Я люблю когда есть чего пить цой
Виктор Цой: с таким характером долго не живут
— Как вы познакомились?
— Это было в 1982 году. Я занимался в питерском Доме юного техника на реке Охте у рок-музыканта и продюсера Андрея Владимировича Тропилло. Это был очень интересный персонаж. Мы с ребятами выжили не одного преподавателя, но с Тропилло не справились, хотя и прилагали к этому все усилия.
— Чем он вам насолил?
На созданной Алексеем ВИШНЕЙ студии записано большинство альбомов группы «Кино». Фото с сайта ikorum.ru
— Может, это комплексы?
— Он никогда не комплексовал. Если Цою что-то было нужно, он не стеснялся говорить об этом, причем самым безапелляционным тоном. Например заявлял: «Я принес свои тапочки. Их никто не трогает!» Или: «Юрик (Гурьянов), что вы играете чушь! Вы можете придумать что-то нормальное!»
— Вы сразу подружились?
— Цой был щедрым человеком?
Виктор с ребятами из группы «Кино» сделали все, чтобы исключить меня из пищевой цепочки. На обложке альбома «Группа крови» моего имени нет, словно я не имел отношения к записи. С Цоем не забалуешь. За три года дружбы я попросил его сделать для меня единственную вещь, но получил отказ.
— Поговорить с Джоанной Стингрей, чтобы она привезла для студии одну штуку. Дешевую, стоимостью в 150 долларов. Мне казалось, это нормально. В конце концов она просит составить ее альбом «Red Wave», записать музыкантов для ее клипа, сделать съемку в моей студии. Но когда озвучил свою просьбу, услышал: «А-а-а, Вишна, итс вери экспенсив». После этого я завязал с русским роком. У нас даже в рамках одной рок-группы было мало взаимопомощи.
Жена достала
— Рокеры без конца клеймят попсу за интриги, склочность и лицемерие. А сами, получается, тоже не способны на крепкую дружбу?
— При этом музыканты давали по три концерта в день.
— И неоднократно. История с альбомом и есть предательство.
— Она его достала! Цой ушел потому, что не хотел терпеть ее выходки. Марьяна разговаривала с ним, как с холопом. А ведь он ее любил, это было искреннее чувство. Ну а после того как Витька понял, что Саша не его сын…
— То есть вы считаете, что Саша не слишком пылко отзывается об отце, потому что тот его когда-то предал?
— Аргумент был такой: «Пусть хранятся в надежном месте, чтобы никуда не делись». Но уже через две недели они вышли на пластинке. Я позвонил Юрику: «Помнишь ту запись, которую у меня забрал? Сейчас есть возможность ее хорошо реализовать. Помоги, пожалуйста, дай мне ее оцифровать. Я хоть поживу немножко». Он на голубом глазу отвечает: «Я могу это сделать только за миллион рублей. А если тебе нужны денежки, приезжай, я тебе одолжу немножко». Больше я с ним не здороваюсь.
Американская певица Джоанна СТИНГРЕЙ близко знакома со многими звёздами советского рока. С Борисом ГРЕБЕНЩИКОВЫМ она даже делила ванну. Фото с сайта joannastingray.com
Свернуло крышу
— Цой не думал уехать работать за границу?
— За полгода до гибели появились такие мысли. Речь шла о Южной Корее. Один миллионер решил его раскрутить. И японцы планировали снять фильм с его участием. Типа «Иглы», только поприличнее.
— Виктору нравилось быть звездой?
При этом славу Цой воспринимал как должное. Он ведь был единственный кореец на нашей сцене, красавчик, предлагающий публике то, что никто не делал. Правда, такая же музыка в то время была в Англии. Недолго думая, он привез ее в Союз.
— Звездная болезнь его коснулась?
— Как насчет стимулирующих веществ?
— Когда Цой разбился, как отреагировало окружение?
— А как еще продать его творчество? Цой до сих пор «жив» благодаря раскрутившим его медиа-ресурсам, иначе никто бы о нем не узнал. Он ушел вовремя, оставив три-четыре добротных альбома. Хотя всего их восемь. Цой настолько мало сделал, что сегодня каждые десять секунд рабочей записи имеют ценность.
ЦИТАТА
Алексей ВИШНЯ, музыкант, звукооператор, продюсер:
— У Витьки были отрицательные стороны характера, но я его очень любил. Наверное, я и сердит на него из-за того, что моя любовь была слишком сильной.
Я люблю когда есть чего пить цой
После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты мое от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть, на щите,
В серебре, а, может быть, в нищете,
Но как можно скорей.
Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм
И о Храме из разбитых сердец
И о тех, кто идет в этот Храм.
После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты мое от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть, на щите,
В серебре, а, может быть, в нищете,
Но как можно скорей.
После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты мое от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть, на щите,
В серебре, а, может быть, в нищете,
Но как можно скорей.
Кто пойдет по следу одинокому?
Сильные да смелые головы сложили в поле в бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме да с твердой рукой в строю,
В строю.
Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь? Ответь.
Хорошо с тобой, да плохо без тебя,
Голову да плечи терпеливые под плеть,
Под плеть.
И как хлопало крыльями чёрное племя ворон,
Как смеялось небо, а потом прикусило язык.
И дрожала рука у того, кто остался жив,
И внезапно в вечность вдруг превратился миг.
И горел погребальным костром закат,
И волками смотрели звезды из облаков.
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь,
И как спали вповалку живые, не видя снов.
Ты живешь на 4-ом, а я на 6-ом,
И обертки от конфет пролетают за окном,
А когда ты уходишь, я смотрю тебе вслед.
Обернешься или нет, я махну тебе платком.
А когда в доме тихо, я слышу, как ты поешь.
Я пытаюсь тебе подыграть, но никак не могу подобрать мотив.
Засыпая, я вижу твои глаза, но они говорят мне «нет».
Удивляюсь, как я еще жив.
Когда я вижy как ты танцyешь,
Малыш ты меня волнyешь!
Когда ты смотpишь так сеpьезно,
Малыш я тебя люблю!
Когда ты pобко меня целyешь,
Малыш ты меня волнyешь!
Hо не могy, не могy,
Извини, немогy.
Песня летит над волнами,
Летит как цyнами,
Hо коpабль на гоpизонте
Плывет.
Что же слyчилось с нами,
Что слyчилось с нами?
Этот вопpос мне покоя
Hе даёт.
Когда я вижy как ты танцyешь,
Малыш ты меня волнyешь!
Когда ты смотpишь так сеpьезно,
Малыш я тебя люблю!
Когда ты pобко меня целyешь,
Малыш ты меня волнyешь!
Hо не могy, не могy,
Извини, немогy.
Hо не могy, не могy,
Уж уволь, немогy.
Hо не могy, не могy,
Извини, немогy.
Все они в кожаных куртках,
Все небольшого роста,
Хотел солдат пройти мимо,
Но это было не просто.
Довольно веселую шутку
Сыграли с солдатом ребята:
Раскрасили красным и синим,
Заставляли ругаться матом.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: «Плыть или не плыть?»
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Виктор Цой: 10 фактов из жизни легендарного музыканта, о которых мало кто слышал
Один из самых ярких отечественных рок-музыкантов – Виктор Цой – родился 59 лет назад. Он всегда был в центре внимания при жизни, а после смерти стал настоящей легендой. Корреспонденты amic.ru собрали 10 фактов о музыканте, которые нельзя встретить в музыкальной энциклопедии.
1. Мало кто знает, что единственной работой в кино, которой Цой действительно гордился, была роль каратиста Моро в фильме Рашида Нугманова «Игла».
Биографы группы «Кино» связывают это с тем, что Нугманов, по сути, предложил Цою сыграть самого себя. А вот не менее культовая «Асса» в личной классификации музыканта попала в разряд «Папиного кино» (в этот список попадал вообще любой образчик советских массовых или коммерческих картин).
Своё собственное участие в «Ассе» Цой считал ошибкой. «Я не мог угадать, каким будет конечный результат, – рассказывал Цой, – всё это на совести режиссёра. Я лишь рад, что смотрюсь максимально отдельно от всего, что происходит в этой картине». Действительно, его фамилия в титрах значилась в числе первых – сразу после Сергея Бугаева, Татьяны Друбич и Станислава Говорухина. Однако присутствует в кадре Виктор в общей сложности не больше пяти минут.
2. Цой кочегаром не был.
«Цой – кочегар» для тех, кто лично знал музыканта, такой же оксюморон, как и «Цой на мотоцикле». Этот миф успешно культивировал Алексей Учитель.
В его картине «Рок» лидер группы «Кино» действительно закидывает уголь в топку – всё происходит в теперь уже культовой «Камчатке». Это котельная в подвале дома на улице Зверинской в Петербурге. На самом же деле Цой никаким кочегаром – в полном смысле этого слова – не был. Он числился им официально – по трудовой книжке и лишь для того, чтобы не схлопотать срок по статье 209.1 УК РСФСР «За тунеядство». Друзья Цоя вспоминают, что видели его на «Камчатке» чаще с гитарой в руках, чем с лопатой. Реально же тепло в доме поддерживал коллега Виктора по «Камчатке» – Сергей Фирсов. Сегодня он директор одноимённого клуба-музея, расположенного в том самом подвале.
