что больше всего интересует вампилова в утиной охоте
Что больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
Что больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
Осмысление роли человека в обществе.
Процесс нравственного разрушения человека.
Душевный идеализм героев.
Процесс нравственного разрушения человека.
Думаю именно эта тема в центре внимания автора.
Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.
Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят. Автор блестяще изобразил душный застой советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала, полной сил молодежи невозможно было проявить себя.
В основу пьес Вампилова положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека.
Автопортрет «потерянного поколения», экзистенциальные вопросы, действие как эксперимент, атмосфера всеобщего комически-абсурдного лицедейства — комбинация всех этих и многих иных элементов оформилась в специфическом жанре вампиловской трагикомедии. Вампилов подчеркнуто утрирует черты мелодрамы: его герои либо сознательно моделируют свои собственные житейские ситуации по мелодраматическим моделям, либо с ощутимой иронией оглядываются на них. В то же время Вампилов усиливает традиционную для мелодрамы роль случайности, придавая ей особое философско-психологическое значение. Случайность потому так властно распоряжается судьбами его героев, что они лишены какой-либо прикрепленности, социальной, нравственной, культурной устойчивости.
Через всю драматургию Вампилова проходитсистема достаточно устойчивых драматургических типов, по-разному освещаемых в различных ситуациях и конфликтах. Эти характеры образуют устойчивые дуэты. В его пьесах обязательно есть характер юродивого чудака — внесценический неподкупный прокурор в «Прощании», возвышенный Кузаков в «Утиной охоте» (тот, что собирается жениться на «падшей» Вере), трагикомический Хомутов в «Двадцати минутах с ангелом».
Наиболее концентрированно этот тип выразился в сухом и деловитом Официанте из «Утиной охоты». Женские характеры, по точному наблюдению М. Туровской, также образуют контрастные пары и даже триады, основанные на противо- и сопоставлении полной романтических надежд девушки уставшим и изверившимся женщинам (Ирина — Галя — Вера в «Утиной охоте»). Парадокс вампиловской драматургии состоит в том, что все эти очень непохожие друг на друга типы не только вращаются вокруг центрального героя — Колесова, Бусыгина, Зилова, Шаманова — но и обязательно являются его двойниками, отражая какую-то грань его индивидуальности. Сам же центральный характер оказывается на перекрестке противоположных возможностей, заложенных в нем самом и реализованных в его окружении. Такая конструкция ставит в центр драматургического действия романный характер, незавершенный и незавершимый (отсюда открытые финалы вампиловских пьес).
Анализ произведения Утиная охота Вампилова
Сегодня мы рассмотрим самую интересную и знаменитую пьесу под названием «Утиная охота», которую написал, Вампилов была написана в 1970 году. Произведение создано в сложной форме и поэтому воспринимается для некоторых читателей немного сложнее. Кроме этого автор здесь излагает свои воспоминания о непростой жизни. Если внимательно рассмотреть пьесу, то ее можно разделить на три слоя. Первый слой является настоящим, второй слой является промежуточным и третий слой это видения.
Произведение больше всего похоже на исповедь, которая начинается много лет назад, и заканчивается сегодняшним днем. Кроме этого здесь просматривается внутренний конфликт. По мере того как жизнь автора приближается к сегодняшнему дню трагизм постепенно нарастает.
Если бы здесь не было диалога, который ведет автор, то произведение казалось бы неполным. Также здесь идет и слова автора, которые он излагает, когда описывает героев.
Если рассматривать слой видений, то здесь излагаются самые сложные и напряженные отношения. Главный герой, наконец-то встречает свою любовь, как это ему кажется и выглядит самым счастливым. Кроме этого он делает все для того чтобы девушка в него тоже влюбилась. И это у него получается. Вот только с одним мужчиной девушка встречаться не может и поэтому вскоре начинает встречаться с еще одним мужчиной. А вот наш главный герой ничего об этом не знает. Как оказалось позже, что и у главного героя есть жена, с которой он уже давно живет. Когда об этом узнает жена, то сразу же собирает вещи и уходит от него. Муж старается ей объяснить причину, но она ничего не хочет слушать. И теперь он может спокойно строить новые отношения. Вот только теперь ему уже ничего не хочется, и он начинает оскорблять ту девушку, которой недавно признавался в любви.
