что будет в тренде в 2021 году бизнес
Смена эпох. 20 трендов и антитрендов бизнеса 2021-2022
Современный мир бизнеса разделился на жизнь до Ковида и жизнь после. За неполных 2 года ситуация в бизнесе изменилась радикально. То, что некогда казалось незыблемым и вечным, внезапно стало бесперспективным и даже убыточным.
Крупные предприятия вынужденные закрыть свои офисы на несколько месяцев, теперь не спешат возвращать сотрудников на рабочие места. Как оказалось, удаленный формат работы имеет свои неоспоримые, и, прежде всего, финансовые преимущества. Необходимости оплачивать аренду и обслуживание дорогой недвижимости в престижных бизнес-центрах нет, а КПД сотрудников, ставших еще более крепко держаться за рабочие места на фоне массовых сокращений, даже выросла.
Покупательская способность населения резко снизилась, экспоненциальный рост заболевших посеял тревогу среди населения и заставил еще более ужать расходы, опасаясь ухудшения экономической ситуации.
Рынок франчайзинга, еще недавно росший лавинообразно, моментально схлопнулся, а единицы выживших наглядно показали, на кого действительно можно было делать ставку.
Мир традиционного бизнеса, медленно и со скрипом переходящий в онлайн, внезапно оказался там независимо от желания владельцев. Вызов современного мира, перефразируя классиков безвозвратно ушедшей эпохи звучит как – «Дистанцируйся или умри». И это не игра слов – это реалии, в которые попал мир.
Какие же еще тенденции наблюдаются в сфере бизнеса? Встречайте первую двадцатку трендов и антитрендов:
Продажа кислородных коктейлей VS Сдача в аренду кислородных концентраторов
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Кислородные концентраторы, использовавшиеся некогда исключительно в качестве оборудования для производства кислородных коктейлей и удовлетворения единичных запросов на заправку кислородной подушки, внезапно стали остродефицитны и востребованы.
Производимый ими кислород стал необходимым условием выживания больных, перенесших Ковид. Наиболее востребованы кислородные концентраторы мощностью 5 и 8 литров, стоимость аренды которых составляет от 1000 руб. в сутки при закупочной стоимости аппарата от 80 000 руб.
Производство защитных масок VS Производство дизайнерских защитных масок
Острая потребность в защитных масок в первые месяцы пандемии привела к их перепроизводству. Сегодня спрос населения в этих средствах защиты удовлетворен более чем на 200%.
Так стоит ли все еще пытаться заработать в этой нише? Безусловно стоит!
Судя по прогнозам инфекционистов, мир может ожидать новая волна заболеваний, а потому полностью откажемся мы от масок еще не скоро. Отсюда естественный тренд по превращению маски в модный аксессуар, а значит самое время составить конкуренцию модным дизайнером и выпустить собственную оригинальную линию масок, которые покупатели захотят носить.
Услуги няни VS Услуги сиделки
Продолжая тему пагубных последствий ковида, нельзя не отметить изменение спроса на услуги домашнего персонала.
Перевод сотрудников на дистанционную работу резко сократил спрос со стороны работающих матерей на услуги няни. В то же время лавинообразный рост заболевших, особенно среди пожилых людей, привел к всплеску спроса на услуги сиделок для наблюдения за выздоравливающими.
Работа терапевтом в поликлинике VS Услуги семейный врач
Даже в медицинском бизнесе, который, казалось бы и так находится на пике в связи со сложившейся ситуацией тоже наблюдаются изменения. Частный семейный врач – это направление бизнеса в сфере медицины долгое время не приживалось в нашей стране – сказывался остаточный советский менталитет, и привычка обращаться в клинику по месту жительства – да, очереди, да, долго – но зато бесплатно.
Последние 2 года выявили острый недостаток врачей, ведущих семьи, знающих истории болезни каждого и способных при необходимости лично навещать пациентов.
Продажа парфюмерии VS Продажа санитарайзеров
Резкое снижение покупательской способности населения + массовый перевод сотрудников на работу из дома привел к естественному снижению спроса на парфюмерию – недешевый предмет не первой необходимости, который теперь «носить» не перед кем, а запах через монитор не передается.
