что носила хатшепсут в знак того что она полноценный фараон
Хатшепсут — владычица Древнего Египта
Хатшепсут была первой правительницей Древнего Египта, носившей титул фараона, — её имя означает «первая среди благородных женщин». Она стала пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое Царство (1570–1069 годы до н.э.). Правление Хатшепсут ознаменовалось многими успехами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства её существования — согласно египетской традиции, ни одна женщина не могла и не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона.
Такое важное имя
Хатшепсут не была ни первой, ни единственной женщиной, управлявшей Древним Египтом. Царицы Меритнейт и Нейтикерт стояли во главе государства в конце Древнего Царства, Себекнефрура правила в конце Среднего Царства, а Таусерт — на закате Нового Царства. Женщина-правитель, выполнявшая мужские функции посредника при общении с богами, становилась проблемой даже для её преданных соратников — ведь им требовалось донести законность женщины-фараона до народа. Традиционным способом общения власти и простых людей было искусство. Строгие правила для писцов, скульпторов и художников создали особый, понятный каждому египтянину «язык» восхваления власти. Олицетворением этой власти был фараон-мужчина — живое воплощение богов Гора, Амона и Осириса. Поэтому первоначально Хатшепсут изображали как женщину с царскими атрибутами, но уже с седьмого года царствования она стала изображаться как мужчина.
И всё же Египет не принял идею женщины-фараона. После смерти Хатшепсут её имя было стёрто с памятников. Египетские письменные источники никогда не упоминают правительницу, а её многочисленные храмы и памятники долгое время приписывались более поздним фараонам. Лишь в начале XIX века французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут — он попытался перевести царское имя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и понял, что оно женское.
Кроме грандиозных монументов, царица приказала зодчим высечь своё имя в более укромных местах. Строительные проекты Хатшепсут были многочисленны, и исполнители, уничтожавшие свидетельства существования женщины-фараона, попросту пропустили некоторые из них. Попытки вычеркнуть Хатшепсут из истории в итоге оказались неудачными, и сегодня она известна как один из фараонов Древнего Египта.
Власть — семейное дело
Хатшепсут родилась в 1508 году до н.э. и была правнучкой великой царицы Яххотеп, внучкой первого фараона Нового Царства Яхмоса I, дочерью фараона Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос и женой своего единокровного брата Тутмоса II. В брак Хатшепсут вступила, будучи моложе двадцати лет.
18-я династия воцарилась в Египте во время кровавых сражений с захватчиками-гиксосами — военно-политическим альянсом племён амореев, хурритов и хеттов, долгое время контролировавшим половину Египта. Прабабка Хатшепсут царица Яххотеп потеряла на войне мужа и старшего сына, и ей пришлось стать регентшей при малолетнем младшем сыне Яхмосе I. На одиннадцатом году правления Яхмоса пала египетская столица гиксосов — город Аварис. Следующий фараон — Тутмос I — воевал в Нубии и Азии. После освобождения Египта новые фараоны считали себя обязанными контролировать и соседние страны — берега Нила должны были навсегда стать защищёнными от нападений.
Ещё при жизни отца Хатшепсут стала «Божественной супругой Амона», то есть верховной жрицей общегосударственного культа — это был наивысший сан, которого могла достичь женщина в Египте. Первоначально «Божественная супруга Амона» было не более чем почётным званием женщины из высшего класса, помогавшей первосвященнику. Начиная с периода Среднего Царства, звание получала жена или дочь фараона. К моменту становления первой династии Нового Царства женщина, обладавшая этим званием, уже могла участвовать в политических делах.
Из регента — в фараоны
У Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь по имени Нефрура, но не было сына. А вот младшая жена родила фараону наследника, который впоследствии станет знаменитым полководцем Тутмосом III.
