в чем сущность образовательной среды образовательного учреждения
Сущность образовательной среды
Сыктывкар, 2013
Содержание
1.Сущность образовательной среды. 4
2. Образовательная среда как пространство культуропорождения. 6
2.1.Характеристики образовательных сред. 6
2.2.Параметры описания образовательных сред. 8
2.3.Типология образовательных сред. 9
2.4Модели образовательных сред. 10
3. Семья как компонент образовательной системы. 11
4.Образовательная среда в структуре образовательного пространства..12
Заключение. 13
Список литературы. 14
Введение.
Сущность образовательной среды.
Образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования. К региональному уровню (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования. К локальному – образовательное учреждение и семью. Локальная образовательная среда может быть рассмотрена как система, включающая особенности микрокультуры, общения, содержания образования, личность педагога, методику обучения и воспитания и многое другое.
К факторам образовательной среды относится совокупность явлений и процессов, которые в предметно-рекреационном, пространственно-временном, информационном, коммуникативно-деятельностном, нравственно-психологическом или каких-либо других аспектах связаны с образовательным процессом, выступают как его условие, предпосылка, предметно-событийная оболочка. В этом смысле проектирование и создание образовательной среды включает систему целенаправленных действий кафедры высшей школы по актуализации предметно-информационно-психологических факторов, обеспечивающих поддержку целенаправленной научно-педагогической деятельности преподавателей и саморазвития студентов.
Образовательная среда, её определение и компоненты
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Образовательная среда, её определение и компоненты
Реалии современной жизни все более подводят педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии молодого поколения.
В общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.
Образовательная среда – это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности студента.
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности студента.
В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности».
Развивающая образовательная среда колледжа включает три компонента:
1. пространственно-предметный компонент включает здание, помещения и их состояние, технические средства обучения, информационные системы, учебная литература, т.е. всё, что окружает субъектов среды;
2. социальный компонент : корпоративность субъектов развивающей образовательной среды, атмосфера сотрудничества, морально-эмоциональный климат, традиции, имидж учебного заведения, сформированность у субъектов профессиональных интересов и ценностных ориентаций и т.д.;
3. системные связи между пространственно-предметным и социальным компонентами развивающей среды: эффективность использования всех образовательных ресурсов образовательной среды, направленность среды на развитие личностных качеств субъектов и т.д.
Образовательная среда нашего колледжа складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, технологичных образовательных средств и образовательного материала и нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: студентами, их родителями и педагогами.
Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности студента, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах его образовательной деятельности. Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию студентом своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.
Развивающая образовательная среда является фактором процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности, поскольку она:
— обеспечивает все необходимые условия для формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности;
— стимулирует активность и самостоятельность субъектов в процессе творческой деятельности; является пространством для социально и профессионально значимой деятельности субъектов среды;
— обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве субъектов;
— способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию в процессе образования;
— активизирует возможности управления образовательным процессом, позволяет производить прогнозирование его развития и роста;
— обладает такими свойствами, как вариативность, диалогичность, толерантность, духовная и культурная насыщенность, самопреобразование, созидание и саморазвитие.
Однако, в среднем профессиональном, и особенно, в техническом образовании, как показывает практика, преобладают традиционные формы и методы обучения, поскольку большую часть преподавательского состава составляют инженерные, в лучшем случае инженерно-педагогические работники. Техническое профессиональное образование зачастую сводится к прагматичному обучению будущих специалистов знаниям, умениям и навыкам без учета потребностей в области духовной и нравственной жизни молодого поколения, связанных со сменой системы ценностей и социальных приоритетов в современном обществе.
Всё выше сказанное заставляет задуматься, а какие же требования в современной жизни предъявляются к педагогу профессионального обучения в условиях новых образовательных стандартов.
Профессиональное образование имеет целью подготовку студентов к значимой для общества и самой личности профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их творческие возможности на основе удовлетворения интересов, склонностей и потребностей. Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой познавательной и профессиональной деятельности.
Однако профессиональное образование сегодня как бы оторвано от потребностей производства, оно более консервативно к изменениям. Современные исследования показывают, что требования работодателей к уровню профессиональной подготовки молодых специалистов становятся более жесткими в связи с развитием промышленности, применением современных технологий, автоматизированных систем управления и т.д. Практика показывает, что выпускников приходится «доучивать» на рабочем месте основным способам профессиональной деятельности. Решение этой проблемы исследователи видят в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе их профессиональной подготовки.
