что борцы сумо разбрасывают по рингу перед поединком
8 зубодробительных фактов о сумо
Современное сумо выглядит как сплав шоу, жесткого контактного единоборства и религиозного действа, пропитанного духом традиций Ямато. Бойцы-суматори — это олицетворение древней Японии, яростной, патриархальной и непонятной, если смотреть с нашей колокольни.
Сумо — это борьба богов и императоров
Сам термин «сумо» по мнению японцев появился от двух древних слов: «сумахи» — танец вдвоем и «сумафу» — меряться силами. Именно силами решили померяться два японских бога, Такэмикадзути и Такэминаката, когда спорили, кому достанется Япония. Они встретились в поединке сумо, и потомки победителя стали первыми императорами Ямато. Такова легенда, записанная в Кодзики (записях о деяниях древности), датированных 712 годом.
Первые же достоверные сведения о борьбе сумо относятся к 642 году нашей эры, когда при дворе императора Когёку состоялся турнир в честь послов из Кореи. Борьба была так популярна, что ею не гнушались заниматься и императоры. Известно про поединок, в котором император Уда так толкнул соперника, что тот улетел с площадки, сломав спиной столб. А император Хорикава в XI веке при своем дворе завел и вовсе замечательные порядки: он заставлял своих чиновников каждое утро бороться друг с другом.
Профессиональное сумо — только для мужчин
В Японии с древности царили патриархальные порядки, а сумо стало их средоточием. При «золотом веке» сумо, в период Эдо, когда страной правили сёгуны из клана Токугава (1603-1868 гг.), женщинам запрещалось даже наблюдать за боями профессиональных борцов.
Правда, дамы настолько любили этих силачей, что приходили следить за их тренировками и в качестве знаков внимания кидали им свои пояса и накидки. Когда в период Мейдзи (1868-1910 гг) их допустили до просмотра поединков, они тут же превратились в самых ярых болельщиков.
Тем не менее, до сих пор женщины могут заниматься лишь любительским сумо — в профессиональный спорт им вход запрещен. Они даже не имеют права заходить на традиционный ринг. С этим связан один политический казус. С 2000 по 2008 год губернатором Осаки была женщина — Фусаэ Ота. На своем посту она должна была вручать призы бойцам, заходя на ринг. Однако ей запретили это делать, и сколько бы она не призывала Ассоциацию сумо отменить запрет, те отказывали.
…Но так было не всегда
Исторические свидетельства говорят о том, что в древности и средневековье женщины все же занимались сумо. Правда, не в таких обычных обстоятельствах, как мужчины. В нихон сёки написано, что в 469 году император Юряку приказывал своим фрейлинам снимать одежду и бороться. А в период Тоетоми Хидэёси (1537-1598 гг.), одна буддийская монахиня, имевшая мощное телосложение, на благотворительных соревнованиях победила всех противников-мужчин.
В середине XVIII века женское сумо добралось и до Эдо, будущего Токио. Поединки проводились в храме Асакуса, пока их не объявили аморальными и не запретили. Но народ продолжал свои забавы уже неофициально и не на территории храма.
В период Мейзди женщинам было запрещено бороться с мужчинами, но вот друг с другом они боролись, и в 1891 году газеты писали о целой женской театральной труппе, которая демонстрировала профессиональные поединки. Однако с 1926 года женское профессиональное сумо было полностью запрещено, и запрет не снят до сих пор, хотя по «любительскому» женскому сумо даже проводятся чемпионаты мира (первый прошел еще в 1997 году).
Сумоисты не такие жирные, как кажется
Конечно, по фотографиям сумоистов видно, что у них есть лишний вес. Да и средний вес сумоиста-профессионала — 157 кг, а знаменитый борец Конисики доходил до 310 кг. Все дело в том, что в профессиональном сумо нет весовых категорий, так что бойцы, которые хотят взойти на вершину, должны набирать массу.
Но судя по исследованиям, на которые ссылается О. Иванов в книге «Сумо — живые традиции древней Японии», в теле сумоиста ростом в 178 см и весом 138 кг жира меньше, чем в организме японского бизнесмена ростом 172 см и весом 75 кг. А проведенные в 2013 году исследования показали, что средний процент жира среди всех суматори всех лиг — 14, тогда как у японского мужского населения — 15-19.
Надо полагать, под мощным слоем жира находятся мощные мышцы. Даже мальчиков в школы сумо тренера предпочитают брать не с жирком, а атлетичных или тощих, так как считают, что изначально толстый парень будет ленивым, ведь он уже довел себя до такого состояния.