На четвёртом году правления Тутмос II умер, и Хатшепсут стала опекуном его сына — до достижения наследником совершеннолетия ей были переданы все полномочия по управлению государством. Регентство главной жены и одновременно царской дочери было совершенно законным. На седьмом году регентства Хатшепсут изменила правила и сама возложила на себя двойную корону фараона Египта. На более ранних статуях и рельефах она изображалась как женщина, а после коронации — вначале в мужской одежде, а затем и в образе мужчины. Вместе с тем Хатшепсут не стала менять своё женское личное имя.
Дочь и избранница Амона
Понимая всю необычность и неопределённость своего положения, Хатшепсут начала царствование, выдав дочь Нефруру замуж за Тутмоса III. Оставалось решить, каким образом не потерять положение «божественной супруги Амона». Здесь её поддержали жрецы, которые согласились принять Нефруру вместо матери — теперь даже в случае потери власти Хатшепсут была бы мачехой и тёщей фараона, а через дочь продолжала бы распоряжаться обширными храмовыми владениями. Однако этих предосторожностей было недостаточно, и она узаконила своё царствование, представив себя дочерью бога. Хатшепсут утверждала, что Амон обратился в Тутмоса I и зачал её. Иероглифическая надпись в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри содержит следующий фрагмент:
«Он [Амон] в облике её мужа его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта, [Тутмоса I] нашёл её спящей в своих покоях. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к нему. Он немедленно подошёл к ней, он был возбуждён ею, и он навязал ей своё желание. Он позволил ей увидеть его в форме бога, и она возрадовалась при виде его красоты после того, как он предстал перед ней. Его любовь прошла в её тело. Дворец был наполнен божественным ароматом».
Кроме того, Хатшепсут утверждала, что Амон предсказал её приход к власти, чтобы навсегда покончить с наследием гиксосов. Официальные древнеегипетские историки характеризовали их как ненавистных тиранов из Ханаана, которые вторглись в Египет, разрушали храмы и оскверняли святыни. Народная память о кровавой войне с гиксосами была ещё свежа, и Хатшепсут использовала это, представив себя в качестве идейного и даже прямого преемника Яхмоса, которого люди чтили как своего освободителя. Одна из её надписей гласит:
«Я восстановила разрушенное. Я подняла то, что было сброшено азиатами, что находились в Дельте в Аварисе. Эти кочевники крушили то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественной воле, как это делаю я».
Война
Известно, что Хатшепсут снарядила множество военных экспедиций. Точный характер этих походов трудно определить, но их целями были земли Сирии и Нубии. Вполне вероятно, что локальные войны были начаты, чтобы доказать состоятельность правительницы как военного предводителя. Лично вести воинов в бой было необязательно — победа любого доверенного полководца расценивалась как заслуга фараона. Возможно и то, что царице нужно было чем-то занять воинственных мужчин из своего окружения. Не исключены и более прагматичные причины — грабёж периферийных территорий и восстановление власти египтян над ними.
Что же известно о военных предприятиях Хатшепсут? После смерти Тутмоса II последовало нападение воинов Кушитского царства на южные границы Египта. Ответные меры не заставили себя ждать — Хатшепсут с войском отправилась в Нубию и изгнала захватчиков. В следующий поход египетская армия отправилась, когда Хатшепсут приняла титул фараона. В Сирии и Палестине было неспокойно, царица доверила армию своим военачальникам, и те успешно подавили восстания.
На двенадцатом году правления Хатшепсут снова пришлось воевать в Нубии, где вспыхнуло восстание — постоянно получая подкрепления, египтяне подавили его. На двадцатом году правления нубийцы заключили союз с племенами, известными как мау, и снова попытались изгнать египтян. На этот раз Хатшепсут доверила командование Тутмосу III, который разгромил врагов.
Перед самой смертью Хатшепсут в Палестине восстал один из подконтрольных египтянам городов. Тутмос III снова выступил в поход и вернулся с победой.
