что нужно читать на зиярате
Как совершать зиярат Имама Хусейна: подробное руководство
Совсем скоро миллионы людей со всего мира, невзирая на подстерегающие их опасности, отправятся в неспокойный из-за непрекращающихся боевых действий Ирак, чтобы совершить зиярат к Господину мучеников Хусейну ибн Али, да будет с ним мир и Божье благословение, известный как «Арбаин». Среди этих отважных людей будут и наши читатели, для которых мы перевели несколько глав из старейшего сборника преданий «Камиль аз-зиярат». Внимательно изучите приведённые в них хадисы, если вы намерены посетить Священную Кербелу и хотите, чтобы ваше паломничество было принято. Не забывайте делиться этой информацией со своими знакомыми. И да примет Всевышний Аллах ваш зиярат!
Совершение зиярата Хусейна и всех Непорочных — обязанность всех верующих мужчин и женщин
Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Приказан нашим последователям зиярат к могиле Хусейна. Совершение зиярата к нему — обязанность каждого верующего, засвидетельствовавшего, что Хусейн — Имам, назначенный Аллахом, Свят Он и Велик».
Аль-Уаша передал: «Я слышал, как Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: „Каждый шиит связал себя заветом с Имамом. И самым совершенным и прекрасным способом соблюдения данного завета является совершение зиярата к могиле этого Имама. В Судный день Имамы будут заступаться за тех, кто совершал к ним зияраты, желая совершить их и веря во всё то, во что им было приказано верить».
Умм Саид аль-Ахмасия передала: «Имам Садык, да будет мир с ним, спросил меня: „О Умм Саид! Совершаешь ли ты зиярат к могиле Хусейна?“. Я ответила: „Да“. Имам сказал: „Совершай зиярат к нему, ибо совершение зиярата к могиле Хусейна обязательно для [всех верующих] мужчин и женщин!“».
Абд ар-Рахман ибн Кусейр, слуга Имама Бакира, да будет мир с ним, передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Даже если вы бываете в хадже каждый год вашей жизни, но не совершаете зиярат Хусейна ибн Али, значит, вы оставили одно из ваших обязательств по отношению к Аллаху и Его Посланнику. Аллах вменил в обязанность верующим соблюдать права Хусейна, и этот зиярат [так же] является обязанностью каждого мусульманина“».
«Камиль аз-зиярат», глава 43, хадисы 1—4
Вещи, которые нежелательно брать с собой на зиярат Хусейна
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «До меня дошла весть о том, что некоторые [люди], отправляясь на зиярат Хусейна, берут с собой различные яства, в том числе ахбиса (десерт из размятых фиников) и другие подобные сладости. Однако они никогда бы не отправились на могилы своих близких, взяв с собой что-либо из этого».
Абу аль-Ма’да передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, спросил меня: „Посещаете ли вы могилу Хусейна?“. Я ответил: „Да“. Имам спросил: „И вы берете с собой различные лакомства?“. Я ответил: „Да“. Имам сказал: «[Однако] посещая могилы своих отцов и матерей, вы никогда не поступаете так…“. Я спросил: „Тогда что нам следует есть [в дороге]?“. Имам ответил: „Хлеб и молоко“». Абу аль-Ма’да добавил: «Абд аль-Карим ибн Амр аль-Касами сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Да буду я жертвой за тебя! Некоторые люди совершают зиярат к могиле Имама Хусейна, да будет мир с ним, и берут с собой различные лакомства“. Имам сказал: „Если бы они отправились к могилам своих матерей и отцов, они бы никогда так не поступили!“».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «До меня дошла весть о том, что некоторые люди, идущие на зиярат Хусейна ибн Али, берут с собой разнообразную снедь, в том числе ахбиса и другие сладости. К сожалению, они никогда не возьмут подобное, посещая могилы своих близких».
Муфаддаль бин Умар передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Посещение Имама Хусейна —лучше того, чтобы его не посетить. Но бывают случаи, когда лучше бы [вы] не совершали зиярат к нему…». Я воскликнул: „Ты сломал мне спину [этими словами]!“. Имам сказал: „Клянусь Аллахом, [всякий раз], когда вы отправляетесь к могилам своих отцов, вы преисполнены печалью и горем, но отправляясь на зиярат к Хусейну, вы берете с собой лакомства! Нет! Будет лучше для вас не идти [к нему], если только вы не растрёпаны и не покрыты пылью“».
