что носят служители церкви
Одежда священнослужителей
В этом разделе мы поговорим об одеждах, которые архиереи, священники и диаконы призваны носить во внебогослужебное время. Согласно церковным канонам эти одежды отличаются от мирских: даже находясь дома, священник является носителем сана. На практике это правило соблюдается не всегда, что в наши дни не считается нарушением церковной дисциплины.
Одежды архиерея, священника, диакона
В быту все носители церковного сана надевают приблизительно одинаковые одежды: подрясник и рясу. При выходе на улицу надевается головной убор – скуфья.
Изначально эти одеяния произошли от одежд, которые носили древние иудеи, а также жители античных полисов. Считается, что подрясник и ряса напоминают хитон, который носил Спаситель.
Кстати, традиция христиан отличаться по внешнему виду от язычников существовала уже в Древней Церкви. Тертуллиан (III век) упоминает, что в его времена верующие носили палий – плащ, символизировавший простоту и смирение, за что подвергались насмешкам от идолопоклонников.
Разновидности одежд священнослужителей
Подрясник – разрезное одеяние, доходящее до края ботинок, с длинными узкими рукавами и глухим воротом. Чаще всего имеет черный цвет. Летом в неофициальной обстановке некоторые батюшки носят светлые подрясники : серые, кремовые, белые, бежевые. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясник и ряса имеют русский и греческий варианты.
Русский подрясник застегивается встык, без запаха. Притален по фигуре.
На груди у греческого подрясника устроены карманы. Он не притален, имеет воротник-стойку.
Болгарский подрясник представляет собой нечто среднее между русским и греческим: он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.
Ряса – длинное одеяние, разрезное впереди, которое надевается поверх подрясника, в отличие от него имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Слово «ряса» означало изначально «бедная, вытертая одежда».
Из истории рясы
До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.
Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.
Разновидности рясы
Русская ряса застегивается «встык», без зап а́ха, имеет приталенный фасон. Рукава – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло. На некоторые официальные церковные мероприятия духовенство Русской Православной Церкви обязывается являться исключительно в рясах русского покроя.
Существует две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков, и московская – приталенная со всех сторон.
Греческая ряса пришла на Русь в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить ее. Такая ряса намного шире русской, не приталена, застегивается только на вороте и груди, имеет воротник-стойку. По сути, это трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, а многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, и российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку или шляпу.
Полезный совет. Особенности пошива подрясников и ряс
Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурами, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть.
Скуфь я – шапочка черного цвета, закрывающая лоб. Может иметь русский (более распространенный) или греческий фасон. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок. Современная скуфья шьется таким образом, что на ней образуются 4 складки, образующие крест, видимый сверху. Скуфейки священнослужителей делают из бархатистой материи.
Одежды архиерея
Архиерейская мантия – является разновидностью монашеской мантии. В быту архиерей ходит в обычной черной мантии, а особую – архиерейскую – надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов. В храме ее торжественно снимают, и владыка облачается в саккос.
Мантия представляет собой длинную и широкую одежду в виде плаща без рукавов. Архиерейская мантия застегивается в 2-х местах: у ворота и внизу, а длина ее такова, что образуется шлейф.
Архиерейская мантия украшена скрижалями – четырехугольными платами. На верхней части мантии располагаются две скрижали с изображениями серафимов или крестов, реже – икон, а на нижней – еще две, с инициалами архиерея. Скрижали напоминают о тех скрижалях с Заповедями, которые были даны Моисею на горе Синай. Они указывают на то, что источник власти архиерея в Церкви – Бог, и в своей деятельности архиерей обязан руководствоваться Его Законом.
Также на архиерейской мантии, равномерно распределенные по ее длине, нашиты 3 ряда горизонтальных лент белого и красного цвета – «источники» («струи»). Они напоминают об учении Церкви – Ветхом и Новом Заветах, проповедовать которое призван архиерей.
Из истории архиерейской мантии
Длинный широкий плащ – палий был атрибутом первых христиан, не только священнослужителей, но и мирян. Он указывал на смирение, беспопечительность, чистоту деяний и готовность вверить свою жизнь Богу.
С формированием монашества мантия сразу же стала одеянием его носителей. Мантии отшельников в пустыне были простыми и практичными: они защищали от солнца, в них можно было завернуться во время сна.