Строительство
Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя столичную элиту, провинциальную знать, армию и даже вечно интриговавших жрецов. Бюрократию представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, строителей монументов — придворный архитектор Инени. Особую роль в жизни царицы играл человек по имени Сенмут (или Сененмут), являвшийся главным советником, зодчим и воспитателем царской дочери; ему же приписывают роль возлюбленного Хатшепсут.
Грандиозное строительство потребовало усилий множества рабочих. Принято считать, что условия на стройках Древнего Египта были настолько плохи, что туда направляли только рабов. Это не соответствует действительности, так как абсолютное большинство работ просто нельзя было доверить невольникам. Рабочий получал повышенный паёк, медицинскую помощь и социальные гарантии при несчастных случаях.
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри остаётся одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы этим архитектурным шедевром, что предпочитали быть похороненными поблизости — это положило начало огромному погребальному комплексу, известному как Долина царей.
История Хатшепсут, женщины-фараона, которую пытались стереть из истории, но не смогли
История Хатшепсут, женщины-фараона, которую пытались стереть из истории, но не смогли
Наверное, редкий человек совсем ничего не слышал про Нефертити или Клеопатру, но при этом мало кому знакомо имя Хатшепсут. Фараон-строитель, полководец, организатор великой экспедиции в далекую страну — она пришла к правлению очень непростым путем, но смогла сделать для Египта действительно немало.
Мы в AdMe.ru познакомились с историей царицы Хатшепсут, одной из четырех женщин, которой удалось взойти на сугубо мужской древнеегипетский престол.
Почему фараон — мужчина?
Кадриз фильма «БогиЕгипта».
Начать, наверное, стоит с того, кто же такие были фараоны. Эти люди не только выполняли функции главы государства, но и становились представителями богов Гора, Осириса и Амона в мире людей. Боги были мужчинами, и египтяне твердо считали, что и фараон — посредник между мирами — может быть только мужского пола. Даже сама идея фараона-женщины считалась противоестественной.
Но вот в 1508 году до н. э. родилась Хатшепсут. Она была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес, его первой и главной жены. Еще при жизни отца девушка стала верховной жрицей бога Амона и получила титул его супруги. Когда же Тутмос I отправился в лучший мир, Хатшепсут была главной и самой законной претенденткой на престол, однако не смогла на него взойти: фараоном должен был стать мужчина, и точка.
Царство получил ее единокровный брат Тутмос II, а Хатшепсут стала его женой. Сейчас нельзя с полной уверенностью объяснить мотивы этого поступка, но, скорее всего, девушка таким образом подготавливала почву для захвата власти в будущем. А может быть, ее просто-напросто заставили. Как бы там ни было, новый фараон оказался слабым и жестоким правителем, и Египет вздохнул с облегчением, когда через 4 года он умер. И снова остро встал вопрос: кто же теперь встанет во главе государства?
Здесь и начинается самое интересное. Умная и расчетливая Хатшепсут твердо решила не упускать то, что принадлежало ей по праву. Для этого она предприняла ряд взвешенных и точных действий.
Дочь великого Амона-Ра
Фараон Тутмос I, отец Хатшепсут.
Главным претендентом на престол стал Тутмос III, сын умершего фараона и его наложницы. Однако на тот момент мальчику было только 12 лет, чем и воспользовалась Хатшепсут. Она назначила себя регентом, а маленького «фараона» отправила как можно дальше от дворца.
Это был только первый шаг, регентство до совершеннолетия Тутмоса III не устраивало юную царицу. Однако Хатшепсут понимала: чтобы стать полноправной правительницей Египта, необходимо вписаться в религиозный культ страны и заручиться поддержкой самых сильных людей государства, а это будет непросто.
Но Хатшепсут хватило мудрости и такта сделать своими сторонниками жрецов, представителей аристократии и военачальников. Получив такую мощную поддержку, молодая женщина провозгласила себя дочерью великого бога Амона-Ра, что и подтвердили жрецы. После этого Хатшепсут официально стала фараоном, а Тутмос III был отстранен от престола.