Тем не менее, профессиональные борцы сумо — люди внушительных размеров. Для них не только шьют огромную одежду и обувь: даже унитазы во дворце сумо Кокугикан в полтора раза больше, чем обычные.
В школах сумо царит лютая дедовщина
Если юноша решает пойти по пути сумоиста-профессионала, он должен сразу забыть, что он у мамы самый лучший, так как в ближайшие годы его ждет только усердная работа и унижения.
В школе сумо все строго иерархично. Слово наставника — закон, а младшие ученики прислуживают старшим. Иерархия во всем, включая режим. Во время банных процедур младшие трут и отмывают старших. Когда грузинского борца Мераба Цагурия спросили, что было самым сложным в сумо, он ответил, что сложнее всего было тереть в бане чужие спины. Спят младшие борцы в специальном углу, и им положены только тонкие одеяла, отчего они часто простужаются.
Готовят и прибираются тоже младшие. Они же прислуживают при приеме пищи, а едят последними. Во время тренировок старший борец может таскать за волосы по площадке младшего, а тот ходит за ним на корточках, всячески изображая смирение. Если же он падает, старший пинает его ногами, заставляя вставать.
Никто не жалуется: они сами выбрали этот тернистый путь, желая стать профессиональными борцами сумо.
Сумо — это мир странных традиций
Вся жизнь сумоиста-профессионала пронизана необычными традициями и ритуалами.
Перед тем, как зайти на ринг, борец кидает на него соль, чтоб очистить от злых духов. «Дохё» — место, где борются профессионалы, выглядит как квадратная площадка, возвышающаяся над землей на 34-60 сантиметров, сделанная из глины. Ее строят перед каждым турниром заново, используя только старинные ручные инструменты и технологии, как это делали столетия назад.
Еще интереснее ритуалы, в которых религия сочетается с борьбой. Когда в Японии проходит праздник плодородия, один из борцов борется с духом риса. При этом, если он будет поддаваться, дух риса обидится, и урожай погибнет, однако по традиции дух должен победить — тогда урожай будет обильным. Выглядит это так: полуголый здоровый мужик сражается с воздухом, чудовищно напрягаясь и корча страшные рожи, а потом резко падает, проигрывая, под радостные крики зрителей.
Есть и ритуал перед важным боем: сумоист выпивает свежей крови черепахи, чтобы получить побольше сил. Живой еще черепахе отрубают голову, нацеживают крови в стакан, добавляют лед и все это борец употребляет внутрь.
Сумо — это борьба. Бить кулаками или ногами нельзя — но есть лайфхак
Вообще, сумо — это вид борьбы, и обычно побеждают, либо вытолкнув противника за границу круга, либо бросив его на землю, или заставив коснуться поверхности чем-то кроме стоп. По современным правилам запрещено бить противника кулаком или ногой.
А вот удары ладонью не запрещены, чем некоторые бойцы и пользуются, вырубая своих противников жесткими оплеухами. С их весом и физической мощью это не так уж и сложно. Убедиться в этом можно, посмотрев эту нарезку:
Сумоисты носят боевые имена — иногда довольно забавные
Каждый профессиональный борец сумо берет себе боевое имя. Это пошло еще с XVI века, когда сумо занимались ронины — самураи, лишившиеся своего господина. Боевое имя должно было и устрашить противника, и скрыть личность бойца.
Такие боевые имена называются «сикона». Их дают наставники в школах, и боец не может от них отказаться. Обычно они звучат грозно, или просто красиво. Например, в средневековье были имена Инадзума (Гроза) или Оараси (Большая буря).
Но в эпоху Мейдзи (1868-1910 гг), в Японии увеличилось влияние западной культуры и появился тренд на модернизацию общества, поэтому сикона тех времен могли звучать забавно, например: Дэнкито (Электрическая лампочка) или Санкэйхо (Новый уголовный кодекс).
Как бы то ни было, сумо — это удивительный мир, сочетающий в себе мощную спортивную подготовку и традиции средневековой Японии, отдающие запахом сакуры и красотой восходящего солнца.
Непростое сумо
Сумо для современного европейца кажется не более, чем непонятной быстрой схваткой двух больших мужчин в замысловатых стрингах. Однако для японцев этот вид борьбы имеет огромное культурное значение.
