что будет в аду библия

Ветхий Завет про ад: что говорит Библия о наказании и вечности?

что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Некоторые люди говорят, что Ветхий Завет ничего не говорит про ад и Небеса. Они верят, что концепция ада — это языческая идея, которую Иисус заимствовал из египетской и греческой культуры. Эти люди верят, что идея ада зародилась в Египте и Греции, а иудеи во время эллинистического периода взяли ее себе. Если ад реален, почему тогда Бог ничего не говорит о нем в Ветхом Завете? Правда ли, что Иисус заимствовал идею ада у язычников?

Говорит ли Ветхий Завет про Ад?

Многие люди ошибочно заявляют, что Ветхий Завет ничего не говорит об аде, но это просто неправда. Я бы хотел, чтобы люди перестали делать это полностью ложное заявление.

Вот лишь несколько примеров. В книге Даниила 12 главе говорится:

Много, много людей, которые умерли и спят в могилах, восстанут. Одни для вечной жизни, а другие на вечное поругание и стыд. (Даниил 12:2)

А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли. (Псалтирь 62:10)

Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? (Псалтирь 88:49)

Правда в том, что Ветхий Завет и правда значительно меньше говорит про ад и Небеса, нежели Новый Завет. Наказания и благословения в Ветхом Завете носят скорее физическую и временную природу, а не вечную, как в Новом Завете. Так что если библейские комментаторы скажут, что ад и небеса в Ветхом Завете выделены менее явно, нежели в Новом Завете, то это будет точное утверждение. Скептики тоже должны поступать таким образом, а не распространять ложные утверждения о том, что ад (и небеса) вообще не упоминаются в Ветхом Завете.

Ответ на ваш второй вопрос — конечно же, нет. Иисус Христос — это Сын Божий. В Нем исполнились пророчества о Мессии. Он ходил по воде, успокаивал штормы, превращал воду в вино, умножал хлеб и рыбу, воскресил Лазаря из мертвых и Сам воскрес из мертвых. Иисусу незачем было что-то заимствовать из языческих верований. Это просто смешная идея. Иисус всячески показал, что Он и есть Бог. Иисус однозначно был авторитетным источником истины от Бога, как Он неоднократно доказал это безгрешной жизнью, исполнением мессианских пророчеств и множественными чудесами.

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Как выглядит настоящий ад в реальности – что такое 9 кругов ада и что говорит Библия

9 кругов ада, что это на самом деле

Религиозные убеждения гласят — ад это место в которое попадают грешники дабы нести мучения. Об описании ада, практически все религии сходятся. В каждой из них описывается суд на котором взвешиваются душевные поступки.что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

В чем заключается ад в разных верованиях:

Принято считать, что ад это место расположена ближе к земному ядру.

что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Разделен он на 9 кругов, иначе можно сказать этажей и чем ниже этаж тем больше мучаются души. В древние времена верили, что извержение вулканов — это доказательство нахождения под землей ада, а кратеры — это вход в него.

что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

По Данте в аду находятся следующие круги:

что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Люцифер в аду

Как уже было сказано, владыка ада находится на самом последнем кругу. А как выглядит дьявол в аду? Известно, что после падения, самый красивый ангел потерял свою привлекательность. Его наказали рогами, лицом со шрамами на лице, крыльями.

Однако часто упоминается и другой облик. Его внешность ассоциируют с инфернальным козлом. У него устрашающий вид, голову венчают огромные рога, крепкие челюсти и желтые глаза.что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Возможно ответу на вопрос как выглядит Люцифер в аду мы обязаны христианству. Именно здесь он приобрел внешности бога-сатира. В его описании есть большие крылья, копыта и рога. Данте описывал дьявола как чудовище с несколькими пастями. В своем кругу ада он вечно мучает самых больших предателей.

Встретить Люцифера в виде козла можно на фресках или иконах. На них он восседает в центре, а души грешников его окружают.

