черная желчь что это по гиппократу
История мрачного помешательства: меланхолия от Аристотеля до Дюрера
Kirill Rozhentsov
Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.
Черная желчь и безумие: откуда появилась идея меланхолии?
Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»
Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.
Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?
Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.
Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.
Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»
У самого Аристотеля теория четырех жидкостей не встречается, но у него есть любопытные рассуждения о меланхоликах в целом ряде сочинений, которые согласуются с данными обсуждаемого трактата. Например, в трактате «О памяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом не могут вспомнить. А в «Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится в состоянии возбуждения, поэтому они больше других нуждаются в медицинских средствах. В той же работе им приписывается необдуманная несдержанность: они следуют за воображением, не предаваясь размышлениям; меланхолики не могут ничего спланировать. В «Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор в состоянии своего рода божественного воодушевления.
Вино и катарсис: уникальность меланхолического темперамента
Непосредственно же в «Проблемах», отвечая на вопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт с вином, который напоминает о «Законах» Платона. Для того чтобы определить, кто пригоден к тому, чтобы быть хорошим гражданином, нужно давать ему вино — причем давать постепенно, ведь важны не дозы, а нарастание опьянения. У при принятии вина нарастает мера безответственности и бесстрашия. Кто-то способен преодолеть свою трезвую пугливость. Вино, таким образом, — это модулятор психических реакций, позволяющий на протяжении одного краткого эксперимента показать то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. Вино обладает свойством кратковременно и последовательно высвечивать черты характера в человеке, которые соответствуют тому или иному типу индивидуального характера.
Человек, принимающий вино, на момент оказывается то сангвиником, то флегматиком, то меланхоликом. В трактате имеется несколько наглядных примеров, на какой стадии опьянения высвечиваются те черты характера в человеке, которые другому носителю соответствующего темперамента даются как преимущественная диспозиция на всю жизнь. Вино и природа в обоих этих случаях достигают одинакового результата в силу одних и тех же причин: потому что природа вина сходна с природой черной желчи как смеси естественных жидкостей организма. Оказывается, что для Теофраста черная желчь — тоже смесь. Происходит не просто расслоение жидкостей — каждая более тяжелая жидкость представляет из себя смесь того, что есть в ней, с тем, что выше. Получается, что во флегме присутствует и светлая желчь, в крови присутствуют и флегма, и желчь, а в черной желчи присутствуют все четыре типа.
Таким образом, получается, что меланхолик способен имитировать при определенных условиях свойства всех других темпераментов, он обладает необыкновенной подвижностью. Черная желчь — это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает при физиологических процессах в организме. Черная желчь может моментально переходить из холодного состояния в очень горячее. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, к имитации других темпераментов, потому что они все в нем присутствуют. Во-вторых, он способен к огромному выплеску энергии, все может сгореть моментально, вслед за чем наступает колоссальный упадок сил. Отсюда берется общая меланхолическая болезненность.
Ганс Себальд Бехам. «Меланхолия»
Джордж Гловер. «Меланхолия»
Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь — эпилепсию — по имени Геракла.
Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис — это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис — это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.
Астрология и благополучие: систематизация теории меланхолии в Средние века и эпоху Возрождения
Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией — в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:
«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения — уста и чресла».
Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов — трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.
Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики — в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.
Вторая книга — «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа — доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, — как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.
Мода и высокое искусство: символизм в поэзии и гравюрах
В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:
«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей — страшный адский скрежет»
Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя — в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.
Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» — художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века — Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.
В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре — многогранник — интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.
Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»
Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна — хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.
Типы темперамента по Гиппократу
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
С другой стороны, у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
«Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко, большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. Если вы хотите уточнить, какой у вас преобладающий тип темперамента, вы можете пройти тест.
Комментарий научного отдела Психологоса.
Есть также предположение, что тот или иной тип вашего темперамента определяется не только физиологией, но и тем, к чему вы себя приучали (или вас приучали). Наблюдения говорят о том, что многие так называемые меланхолики имеют вполне крепкую нервную систему, но привычно играют меланхолический темперамент, изображая собой то Несчастную Жертву, то Возвышенную Поэтичность. По крайней мере опыт говорит о том, что свой темперамент вполне можно менять, а если это так, что лучшее, что вы можете сделать, это выработать у себя живой, сильный и уравновешенный темперамент сангвиника.
ИНСТИТУТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
197376, Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, 12
Все новости
СМИ о нас
Петербургский профессор: Гиппократ говорил, что у флегматиков желчь желтая, а у меланхоликов – черная
В представлении Гиппократа темперамент — это особенности поведения, связанные с преобладанием в организме той или иной жидкости. В наши дни эта теория кажется странной, а потому и неправдоподобной. Но относиться к ней скептически не стоит. Почему великий ученый сравнивал психику с водой, объяснил профессор Виктор Клименко.
Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова слышали даже самые далекие от психологии. В разные века ученые пытались создать оценочную систему особенностей человека. Одним из первых был Гиппократ, живший в V веке до н.э. (460-377 гг. до н.э.). Он считал, что темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкости или жизненного сока. Так, преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным (холериком), лимфы – спокойным (флегматиком), крови – подвижным (сангвиником), а чёрной желчи – грустным (меланхоликом). Как объяснил Виктор Клименко, руководитель физиологического отдела им. И.П. Павлова в Институте экспериментальной медицины, Гиппократ, по сути, сравнивал психику с тем, что видел: «В каждое время люди моделируют все на своем опыте и уровне. Когда жил Гиппократ, вокруг было много водопроводов, акведуков и так далее. Кругом вода».
В начале прошлого столетия создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек обладает врожденным типом нервной системы, который не меняется на протяжении жизни. Физиологической основой каждого из темпераментов он считал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов.
По словам Виктора Клименко, больше всего в мире сангвиников. Такой тип обладает выраженной силой нервных процессов. Это уравновешенные и спокойные люди, которые могут переключаться без потерь с одного вида деятельности на другой, будучи при этом психически устойчивыми.
Флегматики – хладнокровные, спокойные и не обуреваемые эмоциями. Они неплохо переключаются, но им нужно время на новую работу, отношения с людьми. Интересно, что Кант и Павлов считали этот тип темперамента сильным, а вот Гиппократ его недолюбливал.
Холерики – при Павлове считалось, что это сильный тип, но неустойчивый. Они быстро бросаются от одного дела к другому, также быстро теряют интерес. У них много эмоций, вспышек, энергии. Сейчас принято считать их скорее слабыми.
Меланхолики – этим людям вечно «некуда деться». Они относятся к слабому типу. Ранить меланхолика очень легко – они склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, часто поддаются грусти и мрачным мыслям. При этом, именно высокая чувствительность нервной системы позволяет меланхоликам становиться великими музыкантами, художниками, философами.
Соционика: можно ли подобрать партнера или карьеру по темпераменту
Содержание
Что такое соционика
Соционика — это концепция взаимоотношений между личностями. Последователи направления считают, что людей можно разделить на 16 типов, в зависимости от того, как человек воспринимает информацию. А знание своего типа поможет лучше выстроить отношения, как личные, так и рабочие.
«Большой толковый словарь» не дает определения соционике, но упоминание концепции есть в «Словаре иностранных слов» под редакцией Комлева. Там описывают соционику как науку о межличностных отношениях. [1] Но действительно ли соционика — это наука?
Кто придумал соционику
Теория темпераментов Гиппократа-Галена
Считается, что разделить людей по типам темперамента предложил Гиппократ в книге «О природе человека» в V веке до нашей эры. Теория основывалась на представлении, что в теле текут четыре «жизненных сока» — кровь, флегма (лимфа), желчь и черная желчь. Доминирование одной из жидкостей могло вызвать болезни и влияло на характер человека. При этом комбинация соков зависит от комбинации звезд в момент рождения. [2]
Через шесть веков древнеримский медик Клавдий Гален, основываясь на учении Гиппократа, описал 13 темпераментов. А известные сегодня типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) окончательно создал Аэций.
Карл Юнг и соционика
В ХХ веке типами темперамента занимался и психиатр Карл Юнг. В 1921 году он опубликовал книгу «Психологические типы». В этой работе впервые прозвучали термины, которые оказали влияние на многие учения о типах личности.
Юнг выделил четыре типа личности по преобладанию одной из психических функций — мышление, эмоции, сенсорика и интуиция. Карл Юнг считал, что не существует «чистых» личностей, а каждый человек бывает экстравертированным (открыт миру) или интровертированным (погружен в себя). Всего получается восемь типов личностей.
На работы Юнга опиралась Сьюзан Деллингер: она присвоила восьми юнговским типам личностей геометрический знак, расположила их на шкале и добавила еще один параметр. Она дополнительно предложила делить людей на рационалов и иррационалов. Так появилась психогеометрия с ее 16 типами.
В конце 1920-х годов Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс взяли теорию Юнга и создали свою систему для оценки личности. Исследовательницы 20 лет дорабатывали типологию и представили методику тестирования, которая известна как тест Майерс-Бриггс. В этой концепции также 16 типов личности. [3]
Упрощенный вариант учения Юнга и Майерс-Бриггс в СССР адаптировала Аушра Аугустинавичюте.
Теория Аушры Аугустинавичюте
В 1960-х годах советская и польская исследовательница Аушра Аугустинавичюте изучала работы Фрейда, Юнга, Кемпинского. К тому времени Майерс и Бриггс уже создали свою классификацию. На базе этих теорий Аугустинавичюте пишет очерк «Дуальная природа человека». Считается, что это одна из первых публикаций по соционике. Очерк начинается с рассуждения о том, что существуют люди, которые не подходят друг другу. И по сути, вся дальнейшая классификация типов — помощь для выбора подходящего партнера. [4]
Аушра Аугустинавичюте изменила юнговские определения, обосновав это тем, что названия Юнга «нам не совсем подходят». Так «мышление» Юнга стало «логикой», «эмоции» — «этикой».
В основе соционики лежит мысль, что различия между типами личности — это различия в обмене информационного сигнала с окружением. И хотя мнение Аугустинавичюте, что все люди по-разному воспринимают и передают информацию, не было новым, именно с него началась соционика в СССР.
Соционика и 16 типов личности
Влияние на работы Аугустинавичюте оказал польский психолог Антон Кемпинский. Он, так же как и Бриггс и Майерс, выделял 16 типов личности и записывал их с помощью буквенного кода. Например, ИЛЭ — интуит, логик, экстраверт.
Аугустинавичюте предложила альтернативную запись и назвала 16 типов личности именами исторических и литературных персонажей. Так появились «Дон Кихоты», «Дюма», «Гамлеты» и прочие. Для каждого есть описание основных моделей поведения и черт характера.
К примеру, тип личности «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт) характеризуется мечтательностью, увлеченностью своими идеями. Такой человек может болезненно воспринимать, если его не поддерживают; его раздражают приземленные реалисты.
Описания типов по Аугустинавичюте затрагивают не только основные черты личности, но и внешность. Например, для «Дон Кихотов» характерен скошенный подбородок, высокий рост. Для «Дюма» — округлость линий, полнота.
Аугустинавичюте считала, что только противоположности будут счастливы и гармоничны в любовных отношениях, так как они дополняют друг друга: «Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт — в экстравертной». [5]
Почему соционика — это лженаука
Соционики утверждают, что с помощью их учения можно классифицировать людей, предсказать их поведение, сильные и слабые стороны. Насколько теория Аугустинавичюте научна, РБК Трендам прокомментировали в комиссии РАН по борьбе с лженаукой.
Лженаукой или псевдонаукой называют деятельность или учение, которые ошибочно считают основанными на научном методе. [6] Лженаука притворяется наукой, но на самом деле таковой не является. Одна из самых популярных лженаук — гомеопатия. И хотя многочисленные независимые исследования подтвердили неэффективность метода, в гомеопатию продолжают верить многие люди. [7]
Александр Сергеев, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой:
«Лженаука в первом приближении — это любая деятельность, не являющаяся научной (по тематике, целям, методологии, качеству, признанию коллегами и так далее), но навязчиво выдаваемая за научную, поскольку это выгодно (приносит внимание, уважение, влияние, деньги).
Четких формальных критериев у лженауки нет, поскольку и сама наука, и особенно ее имитации весьма динамичны. Скорее можно говорить о признаках лженауки. Их много разных. Но, в первую очередь, это попытки добиться научного признания вне научной среды, а также противопоставление своих идей научному сообществу, попытки отделиться от него и создать свою отдельную научность, не связанную с прочей».
Александр Панчин, старший научный сотрудник ИППИ РАН, лауреат премии «Просветитель», проанализировал для РБК Трендов соционику на признаки лженауки.
Использование наукообразной терминологии и слов-маркеров
Социологи в своей работе пользуются такими словосочетаниями как «энергетический заряд и импульс» и «информационный метаболизм». Но что на самом деле значат эти специфичные термины?