Тут же развивается другой сюжет, в котором участвует Зилов. Недавно он получил квартиру и теперь он может жить открыто со своей любимой девушкой. Но все очень хорошо не может быть. И поэтому у него начинаются проблемы на работе. Сначала он подделывает отчет и эта ложь вскрывается. У него был лучший друг, который неожиданно предал его и занял совсем другую сторону.
С другой стороны главный герой решает объявить всем о том, что он умер. Больше всего на свете ему хочется узнать, как поведут себя его лучшие друзья, с которыми он уже давно общается, и вместе они попадали в разные ситуации. Больше всего на свете ему нравится вместе с друзьями отправляться в лес и там охотиться на разных животных.
Вариант 2
«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.
Главный герой – молодой инженер Виктор Зилов ведет никчемную и неинтересную жизнь. С первых строк понятно, что он уже устал. Внезапно он получает в подарок венок с надписью «безвременно сгоревшему на работе. ». Кажется, что это глупая шутка, но чуть позже читатель понимает, что имел в виду автор. Зилов пьет, постоянно ругается, врет, тем самым похоронил себя заживо.
Описывая комнату Виктора, автор добавляет интересную деталь. Это большой плюшевый кот. Мягкая игрушка является символом нереализованных надежд на семейное счастье и налаженный быт. Его ничего не интересует. Даже предложение жены – завести ребенка, он принимает с откровенным равнодушием. У него есть жена Галина и любовница Вера. Он обманывает обеих, запутавшись во лжи сам. Пригласив своего начальника на новоселье, предлагает ему приударить за Верой.
Образы главных героев прописаны Вампиловым мастерски. Вера – несчастная любовница, потерявшая веру в настоящих мужчин. Она скучает по обычному женскому счастью, семье и детях, при этом называет всех мужчин Аликами. Зачастую она пытается выглядеть грубее и аморальнее, чем есть на самом деле. Один из друзей так и говорит Зилову – «она не та, за кого себя выдает».
В эпизоде новоселья автор применяет интересный прием. Все герои дарят хозяевам подарки. Это помогает понять читателю образ каждого. Галина, жена главного героя, дает понять, что совсем не любит его.
Всем становится понятно, что Виктор не любит ни жену, ни любовницу, ни работу. Саяпины подарили ему снаряжение для охоты. Это тоже образ. Утиная охота – единственное, что любит Зилов. Это что-то настоящее, что осталось у него в жизни.
В отношениях с родителями Зилов тоже оказывается никчемен. Получив письмо от отца с просьбой приехать, он игнорирует ее. Он считает, что отец шлет письма родне только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Виктор даже не помнит, сколько точно его отцу лет. Старик умирает, так не дождавшись своего сына.
Семья героя тоже рушится на глазах. Беременная жена устав от вранья мужа, избавляется от ребенка и уходит от него. На работе ему грозит увольнение за разгильдяйство.
Ему не удается построить отношения ни с новой девушкой Ириной, ни с другом Димой, который работает официантом и собирается с ним на охоту. Он оскорбляет Диму, называя его лакеем.
В итоге Зилов пытается покончить с собой, но опять неудачно. Его спасают друзья. В финальной сцене герой лежит на кровати и плачет. А возможно и смеется, отвернувшись к стене. Автор дает возможность зрителю и читателю домыслить самому эту сцену. Виктор приходит в себя и соглашается поехать на охоту. Что будет дальше, не ясно. Автор оставляет вопрос открытым.
Потеря духовных ценностей, вот о чем говорит автор. Отсутствие смысла жизни – типичная черта поколения семидесятых. В идею построения коммунизма, обещанного людям в программе партии, мало кто верил. Понимание собственной ненужности, осознание творческой импотенции подкосили не одну человеческую жизнь в тот период.
Утиная охота – это символ, мечта. Которая вряд ли осуществится. Многие люди того времени так и не смогли найти и реализовать себя, мечтая каждый о своей «утиной охоте».
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ пьесы Утиная охота Вампилова
Популярные сегодня темы
Летом мне сильно-сильно хочется уехать на дачу к бабушке. Мне очень весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести прелестный венок из ромашек.
Я согласен с тем, что мир в семье – очень важен. Конечно, все семьи разные, все живут по-своему… Но мне больше нравятся спокойные семьи, где царит мир.
Несмотря на то, что все в мире уже привыкли к Наруто, считают его чем-то примитивным и типичным, всем известным аниме для детей, на котором выросли и помешаны многие не только дети, но и подростки и даже более взрослые люди
Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья
Проблематика пьесы «Утиная охота» — Вампилов
В 1971 году Вампилов написал свою самую популярную и лучше пьесу.
«Утиная охота» это очень глубокое и многоуровневое произведение, которое отвечает сразу на несколько сложных вопросов. Давайте разберёмся в проблематике пьесы.
Александр Вампилов внёс большой вклад в развитие русской драматургии. Можно сказать, что в глобальном смысле он её изменил, сменив акцент с драматургии на лирику. В пьесах писателя не происходит драматических действий, начало не загоняет читателя или зрителя в круговорот событий, а концовка не является чем-то эпическим или масштабным. Герои пьес Вампилова говорят, думаю, мечтают, но не делают.
Таким образом, настоящий пик постановок Вампилова пришёлся на окончание 60-х годов. В 1971 году вышла его знаменитая и, возможно, лучшая постановка «Утиная охота». Здесь собрались все главные фишки писателя, здесь проявились все его взгляды и смелость. Именно, что смелость. Ведь представьте только: советский союз, цензура, ограничения, а Вампилов пишет про потерянное поколение русского народа.
В центре сюжета Виктор Зилов. Молодой человек свободных взглядов. Его не интересует жена, хотя она у него имеется. Вместо семейных отношений, он предпочитает ей изменять. Зилов любит выпить и не лезет за словом в карман. По сути, он является человеком, которого мало, что интересует, пожалуй, кроме охоты на уток. В этом проявляется, как драматический момент, так и саркастический. Ведь Зилов любит только охотиться, но даже этого он не умеет. А в конечном итоге, даже собравшись, всё равно не сможет поехать на утиную охоту.
В этой метафоре, возможно даже абсурдной, проявляется вся проблематика произведения. У героя есть мечта, есть идеалистическое представление о своём будущем. Но все вокруг, как и он сам понимает, что это всё, всё равно не сбудется. Вампилов показывает типичного советского человека, у которого нет возможностей, а все его мечты рушатся.
Но помимо основной проблемы, Александр Валентинович не боится показывать советскую молодёжь того времени. Это изображение людей той эпохи идёт вразрез с воспоминаниями потомков, лозунгов и пропаганды тех лет. Люди пьют, ведут себя неподобающе, изменяют и так далее. У большинства из них отсутствуют ценности.
Хорошо это проявляется на примере всё того же Зилова. Он циничный человек. От этого многие не стесняется презирать его или ненавидеть. Иногда завидовать. Кто в этом виноват? Сам Зилов. Он врёт своей жене, изменяет, приглашает на новоселье бывшую любовницу, а затем без доли сомнения сводит её с начальником. Потом заводит новую любовницу и всё это превращается в круговорот цинизма в природе Виктора Зилова.
Вампилов мастерски показывает подобных героев. Монологи и диалоги дополняются авторскими ремарками, которые направлены на то, чтобы максимально красочно и подробно изобразить того или иного персонажа. Из этих ремарок мы видим, что Зилов неплохой человек, всего его плохие поступки идут не от тёмной души, а скорее из-за ограниченности советского общества, неудовлетворённости жизнью и неправильных решений. Марина в ремарках видится читателю, как добрая искренняя женщина, которой просто не повезло в жизни. И так со всеми героями.
Ну, а возвращаясь к самой утиной охоте, на которую едет Зилов, нужно вспомнить, что инвентарь для потенциальной охоты ему подарили друзья. При этом сначала спросили его, а что ты хочешь. Но они знали уже до этого, решили всё за него, как государство или компартия. Ну, к слову, сам Виктор не против.
Во время повествования, Зилов так и не отправится на охоту. Он будет лишь мечтать о ней и думать. «Там тихо, спокойно, будто ещё не родился никто». Витя под утиной охотой, представляет себе место, где он сможет побыть один, где тихо, где сплошное одиночество и покой. Этакий мир с кисельными берегами и невиданным багряным закатом. Типичные мечты обычного советского человека, запертого за железным занавесом.
Проблематика произведения заключается в поиске себя на этом свете. Рассказывает о потерянном поколении русского народа и о девальвации духовных ценностей в жизни общества. Сильное произведение с глубокими мыслями!
А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Психологическая раздвоенность характера героя. Смысл финала пьесы
Содержимое разработки
Тема урока: «А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Психологическая раздвоенность характера героя. Смысл финала пьесы»
Биография А. В. Вампилова (для ознакомления переходите по ссылке) http://wap.vsekratko.ru/biography/vampilov/
Утиная охота (для прочтения переходите по ссылке) https://briefly.ru/vampilov/utinaja_ohota/
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе
Психологическая раздвоенность характера героя
Пьеса Вампилова «Утиная охота»: анализ произведения
Домашнее задание(написать конспект)
3.Проблематика и основной конфликт пьесы Вампилова «Утиная охота»
Александр Вампилов – широко известный русский драматург, трагически погибший в возрасте 35 лет. Его литературное наследие – три одноактные пьесы и 4 многоактные. Творчество этого автора принято считать новаторским, перевернувшим все представления, существовавшие в драматургии до него. Писатель предлагает нашему вниманию своего современника, человека молодого и амбициозного, но столкнувшегося с крахом всех надежд и идеалов.
Вампилов с необыкновенной реалистичностью показывает советские застойные времена. Ту эпоху, когда ситуация настолько критична, что из нее просто нет выхода, но надо как-то жить дальше. Герои драматурга – полные сил молодые люди, лишенные возможности жить так, как они этого хотят, и как позволяет их потенциал.
В основе пьес Александра Вампилова отнюдь не драматический конфликт, этим он и выбивается из ряда других авторов. Его пьесы несут в себе исповедь, но герои бездействуют. Ничего трагического в его произведениях нет. На сцену выходит действующее лицо, которое на протяжении всех сцен пытается разобраться в самом себе и в том мире, который его окружает. Вся суть заключена в том, что герой пытается постичь свое самосознание. Вампилов – удивительный автор, он предлагает актерам сыграть то, что невозможно представить в действии. И все же это получается.
Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути.
В «Утиной охоте» нельзя однозначно назвать отрицательных и положительных персонажей, все они несчастные люди, жизнь которых не сложилась, да и могла ли сложиться?
Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. В классической литературе девятнадцатого века герой Пушкина, Онегин, вступает в конфликт с обществом и с самим собой, Лермонтов решает вопросы, только ли «пороки поколения» стали основой для создания характера Печорина. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Вампилов открывают «жизнь сердца» своих героев. Они обращаются к внутреннему миру человека, психологическому самоанализу героев. И Онегин, и Печорин, и герой Вампилова одиноки. Их объединяет разочарованность, честный суд над самим собой и жажда другой, высокой жизни. В героях есть сила и есть слабость. Авторы не дают конкретную, категорическую оценку их поступкам, мыслям.
«К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем» Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту:выезжаешь. Прекрасно:Я готов: Да, сейчас выхожу».
Так психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.
5.Пьеса Вампилова «Утиная охота»: анализ произведения
Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».
Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».
1. За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его драматических произведений была не из легких: «Очень много времени и сил уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены московских театров», – вспоминала Е. Якушкина.
– В чем же особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346–348) и ответьте на этот вопрос.
2. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 готду и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную музыку.
Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов…. Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет…
… Зилов – это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».
«…Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.
… Но эта внимательность, серьезность и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм», «акцентирование темных сторон жизни» и даже – «жестокость», – продолжает мысль Е. Якушкина.
– Так кто же он, по-вашему, главный герой пьесы?
Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.
Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».
Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.
Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.
Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.
3. Кто окружает главного героя?
Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.
Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»
4. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.
– Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?
Зилов живой, потому что в нем при всех его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.
5. В чем смысл названия произведения? Каково значение финала пьесы?
После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.
Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь. Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».
Станет ли Зилов теперь жить по-другому или все вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.
Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.