чистилище что это такое в христианстве
ЧИСТИЛИЩЕ
Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32) и «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» («огонь искусит») в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений (см. например «Учение двенадцати апостолов»).
Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году.
Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад.
Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения. Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению Православной Церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самих чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи.
Что такое чистилище и есть ли оно в православии
Многим знаком термин «чистилище», его можно услышать от католических священников или прочесть в литературе, например, всемирно известном произведении Данте «Божественная комедия», где герой проходит именно чистилище. Признает ли Православная Церковь чистилище и как относится к данному термину?
Что такое чистилище
Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.
Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.
Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.
Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.
На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.
Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.
Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.
Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.
Читайте о православии:
Есть ли чистилище в православных догматах
Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.
Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души — суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.
Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.
Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.
Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.
В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.
Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.
Что нашел в чистилище православный священник
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), еще учась в МГУ, был впечатлен лекциями о Данте, прочитанными профессором Александром Львовичем Доброхотовым. Потом он сам защитил диссертацию о Данте. А недавно выпустил книгу о великом флорентийце, его «Божественной комедии» и – не удивляйтесь – о чистилище, которого, согласно православному учению, просто нет.
Чистилище – это элемент чисто католического представления об устройстве загробного мира: есть такое место, в котором оказываются души людей, не успевших покаяться во всех своих грехах при жизни. Там, в чистилище, они искупают неисправленные грехи – и тогда могут войти в рай.
Казалось бы – какое дело православному верующему, не изучающему сравнительное богословие, что там пишет Данте об этой совершенно чуждой для него концепции? А дело в том, считает отец Симеон, что если мы посмотрим на сочинение Данте не как на богословский трактат, а как на великое художественное произведение, которым оно, безусловно, в первую очередь и является для всего человечества, то найдем очень сильные и ценные образы и метафоры. В том числе и для современных православных.
Во времена Данте чистилище представляли как некую инфернальную область, во многом напоминавшую ад. А для Данте это место надежды, освобождения, преображения. На мой взгляд, это очень сильная поэтическая метафора земной жизни вообще.
Данте изображает чистилище как гору, на которую нужно подняться:
И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.
Во время этого восхождения воля человека постепенно меняется, очищается от греховных устремлений, устремляется к Богу. Пространство чистилища наполнено церковными песнопениями, литургическими моментами:
Если в аду время застыло или скорее уничтожилось, то в чистилище свой ход времени, во многом напоминающий земной. И трудности восхождения по этой горе очень напоминают препятствия на нашем земном пути восхождения к Богу.
Что мешает человеку восходить к Богу?
Прежде всего – страсти, которые, с точки зрения Данте, не что иное, как неправильное устремление любви или же ее оскудение. Любовь лежит в основе всех поступков человека, считает Данте, но она может быть направлена не в ту сторону. То, что должно принадлежать Богу, – энергию, жар сердца, – человек направляет на какие-то тленные, а иногда и прямо греховные предметы. И себя порабощает, и замысел Божий о себе не реализует. Данте называет это «ошибиться целью», то есть неверно направить силы души.
В «Божественной комедии» об этом говорится так:
Пока она к высокому стремится,
А в низком за предел не перешла,
Дурным усладам нет причин родиться;
Но где она идет стезею зла
Иль блага жаждет слишком или мало,
Там тварь завет Творца не соблюла.
Напротив, в чистилище нижние уступы, откуда предстоит более трудное восхождение, определены для «духовных грехов», для тех, кто проявил любовь ко злу для другого, зложелательство: гордость, зависть, гнев (superbia, invidia, ira). Четвертый уступ – для унылых, то есть проявивших недостаточную любовь к добру. А на пятом, шестом и седьмом уступах избавляются от «чрезмерной любви» к ложным благам: от корыстолюбия, чревоугодия и сладострастия.
Как об этом говорит Данте:
В душе к любви заложено стремленье,
И всё, что нравится, её влечет,
Едва её поманит наслажденье.
Разница между грешниками в аду и чистилище состоит в том, что последние успели покаяться:
Почему путь в рай так долог?
Чтобы добраться до дантовского рая в «Божественной комедии», нужно преодолеть долгий путь, отправляясь в который, неплохо бы запастись, как образно писал Осип Мандельштам, «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями». Недаром, говоря о «Божественной комедии», чаще всего вспоминают ее первую часть «Ад», а реже всего – «Рай».
Думаю, причина тут та же самая, по которой наиболее популярны сегодня telegram-каналы, публикующие сплетни, чернуху и т.д. После грехопадения человеку ближе и понятнее всё низменное и страстное. Говоря словами Василия Розанова, «порок художественен, а добродетель так тускла». Попробуй еще найди в этом мире добродетель, а потом опиши ее так, чтобы это было ярко и интересно…
Но третья часть «Божественной комедии» объективно ничем не уступает первым двум. Там множество блестящих мыслей и ярких персонажей. Мы находим в раю не только бесплотных ангелов, но и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Венедикта Нурсийского, и Юстиниана, с которыми Данте ведет интересные и обогащающие беседы. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн устраивают Данте богословский экзамен, после чего героя ждет разговор с праотцом Адамом.
