в чем различие понятий оценка и отметка
Разница между отметкой и оценкой
Считать слова «отметка» и «оценка» полными синонимами неверно. Все-таки первое из этих понятий несколько уже, чем второе.
Определение
Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Отметки также зовутся баллами. Они выставляются в школьный журнал и дневник ученика. В России система отметок пятибалльная, где высшим показателем является «5».
Оценкой в переносном смысле может называться и отметка. Но в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом являются требования образовательной программы.
Сравнение
Каждое из двух понятий непосредственно связано с учебным процессом. Но отличие отметки от оценки заключается в том, какую нишу занимает каждая из них. Отметка представляет собой графический знак, как правило, цифру. Это лишь количественный показатель, по которому можно судить об уровне успеваемости.
Оценка, в прямом понимании, предполагает не конкретный балл, а словесную информацию о качестве выполнения задания. Например: «Молодец! На этот раз ты хорошо постарался, сделал все без ошибок». Или: «Твою работу нельзя назвать безупречной. Чтобы добиться лучшего результата, тебе нужно повторить правило».
Прежде чем сформулировать оценочное суждение, учитель должен проанализировать работу (ответ) школьника и сравнить ее с эталонами, представленными в образовательной программе. В высказывании педагога может содержаться информация о том, что ученику удалось сделать верно, где имеются пробелы в знаниях и как их устранить.
Оценка всегда должна быть объективной, она выражается в тактичной форме. При этом важен индивидуальный подход учителя к каждому своему подопечному. Грамотно выраженная оценка побуждает того, кому она адресована, совершенствоваться в знаниях и повышает эффективность обучения.
После оценки часто выставляется отметка. Баллы, которые получают учащиеся, не должны завышаться – от этого уровень подготовки снижается. Отметки меньше заслуженных также ставить нельзя, чтобы у школьников не пропадал интерес к учебе и сохранялась вера в свои возможности.
Сделаем небольшой вывод о том, в чем разница между отметкой и оценкой. Итак, второе понятие гораздо шире. Оценка помогает ученику осознать, насколько качественно он потрудился и на что следует больше обращать внимание. Отметка, в свою очередь, – это способ зафиксировать результат работы с помощью графического символа.
Понятия «отметка» и «оценка».
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Отметка— это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Влияние педагогической оценки на формирование самооценки школьника.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д.
Можно выделить 3 группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. В учебной деятельности дети 1-ой группы больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля. Для детей 3-й группы характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы.
Как правило, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а, следовательно, более доходчива до ума и сердца подростка.
С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку.
Статья на тему: «Разграничение понятий оценки и отметки в образовании»
Разграничение понятий оценки и отметки в образовании.
Понятие оценки и отметки путают не только учащиеся и их родители, но и учителя. В энциклопедии дано философское определение:
« Оценка – это отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определения нормам и принципам морали (одобрение, суждение, согласие или критика и т.п.) Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности».
Про отметку сказано так: «Балл – это цифровая отметка, характеризующая какое-либо явление (например: сила ветра в баллах, шторм, землетрясение), в соответствии с принятой системой. Отметка – балл-оценка успехов учащихся в учебных заведениях: школах, техникумах, институтах по 5-ти бальной системе».
Научный сотрудник Педагогического Университета им. А.И. Герцена Назарова С.И. в своей работе дала определение понятий «оценка» и «отметка». «Отметка – носит конкретный характер, выраженный в баллах, а оценка – может иметь словесное выражение или, точнее сказать, конкретное выражение, но не в баллах».
Что такое словесная оценка? Это похвала ребенка соответствующая его индивидуальным особенностям и результату работы, где нельзя ребенка не похвалить и не заметить его работу на уроке, т.к. оценка определяет цену чего-либо или кого-либо. Оценка дает возможность высказать мнение, суждение о ценности или значимости данного явления. Очень хорошо, когда проверяя тетради, учитель отмечает в ней «Спасибо!», «Старался!», «Стал(а) лучше писать», «Молодец!» и другие записи. Всё это влияет на успех работы, заставляет работать лучше, старательнее. Это и воспитывает и приучает добросовестно относиться к учёбе.
