что будет в 7000 году
Конец Света 7000 года от Сотворения Мира
Закончить вступление хочу выдержкой из труда Носовского Г.В.
«Итак, нашу гипотезу можно теперь кратко сформулировать следующим образом. В 1492 году «конец света» реально произошел в Западной Европе и был впечатляюще описан в Апокалипсисе. Но затем «конец света» изъяли из истории XV-XVI веков, перенесли в будущее. А уже существующий Апокалипсис переписали заново (уничтожив первоначальный его текст), отредактировали и объявили пророчеством, которое лишь предсказывает конец света в некоем отдалении».
Далее следует описание событий 1492 года. В них нет точного указания на катастрофу. Однако, некоторые странности и закономерности того времени указывают на большую вероятность апокалипсиса.
На 1492 год был назначен очередной «конец света». Пасхалия была рассчитана только до этого года, о чём в конце делалась приписка:
«Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое».
Считалось, что это 7000 год от Сотворения, а 7000 лет — это срок существования мира. В 1491 году многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод.
Грек из окружения жены великого князя Софьи Палеолог Дмитрий Траханиот в связи с этим написал для архиепископа Геннадия Новгородского «О летах седьмой тысящи», в котором утверждал что, коль скоро «никто не весть числа веку», то конец света в 7000 году может не наступить, но дата конца света обязательно будет связана с числом 7: 7007, 7070 и 7077 годы от сотворения мира
Коне́ц све́та — распространённый фразеологизм, означающий реальную либо воображаемую угрозу прекращения существования всех людей, цивилизаций, всего человечества, Земли или даже Вселенной целиком. В более узком смысле — уничтожение всего живого.
Лоре́нцо ди Пьеро де Ме́дичи «Великоле́пный» (итал. Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico; 1 января 1449, Флоренция — 9 апреля 1492, Флоренция) — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Биографы Лоренцо говорят, что он исповедовался у Савонаролы и что, выслушав его, последний произнёс речь, в которой убеждал его возвратить флорентийцам свободу и отдать законным владельцам всё несправедливо приобретённое имущество; Лоренцо с досадой отвернулся, и Савонарола ушёл, не дав умирающему отпущения грехов.
По свидетельствам современников, весной 1492 года состояние здоровья главы республики ухудшилось, и 8 апреля он тихо скончался под удары молний, поразивших купол Флорентийского собора. Ходили слухи, что причиной смерти Лоренцо Великолепного стало проклятье, посланное монахом – реформатором Джироламо Савонаролой, однако более вероятно, что дело было в лихорадке, атаковавшей и без того больной организм.
Золотой шар, венчающий купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, был выполнен учеником Леонардо, скульптором Андреа Вероккьо в 1468 году. Шар был установлен 27 мая 1471 года и сразу же стал символом города и горожан. А 8 апреля 1492 г. в купол ударила молния. Флорентийцы увидели в этом дурное предзнаменование — и не напрасно: через несколько дней скончался покровитель искусств и фактический правитель Флоренции Лоренцо Медичи.
Весь XVI век молнии продолжали атаку на купол, и наконец 17 января 1601 года после очередного грозового натиска огромный шар (1,8 т, 2 м 30 см в диаметре) свергся на землю. В память о разрушительной силе стихии в точке его падения была установлена мраморная плита, сохранившаяся до наших дней.
Конклав был созван после смерти Папы Иннокентия VIII, и закончился с избранием Папы Александра VI. Это был первый Конклав, который прошёл в Сикстинской капелле.
Кардинал Родриго Борджиа был избран единогласно на 4-ом голосовании в качестве Папы Александра VI. Избрание печально известно тем утверждением, что Борджиа купил голоса своих избирателей, обещая им выгодные назначения и другие материальные дара — практика, известная как симония. Опасения по поводу этого Конклава привело Папу Юлия II к тому, чтобы создать более прочные правила против симонии в 1503 году.
В июле 1492 года Папа Иннокентий VIII впал в лихорадку. Врачи перепробовали все средства, по словам враждебно настроенного к папству итальянского историка Стефано Инфессура, даже пытались опаивать Иннокентия кровью трёх мальчиков. Все испробованные методы не помогли и после долгой агонии 25 июля 1492 года Папа Иннокентий VIII скончался.
Папа ещё не умер, но уже у изголовья его постели началась борьба за папский трон между кардиналами.