Ад в реальности

Существует много фото как выглядит ад и рай, но наверняка точного описания никто не даст. Однако в истории были случаи, когда люди после состояния клинической смерти утверждали, что побывали в страшном месте.

Религии сходятся в том, что люди не просто тело. Душа покидает его и продолжает существовать в другом мире. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, его душа отправляется в светлое место или в преисподнюю.что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Это несколько примеров того, как выглядит ад в реальной жизни по описанию тех, кто там побывал:

Описание ада в религиях

В разных религиях ад описан по своему. Например изучая информацию о том, как выглядит ад по библии можно понять, что он описан как что-то невидимое и подземное. Согласно церковным преданиям после смерти с 9 по 40 день душу знакомят с порядками в аду и показывают, что его ждет если он окажется грешным на суде божьем.что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Первое описание ада дает пророк Исаия. Но в этом отрывке ад показан не как место в котором наказывают. Его описывают как склад с ветошью, но в этом случае вместо ветоши тут находятся люди.

Как выглядит ад, ислам описывает иначе. В Кур’ане сказано, что ад это огромное, черное и отвратительное место в котором зловоние и страшные звуки. Неверующих туда бросают как дрова в топку. Каждый, кто туда попадет, будет страдать от сжигающего огня, скорпионов, змей и холода. В этом месте мучаются не только душой, но и телом и страданиям нет конца, перерыва или привыкания.

что будет в аду библия. Смотреть фото что будет в аду библия. Смотреть картинку что будет в аду библия. Картинка про что будет в аду библия. Фото что будет в аду библия

Заключение

Не столь важно является ли ад порождением нашего сознания или это реальный потусторонний мир. Личное дело каждого, воспринять его как догму религиозного характера или как философское определение. Однако описание явно дает понять, что именно ждет грешников в этом месте после смерти.

Смотрите также видео с рассказами людей, побывавших в аду:

Источник

Что Церковь говорит об аде?

Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.

Ад — что это?

Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

Сатана мучается в аду или ему там хорошо?

Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

Источник

Откуда взялся ад и какова природа адских мучений?

Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко нака­зы­вает греш­ни­ков? Что такое – геенна огнен­ная? Откуда взялся ад и какова при­рода адских муче­ний? Святые Отцы отве­тили на такие вопросы еще пол­тора тыся­че­ле­тия назад, но знаем ли мы сего­дня эти ответы?

«Я с веч­но­стью пре­буду наравне. Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нье…»

«Я с веч­но­стью пре­буду наравне. Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нье…» В «Боже­ствен­ной коме­дии» Данте эти слова напи­саны над входом в ад. А само опи­са­ние ада, кото­рое ита­льян­ский автор эпохи Воз­рож­де­ния дал в своей поэме, на несколько веков стало хре­сто­ма­тий­ным для всей евро­пей­ской куль­туры. По Данте, ад – это обшир­ное про­стран­ство, спе­ци­ально обо­ру­до­ван­ное для муче­ния попав­ших туда греш­ни­ков. И чем тяже­лее грехи умер­шего чело­века, тем более ужас­ным стра­да­ниям под­вер­га­ется его душа в аду после смерти.

Вообще, идея посмерт­ного воз­да­я­ния за совер­шен­ное зло суще­ствует прак­ти­че­ски у всех наро­дов. Несмотря на мно­же­ство и раз­но­об­ра­зие рели­ги­оз­ных веро­ва­ний в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, кото­рое отри­цало бы мысль о нака­за­нии греш­ни­ков в загроб­ном мире. И хри­сти­ан­ская рели­гия не явля­ется исклю­че­нием из общего пра­вила, она тоже утвер­ждает, что совер­ша­ю­щие грех люди будут мучиться в аду.