Благодаря положительной оценке наблюдается рост ученика, вырабатывается интерес к предмету и стремление к знаниям. Сейчас в 1-ом классе безотметочный метод работы, учитель оценивает ученика, не ставя ему отметку.
Отметка – знак, сделанный на чем-либо: на плане, на карте, в ведомости, в работе ученика. Часто отмечают нужное место в книге, отмечают отсутствующих учащихся на уроке, в классе. Примером того, что это знак в тетради ученика на факультативных занятиях я ставлю плюсики за правильно решенную задачу, пример или верный ответ, а в конце занятий подсчитываю эти (++). И ребята очень добросовестно их подсчитывают, ничего себе не прибавляя. Таким образом, определяется кто из группы ребят впереди других.
В учебной системе отметка оценивает знания учащихся. Очень важно учителю быть объективным, ставя отметку в тетради. Хорошо, когда проверяешь письменные работы учащихся и не смотришь на фамилию ученика, а оцениваешь только его работу, то, что и как выполнено, а не те, кто это выполнил. При устных ответах учащихся, выставляя ученику отметку, важно прокомментировать ответ, чтобы он понял, за что ему поставили ту или иную отметку, а еще лучше, если это комментирование учитель проводит совместно с учащимися класса.
Главное за сегодня
Собственникам жилья нужно будет получить спецразрешение на проведение работ на балконах.
Популярные статьи
Инфографика
Какая разница между оценкой и отметкой?
А почему «тройка»? Такой вопрос мы не раз задавали учителю в школе, преподавателю в вузе. Рассматривали проверенную работу и не понимали – искренне не понимали – ну почему «три», что не так-то? Оглядываясь на школьные годы, мы задаём вопрос себе и школе сегодняшней: правильно ли ставить ребёнку отметку? Не слишком ли категоричен такой критерий и объективно ли такое оценивание знаний: клеймо поставили, а за что именно, не совсем понятно.
О проблеме школьной отметки и возможных альтернативах поговорили с директором Московского центра качества образования Кузьминым Павлом Владимировичем.
— Существуют разные системы оценивания: пятибалльные, десятибалльные, буквенные. В чем разница?
— Система оценивания – это не только шкала выставления отметок, но и в целом контрольная связь между учителем, учеником и родителями. Разнообразие систем заключается в том, что в каждой из них оценивание соответствует определённым критериям.
Каждый балл или буква имеет определённый вес (или критерий/ показатель). Когда большой диапазон позволяет детально отслеживать динамику и выставить именно тот балл, который заслужил ученик на данном этапе. С другой стороны, с увеличением диапазона оценивания растут и требования к четкости критериев.
— В начальной школе нет оценок. Есть солнышки и звездочки. Но суть ведь не меняется. Солнышко – тоже оценка. Одному дали, а другому – нет. Другой расстроился. Что Вы об этом думаете?
— Оценка и отметка – это разные понятия. Оценка – это “информация” о результативности обучения. Отметка – это знаковое выражение оценки. Отметки без оценки не бывает. При этом оценка – это инструмент, который не всегда переводится в отметку. “Словесная” оценка (рекомендация, если хотите) дает точную характеристику уровня знаний, но, будучи переведённой в отметку, сужает свой смысл.
В начальной школе используется безотметочная система оценивания. Сторонники считают, что она способствует устойчивому психофизическому развитию – отсутствие страха за «незнание» материала и получения неудовлетворительной отметки. Противники отмечают снижение мотивации и отсроченный родительский контроль.
Да, есть и солнышки, и звездочки, и наклейки, и печати, которые можно раскрашивать. Это некий стимул, поощрение, мотивация к учению. Полученные «солнышки» вызывают у детей эмоциональный всплеск, стимулируют на учебную деятельность. Ведь всем хочется получить похвалу, вознаграждение за свой труд, и дети – не исключение.
— Говорят, отметки вешают ярлыки. Отличник не будет стараться стать ещё лучше, отстающий смирился и тройка для него – сомнительная мотивация. Ваше отношение к “ярлыкам”?
— Отметка, действительно, может стать фактором социального «расслоения» класса на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Минус отметки в том, что она не отражает качество подготовки: непонятно, что стоит за «тройкой». Отсутствие каких знаний и несформированность каких навыков она показывает?