Великий князь Иван III провел военную реформу. Благодаря ей он мог отправлять в поход войско численностью в 40 и даже 50 тысяч человек. Столь крупной армии в то время не было ни в одной стране Европы.
Первой открытой войне Московии под фальшивым предлогом «возврата» земель Руси («отчины») в составе Великого Княжества Литовского, никогда Москве не принадлежавших — предшествовали пограничные конфликты. Они участились с 1486 года, когда воеводы Ивана III напали и разграбили Любуцк, Мценск и Вяземское княжество. 18 мая 1492 года Иван III отправил к королю и великому князю Казимиру IV посла с программой территориальных требований, однако тот вернулся назад, узнав о внезапной смерти Казимира (7 июня 1492 г. в Гродно). Сложилась благоприятная ситуация для войны.
Иван III Васильевич (также Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.
Результатом правления Ивана III стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства, за это он получил прозвище «собиратель земли русской». В том числе, при нём был принят нынешний герб России — двуглавый орёл. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости; принят Судебник — свод законов государства; проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения; построен нынешний Московский Кремль и главный кафедральный собор Русского государства — Успенский собор.
В то время как наша РПЦ перекраивала, в очередной раз, доктрину под мировую конъюнктуру, мирские правители зря время не теряли. Полным ходом шла модернизация столичных укреплений.
Классическая версия.
К концу XV века навсегда было сброшено ярмо татарской неволи, тяготевшее над Русью два с половиной века. При великом князе Иване III объединенное Русское государство вышло на широкую международную арену.
На Руси вместо константинопольского календаря, использовавшегося с 988 года, введён византийский календарь: начало года перенесено с 1 марта на 1 сентября.
До 1492 г. (по принятому ныне календарю, тогда это был 7000 г. от Сотворения міра) русское церковное летосчисление велось от Сотворения міра и год начинался с 1 марта, – со дня завершения творения созданием Адама. В 1492 г. Московский Собор принял летоисчисление в России с 1 сентября, как было принято в Византии в память победы 1 сентября 312 г. Императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии (Второго Рима), что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима.
Слово в первый день индикта, или нового года от свт. Димитрия Ростовского (в сокращении).
Царь веков, Господь Бог наш, положил времена или лета в своей власти (Деян. 1:7)1, Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мірских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24–31). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мір Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2–3; Исх. 20:11; Евр. 4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты (Исх. 20:9–10): так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мірских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень (Лев. 23:39)2.
По какой же причине установлено это празднование?
В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.
В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх. 34:29).
В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35).
В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых.[. ]
В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.
В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3 Цар. 8).
В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев. 23:32).[. ]
Господь через Моисея дал такое повеление: шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мoe на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года (Лев. 25:3–4, 20–21).
Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби, – сказал Господь, – год покоя в седьмой месяц» (Лев. 25:9), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения міра, есть седьмой месяц. И др.
Эту гипотезу оспаривают критики, опираясь на археологические находки скелетов монахов со следами сифилитического поражения с гораздо более ранней датировкой. Гипотеза американского происхождения сифилиса получила новое подтверждение с помощью генетического анализа, проведённого учёными под руководством Кристин Харпер (Kristin Harper) из университета Эмори, установивших родственную связь возбудителя сифилиса — бледной трепонемы — с южноамериканскими трепонемами. Обнаружение же средневековых скелетов со следами сифилиса учёные объясняют действием другого штамма трепонемы, пришедшего в Европу из Африки. Этот подвид болезни, по их мнению, не передавался половым путём.
Падение метеорита в атмосфере Земли наблюдалось в виде огненного шара на расстоянии до 150 километров от места его приземления. Жители обнесенного стеной города и близлежащих ферм и деревень собрались на месте, чтобы поднять метеорит из его ударной ямы и начали извлекать его кусочки. Местный магистрат вмешался в разрушение камня, чтобы сохранить объект для короля Максимилиана, сына правящего императора Священной Римской империи Фридриха III. Кусок метеорита был отправлен кардиналу Пикколомини (позже Папе Пию III).