Как стать мужчиной
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Казалось бы, дело в шляпе. Но ситуация оставалась сложной, и новая царица Египта это прекрасно понимала. А сложность состояла в том, что у большинства египтян в голове был конкретный сложившийся образ фараона. Мужчины-фараона.
Чтобы глубже понять серьезность проблемы, проведем аналогию: представим себе, что в Российской империи XVII века вдруг на престол взошла. кошка. Говорящая, образованная, нарядно одетая, с правами на корону, но все-таки кошка. Можно живо представить себе реакцию на это крестьян.
Хатшепсут отдавала себе отчет в том, что в данный момент она та самая «кошка на царстве», а значит, ожидать можно чего угодно. Поэтому новая правительница всеми силами старалась вписаться в устоявшийся мир богов и культов. Например, на всех важных мероприятиях Хатшепсут носила мужские одежды и накладную бородку. С этой бородкой ее зачастую и изображали: такой портрет фараона легче ложился на душу народа. Ну и про ее якобы божественное происхождение тоже не стоит забывать; в конце концов, люди свято в него верили и не стремились ссориться с великим богом.
Провозглашенная дочь Амона-Ра не зря долго и терпеливо шла к престолу. В отличие от своего покойного мужа, она стала справедливой и мудрой правительницей. При Хатшепсут Древний Египет расцвел и возвысился: экономика страны шла в рост, строительство обрело невероятные масштабы.
Кроме того, она организовала экспедицию в страну Пунт, контакты которой потерялись в эпоху Среднего царства. Необходимо было восстановить отношения с этим государством, так как Пунт был основным поставщиком дерева мирры. И Хатшепсут это удалось: контакты были налажены, а из похода египтяне вернулись с редкими товарами, такими как черное дерево, ручные обезьянки, золото, рабы и шкуры экзотических животных.
Хатшепсут проявила себя и как хороший военный стратег: она лично возглавляла один из походов в Нубию, контролировала Синайский полуостров, финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину.
Несколько тысяч лет спустя
Так по-разному фараона Хатшепсут увидели художники из разных тысячелетий. О реальной же внешности царицы мы можем только догадываться.
Женщина-фараон правила немногим больше 2 десятилетий и умерла на 22-м году царствования. На престол взошел Тутмос III. Есть версия, что он был очень зол и обижен на мачеху, потому как приложил немало усилий, чтобы стереть ее образ из истории: имя царицы было исключено из списка фараонов Египта, оно вырезалось из картушей и заменялось именами ее предшественников-мужчин, портреты уничтожались. Хатшепсут же, скорее всего, ожидала чего-то подобного и успела оставить немало упоминаний о себе в самых разных местах, и уничтожить все просто не получилось. Благодаря этому в XIX веке знаменитый египтолог Жан-Франсуа Шампольон смог вернуть имя Хатшепсут в мировую историю.
Вот так сложилась судьба одной из самых незаурядных женщин, которых когда-либо видел свет. Скорее всего, сама Хатшепсут была бы рада узнать, что спустя несколько тысячелетий мы знаем ее имя и восхищаемся ей как сильным, мудрым, энергичным, деятельным и целеустремленным человеком.
А вы слышали раньше про царицу Хатшепсут? И кто из великих женщин является для вас самым вдохновляющим примером?
Почему более 2000 лет скрывали имя женщины-фараона Древнего Египта Хатшепсут, и кому это было нужно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Великая царица Хатшепсут: истоки
Хатшепсут родилась в правящей династии царицы Яхотеп. Её дедушка — Яхмос I, был первым правителем Нового Царства, а отец — Тутмос I, предположительно являлся кровным родственником знаменитого фараона Аменхотепа.
Не достигнув и 20 лет, Хатшепсут вступила в брак со своим единокровным братом Тутмосом II. Ещё в юности Хатшепсут приняла сан «Божественной супруги Амона». Во времена Нового Царства он позволял представительницам знати участвовать в политической жизни страны.
