что нужно брать с собой в паломническую поездку
Cоветы паломникам
Что взять с собой в паломнический тур
Как вести себя в паломнической поездке
Ошибка 1. «Поболтать в дороге – не грех»
Сев в автобус, мы, как правило, начинаем шумно устраиваться и разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете.
Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад, в противном случае вы вряд ли хорошо осознаете то, зачем, ради чего едете. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:
Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.
Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.
Ошибка 3. «Не уверен, что смогу…»
Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.
Вот несколько полезных советов.
Ошибка 4. «Хочу все сразу»
Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.
Вот несколько добрых советов.
Ошибка 5. « О вреде стахановщины»
Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.
Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.
И последнее
В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:
Что нужно брать с собой в паломническую поездку
Ангела Хранителя в дорогу!
ПРАВИЛА ПАЛОМНИКА
1. Паломническая поездка носит религиозный характер. Паломничество совершается в целях осуществления права на свободу исповедания, распространений православной веры, воцерковления паломников, поклонения православным святыням.
2. Паломничество в составе групп епархиального паломнического отдела совершается по доброй воле паломника и благословению его духовного наставника.
3. В поездке паломник обязан подчиняться руководителю группы.
4. Паломник обязан уважать и соблюдать установленные внутренние правила тех мест, куда совершается паломничество.
5. По благословению настоятелей монастырей и храмов паломники несут послушания (мытье посуды, уборка келий, работа в поле или на хоздворе и т.п.).
6. Во время поездки соблюдение правил личной безопасности, а также сохранность личных ценных вещей, документов, денег входит в обязанность самого паломника.
7. Дети следуют в паломнические поездки в сопровождении взрослых и с согласия родителей.
8. Паломнический центр не гарантирует ночлег и трапезу высокого уровня ввиду восстановительных работ и скромного материального положения большинства приходов и монастырей, нас принимающих.
9. Руководитель группы несет ответственность за доставку группы к месту паломничества и обратно.
10. Паломнические поездки совершаются при условии набора группы.
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПАЛОМНИЧЕСТВА НЕОБХОДИМО:
1. Иметь на себе нательный крест.
2. Позаботиться о своей одежде. Женщины обязательно должны иметь длинную юбку или платье, платок, плечи должны быть закрыты. Мужчины должны быть в брюках, рубашках.
3. Взять с собой деньги для пожертвований за молитву (заказные записки, сорокоусты и т.д.), на восстановление храма, для приобретения свечей, духовной литературы т.п.
4. Отключать или переводить мобильные телефоны в режим вибрации во время службы.
5. Взять с собой бутылочки для святой воды.
6. При многодневных маршрутах необходимо запастись сухими пайками, водой. Необходимо взять полотенце, покрывало или плед, или простынь, подушечку при ночевке в автобусе для удобства.
7. Для купания в святых источниках, женщинам необходимо иметь рубашку, купальник.
В паломнической поездке НЕДОПУСТИМО: распитие спиртных напитков; игра в карты и другие азартные игры; грубость и нецензурная брань; нельзя петь и слушать недуховную музыку. Злостных нарушителей общественной дисциплины руководитель имеет право отстранить от поездки без материальной компенсации.
Православная Жизнь
Лето – время для поездок, в том числе и для поездок паломнических. Что нужно обязательно оставить дома, с каким настроем ехать и чего опасаться?
г.Суздаль. Фото с сайта: ru.pinterest.com/ elena-shumilova
Понять цель: зачем я еду?
Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.
Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее?
Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.
Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству.
Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.
Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить.
Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.
Но есть и еще один мотив, побуждающий нас совершать паломничества. Это некое не нуждающееся в объяснении действие любви в сердце человека. Вот читает, допустим, кто-то о преподобном Серафиме Саровском, и у него возникает непосредственное отношение к преподобному, и уже хочется просто поехать туда, где прошла его земная жизнь, где он подвизался, общался с людьми, молился.
Это движение любви по отношению к святому, естественно, не просто вызывает ответное движение, а позволяет любви святого к нам каким-то образом подействовать на нашу жизнь, проявиться в ней. И именно это побуждение, эта потребность являются более важными, чем все остальное.