В то же время спрос на всевозможные средства дезинфекции резко вырос, как со стороны обычных людей, опасающихся заболеть, так и со стороны организаций, которые теперь обязаны размещать средства дезинфекции повсеместно.
Не удивительно, что многие производители парфюмерии и бытовой химии перенаправили значительную часть мощностей на выпуск более востребованных средств обеззараживания.
Машину на прокат, чаще всего, берут, если авто нужно хотя бы на сутки. Часто это делается по прибытию в новый город, чтоб с комфортом посетить все труднодоступные достопримечательности. Но на фоне короновируса люди стали все чаще выбирать каршеринг. Среди преимуществ:
возможность поминутной оплаты за машину (удобно, если вам нужно добраться, например, до бизнес-центра или пляжа)
возможность оставить автомобиль на одной из стоянок компании, которые обычно расположены по всему городу
нет необходимости оформлять договор аренды и контактировать с сотрудниками
Услуги по разработке бизнес-плана VS Бесплатное приложение “Бизнес-расчеты”
Введя начальные данные, такие как предполагаемые инвестиции, предполагаемый объем продаж, предполагаемые издержки и т. д., вы получаете расчет следующих показателей:
выручка от реализации и переменные издержки;
Какие товары продавать в 2021 году? 20 идей для бизнеса, которые принесут вам деньги
Хотите занять свою нишу в розничной торговле, но не знаете что продавать? А может у вас уже есть торговая точка и вы просто хотите повысить рост продаж? В любом случае вам нужны популярные, востребованные и актуальные товары, которые «выстрелят» — увеличат средний чек и соответственно ваш ежемесячный доход. Гала-Центр изучил запросы потребителей и готов рассказать какие товары продавать в 2021 году, чтобы заработать хорошие деньги. Предлагаем список 20 крутых продуктов, которые уже пользуются спросом и будут еще больше актуальны в новом бизнес-сезоне.
Какие товары продавать в 2021 году? Правила выбора нишевого продукта
Чтобы добиться успеха в розничной торговли необходимы 3 вещи: стремление к успеху, хорошее продвижение и востребованные товары для продажи. Если вы уже настроены на победу, постоянно учитесь и совершенствуете свои познания в бизнес-сфере, осталось только понять какие товары продавать в 2021 году, чтобы заработать хорошие деньги. Найти такие продукты не просто, но Гала-Центр провел исследование и нашел двадцатку популярных продуктов 2021 года, которые станут хорошими бизнес-идеями для стартапа или уже работающего магазина.
Идеальный товар — обладает уникальными свойствами, как свежий глоток воздуха среди приевшейся продукции. Не имеет ограниченного срока годности, не требует особых условий хранения и транспортировки. Доступен по цене среднестатистическому покупателю.
Прежде чем выбрать направление розничной торговли, задайте себе несколько вопросов:
3 свойства, которые делают товар вирусным
#1. Эмоция. Продаваемый товар должен вызывать у потребителя эмоции, ведь именно они влияют на решение о покупке. Потребитель должен влюбиться в продукт с первого взгляда и захотеть его купить здесь и сейчас. Такие товары называются вирусными.
#2. Польза. Товар должен решать конкретную проблему человека. Бесполезные вещи никто не любит даже если они и красивые. Для розничного бизнеса выбирайте полезную продукцию, эффективно решающую конкретные проблемы. Если товар действительно полезный и облегчает жизнь, сработает сарафанное радио и он быстро станет вирусным.
#3. Раскрученность. Хорошо если продукт уже раскручен в социальных сетях и человек просто ищет где его купить. Ему уже не нужно объяснять преимущества товара. Трендовые продукты всегда раскупаются быстрее всего.
20 бизнес идей для розничной торговли в 2021 году
Бизнес идея №1. Маски для лица занимают лидирующие позиции Google Trends. Поисковая фраза «угольная маска для лица» имеет более 40 000 запросов в месяц, а «маска для лица» — 80 000. Сегодня мега-популярны тканевые, угольные, черные, антивозрастные, питательные и очищаюшие маски. Также бьют рекорды продаж корейские маски для лица.