И вдруг этот добрый Бог обе­щает непо­ка­яв­шимся греш­ни­кам такие загроб­ные муки, о кото­рых в еврей­ском рели­ги­оз­ном созна­нии до Христа не было даже пред­став­ле­ния. В вет­хо­за­вет­ном пони­ма­нии, души умер­ших людей шли в шеол, место бес­со­зна­тель­ного пре­бы­ва­ния, страну веч­ного бес­про­буд­ного сна. Но Хри­стос совер­шенно опре­де­ленно гово­рит: души пра­вед­ни­ков идут в Цар­ство Божие, души греш­ни­ков – в геенну огнен­ную, где червь их не уми­рает и огонь не уга­сает. Образ ада как – огнен­ного нака­за­ния за грехи, места веч­ного муче­ния, геенны – появ­ля­ется именно в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии.

Как это пони­мать? Полу­ча­ется, что Хри­стос, Кото­рый плакал от состра­да­ния чужому горю, Кото­рый и на кресте молился о про­ще­нии Своих мучи­те­лей; Хри­стос, не осу­див­ший ни одного греш­ника (с огром­ным мно­же­ством кото­рых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отно­ше­ние к ним после их смерти? Неужели Хри­стос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любя­щего и забот­ли­вого Бога пре­вра­ща­ется для них в без­жа­лост­ного и неумо­ли­мого судью, более того – в палача и кара­теля? Конечно, можно ска­зать, что речь тут идет о греш­ни­ках, кото­рые сами заслу­жили свое нака­за­ние. Но Хри­стос учил своих уче­ни­ков не воз­да­вать злом за зло. Выхо­дит, что ска­зано это было лишь для людей, а сам Бог за соде­ян­ное зло воз­дает греш­ни­кам таким жутким стра­да­нием, что страшно об этом даже думать? За несколько деся­ти­ле­тий греш­ной жизни – вечное муче­ние… Но почему же тогда хри­сти­ане утвер­ждают, что Бог есть – Любовь?

Такие вопросы воз­ни­кают у многих. Но веру­ю­щим людям проще раз­ре­шить свои недо­уме­ния. Тому, кто обра­щался с молит­вой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответ­ное при­кос­но­ве­ние Руки Божией, больше не нужны ника­кие объ­яс­не­ния. Веру­ю­щий чело­век знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта обще­ния с этим Богом. А вот для нево­цер­ко­в­лен­ного чело­века вопрос о вечном нака­за­нии за грехи, име­ю­щие окон­ча­ние, нередко ста­но­вится серьез­ным пре­пят­ствием в пони­ма­нии хри­сти­ан­ства.

Хри­стос дей­стви­тельно гово­рил о геенне огнен­ной. Но что такое геенна и почему она – огнен­ная? Откуда взя­лось это слово и что оно озна­чает? Не разо­брав­шись в этом, просто невоз­можно пра­вильно понять слова Христа о посмерт­ной участи нерас­ка­яв­шихся греш­ни­ков.

Духов­ная помойка язы­че­ства

Читая Еван­ге­лие, нетрудно убе­диться в том, что Хри­стос не упо­треб­лял в своей про­по­веди бого­слов­ские и фило­соф­ские тер­мины. Говоря о Цар­стве Небес­ном с рыба­ками и вино­гра­да­рями, Он исполь­зо­вал образы, понят­ные и близ­кие про­стым людям, насе­ляв­шим тогда Иудею. Язык Еван­ге­лия – это ино­ска­за­ние, притча, за кото­рой стоит духов­ная реаль­ность. И отно­ситься к Еван­гель­ским мета­фо­рам как к пря­мому опи­са­нию этой реаль­но­сти было бы, по мень­шей мере, наивно. Читая притчу, в кото­рой Гос­подь упо­доб­ляет Цар­ство Божие гор­чич­ному зерну, из кото­рого вырас­тает дерево, вряд ли кто-нибудь все­рьез оза­да­чит себя про­бле­мой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Хри­стос? Но в рас­суж­де­ниях о геенне совре­мен­ный чита­тель Еван­ге­лия почему-то скло­нен пони­мать слова Христа бук­вально. А между тем, в Еван­гель­ские вре­мена любой иудей знал, что такое геенна и где она нахо­дится.