В раю Данте есть и звуки, и яркие цвета, и необычные ощущения:
Казалось мне — нас облаком накрыло,
Прозрачным, гладким, крепким и густым,
Как адамант, что солнце поразило.
И этот жемчуг, вечно нерушим,
Нас внутрь воспринял, как вода — луч света,
Не поступаясь веществом своим.
Еще Шеллинг заметил, что три царства «Божественной комедии» соответствуют трем сферам искусства: ад подобен скульптуре, чистилище – живописи, а рай – музыке. А ведь музыка – это целая вселенная!
Если в аду и чистилище проводником был Вергилий, образ земной мудрости, то по раю Данте сопровождает его платоническая возлюбленная Беатриче, символ мудрости небесной. Удивительно, как обычная девушка, виденная Данте всего пару раз в жизни, преобразилась в такой прекрасный и всеобъемлющий символ, в аллегорию небесной красоты и мудрости! На мой взгляд, один только образ Беатриче уже стоит того, чтобы дочитать «Божественную комедию» до конца.
Какой фрагмент «Божественной комедии» для меня самый пронзительный?
Образы Данте вообще отличаются особенной яркостью, пронзительностью и в то же время многослойностью. Конечно, незабываемыми остаются встречи Данте с великими поэтами прошлого: Гомером, Овидием, Горацием и другими, – в Лимбе, преддверии ада, или с Катоном Младшим – у горы чистилища. Но, пожалуй, одной из самых впечатляющих картин «Божественной комедии» для меня стала история Франчески да Римини и Паоло Малатеста.
Это реальные события, связанные с дочерью правителя Равенны, но Данте обессмертил их, поместив влюбленных во втором круге ада, среди сладострастников. Недаром по этому сюжету было создано впоследствии множество художественных произведений: литературных, изобразительных, скульптурных, музыкальных.
Женатый Паоло и замужняя Франческа вступают в любовную связь, их застает муж Франчески и убивает обоих. Но самое важное, что Данте делает прологом к грехопадению их совместное чтение – «о Ланчелоте сладостный рассказ». Имеется в виду известный средневековый сюжет о любви рыцаря Ланселота к жене короля Артура. То есть мы возвращаемся к вопросу о влиянии художественной литературы на судьбы людей: она может вдохновлять и животворить, а может низводить во ад. И не случайно, услышав этот рассказ, Данте падает, как мертвый. Потрясающе читает эти строки современный популяризатор «Божественной комедии» актер Роберто Бениньи:
E caddi come corpo morto cade / И я упал, как падает мертвец
В этом эпизоде, как и в теме чистилища, мы сталкиваемся с вопросом взаимовлияния жизни и литературы, искусства и реальности, творчества и богословия.
Цитаты из «Божественной комедии» даны в переводе Михаила Лозинского
Что такое чистилище в теологии и оккультизме — этапы и сроки карантина души
Что будет после смерти? Куда попадает душа после смерти, и что с ней происходит? Что такое чистилище? Подобными вопросами, которые волнуют многих, задаётся и автор романа «Мастер и Маргарита».
Устами мрачного персонажа Булгаков часто перефразирует Библию, в итоге складывается любопытное «Евангелие от Воланда». Воланд произносит весьма содержательные речи на тему души. Он наказывает и предаёт забвению душу убеждённого атеиста Берлиоза, а его череп превращает в чашу с кровью. Воланд пьёт её, как шампанское, и угощает Королеву бала – Маргариту.
В сущности, Берлиоз наказан за неверие, а не за дурные дела. Уход в небытие и забвение – худшее из наказаний.
Концепция посмертного страдания действительно существует, и не только по учению католической церкви. Такая доктрина есть и в Иудаизме.
Содержание:
Что такое чистилище с точки зрения теологии
Теология – системное толкование всех духовных учений и религиозных доктрин. С точки зрения теологии, Чистилище (лат. Purgatorium) – это область потустороннего мира, куда помещаются души на карантин. Перед тем, как предстать перед Создателем, они подвергаются очистке.
Изначально очистка – понятие алхимиков, как и металлургов. Символом очищения является стихия огня, но это вовсе не адское пламя, в котором корчатся грешники, изображённые в средневековой иконографии и живописи.
Этапы и сроки чистилища
Карантин – от латинского слова «Quaranta – сорок. Срок пребывания в Чистилище – 40 дней.
