что нового в законе о персональных данных
Что нового в законе о персональных данных
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»
Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2010, N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772; 2018, N 1, ст. 82; 2019, N 52, ст. 7798; 2020, N 17, ст. 2701) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
2) пункт 10 части 1 статьи 6 признать утратившим силу;
3) статью 9 дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.»;
4) пункт 2 части 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
«2) обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона;»;
5) дополнить статьей 10.1 следующего содержания:
«Статья 10.1. Особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения
1. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
2. В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
3. В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
4. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.
5. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, или если в предоставленном субъектом персональных данных таком согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с частью 9 настоящей статьи, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.
6. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору:
2) с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
7. Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
8. Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
9. В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
10. Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
11. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.
12. Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.
13. Действие согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, прекращается с момента поступления оператору требования, указанного в части 12 настоящей статьи.
14. Субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений настоящей статьи или обратиться с таким требованием в суд. Данное лицо обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных или в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда, а если такой срок в решении суда не указан, то в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
15. Требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.»;
6) пункт 3 части 4 статьи 18 изложить в следующей редакции:
«3) обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, осуществляется с соблюдением запретов и условий, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона;»;
7) пункт 4 части 2 статьи 22 изложить в следующей редакции:
«4) разрешенных субъектом персональных данных для распространения при условии соблюдения оператором запретов и условий, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона;».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года, за исключением абзаца десятого пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Абзац десятый пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
30 декабря 2020 года
Обзор документа
Установлены особенности обработки персональных данных (ПД), разрешенных их владельцем для распространения.
Запрещено использовать ПД без согласия владельца, а он сам может потребовать от оператора прекратить распространение сведений о себе без необходимости доказывать, что это незаконно.
Если согласие дано, владелец данных вправе в любой момент его отозвать, после чего оператор обязан приостановить выдачу сведений.
В соглашении на обработку ПД, разрешенных для распространения, может содержаться запрет на передачу данных неограниченному кругу лиц и обработку ими этих сведений.
Каждый сайт обязан спрашивать пользователей, какие данные о них можно опубликовывать и передавать третьим лицам. Невыполнение этого требования повлечет штраф за нарушение обработки ПД.
Закон вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением нормы о предоставлении оператору согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения, через информсистему уполномоченного органа. Данное положение применяется с 1 июля 2021 г.
Что нового в законе о персональных данных
1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие «персональные данные, разрешенные для распространения». Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – «общедоступные персональные данные». Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.
Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.
Для распространения данных нужно получить новое согласие
Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.
Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):
Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).
Содержание согласия на распространение персональных данных
Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.
Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:
Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.
Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.
Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия
Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.
Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных
Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).
Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных
Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):
Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме
Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.
Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:
Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?
В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.
Новый законопроект о персональных данных: как изменилась работа рекрутеров
⏱ Время прочтения — 9 минут
В эпоху цифровизации персональные данные (ПД) называют информационным товаром и «нефтью XXI века». В 2021 году серьезно изменился порядок обращения с ПД. Законопроект о распространении персданных привел к масштабным изменениям — часть из них вступила в силу в марте, а с 1 сентября 2021 года вводятся новые требования к получению согласия на распространение ПД.
Разбираемся вместе с экспертами в нюансах новых требований закона применительно к рекрутменту. Вопросов много. Как теперь HR-менеджерам работать с личной информацией кандидатов? Какие новшества нужно строго соблюдать и за что компаниям грозят многомиллионные штрафы?
Сперва разберемся, что относится к персональным данным с точки зрения кандидата и работодателя.
Персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу ( субъекту персональных данных — кандидату). С точки зрения рекрутмента — это почти все сведения, которые собирают о соискателе, субъекте ПД: Ф. И. О., опыт работы, доходы, образование и пр.
Оператор — потенциальный работодатель. Обработчик — тот, кто обрабатывает персональные данные по поручению оператора. Обработчиками в рекрутменте выступают те, кого работодатель нанял для поиска новых сотрудников (кадровые агентства, job-сайты, ATS- и CRM-системы). Кстати, если вы сохраняете резюме на свой компьютер, значит, уже занимаетесь обработкой персональных данных.
Новый закон и его последствия
За последний год на рассмотрение парламентариев было внесено несколько громких законопроектов, связанных с ПД, часть инициатив утвердили. Один из самых обсуждаемых документов, который уже вступил в силу, вносит изменения в порядок обращения с персональными данными граждан. Итак, главное новшество касается регулирования распространения ПД. С 1 марта 2021 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», а с 1 сентября 2021 года начинает действовать Приказ Роскомнадзора, в котором прописаны основные требования к форме согласия на обработку ПД.
Главные новшества в законодательстве о персональных данных — 2021
(статья 10.1 Федерального закона «О персональных данных»).
«Теперь работодатель как оператор должен проверять наличие согласия от кандидата не только на обработку, но и на распространение личной информации о нем, если собирает данные из открытых источников. Галочки под пользовательским соглашением недостаточно — должен быть отдельный документ, электронная форма на сайте. Эти новеллы всколыхнули и бизнес-сообщество, и юристов. 1 сентября замкнется круг законодательных изменений — приказ Роскомнадзора, вступающий в силу в первый день осени, четко определил, как согласие на распространение персданных должно выглядеть. Важный нюанс — в документе должны быть поля, где человек может записать, какие ПД он не разрешает распространять или разрешает с определенными условиями. Теперь рекрутеру нужно отслеживать содержание такого согласия», — объясняет Екатерина Метелкина, юрист hh.ru, эксперт по персональных данным.