Сумо существует как профессиональный вид спорта только в Японии, все остальные борцы, проводящие схватки по всему миру, считаются любителями. До 1992 года считалось, что на ранг ёкодзуна может претендовать только японец, поскольку гайдзин (иностранец) может иметь силу и искусство, но хинкаку (достоинство и изящество) он никогда не сможет достичь. Сила, искусство и хинкаку — важнейшие критерии для претендента в ёкодзуны. Это высший ранг борца сумо, «великий чемпион» или, если дословно, «носящий цуну», специальную верёвку, которой в синтоизме ограждают священное пространство. Однако для того, чтобы он мог за это звание бороться, ему нужно участвовать в соревнованиях в Японии. Интересно, что как только Ассоциация сумо Японии разрешила присуждать высший титул всем борцам, независимо от расовой принадлежности, японцы надолго потеряли его, поскольку оно переходило гавайцам, самоанцам, монголам и даже наполовину украинцу, ставшему одним из величайших борцов сумо в истории, Тайхо Коки (мать — японка, отец — украинец из Харьковской области, настоящее имя — Коки Ная или Иван Маркиянович Борышко; сумоисты берут псевдонимы, несущие определенный смысл, Тайхо — Великий Феникс). Тайхо, кроме того, что выиграл Императорский кубок рекордных 32 раза, считался одним из самых красивых мужчин Японии.
Борцы верхних рангов сумо очень популярны и пользуются почетом и уважением, а также очень неплохо зарабатывают.
Для меня стало намного интереснее смотреть поединки после того, как узнала всякие тонкости, правила и историю, потому что сумо — очень национальный вид спорта и дань традициям.
История появления сумо до сих пор вызывает споры, однако сами японцы считают, что первое упоминание появилось в одном из самых ранних письменных источниках древнеяпонской литературы, основной книге синтоистского троекнижия «Кодзики», написанной в 712 году до н. э. и охватывающей период от «эры богов» до 628 года до н. э. В свитках встречается описание поединка между богами Такэминоката-но и Такэмикадзути-но за право обладания Японией: «…и взял его руку словно тростник, обхватил и смял и отбросил прочь». И хотя в книге нет прямого указания на конкретно сумо, поскольку оба бога использовали магию, японцы считают, что здесь описан именно этот вид борьбы.
Самым первым суматори-человеком (а позже и божественным покровителем сумо) считается Номи-но Сукунэ, мифический герой.
Номи-но Сукунэ был гончаром в провинции Идзумо и прославился своей силой. Во время правления одиннадцатого императора Японии Суйнина к его двору прибыл великан Тагима-но Кэхая, считающийся непобедимым. Он бросал вызов любому желающему сразиться с ним (и всем резко стало не пофиг, видимо). Один из придворных министров рассказал императору о силачах из Идзумо, и за ним послали.
Считается, что Номи-но Сукунэ победил, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.
Помимо обычных боёв, призванных выяснить кто сильнее, в храмах проводились кандзин-дзумо, чтобы развлечь богов и собрать деньги на содержание храма. Не нашла информации, проводятся ли такие бои сегодня, однако суматори посещают храмы для проведения ритуалов, а некоторые — и обычные дома. Люди зовут борцов в дом, поскольку присутствие суматори сулит счастье и достаток.
Ритуалы, проводимые перед поединками (и которые, к сожалению, очень часто пропускают в телевизионных записях), имеют особый смысл: привлечение внимания богов, очищение ринга и устрашение соперника.
Самое популярное движение, по которому сумо узнается во всем мире — «сико». Борец несколько раз поднимает одну ногу и с силой опускает ее. Движение призвано устрашить противника. Вообще в борьбе сумо до основного поединка, который обычно не длится дольше 10 секунд, очень большую роль играет именно устрашение противника. Сумоисты могут несколько раз выходить на ринг, становясь в позу и смотреть друг на друга, пытаясь сломить волю соперника. Бывали случаи, когда после таких «поединков взглядов» один из соперников просто снимался с соревнований.
Каждый раз, когда борец сумо вступает в круг ринга, символизирующий Землю, он должен бросить пред собой горсть соли, очищая себя и пространство. Опять соль, кстати!
Ритуал, проводимый ёкодзуна перед поединком, также имеет религиозное значение. Борец хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание богов, поднимает руки ладонями вверх, чтобы призвать их благословение и топает ногой, чтобы прогнать или растоптать злых духов. С ним в ритуале участвуют два помощника, один из которых держит в руках ритуальный меч, который подтверждает право ёкодзуна, и судья. Кстати, судьи на матчах до сих пор одеваются в традиционные наряды придворных министров. Это может объясняться тем, что раньше поединки сумо судили либо военачальники императора, либо придворные аристократы, либо, если победителя было совсем уж сложно определить, сам император.
