что непременно следует за каждым восприятием мотив потребность действия желания
Мотивы, желания и потребности – в чём разница?
Мотив происходит от французского motif, который в свою очередь произошел от латинского moveo – двигаю. Другими словами:
Мотив – это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.
В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности. Они назвали его «опредмеченная потребность», но общепризнанного определения, что такое мотив не существует. Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.
Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними. Разница действительно не сразу заметна.
Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:
потребность – желание – цель.
Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.
Вопрос остается открытым. Возможно, у каждого из вас, прочитавшего эту статью, отозвалось своё определение мотива и мотивации.
Как вы мотивируетесь? Что вас подталкивает к действию? Как вы знаете, что это есть ваш мотив?
Research Style | Статьи, которые ускоряют движение проектов в digital
Мотивы, желания и потребности – в чём разница?
Мотив происходит от французского motif, который в свою очередь произошел от латинского moveo –двигаю. Другими словами:
Мотив – это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.
В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности. Они назвали его «опредмеченная потребность», но общепризнанного определения, что такое мотив не существует. Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.
Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними. Разница действительно не сразу заметна.
Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:
Например, мы хотим есть. Голод это потребность, которая вызывает у нас желание. Желание побуждает нас искать пищу, то есть цель. В данном примере, нашим мотивом является желание, так как именно желание подталкивает нас что-то делать.
Но бывают и другие примеры. Я не хочу кушать, и желания искать пищу у меня отсутствует. Нет потребности, нет желаний, но мой рассудок, подсказывает мне, что чувство сытости это ненадолго, и лучше заранее обеспечить себя провизией. Это называется мотивацией, я прокручиваю возможность будущих своих потребностей, вызывая в себе желание, подготовится к этому заблаговременно. Здесь уже не сама потребность стала причиной желаний, а мотив, предусмотревший эту потребность заранее.Мотив занял место потребности.
Когда наши размышления касаются экзистенциональных вопросов, вроде: «жить, чтобы кушать, или кушать, чтобы жить», желание кушать становится второстепенным, и уже не желание диктует цель, а цель диктует желание. В этом примере цель становится стимулом к действию, а значит, именноцель выступает в качестве мотива.
Или ещё пример. Если нам необходимо, что-либо сделать, а желание отсутствует, мы задаёмся вопросом: «зачем мне это нужно?» Таким образом, мы ищем мотив, который аргументирует наши намерения. В этом случае мотив созвучен слову смысл.
Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.
Мотивации и потребности человека
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, регулирующих интенсивность его действий, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность при достижении целей. Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личностных целей, целей манипулятора, это основа управления человеком.
Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, и, следовательно, стремлением от него избавиться.
Мотивы формируются у человека под воздействием многих субъективных и объективных факторов – стимулов (stimulus – лат. заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных), в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, возможности, надежды и многое другое. У отдельных людей реакция на одинаковые стимулы различна. Процесс использования стимулов для мотивации человека называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия человека должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, что он от стимулирования получает, сколько своей энергии он затрачивает на достижение поставленной цели.
Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чего требует ваше тело и разум. То, чего вы хотите добиться, называется целью, стимулом или объектом. Мотив всегда внутри. У меня есть стремление нравиться, хочу, чтобы я нравился людям, чтобы меня любили, чтобы меня уважали. Потребности тоже внутри меня. Мне требуется пища, энергия, требуется воздух, вода. Некоторые из потребностей имеют самое решающее значение для физического здоровья организма. Некоторые – для душевного здоровья. Важно пользоваться уважением, быть любимым, иметь воду, воздух, пищу. Некоторые из имеющихся у нас потребностей почти целиком являются внутренними. Чувство, что меня уважают – внутреннее. Если я чувствую, что меня уважают другие, я чувствую это разумом.
Те стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям манипулятора, называют побудительными мотивами. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет четыре основных вида мотивов деятельности личности:принуждение, денежное вознаграждение, солидарностьс целями манипулятора и приспособление целей манипулятора к своим целям.