Бизнес идея №2. Bluetooth-колонки стали настоящим прорывом в 2017 году. За эти годы популярность беспроводных динамиков не ушла. Согласно исследованию, продажи портативных колонок с каждым годом увеличиваются на 11%, а потому это очень конкурентоспособный продукт.
Бизнес идея №3. Айкос и электронные сигареты уверенно вытесняют классические табачные изделия. Все больше людей хотят бросить курить и не дышать табачным дымом. Айкос — это чистый воздух в квартире, руки без запаха и отсутствие пепла. Торговля электронными приспособлениями для курения существенно возрастет до 2023 года. Объем продаж составит около 48 миллиардов долларов.
Согласно недавно опубликованной статье, на территории России популярны дешевые товары, который потребитель готов купить без удара по семейному бюджету. Самой востребованной является дешевая продукция, изготовленная в Китае, которая по сравнению с европейскими брендами стоит сущие копейки. Гиганты в ритейл-торговле строят империи на продаже дешевой посуды, средств личной гигиены, хозтоваров, канцтоваров, принадлежностей для дома, сада, огорода. Таким образом, выгодный товар в розничном магазине — это все, что человек использует ежедневно и не может без этого обходиться.
Бизнес идея №7. Наборы для отбеливания зубов — доступная альтернатива профессиональному стоматологическому обслуживанию, которое стоит достаточно дорого. Зубы есть у всех и каждый хочет иметь белоснежную улыбку без переплат, а потому наборы для отбеливания зубов уверенно занимают лидирующие позиции в списке самых продаваемых продуктов за последние 5 лет. Согласно прогнозам, рынок средств для отбеливания зубов увеличится до 7,4 миллиарда долларов.
Дорогостоящих товаров потребители избегают и отдают предпочтение доступным аналогам. В ритейле хорошо себя показывают бюджетные товары, которые человек может купить даже в кризис.
Бизнес идея №8. Эспандеры, фитнес-резинки и силовые ленты — самые простые, доступные и универсальные спортивные аксессуары, позволяющие эффективно тренироваться в зале, дома или на природе. Это отличная идея для бизнеса в сфере здоровья и спорта. До 2022 года ожидается рост рынка на 12%.
Бизнес идея №9. Блендер для смузи стал популярной бытовой техникой благодаря различным программам здорового питания. Сейчас на пике популярности детокс, витаминизированные, жиросжигающие и питательные коктейли, способные заменить полноценный завтрак и насытить организм полезными веществами. В связи с этим вырос спрос на стационарные блендеры-кувшины. Причем актуальна как полномасштабная техника, способная за раз приготовить несколько порций напитка, так и портативные устройства для одного человека.
Бизнес идея №11. Бесшовное нижнее белье с каждым годом становится все более популярным, потому что в моде облегающие лосины, велосипедки, платья и юбки. Видимая линия трусиков под одеждой — дурной тон, а потому продажа бесшовных аксессуаров — отличная идея для стартапа на рынке женского нижнего белья. Бесшовная одежда сейчас на пике востребованности.
Бизнес идея №12. Антивозрастная косметика сегодня актуальна как никогда. Все стареют и всех это жутко пугает, особенно во времена фильтров Instagram. Женщины готовы платить деньги, чтобы дольше оставаться молодыми. По прогнозам экономистов, к 2021 году мировой рынок антивозрастной косметики превысит 330 миллиардов долларов. По данным Google Trends интерес к средствам против старения постоянно растет. Так что если вы думаете, какие товары продавать в сфере косметики и средств личной гигиены, сделайте ставку на косметику с пометкой «ANTI AGE».
Торговля бьюти-продукций идет лучше в сочетании с продвижением в Instagram. Создайте свою страничку, демонстрируйте товары, делайте обзоры, проводите розыгрыши. Так вы сможете привлечь к торговой точке больше внимания и увеличить поток покупателей.