Поэтому так важно заранее подробно объяснять критерии отметки за каждый вид деятельности. Именно чёткое понимание критериев, из которых складывается «пятёрка», даст ребёнку осознание своих недоработок и ошибок.
Важна оценка динамики учебных достижений, сравнение своих прошлых результатов с настоящими, как изменилась оценка и почему, чего удалось достичь. Важно, чтобы ребёнок сам понимал эту динамику и сам смог проанализировать, на каком этапе он ошибся и что ему нужно исправить.
Можно увлечь ребенка вне зависимости от его успехов, главное – создать для него условия, при помощи которых он сможет проявить свои способности и по-новому посмотреть на учёбу.
— Вы сами проводите диагностики учащихся и учителей. Каким образом вы их оцениваете? Как работает система?
— Каждое задание проверяет знания и практические умения. По результатам диагностик учитель видит результаты каждого ученика: какие задания выполнены верно, а какие неверно. По итогам указывается процент выполнения задания конкретным классом в сравнении с результатами всех участников диагностики. Темы, по которым «образовательный разрыв» в выполнении заданий составляет 10% и более, выделяются цветом. Учителям рекомендуется проанализировать причины такого расхождения.
— Возможно ли вообще – отметки отменить? Или это утопия?
Отменить отметки можно, а вот отменять оценку как инструмент совместной работы ученика и учителя нет смысла. Качественная оценка показывает правильность, глубину, объём знаний, умений.
Учителю тоже важен процесс оценки: он помогает понять готовность учеников к усвоению новых знаний, выявить причины затруднений и ошибок, определить эффективность методов и технологий обучения.
Оценки нужны и родителям – как мера измерения успехов ребёнка. Но оценки не могут быть главным показателем успешности. Нам хотелось бы, чтобы родители смотрели не на оценки, а на новые знания и умения ребёнка. Родители должны видеть не отметки, а практический результат.
— Если учитель не ставит отметку, то каким образом он организует «работу над ошибками»?
— При «безотметочном» обучении принципиальны два момента: с одной стороны – учитель отмечает продвижение, успех каждого ребенка, с другой стороны – оценивая, учитель не сравнивает детей между собой.
Это могут быть условные шкалы: различные формы графиков, таблиц, «листы индивидуальных достижений», «технологические карты» с видами деятельности на уроке, в которых достижения оцениваются по множеству параметров. Такие формы позволяют выявить проблемы на определённом этапе и скорректировать дальнейшую работу, выработать план действий.
— Чего только не придумали, чтобы увлечь современных детей учебой! Мультимедийные панели, образовательные проекты в музеях и парках и многое другое. Отметка – «последний из могикан» классической системы образования. На что “научил”, то и получил. Если не ставить отметки, они совсем расслабятся! Или нет?
Оценивание должно отражать уровень достижения целей. Это возможно при планировании. Учащиеся получают график всех контрольных и диагностических работ и критерии выставления оценок. Если ученик не достиг нижней установленной границы, он совместно с педагогом должен доработать, выполнить повторно задания, с которыми он не справился. Только в случае успешного выполнения всех плановых работ учащийся получает «зачёт», т.е. отметку о промежуточной аттестации.
Если система оценивания выработана совместно всеми учителями, прописана в локальных актах и доведена до сведения учащихся и их родителей, то начинает действовать механизм саморегулирования. Учащиеся понимают, что они должны сделать, чтобы быть аттестованными по каждому предмету. Такая система воспитывает ответственность за свои результаты, приучает к целеполаганию (какой уровень учащийся планирует достигнуть) и мотивирует к обучению.
— К вопросу о «саморегулировании». Расскажите о приложении «Мои достижения». Зачем оно создано и может ли стать помощником как «инструмент самостоятельности»?
— Это сервис самооценки, самоподготовки: школьник в любом месте, в любое время может проверить свой уровень знаний, отследить динамику успехов. Оценить себя можно по разным предметам. Приложение включает в себя проверочные работы, задания из ГИА (ЕГЭ и ОГЭ), а также задания из международных исследований. Сервис содержит справочные материалы: таблица Менделеева для химии, контурные карты для географии и так далее.