Символика архиерейской мантии
Мантия – свободная, развевающаяся на ветру – символизирует крылья ангела, говорит о духовной высоте, молитвенном полете. Она знаменует собой полноту Божественной благодати, которую Господь дарует тем, кого поставляет на высоту архиерейского служения.
Об архиерейской мантии тот же святитель сообщал: «Скрижали или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». «Мантия его (архиерея) означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию, и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».
Разновидности архиерейских мантий
Архиерейские мантии – цветные, причем в русской традиции, а также в Сербской, Болгарской, Польской, Американской Православных Церквях и в Православной Церкви Чешских земель и Словакии оттенки их зависят от сана архиерея.
Патриаршая мантия имеет зеленый цвет.
Митрополичья мантия – синяя или голубая.
Мантия архиепископа или епископа – фиолетовая.
Облачения богослужебные
Другие названия: ризы, священные одежды
Что такое богослужебные облачения?
Ризы, в которых священнослужители совершают службу, формировались на протяжении двухтысячелетней истории Церкви. В общих чертах их набор сложился к VI столетию по Р.Х., но изменение форм, по сути, происходит по сей день. В Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора ромеев. Каждая деталь облачений имеет свое название, символическое значение. Даже цвет их строго определен традицией (об этом Вы можете прочесть в конце этой статьи).
Облачениями именуют одежды, которые священно- и церковнослужители надевают во время службы. Помимо них существуют еще одежды носителей церковного сана: ряса, подрясник, скуфья. Эти одежды положено носить и вне храма (правда, по сложившейся практике это соблюдается далеко не всегда). О них мы поговорим отдельно. Также отдельно мы поговорим о таких атрибутах священного сана, как наперсный крест и панагия.
именуют тех, кто прошел таинство посвящения в сан: архиереев (Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ), священников (иерей, протоиерей, игумен, архимандрит), диаконов (диакон, архидиакон, протодиакон). Подробнее мы расшифруем эти термины отдельно.
Помимо священнослужителей существуют церковнослужители – те, кто помогает во время службы: алтарники (пономари, чтецы), певчие, звонари. В наши дни особое одеяние – стихарь – полагается только алтарникам. В некоторые периоды церковной истории специальные одежды были и у других церковнослужителей.
На всех священнослужителях во время совершения службы бывает надет подрясник. Поверх него надеваются облачения. Чем выше сан – тем больше этих облачений и сложнее их символика.
Виды богослужебных облачений
Каждому церковному сану соответствует особое облачение.
Облачение алтарника (пономаря, чтеца)
Стихарь – длинная рубаха с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Символизирует чистоту, невинность.
Диакон во время богослужения символизирует собой ангела. На это указывает и его облачение.
Стихарь – длинная рубаха с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Символизирует чистоту, невинность. Святитель Симеон Солунский писал: «Стихарь (т.е. одеяние диакона, а также алтарника) представляет светлую одежду ангелов».
Орарь – длинная широкая лента, которую носят через плечо поверх стихаря. В отличие от епитрахили священника, не складывается вдвое, а свободно спадает по спине и груди. Символизирует крыло ангела.
Название «орарь» происходит от латинского oro – «молиться» или от греческого «смотрю, стерегу, наблюдаю», либо от латинского orarium – «полотенце, лентион».
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Облачение священника
Священник, совершающий службу самостоятельно, символизирует Христа. Если же он сослужит архиерею, то символизирует одного из апостолов.
Различают малое и полное священническое облачение. В малом облачении совершают все службы, кроме Литургии. Оно включает фелонь, поручи, епитрахиль. В полном к этому комплекту добавляются подризник, пояс и, при наличии, набедренник и палица.
Подризник – длинная рубаха из тонкой (обычно шелковой) материи, которая надевается под фелонь (поверх подрясника) при совершении Литургии. Имеет узкие рукава.
Фелонь – длинная накидка без рукавов, с вырезом для головы, покрывающая тело священника. Надевается поверх подрясника или подризника, пояса, поручей, епитрахили.
История формирования облика фелони
В наши дни фелонь делается длинной сзади, а спереди это облачение имеет округлый вырез, так что она достигает лишь пояса.
В древности фелони были совсем длинными – до пят, и сзади, и спереди. По сути, это был палий – античный плащ покроя “солнце”. Он скрывал даже руки священника, что символически указывало на то, что иерей совершает Таинства не своей, а Божией силой, а также на отречение от мирских соблазнов и стяжательства.