Большой спорт / Гид по сумо!
Сумо – один из старейших и наиболее уважаемых видов спорта в мире. Но, не смотря на внешнюю простоту, – всего то надо вытолкать соперника из круга, сумо является сложным переплетением традиций, духовности, техники и грубой физической силы. Существует стереотип борца сумо: волосы собраны в причудливый узел на макушке, массивное тело, стойка на корточках и бесстрастный взгляд, устремлённый на противника. На первый взгляд, тут все просто: сидеть на корточках, сверлить взглядом соперника, вытолкнуть противника из круга. Но, если копнуть немного глубже, то откроется целый мир, пронизанный жёсткой дисциплиной, суровыми тренировками и невероятно сложным этикетом. Ни в одном виде спорта не встречается такое странное сочетание дотошного внимание к священному ритуалу и грубой физической силы. Но следует чётко усвоить – сумо не просто спорт или карьера, а образ всей жизни.
Происхождение и традиции
Своими корням сумо уходил глубоко в феодальное прошлое Японии. В самом начале, сумо было развлечением для богов религии Синто. Японские книги о легендах и мифах, написанные в восьмом веке, говорят, что соревнования по сумо проходили в период посадки риса, чтобы «обеспечить» хороший урожай на следующий год.
Во времена периодов Нара и Хейан (710 – 1192 гг.) соревнования по сумо проходили во дворце перед самим императором и другими высшими лицами. Правила борьбы и этикет формировался под влиянием странствующих самураев, ронинов. Им приходилось как-то зарабатывать себе на жизнь в мирное время. Бороться за деньги перед японской элитой, в то время считалось неплохим источником дохода.
Корни борьбы уходят в самое начало периода Эдо (1603—1867). В то время, несмотря на популярность сумо, правительство не одобряло проведение полулегальные соревнований. В ответ на запреты, были представлены официальные правила борьбы сумо. Впервые, согласно новым правилам, поединок должен проходит в круге. Борцы получали возможность неплохо зарабатывать себе на жизнь. Так появились профессиональные борцы сумо. Но самым важным нововведением, было придание сумо статуса зрелищного спорта.
Сумо, практически без изменений, сохранилось до наших дней.
Матчи, проводимые в наши дни, мало чем отличаются от таковых периода Эдо. Наблюдая чемпионат по сумо сегодня, мы видим его точно таким же, каким он был столетия назад.
Правила, ритуалы и круг.
Борцы сумо располагаются на площадке, называемой дохё. Современное дохё представляет собой квадратную площадку из глины и расположенным не ней кругом диаметром 4,55 м. Круг покрыт толстым слоем песка. Во время тренировок, борцы – рикиси – представляют, что находятся на вершине небоскрёба, и тот, кто выпадет из круга, ждёт печальный конец. Однако, в давние времена особо не церемонились и по периметру дохё устанавливали короткие копья.
Синто буддийская символика тоже вплетена в сложные ритуалы сумо. Однако, несмотря на религиозный подтекст, основная цель всех этих действий состоит в правильной психологической настройки борцов. После завершения необходимых ритуалов, рикиси подходят к своим позициям и касаются кулаками земли. Поединок начинается.
За поединками сумо наблюдает шесть судей. Они следят за правильным выполнением ритуалов, наблюдают за поединком и решают, кто стал победителем. Иногда не так-то просто определить победителя, особенно когда борцы весом под 150 кг одновременно вылетаю из круга. Очень трудно уследить, чья нога первой коснётся пола.
Интересный факт: раньше, если судья совершал ошибку и выносил неправильное решение, он, согласно этикету, должен был совершить сеппуку (харакири). Сегодня, конечно, такого не происходит. Но, тем не менее, главный судья и вспомогательный судья имеют при себе маленькие мечи. В случает, если судья дважды ошибётся, ему просто понизят категорию.
В процессе принятия окончательного решения, судьи прибегают к помощи особого человека — смотрителя дохё. Одетый в простое рабочее кимоно, он подметает ринг перед каждым поединком и следит за состоянием песка. Ведь именно по отпечаткам, оставленные борцами, судьи могут определить, кто куда упал и в какой последовательности.
Как победить
Если отбросить все ритуалы и традиции, то правила сумо на удивление просты. Выиграть поединок можно одним из двух способов: вытолкать соперника за пределы круга или заставить его коснуться пола любой частью тела, кроме ступней, разумеется.