Сервис прост в использовании, в нем нет специальной терминологии. Зарегистрироваться можно через соцсети. Задания самые разные: возможность развернутого и краткого ответов, аудирование, диктанты и изложения. Задания с развернутым ответом можно сфотографировать или отсканировать и при помощи QR-кода через мобильное приложение загрузить в систему. Изображение автоматически будет связано с работой участника.
— Как выглядит контроль за выполнением? Это ведь не учитель, который “всё видит”.
— В приложении всё автоматизировано: контроль времени для выполнения теста, контроль оставшихся заданий. Помимо этого, разработана функция автоматического напоминания, что необходимо сделать перерыв. В соответствии с нормами СанПина отслеживаются интервалы: для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-7 классов – не более 30 минут, для учащихся 8-11 классов – 35 минут. В системе есть инструкция, как не подвергать зрение перегрузке.
Каким образом приложение проверяет творческие задания? Например, сочинения или изложения?
— Действительно, в сервисе доступны задания, которые может оценить только эксперт. При использовании мобильного приложения изображение автоматически будет обработано и направлено специалисту.
Результаты по “автоматическим” заданиям будут доступны сразу после завершения тестирования, а те, которые требуют «человеческой» проверки, – после экспертизы, в течение трех дней.
— В каком виде приходят результаты?
— Учащийся получает не только информацию о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, а развернутую информацию по своей работе: по каким темам есть затруднения, какие именно затруднения и как над ними работать.
— У сервиса есть “эксклюзивная опция”? Что-то, что отличает приложение от других онлайн-тестирований?
— Промежуточный итог и планы на будущее?
— В настоящее время доступ к электронной системе получили все московские школы. Сервисом уже воспользовались более 10 000 человек.
Скоро система пополнится заданиями для всех классов по всем предметам, будет увеличено количество “международных проверок”, создан закрытый банк заданий для административных контрольных работ, появятся диагностики в рамках медицинских, инженерных и кадетских классов. Также планируем создать версии заданий для детей с ОВЗ.
В чем отличие оценки от отметки в педагогике
Дистанционное обучение по всей России
8-800-775-09-71 Звонок бесплатный! Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!
Дистанционное обучение педагогов.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!
Разница между отметкой и оценкой, считать слова «отметка» и «оценка» полными синонимами неверно. Все-таки первое из этих понятий несколько уже, чем второе.
Определение
Каждое из двух понятий непосредственно связано с учебным процессом. Но отличие отметки от оценки заключается в том, какую нишу занимает каждая из них. Отметка представляет собой графический знак, как правило, цифру. Это лишь количественный показатель, по которому можно судить об уровне успеваемости.
Оценка, в прямом понимании, предполагает не конкретный балл, а словесную информацию о качестве выполнения задания. Например: «Молодец! На этот раз ты хорошо постарался, сделал все без ошибок». Или: «Твою работу нельзя назвать безупречной. Чтобы добиться лучшего результата, тебе нужно повторить правило».
Прежде чем сформулировать оценочное суждение, учитель должен проанализировать работу (ответ) школьника и сравнить ее с эталонами, представленными в образовательной программе. В высказывании педагога может содержаться информация о том, что ученику удалось сделать верно, где имеются пробелы в знаниях и как их устранить.
Оценка всегда должна быть объективной, она выражается в тактичной форме. При этом важен индивидуальный подход учителя к каждому своему подопечному. Грамотно выраженная оценка побуждает того, кому она адресована, совершенствоваться в знаниях и повышает эффективность обучения.
После оценки часто выставляется отметка. Баллы, которые получают учащиеся, не должны завышаться – от этого уровень подготовки снижается. Отметки меньше заслуженных также ставить нельзя, чтобы у школьников не пропадал интерес к учебе и сохранялась вера в свои возможности.
Сделаем небольшой вывод о том, в чем разница между отметкой и оценкой. Итак, второе понятие гораздо шире. Оценка помогает ученику осознать, насколько качественно он потрудился и на что следует больше обращать внимание. Отметка, в свою очередь, – это способ зафиксировать результат работы с помощью графического символа.
Дистанционное обучение педагогов.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России!