что библия говорит о музыке
Что библия говорит о музыке
Может ли христианин слушать светскую музыку?
Многие христиане сталкиваются с этим вопросом. Немало светских музыкантов являются чрезвычайно талантливыми. Светская музыка может быть очень интересной. Существует множество светских песен с запоминающимися мелодиями, глубоким смыслом и положительным посылом. При принятии решения о том, слушать светскую музыку или нет, следует обращать внимание на три основных фактора: 1) цель музыки, 2) стиль музыки, 3) содержание песни.
1. Цель музыки. Предназначена ли музыка исключительно для поклонения, или же Бог также создал ее для успокоения и/или развлечения? Самый известный музыкант в Библии, царь Давид, в первую очередь использовал музыку для поклонения Богу (см. Псалом 3:1; 5:1, 54, 55; 60:1; 66:1; 75:1). Тем не менее, когда царя Саула мучили злые духи, он приглашал Давида играть на арфе, чтобы успокоиться (1 Царств 16:14–23). Израильтяне также использовали музыкальные инструменты, чтобы предупредить об опасности (Неемия 4:20) и удивить своих врагов (Судей 7:16–22). В Новом Завете апостол Павел увещевает христиан поощрять друг друга музыкой: «Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов и духовных песнопений» (Ефесянам 5:19). Таким образом, в то время как основной целью музыки на самом деле кажется поклонение, Библия определенно допускает использование музыки для других целей.
2. Стиль музыки. К сожалению, вопрос о музыкальных стилях может легко внести раздор среди христиан. Есть христиане, которые категорически настаивают на том, что использование любых музыкальных инструментов запрещено. Другие христиане желают петь лишь «старые-добрые» гимны. Третьи хотят более ритмичной и современной музыки. Четвертые утверждают, что лучше поклоняться в атмосфере, напоминающей «рок-концерт». Вместо того чтобы признать эти различия как личные предпочтения и культурные особенности, некоторые христиане называют стиль музыки, предпочитаемый ими, единственным «библейским» стилем и объявляют все другие формы музыки нездоровыми, нечестивыми или даже сатанинскими.
Библия нигде не осуждает какие-либо конкретные стили музыки. Она нигде не говорит о каких-либо музыкальных инструментах как о нечестивых. Библия упоминает многие виды струнных и духовых инструментов. Хотя в Библии конкретно не говорится о барабанах, она упоминает другие ударные инструменты (Псалом 67:25; Ездра 3:10). Почти все формы современной музыки используют видоизменения и/или комбинации тех самых типов музыкальных инструментов, используемых с разными скоростями и приоритетами. Нет библейского основания объявлять любой конкретный стиль музыки нечестивым или противоречащим воле Божьей.
3. Содержание песни. Поскольку ни цель, ни стиль музыки не определяет, можно ли христианину слушать светскую музыку, следует рассматривать содержание текста песни. Хотя текст в Послании к Филиппийцам 4:8 не относится конкретно к музыке, он является прекрасным руководством относительно музыкальных текстов: «И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы». Если мы должны думать о таких вещах, то, конечно, именно эти вещи нам следует приглашать в свой разум через музыку и песни. Может ли текст светской песни быть правдивым, благородным, правильным, чистым, прекрасным, замечательным, превосходным и похвальным? Если так, то нет ничего плохого в том, что христиане прослушивают светские песни этого рода.
Однако значительная часть светской музыки не соответствуют стандартам Послания к Филиппийцам 4:8. Светская музыка часто способствует безнравственности и насилию, приуменьшая ценность чистоты и целостности. Если песня прославляет то, что выступает против Бога, христианин не должен ее слушать. Однако, есть многие светские песни, не упоминающие о Боге, но поддерживающие такие благочестивые ценности, как честность, чистота или целостность. Если песня о любви способствует святости брака и/или чистоте истинной любви, то даже если в ней не упоминается Бог или Библия, ее все можно слушать и наслаждаться ею.
То, чему человек позволяет занимать свой ум, рано или поздно станет определять его слова и поступки. Это предпосылка, лежащая за текстами в Филиппийцам 4:8 и Колоссянам 3:2, 5 – создание полезной модели мышления. Второе послание к Коринфянам 10:5 говорит нам взять «в плен всякие помышления, покоряя их Христу». Эти писания дают четко понять, какую музыку нам не следует слушать.