Дж. К. Гэлбрейт привел примеры, которые поясняют суть этих мотивов. Представим, что человеку поручено выкопать канаву. Копание канавы для обычного человека работа неинтересная. Цель будет достигнута, когда канава будет полностью вырыта. Как же можно сделать так, чтобы человек отказался от своих личных устремлений в интересах манипулятора. Это можно сделать разными способами:
• манипулятор может заставить человека принять свои цели. За человеком с лопатой стоит манипулятор с дубинкой. Отказ человека согласиться с целями манипулятора приведет к отрицательному вознаграждению в виде наказания. Такого рода побудительный мотив называют принуждением;
• согласие с целью манипулятора может быть куплено: в конце канавы стоит манипулятор с деньгами. Согласие с целью манипулятора ведет не к отрицательному, а к положительному вознаграждению. Взамен – человек предлагает манипулятору свое время и умение. Это денежный мотив;
• если человек каким-либо образом связан с манипулятором, то он может прийти к выводу, что цели манипулятора выше его собственных целей, важнее его первоначальных намерений, и потому он примет участие в их осуществлении. Человек способен оценивать свои позиции относительно чужих позиций и воспринимать чужие цели как свои собственные. Такое восприятие не будет принудительным. Оно не куплено, хотя оно и не исключает вознаграждение. Такой побудительный мотив называется солидаризацией с целями манипулятора;
• человек может принять цели манипулятора не потому, что он ставит их выше собственных целей, а потому, что он надеется привести их в соответствие со своими целями. Участие в деятельности манипулятора для того, чтобы привести его цели в соответствие с собственными целями, является важным мотивом, называемым приспособлением целей манипулятора к своим целям.
Принуждение, денежное вознаграждение, солидарность и приспособление целей служат мотивами деятельности личности, как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Такое совместное влияние называют системой мотивов. Системы мотивов значительно отличаются друг от друга в зависимости от того, какие мотивы в них входят. Некоторые мотивы приходят в столкновение и тем самым нейтрализуют друг друга. Некоторые мотивы сочетаются слабо. Другие значительно усиливают друг друга.
Обсудим взаимоотношения между различными мотивами. Принуждение и денежное вознаграждение сочетаются различным образом. Те, кого принуждают участвовать в осуществлении целей манипулятора под угрозой наказания, обычно не получает положительное вознаграждение. Принуждение несовместимо ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если человека принуждают принять цели манипулятора, то вряд ли он, по крайней мере, до тех пор, пока он чувствует принуждение, признает их приоритет перед своими собственными целями. Точно так же принуждение несовместимо и с приспособлением. Если человек под угрозой наказания вынужден принять цели манипулятора, то он не будет действовать во имя этих целей и будет надеяться приспособить их к своим целям.
Мотив вознаграждения может сочетаться с принуждением. Это зависит от уровня вознаграждения и характера выбора, который имеется у данной личности. Если элемент принуждения значителен, то в этом случае мотив вознаграждения несовместим ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если он незначителен, то другие мотивы вполне совместимы.
Подобно тому, как принуждение и денежное вознаграждение могут выступать в различных сочетаниях, солидарность может сочетаться с приспособлением целей. Эти последние мотивы в высшей степени удачно дополняют друг друга. Человек, тесно связавший себя с каким-либо манипулятором, скорее воспримет его цели, чем свои, если он надеется изменить те из них, которые считает неудовлетворительными или неприемлемыми. С другой стороны, чем больше он проникся целями манипулятора, тем настойчивее он будет пытаться исправить их: изменить (то есть приспособить к своим) все, что считает неудовлетворительным.
Отношения между солидарностью и приспособлением целей зависит и от темперамента; некоторые, связав себя с манипулятором, больше склонны воспринимать его цели, а другие – оказывать на них влияние.
Начнем обсуждение внутренних потребностей людей. Что движет людьми? Чего они хотят? Разумеется, они хотят выжить, хотят быть здоровыми, наслаждаться жизнью.
Существуют физические и нефизические потребности. Например, потребность уважения – нефизическая. Физической потребностью для нас может стать потребность сменить место работы, проживания, более удобное средство передвижения. Это типы физических потребностей. Есть осязаемые потребности – дотронуться до тех вещей, которые нам нравятся. Например, погладить кошку или собаку. Неосязаемые потребности – душевные. Это внутренние стимулы. Внутренние потребности тела обычно имеют стимулы вне тела, а некоторые в самом теле.
Заставляют нас действовать мотивы и побуждения. Существуют два вида деятельности. Один вид называется «деятельностью или поведением, направленным на достижение цели». Другой – «деятельностью или поведением после достижения цели». Мы поступаем определенным образом, когда пытаемся добиться своей цели. И по-другому, когда мы ее достигли. Например, мне хочется есть. Это моя внутренняя потребность в пище. Мне надо наполнить желудок. Мне необходима энергия. Моя цель или мотив – достать пищу и съесть. Мои поступки: я иду к холодильнику или в кафе, или в продуктовый магазин и покупаю еду. Это действия, направленные на достижение цели – съесть какую-нибудь пищу. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.
Обычно потребности разделяют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими. Вторичные потребности по своей природе психологические. Поэтому можно сказать, что первичные потребности заложены в нас генетически, а вторичные приходят с опытом. Поскольку люди имеют различный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. Потребности невозможно измерять или наблюдать. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда человек ощущает потребность в чем-либо, она побуждает в нем состояние устремленности к достижению цели. Целью в данном случае надо понимать средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает своей цели, его потребность становится удовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в будущем. Так как потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то манипуляторы могут создавать такие ситуации, которые позволили бы человеку выбирать типы поведения ведущие к достижению их целей и одновременно удовлетворяли бы потребности человека.