«Камиль аз-зиярат», глава 47, хадисы 1—4
Как вести себя при совершении зиярата Хусейна
Мухаммад бин Муслим передал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним: „Когда мы отправляемся на зиярат вашего отца Хусейна, да будет мир с ним, наше положение подобно положению паломничества в хадже?“. Имам ответил: „Да“. Я спросил: „Тогда то, что относится к тем, кто в хадже, относится и к нам?“. Имам спросил: „Что ты имеешь ввиду?“. Я ответил: „Поведение тех, кто в хадже“. Имам сказал: „Тебе следует быть хорошим спутником для тех, кто сопутствует тебе, поменьше говорить и говорить лишь благое, побольше поминать Аллаха, одеться в чистую одежду, выполнить полное омовение перед тем, как зайти в харам, быть смиренным, почаще молиться, благословлять Мухаммада и его пречистую семью, быть честным и сторониться всего того, что не принадлежит тебе, опускать свой взор перед запретным, помогать своим братьям в их нуждах и служить им утешением, поступать в соответствии с такыей (необходимым сокрытием убеждений), которая есть основа вашей религии. Также следует воздерживаться от запретного, от клятв и споров, что приводят к брани. И если вы последуете тому, что я сказал, то ваши хадж и умра будут выполнены. И этим вы заслужите прощение, милость и довольство Аллаха, снискав Его благословение, потраченными деньгами на вашем пути, будучи вдали от семьи, имея намерение совершить зиярат к Хусейну“».
«Камиль аз-зиярат», глава 48, хадисы 1—2
Награда за совершение полного омовения водой реки Фурат (Евфрат) перед выполнением зиярата Хусейна
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Те, кто совершат полное омовение водой реки Фурат, а затем выполнят зиярат Хусейна, станут безгрешными, как в день, когда их родили их матери, даже если они совершали тяжкие грехи. И желательно, если кто-либо выполнит полное омовение до совершения зиярата, и [пусть] не [выполняет его] на прощание, а в место этого просто проведёт руками по лицу».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Горе тебе, о Башир! Когда верующий, познавший Хусейна, посещает могилу Хусейна и совершает полное омовение водой реки Фурат, то принятый хадж, умра и награда джихада на пути Аллаха с одним из Посланников Аллаха или Имамом, записываются для него, с каждым предпринятым им шагом».
Башир ад-Дахан передал: «Я слышал, как Имам Садык, да будет мир с ним, говорил с группой шиитов, собравшихся вокруг него. И он, повернувшись ко мне, спросил: „О Башир! Был ли ты в хадже в прошлом году?“. Я ответил: „Да буду я жертвой за тебя! Нет, вместо этого я провёл День Арафат возле могилы Хусейна, да будет мир с ним“. Имам сказал: „Клянусь Аллахом, ты не пропустил ни одной из милостей, что [полагаются] присутствующим в Мекке!“. Я сказал: „Да буду я жертвой за тебя! Объясни это для меня: разве те милости не [полагаются] только тем, кто в Мекке?“. И Имам, да будет мир с ним, ответил: „О Башир! Всякий раз, когда некто из вас поднимает ногу и опускает её [на землю], идя к могиле Хусейна, будучи познавшим его, и совершившим полное омовение в воде реки Фурат, Аллах даёт вам награду ста принятых хаджей и ста принятых паломничеств (умра), а также награду джихада ста сражений с одним из Посланников Аллаха против врагов Аллаха и Его Посланника“».
Хишам ибн Салим передал: «Некий человек пришёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, и спросил: „Нужно ли совершать зиярат к вашему отцу Имаму Хусейну, да будет мир с ним?“. Имам ответил: „Да“. Человек спросил: „Какова награда тех, кто, совершив полное омовение водой реки Фурат, отправится к нему?“. Имам ответил: „Если они совершат омовение водой реки Фурат с намерением его посещения, то их грехи смоются с них, и они станут безгрешными, как в тот день, когда их матери родили их [на свет]“».