Очевидно, что лучшим видом музыки является тот, который восхваляет и прославляет Бога. Талантливые христианские музыканты работают почти в каждом музыкальном жанре, от классики до рока, рэпа или регги. Нет ничего плохого в каком-либо конкретном стиле музыки. Именно тексты определяют, является ли песня «приемлемой» для христианина, или нет. Если что-то заставляет вас думать или заниматься тем, что не прославляет Бога, этого следует избегать.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что библия говорит о музыке
Люди часто задают вопрос: «Откуда появилась музыка?» Музыку создал Бог. Посмотрите книгу Откровение – это последняя книга Нового Завета, и вы обнаружите, что небеса наполнены музыкой. Люди играют на разных инструментах, поют. Бог окружил себя музыкой, Он буквально живёт посреди музыки. Итак, музыка пришла с небес.
Ветхий Завет – первая часть Библии, где мы читаем, что во времена Давида в храме служило множество музыкантов. В храме Соломона также были тысячи певцов и музыкантов. Они играли на трубах, на струнных и на других инструментах, а певцы непрестанно пели. Если бы вы попали в храм Соломона (это храм, который мечтал построить его отец – царь Давид), вы бы удивились, как много в нём музыкантов.
Музыка… небесная музыка обладает такой силой и помазанием, что когда Бог посылал израильтян на войну, Он повелевал музыкантам и певцам идти впереди войска. В Ветхом Завете, в книге Паралипоменон говорится, что в это время музыканты и певцы начинали петь: «Благословенно Имя Господа, ибо милость Его вовеки». Их пение приносило такую силу и сверхъестественное помазание, что приводило врага в замешательство. А израильское войско одерживало победы. Музыка обладает огромной силой.
В Библии, в книге Иезекииля говорится, что Люцифер был первым лидером поклонения. Потом Люцифера стали называть дьяволом. В Ветхом Завете, в книге Иезекииля, в 28-й главе говорится о том, каким был Люцифер, когда он был музыкантом. Посмотрим 12-й стих: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Люцифер был красивым, почти совершенным созданием. В 13-м стихе говорится: «Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд». Он весь был украшен драгоценными камнями. Послушайте, что написано дальше: «Всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего». Но… при переводе на русский или английский язык было упущено то, что действительно тут написано. Если читать Ветхий завет на еврейском языке, а именно на еврейском был написан Ветхий Завет, то понятно, что в этих стихах описывается музыкальный инструмент. Это инструмент с трубами, примерно такими, как в органе. Люцифер был создан с трубами внутри себя. Некоторые исследователи утверждают, что он сам был музыкальным инструментом. Люцифер руководил поклонением ангелов на небесах. Чудесные звуки поклонения лились из него и наполняли в небеса. Это была прекрасная музыка. Люцифер в буквальном смысле был инструментом поклонения. Кроме того, он весь был покрыт драгоценными камнями. Для чего? Когда Люцифер поклонялся Богу и воздавал славу своему Создателю, его музыка заставляла эти драгоценные камни сиять. Все эти драгоценности: сапфиры, топазы, алмазы, хризолиты и ониксы начинали сиять. Они отражали великолепный свет. Люцифер не просто издавал прекрасные звуки, весь его вид говорил о поклонении. Он был создан для поклонения Богу. Он был создан именно для этого.
Ведь имя Люцифер – это древнее слово «фасфорос». Оно описывает того, кто отражает свет или воздаёт славу. Музыка предназначалась для славы Божьей. Для этого она была создана.
Люцифер был лидером небесного поклонения до тех пор, пока в его сердце не появился грех. В Ветхом Завете, в 28 главе книги Иезекииля, в 15 стихе говорится: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Послушайте дальше: «От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды». Будьте внимательны, через минуту вы поймёте, почему это так важно. «От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил, и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней». 18-й стих: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя. И Я превращу тебя в пепел».