Существуют два типа поведения, которые определяются наличием у вас тех или иных потребностей. Один тип поведения характерен для ситуации, когда вы стараетесь удовлетворить свою потребность. Второй, когда вы уже как бы живете в своей потребности. У нас есть цель, и мы пытаемся ее достичь. Мы можем потерпеть неудачу. И тогда попробовать еще раз. Через какое-то время нам или удастся добиться своей цели, либо мы откажемся от дальнейших попыток, так как эта цель вне нашей досягаемости. Схема показывает, что у вас есть потребность. Она внутри вас. Она называется мотивом, стимулом, мечтой. Стремление достичь цели или реализовать желание побуждает к действию.
Можно выделить два вида поведения: когда вы пытаетесь достичь цели и когда вы фактически ее уже достигли. Например, вы хотите, чтобы вас ценили как бегуна-марафонца. И вы считаете, что, выиграв какой-то марафонский забег, вы завоюете всеобщее признание. Вы тренируетесь, бегаете, держите форму. Это называется поведением, направленным на достижение цели. Затем вы принимаете участие в забеге – это тоже поведение, направленное на достижение цели. Если вы победили, и люди кричат – вот победитель, значит, вы добились того уважения, которого хотели, и вы живете в состоянии достигнутой цели.
Мы все знаем, что может существовать несколько потребностей в одно и то же время. Та потребность, которая сейчас проявляется сильнее, и будет определять ваше поведение в данный момент. В этом случае потребность важная потребность управляет поведением человека.
Разделяют подсознательные потребности и осознанные потребности. Осознанная потребность та, которую вы представляете себе вполне определенно. Например, я хочу пить, дайте мне воды. Подсознательная потребность – та, которая определяет ваше поведение, но вы в этом не вполне уверены.
Подсознательная потребность иногда может управлять. Такие подсознательные потребности есть у каждого. В определенный момент человеком управляет одна потребность, но все может измениться.
Потребности могут очень быстро меняться местами. Ваша потребность в воздухе, когда вы дышите, появляется каждые три секунды. Если спросить людей, какая у них самая важная потребность, то никто не скажет, что им нужен воздух. Но если окунуть их головой в воду и подержать там, тогда они поймут, как важна потребность в воздухе. Вот почему говорят, что некоторые потребности являются подсознательными. Мы не думаем о потребности в воздухе до тех пор, пока нам его хватает.
Потребности могут исчезать по мере их удовлетворения. Иногда они становятся менее важными, так как появляются другие и приобретают первостепенное значение. Иногда потребность отпадает, так как мы отказываемся от нее.
Можно полностью разувериться в способности реализовать свое желание и тогда желание пропадает. Пусть вы имеете потребность утолить голод. Это ваша мотивация. Ваше побуждение или цель – достать пищу. Ваше поведение или действия, направленные на достижение цели – приготовить еду или пойти в кафе. Процесс употребления пищи – действие после достижения цели. Если вы не достанете еду, вы расстроитесь и умрете.
Слегка изменим схему рассуждений. Добавим понятия вероятности и доступности. Доступность означает, что можно получить что-то. Если чего-то нет в наличии, то это, естественно, не может управлять нашим поведением, так как мы и не пытаемся это получить. Но если что-то становится более доступным, тогда мы можем этого захотеть, и своими действиями будем стараться это получить.
Доступность влияет на наше поведение в особенности, когда доступность затруднена, сказывается она и на наших ожиданиях. Ожидание означает, что вы рассчитываете что-то получить. Доступность сказывается на наших надеждах получить что-то, а вероятность влияет на поведение или на мотивы. В схему рассуждений введем сумму прошлого опыта. Когда ребенку что-то хочется, он ведет себя соответственно. Если ему удалось добиться своего, то следующий раз он использует те же действия. Вы запоминаете действия, позволившие удовлетворить свои потребности и те действия, которые не привели к успеху. Естественно, вы выбираете те действия, благодаря которым вы добивались успеха в прошлом. Вы используете их в настоящее время и в будущем.
Большинство психологов считает, что индивидуальность человека представляет собой набор образцов его поведения. То, как вы ведете себя в определенных ситуациях, говорит о вашей индивидуальности.