Бизнес идея №13. Многоразовые бутылки для воды уверенно вытесняют одноразовый пластик, который обходится дороже и является опасным для нашей Планеты. Мировой рынок многоразовых бутылок для воды в 2018 году оценили в 8,1 миллиарда долларов. Ежегодный рост до 2025 года составляет 3,9%. Если работаете в сфере розничной торговли товаров для здоровья и фитнеса, задумайтесь о продажах многоразовых бутылок для воды.
Бизнес идея №14. Одеяла — востребованные товары с большой прибылью, которые всегда актуальны. Все больше людей хотят сделать свои дома теплыми и уютными, не переплачивая за коммунальные услуги. Мировой рынок одеял оценивают в 6,6 млрд долларов в 2018 году, к 2027 году показатель достигнет 9,9 млрд долларов, при среднегодовом росте 4,6%. Идея не новая, а потому у вас есть 2 варианта развития розничной торговли — большой ассортимент, в котором можно найти все от бамбука до кукурузного наполнителя или продажа уникальных постельных принадлежностей, которых еще нет у конкурентов.
Бизнес идея № 15. Инструменты ежедневного пользования — отвертки, молотки, гвозди, дюбели, диски для болгарки и другой инструмент, регулярно применяющийся в хозяйстве.
Бизнес идея №16. Аромадиффузоры и автоматические освежители воздуха пользуются большим спросом у покупателей. Домашний парфюм уже стал неотъемлемым атрибутом интерьера. И если ранее ароматизаторы можно было увидеть только в домах богатых людей, то сейчас они популярны и у населения со средней заработной платой.
Бизнес идея №17. Новомодные товары для уборки — салфетки из бамбука, которые моют посуду без бытовой химии, тряпки из микрофибры и целлюлозы, швабры с вращающейся насадкой и функцией отжима. Предлагайте хозяйкам новые и удобные решения для уборки, которые сейчас в тренде.
Бизнес идея №18. Мобильные аксессуары для ведения личного блога — невероятно востребованы так же как и заработок на личном блоге в Instagram и YouTube. Штативы для смартфонов, световые кольца для селфи, магнитные зарядки для телефонов и другие новомодные штучки хорошо продаются молодежи.
Бизнес идея №19. Товары для дома — придверные коврики, занавески и коврики в ванную, а также различная бытовая мелочевка — от самоклеящихся крючков до корзин для хранения. Также хорошо продаются оригинальные кухонные аксессуары — силиконовые прихватки, терки с контейнерами, овощечистки. Такие мелочи стоят копейки, но привлекают функциональностью и ярким дизайном. Самое главное — они облегчают кулинарную жизнь.
Бизнес идея №20. Автомобильные аксессуары — держатели для телефона, кабели для подключения смартфона к аудио системе, чехлы с подогревом, снегоуборочные принадлежности.
Теперь вы знаете какие товары продавать в 2021 году. Осталось только найти надежного поставщика, предлагающего качественную продукцию по выгодным ценам. Компания Гала-Центр предлагает сотрудничество ритейлерам, которые только начинают собственное дело или хотят расширить уже существующий ассортимент классными новинками. Выбирайте вирусные товары в нашем каталоге и будьте в тренде в 2021 году.
Прогноз на 2021 год: шесть главных трендов в разных отраслях
О рынке труда, офисах и удаленке
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Сейчас заметен тренд на все, что связано с удаленкой, причем коснется это как работы, так и повседневной жизни. Продолжится рост доставки, люди будут меньше ходить в физические магазины и больше потреблять различные услуги дистанционно.
Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю»:
Безусловный тренд 2021 года — это пересмотр системы льгот и компенсаций. Все больше компаний осознает, что такие устаревшие инструменты, как ДМС мало того, что не работают в полной мере, так еще и дорого обходятся.
Привлечь талантливых специалистов, особенно в современных секторах экономики с уже растущим кадровым дефицитом, мотивационными методами 10-летней давности теперь все сложнее.