Я хочу, чтобы вы поняли следующее: Люди часто задают вопросы о рок-н-ролле, о музыкальных программах. Некоторые музыканты трясут головами, кричат, их музыку не назовёшь приятной, скорее она разрушающая. Если вы обращали внимание, нередко такая музыка призывает к насилию. Слова песен призывают молодых людей, подростков совершить самоубийство. Я вспоминаю одного известного в Америке певца, который на своих концертах бросает такой призыв молодым: «Убейте себя, испытайте чувство, которое многие не испытывали! Рискните, сделайте что-нибудь такое, что другие не решаются сделать! Вы готовы почувствовать запах смерти?» После тех концертов многие подростки совершили самоубийство. Такая музыка вдохновлена дьяволом. Когда-то Люцифер руководил поклонением на небесах, он славил Бога, но из-за греха он был свергнут. И хотя он по-прежнему остался музыкальным инструментом, теперь его музыка не прославляет Бога, а разрушает. Он начал использовать дар, вложенный в него Богом, для разрушения жизни людей.
Многие люди не знают, что через музыку передаётся помазание. Например, вы можете слушать музыку, которая словно придавливает вас, погружает во мрак. Слушая её длительное время, вы можете ощутить тоску, безысходность. Автор этой музыки был мрачным человеком, и его музыка передаёт это. Возможно, он не делает этого намеренно, но то, что внутри человека неизбежно проявляется в его творении. Музыка передаёт то, что в его сердце.
Музыка – это инструмент, с помощью которого можно повлиять на эмоции, на чувства окружающих, на их отношение. Радостная, весёлая музыка ободряет человека, если он чувствует угнетённость. Он ощутит радость, потому что музыка передала ему это чувство. Музыка – это инструмент воздействия, с помощью музыки можно передать какую-то силу.
Можно сказать, что ваша душа – это струнный инструмент. Душа воспроизводит музыку, которую слышит. Если вы будете слушать хорошую музыку, вас ждёт прекрасный день, вы получите заряд бодрости. «Неправильная» музыка повредит вам: испортит настроение, вы почувствуете угнетённость. В Ветхом Завете, в 1-ой книге Царств, мы видим пример того, как музыка влияет на человека. Там описывается царь Саул – сам по себе он был человеком мрачным, и в добавок его одолевал злой дух. Этот дух мучил и издевался над Саулом, поэтому царь начал искать кого-то, кто бы успокаивал его хорошей игрой и пением. Он нашёл Давида. В то время Давид был лишь маленьким пастушком. Он играл на гуслях, и когда он начинал играть, сила Божья сходила на то место и заставляла демонические духи убираться. В 1-й книге Царств, в 16-й главе, в 16-м стихе, говорится: «Пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях. И когда придёт на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя». Это очень важная истина. Если вы будете слушать музыку, вдохновлённую небесами, музыку, которая наполнена помазанием, то она принесёт Божье присутствие, которое прогонит любого злого духа. Божье присутствие заставит демонов покинуть ваш дом.
В нашем доме мы постоянно слушаем христианскую музыку. Постоянно. Мы слушаем и слушаем её. Мы очень внимательно относимся к выбору музыки. Мы слушаем песни, наполненные дыханием небес, потому что именно такая музыка приносит нам помазание Божье. Я хочу, чтобы мой дом был наполнен помазанием.
Люди часто сидят дома и смотрят новости. И нам надо делать это, но когда мы слишком долго и часто слушаем новости, то можно легко впасть в депрессию. В мире постоянно происходят войны, столкновения, трагедии, теракты. Мы должны знать, что происходит в мире, но не позволять новостям подавлять нас. Я хочу дать вам совет: приобретите диск или кассету с хорошей музыкой. Слушайте её, пусть музыка ободряет и вдохновляет вас. Если вы не знаете, где найти такую музыку, напишите нам, и мы вышлем вам её. Мы хотим, чтобы ваш дом был наполнен Божьим помазанием.
Очень важно найти для себя правильную церковь. В каждой церкви также звучит какая-либо музыка. Если вы приходите в церковь и слышите тяжёлую, мрачную музыку, то это угнетает вас. Но если в церкви звучит музыка, которая достигает престола Божьего, то вы ощутите явное Божье присутствие. Под присутствием Божьим я подразумеваю помазание. Помазание – это сверхъестественный элемент, когда сам Бог своим присутствием наполняет помещение. Когда такое присутствие сходит, вы буквально можете ощутить его.