Переходим к другому взгляду на личность и поведение. Ваша личность складывается из ваших поступков. В сфере экономики существует закон уменьшения предельной полезности. Его ввели утилитарные экономисты, принадлежавшие к австрийской и ранней английской школе экономики. Слово «полезность» означает также «выгода». Закон уменьшающейся предельной полезности означает, что, чем богаче опыт, тем меньше радости или счастья этот опыт дает.
Закон уменьшающейся предельной полезности
Существует закон уменьшающейся полезности, который имеет эффект замедления и исчезновения бывшей позитивной полезности. Вы добиваетесь чего-то, а затем еще чего-то и это кажется вам все более хорошим. Но со временем, чем больше вы получаете, тем меньше радости или счастья приносит очередное приобретение.
Это относится и к другим вещам. Закон уменьшающейся предельной полезности означает: чем больше вы получаете, тем меньше удовольствия доставляет следующее приобретение. Надо учитывать и временной фактор. Фактор времени очень важен.
Вдыхая воздух, мы каждые 3 – 4 секунды получаем одинаковый балл счастья. Но, если мы задержали под водой дыхание на одну минуту, а затем выбрались на поверхность, то вдыхаемый нами воздух доставит нам куда больше радости и наслаждения. Закон уменьшающейся предельной полезности гласит: чем больше вы получаете, тем меньше радости или удовольствия вам приносят новые приобретения.
Манипуляторы знают, что нельзя постоянно поощрять человека одним и тем же способом. Если он похлопает человек по спине и скажет ему, что он хорошо работает, он очень обрадуется этому. Но если он станет каждые пять или десять минут хлопать его по спине – это будет его просто раздражать. Поэтому манипуляторы постоянно делают большой интервал между поощрениями. В этом тоже закон уменьшающейся предельной полезности.
Какие бывают исключения из закона уменьшающейся предельной полезности? Исключением может быть знание. Чем больше мы узнаем, тем с большим интересом овладеваем следующей порцией знаний.
Различают два основных типа мотивации: от и к, или метод кнута и пряника. Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры сообщества
и т. п.
познавательные
исследовательское поведение
игровая деятельность
Мотив власти стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет/Википедия/.
Понятие потребности. Будет рассматриваться концепция деятельности в полемике двух людей, очень разных даже по жизни А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. Особенности: 1. Потребность это необходимость организма в чем-то внешнем. Рожденный организм рассчитан на потребление. И тогда условно в ленинградской школе это нечто внешнее коротко называют благом, потребность во внешнем благе. При этом обычно всегда начинают с организмических нужд. Благо в широком смысле, и потребность в общении и в еде и состояние эмоциональной близости, и необходимость разрешить определенную проблему т. д. Леонтьев предпочитает сказать, что у потребности есть свой предмет, который Леонтьев выносит наружу, необходимость контакта с окружающей средой. Слишком узко говорить «предмет». Более широко благо есть предметное содержание потребности. Леонтьев высказывается, что потребность, есть нужда. И это положение вызывало отчасти справедливую критику. Нужда это конечно проявление потребности, актуальное. Но даже когда нужды в чем-то нет, потребность остается.
Объем потребности – есть количество благ, необходимое для её удовлетворения. Объем постоянный, который существует всегда и актуальный, который например можно переживать при дефиците благ. Вторая характеристика вводится Рубинштейном. Говорить о потребности как о нужде мог бы даже биолог, психолог начинает анализ тогда, когда потребности представлены психически. Потребности представлены в психике, прежде всего в виде эмоций. Эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции организма определяются по своему отношению к потребностям довольно легко. Животное голодно – возникает эмоция фрустрации, т.е. негативное эмоциональное состояние возникающее при невозможности достичь цель, удовлетворить потребность. Эмоции могут быть прямым представлением потребностей в психике.
П.В.Симонов предложил теорию эмоций. Чтобы возникла эмоция нужна неудовлетворенная потребность и информация чтобы её удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке – позитивная. Эмоции могут быть представлены в психике косвенно, особенно если речь идет о личности. Потому что потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут заведомо отличаться от тех, которые проникают в сознание и в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. Книга Стругацких «Пикник на обочине» или фильм «Сталкер». Есть такая ситуация: можно войти в заветную комнату (блестящий шар) куда можно войти и осуществятся самые заветные желания. Учитель сталкера более опытный когда-то зашёл в эту комнату и загадал желание вернуть к жизни своего брата. Но комната выполнила подлинное желание – этот сталкер разбогател.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.
Опредмечивание потребностей и понятие мотива. Например, ребёнок издает громкий звук – потребность есть, а в чём она пока не известно. Подросток меняет компании, хаотическая активность, он как бы ищет не направленно. Опредмечивание – ребенок питается молоком, подросток находит друга и т.д. Самый яркий пример – это гусята К.Лоренца (запечатление). Нужно пометить что было до и что стало после опредмечивания.