что больше всего характеризует сущность философской мудрости

Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии

Начнем с выяснения вопросов, в чем заключается смысл человеческой жизни, и одновременно, какова сущность философии и каково главное социальное назначение философии? Посмотрим, нет ли между этими феноменами чего-то общего? Замечу, что понять близость и совпадение этих, казалось, совсем разных и далеких друг от друга проблем, составляет весьма непростую задачу.

Человек – единственное на свете живое существо, появляющееся на свет с открытой и гибкой наследственной программой, в которой нет жесткой заданности в направленности процессов его жизни, и потому он трудно предсказуем. В основе человеческой жизни лежат три скрытых, но важных ее качества. Первое – обладание свободой или возможностью выбирать тропинки на дороге жизни (а затем самому «оплачивать счета» за этот выбор). Второе чудо – способность к творчеству во всех сферах. В этом человек подобен Богу. Но самое великое чудо и самая большая тайна человека – третье его качество. Это его Дух – начало, порождающее высшие ценности в человеке и на основе их синтеза создающее его духовность. С Духом человека, его духовностью, связано и такое качество человека, как стремление обрести достойный смысл жизни, или желание уйти от своего низшего, животного начала, реализовать свое человеческое достоинство и свою Человечность.

Самым надежным ключом к постижению всех тайн человека и, особенно, его духовности, позволяющей познать сокровенный смысл жизни, является мудрость. Она дает возможность проникнуть в Храм Духовности как в сущность человеческой природы, в которой проявляются ее наилучшие, наивысшие качества. В обретении этих качеств одновременно и заключается потаенный смысл того, зачем человек появляется на свет. Мудрость же, являясь сущностью духовности, помогает понять сокровенный, потаенный смысл жизни. Одновременно она дает возможность обрести нам полноту и блаженство человеческого счастья, найти дорогу к Высшей Реальности.

Наверное, поэтому-то древние греки для обозначения системы формирующихся взглядов, помогающих обрести мудрость, нашли в своем языке такое замечательное и глубокое по смыслу слово, как любовь к мудрости (сравните русское значение слова «философия» как «любомудрие»). Существует предание, что Пифагор на вопрос одного правителя: «Ты кто? Мудрец?», ответил, – «Нет, я философ, ищущий Мудрость и правильный образ жизни». Платон, вслед за Пифагором, считал, что Мудрость – это достояние богов. Невеждам ее знание недоступно, а философы – это те, кто занят ее поиском. Поэтому раскрыть тайну Мудрости, передать ее знание вдумчивым людям, помочь им обрести мудрый образ жизни – таково главное назначение философии. Выходит, что философы решают задачу более сложную, чем ту, которую выполнил Прометей, похитив у Богов огонь и передав ее людям! В связи со сказанным напрашивается неожиданный и важный вывод: постижение человеком мудрости, обретение им софийного смысла жизни как главной, сокровенной цели своего бытия, а также изначальная задача (функция) философии привить людям любовь к мудрости, в сущности, совпадают. Единство и совпадение содержания этих феноменов заключается в постижении Мудрости! Только философия занимается теоретическим раскрытием природы мудрости, познанием ее принципов и законов, а для человека эта цель означает, кроме осмысления, осознавания теоретических выводов философии о природе мудрости, осуществить, главным образом, практическую работу: укоренить принципы и законы мудрости в повседневной жизни, то есть в сердце, в разуме и в поступках.

Чтобы глубже осмыслить и понять подходы к осуществлению сокровенного смысла нашей жизни и значения роли софийной философии в этих процессах, необходимо еще верно представлять сущность человеческой природы. Под природой человека обычно подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, главные качества человека, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки – означает приблизиться к пониманию человеческой природы. Какие же признаки, качества, свойства имеются в виду? Можно с большой достоверностью предположить, что целостная природа человека условно подразделяется на три тесно взаимосвязанных качества или модуса (лат. – мера, способ бытия): 1) тело, телесность (организм и его жизненные силы, процессы); 2) ум, душа, управляющие социальным аспектом нашей природы. Его можно обозначить понятием «ментальность-социальность». Этот модус с помощью ума, души управляет всеми аспектами жизни индивида в обществе, формирует мотивы и пути удовлетворения его социальных потребностей, регламентирует нормы нравственности и права во взаимоотношениях людей и их объединений друг с другом, а также их взаимодействие с природой. И, наконец, третий, главный, модус – Дух, духовность. В духовности проявляется сущность человека. Дух – это скрытый центр управления всеми проявлениями жизни человека. Он инициирует поиски смысла жизни под влиянием духовно-нравственного инстинкта, формирует принципы персонального ценностного кодекса личности как экософии. Реализуется духовное начало, то есть работа Духа во всех трех модусах нашей жизни как направляющая сила, как центр управления системой высших ценностей в бесчисленных жизненных проявлениях человеческой деятельности. Верховность Духа в социальной сфере и в функционировании тела достигается в ходе трудной работы по осуществлению духовной самореализации, по управлению чувствами, работой ума и мудростью.

В соответствии с тремя модусами, у человека есть три стороны, три аспекта жизни. Первая сторона подчинена удовлетворению телесно-витальных потребностей. Здесь мы отождествляем себя с телом и во многом подобны животным или заведенным автоматам. Вторая сторона жизни – это наше бытие в социуме, в обществе. В нем сегодня мы заняты, как правило, утверждением своего ЭГО, удовлетворением своих социальных интересов и потребностей. В третьей нашей ипостаси, в модусе духовности, мы живем пока в те редкие минуты или дни своего бытия, когда творим, когда любим, когда делаем добро, когда мы стремимся жить по принципам законам Космической Мудрости.

С точки зрения философии мудрости это и есть истин­ная жизнь – здесь мы добры, милосердны, справедливы, восхищаемся красотой, то есть живем по законам высших человеческих ценностей. Однако все эти ценности: добро, любовь, красота, совесть, честь, справедливость и другие – не име­ют видимых, естественных причин в человеческой природе. Нет пока эмпирического, естественно-научного объяснения их существования, поэтому они нам кажут­ся сверхъестественными. Наверное, поэтому нельзя спрашивать человека, а он часто и не сможет ответить, почему он сде­лал добро, поскольку добрые дела совершаются спонтанно, по велению души. Добро, как и любовь, не нуждается в объяс­нении, а зло нуждается в объяснении. Любой наш нехороший поступок надо объяснять и оправдывать, хотя бы для себя. Мы всегда ищем причины только для бесчестия, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем автоматически, так же как автоматически в голову приходит только глупость (а чтобы пришла умная мысль, надо сильно постарать­ся), то добро, честь, любовь, духовная самореализация, совестливый разум сами по себе не случаются, не совершаются в автомати­ческом режиме.

Вообще все чело­веческое, и, особенно, позитивная духовность, должны постоянно возобновляться определенным усилием. Надо постоянно работать над собой, над своим сознанием, поскольку позитивные духовные качества живут в той мере, в какой возобновля­ются человеческим усилием, поскольку живут только на энергетической, софийной волне этого усилия. Позитивные базовые духовные качества, как и базовый уровень счастья, конечно, существуют в недрах человеческой природы. Но извлекаться оттуда они могут лишь посредством воспитания и обучения и воспроизводятся в процессе духовной самореализации личности путем волевых усилий и особых методик работы над своим сознанием и поступками. Впоследствии, когда позитивные духовные качества станут навыками человеческого характера, они могут приобретать в мыслях и поступках некоторые черты спонтанности, автоматизма. Но все равно, находясь в процессе самореализации, для сохранения и развития своей позитивной духовности, человек должен приводить в действие энергию своей духовной жизненной силы, использовать силу своего Духа.

Усилия для духовного возвышения порождаются импульсами из центра человеческого «духа», из его «экософии» (места обитания мудрости в душе человека). Они «руководят», как можно предположить, изменениями в душе, духовными импульсами в ценностных предпочтениях менталитета, ума, в характере и навыках личности. Содержание и направленность импульсов духовного возвышения зависят от ценностных приоритетов в персональном кодексе индивида, с помощью которого он осуществляет для себя иерархическое ранжирование системы общечеловеческих ценностей, определяет в этой системе их приоритеты для создания и сохранения крайне необходимого нам модуса духовности, то есть нашей человечности. В конечном счете, названные процессы определяют жизнь и поведение человека в обществе, мотивы, способы и методы удовлетворения его базовых духовных, социальных и телесно-витальных потребностей. Очевидно, что для «человеческого», то есть духовно-нравственного решения этих проблем необходима особая, софийная система образования. Этой системе потребуется и особая философия – философия мудрости. Выше уже говорилось, что система образования и философия, абсолютизирующие роль ума, разума, интеллекта, ориентированные на постижение внешнего мира, не могут решить проблему духовно-нравственного возрождения человека, обретения им мудрости. Для этой цели необходима философия, ориентированная на поиск человеком мудрости, на постижение в себе своего внутреннего, духовного мира, который формирует мировоззренческий каркас личности из постулатов духовности. Такая философия призвана быть «человековоззрением», «человековедением», «человековидением», поскольку только такая философия поможет раскрыть человеку софийный смысл его жизни, сможет играть ключевую роль в софийном становлении и развитии личности, в определении ее софийных ценностных и мотивационных ориентаций при решении сложнейших проблем третьего тысячелетия. Вот тогда-то и будет востребована особая философия мудрости – софиогония, как учение о Бытии человека в Духе, помогающем укоренить ему принципы и законы мудрости в повседневной жизни. Именно такую философию создал и развивает автор этой книги, начиная с 1986 года.

Источник

Что такое мудрость — какая польза от нее для человека

Наверное, нет на земле человека, который не пытался узнать, что такое мудрость. Во все времена, это качество считалось одним из самых важных в человеке. Но объяснить значение слова мудрость не так уж и просто. Она приходит с возрастом и зависит от накопленного опыта человека. Но чтобы более точно определить это качество необходимо глубже вникнуть в эту тему.

Что такое мудрость

Если говорить простыми словами, мудрость — это глубокое познание, способность человека качественно оценивать любую ситуацию основываясь на жизненный опыт. Обладать какими-то знаниями недостаточно, чтобы обрести мудрость, нужно научиться правильно применять эти знания.

В философии считается, что мудрость — это определенный уровень человеческого познания мира, который приходит с опытом. В греческом языке слово Sophia (София), переводится как мудрость. Отсюда и пошло название науки философия.

В религии говорится, что настоящей и полной мудростью обладает только Господь Бог, а людям достается лишь малая часть этого бесценного качества.

Мудрость и быт

Что касается бытового понимания мудрости, так тут также прослеживается четкая связь умственных, а также интеллектуальных способностей вместе с приобретением опыта на протяжении всей жизни. Это так называемая житейская мудрость, она накапливается у людей в процессе взросления и образовывается она с приходом разных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.

что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть картинку что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Картинка про что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Фото что больше всего характеризует сущность философской мудростиМудрость — это человеческий дар, который предназначен для совершения благих поступков. Обладая определенными навыками, каждый человек, применяя их на практике, должен осознавать свою ответственность перед другими людьми. Ведь все наши поступки способны влиять на судьбу других людей

Все это помогло нашим предкам открывать новые природные законы и развивать прогресс человечества. Люди изучали погодные явления, строили гипотезы и делали из этого выводы, таким образом возникало понимание всех известных нам законов физики и природы. Накопленный опыт передается из поколения в поколение и благодаря этому человечество создало цивилизацию.

Кто обладает мудростью

Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.

Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.

Пословицы о мудрости

О силе мудрости говорили везде и всегда. Во всех странах мира существует огромное количество пословиц, афоризмов, песен и фильмов, посвященных мудрости. Это и не удивительно, ведь каждый человек, обладающий высшим познанием, желает сохранить и передать другим поколениям наработанные жизненный опыт. Творчество всегда остается основным источником информации, которая является наследием каждого народа и всего человечества.

что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть картинку что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Картинка про что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Фото что больше всего характеризует сущность философской мудростиМудрость накапливается на протяжении всей нашей жизни. Чтобы стать мудрее необходимо много работать над собой и научиться признавать собственные ошибки. Как правило, мудрые люди сдержанно и взвешенно принимают то или иное решение, опираясь на собственный опыт и на знания наших предков

Невозможно передать истинное значение мудрости, однако в каждой пословице или поговорке заложены самые главные составляющие понятия, позволяющие глубже понять, что такое мудрость. Например, такая пословица: «каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Данное изречение придает некую ценность мудрости для человеческого мировосприятия. Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое и накопленные знания делают нас более разумными и понимающими.