В 21 Псалме, в 4-м стихе говорится… послушайте внимательно это библейское обетование из Ветхого Завета: « Ты живёшь среди славословий». Ты живёшь среди славословий. Перевод с еврейского языка говорит, что Бог сидит на троне из хвалы. Хорошая музыка угождает Богу настолько, что Он приходит на это место и присутствует в собрании людей. Когда приходит Бог, вы ощущаете Его присутствие, вы ощущаете Его помазание. Тот, кто был печален в этот момент, наполняется радостью, у кого-то было тяжело на душе – он получает исцеление своих душевных ран, кто был физически болен – выздоравливает. Всё это происходит из-за сверхъестественного присутствия Божьего.
Божье присутствие – это сверхъестественное переживание. Если вы никогда не испытывали этого, присоединяйтесь к нам. Если вы в депрессии, то Божье присутствие разгонит тучи и вы ощутите радость. Если у вас тяжело на душе, в Божьем присутствии вы почувствуете облегчение. Если вы больны, то сможете исцелиться, как и многие другие люди, которые находились в Божьем присутствии. Вы будете абсолютно здоровыми. Никто не прикасался к ним, никто не возлагал на них руки, сверхъестественная сила Божья коснулась их, и они исцелились. Приходите к нам. Я бы хотел, чтобы вы пережили то, о чём я сейчас рассказываю.
А что вы скажете о христианской рок-музыке? Многие люди спрашивают меня: «Пастор Рик, что вы думаете о христианской рок-музыке?» Это нормально. Если в такой музыке есть гармония и правильные слова, рок может оказывать сильное влияние. Если мы хотим достучаться до сердца молодых людей, хотим, чтобы они нас поняли, мы должны говорить на их языке. В нашей церкви есть музыкальная группа «Харт-край». Это группа играет рок, правда не тяжёлый, но если вы услышите их музыку… она очень сильная, она несёт Божье Слово, Божью любовь, освобождающую Божью силу. Это так здорово, потому что тысячи молодых людей могут приходить на их концерты и слушать музыку, которая им нравится по стилю, но слова… слова проникают в их сердце и в их душу. Бабушки или дедушки, каждая мама и каждый отец хотели бы, чтобы их ребёнок слушал именно такую музыку, которая призывает к добру.
Как Господь относиться к Музыке и Всё что сней сВязанно. Разрешенно ли Слушать.
Господь относится к музыке положительно, поскольку является ее творцом, как и всего существующего в мире.
Мы видим, что большинство живых существ издает звуки, а у многих из них эти звуки очень музыкальны, например, у птиц (Песн.2:12).
Хотя первыми музыкантами были потомки Каина (Быт.4:21), игра на музыкальных инструментах широко использовалась в служении истинному Богу и часто предшествовала Божьим чудесам, пророчествам и т.д. (4Цар.3:15)
Небо изображается как исполнение всеми живыми существами песни прославления Бога (Откр.15:2-4).
В то же время падшие ангелы завидуют этой гармонии и пытаются склонить людей петь песни не о Боге и не для Бога, а о чём угодно другом, а лучше о грехе, а то и о Сатане и демонах.
Поэтому мы видим, как искусство, быв носителем религиозного пафоса, лишается и этой идеологической основы, и поклонения как цели, и возвышенной формы и стилистики.
Без религии искусство «мельчает», культуру поглощает обыденность и пошлость греховной жизни.
Поэтому музыкальные пристрастия говорят очень много о человеке и его внутреннем мире.
Из-за этого музыкальный мир очень сложен. Здесь масса направлений, своя стилевая специфика и очень много существенных моментов.
Т.е. музыка есть средство к добру или ко злу.
Поэтому с ней «связано», как Вы пишете, очень много разного. Под музыку сочитывают и хоронят, встают с постели и идут в атаку, поклоняются Богу или Сатане.
Значит, Богу нравится не всякая музыка и не всякое, «связанное» с ней.
Божьи музыкальные вкусы таковы: Ему нравится музыка, которая возвышает человека, пробуждает в нём Божий образ и подобие, поднимает его глаза к Небу.
Сатане нравится музыка, разрушающая человека.
Поэтому Богу нравятся одни песни, не нравятся другие. Ему нравится один тип поведения музыкантов и не нравится другой.
Вы спрашивайте, разрешено ли слушать.
Да, разрешено всё. И эта ситуация настойщей свободы налагает на человека настоящую ответственность.