В союзе Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь, а наследника фараон получил от наложницы. В будущем Тутмос III прославится благодаря своему отменному мастерству полководца, но это будет немного позже. А пока на четвёртом году правления скончался Тутмос II. Его полномочия по управлению государством были переданы Хатшепсут, которая будучи опекуном несовершеннолетнего принца, получила регентство.
Она занимала должность регента семь лет, но желание полноправия сподвигло Хатшепсут изменить правила, и в 1490-м г. до н. э. она стала единым легитимным правителем Египта. Безупречное происхождение, связи и влияние позволили жрецам без колебаний склонить головы перед новым фараоном. Женщина-фараон восседала на престоле практически два десятилетия. Она умерла на пятом десятке лет от рака костей.
Согласно правилам 18-й династии, Тутмос III не имел шанса сесть на престол, поскольку власть переходила по материнской линии. С подачи Хатшепсут, которая отдала за него замуж свою дочь, Тутмос сумел войти в царствование.
Достижения царицы Хатшепсут во время правления
Царствование женщины-фараона не являлось нонсенсом в Древнем Египте, но всегда вызывало вопросы у народа и становилось проблемой для её сподвижников. Законность женщины в качестве царя всегда нуждалась в веской аргументации. До Хатшепсут приходилось доказывать своё право на престол царицам Меритнейт, Нейтикерт, Таусерт и др. Традиционно общение властей и народа происходило посредством искусства.
Хатшепсут прекрасно понимала роль искусства в жизни Египта, поэтому за время её правления было воздвигнуто огромное количество архитектурных памятников. Помимо этого, она отдавала приказы, согласно которым восстановлению подлежали разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамзес II. Период царствования Хатшепсут ознаменовался расцветом Египта, причем как социальным, так и политическим. Женщина-фараон была настолько сильной и отважной личностью, что лично принимала активное участие в одном из военных походов.
Хатшепсут окружила себя представителями столичной элиты, армией и обособленными жрецами. Она создала бюрократическую систему, которая возымела свои плоды в виде многочисленных побед, уровня жизни египтян и общественных настроений.
Её мудрость проявлялась во всех сферах. Так, предчувствуя посмертное забвение, царица приказывала во время строительства высекать на зданиях своё имя. Каждая попытка будущих фараонов убрать имя Хатшепсут из истории терпела неудачу.
Сыновья, ненависть и предание анафеме
Первые двадцать лет правления Тутмос придерживался порядков своей предшественницы. Большинство соратников Хатшепсут продолжали занимать свои посты, и даже могли передавать их по наследству. Наверное, новый царь понимал, что фараона делает фараоном не только немес, но и окружение. Затем началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена её предшественников.
Хроники, в которых все действия Хатшепсут приписывались Тутмосу, были переписаны по его приказу. Её имя было предано анафеме, но храм, построенный в её честь, остался важным культовым центром.
Современные историки выдвигают множество теорий, почему наследник решил стереть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятной причиной учёные называют не ненависть, а нарушение тысячелетних традиций Египта. Миссия фараона, кроме прямого управления страной, заключалась в создании божественного баланса на земле. Женщина, которая занимает место мужчины — разрушает этот баланс. Вероятно, Тутмос III остерегался, что другие женщины пойдут по пути, проложенному Хатшепсут к престолу.
Активная позиция Тутмоса III привела к тому, что в египетских архивах не осталось упоминаний об этой женщине-фараоне. В начале XIX столетия востоковед Жан-Франсуа Шампольон раскрыл миру и истории личность Хатшепсут.
Храмовый комплекс Хатшепсут
Храм Хатшепсут — одна из самых важных достопримечательностей современного Египта. Величественное сооружение расположилось у подножья скал Дейр-эль-Бари. В древности храм назывался «Джесер Джесеру», что значит «Святая Святых».
Строительство этого, безусловно, важного объекта проходило с 1482 по 1473 год до н. э. Воздушный храм со множеством скульптур значительно выделялся на фоне грандиозных громоздких зданий тех времён.