3. Съёмки финальной сцены фильма «Асса», где группа «Кино» играет песню «Перемен», а зрители поднимают над головами зажжённые спички, «чтобы был огонь до неба», проходили в Зелёном театре в парке Горького.
Зрители вспоминают, что Цой должен был выступать последним. В какой-то момент на сцену вышел режиссёр картины с рупором и попросил всех зажечь спички (перед этим члены съёмочной группы раздали каждому зрителю по коробке) в момент, когда «Кино» появится на сцене. Когда Цой запел, в толпе зашептали: «Это же фонограмма! Цой – предатель!» Действительно, песня звучала слишком ровно, и было очевидно, что музыканты играют не вживую. А зрители уже кричали от возмущения и бросали на сцену разные предметы. Выступление остановили. Снова вышел режиссёр, извинился и сообщил, что лидер группы сейчас снова запоёт и на этот раз все будет по-честному. После короткого перерыва «Кино» грянуло свою песню «Перемен» вживую. Толпа снова взревела. На этот раз от восторга.
4. Цой работал без продюсера
Юрия Айзеншписа называли продюсером группы «Кино», из-за чего многие поклонники команды посчитали, что рок-н-ролл мёртв. На самом деле Айзеншпис выполнял функции только организатора выступлений. Безусловно, с его появлением вырос и коммерческий успех – такого количества концертов, как за последний год существования, группа не давала за всю свою историю.
Однако в творчество Юрий Айзеншпис никогда не вмешивался. Запись в студии, аранжировки, стихи, музыка и даже имидж «Кино» остались прежними, потому что за всё это по-прежнему отвечал Цой и сотоварищи. Более того, Виктор Цой когда-то сам пришёл к Айзеншпису и попросил о помощи с концертами.
5. Дебютный альбом группы «Кино» под названием «45» был записан в 1982 году при участии музыкантов уже довольно популярного к тому времени «Аквариума».
Мало кто знает, что за звук одной, кстати, культовой песни «Восьмиклассница» ответственен лично Борис Гребенщиков. В какой-то момент он уговорил звукорежиссёра Андрея Тропилло пустить его за микшерский пульт. В результате песня номер 2 на стороне «Б» магнитоальбома «45» очень сильно отличается по звучанию от всего остального материала.
6. Впервые на телевидении Виктор Цой появился не как музыкант, а как гость программы центрального телевидения «Монитор».
Ведущий представил лидера группы «Кино» «талантливым резчиком по дереву». Действительно, Цою очень удавались японские фигурки нэцке. Его друзья вспоминали: в 80-е годы в квартире каждого из них обязательно была деревянная фигурка авторства Виктора Цоя.
7. В документальном фильме Алексея Учителя «Последний герой» на восьмой минуте во время исполнения песни «Следи за собой» в припеве можно услышать, как Цой произносит: «Следи за собой, будь осторожен… папа».
До сих пор неизвестно, к кому музыкант обращается. Вполне возможно, что к собственному отцу – Роберту Максимовичу. У Виктора были сложные отношения с родителем, они не общались несколько лет. Однако незадолго до страшной автомобильной аварии 1990 года, в которой погиб Цой, помирились.
8. Автомобиль, на котором разбился Виктор Цой («Москвич-2141»), был подарен музыканту Юрием Айзеншписом.
Однако мало кто знает, что к этому моменту у Цоя было два одинаковых автомобиля. Второй «Москвич» лидер группы «Кино» купил сам. Причём перед этим, как было принято в СССР, отстоял за ним огромную очередь. Но сам за руль так ни разу и не сел. Поговаривают, что он подарил вторую машину одной из своих подруг.
9. Цой, несмотря на свой нордический образ, терпеть не мог зиму.
10. Музыкант порой писал мрачные стихи, где в том числе звучали темы смерти, а слово «кровь» употреблялось очень часто, при этом сам музыкант вида крови не выносил.
Напомним, что в Барнауле памятник Виктору Цою был открыт в ноябре 2010 года. Средства на создание памятника в сумме 500 тыс. рублей собирали, что называется, всем миром. Главным вдохновителем идеи установки памятника Виктору Цою стал известный в Барнауле музыкант, спортсмен и общественный деятель Александр Старыгин. Сам он трагически погиб в конце октября 2010-го, но его замысел довели до завершения друзья.
Материал впервые опубликован 10 июня 2015 года.