Что оставить дома и куда никогда не ездить?
Паломники часто совершают одни и те же распространенные ошибки. Одна из основных — попытка увезти с собой в путь всё, что мы должны на время оставить. Нужно дистанцироваться от телефона, от деловой почты, от домашних забот и постараться сосредоточиться.
Вторая распространенная ошибка заключается в том, что знакомые люди, отправившись в поездку вместе, всю дорогу о чем-то разговаривают, что-то вспоминают, шутят вместо того, чтобы углубиться в себя. В таких случаях этот их небольшой подвиг может остаться бесплодным. Если человек приближается к святыне, необходимо благоговение, а смех и развлечения с ним, мягко говоря, не вполне совместимы.
Виноградов Сергей Арсеньевич – К преподобному. 1917 г.
Самое лучшее, наверное – это взять с собой книгу по теме паломничества или просто какое-то духовное чтение, которое определенным образом душу человека может настроить. Зачастую в паломнических автобусах показывают фильмы о различных святынях, прибегают к совместной молитве. Но, на мой взгляд, человек прежде всего сам должен потрудиться и собрать себя.
Безусловно, необходимо обращать внимание и на внешние факторы. Нужно постараться выбрать паломническую службу, способную предоставить нормальный по техническим характеристикам автобус, а в качестве гида – человека, во-первых, верующего и благочестивого; во-вторых, коммуникабельного; в-третьих, действительно знающего материал, которым он должен поделиться.
К сожалению, сегодня есть вероятность по неведению отправиться в поездку, которая не только не пойдет на пользу, но и может нанести вред душе человека. Существуют такие (естественно, не церковные) паломнические службы – иногда светские туристические организации, иногда просто частные лица, которые везут людей к неким таинственным старцам. Или же везут их в места, где якобы совершается особая покаянная молитва за всю Россию или где все должны приносить покаяние в убиении царской семьи…
А бывает и так: в обитель приезжает автобус с паломниками, 90 процентов из которых – женщины. Их встречает некий иеромонах этой обители, который строит всех в одну шеренгу и заявляет: «Кто делал аборт – шаг вперед», – а затем накладывает епитимию, отлучая от Причащения. Он совершенно не задается вопросом, каялись эти женщины когда-либо в этом грехе, несли ли епитимию, живут ли они вообще церковной жизнью. Поскольку данное действие – не исповедь, у него просто нет права подобного рода епитимии кому-то давать. Однако при этом все равно разрешить их от нее может только правящий архиерей, поэтому им всем придется записываться к нему на прием в епархиальном управлении и объяснять ситуацию.
Бывают случаи, когда точно так же, всем автобусом, людей ведут на так называемую отчитку, не разбирая, есть ли среди них действительно бесноватые и все ли хотят, чтобы над ними был прочитан этот чин изгнания бесов. А порой за это еще и требуют дополнительные деньги.
Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.
У нас в епархии больше десяти лет владыка Лонгин из года в год предостерегает и прихожан, и священников, чтобы ни в коем случае сами не ездили и никого не отправляли в такие места, потому что там происходят вещи, к Церкви никакого отношения не имеющие. Это не церковная жизнь и не паломничество, а некая параллельная область – псевдопаломничество и псевдоцерковность. Но все равно находятся люди, которые, слыша, не хотят слышать и едут. А потом приходят в храм и с сокрушением рассказывают, какое душевное повреждение получили.
Ведь тот же чин изгнания нечистых духов совершается только священником, получившим благословение правящего архиерея конкретной епархии, и только в том случае, когда для этого действительно есть «духовные показания». Ведь мы же не станем делать хирургическую операцию «на всякий случай»? А почему тогда со своей душой позволяем так обращаться.
Нужно быть внимательным на стадии планирования поездки, чтобы избежать таких неожиданностей. Любая нормальная паломническая служба должна предоставить программу: куда едут люди, что они посетят, сколько времени на это уйдет, где будет ночлег. И если вдруг происходит что-то странное, чего в программе не было, то я рекомендую всем, кто таким образом был обманут и введен в заблуждение, об этом сообщать в епархиальное управление того региона, где они живут. Но гораздо лучше во избежание подобных ситуаций отправляться по святым местам только с теми паломническими службами, которые принадлежат либо епархии, либо какому-то конкретному храму, а не с теми, происхождение которых неизвестно.