Настоящим катализатором стала ситуация, когда страховые компании отказались оплачивать медицинские услуги, связанные со вспышкой коронавируса. Получилось, что бизнес потратил сотни миллионов, но взамен не получил ничего. Уверен, что в следующем году значительно снизится число предприятий, приобретающих ДМС для персонала в том виде, в котором он есть сейчас.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Все больше компаний будут внедрять удаленную работу и активнее использовать проектный подход: такой формат, с одной стороны, помогает работодателям снизить затраты на содержание офисов, инфраструктуру и прочее, с другой — открывает широкие возможности для привлечения сотрудников и экспертов, которые доступны не только локально.
Мы увидим также тренд на быстрый вход в профессию. Компании, которые сталкиваются с наймом в большом объеме, особенно с привлечением персонала в массовых профессиях, будут работать над эффективностью HR процессов, быстрым онбордингом с элементами переквалификации.
Компании таким образом расширят воронку кандидатов, а те получат возможность выбора из большего количества потенциальных работодателей и в итоге найдут работу быстрее.
Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в России и странах Центральной и Восточной Европы:
Компаниям по всему миру пришлось переосмыслить свои потребности в офисах. На этом фоне самой ценной валютой стала гибкость. Мы считаем гибкость трендом последних десяти лет, но для многих он стал очевиден только в этом году из-за пандемии.
Предприятиям больше чем когда-либо нужны краткосрочные гибкие обязательства по аренде, офисные пространства, которые можно с легкостью масштабировать или реконфигурировать.
Все больше компаний задумываются над распределением команды в разных частях города или в разных городах. И хотя работа из дома стала частью новой нормы, сотрудники хотят иметь безопасное «третье пространство», которое позволит встречаться с коллегами и даст возможность сотрудничать оффлайн.
По мнению многих отраслевых экспертов по всему миру, будущее за гибридной моделью офисной и удаленной работы. Офис при этом будет перепрофилирован в «хаб» для совместной работы, а у сотрудников будет больше возможностей выбирать, как и где они работают. В России и во всем мире компании любого размера будут стремиться повысить уровень гибкости своей бизнес-модели, а также возобновить связи между сотрудниками, чтобы добиться максимальной продуктивности.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
Еще одна тенденция — гиперлокальность. Логистика будет переходить в режим «где живу, там и работаю». Если в прошлом году человек искал работу курьером, то ему приходилось ездить на другой конец города. Сегодня вакансии дают возможность работать рядом с тем местом, где живешь, работаешь и учишься. Это очень важный тренд, потому что он меняет структуру рынка труда и курьерской доставки. Эти изменения привлекут много новых сотрудников на рынок, сделают его масштабнее.
Ольга Августан, руководитель некоммерческих образовательных проектов Mail.ru Group:
Будет усиливаться миграция людей между сферами. Увеличивается количество навыков, которыми должен обладать сотрудник. На первый план выходят профессионалы, обладающие знаниями в смежных отраслях и способные участвовать в кросс-командах. Накопленные навыки дополняют друг друга и позволяют быть более адаптивным к изменяющимся ролям. Например, в образовательную сферу приходит все больше людей из бизнеса, что позволяет эффективно управлять и быстрее запускать сложные проекты.
Будет также усиливаться борьба за руководителей в технических командах и требовательность к качеству кандидатов как при найме, так и при их росте внутри компании. Недостаточно уже быть экспертом в своем направлении, нужно приносить бизнес-результат, менять технологии. Плюс навык, который добавился сейчас — это работа с распределенной или гибридной командой: умение мотивировать, сохранять продуктивность, развивать. Со стороны команды существует тренд на сокращение времени на обучение и погружение, поэтому лидируют кандидаты, которые уже имеют профессиональные «скиллы» и готовы быстро включаться.
Борьба за сотрудников перемещается в школы. Половина школьников после 9 класса выбирают среднее специальное образование. Молодежь стремится как можно раньше определиться со сферой деятельности и использует все возможности для этого. Так, все больше компаний идут знакомиться с будущими сотрудниками в школах, рассказывая им о себе. Другие готовы брать на стажировки даже совсем молодых ребят. Этот тренд будет усиливаться.