Несмотря на скудный свод правил, в арсенале борцов имеется около 70 различных приёмов, чтобы бросить противника на пол или грубо вытолкать его из круга. Одной из самых эффективных техник состоит в том, чтобы ухватиться за пояс соперника – маваси. Пояс – единственная, если можно так выразиться, спортивная униформа борцов. Она представляет собой кусок ткани длиной восемь метров из шелка (для старших борцов) или хлопка (для младших). Пояс обматывают несколько раз вокруг тела и между ног и завязывается узлом на спине. Захватив маваси, борец использует его в качестве рычага, чтобы сбить оппонента с ног или поднять его и бросить за предел кольца. Задача не из лёгких, особенно когда противник весит больше 150 кг и тоже пытается провести такой приём.
У каждого борца есть свой стиль ведения поединка. Кто-то полагается на грубую силу, чтобы вытолкать соперника за пределы ринга. Кто-то использует технику, слегка напоминающую дзю-до, стремясь использовать силу и вес противника против него самого. По большому счету, все зависит от мастерства борца и его веса.
Тренировочные школы
Борцы сумо постоянно живут и тренируются в особых школах – хея. Подобные ограничения не распространяются на любительское сумо. В школах поддерживается жёсткая дисциплина и дух соперничества. Руководит школой управляющий, из бывших чемпионов.
Карьера борца начинается в подростковом возрасте. Младшие рикиси готовят еду, убирают помещения и выполняют другие работы по школе. Младшие прислуживают старшим, пока не поднимутся по иерархической лестнице, другими словами, пока в школе не появятся новые рикиси младше их.
Вот примерный распорядок дня младшего рикиси: подъем в пять утра; в первую тренировку входят упражнения на растяжку – одна нога поднимается максимально вверх и с силой опускается на дохё. Такое упражнение называется сико. Оно служит для развития гибкости и силы ног. Далее борцы начинают тренировочные спарринги по системе мосиаи: победитель каждой схватки остаётся в круге, пока не проиграет.
Старшим борцам разрешается спать допоздна и приходить только на практические занятия. Появившись в время мосиаи, они начинают учить младших. Иногда помогают советом, а иногда просто высмеивая их неуклюжесть и малый вес. Вот таким образом и происходит становление борца сумо – ежедневные жёсткие тренировки и насмешки на протяжении нескольких лет.
В восемь утра младшие борцы заканчивают тренировку и идут на кухню готовить завтрак: мясо, рыбу и овощи, приготовленные в горшочке – тянконабе. Такая высококалорийная пища и большое количество риса представляют собой традиционную еду борцов сумо для увеличения веса. Все это обильно запивается пивом. Энергетическая ценность завтрака доходит до 10 000 калорий. Калорийность ужина доходит до 20 000 калорий, что примерно равняется 20 доннер-кебабам.
Тренировка старших рикиси заканчивается, когда готов завтрак – примерно к 10:30. Перед завтраком рикиси принимают горячую ванну, приготовленную, естественно, младшими учениками. После ванны – завтрак до отвала. По окончании, младшие ученики делают уборку, и затем наступает время сна. Большую часть жизни борец сумо либо есть, либо спит. Оба занятия преследуют одну цель – набрать необходимую массу тела.
Турниры и титулы
Интенсивность тренировок в школах возрастает по мере приближения ежегодных чемпионатов – хон-басё. В Японии проводится шесть чемпионатов (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке) продолжительностью 15 дней.
Высоко титулованные борцы проводят одну схватку в день с равным соперником. Борцы более никого ранга проводят до семи поединков за день. Цель каждого рикиси – одержать как можно больше побед за 15 дней чемпионата. Высокопрофессиональные борцы могут выиграть все 15 поединков. Хакухо, один из величайших борцов сумо, сумел одержать 11 побед в чемпионате.
Весь мир сумо вращается вокруг турниров — хон-басё. Ведь только на турнирах рикиси может поднять или, наоборот, понизить свой рейтинг, что непосредственно сказывается на денежном вознаграждении. В суме нет деления на категории по весу, как в боксе. Вместо этого, борцы разделяются на шесть дивизионов по уровню мастерства и далее – индивидуально внутри каждого дивизиона. Среди дивизионов ещё существует разделение на Западный и Восточный. Последний, традиционно, считается более престижным.
Борцов столь высокого уровня не так и много. С 1749 года титул ёкодзуна был присуждён 71-му борцу. В настоящее время, в мире есть три ёкодзуна, причём все они (к большому стыду японцев) монголы. Последним японским борцом, получившим такой статус был Ваканохана в 1998 году. Он оставил сумо в 2000 году и его место тут же занял иностранец.