Уговаривать или нет?
Некоторые люди пытаются убедить нецерковных близких поехать в паломническую поездку, рассчитывая на то, что произойдет как раз то чудо, о котором мы говорили, – чудо обретения веры. В каких-то случаях это действительно стоит делать, а в каких-то нет.
Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.
Если есть хотя бы маленькая надежда на то, что что-то изменится в жизни близкого после посещения святых мест, наверное, к этому средству все-таки стоит прибегнуть. И положиться на Бога. Ведь мы имеем пример расслабленного, который был исцелен по вере своих четверых друзей. И порой точно так же мы кого-то везем в паломническую поездку, и по вере нашей происходит прикосновение благодати к его сердцу. Но в случаях, когда человек активно противится и когда ему это в принципе неинтересно, не стоит такого рода усилия предпринимать.
Не растерять полученное
Вообще, я глубоко убежден в том, что паломничество должно быть составной частью церковной жизни человека, а не чем-то отдельным. Мы можем наблюдать порой, как люди несколько раз в год ездят в паломнические поездки, в них исповедуются, причащаются, читают Евангелие и порой чувствуют какие-то изменения в себе, но когда возвращаются, начинают опять жить такой жизнью, как будто Церкви в принципе нет. Это совершенно неверно.
Христианину, который отправляется в паломничество, обязательно нужно помнить о том, что главная его цель — постараться прикоснуться сердцем к святыне и ощутить тот духовный жар, которым это, обычно холодное, сердце может наполниться и согреться. И, ощутив это прикосновение, очень важно не отступить назад, не забыть испытанное, но постараться увезти с собой тот дар, который ты в этой поездке получил. Иначе это не только не принесет никакого плода, но даже обратится в осуждение, потому что тебе было дано, но тобой не востребовано.
Паломничество в 2021 г.
Приглашаем верующих посетить святые места
Частный вебмастер
ПЕНЗЕНСКИЙ ПАЛОМНИК
Советы паломникам
Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.
Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.
Как подготовиться:
ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ
Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.
Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.
ВНУТРИ ХРАМА
Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.
Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.
Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.
Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.
ВНЕШНИЙ ВИД
Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.
Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.
Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.
ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ
Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.
Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.
ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ
В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.
Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.
Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней «мать игуменья». В обращение к монахиням говорят «мать Серафима», к послушницам «сестра».
Едем в поездку!
Что взять с собой:
«Поболтать в дороге – не грех. »
Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:
3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).
Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.
Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.
«Не уверен, что смогу…»
Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.
«Хочу все сразу. »
Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.
— Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.
— Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.
«О вреде стахановщины»
Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.
Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.
Доброе напутствие
В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:
Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание
Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно.
Путешествовать можно в одиночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с группой чаще удается более насыщенно и интересно провести время, потому что разрабатывают маршрут знающие люди, становятся возможны некоторые встречи, места, до которых в одиночку не доехать; но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непросто, да и свободы меньше, придется выполнять общие требования, может быть, брать на себя ответственность – готовы ли вы к этому? Напротив, если ехать в одиночку, вы ни от кого не зависите, однако должны очень четко понимать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спланировать – на подготовку уйдет достаточно много времени. Итак, если вы выбираете ехать так или иначе, почему вы это делаете?
Хорошо бы изначально определиться с целями паломничества. Что вы хотите от него, чего ожидаете?
Многие люди воспринимают паломничество как экскурсию, причем в первую очередь стремятся узнать побольше информации. Но настоящее паломничество – это духовное путешествие. В нем мы можем:
Важно правильно распределить время между всем, что отвечает этим целям. Обычная ошибка – чрезмерный акцент на информационной стороне, деятельности в ущерб общению, молитве и восстановлению сил.
Паломничество – это не отдых, а сосредоточенная жизнь. Неделю или две можно прожить очень насыщенно, так что будет казаться, что прошел значительный период жизни. Однако для этого требуется хорошая подготовка и готовность к тому, что потребуется быть достаточно организованным.