О трендах в FoodTech и продуктах будущего
Андрей Зюзин, генеральный директор «ЭФКО Инновации»:
Мы находимся на пороге самой быстрой и серьезной трансформации отрасли в истории. Эти изменения происходят под влиянием современных технологических трендов в FoodTech, которые будут активно развиваться в 2021 году.
Альтернативные белки, а именно замена белков животного происхождения на их растительные источники. Например, биотехнологический молочный белок уже используют в растительном мороженом «Brave Robot», не содержащем лактозы, холестерина, гормонов и антибиотиков. Также это растительное мясо, повторяющее внешний вид, вкус и текстуру обычного мяса. В этом сегменте уже идет конкуренция между разработками из США, Израиля и России.
Альтернатива классическому сахару. Стоит следить как за редкими сахарами, аллюлозой и тагатозой (они идентичны по вкусу сахарозе, обладают низкой калорийностью, гликемическим индексом и не разрушают зубы), так и за сладкими белками, которые в будущем окажут еще больший эффект на здоровье человека.
Персонализированное питание. Растет количество людей, сдающих тесты, чтобы определить свою предрасположенность к пищевой аллергии. Доступные ДНК-тесты и тесты микробиомы все больше двигают нас в сторону персонализации. Например, стартап «DayTwo» уже разработал алгоритмическую диету с рекомендациями блюд на основании персонального анализа микробиома кишечника.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
В течение ближайших лет усилится разнообразие продукции, которую рынок FoodTech предлагает своим клиентам. Покупатели очень устали от однообразного ассортимента сетевых ритейлеров. Потребность уже сформировалась, и сейчас она переходит в активную фазу роста. Собственные торговые марки забирают все большую долю в продаже. Даже классические ретейлеры в будущем обратятся в сторону DTC-брендов.
Уже в следующем году появятся новые игроки на рынке FoodTech. Увеличится и размер инвестиций в это направление, от которых выиграет сам клиент. Если раньше ритейлеры в это не вкладывались, то сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.
О квантовых вычислениях
Руслан Юнусов, глава проектного офиса госкорпорации «Росатом» по квантовым вычислениям:
Российские тренды в области квантовых технологий схожи с мировыми, хотя и идут с некоторым отставанием.
Во-первых, в России сейчас анонсируются государственные программы, и как раз через год-два мы начнем получать первые результаты. Как и в мире, на рынке труда образуется еще больший дефицит — мы его чувствуем, квалифицированных специалистов не хватает.
Во-вторых, бизнес начинает активнее вовлекаться в государственные программы — как раз это происходит сейчас в американской системе. Наряду с госпрограммой Quantum Initiative мы видим активность крупных игроков: IBM, Google, Intel, Honeywell и др.
Несмотря на соперничество, компании дополняют усилия друг друга в разных областях. То же начинает происходить и в России — например, в разработку отечественного компьютера вкладываются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
И, наконец, сейчас в мире идет фаза быстрого роста венчурных квантовых проектов: помимо хардверных, запускается огромное количество софтверных компаний. Думаю, что если не в 2021-м, то в 2022-м мы станем свидетелями схожего тренда и в России.
О e-commerce, маркетплейсах и супераппах
Илья Криворот, генеральный директор Sinteza:
Рынок значительно консолидируется. Мы видим, что практически во всех отраслях лидеры укрепили свои позиции и показали растущие результаты, даже в тех направлениях, которые сильнее пострадали от пандемии — например, в ретейле. Успех крупных игроков связан еще и с тем, что они успели уделить должное внимание диджиталу, а не бросились внедрять формат, сделанный «на коленке».
Будущий год станет золотым периодом для маркетплейсов, и они действительно показывают значимый рост оборотов: к концу этого года, по расчетам аналитиков, их доля в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%. Изоляция продлилась достаточно долго, чтобы у людей сформировалась привычка. Это очень показательно, хотя речь идет только об объеме денежных операций: на текущий момент даже крупным маркетплейсам еще необходимо работать над прибыльностью.