9 обязательных пунктов в согласии на обработку персональных данных с 1.09.2021
(приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 №18)
Миллионные штрафы — кого коснутся и при чем тут Google-таблицы?
Параллельно с бурными дискуссиями о новых законодательных ужесточениях возникло сразу несколько громких дел с зарубежными компаниями, связанных с обработкой персональных данных. Претензии Роскомнадзора заключались в нарушении требований локализации ПД граждан на территории РФ. Суд оштрафовал мессенджер WhatsApp на 4 млн руб. за отказ локализовать базы данных российских пользователей (по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ), а соцсети Facebook и Twitter получили повторные штрафы 15 млн и 17 млн руб. соответственно (по ч. 9 ст. 13.11 КоАП РФ), сообщается на сайте Роскомнадзора. А ранее оштрафовали за нарушение правил локализации на 3 млн руб. компанию Google (также по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ). По данным ведомства, хранение персональных данных российских пользователей локализовали около 600 представительств в РФ зарубежных компаний.
По мнению наших экспертов, такие проблемы могут затронуть не только крупный международный бизнес, но и российские частные компании, которые, например, используют Google-таблицы для хранения и обработки личной информации кандидатов. Как?
«Работодатель как оператор при сборе персональных данных обязан обеспечить запись, систематизацию, хранение, уточнение и извлечение этих сведений россиян с использованием баз данных на территории РФ. По данным РБК, этим летом ряд иностранных компаний (причем не только крупных) получили письма с требованием подтвердить факт локализации персданных на территории РФ (такое положение внесено согласно Федеральному закону №242-ФЗ от 01.09.2015). Штрафы очень чувствительные — до 6 млн рублей для юрлица за первое нарушение, до 18 млн рублей за повторное (ч. 8–9 ст. 13.11 КоАП РФ). Обратите на это внимание при выборе места, где будут храниться резюме кандидатов. Серверы должны размещаться в России», — советует Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенса hh.ru.
Распространенная ситуация: рекрутер работает с персональными данными кандидатов (Ф. И. О., контакты, ссылка на резюме или выдержки из него) в облачном хранилище. Часто им выступают Google-таблицы. Эксперты назвали такую практику «очень плохой», так как вы не можете выбрать локацию размещения сервера, где хранятся данные, облако Google может находиться в странах, не подпадающих под требования российского законодательства о трансграничной передаче ПД другим странам (ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»).
В таком случае при проверке компания не сможет предоставить информацию, где же хранятся персданные. Отсюда высоки риски штрафов. Кроме того, вы не управляете системой доступа, были прецеденты, когда информация, хранящаяся в облачных файлах, становилась общедоступной.
Как выбрать ATS-систему для соблюдения закона о ПД?
Как бизнесу соблюсти все требования, учесть все новые требования законодательства о персданных и не попасть на штрафы, ненамеренно разместив информацию на иностранных серверах? Сегодня компании устанавливают ATS-системы ( от англ. Applicant tracking system — система управления кандидатами), позволяющие автоматизировать процесс подбора персонала. Эти специальные программы, облегчающие жизнь рекрутерам, помогают соблюдать российское законодательство в части обработки и распространения персональных данных. Сложность в том, что система управления подбором персонала должна соответствовать государственным техтребованиям. Перечень пунктов большой. И помните: техническая защита ПД — это не разовое мероприятие. Вы должны периодически проводить проверку, правильно ли все настроено и как работает.
«Если у вас собственная ATS-система, вы несете полную ответственность за соблюдение всех требований по закону. Если размещаете систему у провайдера, небольшая часть технических требований ляжет на него. Проследите, чтобы у провайдера была лицензия на техническую защиту информации. Удобное решение — ATS как услуга, что снимет с вас риски технического несоответствия. Главное — проанализировать компанию и услугу и убедиться, что все требования 152-ФЗ соблюдены. Например, у hh.ru есть система Talantix, в которой учтены все аспекты, связанные с получением согласия субъекта и хранением его данных, так как “Хэдхантер” учитывает и реализует все технические требования к защите ПД, регулярно привлекает внешних специалистов для анализа соответствия таких требований. Также в системе Talantix есть автоматический запрос на обработку персданных», — советует Сергей Кортиков, независимый консультант по информационной безопасности.
Кстати, использование Talantix не предполагает распространение персональных данных, а если вы берете данные из источников, в которых не уверены, то можете направить запрос согласия субъекту при помощи функционала системы, подчеркнула юрист Екатерина Метелкина.
5 критериев выбора ATS-системы
По словам Марины Хадиной, директора по развитию Talantix, чтобы избежать рисков, рекрутер как менеджер проекта по внедрению программ должен учесть следующие моменты:
Законодатели отметили, что закон о распространении ПД — только начало большой работы по ужесточению правил обращения с персональными данными. Но это не должно стать проблемой для компаний, если они следят за автоматизированными решениями и предложениями по хранению и обработке данных, так как крупные провайдеры держат руку на пульсе, чтобы помочь HR-сообществу и бизнесу учесть эти и другие нововведения.