Паломничество, где не было никаких трудностей, вряд ли поможет человеку вырасти. Но эти трудности должны быть посильными. Часто именно опыт совместного преодоления трудностей становится тем, что объединяет. Но есть трудности объективные (скажем, что-то пошло не так с погодой, транспортом, сбились с маршрута), а есть субъективные: нам не нравится то или иное, те или иные люди. Часто открывается, что в обычной жизни мы слишком привыкли к комфорту, к своему образу жизни, к привычному кругу людей, а здесь приходится утесняться: в пище, в условиях проживания, в том, чтобы принимать людей, не похожих на нас. Что это родит в нас: благодарение, молитву, или ропот, уныние, взаимные обвинения? Тесная совместная жизнь в течение нескольких дней вскрывает многое, о чем в себе не подозревал ранее, и в этом смысле совместное паломничество – это духовный путь к самому себе, конечно, если человек готов это именно так воспринимать.
Хорошо организованное паломничество придает сил, а не лишает их. Устать могут организаторы, которым следует заранее подумать о полноценном отдыхе и восстановлении сил, заложить минимум три дня на это после, а в самом паломничестве чередовать дни активности, общения с группой и отдыха.
Подготовка к паломничеству
К паломничеству необходимо готовиться – как организационно, так и духовно. Важно заранее понять для себя: мы не туристы, мы христиане. Зрелый христианин не может все свалить на руководителя, а сам устраниться.
Чем мы можем помочь?
Скажем, в Карсаве у о. Виктора Мамонтова принято совместно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, готовить еду… Кстати, это невероятно сближает! И не важно, что в каком-то монастыре сестры готовы все сделать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдохнуть? Готов ли я служить другим как ответственный? Или без всякой официальной роли взять на себя заботу о более слабом участнике группы, помогать ему? Вносить в группу маленькие радости, атмосферу празднования?
В организационном плане необходимо, чтобы были выбраны или назначены ответственные по следующим направлениям:
Иногда, если ответственный справляется на 80 процентов, что-то не доделывает, необходимо назначать двоих, чтобы другой покрывал остальные 20.
Важно, чтобы участники знали этих ответственных и с ними решали большинство вопросов, только с принципиальными шли к общему руководителю (и желательно в специальное время, не лишая его возможности спокойно обедать, к примеру).
Встречи подготовки
Подготовка к паломничеству начинается заранее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общность на месте и тем более не решать там оргвопросы, а уже туда ехать готовыми.
Для этого проводятся несколько встреч с участниками, ведется дополнительное информирование через интернет. Если кто-то регулярно не может прийти на встречи подготовки – это повод предупредить, что человека могут и не взять. Пропуская подготовку, чаще всего человек уже на месте создает дополнительные трудности себе и другим вовремя не проясненными вопросами, а то и несогласием с общим ходом паломничества. Люди могут сомневаться, получится ли у них фактически участвовать (по деньгам, из-за обстоятельств жизни), но если они хотят участвовать, пусть приходят на общие встречи-обсуждения. Запись участников, соответственно, должна иметь свой дедлайн. Руководитель объявляет это, и после указанного времени принимать кого-то стоит только в виде исключения. Иногда ограничения связаны не с датами, а с размером группы – например, автобус на 19 человек, или место для проживания на определенное число людей. В таком случае новеньких можно поставить в лист ожидания.
Первая встреча. На первой встрече можно попросить участников немного рассказать о себе с точки зрения участия в церковной жизни, об их духовном образовании, служении, интересах. Чего они хотят от поездки? Также можно поставить прямой вопрос: каковы ваши сильные стороны и слабости в общении, в путешествии, есть ли особенности здоровья, которые нужно учитывать. На первой встрече можно предложить распределить ответственность, или предложить дать ответ ко второй встрече.
У всех необходимо собрать контакты; если поездка за границу, предложить вариант того, как будет осуществляться связь – и собрать иностранные контакты также заранее. До начала поездки у руководителя должен быть полный список телефонов, равно как и у участников – список телефонов ответственных и мест проживания.
Важно начинать молиться о поездке с первой встречи.