Ге-Еннон по-еврей­ски значит – долина Енно­мова. Она начи­на­лась прямо за город­ской стеной Иеру­са­лима. Это было мрач­ное место, свя­зан­ное для евреев с самыми ужас­ными и омер­зи­тель­ными вос­по­ми­на­ни­ями. Дело в том, что после заклю­че­ния Завета с Богом изра­иль­ский народ мно­го­кратно нару­шал этот Завет, укло­ня­ясь в язы­че­ство. И долина Енно­мова была местом покло­не­ния Молоху и Астарте, культы кото­рых сопро­вож­да­лись про­ти­во­есте­ствен­ными раз­врат­ными орги­ями с хра­мо­вой про­сти­ту­цией, жре­цами-кастра­тами и чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Там были соору­жены тофеты (с фини­кий­ского бук­вально: места сожже­ния людей) и совер­ша­лись самые отвра­ти­тель­ные и жесто­кие риту­алы, кото­рые только суще­ство­вали в древ­нем язы­че­стве. На рас­ка­лен­ные руки идола Молоха бро­сали мла­ден­цев, и они ска­ты­ва­лись в огнен­ное нутро исту­кана. А в капи­щах Астарты девы при­но­сили ей в жертву свою невин­ность. Из долины Енно­мо­вой этот ужас рас­пол­зался по всей Иудее. Даже в Иеру­са­лим­ском храме царь Манас­сия уста­но­вил идола Астарты. Такое без­за­ко­ние не могло про­дол­жаться бес­ко­нечно, и пророк Иере­мия, собрав вокруг себя иудей­ских ста­рей­шин, именно в Ге-Енноне пред­рек народу Изра­иля паде­ние Иеру­са­лим­ского цар­ства за отступ­ле­ние от Бога Истин­ного.

В VI веке до Рож­де­ства Хри­стова вави­лон­ский царь Наву­хо­до­но­сор заво­е­вал Иудею, раз­ру­шил Иеру­са­лим, раз­гра­бил и сжег Храм. Тогда же была навсе­гда утра­чена вели­чай­шая свя­тыня еврей­ского народа – ковчег Завета. Тысячи еврей­ских семей были угнаны в Вави­лон. Так духов­ный раз­врат, сре­до­то­чием кото­рого была долина Енно­мова, кон­чился для иудеев эпохой Вави­лон­ского пле­не­ния.

Когда евреи вер­ну­лись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызы­вав­шим ужас и отвра­ще­ние. Сюда начали сво­зить мусор и нечи­стоты со всего Иеру­са­лима, а для пре­ду­пре­жде­ния зара­же­ния здесь посто­янно под­дер­жи­вался огонь. Ге-Еннон пре­вра­тился в город­скую свалку, на кото­рую выбра­сы­вали также и трупы каз­нен­ных пре­ступ­ни­ков.

Долина Енно­мова стала у евреев сим­во­лом гибели язы­че­ства и раз­врата. Смрад и нико­гда не поту­ха­ю­щий на свалке огонь царили там, откуда неко­гда раз­ли­ва­лась духов­ная зараза, погу­бив­шая Изра­иль во вре­мена Наву­хо­до­но­сора.

Ге-енна была для иудеев частью их быта, такой же понят­ной, как и сжи­га­ние плевел после обмо­ла­чи­ва­ния зерна. Хри­стос упо­треб­лял эти образы, чтобы слу­ша­ю­щие Его люди как можно глубже про­ник­лись мыслью о гибель­но­сти греха. Слова же о неуга­са­ю­щем огне и неуми­ра­ю­щем черве – бук­валь­ная цитата послед­него стиха книги про­рока Исайи, также пре­красно зна­ко­мой иудеям. И там эти слова отно­сятся не к душам умер­ших греш­ни­ков, а к трупам врагов Божиих.