В средневековой Руси фелонь имела небольшое оплечье и одинаковую длину спереди и сзади – приблизительно до колен. На передней стороне фелони были пришиты 5 пуговиц. В определенные моменты службы переднюю часть ризы поднимали и закрепляли с их помощью.
К XVII веку в Греции фелонь приобрела приблизительно такой же облик, который мы видим сегодня – с укороченной передней частью. Эта форма перешла и на Русь. В XVII веке в нашей стране использовались оба вида фелони, старый и новый, а к XVIII столетию старая форма вышла из употребления, сохранившись только у старообрядцев.
Русская и греческая фелонь
В разных национальных традициях фелонь выглядит по-разному. Русская фелонь имеет жесткий стоячий трапециевидный ворот, а греческая свободно лежит на плечах. Предположительно, стоячее оплечье русской фелони появилось благодаря холодным зимам: оно хорошо защищает от сквозняков.
Греческая фелонь имеет ряд практических преимуществ: она меньше весит, ее легче шить, стирать, перевозить. Твердое оплечье русской фелони требует деликатного отношения, чтобы не терять форму, поэтому перед стиркой его снимают.
Передняя часть у классической греческой фелони несколько длиннее, чем у русской. Поскольку некоторым русским батюшкам это непривычно, появился русифицированный вариант – с укороченной передней частью.
Символическое значение фелони
Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о духовном значении фелони: «Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».
Четыре горизонтальных полосы на фелони символизируют четыре Евангелия. В верхней части фелони на спине находится крест, в нижней – восьмиконечная звезда, которая иногда именуется кустодией. Это указывает на единство Ветхого и Нового Заветов.
Полезный совет. Особенности пошива фелони
В облачении священнослужителю должно быть легко двигаться, делать поклоны, воздевать руки на молитве, поднимать руку для благословения. Оно не должно съезжать, перекашиваться.
Важно учитывать детали. Например, хорошо, когда передняя часть фелони заканчивается сантиметров на 20 ниже наперсного креста. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается. Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест.
Важно, чтобы подкладка оплечья фелони была изготовлена из качественной нетканой материи, достаточно долговечной, но не слишком тяжелой, чтобы священник не чувствовал себя так, словно на него надели вериги.
Епитрахиль – длинная лента из плотной ткани, сложенная вдвое таким образом, что оба конца ее спускаются на грудь священника. Впереди соединяется пуговицами, которых должно быть 7 – по числу Таинств Церкви (это соблюдается не всегда). По традиции, епитрахиль украшают кресты. Символически епитрахиль указывает на овечку, которую добрый пастырь берет на плечи и несет, спасая от волков, – то есть на душепопечение, заниматься которым обязан священник. Также, представляя собой, по сути, измененный вариант ораря, епитрахиль сообщает нам о том, что священник имеет сугубую, большую, нежели у диакона, благодать. Диакон помогает при совершении Таинств и богослужений, а священник совершает их. В существующей практики епитрахиль и поручи составляют комплект – изготавливаются из одинаковой ткани, в общей стилистике. Епитрахиль и поручи – обязательные атрибуты, необходимые священнику для совершения Таинств.
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Пояс – надевается поверх подризника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.
Набедренник – прямоугольный плат из ткани, прикрепляемый к поясу с помощью лент. В центре имеет крест. Является одной из иерархических наград Церкви (см. статью о них). Священник, еще не получивший права ношения палицы, носит набедренник с правой стороны, а получивший – с левой.
Палица – ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны. Вручается священникам в качестве награды.
Камилавка – высокий твердый головной убор цилиндрической формы без полей, как правило, фиолетового цвета, являющийся атрибутом заслуженных священнослужителей. Традиционно делался из верблюжьей шерсти, отчего и получил свое название.
Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.
Подсаккосник – аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.
Саккос – длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».
Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион) в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Омофор – имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.
Отличие русского омофора от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони. Греческий же омофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.
В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.
Поручи (нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.
Пояс – надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.
Палица – ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.
Митра – головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.
Цвета богослужебных облачений в русской традиции
Цвет церковных облачений в русской традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечается. Эта традиция начала формироваться на Западе в XII веке и, придя на Русь, распространилась здесь в XVII–XVIII столетиях. Последние ее изменения произошли сравнительно недавно.
Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.
Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.
Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.