Али ибн Джафар аль-Хумани передал: «Я слышал как Али ибн Мухаммад Хади, да будет мир с ним, сказал: „Те, кто покидает свои дома для совершения зиярата Хусейна, и, отправившись к реке Фурат, выполнят полное омовение её водой, будут записаны Аллахом в числе тех, кто достиг спасения. И как только они поприветствуют Хусейна, то будут записаны в числе преуспевших. После того, как они завершат свои молитвы, к ним спустится ангел и скажет: «Посланник Аллаха, да будет мир над ним и его пречистым семейством, приветствует вас и говорит, что ваши грехи прощены, и вы будете возвращены с благими делами»“».
Ибрахим ибн Мухаммад ас-Сакафи передал: «Имам Садык, да будет мир с ним, обычно говорил следующие слова при совершении полного омовения: „О Аллах, сделай это омовение светом, очищением и защитой для меня! И сделай его исцелением от всех болезней и недугов, и [лекарством] от всякого бессилия и поражения! И очисти им моё сердце, мои органы, мою плоть, мои волосы, мою кожу, мой мозг, мои кости, мои нервы и то, что заберёт у меня земля! И сделай его моим свидетелем в Судный день, день моих нужд, бедности и лишений!».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Те, кто совершают зиярат Хусейна ибн Али и выполняют малое и полное омовение водой реки Фурат, не поднимут ног и не опустят их [на землю], [пока] Аллах не запишет для них [награду, равную награде за совершённые] хадж и умру».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда вы посещаете могилу Хусейна, то отправляйтесь к той части реки Фурат, которая ближе всего к могиле, и совершите полное омовение её водой».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда некто [из вас] отправится к могиле Хусейна, будучи познавшим его, и, подойдя к реке Фурат, выполнит полное омовение в ней, то станет тем, чьи грехи осыплются с него сразу же, как он выйдет из воды, и Аллах запишет десять благодеяний для него и сотрёт десять прегрешений за каждый его шаг, сделанный в сторону харама».
«Камиль аз-зиярат», глава 75, хадисы 1—9
Как совершаются молитвы возле могилы Хусейна
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Молитвы должны быть совершены у изголовья могилы Хусейна».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «После приветствия мучеников (шахидов) [Кербелы], вернитесь назад к могиле Хусейна, [встав к ней] лицом, и выполните столько молитв, сколько сможете».
Убейдуллах ибн Али аль-Халяби передал: «Я спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: „Когда мы совершаем зиярат Хусейна, да будет мир с ним, как нам следует молиться возле него?“. Имам ответил: „Встаньте позади могилы, возле его плеч, и поприветствуйте Пророка, а затем — Хусейна“».
Хишам ибн Салим передал: «[Некий] человек пришёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, и спросил: „О сын Посланника Аллаха! Нужно ли посещать вашего отца [Имама Хусейна], да будет мир с ним?“. Имам ответил: „Да, и выполните молитву рядом с его могилой; и [человеку, что выполняет её] не следует становиться перед могилой: при выполнении молитвы [пусть он] встанет за ней“».
«Камиль аз-зиярат», глава 80, хадисы 1—4
Обязательные молитвы рядом с могилой Хусейна читаются полностью, а не сокращённо
Абу Шибл передал: «Я спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: „Совершить ли мне зиярат Хусейна, да будет мир с ним?“. Имам ответил: „Сделай зиярат и соверши полные молитвы возле его могилы“. Я переспросил: „Совершить полные молитвы возле него?“. Имам ответил: „Да, выполни молитву полностью“. Я сказал: „Но некоторые наши товарищи говорят, что молитвы должны быть сокращены…“. На что Имам сказал: „Так делают только немощные“».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Совершай в трёх местах обязательную молитву полностью: в Запретной мечети, в Мечети Пророка и у могилы Хусейна».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Совершай в четырёх местах обязательную молитву полностью: в Запретной мечети, в Мечети Пророка, в мечети Куфы и у могилы Хусейна».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Да благословит Аллах Запретную мечеть, Мечеть Пророка, харам Повелителя верующих и харам Имама Хусейна».