40 – магическое число завершённости, полноценности цикла, после которого возможно новое рождение. 40 недель – идеальный срок развития эмбриона и плода. Число 40 нашло отражение и в религиозных верованиях. 40 дней длится карантин души, после смерти физического тела.
На сороковой день после рождения принято крестить ребёнка. Числа 3, 9 и 40 имеют значение в обрядах почитания усопших.
Первый этап и срок в чистилище
С 1 по 3-й день: после смерти тела начинается процесс отделения души – энергетических тел различной плотности от физического тела. Сначала уходит витальная энергия (prana vita). Связь с телом постепенно разрушается, но сохраняется его точная энергетическая копия и силуэт.
Если человек умер в глубокой старости, то его копия обретает черты, каким он был в расцвете сил (33 года). Сохраняются воспоминания и осознание всего происходящего.
Душа посещает знакомые места, близких и знакомых людей, анализирует события своей земной жизни и может просматривать их, как на киноплёнке. В остальное время спит в «скорлупе мёртвого». Она также может видеть другие «скорлупы мёртвых».
Второй период
С 3 по 9-й день в чистилище более сложный этап для души умершего. Он познаёт свои грехи и испытывает всю боль, которую когда-либо причинил другим.
Постепенно душа теряет более тяжёлые слои, из которых состоит. Разрушается бесплотное «тело желаний» или астральное тело. Происходит освобождение от всего, что человек хотел и к чему стремился. Но некоторые ещё продолжают цепляться за прошлое. Затем душа, испытывая облегчение, возносится в более тонкий пограничный мир.
Третий срок пребывания в чистилище
С 9 по 40 день: наиболее важный этап карантина, где происходит очистка ментального тела – «тела мысли». Взвешиваются не только земные дела, желания и чувства, но и мысли. Сдирание слоёв, корост и прочей шелухи продолжается.
Душа в чистилище очищается от всех пороков, что чрезвычайно болезненно, если это зло имеет метастазы.
Для одних пребывание в этой обители страданий может быть лёгким и даже радостно-очищающим, для других невыносимым и долгим (40 дней покажутся вечностью). Такой человек называется «мытарь», а путь его – мытарства. Вот почему церковь с таким усердием молится об усопших.
Что происходит после чистилища?
«Очищенный» лишён всех масок и представляет собой то, чем является на самом деле. Происходит ли при этом разрушение личности и человеческой индивидуальности? Да, если говорить об Эго. Но любая личность навсегда оставляет отпечаток во времени и пространстве, со всеми своими особенностями и даже внешним обликом.
А то, что «есть на самом деле» – суть, она уникальна, поэтому также может называться индивидуальностью.
Однако информация, собранная со всех энергетических слоёв, никуда не исчезает. Она сохраняется, как файл, и переносится в кармическое (или каузальное) тело. Там же хранится и другая информация обо всех предыдущих воплощениях.
В восточных учениях это называется карма, которой нет в христианской доктрине. Развитые души имеют выбор, реинкарнация происходит по их желанию, а высшие души уже никогда не воплотятся на Земле.
Что такое чистилище и ад; их отличие (видео)
Есть два варианта того, куда можно попасть после смерти – это ад или рай. Но существует и третий вариант, он называется – Чистилище.
Что такое чистилище в произведениях искусства
Теологи могут быть неверующими, но каждый, кто анализирует информацию о Боге и стремится познать законы вселенной, – в чём-то теолог.
Теологами были многие люди искусства, художники, писатели и даже учёные. Многие пытались представить и описать потусторонние миры, и лишь спустя время обнаруживалась связь человеческого воображения с космологическими законами Вселенной.
Например, Сандро Боттичелли написал картину «Карта ада». Изображённая на ней структура не противоречит современной модели расширения Вселенной. Девять кругов ада также соответствуют структуре преисподней в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
А в сцене «Вознесение в Эмпирей» из цикла «Блаженные и проклятые» Иеронима Босха изображен выход из Чистилища, момент приближения к вратам рая, где праведники предстанут перед Единым Всевышним. Это типично христианская концепция перехода.
По другим учениям душа человека ещё недостаточно развита для слияния с Богом. И хотя эволюция тел закончена, но эволюция (деградация) душ продолжается. Весь путь в итоге направлен к месту, соответствующему ступени эволюции конкретного индивида.
Что есть чистилище? В религии это слово встречаесться часто! Может быть
Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.
Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы» [1]. благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.
Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его. Восточное христианство (православие русское, греческое) не столько не верят в чистилище, сколько воспринимают состояние души умерших людей как предвечное ожидание вечной радости или вечных мук, что по сути очень близко к понятию чистилища, однако это и отличает от католического понимания чистилища. При этом православные считают, что пребывание в предвечном ожидании может искупить грехи души человеческой на страшном суде.