черный квадрат малевича фото в чем смысл картины
Смыслы «Черного квадрата»
«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.
Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Альфонс Алле, «Философы ловят черную кошку в темной комнате», 1893
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…
Чёрный квадрат Малевича: история шедевра и смысл
Гид по статье:
Рекомендуем к прочтению:
Корни знаменитого «Черного квадрата» восходят к 1913 году — периоду работы Малевича над декорациями футуристической оперы «Победа над Солнцем» русского музыканта и теоретика искусства Михаила Матюшина. Картина, а точнее ее первая версия, была создана в 1915 году. Малевич нарисовал ее для последней футуристической выставки «0, 10», которая проходила в том году в Санкт-Петербурге. Впервые, мастер показал 34 полотна, в том числе «Черный крест».
Этот новаторский перформанс стал не только одним из величайших достижений русского авангарда xx века, но и причиной того, что Малевич интенсивно работал над своей оригинальной и совершенно революционной концепцией искусства, которая через несколько лет стала известна как супрематизм.
Дата создания: | 1915 |
Автор: | Казимир Малевич, польск. Kazimierz Malewicz |
Вид: | живопись |
Стиль: | супрематизм |
Техника, материалы: | масло, холст |
Размер: | 79.5 × 79.5 см |
Местонахождение: | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Выставка в Петербурге
Остановимся также на загадочном названии выставки. Как его понимать? Ноль, вероятно, относится к отправной точке, началу нового искусства. Десять — это количество художников, участвующих в петербургской выставке.
Но вернемся к первой версии Чёрного квадрата, показанной в 1915 году в Санкт-Петербурге. Здесь следует отметить, что к выставке прилагалась брошюра «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой содержалась лекция о теоретической мысли Малевича, его художественной и социальной утопии.
Казимир Малевич и супрематизм
Выходец из польской семьи с белорусскими корнями, проживавшей в России, он был полностью предан социалистической системе Советского Союза, в которую твердо верил. В 1920-х годах Малевич участвовал в пропаганде коммунизма и марксистской философии, в результате чего мастер возглавил Государственный институт художественной культуры. Однако любимая Россия жестоко предала его. В 1930 году Малевич был арестован почти на три месяца по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Хотя благодаря защите влиятельных друзей он был оправдан, прежнее положение в СССР он не восстановил до конца жизни.
Малевич увлекался французским импрессионизмом, русским народным и религиозным искусством, а также мировым авангардом (особенно фовизмом и кубизмом), вплоть до абстрактного искусства, крайнюю версию которого он предлагал в своей работе — Манифест Супрематистов.
Супрематизм — это направление, которое порвало со всей фигуративностью в искусстве. Он провозглашает конец любого повествования об искусстве, одновременно освобождая его от его древней обязанности рассказывать о мире и людях. Он отвергает творчество, которое служит религии, государству или обществу, в пользу совершенно бесполезного творчества, которое должно пробудить в человеке мир духовных переживаний, а не рациональных интерпретаций. Он предполагает максимальное упрощение форм и, таким образом, верховенство (превосходство) основных форм и цветов, которые больше не предназначены для представления более крупных и сложных элементов, а представляют собой ценность сами по себе.
Казимир Северинович объявил о конце живописи. Живописец был очарован «философией нуля», когда ноль — это числовой символ, обозначающий точку, которая является одновременно концом и началом. Вот чем был для него супрематизм — нулевая точка в истории искусства, его гибель и одновременно новое рождение в чистом виде, которое веками было покрыто различными изображениями и наконец стало невидимым.
Смысл картины
Чёрный супрематический квадрат на белом фоне был первым и величайшим достижением супрематизма. Хотя за ним последовали красный и белый квадраты, но ни один из них не оказал такого сильного воздействия на публику. На выставке, произведение спровоцировало волну негодования.
Некоторые из критиков, понимавшие идею и намерения автора, чувствовали себя свидетелями великой революции в искусстве. Остальное большинство восприняло картину как провокацию и кощунство — в том числе из-за неслучайного расположения работы в пространстве выставки. Сам автор повесил их по диагонали в углу двух стен высоко над другими работами (преимущественно чёрными многоугольниками). Это место известно в православных домах как красный угол), то есть место, где помещается икона, так что это первый объект, на который нужно смотреть при входе в квартиру. Таким образом Малевич обнародовал и возвел черный квадрат в ранг священного и сделал его объектом поклонения.
Следует подчеркнуть, что изображение не было идеальным квадратом — одна из сторон была немного короче — на один миллиметр. Изначальное название шедевра «Четырёхугольник».
В последующие годы, мастер создал множество копий работы в различных форматах и макетах и даже в трехмерном варианте. Первая реплика была сделана примерно в 1923 году, вторая была написана для выставки в Третьяковской галерее в 1929 году. И, наконец, в 1932 году была создана четвертая версия. Он сказал, что «Черный квадрат» — это обнаженная икона, лишенная контекста, влияющая на зрителя посредством эмоционального, а не эстетического впечатления. Квадрат — основная фигура супрематизма. Вот откуда берутся следующие: крест и круг.
Чёрный квадрат — это работа, которая не впечатляет ни замысловатыми деталями, живописными пейзажами, ни движущейся композицией, в нем нет ничего, что могло бы радовать глаз и привлекать зрителя. Однако, если вы присмотритесь, вы заметите, что квадрат не идеально ровный, текстура черного поля намного более гладкая, чем белый фон, покрытый более толстым слоем краски с видимыми мазками кисти. Это немного, но этого должно быть достаточно, потому что вместо того, чтобы очаровывать Black Square своей техникой и эстетикой интриги с тщательно продуманной философской концепцией. Это кристаллизация стремления Малевича к полному обновлению языка искусства. Картина 1929 года, находящаяся в Третьяковской галерее в Москве, является точной копией оригинала, сделанной самим художником.