«Камиль аз-зиярат», глава 82, хадисы 1—5
vahhabizmu_net
Ваhhабизму НЕТ
Зиярат — у мусульман хождение к святым местам, а также само обозначение этих Святых мест. Иногда«святыми местами» называются могилы предков.
В суфизме и шиизме паломничество к могилам умерших святых (аулия) или к могилам шиитских имамов. Паломничество предусматривает определенные ритуалы на местах захоронений, над которыми возводятся культовые сооружения.
Когда появилась возможность открыто говорить об Исламе, продавшие Ислам за доллары приходящие из-за кордона ваххабиты, спрятавшись под именем Ислама, играя роль правильно понимающих смысл Корана и хадисов распространяют множество своих мнений совсем не соответствующих ни Корану, ни Хадисам, ни религии – Ислам. Одним из таких мнений является утверждение, что посещение кладбища с намерением сделать зиярат к могилам является запрещенным «бид’а» (нововведением), что посещение кладбища, чтение Корана за души усопших, многократное чтение суры «аль-Ихлас» является бесполезным, не дающим ни какой пользы умершим деянием, что делать ду’а, посетив могилы Пророков, Аулия (Святых), Сахабов, Шейхов, прошение от них бараката является ширком, приводящим человека к вероотступничеству. Выпускаются при этом многочисленные книги, брошюры и аудио и видео кассеты с подобными утверждениями.
Для того чтобы запретить людям посещать могилы, завязывая глаза непросвещенным в подтверждение своих доводов они иногда приводят нижеследующий Хадис который означает: «Выходите в путь только для посещения трех мечетей». Мало-мальски соображающие люди видят, что в этом высокочтимом Хадисе для того, чтобы ваххабиты зацепились, чтобы запретить зиярат, нет никакого доказательства. В этом Хадисе нет даже упоминания о могилах и запрете зиярата на могилы. Они этот Хадис толкуют неправильно. Смысл этого Хадиса таков: Вы не совершайте путь к другим мечетям кроме этих трех, в Мекке, Медине и Байтул Мукаддас в Иерусалиме, с намерением совершить там намаз. Если скажут почему, потому, что вознаграждение за гибадат (богослужение) во всех других мечетях, кроме этих трех, одинаковое, поэтому от посещения, специально, других мечетей нет большой пользы кроме усталости. Но из этого Хадиса никак нельзя сделать вывод о том, что посещение других мечетей, кроме этих трех, является запретным. Поэтому каждый имеет право совершать зиярат к могилам и подтверждением тому достоверные хадисы, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Я (одно время) запретил вам посещать могилы. (Теперь же) можете посещать их. Это напомнит вам о вечности (о том, что мирское временно, а вечное – неотвратимо)». (Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих Муслим би шарх Ан-Навави. Т. 4, ч. 7, с. 46).
Однажды супруга Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) Аиша (да будет доволен ей Аллах) возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малик спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» «Я посетила могилу моего брата, Абдурахмана», – ответила она. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?», – уточнил тот. «Да, был запрет, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал посещать могилы». (См.: Аль-Аскаляни А. Фатх аль-Бари шарх сахих Аль-Бухари: В 18 т. (2000), т. 4, с. 191).
Поэтому Алимы всех четырех мазхабов согласились с тем, что посещение могил является сунной, даже отдельные Алимы говорят, что совершение Зиярата на могилу Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) является обязанностью.
Слова ваххабитов о том, что чтение Корана на могилах – дело бесполезное, так же является безосновательным. Для того чтобы непросвещенные поверили им, они в подтверждение своих слов приводят следующий аят имеющий смысл, что для человека нет ничего, кроме того, во что он вложил свой труд. Этот аят тоже ваххабиты тянут в неверную сторону. Пусть им будет доволен Аллах, Ибн Аббас говорит, что целью слова «инсан» здесь является кафир, т.е. под этим словом подразумевается неверующий, т.е. он говорит, что для кафиров нет пользы от хороших деяний, совершенных другими. Теперь кому же поверить Ибн Аббасу или ваххабитам? Мне же кажется, что ни один из мусульман не скажет, чтобы поверили ваххабитам, не поверив Ибн Аббасу. Это потому, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сделал ду’а с просьбой, чтобы. Ибн Аббасу Аллах дал понять Коран, но никак не сделал, чтобы поняли ваххабиты. Если спросят, есть ли факты доказывающие, что мусульмане получают пользу от благих деяний других, то их очень много.