Развитие промышленности, внедрение современных методов организации производства, информационных технологий и автоматизации требуют от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности, которая бы обеспечивала их активность, самостоятельность, гибкость мышления, нестандартный подход в принятии решений, готовность к постоянному повышению своей квалификации, самообразованию, саморазвитию и т.д. Но на самом деле н аблюдается серьёзный разрыв между теоретической подготовкой специалистов и профессиональной деятельностью; работодатели не всегда могут получить специалиста, готового к реальной практической деятельности. По данным исследований была отмечена необходимость дополнительной профессиональной подготовки молодых специалистов непосредственно на конкретном рабочем месте. По данным специалистов, затраты на «доучивание» работников в различных отраслях экономики могут отнимать до четверти дохода предприятия.
Избежать этих трудностей позволяют проводимые в образовательных учреждениях Конкурсы профессионального мастерства. А в условиях интеграции системы образования ЛНР в образовательное пространство Российской Федерации у наших студентов открылась возможность принять участие и в Чемпионате по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» по методике ВОРЛДСКИЛС WorldSkills Russia.
Ранее мы останавливались на социальном компоненте образовательной среды, который подразумевает корпоративность субъектов развивающей образовательной среды, наличие атмосферы сотрудничества, комфортного морально-эмоционального климата, приверженность традициям учебного заведения, все это помогает сформировать у молодого поколения потребности в области духовной и нравственной жизни, расставляет приоритеты профессиональных интересов и ценностных ориентаций в современном обществе.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов, в том числе, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений; готовность к повышению квалификации, к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры специалистов, готовность к взаимодействию с другими людьми и др. Именно эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и частью социального заказа общества.
Перечисленные выше требования это общие и профессиональные компетенции, которые прописаны в образовательных стандартах.
Развивающая образовательная среда является фактором процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности, поскольку она стимулирует активность и самостоятельность студентов в процессе творческой деятельности. Велика роль научно-исследовательской работы в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов.
При этом в формировании образовательной среды по требованиям ГОС важна организация своего рода диалога различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего. Это применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления (в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие). Все это формирует готовность выпускника к профессиональной деятельности.
Содержательный анализ компонентов развивающей образовательной среды колледжа показывает, что формирование готовности студентов к профессиональной деятельности находится в непосредственной зависимости от характера системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды, то есть от:
— эффективности использования всех образовательных ресурсов творческой образовательной среды;
— направленности процесса профессиональной подготовки на раскрытие и развитие личностного потенциала всех субъектов образовательной среды;
— способности этой среды удовлетворить весь комплекс потребностей субъектов в творческой профессионально-ценностной деятельности;
— уровня активности и самостоятельности субъектов среды.
Кроме того, влияние развивающей образовательной среды на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности предопределено ее идейным, духовно-нравственным содержанием, культурой и отношениями субъектов данной среды.
Последствия нашей деятельности в значительной мере являются результатом не только наших намерений, но и воздействия среды.
Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура. Проектирование и экспертиза образовательной среды
Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура.
Проектирование и экспертиза образовательной среды.
В последние десятилетия образовательная среда (ОС) стала объектом многочисленных психологических и педагогических исследований в России и за рубежом.
Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Некоторые воздействия среды носят временный характер, другие средовые влияния могут быть постоянным.
Занимаясь психологией развития, Г. Крайг пришла к заключению, что средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков. ндерсона, К. Бэрона, Дж. Гриффитта, М. Харриеса и др. установили зависимость между такими показателями внешней среды, как температура, шум, теснота и загрязненный воздух и уровнем агрессии.
Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций; и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда».
В зарубежных исследованиях понятие «образовательная среда» часто заменяется рядом других: «дизайн обучения», «школьная атмосфера», «климат в классе», «культура школы».
По своей локализации ОС преимущественно рассматривается в рамках определенного образовательного учреждения: ОС вуза; ОС колледжа; ОС школы, ОС ДОУ, ОС учреждения дополнительного профессионального образования, ОС учреждения дополнительного детского образования.
ОС является сложносоставным объектом, имеет свою многокомпонентную структуру.
полагает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру:
1. Пространственно–семантический компонент (архитектурно–эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно–методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно–организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
(Витольд Альбертович) в образовательной среде выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно–архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
2. Социальный (определяется особой формой детско–взрослой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
ОС в современных психолого-педагогических публикациях рассматривается:
· Как предмет проектирования и моделирования, сначала образовательная среда теоретически проектируется, а затем моделируется в соответствие с целями обучения, особенностями контингента детей и условиями школы.