После технологических исследований стало известно, что под квадратом есть еще два цветных изображения. Одно относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, а поверх него размещается другое — которое нельзя отнести к супрематизму, поэтому считается, что оно относиться к протосупрематическому периоду. Также, исследователи сумели прочитать надпись, которая когда-то была нанесена автором. Она была сделана черным карандашом на белом фоне. Автор написал фразу: «Битва негров ночью». Как предполагают знатоки творчества Малевича, это, скорее всего, отсылка к деятельности французского художника Альфонса Алле. В 1882 году Алле нарисовал черный прямоугольник, заключенный в богатую рамку в стиле барокко, которую назвал «Битва негров в пещере поздней ночи».
Из-за плохого технического состояния картина находится под охраной консервации и не может покинуть здание, поэтому не так много возможностей любоваться ею вживую.
Квадрат Казимира Малевича называют «Джокондой ХХ века». Оно не только имеет высокий музейный статус, но и большое значение в поп-культуре и дизайне. Его супрематический манифест непростым для восприятия стилем. Он содержит множество ссылок на философские учения Ницше, Шопенгауэра и Бергсона, но также и на психоаналитические взгляды, теории Эйнштейна и Оствальда. Малевич придал своей теории почти мистический характер, окутал ее загадками и секретами.
Полностью поглощенный идеями супрематизма, живописец сжег все свои работы, написанные до 1909 года, которые, по его мнению, не соответствовали стандартам нового искусства. Поздние работы, вместо своего имени, он пометил его маленьким черным квадратом. Этот мотив часто присутствовал даже на весьма своеобразных похоронах художника в 1935 году. Скорбящие несли флаги с черным квадратом, катафалк, плащаницу и крышку геометрического гроба украшал чёрный квадрат, а первая надгробная плита имела форму куба с изображением черного квадрата на белом фоне. Таким образом, даже последнее прощание Казимира Малевича стало проявлением супрематизма — выражением свободы и отходом от окаменелой традиции.
Композиция в коллекциях: чёрный квадрат
Прошлая статья о композиции в коллекциях ( Композиция в коллекциях: учимся у мастодонта живописи ) была достаточно объемной и содержала приличное количество сухой теории. Поэтому немного отвлечемся и поговорим о самой простой форме, базовом элементе практически любой композиции – квадрате и его использовании при компановке подборок.
«Чёрный супрематический квадрат» — работа Казимира Малевича, считается magnum opus (лат. великая работа) художника, его наиболее значительным произведением в концептуальном смысле. Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — разновидность абстракционизма, направление в авангардистском искусстве, основанное Малевичем в начале XX века (1915 год). Это одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве.
Действительно, на первый взгляд эта работа вызывает, как минимум, удивление у непосвященного зрителя. Тем более, не до конца понятно, чем эта картина так ценится знатоками и ценителями изобразительного искусства. Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается в районе $20 млн.
Казалось бы, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой школьник так сможет! Так в чем загадка такого успеха? В спорах и обсуждениях, которые порождает это произведение вот уже второй век кряду.
Квадрат Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и не строго квадратный: его стороны не параллельны, а цвет является результатом смешения различных красок, среди которых не было черной.
Существует множество гипотез и предположений о смысле полотна, но наиболее распространены две из них.
Первая гипотеза, сугубо практическая, полагает, что художник просто не успел доделать задуманную ранее картину к футуристической выставке «0,10» (декабрь 1915 года) и просто замазал неудачный холст.
Итак, вторая гипотеза: если «наложить» все живописные полотна мира друг на друга, их краски «сольются» в черный квадрат-супремум, абстракцию абсолютно любой картины, и той, что была создана когда-либо созданной в прошлом, и той, что будет создана когда-нибудь в будущем. Это же утверждение справедливо и для всех фотоснимков мира, ибо квадрат-супремум является также изображеним черной фотопластины.
Скорее всего, Малевич понял первым то, что поняли в итоге другие его современники глядя на его работу, а именно, что «Чёрный супрематический квадрат» явился символом завершения процесса целого направления поисков в живописи.
Можно по-разному относиться к «Черному квадрату», считать его откровенной «мазней» или же шедевром, это ни в коем случае не умаляет его значения для мирового искусства в целом. Используя простую форму темного квадрата, можно создавать лаконичные, эффектные и композиционно уравновешенные коллекции.
Художники и до Малевича экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним (спустя более чем 200 лет) в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Ну и дальше уже практически без перерывов: «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда и «Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле в 1882-м.
Но именно полотно Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат», представленное публике в 1915 году, широко известно, тогда как о прочих подобных произведениях знают только фанаты истории живописи. Экстравагантная футуристическая выставка «0,10» прославила Малевича в веках.
Можно сказать, что «Черный квадрат» — пример гениальнейшего пиара. Намного опередив свое время, Казимир Малевич четко осознал суть и концепцию будущего современного искусства и дизайна: неважно что, главное — как подать и, соответственно, продать. Эту же философию проповедовали и признанные гении эпатажа Сальвадор Дали и, конечно же, Энди Уорхолл, и этот же принцип мы наблюдаем повсеместно в современных дизайн- и арт-проектах.