Александр Панчин:
«Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте писала: «В мозге при его функционировании происходит перемещение энергетических зарядов. Образуются два кольца информационного метаболизма (ИМ)». Это бессмысленный набор слов. Нет никаких колец информационного метаболизма.
Рассмотрим употребление термина энергетических зарядов. Это неправильное использование научного термина. В действительности энергетический заряд — это физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии». [8]
Отсутствие научных исследований по соционике
Научных статей по соционике нет в международных базах данных PubMed, Scopus, Web of Science.
Александр Панчин:
«Я бы сказал, что подавляющее большинство людей, утверждающих, что занимаются соционикой или придумали по ней оригинальные тесты или курсы, не проводили никаких исследований, которые хотя бы по форме напоминали научные. Я знаю только пару человек, которые пытались что-то исследовать на больших выборках, правда, у меня серьезные вопросы к их методам, и признания их труды не нашли».
Один из главных современных социоников Александр Букалов выложил в открытый доступ почти 400 статей. Некоторые из них даже попали в базу Российского индекса цитирования (РИНЦ), но треть его публикаций вышла в собственном журнале «Соционика, ментология и психология личности». [9]
Замалчивание фактов, противоречащих теории
Научно подтвердить зависимость темперамента человека от его физиологии пытался Иван Павлов. Однако его эксперименты не дали подтверждения гипотезе. [10]
Специалисты медицинского факультета Университета Южной Каролины в 2015 году исследовали взаимосвязь между приписываемым типом личности и реальным поведением человека. Они провели исследование в 46 американских школах и не нашли взаимосвязи. [11]
Александр Панчин:
«Если посмотреть исходное выделение 16 типов и его обоснование, то оно, по сути, взято из головы, а не получено каким-либо эмпирическим путем. Вот обоснование создательницы соционики: «В связи с тем, что энергетический импульс может иметь одно из двух направлений, а активным кольцом бывают оба кольца, становится понятным, почему типов личности шестнадцать: 4×2×2 = 16». Это не объяснение, а бессмысленный набор слов.
Возьмем более-менее любое свойство личности, которое можно как-то количественно измерить: IQ, степень экстраверсии, склонность к аналитическому мышлению, сознательность, открытость и так далее. По любому из них мы видим нормальное распределение людей: то есть, большинство из нас по этим признакам «середняки», и чем дальше мы уходим в любую из крайностей, тем меньше там людей. Это противоречит идее, что люди делятся на отчетливые типы».
Заинтересованность в заработке
По мнению Панчина, типичный метод вовлечения людей в соционику — предложение пройти тест личности и оценить полученное описание. Такой прием основан на эффекте Барнума, когда люди легко находят себя в достаточно размытых описаниях. Это не научный подход. Такой же прием используют астрологи.
При этом обучающие курсы, семинары и мастер-классы по соционике стоят довольно дорого. Например, за двухдневное обучение в так называемом «НИИ Соционики» нужно заплатить ₽20 тыс.
Почему люди увлекаются соционикой
Несмотря на доказательства псевдонаучности соционики, в теорию деления людей на типы продолжают верить. Концепция даже «проникла» в некоторые учебные программы вузов: по теме делают доклады, проводят тестирования студентов на определение типа личности, преподаватели рекомендуют литературу.
«Международный институт соционики» бережно сохраняет любое упоминание своего направления в образовании. [12] Так, в 2003 году Санкт-Петербургский государственный университет в рамках дисциплины «Социология конфликта» рекомендовал к прочтению минимум две книги по соционике. [13]
Объяснить веру в псевдонаучную концепцию можно тем, что человек подвержен когнитивным искажениям. Одно из них — предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения. [14] Человеческое сознание устроено так, что будет искать информацию, которая подтвердит, а не опровергнет данные. Эта эволюционная уловка помогает избежать стресса, делает мир более понятным и предсказуемым.
Алена Голзицкая, научный сотрудник Психологического института РАО, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter:
«Люди тяготеют к разного рода типологизациям для упрощения восприятия реальности. Соционика предлагает один из тысяч вариантов психологических классификаций. Как и любым способом деления людей на типы, подобным подходом не стоит злоупотреблять — ведь всегда найдутся те, кто не укладывается в описание.
Классификации в психологии довольно распространены, достаточно вспомнить хотя бы классификацию типов темпераментов. Но у данного подхода есть один существенный минус — они базируются на усреднении черт, что всегда приводит к потере нюансов значений».