· Как объект психолого-педагогической экспертизы и диагностики.
Остановимся на проблеме проектирования образовательной среды.
Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
предлагает схему (алгоритм) проектирования психодидактического компонента образовательной среды, в основе которой – ответы на базовые вопросы:
· «кого обучать (психологические особенности контингента учащихся);
· зачем обучать (цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом);
· чему обучать (содержание образования);
· как обучать (методы обучения и развития);
· кому обучать (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога)».
подчеркивается особая значимость проектирования психодидактического компонента ОС, состоящая в том, что именно данный компонент закладывает основы, задает стратегические ориентиры проектирования всей образовательной среды. В соответствии с ключевой психодидактической идеей выдвигаются те или иные требования к проектированию как социального, так и пространственно-предметного компонентов образовательной среды.
В настоящий момент в отечественной психолого-педагогической науке разработаны различные подходы к проектированию ОС. Представляет интерес векторный подход к анализу и проектированию ОС (см. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.)
Для оценки эффективности, развивающего потенциала ОС используется экспертиза образовательной среды.
Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях.
Экспертиза как метод предполагает ориентацию прежде всего на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования.
В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, путем методической нивелировки личности исследователя, то метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.
Как подчеркивает : «. от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от Фундаментальных и прикладных» (1996, с. 114).
Этапы экспертизы ОС
Первый этап экспертизы ОС это сбор так называемой фоновой первичной информации. В процессе психолого-педагогической экспертизы образовательной среды это могут быть как собственные впечатления от посещения образовательного учреждения, так и изучение разных документов — журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т. п.
1.Анализ формальных результатов: соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество выпускников; процент выпускников, поступивших в ВУЗы; квалификация педагогов и т. п.;
2.Материалы бесед с «включенными экспертами», то есть заинтересованными лицами:
Очень важные сведения могут быть получены в процессе специально организованных бесед за круглым столом. В такой обстановке может быть выявлен представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Такого рода информация составляет основу базовых гипотез, а впоследствии и фундаментальных экспертных оценок и предложений эксперта.
Проблема этического характера, которая возникает в процессе психолого-педагогической экспертизы заключается в степени конфиденциальности тех или иных сведений, полученных экспертами. Речь идет о распространении и использовании результатов исследования.
Общим принципом решения этой проблемы является так называемый принцип осведомленного согласия, который заключается в том, что эксперт «должен дать обследуемому исчерпывающую информацию по всем интересующим того вопросам о целях тестирования, будущем использовании результатов, мерах по недопущению несанкционированного доступа к данным и т. д. и убедить его на этой основе принять участие в исследовании. Если тестирование проводится какой-либо организацией (например, школой), соответствует целям деятельности и на него получено осведомленное согласие обследуемого, то дополнительного разрешения на использование полученных данных внутри организации не требуется. Но вот любые третьи лица (вне организации) могут получить доступ к данным исследования только при наличии отдельного специального согласия обследуемого.
· состав экспертной группы;
· полный перечень источников информации;
· общая характеристика образовательной среды;
Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды.
Возможные критерии для экспертизы компонентов ОС.
Предметно-пространственный компонент образовательной среды
Оформление пространственно-предметного компонента с учетом физических, психических и возрастных особенностей учащихся; культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей национальных культур); многоканальность воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств); наличие рекреационного пространства; наличие элементов предметно-пространственной среды, являющихся результатами работы самих субъектов образовательного процесса; эстетичность и аккуратность элементов художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства; информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды.
Психо-дидактический компонент образовательной среды
Оценка соответствия авторских и экспериментальных программ базовым позициям концепции данного образовательного учреждения и типу проектируемой образовательной среды посредством рефлексивной оценки психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и конкретных методов обучения, использованных для разработки данной программы. Для оценки эффективности образовательных программ: социально-педагогические показатели; квалификационные показатели; образовательные стандарты; использование психологических закономерностей и особенностей развития детей в качестве исходного основания для разработки и практической реализации авторских программ дополнительного образования; уровень развития способностей учащихся. Эффективность обучения и развития учащихся. Оценка готовности кадрового потенциала к работе в данных условиях и по соответствующим технологиям.
Социально-психологический компонент образовательной среды
Удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде, защищенность от психологического насилия в образовательной среде
2. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 196 с.
3. , Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.
4. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
5. Экспертиза школьной образовательной среды.– М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.