Стоит отметить, что местоположение храма Хатшепсут было выбрано после тщательных расчётов. Он возведён на оси храма Амона в Карнаке неподалёку от гробницы самой Хатшепсут в Долине царей на другой стороне горы. Главным архитектором храма стал выдающийся древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии Нового царства Сененмут.
Когда-то садовый комплекс с экзотическими растениями и бассейнами, храм Хатшепсут сейчас стоит практически посреди пустыни. Стены, увенчанные фресками, рассказывают о времени царствования Хатшепсут, а также изображают бытовые сцены и богов.
Со временем храм Хатшепсут превратился в настоящее место паломничества. Археологи обнаружили на его стенах множество надписей и записок с просьбами об исцелении.
В раннехристианские времена в храме располагалась коптская церковь, но позже строение было разрушено. В 1891 году египтолог Эдвард Навиль стал первым учёным, попытавшимся восстановить храм. Эта задача была крайне сложной, поскольку многие элементы строения были вывезены из Египта. Однако благодаря усилиям польских реставраторов храм был восстановлен, а память о Хатшепсут возвращена.
В этом, пожалуй, и состоит призвание истории: возвращать из глубин памяти то, что казалось забытым, утраченным, стёртым поколениями. И только история может рассказать, что известно о последнем правителе Древнего Египта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Женщина-фараон Хатшепсут
Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.
Слова Амона к богам:
«Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут. Буду я защитой плоти её. Вот, дал я ей страны Египта все и чужеземные страны все. Будет предводительствовать она живущими всеми. Соединил я для неё Обе Земли в довольстве. Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши. сделает процветающими она алтари ваши. »
Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).
Хатшепсут считалась дочерью Солнечной династии фараонов, а также посвящённой жрицей, имеющей высокое духовное положение, её предначертание знали Жрецы Карнакского Храма.
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов, на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы в честь умерших и обожествленных фараонов.
Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища. Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура.
Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.
ХАТШЕПСУТ — ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА-ФАРАОН ЕГИПТА. ОТКРЫТИЕ ВЕКА!
Пирамиды Древнего Египта по праву считаются одним из чудес света. Они настолько же таинственны, насколько величественны и уникальны. И всякий раз, когда египтологам удается пролить свет хотя бы на один из секретов древних пирамид, это становится сенсацией. Находка мумии царицы Хатшепсут — из разряда последних и уже названа одним из важнейших открытий нашего века.
Но почему доктор Хавасс решил, что именно она и есть Хатшепсут? Ключ к разгадке этой тайны находился в деревянной коробке с регалиями ее трона. Именно в ней в дополнение к канопам был найден единственный коренной зуб царицы. Исследователь предположил, что следуя традициям, бальзамировщики поместили зуб Хатшепсут в коробку, как ритуально заряженный предмет.
Канопы – сосуды с органами. Известно, что органы, извлеченные при мумификации не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения их промывали, а затем погружали в специальные сосуды с бальзамом — канопы.
Все неопознанные женские мумии и найденные предметы, а также мумии фараонов Тутмоса II и III, ведь первый – это единокровный брат Хатшепсут, а второй – ее пасынок, были подвергнуты тщательной экспертизе. Когда-то это не представлялось возможным, но современные достижения позволили египтологам значительно продвинуться вперед. Сканирование с использованием компьютерной томографии и анализ ДНК мумий не оставляли сомнений. Мумия тучной 50-летней женщины с отсутствующим коренным зубом и есть Хатшепсут.
Ко всему прочему выяснилось, что женщина-фараон страдала множеством заболеваний, в том числе диабетом и даже раком – метастазы были найдены практически во всех костях царицы, и скорее всего именно одна из болезней и стала причиной ее смерти. Таким образом, версия о том, что Хатшепсут умерла в результате насильственной смерти, полностью опровергнута. Как и то, что все храмы и монументы, воздвигнутые царицей, были уничтожены ее пасынком Тутмосом III из мести.