверенностью. Забирают там же, где подавали документы и заявление.
Номера лицензий вносятся в реестр. Реестр открытый: проверить, есть ли у магазина лицензия, могут покупатели, партнеры или конкуренты.
Лицензия — еще не всё. Чтобы продавать алкоголь, магазин подключается к ЕГАИС. Как это сделать, расскажем в следующий раз.
Короче
Как получить лицензию на алкоголь:
найти помещение от 50 квадратных метров, на расстоянии не менее 100 метров от школ и больниц;