Человек волен выбирать, что хочет. Но он не должен забывать, что есть музыка, огорчающая Бога и разрушающая человека.
Поэтому разрешено слушать, но, как Вы поняли, не всёю
Библия о музыке
Наверное, нет такого другого вопроса, в коем мнения христиан были бы столько многоразличны, как вопрос о христианской музыке. Какой она должна быть? А какие музыкальные инструменты «правильные»? А ограничения в музыкальном прославлении на служениях есть по инструментам и стилям? А барабаны? А рок-музыка от Бога? А яички на Пасху красить? Упссс… Это вроде бы «из другой оперы» Впрочем, только на первый поверхностный взгляд…
Справедливости ради следует сказать также, что статья не претендует ни на авторство, ни на оригинальность, ни на полноту. Скорее, для удобства интересующихся в одном месте собраны энциклопедические сведения и цитаты из Писания, касающиеся музыкального прославления Бога. Так что, если кому-то вдруг в голову придёт мысль, что это мы на M4J такие умные—гоните её подальше. Словом, имеющий разумение от Бога, да разумеет.
И, дабы не мучить читателя ожиданием выводов, пожалуй, с них-то и начнём. А выводы, вернее истина—в Слове Бога: Господня земля и всё, что её наполняет! Любой стиль и музыкальный инструмент можно и должно и уместно использовать для прославления Того, Кому итак принадлежит вся слава во вселенной! Аминь. Кто вмещает—пусть радуется, а кто не вмещает—пусть скромно помолчит и, наверное, не учит иначе.
При подготовке этой странички были использованы многочисленные словари и энциклопедии в электронном и бумажном виде: тематическая Библия (Библейская лига 1999 год), библейский словарь Брокгауза, словарь русского языка Олега Даля, библейская энциклопедия архимандрита Никифора, библейский словарь В.П.Вихлянцева (хотя вроде бы этот имеет много общего с предыдущим), тематический словарь NIV (Zonderman/IBS), другие словари без числа и имени. Кроме того, если кто не догадался, для подготовки этой странички была использована не имеющая себе равных программа Цитаты из Библии, а также онлайновый «заполнятель» пробелов образования Рубрикон. Итак, что же говорит Бог в Cвоём Слове о рок-н-ролле
«Основоположником» музыкального прославления Бога и, так сказать, первым ветхозаветным харизматом является благословенный царь Израиля Давид, ну а вторым—его сын Соломон. Вот один из вариантов прославления, организованного Соломоном: 2Пар.5:12-13 …и левиты певцы,—все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их,—одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его;
Уже из этого отрывка начинает становиться понятным, что для прославления Бога использовались самые различные музыкальные инструменты. Причём от души (несложно представить себе сто двадцать крепких парней, изо всех сил дующих в трубы). Вот с упоминания в Библии и описания звуковоспроизводящих предметов именно в контексте прославления Бога и начнём. И пусть Слово Божие, а не человеческое мнение и предание какой бы то ни было конфессии, станет для нас основой. Для начала приходится заметить, что синодальный перевод Библии, к большому сожалению, сильно рафинировал музыкальный вопрос в том смысле, что подчас разные музыкальный инструменты называются в оном скажем свирелью или гуслями, что смысла не искажает конечно, однако сложности создаёт.
В качестве ударных в Библии упоминаются следующие:
1) тимпан, то есть бубен, или ручной барабан [евр. тоф], разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его главным образом во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; 24:8; Иер 31:4), реже—храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; 149:3; 150:4; 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на которых играли только мужчины;
2) кимвалы (цимбалы), или тарелки [евр. цильцелим, «звенящие»; греч. кюмбалон, «кимвал», 1Кор 13:1]. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 до 20 см, которыми, держа их в вертикальном или горизонтом положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2Цар 6:5; 1Пар 15:16,19; 25:1; 2Пар 5:12; Пс 150:5).
3) систры [евр. менааним, «потрясаемые»]—инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски;
4) в 1Цар 18:6 упоминается инструмент [евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в синодальном переводе—«кимвалы»], представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музыкального «треугольника»). Возможно, однако, что речь идет о лютне;
5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух деревянных палочек, которыми ударяли друг о друга.