Энсисхайм метеорит, метеорит, чье падение с неба на пшеничное поле в Эльзасе (ныне часть Франции) в 1492 году является одним из самых ранних случаев падения метеорита на записи. Максимилиан I*, который вскоре был провозглашен императором Священной Римской Империи, собрал свой совет, чтобы определить значение этого события; их вердикт состоял в том, что метеорит был благоприятным предзнаменованием для успеха войн Максимилиана с Францией и Турцией. Поэтому Максимилиан приказал поместить энсишеймский камень с соответствующей надписью в местной приходской церкви. Метеорит был прикреплен к стене железными кошками, чтобы предотвратить его блуждать по ночам или уйти в той же насильственной манере, в которой он прибыл. Он находится в городе Энсисхайм сегодня, хотя посетители в промежуточных столетиях откололи все, кроме 56 кг (123 фунта) его первоначальной 127-кг массы. Метеорит Энсайсхайм классифицируется как обычный хондрит*.
31 марта 1492 года король Фердинанд II и его супруга Изабелла приняли Альгамбрский декрет, который предписывал всем евреям покинуть страну в течение трех месяцев. Что же стало причиной такого беспрецедентного решения?
Долгое время Испания была родным домом для множества еврейских общин. Сотни тысяч иудеев жили в этой стране, занимаясь различными ремеслами, предпринимательской деятельностью, наукой. Были среди них и государственные служащие, врачи, финансисты.
Однако уже в XIV веке ситуация кардинально меняется: под влиянием католического духовенства среди испанцев усиливаются юдофобские настроения. Например, 15 марта 1391 года священник Фернандо Мартинес произнес перед жителями Севильи речь, обличающую евреев и их религию, которую он считал идолопоклоннической. Разгоряченная толпа верующих начала погром иудейского квартала. События, спровоцированные Мартинесом получили название «севильская резня».
Нападения на евреев, массовые грабежи и убийства прокатились по всем городам Испании. Тогда, опасаясь за свои жизни, многие иудеи были вынуждены креститься. Таких людей, насильно принявших христианство, стали называть марранами (то есть, отверженными). За ними постоянно следили, подозревая в тайной приверженности религии предков.
В 1480 году в Севилье начался суд над марранами, которых обвинили в тайной приверженности иудаизму. Поскольку часть имущества казненных поступала в королевскую казну, а другая часть доставалась доносчикам, жечь евреев на кострах инквизиции было прибыльным делом.
Юдофобское движение в Испании возглавлял Томас Торквемада, оставшийся в истории как свирепый изувер. С бесчинствами его приспешников-инквизиторов могут тягаться только гестаповские палачи. Тысячи евреев погибли в огне, остальные жили в постоянном страхе.
Как известно, два крупнейших испанских королевства – Кастилия и Арагон – объединились в одно государство в 1474 году. Тогда между Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской был заключен брачный союз. Королевская чета поставила перед собой цель: освободить Испанию от иноверцев. После победы над маврами и изгнания их из Гранады закончилось восьмивековое присутствие мусульман на Пиренейском полуострове. Затем наступила очередь евреев.
Томас Торквемада убедил короля и королеву, что иудеи губят Испанию, подрывая христианские устои. Кроме того, утверждал инквизитор, соседство с евреями губительно для марранов, которые могут вернуться к вере своих предков под влиянием иудеев.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей
Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию написать
Древние мужчины едва не истребили друг друга 7000 лет назад
Генетические показатели того времени называют «узким местом неолитической Y-хромосомы». Это момент каменного века, когда наше генетическое разнообразие внезапно захлебнулось. По крайней мере, среди мужских генов. После периода упадка, продолжавшегося около 2000 лет, в живых оставался только один плодовитый мужчина на 17 женщин.
Данное событие записано в генотипах, распространившихся по всему миру.
Ранее ученые полагали, что это может быть связано с тем, что наши предки исследовали и заселяли новые земли. Феномен был назван «эффектом основателя», когда небольшое количество людей продолжает переезжать с места на место, основывая новые поселения.
Но новое исследование, опубликованное в журнале Nature, выдвигает гораздо более жестокое предположение: древни е мужчины убили большинство своих сверстников.
Европа, Азия, Африка и Ближний Восток, возможно, были поглощены резней между 5000 и 7000 годами назад. И, поскольку отцы передают свою Y-хромосому сыновьям, целые семьи должны были быть уничтожены на обширных территориях.
Это было время, когда численность населения мира составляла от 5 до 20 миллионов человек. Чтобы оставить такой сильный генетический отпечаток, должно было погибнуть до 9,5 миллионов человек.
Команда ученых Стэнфордского университета считает причиной «конкуренцию между родственными группами», иначе известную как трайбализм.
Графики разнообразия Y-хромосом (слева) и мтДНК (справа) по регионам мира. Изображение: https://www.nature.com
Кланы образуются из общих предков. Они устанавливают сильную групповую идентичность. Это, в свою очередь, способствует различиям и конкуренции с отдельными соседними кланами.
Исследователи говорят, что это давление достигло апогея незадолго до появления первой цивилизации в Шумере около 4000 лет назад.
«Присутствие таких групп приводит к ожесточенной межгрупповой конкуренции, преимущественно между членами групп мужского пола, а не между неродственными индивидуумами», – пишут исследователи.
Жертвы межгрупповой конкуренции затем имеют тенденцию группироваться среди родственных мужчин, и вымирание группы фактически является исчезновением родственных линий.
Взрывные расширения мужской линии за последние 15 000 лет. Каждый круг представляет собой филогенетический узел, структура ветвления которого предполагает быстрое расширение. Горизонтальная ось указывает на временные интервалы расширений, а радиусы окружности отражают темпы роста, а именно минимальное количество сыновей за поколение. Узлы сгруппированы по континентальной суперпопуляции (AFR: Африка; AMR: Америка; EAS: Восточная Азия; EUR: Европа; SAS: Южная Азия) и окрашены по гаплогруппе. Сегменты линии соединяют филогенетически вложенные линии. Изображение: https://www.nature.com
По сути, победившие кланы уничтожали мужчин своего противника, чтобы обеспечить постоянное господство и искоренение потенциальной конкуренции. Затем они захватывали выживших женщин.
Нулевая Мировая война?
По данным исследователей, бойня была ужасной. Вооруженные конфликты были настолько ожесточенными, что выжила только одна двадцатая часть всего мужского населения.
Боевые действия, должно быть, продолжались в течение нескольких поколений. И первые признаки цивилизации возникли из пепла…
Гипотеза ученых выглядит примерно так:
Человеческое общество начало развиваться от кочевых охотников к сельскохозяйственным общинам около 12 000 лет назад. Внезапно у них появилось имущество. Ресурсы были ограничены. И поскольку кланы начали селиться в одном месте, незваные гости были нежелательны.
Отдельные группы развили систему организации, основанную на членстве в семье – как правило, сосредоточенную на мужчине – главе клана. С точки зрения хромосом, у каждого члена клана мужского пола был один и тот же предок.
Уничтожение клана уничтожило бы их уникальные маркеры Y-хромосомы. Затем победивший клан расширялся, чтобы заполнить пустоту, оставшуюся после исчезновения побежденного клана.
Но, зная человеческую природу, такая жестокая чистка между древними кланами кажется вполне осуществимой.
Источник: Tian Chen Zeng, Alan J. Aw & Marcus W. Feldman. Cultural hitchhiking and competition between patrilineal kin groups explain the post-Neolithic Y-chromosome bottleneck. Nature Communicationsvolume 9, Article number: 2077 (2018)
Антихрист, 1666 год и Петр I
Как связаны с апокалипсисом монголы и половцы, почему год открытия Америки должен был стать последним для России и когда Антихрист все-таки объявился в Москве
Богатый человек в геенне огненной. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. Псков, XIV век © Getty Images / Fotobank
Конец света должен был начаться с череды бедствий и нашествий «нечистых народов» (то есть нехристианских, а в случае Руси — неправославных народов); затем случится явление и воцарение Антихриста и преследование им праведников; его гибель; всеобщее воскресение из мертвых и наконец — Страшный суд, на котором земная история и в целом ход времени завершатся, и наступит вечность («восьмой век») — праведники обретут награду в царствии небесном, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную. Ожидание конца света было постоянным, но лишь иногда — чаще всего в эпоху внешних нашествий и внутренних раздоров — оно актуализировалось и становилось основной матрицей истолкования происходящего.
Гог и Магог Гог и Магог — два народа Ветхозаветной эсхатологии, нашествие которых потрясет мир незадолго до конца света. Римские и византийские историки отождествляли Гог и Магог со скифами и, позднее, славянами.
Самым мощным триггером эсхатологических ожиданий были, вероятнее всего, не хронологические подсчеты (распространенные среди образованных элит),
а различные бедствия. Например, в древнерусских летописях очередные волны кочевников (от половцев в XI–XII веках до татаро-монголов в XIII веке) уподобляли измаильтянам Измаильтяне — потомки Измаила, старшего сына Авраама от рабыни Агари (отсюда — агаряне), легендарный прародитель бедуинов и арабов. (агарянам) или другим «нечистым народам», ассоциировавшимся с наступлением «нечестия» в конце времен.
«Гедеон выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды». Миниатюра из Восьмикнижия (Октатевха) Ватопедского монастыря. Греция, XIII век © ruicon.ru
Популярное на Руси «Откровение», приписывавшееся Мефодию Патарскому (III–IV века), подробно описывало сценарий последних времен, состоявший из нескольких этапов (которые вдобавок варьировались в разных редакциях памятника): сначала из Етривской пустыни, куда их некогда заточил израильский судия Гедеон, выйдут измаильтяне, которые покорят весь мир, кроме богохранимого Греческого царства; затем, после того как греческий царь Михаил их разобьет, последует следующая волна бедствий, и на свободу выйдут «нечистые народы», в том числе Гог и Магог, некогда затворенные за горами Александром Македонским; они будут сокрушены архангелом Михаилом; вернувшийся царь Михаил воцарится в Иерусалиме; потом явится Антихрист, а после того, как он будет сокрушен, настанет Страшный суд.
Уподобляя половцев или татар народам последних времен, летописцы объясняли скрытый смысл обрушившихся на Русь бедствий и вписывали «незнаемые» народы в библейски-провиденциальную картину истории (аналогично и на средневековом Западе после появления монголов их уподобляли Гогу и Магогу, а само слово «монголы» порой интерпретировали как «Magogoli», то есть «потомки Магога»). Эти отсылки, безусловно, окрашены в эсхатологические тона. Однако это не означает, что древнерусские книжники ждали конца времен со дня на день (да и последние времена мыслились как протяженные во времени). Важнее то, что они представляют нашествия иноплеменников как казни Божьи — посланное с небес коллективное наказание «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей.
7000 год от сотворения мира
Приведение конца света к хронологическим подсчетам было развлечением элитарным. С текстами, указывающими на время Второго пришествия, были знакомы лишь духовенство и образованное меньшинство.
Миниатюра из книги «Апокалипсис толковый в лицах» с толкованием Андрея Кесарийского. XVI век © Российская государственная библиотека
В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 тысяч или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.
В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.
Аналогичные эсхатологические пометы появлялись не только под 7000,
но и под 6967 (1459) год, поскольку считалось, что если Христос был распят
в 33 года, то Антихрист, его антипод и пародия, должен явиться за 33 года
до конца света («В лето в 6967… боудет Рожество Антихристово… Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика…»). Тема последних времен звучит в некоторых житиях, созданных задолго до самой даты (например,
в «Житии Сергия Радонежского», где сказано, что святой воссиял в конце седьмой тысячи лет), и посланиях церковных иерархов, которые были написаны еще за столетие до грозного 7000 года. Например, митрополит Киприан в послании игумену Афанасию (около 1381–1382 годов) писал: «ныне есть последние времена, и летом скончание приходит, и конец веку сему».
В этих формулах, безусловно, есть своя доля риторики (всякое время — последнее), но их учащение к 7000 году явно указывает на то, что эта дата приковывала к себе внимание духовенства.
Антихрист убивает Илию и Еноха. Миниатюра из «Апокалипсиса Сен-Севера» Беата Лиебанского. Франция, XII век © Photo 12 / Getty Images / Fotobank
Тем не менее мы не знаем, насколько глубоко эсхатологические ожидания проникли в тогдашнее русское общество и даже клир. У нас нет свидетельств
о том, что русские земли при Иване III охватил массовый страх, а жизнь (походы, строительство, торговля) «остановилась». Трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать.
1598–1613 — Смутное время
Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с ними
и тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге. Людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, Господь погубит весь мир.
Апокалипсис. Егоровский сборник Чудова монастыря. XVI век © biblia.ortox.ru
После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.
1666 год — число зверя
«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной
в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться: «И не несть ли быти готовым подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самим диаволом!» Хотя на вопрос апостолов, когда придет конец света, Христос ответил: «Не ваше есть розумети часы и лета» (отмеренные Богом Отцом), —средневековые книжники были уверены, что высчитать его все-таки можно.
Страшный суд. Фрагмент фрески из Новодевичьего монастыря. XVII век © Getty Images / Fotobank
На Руси 1666 год был связан, вероятно, с самым ярким всплеском эсхатологических ожиданий, основанных на хронологических вычислениях. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). 1666 год задолго до своего наступления будоражил умы.