За всеми этими страш­ными сим­во­лами, без­условно, стоит не менее страш­ная духов­ная реаль­ность. Нам, к сча­стью, невоз­можно постичь ее до конца, поскольку пол­но­стью эта реаль­ность откры­ва­ется лишь нерас­ка­ян­ным греш­ни­кам после смерти. Но хотя бы отча­сти понять при­чины адских стра­да­ний можно, озна­ко­мив­шись с уче­нием о стра­стях, кото­рое было состав­лено Свя­тыми Отцами Восточ­ной Пра­во­слав­ной Церкви.

Взбе­сив­шийся ротвей­лер

Подоб­ным обра­зом дей­ствует страсть – некое свой­ство чело­ве­че­ской души, кото­рое изна­чально было полез­ным и нужным. Но, непра­вильно упо­треб­ля­е­мое чело­ве­ком, это свой­ство изме­ни­лось, сде­лав­шись для него опас­ным и злым врагом.

Цер­ковь учит, что чело­век – уди­ви­тель­ное суще­ство, един­ствен­ное тво­ре­ние, кото­рое Бог создал по Образу и Подо­бию Своему, вложив в него разум и твор­че­ское начало. Но чело­век был создан не для бла­жен­ного без­де­лья. Смыс­лом его суще­ство­ва­ния должно было стать радост­ное сотвор­че­ство со своим Созда­те­лем. Полу­чив от Бога власть над мате­ри­аль­ным миром, он должен был хра­нить и воз­де­лы­вать Рай­ский сад, а впо­след­ствии, раз­мно­жа­ясь и напол­няя лицо Земли, пре­вра­тить в Рай всю Все­лен­ную. Для этой высо­кой цели Бог наде­лил чело­ве­че­скую при­роду колос­саль­ным твор­че­ским потен­ци­а­лом, огром­ным коли­че­ством раз­лич­ных сил, свойств и спо­соб­но­стей, упо­тре­бив кото­рые на испол­не­ние воли Божией о себе, чело­век стал бы насто­я­щим царем сотво­рен­ного мира. Но Бог создал его не подо­бием авто­мата, жестко запро­грам­ми­ро­ван­ного на выпол­не­ние этого плана. Такое сотвор­че­ство могло быть реа­ли­зо­вано лишь в сво­бод­ном союзе вза­им­ной любви и дове­рия двух лич­но­стей – Бога и чело­века. А где нет сво­боды, там не может быть и любви. Иначе говоря, чело­век был сво­бо­ден в выборе – сле­до­вать воле любя­щего его Бога, или нару­шить ее. И чело­век не устоял в этой сво­боде…

Испор­чен­ный дар

Так и грех извра­тил все свой­ства чело­ве­че­ской души. Вместо осо­зна­ния себя – обра­зом Божиим, чело­век при­об­рел само­лю­бо­ва­ние, гор­дыню и тще­сла­вие, любовь пре­вра­ти­лась в похот­ли­вость, спо­соб­ность вос­хи­щаться кра­со­той и вели­чием тво­ре­ния – в зависть и нена­висть… Все спо­соб­но­сти, кото­рыми Гос­подь так щедро одарил чело­века, тот стал исполь­зо­вать вопреки их пред­на­зна­че­нию. Так в мир вошло зло, так появи­лись стра­да­ния и болезни. Ведь болезнь – это нару­ше­ние нор­маль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния какого-либо органа. А в резуль­тате гре­хо­па­де­ния все чело­ве­че­ское есте­ство ока­за­лось рас­стро­ен­ным и начало жестоко стра­дать от этого рас­строй­ства.

Совер­шая любой грех, чело­век нару­шает волю Божию и застав­ляет свое есте­ство рабо­тать не так, как оно было заду­мано Богом. Если же этот грех ста­но­вится для чело­века источ­ни­ком удо­воль­ствия и он совер­шает его снова и снова, в нем про­ис­хо­дит пере­рож­де­ние есте­ствен­ных свойств, упо­треб­лен­ных для гре­хов­ных радо­стей. Эти свой­ства выхо­дят из-под кон­троля чело­ве­че­ской воли, ста­но­вятся неуправ­ля­е­мыми и тре­буют от несчаст­ного чело­века все новых и новых порций греха. И даже если потом, увидев, что это – путь к гибели, он захо­чет оста­но­виться, сде­лать это будет очень непро­сто. Страсть, как взбе­сив­шийся ротвей­лер, будет тащить его от греха к греху, а при попытке оста­но­виться пока­жет клыки и станет без­жа­лостно тер­зать свою жертву. Это дей­ствие стра­стей легко можно про­сле­дить в тра­ги­че­ской судьбе нар­ко­ма­нов и алко­го­ли­ков. Но наивно было бы думать, будто нена­висть, блуд, зависть, гнев, уныние и т.п. – менее раз­ру­ши­тельны для чело­века, чем непре­одо­ли­мая тяга к водке или геро­ину. Все стра­сти дей­ствуют оди­на­ково страшно, так как имеют общий источ­ник – иска­ле­чен­ную грехом чело­ве­че­скую при­роду.

Огонь, страш­ней огня

Стра­да­ния, кото­рые неудо­вле­тво­рен­ная страсть при­чи­няет чело­веку, очень напо­ми­нают дей­ствие огня на чело­ве­че­ское тело. Не слу­чайно Святые Отцы, говоря о стра­стях, посто­янно упо­треб­ляли образы пла­мени, жжения, горя­щих углей, и т.п. Да и в нецер­ков­ной, свет­ской куль­туре не нашлось луч­шего опре­де­ле­ния для стра­стей. Тут и «вос­пы­лать стра­стью», и «сжи­га­е­мый стра­стями», и зна­ме­ни­тое лер­мон­тов­ское: «…одна, но пла­мен­ная страсть», и попу­ляр­ный реклам­ный слоган: «Зажги огонь стра­сти…». Зажечь-то его легко, а вот поту­шить потом – неве­ро­ятно трудно. Но люди почему-то очень лег­ко­мыс­ленно отно­сятся к этому огню, хотя все мы на соб­ствен­ном опыте знаем его дей­ствие. В одних он – тлеет, в других – горит, а кого-то – сжег дотла на наших глазах. Чтобы в этом убе­диться, доста­точно посмот­реть хро­нику кри­ми­наль­ных про­ис­ше­ствий в любой газете.

…Жен­щина. Учи­тель­ница. Из рев­но­сти облила сопер­ницу серной кис­ло­той.

…Другая жен­щина. Решив покон­чить с собой, выпила флакон уксус­ной эссен­ции. Ей спасли жизнь, но на всю жизнь она оста­лась инва­ли­дом.

…Отец двоих детей. Дирек­тор учре­жде­ния. Очень доб­ро­со­вест­ный работ­ник. За несколько меся­цев про­са­дил на игро­вых авто­ма­тах огром­ную сумму казен­ных денег. На суде сказал: «Когда я играл, я не владел собой…».

«Хотите ли, я объ­ясню вам при­ме­ром, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не бесе­дует, не поет псал­мов, не молится и отнюдь не вспо­ми­нает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать стра­сти. Однако он еще здесь нахо­дится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она пре­дастся стра­стям и оста­нется одна с ними, потер­пит тогда она, несчаст­ная?»

Стра­сти срав­ни­вают с огнем, но это не совсем пра­вильно. Потому что стра­сти гораздо страш­нее огня. Огонь может мучить чело­века лишь непро­дол­жи­тель­ное время, потом сра­ба­ты­вает защит­ная реак­ция орга­низма и чело­век теряет созна­ние. Потом уми­рает от боле­вого шока.