Из струнных музыкальных инструментов в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же инструмента—лиры. Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соответствующих древне-еврейских терминов и видно на древних изображениях (1Цар 16:16). Лютня не упоминается в Ветхом Завете, возможно, за исключением 1Цар 18:6 [евр. шалишим, см. выше; в синодальном перевод—«кимвалы»]. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева [3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в синодальном переводе—«красное дерево»]. Струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок.
Исследователи предполагают, что под упомянутыми струнными инструментами подразумеваются следующие:
1) арфа, или цитра [евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в синодальном переводе—«гусли», «арфа» или «цитра»], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны—параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет). Похожие инструменты известны и по ассирийским источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23; в синодальном переводе—«гусли»). Уведенные в вавилонский плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в синодальном переводе—«арфы»). На кинноре часто играли в дороге (1Цар 10:5, в синодальном переводе—«гусли»; 2Цар 6:5, в синодальном переводе—«цитры»). Этот инструмент широко использовался;
2) псалтирь [евр. нэвель] применялась главным образом во время богослужения (1Пар 15:16,28; 2Пар 5:12; Пс 32:2; 150:3). В светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократических кругах (Ам 6:5, в синодальном переводе—«гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у которого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами. Была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого инструмента.
Среди духовых музыкальных инструментов различаются собственно музыкальные и сигнальные. Имея в виду тему этой странички нас интересуют преимущественно первые, которые включают, как минимум, три разновидности флейты:
1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта [арам. машрокита; в синодальном переводе—«свирель»]. Очевидно, имеется в виду так называемая «флейта Пана», широко распространённый пастуший музыкальный инструмент;
2) наиболее часто в Библии упоминается флейта [др.-евр. угав] (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; в синодальном переводе—«свирель»; Пс 150:4 в синодальном переводе—«орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Этот инструмент был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;
3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль [др-евр. «полый»]—разновидность гобоя, известную из египетской живописи. Существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в синодальном переводе—«свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнительную трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент—на другой.
Итак, вот вам рецепт блюда: берём струнный инструмент, к примеру гитару (да не простую, а электрическую, чтобы погромче, как у Соломона, не одну, а пару: пусть одна мелодию играет, а другая «басит»), добавляем ударные (самое простое несколько барабанов и тарелки, да тоже от души, не хуже, чем в Израиле несколько тысяч лет назад), да эдак для остроты приправим духовыми (лично мне по душе как саксофон воздух выпускает). Ах да, не забудьте ещё музыкантов—горячих таких (ну прямо как царь Давид) парней и девчёнок, которые Библию читают, Бога любят и небиблейское слово «конфессия» знают лишь понаслышке. Что получиться-то? Как назвать? А как хотите, так и называйте, только «рок-группа» самое то!
Ознакомившись даже с этим скромным и далеко не всеобъемлющим материалом, остаётся только с грустью удивляться, откуда берутся в церкви Христовой весьма разнообразные запретительно-наставительные учения о музыке. Нет сомнения, что существующие минорные формы прославления Бога, так прочно укоренившиеся в некоторых церквях, имеют обоснование в Писании. С этим глупо спорить. Во всяком случае, это можно с уверенностью сказать о той части таких прославлений, которые воспевают Бога, а не опыт христианина. Однако, абсолютно небиблейской, на наш взгляд, является абсолютизация этих форм и настойчивое противодействие иным, ничуть не менее библейским формам прославления и поклонения. Конечно, это касается не всех церквей, но, к сожалению, очень многих.
Абсолютен лишь Бог! Именно Он создал этот мир таким замечательно разнообразным, таким многокрасочным и музыкальным! И дети Его такие разные, так что кто-то весел, как Давид, а кто то поплакать любит, как Иеремия, кто-то горяч, как Пётр, а кто-то мягок, как Иоанн, чьё-то сердце чувствует прикосновение Святого Духа в благоговейном и замершем на коленях почтении к Богу, а чьё-то—в радостном ликующем рукоплескании тому же самому Богу! Пускай же не только за пределами, но и в самой церкви Христа, в каждой поместной церкви звучит самая разнообразная музыка, наполненная одним лишь изначально присущим ей смыслом—смыслом прославления Единого Истинного Любящего Бога Иисуса Христа! Маранафа!
Аминь.