В конце XVI века украинский книжник Стефан Зизаний написал «Казанье
об Антихристе» (позже оно было издано в популярной московской «Кирилловой книге», 1644 год). По мнению Стефана, хоть сын погибели
не пришел в мир в 1492 (7000) году, ждать его нужно в ближайшее время, ведь именно на восьмой день Христос явился ученикам, на «осьмой век» (тысячелетие) должно свершиться и Второе пришествие, которое предсказывал еще царь Соломон. До Конца осталось немного: как только Антихрист распространит католическую «мерзость запустения» в православных храмах, людям останется только ждать звука архангельских труб, возвещающих
о Втором пришествии Христове.
Сборник «Кириллова книга». 1644 год © old.stsl.ru
«Казанию» (и «Кирилловой книге») вторила «Книга о вере» (1648 год): «по еже седми деньми мир совершися, и по еже седмотысящными леты боудет кончина», «и яко сень к вечеру, да приидет вскоре страшное и великое Пришествие Христово». Мир «обветшал и состарился», он может «умереть»
в любой момент.
В начале XVII века другой украинско-белорусский книжник, Захария Копыстенский (умер в 1627 году), создал особую историко-эсхатологическую теорию, согласно которой вся история христианского мира знаменуется четырьмя великими отпадениями от правой веры. В 1000 году отпали в ересь западные христиане (1054 год — раскол православной и католической церквей). В 1600 году отпали православные древней Киевской митрополии (в 1595–1596 годах подписана Брестская уния, по которой большинство епископов митрополии перешло в унию, то есть католичество при сохранении православной обрядовости). Впереди людей ждут два последних отпадения — в 1660 и 1666 годах, а за ними — конец света. Эта идея тоже вошла в «Кириллову книгу». Страшный 1666 год приближался, настораживая и пугая. Однако события, всколыхнувшие всю страну и заставившие тысячи людей поверить в пришествие Антихриста, произошли немного раньше.
1653 и далее — никоновские реформы, гибель Святой Руси и пришествие в мир Антихриста
В глазах многих людей пророчество Захарии Копыстенского об отпадениях
от веры в 1660 и 1666 годах в самом деле сбылись (если немного округлять даты, как поступал он сам, писав об отпадениях в 1000 и 1600 годах).
История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века © Getty Images / Fotobank
В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил
к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Беда в том, что русских людей уже на протяжении столетия убеждали, что лишь Русская церковь сохранила истинную веру, русские обряды единственно верны и отражают полноту христианской веры, а любое изменение обряда искажает саму догму и автоматически влечет за собой впадение в ересь и гибель души. Еще при Иване Грозном Стоглавый собор 1551 года предал анафеме всех, кто
не крестится древним и «истинным» двуперстным крестным знамением. Это проклятие повторялось и на протяжении первой половины XVII века, причем в издававшихся книгах помещали изображение правильного перстосложения, чтобы люди не впали в ересь по незнанию.
Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет
под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души!
«Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали».
Никон реформировал Церковь, видя в греках единственных своих учителей
и принимая новогреческие тексты и обряды за древние, а русские (которые как раз лучше сохранили прежний греческий устав) считая испорченными
от времени. «Ревнители старины» в свою очередь не могли принять «еретических» исправлений и готовы были умереть за истинную веру. Начался раскол. Поначалу сохранялась надежда, что противники и сторонники реформ услышат друг друга, но в 1666 году (том самом, страшном году Антихриста)
в Москве открылся Большой собор, на который по настоянию царя приехали восточные (Александрийский и Антиохийский) патриархи. Они судили
и лишили сана Никона, рассорившегося к тому времени не только со многими клириками, но и с царем, однако по вопросу реформ приняли однозначное решение, предав анафеме всех людей, не согласных служить по уставу, измененному на греческий манер. Решение вселенских патриархов поставило точку в вопросе о реформе. Старообрядцев прокляли и греки, и русские епископы.
Новые догматы Никона. Иллюстрация из «Истории об отцах и страдальцах соловецких». XVIII век © Walters Art Museum
Только в 1846 году, когда в старую русскую веру перешел
из Константинопольского патриархата епископ Амвросий, старообрядцы получили рукоположенных иереев и возродили церкви — так образовалось Белокриницкое согласие. Другие «толки» остались верны своим харизматичным лидерам, которые учили их истинной вере (и зачастую
при этом отходили далеко от древнерусского православия) и окончательно стали «беспоповцами» — не приняли и до сего дня не принимают ничего
в проклятом миру, лежащем под властью сатаны.