Виктория Абдрашитова, директор по развитию категорий Lamoda:
Для e-commerce пандемия стала толчком к росту и масштабным изменениям. За неполный год индустрия зафиксировала рост онлайн-продаж, эквивалентный росту за последние 5-6 лет. Сейчас идет бурный всплеск по всем бизнес-моделям: от открытия собственных интернет-магазинов до выхода на маркетплейсы, и это позитивно сказывается на развитии индустрии.
Настоящие революции, связанные с e-commerce, происходят сейчас у люкс- и премиум-брендов, а также на рынке косметики и парфюмерии. Самое главное — мы все научились быть гибкими и пересматривать планы буквально на ходу, считывая сигналы рынка и находя новые креативные решения. Это очень увлекательное время, от которого мы в Lamoda получаем огромное удовольствие.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
По нашим прогнозам, в будущем произойдет ослабление агрегирующих форматов: маркетплейсов и супераппов. В 2021-м и 2022 году эти форматы начнут сдавать позиции в пользу игроков, которые самостоятельно справились с управлением ассортиментом и его расширением. В скором времени аудитория начнет обращаться к специализированным ретейлерам.
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Еще один тренд — это экосистемы. Компании пытаются повысить лояльность пользователей, упростить их привлечение за счет комплексных предложений разных продуктов, иногда из разных сфер. В текущем году между основными экосистемами (Сбербанк, Mail.ru Group, «Яндекс») конкуренция усиливается, но в этом направлении будут развиваться и другие компании. Частные проявления этого тренда — подписки, объединяющие различные продукты иногда сторонних компаний, и супераппы.
О цифровизации бизнеса
Александр Зарецкий, генеральный директор СберНПФ:
Продолжится тренд на дальнейшую цифровизацию бизнеса негосударственных пенсионных фондов. Они будут переводить в онлайн все бизнес-процессы, включая возможность оформления продуктов и пост-продажное обслуживание. Это коснется не только продуктов для физлиц, но и для корпораций.
Мы ожидаем, что цифровая трансформация затронет самый консервативный с точки зрения оформления пенсионный продукт — обязательное пенсионное страхование (ОПС). Оно должно стать полноценно доступным для дистанционного оформления.
На базе стандартизированных индивидуальных пенсионных планов, ориентированных на массовых клиентов, фонды будут создавать новые модификации для разных клиентских сегментов, ИПП станут более персонализированными.
Уже сегодня все больше клиентов интересуются различными долгосрочными инструментами накоплений, при этом растущий интерес мы наблюдаем как в розничном, так и в премиальном сегментах.
Цифровой формат становится все более востребованным и в развитии корпоративных пенсионных программ (КПП). Наши исследования и кейсы показывают, что клиенты уже достаточно много знают об этом продукте.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Диджитализация для повышения эффективности. Во время локдауна привычные точки роста многих бизнесов перестали работать, а маржа оказалась под давлением. Поэтому компании увеличивают внутреннюю эффективность, автоматизируют часть процессов. Это вынудило (в хорошем смысле) диджитализировать бизнес процессы в очень динамичном темпе. Внедрение IT технологий позволит удержать маржу и драйвить рост. Борьба за IT-специалистов продолжится, уже сейчас по итогам III квартала 2020 года среди работодателей спрос на специалистов в IT и телекоме вырос на 73% по сравнению со II кварталом 2020-го.
Об онлайн-образовании
Сергей Козлов, генеральный директор Мегаплан:
Чтобы предугадать тренды 2021 года, надо понять, что с наступлением 1 января ситуация с пандемией не изменится. Весь год карантинные меры будут то усиливать, то ослаблять.
Отсюда и тренд, который был раньше и останется в следующем году: онлайн-обучение. В этой сфере произошел огромный сдвиг. До многих дошло, что не только работать можно удаленно, но и учиться. Открылся простор для онлайн-курсов. Однако не все люди потратят освободившееся время на образование. Популярными останутся всевозможные онлайн-развлечения: сериалы, ролики на YouTube и TikTok, посты в Instagram, контент на стриминговых платформах и т.д.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.