А вот когда огонь стра­сти тер­зает чело­века всю жизнь, а после смерти лишь мно­го­кратно уси­ли­ва­ется…

Тем и стра­шен грех, что рож­дает в душе чело­века стра­сти, кото­рые после смерти станут для него неуга­си­мым адским пла­ме­нем.

Ложь ада

«Был прав­дою мой Зодчий вдох­нов­лен:
Я высшей силой, пол­но­той все­зна­нья
И первою любо­вью сотво­рен…
…Вхо­дя­щие, оставьте упо­ва­нья».

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «…Бог не раду­ется и не гне­ва­ется, ибо радость и гнев суть стра­сти. Нелепо думать, чтоб Боже­ству было хорошо или худо из-за дел чело­ве­че­ских. Бог благ и только благое творит, вре­дить же никому не вредит, пре­бы­вая всегда оди­на­ко­вым; а мы когда бываем добры, то всту­паем в обще­ние с Богом, по сход­ству с Ним, а когда ста­но­вимся злыми, то отде­ля­емся от Бога, по несход­ству с Ним. Живя доб­ро­де­тельно, мы бываем Божи­ими, дела­ясь злыми, ста­но­вимся отвер­жен­ными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попус­кают Богу вос­си­ять в нас, с демо­нами же мучи­те­лями соеди­няют. Если потом молит­вами и бла­го­тво­ре­ни­ями снис­ки­ваем мы раз­ре­ше­ние в грехах, то это не то значит, что Бога мы убла­жили и Его пере­ме­нили, но что посред­ством таких дей­ствий и обра­ще­ния нашего к Богу, увра­че­вав сущее в нас зло, опять соде­лы­ва­емся мы спо­соб­ными вку­шать Божию бла­гость; так что ска­зать: Бог отвра­ща­ется от злых, есть то же, что ска­зать – солнце скры­ва­ется от лишен­ных зрения».

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин: «Неуместна никому такая мысль, будто греш­ники лиша­ются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей дей­ствует двояко: она мучает греш­ни­ков и весе­лит собою испол­нив­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, геен­ское муче­ние: оно есть – рас­ка­я­ние».

«Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви! И как горько и жестоко это муче­ние любви! Ибо ощу­тив­шие, что погре­шили они против любви, терпят муче­ние боль­шее вся­кого при­во­дя­щего в страх муче­ния; печаль, пора­жа­ю­щая сердце за грех против любви, страш­нее вся­кого воз­мож­ного нака­за­ния».

Как может мучить любовь, пре­красно пока­зал Васи­лий Шукшин в своем зна­ме­ни­том фильме «Калина крас­ная». Когда «завя­зав­ший» вор под чужим именем, спря­тав глаза за солн­це­за­щит­ные очки, явился к своей матери, кото­рая не видела его больше два­дцати лет. Своим обра­зом жизни он ее просто предал, обрек на нищен­ское суще­ство­ва­ние, на голод­ную оди­но­кую ста­рость. И вот, этот сын-вор по кличке «Горе» вдруг увидал, что мать по-преж­нему любит его несмотря ни на что, и что она будет без­мерно рада встре­тить и при­нять его даже таким, каким он стал за деся­ти­ле­тия воров­ской и лагер­ной жизни… И он не нашел в себе сил открыться. Герой Шук­шина, рыда­ю­щий в голос и гры­зу­щий землю на бугре под берез­ками – одна из самых силь­ных сцен в нашем кине­ма­то­графе. Вот он – плач и скре­жет зубов!