в Коране говорится:
Всевышний Аллах говорит: «Потомство тех людей, которые уверовали и совершали благие деяния я подниму до их уровня». Проявляя уважение к тем, кто поднялся на большие высоты своей верой и благими деяниями, их детей семью поднимают до их уровня, разве это не означает, что деяния других приносят человеку пользу? В достоверном Хадисе так же говориться, что при смерти прекращаются благие деяния человека и далее разъясняется, если имеется хороший сын, который делает ему ду’а, то часть деяний сына получает умерший отец.
Есть также множество достоверных Хадисов где говорится: «Вы делайте умершим ду’а, дайте садака за их души, совершайте за них хадж, который остался у них не совершенным» и т.д. если человеку нет пользу от того, что совершил другой, почему же тогда самый высокочтимый из Пророков Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) говорит, чтобы делали садака за умершего, делали ему хорошие ду’а, исполняли оставшиеся от него хадж, давали за него закат и т.д.?
Нам поверить Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) или ваххабитам?
Однажды при смерти одного из сподвижников, Пророк читал (да благословит Его Аллах и приветствует) заупокойную молитву за него прямо на могиле умершего. Ведь в этом намазе читается сура «аль-Фатиха», а «аль-Фатиха» ведь это Коран. Еще Абдул-Азиз рассказал через сподвижника Анаса (пусть ими будет доволен Аллах), он сказал: «Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Кто бы ни зашел на кладбище и не прочитал «Йа-син», Аллах обитателями кладбища делает облегчение, ему тоже запишут столько добра, сколько людей похоронено там». Через Шахби Халлал так же передал (пусть будет доволен им Аллах), что сахабы-ансары (пусть ими будет доволен Аллах), когда умирал кто-либо, шли на его могилу, чтобы там читать Коран.
Имам Навави в своих книгах «Риязу ссуалихин», «Азкары», «Мухаззаб» пишет о том, что Имам Шафии (пусть будет доволен им Аллах) сказал: «Если будут читать на могиле умершего Коран – будет хорошо, а если прочтут весь Коран, то это является еще более хваленным». Пусть будет доволен им Аллах, Ибн Гумар, когда сам умирал, завещал, чтобы рядом с Его могилой прочитали начало и конец суры «аль-Бакара». Имам Ахмад (пусть будет доволен им Аллах) сказал: «Вы, когда вступите на кладбище, прочтите один раз суру «аль-Фатиха», три раза суру «аль-Ихлас», по одному разу суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас» и вознаграждение за это передайте другим умершим». Если кто желает иметь еще больше доказательств допустимости чтения Корана на кладбище, посмотрите в книгу Жамалуддина Суюти (пусть будет доволен им Аллах) «Шархуссудур».
Из сказанного выше видно, что чтение Корана на могилах, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), Его сподвижники и Имамы (пусть будет доволен ми Аллах) считали хорошим деянием.
Самым неверным у ваххабитов является приписывание ширка тем мусульманам, которые делают зиярат для того, чтобы просить шафаат (заступничество и исцеление), т.е. утверждение, что они являются идолопоклонниками, которые служат идолам. Нет больше греха, чем сказать мусульманину, что он идолопоклонник. Это грех больше чем за убийство мусульманина, за прелюбодеяние, кражи и пьянства. Они утверждают, что требование шафаата от кого-либо, просьба о баракате, является служением ему, т.е. тот, кто просит у кого-либо кроме Аллаха, является поклоняющимся кому-либо кроме Аллаха. Это является переходом ими всех границ неверия, неверным спором.
Также во времена халифа Умара (пусть будет доволен им Аллах) была очень сильная засуха. Тогда сподвижник Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) по имени Билал ибн Харис (пусть будет доволен им Аллах), придя на могилу Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), крикнул: «О Посланник Аллаха! Ты проси дождь для своей уммы, иначе они пропадают». Рассказ об этом написан в книге «Альбидаят ва Нихьаят» Ибн Касиром. И Аль-Байхаки (пусть будет доволен им Аллах) сказал, что его иснад верный.
Если бы, как говорят ваххабиты, обращение с просьбой о шафаате или помощи к другому, кроме Аллаха являлось ширком, сахабы наверное этого не делали и Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не промолчал бы. И это потому, что ширк был грехом, против которого Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) боролся больше всего. Фактов, доказывающих допустимость обращения к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует), Аулия (Святым) (пусть будет доволен ими Аллах) за шафаатом и помощью, очень и очень много. Для имеющего разум и желающего знать Истину достаточно и перечисленных выше.
Но тот, кто идет на зиярат, должен знать адабы (правила) зиярата. Шариат запрещает кричать рядом с могилами, топтать могилы, делать таваф (обход) вокруг могил. К умершему тоже нужно относиться с таким же уважением, как и к живому. Дающим же баракат (благо), шафаат (заступничество), рахмат является сам Аллах, но, когда об этом просить посредством Его любимых Пророков (мир Им), Аулия (Святых), вероятность принятия Всевышним бывает больше. Пророки (мир Им) и Аулия (Святые) являются сабабом (поводом), воистину дающим и отказывающим же является сам Всемогущий Аллах.
Хадисы о чтении Корана покойному
Абу Дауд в Сунане-3/191 хадис-3121 пишет: Нам передали Мухаммад ибн аль-`Аля и Мухаммад ибн Макки аль-Марвази, они оба сказали: Нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Йа-син вашим покойникам».
Ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/265 хадис-10913 пишет: Мне сообщил Махмуд ибн Халид, он сказал: нам передал аль-Валид, он сказал: мне передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Йа-син вашим покойникам».
Ибн Маджа в Сунане-1/466 хадис-1448 пишет: Нам передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, нам передал Али ибн аль-Хасан ибн Шакик от Ибн аль-Мубарака, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте ее вашим покойникам, имея в виду Йа-син».
Ибн Хиббан в своем Сахихе7/269 хадис-3002 пишет: Нам сообщил Имран ибн Муса, он сказал: нам передал Абу Барк аль-Бахили, он сказал: нам передал Йахьйа ибн аль-Каттан, он сказал: нам передал Сулейман ат-Тайми, он сказал: нам передал Абу Усман от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте вашим покойникам суру Йа-син».
Кроме вышеупомянутых мухаддисов хадис о чтении суры Йа-син с близким иснадом передали: Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26 (Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6), Абу Дауд ат-Тайалиси в Муснаде-1/126 хадис-931, Ат-Табарани в аль-Кабире-20/219 хадис-510, Аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра-3/383 хадис-6392 и др. Ибн Хиббан считал этот хадис достоверным. Абу Дауд и ас-Суйути считали его приемлимым (хасан). Некоторые ученые считали хадисы о суре Йа-син слабыми (да`иф). Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в допустимости действия (амал) опираясь на слабый хадис в достоинствах деяний» (см. ан-Навави, Матн аль-Арба`ин ан-Нававийа, стр.7).
Существует похожий текст хадиса, в котором говорится о том, что Йа-син – сердце Корана и передается с другой цепочкой, которая также опирается на Ма`киля ибн Йасара.
Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26 (Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6) передал: Нам передал Абдуллах, мне передал: мой отец, нам передал Арим, нам передал аль-Фа, от своего отца, от человека, от его отца от Ма`киля ибн Йасара, что поистине Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «. И Йа-син сердце Корана. Какой бы человек ни прочитал ее, желая (довольства) Аллаха Всевышнего и Жилище Последнее, то ему непременно будет прощено. Так читайте же ее вашим покойникам».
Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/268 хадис-10914, Аль-Байхаки в аш-Шу`абе-2/480 хадис-2458, Ат-Табарани в аль-Кабире-20/230 хадис-541, ар-Равйани в Муснаде-2/323 хадис-1284, а также аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311, который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в его иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики – соответствуют передатчикам достоверного. В Сунане Абу Дауда есть общность в тексте».
Кроме этого хадисы о ценностях суры Йасин от Абу Бакра, Абу Хурайры, Анаса, аль-Джундаба и др. передали Ат-Тирмизи-5/162 хадис-2887, ад-Дарими-2/548 хадис-3416, Ибн Хиббан-6/312 хадис-2574 и др. А также см. Тафсир аль-Куртуби-15/1-4(Каир-1372 х., Дар аш-Ша`б-2.изд.), Тафсир Ибн Касир-3/564-570 (Бейрут-1401 х.Дар аль-Фикр), аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311 и др.
Аш-Шавкани в Найл аль-Автар-3/25, ссылаясь на ат-Табари, сказал, что в хадисе (Ма`киля) под словом «умершие» имеются в виду действительно умершие люди, а не те, кто находится при смерти, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это.
Что касается вопроса, доходит ли вознаграждение за чтение Корана до умерших, то разногласия в этом вопросе в среде ученых широко известны.
Ас-Суйути в Шарх ас-Судур пишет: «Ученые разошлись во мнениях по поводу дохождения до умерших награды за чтение Корана. Большинство саляфов и три имама высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умерших».
Аш-Шафии высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: «Человек получит лишь то, к чему приложил свое старание.(53:39)». Что касается чтения Корана на могилах, то аш-Шафии придерживался мнения о дозволенности этого».
Ан-Навави в аль-Маджму`-5/294 и в Рийад ас-Салихин-х.953 пишет: аш-Шафии сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше если прочтут весь Коран».
Что касается Суры 53, аят 39, то некоторые ученые сказали, что здесь отрицается то, что человек сам не может владеть тем, к чему он не приложил усилия, что касается же того, к чему приложил усилия другой человек, то этот человек является его владельцем и по желанию может им распорядиться, как пожелает, в том числе и передать другому.
Аль-Куртуби сказал: «Некоторые ученые в качестве доказательства того, что награда за чтение Корана доходит до умерших, приводят хадис, в котором Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), разломив зеленую пальмовую ветвь, положил на две могилы и сказал: «Возможно, они будут облегчать наказание (этих людей) до тех пор, пока не высохнут» (хадис передали Шесть (имамов), а также Ахмад, Ибн Абу Шайба, ад-Дарими и др.)».
Президент РК на Зиярате Айша биби-ана
Хадисы для тех, кто отрицает, что умершие могут приносить пользу живым:
В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) сказано: «Ваши деяния показывают вашим умершим родственникам и друзьям, если эти деяния праведны, то они радуются за вас, а если ваши деяния грешны, то они говорят: «О Аллах, наставь их на путь истинный, как наставил нас».
В хадисе от Джабира (да будет доволен им Аллах) сказано: «Вашим умершим родственникам и друзьям показывают ваши деяния, если эти деяния праведные, то они радуются за вас, если же ваши деяния грешные, то они говорят: «О Аллах, внуши им, чтобы они совершали праведные деяния».
В этих хадисах приведено явное доказательство того, что умершие могут приносить пользу живым, даже если они не пророки.
. Мен Елбасы болсам да қазақ деген атасын ардақтап, анасын сыйлаған, аруағын қастерлеп, Алласына сиынған елдің бір перзентімін: Аруақтың бар екені рас болса, Атырау мен Алтай, Алатау мен Арқаның арасындағы талай төбе дөңбекшіп, талай ісімізге орнынан аунап түсіп, бүгінгі біздің ісімізге ақ батасын беріп жатқан болар деп білемін. Лайым, сол бабалардың батасы қабыл болсын дегім келеді.
. Біз екі жарым ғасырдан астам Ресейдің боданы болып келдік. Сондықтан мен санадағы құлдық психологияны өзгерту үшін ата-бабалар аруағына сиындым, солардың қасиетті рухын тірілттім. Бүкіл қазаққа сауын айтып, оларға ас беріп, тойларын өткіздік. Өлі разы болмай, тірі байымайды дейді халқымыз. Сол аруақтар риза болсын деп, жатқан жерлерін тауып, басына белгі орнаттық. Есімдері ел жадында жүрсін деп олардың атын мектептерге, көшелерге, ауыл-селоларға, аудандарға бердік.
Ендеше, сол аруақтар бізді қолдамады деп кім айта алады?!
Н. Ә. Назарбаев
Қазақстан Республикасының Президенті.
«Егемен Қазақстан», 6 қантар, 1999 жыл