Хорошо бы определить место (переписка, группа в соцсети или форум), где будет выкладываться актуальная информация о поездке, и договориться о том, чтобы регулярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в последний месяц) смотреть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его информировали отдельно смс. Можно поручить размещение информации там отдельному человеку.
Вторая встреча. Примерную программу с учетом пожеланий первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и заранее послать ее всем для обсуждения. На второй встрече должно окончательно стать понятно с ответственными. После детального обсуждения программы можно составить примерную смету расходов и выслать общую сумму на человека как можно раньше, особенно, если поездка предполагает значительные траты. Необходимо заложить 30% на орграсходы и непредвиденные нужды. Сразу необходимо собрать минимальный взнос, часть из которого удерживается, если участник отказывается без уважительных причин (болезнь, что-то с родственниками и пр.) накануне. Можно этот взнос повышать по мере того, как приближается дата поездки. Если поездка за границу, заранее стоит предупредить о валюте сборов. Уточненную смету нужно выслать участникам не позднее 2 недель до начала поездки.
По всем контрагентам (турфирме, проживанию) – необходимо связываться предварительно как с можно большим количеством участников, чтобы не быть заложником одного варианта. Если паломничество приходится на время туристического бума, подготовку в этом вопросе необходимо начинать за полгода.
Далее встречи с ответственными, и накануне поездки – общая встреча-молитва, последние прояснения.
Программа
Программа паломничества может включать в себя:
Важно, чтобы люди заранее получили программу с расписанием, особенно это касается времени приема пищи – кому-то необходимо дробное питание, не просто утром и вечером, и он должен сам об этом заранее позаботиться.
Турфирмы, если с ними связываться, будут стараться предложить максимум своих услуг. Организаторы паломничества должны четко понимать, что они не могут сделать своими силами, и только на это и соглашаться. В частности, у турфирм могут быть спеццены на проживание, свой транспорт, знающие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех церковных гостиницах, их гиды могут не вполне понимать нужд группы. Необходимо понимать, что и от организованных экскурсий требуется отдых.
По бюджету и отчетности
Необходимо заранее составить и распечатать следующие таблицы учета, чтобы к вечеру заносить все в компьютер.
По непосредственной жизни в паломничестве
Лучше всем заезжать и уезжать в одно определенное время – иначе сложно формировать бюджет, возникают дополнительные трудности с тем, как встретить, особенно, если кто-то хочет заехать в незнакомое место или ночное время.
В группе попадаются люди, которые не привыкли к дисциплине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части программы: «Если вас нет, и вы никак не предупредили об отсутствии своих ответственных, не взыщите, ждем 15 минут, а потом – останетесь без ужина, или просто без транспорта, будете добираться сами».
В автобусе можно делать многое: молиться, читать, обсуждать, заранее что-то разучивать. Вечерами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо подводить итоги дня: как настроение, что получилось удачно, что хотелось бы изменить, что предложить в общую жизнь. Также вечером корректировать программу с ответственными. Непосредственное наполнение программы зависит от общей активности всех и от ведущих по направлениям.
Но программа программой, а то, что получит человек, зависит больше от его внутреннего настроя, от того, есть ли постоянная молитва в сердце, способность удивляться и благодарить, и готовность послужить тому, кто оказался рядом.
Паломничество закончено: что дальше?
Опыт совместных паломничеств сближает. Хочется потом встречаться, заново вспоминать и переживать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от простого знакомства переходят к более глубоким отношениям. Из совместного паломничества может родиться что-то новое, что будут делать вместе участники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий интерес.
Паломничество – это путь не только для себя.
Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это происходит часто и на бегу, какие-то впечатления могу «замылиться». Но если устроить вечер воспоминаний и пригласить тех, кто действительно хотел бы прикоснуться к вашему опыту, вы сможете не потерять, а приобрести. Здесь помогут фотографии, записи. Когда мы делимся тем, что нам открылось, мы можем заново пережить волнующие моменты.
Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать.
Проверить, было ли паломничество успешным, можно лишь одним способом: спросив себя, рождается ли в сердце благодарность Богу и людям, меня окружающим.