Каково же будет греш­нику, всю жизнь своими гре­хами пре­да­вав­шему Христа, после смерти уви­деть и испы­тать все­про­ща­ю­щую любовь Спа­си­теля, пре­тер­пев­шего за него столько стра­да­ний…

Спа­си­тель­ная сила «мело­чей»

О посмерт­ной участи чело­века можно стро­ить пред­по­ло­же­ния и рас­суж­дать бес­ко­нечно. Нико­лай Бер­дяев прямо писал что это «…пре­дель­ная тайна, не под­да­ю­ща­яся раци­о­на­ли­за­ции». Но здесь есть очень важный момент, кото­рый не только воз­можно, но, навер­ное, просто необ­хо­димо понять любому чело­веку.

Бог есть – Любовь и Он не мстит греш­ни­кам. Это невоз­можно, так как, по слову Исаака Сирина, где любовь, там нет воз­мез­дия; а где воз­мез­дие, там нет любви. Стра­да­ния греш­ни­ков не резуль­тат воз­да­я­ния за злые дела. Бог любит греш­ни­ков всегда – и на земле, когда они кале­чат себя гре­хами; и в геенне, когда их иска­ле­чен­ные души муча­ются, не имея воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рить свои стра­сти. Но даже любя­щий и все­мо­гу­щий Бог не может спасти чело­века, кото­рый не желает этого спа­се­ния. Про­то­и­е­рей Сергий Бул­га­ков писал: адские муки про­ис­хо­дят от нехо­те­ния истины, став­шего уже зако­ном жизни. Чело­век сво­бо­ден в выборе – быть с Богом, или – быть без Бога. И Гос­подь не отни­мает у него этой сво­боды ни в земной жизни, ни после смерти.

И всем нам очень важно вовремя понять, что смысл нашего суще­ство­ва­ния не в сумме зара­бо­тан­ных денег, не в важ­но­сти сде­лан­ных изоб­ре­те­ний, не в кра­соте напи­сан­ных картин и не в коли­че­стве про­чи­тан­ных ака­фи­стов и поло­жен­ных покло­нов. Смысл в том, что всякий наш посту­пок, слово и даже всякая мысль остав­ляют следы в нашей душе, изме­няя ее каждое мгно­ве­ние нашей недол­гой, в общем-то, жизни. И что бы люди ни делали в этой жизни, любое заня­тие еже­се­кундно сво­дится для них к про­стому выбору: либо чело­век борется со своими стра­стями и ста­но­вится спо­соб­ным вос­при­ни­мать любовь Божию как высшее благо; либо эти стра­сти раз­ви­вает, взра­щи­вает, делает их глав­ным содер­жа­нием своей души.

И пускай мы немощны, пускай не нахо­дим в себе сил на вели­кие нрав­ствен­ные подвиги. Но мы должны хотя бы обо­зна­чить наше жела­ние бороться со стра­стями, хотя бы в мело­чах попы­таться пере­стать идти на поводу у своих боль­ных наклон­но­стей. Мы не можем тысячу ночей молиться на камне, как это делал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский. Но сдер­жаться и не наорать на жену, даже когда она этого заслу­жи­вает, мы вполне в состо­я­нии. И усту­пить место ста­рушке в метро не соста­вит осо­бого труда, если осо­знать, что ты в этот момент борешься со своей ленью и жале­ешь чужую ста­рость. Такие вещи кажутся нам мело­чами, но из мело­чей и состоит вся наша био­гра­фия. И если мы твердо решим бороться с какой-нибудь «мело­чью» – про­изой­дет малень­кое чудо. Мы увидим, как Гос­подь, видя наше доброе наме­ре­ние, помо­жет нам в этой борьбе. Мы увидим, как могу­ще­ственна эта помощь, и как дели­катно и тро­га­тельно любит нас Хри­стос. Воюя с гре­хов­ными «мело­чами» мы можем научиться видеть любовь Божию к людям еще здесь, в земной нашей жизни.

Тогда и после смерти огонь Боже­ствен­ной любви будет для нас источ­ни­ком вечной радо­сти, а не мучи­тель­ным пла­ме­нем геенны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *