что больше коран или библия по объему
Что больше коран или библия по объему
Первое, на что обращает внимание любой человек, желающий узнать ту или иную религию ― на книгу, считающуюся в данной религии священным писанием, основу учения и образа жизни верующих.
В нашей стране после православных христиан крупнейшей по численности является мусульманская община, и потому контакты у православных христиан с мусульманами происходят чаще, чем с представителями других религий.
Такие контакты нередко приобретают характер дискуссий о вере, поэтому кажется вполне оправданным обратить внимание на книги, считающиеся священным писанием в христианстве и в исламе ― Библию и Коран. И в большей степени на то, как понимают термин «священное писание» христиане и мусульмане, и какие аргументы предлагают в подтверждение своей веры, и насколько эти аргументы убедительны.
Это стоит сделать также и потому, что, как правило, почти любая серьезная дискуссия о вере между христианином и мусульманином обязательно касается вопроса о том, что является истинным Словом Божиим – Коран, или Библия, а что – не является.
Для читателя-христианина нет нужды подробно объяснять, что такое Библия, которую он сам регулярно читает и слушает во время богослужения. А вот с Кораном он знаком гораздо меньше, так что не лишним будет сказать о нем подробнее.
Коран, по мнению мусульман, является их священной книгой, он представляет собой запись тех «откровений», которые Мухаммед изрекал на протяжении двадцати с лишним лет. Откровения эти собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов). В канонической версии Корана 114 сур. (Коран)
Коран в понимании мусульман ― это прямая речь Аллаха, обращенная к людям. А Мухаммед только передатчик, посредник, через которого слово Аллаха было доведено до людей. Поэтому речь почти всегда идет от лица Аллаха.
Содержание книги охватывает пересказ библейских историй, историй доисламской Аравии и древнего мира, нравственные и юридические установления, полемику с немусульманами, описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.п. Большинство сур объединяют отрывки, произнесенные в разное время и по разным поводам. Композиция книги выглядит формальной, названия сур произвольны, характерны резкие смысловые и тематические переходы, неясности, повторы, бессвязное повествование. Большая часть Корана представляет собой рифмованную прозу, не имеющую постоянного размера и рифмы.
При жизни Мухаммеда многие мусульмане записывали его откровения. Сам он, как считают, был неграмотным, и записей не вел. После его смерти еще при двух его преемниках мусульмане довольствовались устной памятью и отдельными записями. Затем несколько сподвижников Мухаммеда стали составлять известные им аяты в один свод. Выявились расхождения. Дабы преодолеть возникновение разногласий, третий халиф — Осман около 650 г. организовал комиссию по стандартизации текста Корана и сведению его в один корпус под руководством Зейда ибн Сабита — последнего писца Мухаммеда.
По всему халифату начали собирать и изыскивать сохранившиеся записи. Их сложили в главы, часто без всякой тематической систематизации и разместили в порядке убывания: ближе к началу располагались пространные суры, ближе к концу — короткие.
Полученный текст был объявлен единственно верным, Осман послал в основные города мусульманского мира по одной копии из тех, которые они написали, и приказал, чтобы весь остальной коранический материал, будь то фрагментарные записи или полный текст, был сожжен, что вызвало тогда возмущение многих мусульман.
Текст Корана подвергался изменениям в начале VIII века, когда по поручению правителя Ирака ал-Хаджжаджа (ум. 714) в нем были проставлены диакритические знаки, необходимые для того, чтобы отличить одну арабскую букву от других, изображаемых одинаково с нею, затем в Х веке, когда благодаря деятельности Ибн Муджахида (ум. 935) были закреплены допустимые варианты огласовок текста[1], ограничившиеся семью «каноническими» традициями, две из которых в итоге стали доминирующими. Наконец, еще позже была проведена работа по внесению в текст Корана знаков препинания, дабы избежать опасности противоположного понимания фраз типа «казнить нельзя помиловать».
Как мусульмане учат о Коране и о Библии?
Современное мусульманское учение о Коране сформулировано следующим образом: «Коран является словом Аллаха, поэтому он всегда существовал, он не был сотворен Аллахом. Тот Коран, который сегодня имеется на руках — проявление в материальном мире извечного Корана — слова Аллаха. Пророк Мухаммед с помощью откровения получил эту Книгу и, ничего не добавляя своего и ничего не утрачивая, передал ее своим сподвижникам. Поэтому Коран не содержит ничего, кроме слов Аллаха. Более того, текст Корана никто не сможет изменить по своему желанию»[2]. «Коран до единого слова, до единой буквы остался в таком же виде, в каком был ниспослан Всевышним, в нем нет изменений ни в едином слове или огласовке»[3].
К XI веку в исламе окончательно сформировалась концепция «неподражаемости» Корана (иджаз) ― абсолютного совершенства его содержания и формы, свидетельствующего, что он есть главное чудо ислама, создать равное которому никто не в силах. Также из-за этого учения в исламе было выработано положение о непереводимости Корана. В настоящее время мусульмане активно переводят Коран на другие языки, но рассматривают такие переводы лишь как толкования Корана, а не как священный текст.
Что же касается мусульманского отношения к Библии, то оно определяется в третьей из шести догматических основ ислама («акида»): «вера в писания Аллаха». Под этим подразумевается признание того факта, что Аллах ниспосылал некоторым Своим посланникам Священные Писания. В Коране упоминаются: некие свитки, которые Аллах ниспослал Аврааму; Тора, которая была ниспослана Моисею; Псалтирь, которая была дарована Давиду; Евангелие, которое было ниспослано Иисусу, и Коран, который был ниспослан Мухаммеду. Кроме того, мусульмане верят, что Аллах ниспосылал и иные Писания другим Своим посланникам.
Эта вера вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что реально имеется в Ветхом и Новом Завете. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами и потому Тора, Псалтирь и Евангелие не являются теми книгами, которые якобы на самом деле были ниспосланы Моисею, Давиду и Иисусу, и которые не сохранились.
Священным Писанием считается только Коран, который якобы сохранился неизменным и который был послан всему человечеству, в отличие от предыдущих Писаний, которые, как убеждены мусульмане, были посланы только одному конкретному народу. Мусульмане признают в Библии лишь то, что согласно с Кораном, а все, что противоречит ему, они объявляют позднейшими человеческими искажениями.
По их мнению, иудеи исказили Ветхий Завет, а христиане ― Евангелие. Очень часто мусульманские полемисты утверждают, что это искажение якобы произвел апостол Павел, и, не менее часто, уверяют, будто Новый Завет сложился только в IV веке, и только тогда, на Первом Вселенском Соборе Православной Церкви появились у христиан все те учения, которым противоречит Коран ― а именно, о Триединстве Божием, о том, что Христос ― Бог и Сын Божий, о Его крестной смерти, и т.д.
Чем это отличается от христианского учения о Библии и о Коране?
Коран у мусульман и Библия у христиан одинаково называются Словом Божиим. Может показаться, что и понимание у мусульман и христиан одно и тоже. То есть, что Библия ― для христиан, то и Коран ― для мусульман. Но это не так, и сходства здесь меньше, чем различий.
Что такое Библия? Чтобы это понять, достаточно прочесть название двух частей этой Книги: Ветхий Завет, Новый Завет.
Итак, Библия ― это Завет, договор, заключенный между Богом и людьми. Заключенный добровольно обеими сторонами.
С Авраамом и Моисеем, через праотцев и пророков Бог заключает Завет со всем народом Израиля, евреями. При этом сразу же подчеркивается универсальное значение завета с Авраамом, ибо обещает ему Господь: и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3), что и произошло во Христе Иисусе, потомке Авраама по плоти, ибо во Христе был исполнен Ветхий и заключен Новый Завет с Новым Израилем,― с христианами, которыми стали представители всех племен земных.
У этого Завета есть и все признаки любого нормального договора. Оговариваются условия:
Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли (Втор. 28, 1); Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя (Втор. 28, 15).
Но условия эти принимаются добровольно. Весь Израиль добровольно и непринужденно принимает на себя обязательства:
И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: …Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего… чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову (Втор. 29, 2-15). (Моисей спускается с горы Синай)
И Библия есть документ этого Завета. В ней перечислены не только условия договора, но и события, связанные с его соблюдением. Книга Завета честно, подробно и без прикрас сообщает о том, как этот договор соблюдался в истории обеими заключившими его сторонами. В этом отношении можно привести аналогию с векселем, на котором при передаче его другому лицу делаются соответствующие пометки.
Библия описывает заключенный Завет, но не является самим Заветом как таковым. Так на любом договоре пишется «Договор», но договор состоит в факте, а не в тексте. Текст есть только фиксация на бумаге условий реально состоявшегося договора. Понятно, что договор сам по себе важнее документа. Документ вторичен и имеет служебное достоинство.
Зачем нужен документ? Только для одного ― чтобы стороны не забыли о данных обязательствах. Но для Бога в том нужды нет, ибо Он Свой Завет помнит прекрасно и не исказит Его никогда.
А вот человеку нужен документ, но не по какой иной причине, как по слабости. А вообще же, как писал святитель Иоанн Златоуст: «По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем»[4].
При всех сходствах и различиях, между Кораном и Библией есть одно важнейшее различие: Коран не есть Завет. Ни в каком из значений этого слова, Коран не является документом завета, и вообще не рассматривается как договор или что-то подобное.
Согласно мусульманским представлениям, Коран ― это приказ Аллаха. И само название его нередко выводят из повеления «Кара!» («Читай!»), которое требовал у Мухаммеда мучавший его дух, явившийся ночью, когда тот спал в пещере на горе Хира. Коран по форме ― это непрерывный монолог Аллаха, который припоминает те или иные поступки, цитирует людей, джиннов, животных и насекомых, полемизирует с врагами Мухаммеда, обещает и приказывает ему самому и его последователям.
Другой аспект, который не позволяет отнести Коран к завету ― это характер взаимоотношений Аллаха и человека, как они описаны в самом Коране. К примеру: «Вот сказал ему его Господь: «Предайся!» Он сказал: «Я предался Господу миров!» И завещал это Авраам своим сынам и Иаков: «О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимся!»» (2, 131-132).
Аллах приказывает Аврааму: «Подчинись!». И тот покорно подчиняется. Ни о какой свободе выбора речи не идет. Никакого свободного общения с Богом, как описано для Авраама в 15 или 18 главах книги Бытия, где, в частности, сказано, что Авраам не бездумно подчинился, но добровольно поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15, 6).
Коран ничего не говорит о завете, который бы заключал Аллах с мусульманами. Взаимоотношения Аллаха с человечеством строятся по образцу Корана. Аллах ниспослылает пророкам и посланникам каждому свой текст. Задача посланника передать текст, который по сути является инструкцией по правильному поведению. Легко видеть, что при таком понимании текст имеет самодовлеющее значение. Он должен быть передан без искажений, в точности.
Итак, существенное разногласие ― понятие Завета.
Содержание и суть Библии ― Завет Бога и человека.
Коран же не мыслится в исламе Книгой Завета, в нем доминирует прямо противоположная идея покорности и принуждения, причем настолько, что даже есть представление о людях, которых будут вести в мусульманский рай в цепях ― согласно одному хадису, Мухаммед сказал, толкуя аят «предались Ему те, кто на небесах и на земле, вольно и невольно» (3, 83): «Предавшиеся Аллаху невольно — это плененные народы, кого привели к исламу в цепях и оковах и кого ведут в рай против их воли»[5].
Есть и еще одно отличие в понимании Священного Писания в исламе и христианстве. Для мусульман характерно представление о механическом запоминании диктуемого священного текста, при котором роль пророка носит пассивный характер. По их вере, Мухаммед лишь передал слово в слово то, что услышал от Джибрила, а тот передал слово в слово то, что прочитал в небесном вечном Коране ― «хранимой скрижали».
Но такое отношение к пророчеству более характерно как раз для язычества, в котором прорицатель становился неким пассивным орудием для духов, которые через него вещают. Христиане же знают, что человек, как свободное и разумное творение Божие, призван к сотрудничеству с Богом, Который уважает свободу Своего творения. Поэтому, хотя и все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16), но изрекали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). То есть, у пророка сохраняется возможность мыслить и передавать слова Божественного Откровения на языке человеческой речи, не искажая смысла Откровения, так как Дух Святой содействует в этом пророку. » />
Богодухновенность Священного Писания в христианстве мыслится не как принадлежность каждой черты, каждого знака Богу, диктующему свои откровения евангелисту, который выступает при этом лишь как пассивное орудие, но как сотрудничество, соработничество Святого Духа ― Бога и человека, при котором не подавляются индивидуальные особенности личности пишущего и его творческая воля, но Божественным наитием вдохновляются, напитываются истиной и благословляются.
Так в строгом соответствии с идеей завета между Богом и человеком, в Священном Писании участвуют две стороны: Сам Господь и принимающий Его Откровение пророк Божий. Именно поэтому речь и стиль, особенности построения фраз и изложение пророчеств у разных пророков в Ветхом Завете отличается, однако единство веры и суть пророчеств одна и та же. Равным образом и евангелисты могли по-разному излагать одни и те же происшествия, но суть их благовестия ― одна и та же. Как сказал святитель Василий Великий, «Святой Дух никогда не лишает разума того, кого Он вдохновляет, иначе подобное действие было бы бесовским»[6].
Итак, мы выяснили существенное различие в понимании того, что такое Священное Писание для христиан и для мусульман. В первом случае это документ договора между Богом и человеком, а во втором ― запись Божественных приказов человечеству.
Теперь самое время перейти к вопросу о том, как обосновывается истинность Писания в христианстве, а как ― в исламе. Какие предлагаются критерии для определения того, что этот текст не просто литературный памятник, а слово Божие.
Юрий Максимов, Александр Люлька
[1] Поскольку древнее арабское письмо состояло только из согласных букв, то огласовывать ее мог каждый по своему разумению, как считал нужным и как позволяла грамматика арабского языка.
[2] Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997. — Сс. 21-22.
[3] ал-Маудуди Абу ал-Аала. Принципы ислама. — С. 72.
[4] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Святого Матфея Евангелиста. Кн. I, Беседа 1./ http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_1/Z07_1_01.htm
[5] ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. — С. 116.
[6] Цит. по: Евдокимов П. Православие. М., 2002. — С. 272.
Есть ли противоречия между Библией и Кораном?
Все разногласия между христианами и мусульманами – братьями по сути веры – возникли из-за неправильного толкования (непонимания) Священного Писания, которое Бог даровал людям не для ссор и взаимной вражды, а для созидания, освящения и вразумления!
К сожалению, сегодня за различными религиозными группами закрепились некие догматическое ярлыки, которые зачастую совершенно неправильно отображают то учение, которое зафиксировано в Священной Книге данной религии. Что я имею ввиду? – Вот, к примеру, обычным делом стало думать, что все мусульмане отрицают распятие и воскресение Иисуса Христа. Более того, многие даже не знают, что мусульмане верят в Иисуса, и сильно удивляются, когда им говорят, что Коран упоминает имя Иисуса 25 раз (гораздо больше, чем имя Мухаммада).
Но что самое ужасное: люди уверены, что идеи некоторых мусульман (которые, наверное, сами никогда не читали Коран), являются ИДЕЯМИ САМОГО КОРАНА! Это – в корне неправильное мнение!
Даже если они и говорят: «Так написано в Коране», – то это совсем не значит, что так ДЕЙСТВИТЕЛЬНО написано в Коране. Это может быть просто искажённым пониманием Святой Книги, и больше ничего.
Но почему же так происходит? Почему люди искажают ОЧЕВИДНЫЙ смысл Откровения Бога?! — Всё дело в неподчинении Господу, в непокорности и горделивом противлении воле своего Создателя!
Бог ясно говорит в Коране: «ВЕРУЙТЕ в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде» (4:136). И ещё: «Он (Аллах) ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие» (3:3). Можно привести и многие другие места, говорящие о том, что Коран ПОДТВЕРЖДАЕТ прежние Писания (Библейские книги)!
Так должны ли верующие в Коран верить в прежние Писания? – ДА и ДА! Вопреки расхожим слухам, которые разносят не покоряющиеся Богу люди, Коран НИКОГДА И НИГДЕ не говорит об искажённости Библии, НАОБОРОТ, он ПОВСЕМЕСТНО ПРИЗЫВАЕТ верить в неё!
Почему же люди НЕ ВНЯЛИ совершенно ЯСНЫМ повелениям ВСЕВЫШНЕГО? Неужели они решили, что они умнее ТВОРЦА? Или они решили, что имеют право так запросто противоречить своими языками ОТКРОВЕНИЮ ГОСПОДА, «продавая Его знамения за ничтожную цену» (2:41)?
Они объявляют одну часть Писания за истину, а другую отвергают! Потому САМ БОГ в Коране спрашивает их: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?»
И далее предостерегает их от наказания за такие НЕЧЕСТИВЫЕ дела: «. Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (2:85).
Но что если нам, минуя все измышления и порочные толкования Писания на свой лад, СМИРЕННО ПОСЛУШАТЬСЯ гласа Божьего? Просто довериться Ему? Если Он говорит: «ВЕРЬТЕ в Прежние Писания и в Коран» (4:136), – то давайте просто будем ВЕРИТЬ! Не станем измышлять что-то вопреки СЛОВАМ БОГА, не станем отвергать часть Писания из-за мнимых «противоречий», которые суть НЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, а лишь неправильно понимаемые места.
Попробуем поступить так, как учит Бог: истолкуем одно Писание (Коран) на основании другого (Библии), и посмотрим, что у нас получится. Шаг за шагом мы пройдёмся по основным местам Корана, которые служат камнем преткновения в мусульманско-христианской полемике, и истолкуем их в свете Библии:
1) Мусульмане (а вслед за ними почему-то и христиане) говорят, что Коран отрицает наличие у Бога Сына! Дескать, написано же в Коране: «Он (Аллах) не взял Себе сына и ни с кем не делил власть» (25:2).
Чтобы разрешить это «противоречие», нужно выяснить, что, собственно, подразумевается под словом «сын» в данном контексте и вообще во всей языковой системе Корана? – Для этого не станем выдумывать разного рода небылицы, обвиняя христиан в «приобщении сотоварищей Богу», а просто предоставим Корану толковать самого себя!
И вот что написано в другом месте: «Он — Созидатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем» (6:101). – Этот аят прекрасно и почти дословно истолковывает приведённый ранее!
Очевидно, что Коран подразумевает под «сыном» не Божественное Слово (Логос), как в Ин. 1:1, а сына в земном понимании, от «супруги», как в языческих пантеонах! Разве какой-то христианин согласится с тем, что у Бога есть какой-то сын от супруги? – Не было бы это явным богохульством?
Все христиане верят в Сына Божия, НЕ отделённого от Отца (!), а ВСЕГДА пребывающего «в недре Отчем» (Ин. 1:18), то есть имеющего ту же природу, что и Сам Бог. Иначе сказать: Бог не «взял Себе сына» (как бы выбирая из творений), ибо Сын и есть БОГ, вечно пребывающий с Отцом. – То есть Сын (Слово) никакой не «сотоварищ» Богу, потому что Сам является Богом! А разве БОГ «сотоварищ» Самому Себе?
Бог действительно не делит НИ С КЕМ власть, ибо Сам Словом (СЫНОМ) Своим (Самим Собой) творит всё! И Он НЕ ВЗЯЛ (не создал с другой природой) Себе сына в помощники! – Не имеет Бог такой нужды, ведь Он Сам весьма Могуществен, чтобы создать всё, что захочет!
По всему, – и на основании приведённого аята, и других параллельных мест, – видно, что Коран категорически отвергает наличие у Бога сына, отдельного от Бога (другой природы, СОТВОРЁННОГО)! ИМЕННО ТАКОЕ понимание сына отвергается! – Да и любой правоверный христианин согласится с этим.
Но кого, – если не ПРАВОВЕРНЫХ христиан, – Бог обличает приведёнными выше аятами Корана (помимо язычников с их МНОГОбожием)?
Чтобы в этом разобраться, нам необходимо окунуться в удивительнейшую историю Церкви с её интереснейшими догматически-богословскими спорами. И что же мы там найдём? – 4 век! АРИАНСКИЕ споры! — В то время восстали некоторые люди (именуемые «АРИАНАМИ»), утверждавшие, что Сын Божий – это всего лишь творение, одно из творений Бога, некий промежуточный этап между Богом и всем остальным миром (БОГОПОДОБНЫЙ посредник). Он (в их философии) выступает в роли могущественного помощника Бога, сотворившего ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ мир! То есть, по их словам, НЕ Сам БОГ непосредственно создал мир, а ПЕРВОЕ ТВОРЕНИЕ!
Но даже называя Сына ТВАРЬЮ (СТРАШНОЕ БОГОХУЛЬСТВО!), они при этом называли Его Богом; ясно, что в это наименование они не вкладывали правильный смысл; они просто именовали ТВОРЕНИЕ Богом, то есть Сын, в их понимании, – это ВТОРОЙ БОГ (сотворённый бог, не истинный), не имеющий Божественной природы от Отца.
Естественно, здесь возникает громадный вопрос: можно ли, учитываю всю славу Сына Божия, приписываемую Ему в Писании, назвать Его, во-первых, творением, а вдобавок ещё (мало первого зла!) назвать ТВОРЕНИЕ Богом?! Не рушится ли этим свидетельством сама концепция ЕДИНОБОЖИЯ (вера в НЕСОТВОРЁННОГО, ВЕЧНОГО Бога)? Как вообще можно допускать такое мышление? – Вот и Коран возмущается этим же!
Ну конечно, Сын не перестанет быть истинным Богом, даже если кто-то назовёт Его творением; но борьба Корана и Библии ведётся именно с порочным МИРОВОЗЗРЕНИЕМ (неправильным мышлением) тех, кто говорит, что Бог взял себе в помощники СОТВОРЁННОГО сына, отдельного от самого Бога (не являющегося Самим Богом)! — Именно поэтому Коран, опровергая такую ересь, говорит: «Он (Аллах) НЕ ВЗЯЛ Себе сына и ни с кем не делил власть» (25:2). И ещё: «Аллах НЕ ВЗЯЛ Себе сына, и нет наряду с Ним ДРУГОГО бога» (25:2). В последнем прямо ЯРКО подчёркивается то, что мы обсуждали выше: нет наряду с Единым Богом (Отцом, Сыном и Святым Духом) ДРУГОГО бога (с маленькой буквы, с иной природой – НЕ БОЖЕСТВЕННОЙ).
Справедливо Коран отвергает сотворённого сына! «Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается» (19:35). – Аллах имеет у Себя и в Себе Сына (Слово), Которым властвует над всем; Аллах ни с кем не делит Своей власти, и никого не берёт Себе в помощники кроме Себя Самого, как и в Библии говорит: «. помогла Мне мышца Моя. » (Исаия 63:5). И все мы единогласны в исповедании Единого Истинного Аллаха, ОБЛАДАЮЩЕГО «Силой и Премудростью» – Сыном Своим (1 Кор. 1:24).
Хотя действительно, из арианского (или аномейского) учения следует, что Бог как раз таки ВЗЯЛ Себе сына и ПОДЕЛИЛСЯ с ним творческой ВЛАСТЬЮ! – Конечно, это ужасное богохульство, которое ПРАВОверные христиане никогда не принимали. Так что прав оказался Коран и правы христиане!
Перейдём к другим «противоречиям».
2) Есть утверждение, что Коран якобы отрицает божественность Иисуса Христа. На этот счёт приводится классическое место: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марии». » (5:17) Очень часто в подобных случаях спорящие проявляют полное непонимание контекстуальной основы Корана!
Вообще говоря, для того чтобы развеять ВСЕ сомнения касательно спорных мест о положении Иисуса в этой Священной Книге, нужно уяснить только ОДНО: Бог ЯВНЫМ ОБРАЗОМ открывает Иисуса Христа в Коране только как ЧЕЛОВЕКА (пророка, Мессию), Его Божество там СКРЫТО (НО НЕ ОТРИЦАЕТСЯ!) под покровом Его человечества, КАК ТАЙНА (которая, однако, ПРИКРОВЕННО, но всё же проступает во множестве мест и которую познает лишь просвещённый Святым Духом).
[Почему так? Да потому что Бог открывает Своего Сына только тем, кому хочет (Гал. 1:16). Господь обещал Аврааму произвести от Измаила «великий народ» (Быт. 17:20), и Он исполнил Своё обещание, создав мусульманский народ. «Но завет Мой поставлю с Исааком», – добавил в тот раз Господь. Все мы знаем, что обетованное Аврааму «семя» (Быт. 21:12) и «есть Христос» (Гал. 3:16), и «ЗАВЕТ Исаака» – это Иисус Христос и Его святая Кровь, «за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). – Это ветвь Исаака (иудео-христианство), с Измаилом же заключён другой договор (См. Быт. 16 гл. и 17 гл.)!
Многие тайны Бог открыл христианам как «роду избранному, царственному священству, народу святому» (1 Пет. 2:9).
Другим же это не было открыто, как говорит Христос: «Не все вмещают слово сие, но кому дано. » (Мф. 19:11) Но и спрос в День Суда со всех будет разный, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).
Но разве где-то соврал Бог в Коране? – Нет, конечно же; праведен Святой Господь, и «нет неправды в Нем» (Втор. 32:4)! То, что Бог сделал тайной в одном Писании, Он раскрыл подробно в другом, чтобы испытать людей, будут ли они любить друг друга и будут ли повиноваться повелениям Господа?
Бог не запрещает читать Библию и познавать Божество Иисуса Христа, и в Коране Бог многократно призывает людей читать Евангелие. Но если люди не хотят возрастать в познании истины, отвергая часть Писания (Библию или Коран), то кто виноват в этом? Бог всё дал и всё показал! Выбор же делает человек сам. ]
Бог НЕ ОТРИЦАЕТ в Коране Божественность Христа, о ней просто умалчивается, и говорится о ЧЕЛОВЕКЕ Христе. По этой причине имя Иисуса в Коране зачастую употребляется вместе с именем Его матери (чтобы сказать ИМЕННО о человеке), и пишется так: «Иса, сын Марьям. «. – Так же и в вышеприведённом аяте написано, что не уверовали ИМЕННО те, которые называют Иисуса, СЫНА МАРИИ (то есть человека Христа) Богом. Там не говорится о Божественной природе Иисуса! (И надо быть очень внимательным при чтении Божественных Писаний, потому что они преисполнены тайной премудростью. Просто так, не вникая в каждое слово, читать подобные Тексты неправильно, ведь это – ОТКРОВЕНИЕ ПРЕМУДРОГО БОГА!)
Но говорится в Коране и о Господстве (Божестве) Иисуса (если человек послушно, как учит Коран, верует и в Библию, то он увидит эти знамения Божьи).
Так, например, о втором пришествии Господа Иисуса Христа в Коране написано:
«Когда земля разобьется и превратится в песок, и ТВОЙ ГОСПОДЬ ПРИДЁТ с ангелами, выстроившимися рядами. » (89:21). Как и в Библии читаем: «. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).
В другом месте говорится: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу» (42:51). Эта завеса есть плоть Иисуса Христа, через которую Сам Аллах говорит с людьми.
Ещё: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (75:22-23). – Это говорится о праведниках, которые узрят Христа, как пишет Павел: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
О грешниках же сказано: «. Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой (не увидят Господа), а потом они попадут в Ад. » (83:15-16).
Действительно, все (даже нечестивые) увидят ЗАВЕСУ (плоть) Христа, но не увидят Самого Господа (Бога): «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7).
Как заметили некоторые: о наказании тем, кто считал учение о Троице ложью, написано в Коране так: «Горе в тот день тем, кто считает истину ложью! Ступайте к тому, что вы считали ложью! Ступайте к тени с ТРЕМЯ разветвлениями. Не прохладна она и от пламени не избавляет. » (77:28-31)
А вопрос о Божественном Логосе, Слове Аллаха (Иисусе Христе), о Котором повсеместно говорится в Коране, мы уже обсуждали в 1-ом пункте.
Таким образом, Коран не отрицает Божественность Иисуса Христа НИ В ОДНОМ месте, и каждый добросовестный читатель может проверить это сам. Нет и не может быть противоречий между Откровениями Корана и Библии, ведь написано: «Он (Бог) ниспослал тебе (Мухаммад) Писание (Коран) с истиной в подтверждение того, что было до него (Библии). » (3:3)!
Поговорим теперь о Троице.
Скажем и о Святом Духе.
В Коране помимо «духа» (ангела Гавриила) упоминается ещё и «Святой Дух». Нельзя путать эти два понятия, которые в Коране чётко разграничиваются! Дух Святой – это Дух Самого Аллаха, то есть Бог по природе, как и носящий Его в Себе Аллах является Богом, а просто «дух» в ряде случаев – это СОТВОРЁННЫЙ ангел Гавриил. И это очевидно, ведь «Святым» в Коране называется ТОЛЬКО Аллах. Первый раз в этом месте: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого. » (59:23) И ещё раз в другом: «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого, Могущественного, Мудрого» (62:1).
И НИ РАЗУ такое имя не применяется по отношению к АНГЕЛУ Гавриилу! Поэтому СВЯТОЙ Дух – это ИМЕННО Дух Аллаха.
О Святом Духе говорится в истории о создании Адама: «. Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от МОЕГО ДУХА» (15:29). При этом Святой Дух обладает качествами Личности:
I) Он «спускает» откровение от Бога: «Святой Дух спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной. » «Спустил с истиной» – то есть Он является Истинным Духом, как и в параллельном месте читаем:
II) «ВЕРНЫЙ (Истинный) Дух сошел с ним» (26:193). Видим, что Святой Дух может «сходить» как и когда пожелает.
III) Дух Святой «поддерживает» верных Богу пророков. О ЧЕЛОВЕКЕ Иисусе сказано: «Мы даровали Иисусу, сыну Марии, ясные знамения и укрепили его Святым Духом» (2:87). – Отсюда ещё виднее, что Дух Святой неотделим от Аллаха, Он, точно так же как Слово, пребывает в Самом Аллахе, то есть имеет Божественную природу.
Собирая все доводы Корана в одно, можно сказать, что Аллах, Его Слово и Его Святой Дух – это три Личности (Ипостаси) Бога, имеющие ОДНУ Божественную природу. То есть учение Корана о Троице ВПОЛНЕ согласуется с христианским (Библейским) учением: Аллах един в трёх Лицах (Отец, Сын и Святой Дух), но ОН ОДИН БОГ, и нет иного; Аллах творит всё Словом Своим и оживотворяет Своим же Святым Духом – всё это творит ОДИН БОГ (Отец, Сын и Святой Дух). Не зря Бог в Коране часто (как и в Библии) говорит «Мы», хотя иногда «Я». Употребление местоимения «Мы» нельзя объяснить просто обозначением величия Аллаха, ведь в том же Коране по отношению к Богу использует и местоимение «Я».
Ясно, что словом «Мы» обозначаются все Лица Троицы, а словом «Я» одна конкретная Ипостась. Хотя при упоминании одной Ипостаси подразумеваются и другие (ведь Бог один)! – Потому и чередуются два слова: «Мы» и «Я», чтобы показать, что Аллах есть Троица в Единице и Единица в Троице – Один Живой Истинный Бог.
Вроде бы всё ясно и понятно, но что же смущает НЕКОТОРЫХ, желающих разделить совершенный союз любви и истины – два Откровения Единого Бога? – Опять же всё дело в непонимании контекстуальной основы Корана!
Рассмотрим один аят: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иисус, сын Марии, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марии, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Три!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (4:171)
Этот аят провозглашает Единство Бога и говорит о том, что ЧЕЛОВЕК Иисус есть ПОСЛАННИК Бога, но одновременно и Слово, воплотившееся от Марии. Мы уже говорили, что Слово Аллаха было с Аллахом ОТ НАЧАЛА, ибо Бог ВСЁ сотворил именно ИМ. И чтобы кто не подумал, что Слово Бога и само было сотворено (как другие), Аллах говорит: «. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. » – То есть НЕТ никакого сотворённого сына (как некоего ИНОСУЩНОГО сотоварища), есть лишь только ЕДИНОСУЩНОЕ Аллаху Слово, которое Само является Аллахом, – у Аллаха НЕТ соТОВАРИЩЕЙ, ведь и Слово, и Святой Дух являются ТЕМ ЖЕ САМЫМ АЛЛАХОМ, нераздельно!
Аллах в этом аяте также повелевает верить в Него и в Его посланников, не выделяя лишь какую-то одну ТРОЙКУ! А что это за Тройка («Три»)? Коран опять удивительным образом истолковывает самого себя (так что нам не нужно самим измышлять различные порочные толкования, осуждая христиан). – В параллельном месте читаем:
«Вот сказал Аллах: «О Иисус, сын Марии! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное» (5:116). – Здесь Бог спрашивает Своего Раба, ЧЕЛОВЕКА Иисуса, говорил ли Он людям признавать ДВУХ ЛЮДЕЙ (ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию) богами? На что Иисус, как сделавшийся через воплощение ИСТИННЫМ рабом Божьим (Флп. 2:6), отвечает со смирением, что Он никогда бы не дерзнул на подобное. (Иисус это говорит по Своему человечеству (как раб), а не по Божеству (как равный Отцу), на что указывает имя, к которому обращается Бог: «Иисус, СЫН МАРИИ», – то есть Бог обращается ИМЕННО к человеческой природе Христа – вот Иисус и отвечает как человек).
Вполне очевидно, что под теми «Тремя» Коран подразумевает Аллаха, ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию. Именно о такой троице говорит Коран! Здесь вообще не идёт речи О ТРОИЦЕ христиан, ведь ясно написано: «. веруйте в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Три!». «, – то есть веруйте в Аллаха Единого (в нераздельное естество Отца, Сына и Святого Духа) и в посланников, и не выделяйте какую-то одну тройку, составленную из Бога и ЛЮДЕЙ, ибо один Бог достоин всякого восхваления и почитания, и никто наряду с Ним.
А ещё есть такой аят: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – третий из трех». Нет божества, кроме Единственного Бога!» (5:73) – Здесь, как и в предыдущих аятах, обличаются ИМЕННО те, кто выделяет определённую ТРОЙКУ, состоящую из Аллаха, ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марии, – таким образом Сам Всевышний Бог как бы оказывается в конце («третий»). — Конечно же, это неприемлемое богохульство, но ведь никто из христиан не обожествляет ЧЕЛОВЕКА Иисуса и Марию Деву наряду с Единым, Истинным Аллахом! И никто не говорит, что Аллах «третий» по счёту, ведь любая форма троебожия неприемлема ни для кого из ПРАВОВЕРНЫХ христиан!
[Видно, во времена Мухаммада были люди (может быть, просто невежественные или недавно обращенные из язычества), уклонившиеся от православного (ортодоксального) христианского учения, и говорившие, что ЧЕЛОВЕК Иисус и Его Пресвятая Матерь – это два бога наряду с Аллахом. – Не знаю, что было там, но ведь Бог знает всё, и Он неспроста говорит такие слова в Коране!]
Вся же суть заключается в том, что Коран нигде не отрицает ХРИСТИАНСКУЮ Троицу, напротив, если мы со вниманием и разумом будем читать оба Писания, не разделяя, то увидим повсеместные СВИДЕТЕЛЬСТВА о Троице, Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Которому слава и хвала во веки, аминь.
4) Последнее, о чём мне хотелось бы поговорить – это свидетельство о распятии и воскресении Иисуса Христа в Коране.
Начну с вполне однозначного тезиса: НИГДЕ в Коране не отрицается факт распятия Иисуса, любые толкования противно Библейским свидетельствам о распятии и воскресении Христа обречены на провал!
Действительно, если мы внимательно исследуем Коран, то увидим, что ЕДИНСТВЕННОЕ место, которое говорит про распятие Христа, обличает ИУДЕЕВ, а не христиан!
Место это звучит так: «. Мы воздвигли над ними гору, согласно завету с ними, и сказали им: «Войдите во врата, поклонившись!». Мы также сказали им: «Не нарушайте субботы!». Мы заключили с ними суровый завет.
За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца покрыты завесой». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна.
За то, что они не уверовали, возвели на Марьям великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Иисуса, сына Марьям, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый». (4:154-158)
На самом деле, мне не очень понятно, почему многие спотыкаются об это место! Ведь пророк Даниил в Библии говорит о Христе теми же словами: «. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, И НЕ БУДЕТ; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». (Дан. 9:26)
[Кстати, эти два места содержат удивительное Божье знамение, подтверждающее согласованность двух Писаний (Библии и Корана)! В Коране Господь говорит: «За то, что они нарушили свой завет. За то, что они не уверовали. «, – что же Бог сделал им «ЗА ТО»? Ответ в книге Даниила: «. предан будет смерти Христос. а город и святилище разрушены. «, – иудеи же были рассеяны по всему лицу земли. И оба этих параллельных места связаны с распятием Христа! Только вдумайтесь, как премудр наш Господь! – Вот доказательство того, что у Библии и Корана один АВТОР!]
Пророк Даниил говорит: «. будет предан смерти Христос, И НЕ БУДЕТ», – но ведь никому и в голову не приходит, что здесь отвергается факт распятия Христа! Почему же люди осуждают Коран за ТЕ ЖЕ САМЫЕ формулировки?
«И НЕ БУДЕТ» означает то, что Христос потом воскрес, «так что Он уже не обратится в тление» (Деян. 13:34), то есть иудеи не достигли цели распятия (окончательного убийства) – поэтому и написано в Коране: «. не убили Его и не распяли. » – Бог как бы так отвечает на насмешки иудеев, которые говорят: «Мы убили Мессию, посланника Божия», – якобы, какой же Он Мессия и посланник Божий, если мы Его УБИЛИ?
А Господь как будто отвечает: НЕТ, НЕТ НЕТ, вы всего лишь обманываетесь (вам «показалось»!), вы «не убили Его и не распяли. О НЕТ! ЭТО АЛЛАХ ВОЗНЁС ЕГО К СЕБЕ. «, – то есть оправдал Его от злобных наветов.
Ещё нужно заметить, что распятие для иудеев имело сакральный смысл, как читаем в книге Второзакония: «. проклят пред Богом всякий повешенный на дереве. » (Втор. 21:23) Поэтому когда иудеи сказали, что распяли Иисуса, они тем самым намекали на ЗАКОННОЕ проклятие преступников, которых казнили подобным образом! Но Аллах опровергает это злочестие, говоря: «. они не убили его и не распяли, а это только показалось им. О нет! Это Аллах вознес его к Себе. » – то есть они не предали Его проклятию, ведь Он ПРАВЕДНИК: Он был распят не потому, что был злодеем (о нет!), это был план Аллаха по спасению людей через искупительную жертву Иисуса Христа, Сам Аллах «вознёс Его», как говорит апостол: «Он грехи наши Сам ВОЗНЁС телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
А ведь многим в те дни «показалось», что Праведник был уничижаем, как читаем у пророка Исаии: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; А МЫ ДУМАЛИ, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (53 гл.) – Слова «мы думали» вполне согласуются с кораническими «показалось им» – там не отрицается наличие ФАКТА распятия, а говорится лишь о том, что иудеи «думали», когда распинали Праведника!
Действительно, не иудеи «убили и распяли» Христа, но Он Сам, как добрый Пастырь, по неизреченной Своей любви захотел быть вознесённым на крест ради искупления Своего стада. – Иисус об этом говорит так: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:18).