На сегодняшний день собралось большое множество пословиц о мудрости, как мы уже выяснили очень важно передавать познания мудрейших людей другим поколениям. Далее приведены несколько пословиц о мудрости:

Как правило, мудрость вызывает ассоциацию со зрелым состоянием личности, но это не значит, что человек станет мудрее, как только достигнет определенного возраста. Чтобы стать мудрым, необходимо пройти много жизненных ситуаций и набраться большого жизненного опыта.

что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть картинку что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Картинка про что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Фото что больше всего характеризует сущность философской мудростиМудрость дана человеку, чтобы совершать правильные поступки и уберечь всех людей от глупости. Чтобы постичь настоящую мудрость, необходимо владеть большим количеством знаний и применять их на практике в жизни. Мудрость заключается в том, чтобы быть образованным и приносить пользу всем живущим на земле

Этим качеством может обладать не только пожилой старец, который имеет седые волосы и длинную бороду, на самом деле гораздо большими познаниями может обладать мудрая женщина. Все зависит от намерений и обстоятельств, в этих условиях формируются принимаемые решения, а также происходят определенные последствия.

Проявление мудрости всегда было настолько неоднозначным явлением, что наши предки выделяли несколько видов мудрости, более подробно смотрите дальше.

Какие виды мудрости бывают

Многие люди, живущие в современном мире, сталкивались с несколькими трактовками, которым придают большое значение в религиозном мире. Наиболее часто встречаются такие понятия как:

Мудрость — это некое свойство или способность человеческого разума, которая строится на основании полученных знаний и степенью их освоения. В дальнейшем эти познания могут применятся в обществе для всеобщей пользы.

Премудрость — самая высшая степень состояния мудрости, которой первоначально обладает Господь Бог.

Благоразумие — это определенные человеческие качества, которые проявляются после приобретения знаний и умений.

В различных религиях мира, есть свои обозначения мудрости. Но, в любом случае, это понятие можно условно разделить на две категории: духовная, и жизненная.

Жизненная мудрость является умением грамотно применять приобретенные знания в жизнь.

Духовная мудрость — это божественное понимание, которое может наступить только в состоянии успокоения, например, в момент медитации или чтения молитвы.

Как и где можно найти мудрость

Стоит понимать, что мудрость может прийти к человеку различными способами. Кому-то необходимо учится у наставника, кто-то изучает письмена и книги, чтобы стать мудрее. Некоторым людям вообще не приходится ничего делать, и они осваивают это качество автоматически в моменты озарения.

что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть картинку что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Картинка про что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Фото что больше всего характеризует сущность философской мудростиСовершая различные поступки, каждый человек испытывает их последствия. Не зависимо от того, какими эти последствия будут, мы получаем определенный опыт. Исходя из этого, можно сделать выводы и применять полученные знания в будущем. Чем больше ситуаций происходит в жизни человека, тем более мудрым он становиться. В любом случае путь к мудрости у каждого свой

Если у вас возникает желание набраться мудрости, но при этом вы не можете понять, что для этого нужно сделать, можете воспользоваться простейшими советами:

Это самые простые способы накопления мудрости. Следуя этим советам можно значительно повысить уровень своей мудрости, при этом все действия очень просты для понимания и выполнения. Стоит понимать, что мудрость — это дар человеческой природы, который дает нам возможность получать наивысшую степень понимания получаемых знаний и рациональность их применения.

Подведение итогов

Еще раз хочется подчеркнуть, что мудрость, чаще всего приходит с возрастом. Но тем не менее не всегда люди в возрасте будут мудрее. Каждый из нас сталкивается с различными ситуациями и трудностями на своем жизненном пути. И по мере преодоления проблем мы становимся немного мудрее.

Таким образом можно понять, что мудрость зависит не только от наших знаний, которые мы получили в своей жизни, но и от насыщенности событий. Чем больше ситуаций мы переживаем, тем мудрее мы становимся.

Источник

Мудрость и знание в философии.

«Философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости» (рhilo-sophos – влюбленный в мудрость, в сокровенную суть вещей).

Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (YI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному выбору образа жизни. Пифагор исходил из того, что человеческое познание по причине своей естественной ограниченности никогда не способно достичь уровня абсолютного знания, которое и есть сама мудрость. Любовь к процессу познания мира и самого себя, стремление к истине в этом познании и есть любовь к мудрости. Это процесс стремления к идеальному, всеобъемлющему знанию, который, как всякое стремление к идеалу, бесконечен. Человек, стремящийся к мудрости, всегда таковым остается, независимо от степени его позитивных знаний о мире, которых всегда будет не хватать.

В древнегреческие философы (основоположники западноевропейской философии) считали, мудрость – это восприятие упорядоченности мира и знание основополагающих принципов этой упорядоченности. Сократ считал, что мудрость соединяет в себе мыслительную и практическую деятельность человека, придавая последней целесообразный характер. Аристотель говорил, что «мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель». Позднее античные философы дополнили понимание мудрости еще одним свойством – знанием о критериях оценки поступков человека и определением его добродетельности. Древнеримский философ Л.А. Сенека говорил, что мудрость – это знание о сущности и причинах добра и зла. Таким образом, в первые столетия существования философии сформировалось представление о мудрости как стремлении к целостному пониманию бытия в единстве всех его проявлений.

Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человеком, сформировавшихся на основе практического опыта людей. Эти теоретические знания включали в себя не только элементы научных знаний, на основе которых впоследствии сформировались различные науки (физика, химия, математика, астрономия, биология и др.), но и представления людей об устройстве мира и предназначении человека, добре и зле, жизни и смерти, других аспектах существования мира и человека в мире.

Возникновение философии означало появление особой духовной потребности человека – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Немецкий мыслитель 18 века И. Кант назвал философию естественной склонностью души.

«Философская мудрость, или философствование в подлинном смысле этого слова – это бесконечный процесс поиска истины и твердых ценностных оснований личного бытия, который никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, не возведение каких-то истин в догмы, а поиск ее – вот цель философии» (Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. – М.: «Современные тетради», 2004, с. 55).

Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.

Каждый человек в какой-то момент своей жизни задается вопросом: Зачем я живу? Есть ли судьба? Насколько я волен в своих поступках и решениях? Существуют ли законы, определяющие развитие мира? Кто или что определяет эти законы?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека волнуют и нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли четко разграничить добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Когда у человека рождаются такие вопросы, он вынужден либо искать ответы, либо продолжать жить в постоянной тревоге, как человек, надевший на глаза повязку и не желающий ничего видеть. Когда есть неясности и вопросительные знаки, нет лучшего способа, чем продолжать формулировать вопросы, ведущие к поиску ответа. Когда Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и стремление к дальнейшему поиску, приобретению знаний: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем…».

Проходят века, но человек продолжает ставить перед собой все те же вопросы. И достаточно появиться хотя бы одному-единственному ответу, чтобы философия стала вновь и полезной, и нужной. Философия – великий учитель, ее уроки – уроки жизни.

что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Смотреть картинку что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Картинка про что больше всего характеризует сущность философской мудрости. Фото что больше всего характеризует сущность философской мудрости

Можно ли один раз и навсегда ответить на какие-либо философские вопросы? Поиск ответов на философские вопросы нескончаем, в каждую историческую эпоху философы дают свои ответы, переосмысливая уже открытое, и добавляя новое.

Задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти вопросы мировоззренческими.

Любой человек, ставящий перед собой определенные вопросы и в моменты одиночества стремящийся понять, кто он на самом деле, уже является философом.

Что такое философия?

Философия – это великое искусство, великая наука, особый, глубокий подход к жизни. Этот подход требует научного обоснования, т.к., если кто-то задает вопросы, то он ждет ответов. Этот подход нуждается в искусстве, т.к. не все можно выразить словами, и ответы, которые мы хотим получить не могут быть произвольной формы. Это подход, при котором человек живет не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не боится проникать в таинства, окружающие нас, не боится всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих.

Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 125 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *