чему учит сказка шиповничек братья гримм
ГРИМм. Что прячется под сказками?
Всем нам читали сказки на ночь. Мы верили в «жили долго и счастливо», переживали за героев и с детской серьёзностью пытались оценить отрицательных персонажей. Некоторые из нас до сих пор верят в «долго и счастливо», кто-то относится к сказкам скептично, а кто-то уже читает сборники «Сказки братьев Гримм» своим чадам.
Братья Гримм, исследователи немецкой народной культуры, собрали около 49 сказок от сказителя Гессена и из литературных источников. Их знает не одно поколение. Их читают почти 150 лет.
Очень часто сказки для детей воспринимаются в качестве усыпительного «газа». И не все задумываются о том, что таит в себе та или иная история сказочных героев. Поэтому мы решили провести маленькие эксперимент. Для этого эксперимента нам понадобились 4 респондента разных возрастов, три коротенькие и хорошо знакомые сказки, книга «Сказки Братьев Гримм» с двухсантиметровой корочкой, и один вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Респонденты были крайне удивлены вопросом и поначалу затруднялись с ответом, порой восклицали: «Не знаю! Ничему не учит!». Но вскоре выдавали такие интересные и глубокие мысли, что сами были удивлены.
А теперь читаем что получилось!
Сказка номер один или карлик Румпельштильцхен
Для тех, кто не помнит сюжет, прошу прочитать краткое описание сказки «Румпельштильцхен»:
Однажды мельник хвалит в беседе с королём свою дочь, умеющую спрясть из соломы золото. Король приказывает посадить девушку в комнату полную соломы. Однако на самом деле прясть золото ей не дано. Неожиданно появляется карлик и предлагает свою помощь. Соглашаясь, дочь мельника отдаёт своё ожерелье, затем кольцо, но королю полученного золота показалось мало. И когда девушке было нечего отдать взамен, карлик просит у неё первенца от грядущего брака. Когда рождается ребёнок, карлик требует свою награду. Упрашивая оставить дитя, королева добивается того, что карлик ставит условие: если она угадает его имя за три дня, то он оставит ей ребёнка. Королева отправляет гонцов узнавать редкие имена, и один из них случайно подслушивает, как карлик напевает песенку: «Ах, хорошо, что никто не знает, что Румпельштильцхен меня называют!». Так был раскрыт его секрет. Не выдержав поражения, Румпельштильцхен разрывает себя пополам.
Чему учит сказка «Румпельштильцхен»?
1) Не берись за дело если не уверен или вовсе не умеешь. Идя на хитрость, знай, что это вернётся к тебе в двойном размере. Нужно учиться молчать, не нужно разбалтывать все секреты, как это сделал Румпель. Карлик был высокомерен и самонадеян. А мельник вовсе странный, соврал королю и не боялся, что лишится головы за ложь. Девушки повезло: появился карлик, гонец подслушал Румпеля. А так бы поплатилась за свою ложь. Так что врать плохо!
2) Нельзя давать обещания не подумав. Девушка дала обещание, совершенно не подумав. И отдавать собственного ребёнка – это ужасно!
3) Учит не зарекаться, не обещать наперёд. Девушка поступила глупо и опрометчиво. Она и её отец зареклись– плохое качество, которое следует избегать. Ради того, чтобы похвастаться, повысить себя в глазах, мельник соврал. Есть люди которые забывают о реальности. Ставят на первый план картинку, хотят с красивой стороны преподнести себя. А Румпель забыл, что у стен есть уши, не был на стороже.
4) Румпельштильцхен. Я выговорила это имя! В чем смысл? Человек не может запомнить имя? Это очень странно. Мне нравится Румпель, он хотел помочь. Ну подумаешь на условие, а она обманула и предала его.
Сказка номер два: «Бременские музыканты»
Главные герои сказки — обиженные своими хозяевами осёл, собака, кот и петух отправляются в город Бремен, чтобы стать городскими музыкантами.Только они не могли в один день дойти до Бремена и решили переночевать в лесу. Остановившись на пути в лесу, они обнаруживают разбойничью хижину. Бременские музыканты забираются друг на друга и исполняют свою «музыку».Позже этой же ночью атаман разбойников посылает одного из членов шайки посмотреть, кто же захватил их хижину. Но разведчика царапает кот, кусает собака, лягает осёл, а петух громко кричит с крыши разбойничьей хижины: «Ку-ка-ре-ку!». В страхе разбойник прибегает к атаману и рассказывает, что дом захвачен ужасными созданиями. Разбойники больше не осмелились возвращаться, а бременские музыканты остались жить в лесной хижине
Чему учит сказка «Бременские музыканты»?
1) Есть все шансы заняться чем-то другим, продолжать жить. Ты всю жизнь был котом и ловил мышей, а состарившись стал никому ненужным, но это не значит, что всё потеряно. Наоборот! Не над опускать руки!
Звери нашли друг друга, им помогло, что они были вместе. Учит дружбе и тем, что можно заниматься, чего душа желает.
4) Хозяева выгнали животных, потому что они стали ненужными и старыми. Это жестокое обращение с животными. А если сопоставлять с людьми, то получается так, что человек становится ненужным, он был средством достижения целей, а это неправильно. Нельзя так поступать. Сказка учит не бросать друзей в трудные времена. Не надо отчаиваться, если тебя уволили с работы, с поддержкой близких, целью и лучом надежды ты сможешь добиться чего угодно!
Последняя сказка – «Шиповничек»
У короля с королевой рождается долгожданная дочь. Король устраивает пир и приглашает не только своих родных и друзей, но и ведуний. Всего ведуний было тринадцать, но так как золотых тарелок на которых они должны были есть было всего лишь двенадцать, то одну из них не пригласили. И тринадцатая ведунья прокляла девочку: Королевна на пятнадцатом году уколется о веретено и умрёт!Король приказывает уничтожить все вертела. Однако через пятнадцать лет предсказание сбывается. Принцесса и весь замок погружаются в глубокий сон.И пошла по стране молва о прекрасной спящей красавице, которую прозвали Шиповничек. После долгих лет явился один королевич и спас её своим поцелуем. И отпраздновали тогда пышную свадьбу. Жили они долго и счастливо до самой смерти.
1) Родители стараясь оградить своего ребёнка, запрещают что-то и не объясняют. Если бы ей сказали причины запрета, то она бы избежала своей участи. А вообще очень схоже с пророчеством Волан-де-Морта и Гарри Поттера. Темный Лорд поверил и сделал свой выбор – напал на Поттеров, а не на Невилла. Так что королю надо было не зацикливаться на предсказании колдуньи. Помимо этого, учит нас: если смотреть с оптимизмом, то все хорошо кончится. Вера в хорошее поможет в жизни.
2) Не знаю. Но если подумать, то всегда есть борьба добра и зла. Добро всегда побеждает, но на это нужно время. Сказка о любви. Родители любят своих детей, принц любит принцессу.
3) Я думаю, сказка как напоминание о том, что нужно уметь ждать. Жертвовать ради любви многим в своей жизни. Все мы в каком-то смысле находимся «в спячке», пока не встретим человека, с которым разделим свою жизнь.
4) Король и королева поступили плохо, не пригласив тринадцатую. Они не могли найти серебряные тарелочки? Почему в огромном королевстве всего 12 золотых тарелок? Все началось с их поступка. Это говорит нам, что за всем идут последствия и нельзя обделять других.
А само спасение принцессы – так это сказка. Парень пошёл не из-за любви, а из-за любопытства, потому что хочет стать героем. Так что сказка об эгоизме принца и короля с королевой.
Как вы видите у каждого свои взгляды, интерпретации. Респонденты основываясь на своём жизненном опыте обращали внимание на детали, которые казались им наиболее важными. Важными по жизни или в данный отрезок времени. Лишь поначалу они воспринимали сказку в качестве вымысла, а теперь задумались о глубинном смысле истории, о причинах поведения героев. Этот эксперимент был интересен не только отвечающем, не только нам, но надеемся и вам!
А чему по вашему мнению учат сказки «Братьев Гримм»?
Сказка «Шиповничек»
Добро всегда побеждает зло – этому учит добрая сказка братьев Гримм под названием «Шиповничек». Только следует набраться немного терпения и веры. Герои сказки король и королева мечтали о наследнике и эта их мечта сбылась. Ещё ребёнок поймёт справедливость поговорки «На всех не угодишь»: всегда находится человек, который остаётся недовольным при любых обстоятельствах. Немало и завистливых и злобных людей, бурчащих тебе вслед свои проклятия даже после доброго вашего поступка. Противоядие от таких «персонажей» до сих пор не найдено. Также сказка доводит до детей мысль, что от своей судьбы не уйдёшь, и что всесильная любовь существует.
Шиповничек
Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: — Ах, если б родился у нас ребёнок! — Но детей у них всё не было и не было.
Вот случилось однажды, что, королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:
— Твоё желанье исполнится: не пройдёт и года, как родишь ты на свет дочь.
И что лягушка сказала, то и случилось, — родила королева девочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребёнку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счётом — тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны бьли есть, было у нёго всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашенной.
Праздник отпраздновали с великой пышностью, и под конец ведуньи одарили ребёнка чудесными дарами: одна — добродетелью, другая красотой, третья — богатством и всем, что только можно пожелать на свете.
Когда одиннадцать произнесли уже свои предсказания вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что её не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом:
— Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и от этого помереть!
И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были испуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она ещё не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала:
Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастья, издал указ: все веретена во всем королевстве сжечь.
Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто её видел, невольно ею любовался.
Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки, — всё, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне, она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь, распахнулась; видит — сидит там в маленькой светёлке у веретена старуха и прилежно прядёт, пряжу.
— Здравствуй, бабушка, — молвила королевна, — что ты тут делаешь?
— Пряжу пряду, — отвечала старуха и кивнула ей головой.
— А что это за штука такая, что так весело вертится? — спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу.
Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светильне, и погрузилась в глубокий сон.
И сон этот, распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал тоже уснули, а вместе с ними и все придворные, Уснули лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поварёнка за то, что тот чего-то недоглядел, опустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка.
И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась все выше и выше и окружила, наконец, весь замок. Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить.
И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда от времени до времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, — и юноши запутывались в заросли и, зацепившись о шипы, не могли больше из них вырваться и погибали мучительной смертью.
После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица-королевна, па прозванью Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Старик ещё рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жалкою смертью. И сказал тогда юноша:
— Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек.
Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался.
А к тому времени как раз минуло сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошёл королевич к колючей заросли, поглядел, видит — растут там вместо терновника красивые цветы, — они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали и спали; сидели на крыше голуби, спрятавши головы под крыло. Вошёл он в замок и увидел, что спят на стене мухи, а повар на кухне все ещё протягивает руку, будто собирается схватить за волосы поварёнка, и сидит стряпуха перед чёрной курицей, которую она должна ощипать.
Пошёл он дальше и увидел, что в зале лежат и спят все придворные, а наверху возле трона лежат король с королевой. И пошёл он дальше, и всё было так тихо, что слышно было ему даже его собственное дыханье.
Подошёл он, наконец, к башне и отворил дверь маленькой светёлки, где спала Шиповничек. Она лежала и была так прекрасна, что он не мог оторвать от неё глаз; и он нагнулся к ней и поцеловал её. И только он к ней прикоснулся, открыла Шиповничек глаза, проснулась и ласково на него поглядела. И сошли они вместе с башни.
И вот проснулись король с королевой и все придворные, и они удивлённо посмотрели друг на друга. Поднялись лошади на дворе и стали отряхиваться. Вскочили гончие собаки и замахали хвостами. Подняли голуби на крыше свои головки, огляделись и полетели в поле. Мухи стали ползать по стене. Огонь в кухне поднялся тоже запылал и стал варить обед; жаркое начало снова жариться и шипеть. А повар дал такую затрещину поварёнку, что тот так и вскрикнул; а стряпуха стала поскорей ощипывать курицу.
И отпраздновали тогда пышную свадьбу королевича с королевной Шиповничек, и жили они счастливо до самой смерти.
Перро и братья Гримм
Братья Гримм использовали несколько сказок Перро для создания на их основе собственных версий. Рассмотрим эти сказки.
«ШИПОВНИЧЕК»
Сказка Перро, также как и сказка-прототип «Кошка-Золушка» Базиле, состоит из двух почти не связанных между собой частей:
1. От рождения принцессы до свадьбы;
2. Тайный брак принца со Спящей Красавицей, объявление брака, преследование принцессы и двоих её детей со стороны свекрови, триумф Спящей Красавицы.
Двойственность композиции привела к тому, что братья Гримм, отбросив вторую часть и кое-что изменив в духе народной сказки, создали на основе «Спящей Красавицы» собственную сказку «Шиповничек». При этом укол веретена родил ассоциацию с шипом розы, непроходимый лес вокруг замка превратился в ограду из кустов дикой розы, т.е. шиповника. Таким образом, принцесса стала читаться как персонификация шиповника, а её сон приобрёл глобальное значение ритма природы: осенью куст шиповника кажется, что умирает, но на самом деле засыпает, зимой спит, а весной пробуждается. И вместе с ним посыпаются все «придворные». Вслед за сказкой братьев Гримм тема пробуждения спящей природы звучит в балете Мориса Равеля «Сон Флорины», как следует уже из названия.
(Аналогичный ход персонификации растения встречаем у братьев Гримм в сказке «Салаточка»: ведьма заточила девушку в высокую башню, откуда та выбрасывает наружу длинную косу, по которой, как по лестнице, взбирается туда сначала ведьма, а потом и принц. Для сравнения можно вспомнить русскую народную загадку: «Сидит девица в темнице, а коса наружу»)
Заметим, что в сказке Перро мотива сна и пробуждения природы нет, здесь больше дела семейные: всюду подчёркивается любимая это дочь или нелюбимая, на кого она похожа – на мать или на отца и т.д.
С лёгкой руки братьев Гримм в популярной версии «Спящей Красавицы» отпала вторая часть и дело заканчивается свадьбой. На русском языке наиболее известным является пересказ И.С.Тургенева.
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
В версии братьев Гримм бабушка живёт не в другой деревне, а в лесной избушке. В конце сказки туда приходит охотник, вспарывает спящему волку брюхо и набивает камнями. Так «Красная Шапочка» становится народной сказкой наподобие «Волка и семерых козлят», пополняя список «сказок о хитром волке». Возможно также, что сам Перро имел перед собой в качестве прототипа некий народный вариант истории о Красной Шапочке (но без имени и многих деталей в тексте) – в таком случае братья Гримм, размыв чёткость и лаконизм Перро, просто «вернули» сказку народу. В таком виде сказка намекает на женскую инициацию, которая возможно происходила когда-то в древности (ср. с русской сказкой «Морозко»), как она и по сей день происходит в примитивных культурах.
Любопытно, что братья Гримм, которые первыми изменили сказку Перро в духе народной сказки, подчеркнули, что шапочка была сшита из красного бархата и что внучка несёт бабушке от матушки Хлеб и Вино, т.е. символы христианского причастия. Волка же охотник называет «старым греховодником». Таким образом, в сказке есть смутный намёк на Волка-священника, который идёт исповедывать больную бабушку (ср. с русской сказкой «Лиса-исповедница»). Так, братья Гримм сохранили в сказке намёк Перро на кардинальскую шапочку из красного бархата.
Сказка братьев Гримм стала этапом к созданию общеизвестной версии «Красной Шапочки». Популярная версия «Красной Шапочки» представляет из себя упрощённый вариант и без того лаконичного текста Перро с добавлением счастливого конца. В отличие от версии братьев Гримм в популярной версии сказки на помощь Красной Шапочке с бабушкой приходит не охотник, а дровосеки. Эти дровосеки упоминаются в сказке Перро: из-за того, что в лесу работают дровосеки, волк и не съедает Красную Шапочку сразу же. Так круг замкнулся – страх перед дровосеками «родил» дровосеков. Таким образом, изменение сказки в сторону популярной версии со счастливым концом логично.
(Заметим, что спасение Красной Шапочки дровосеками делает эту сказку подобной «Синей Бороде», в которой героиню спасают от смерти два брата. Что противоречит замыслу Перро, поскольку две эти сказки мыслились им как гендерная пара «поражение легкомысленной женщины – поражение жёсткого мужчины).
«БЕЛОСНЕЖКА»
В версии братьев Гримм сказка «Шиповничек» логично заканчивается свадьбой, но у «Спящей Красавицы» Перро есть продолжение, в котором рассказывается о преследовании героини свекровью и о добром слуге. Многие детали второй части «Спящей Красавицы», не использованные в «Шиповничке» были использованы братьями Гримм в другой сказке – «Белоснежке».
Помимо очевидных заимствований – преследования доброй невестки свекровью-людоедкой и доброго слуги – основные элементы известной сказки братьев Гримм также навеяны «Спящей Красавицей», хотя при этом и изменён порядок их следования. Например, семь добрых фей превратились в семь гномов – они укрывают Белоснежку от гнева королевы-ведьмы. Укол веретена остался, но достался не дочери, а матери Белоснежки – капля крови, упавшая на снег определила имя ещё неродившейся дочери: «белая как снег, румяная как кровь и черноволосая». Что же касается мотива соперничества из-за красоты, то здесь по всей видимости братья Гримм взошли к первоисточнику многих сказок Перро – сказке об Амуре и Психее.
Кроме того, братьям Гримм был хорошо известен «Пентамерон» Базиле, который они называли «сокровищем». Среди сказок этого сборника есть и «Талия, Солнце и Луна», т.е. сказка-прототип «Спящей Красавицы» Перро. Поэтому при создании «Белоснежки» братья Гримм, конечно, имели в виду и эту сказку сборника Базиле.
У А.С.Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне» гномы превратились в богатырей, а маленькая собачка Пуф (которой нет у братьев Гримм, но которая есть у Перро) превратилась в сторожевого пса – защищая хозяйку, пёс умирает первый.
Так старая сказка, немного меняя свои очертания, продолжает жить: Апулей, Базиле, Перро, братья Гримм.
(Сказки братьев Гримм «Мальчик-с-пальчик» и «Странствия Мальчика-с-пальчик» мы не рассматриваем, поскольку они кроме имени и маленького размера главного персонажа не имеют со сказкой Перро ничего общего).
РЕЗЮМЕ:
Сравнивая сказки Перро с аналогичными сказками братьев Гримм мы видим, что вносимые немецкими филологами изменения имеют целью сделать по сути «аристократичную» сказку народной. В сказку вносятся магические заговоры и приговаривания (то что было у Базиле), ритмичность поездок и испытаний. При этом то, что у Перро было психологично, приобретает глобальный характер сезонного обновления природы и т.п. «Народные» сказки братьев Гримм уместно рассматривать мифологически, а сказки Перро – психологически или как сны. Указанная разница между сказками Перро и братьев Гримм сделала первые востребованными психологами, вторые – теософами. Несколько слов на эту тему:
Шарль Перро был моралистом и педагогом. В предисловии к «Сказкам моей матушки Гусыни» автор как высшего судью справедливости своих слов призывает глаза маленьких детей, слушающих нянину сказку. А вот как сегодня его сказки используются при воспитании детей:
Современные матери любят одевать на детские праздники своих «маленьких принцесс» в платье а-ля Золушка и таким образом «загоняют» дочерей в эту сказку, которая понимается ими самими как пример удачной женской карьеры «из грязи в князи» (мужей в этой истории нет – они «умерли»). При этом напрочь забывается кроткая безответность героини и то обстоятельство, что возвысившись, она благословила своих врагов. А в это самое время психологи трактуют сказки Перро, в том числе и «Золушку», как набор поведенческих сценариев, связанных с развитием сексуальности. Так сказки Перро активно «работают» в современном мире.
Сказки братьев Гримм, напротив, широко используются в вальдорфской педагогике в качестве панацеи-лекарства от современной цивилизации. Стоящая за вальдорфской педагогикой теософия не очень верит в возрождение общинного традиционного уклада жизни, но хочет через подключение к космическим циклам возродить первозданную красоту отдельного человека. Для этого, среди прочего, в вальдорфских детских садах существуют сезонные столы, на которых во всякое время года ставятся свои сезонные дары, например весной – букетик первоцветов, осенью – кленовые листья или красивые овощи и т.п.
Таким образом, между сказками братьев Гримм и сказками Перро есть существенная разница – первые относятся к традиционной культуре, в первую очередь к крестьянскому общинному миру, вторые относятся к городскому миру, по сути психологическому и индивидуалистичному. Поскольку традиционного мира больше нет, то сказки братьев Гримм выглядят сейчас анахронично, хотя по-своему и красиво. Напротив, сказки Перро выглядят в наше («отравленное» психологией) время удивительно изящно и современно.
Методическая разработка урока литературы на тему «Сопоставительный анализ сказок «Шиповничек» Б.Гримм, «Спящая красавица» Ш.Перро, «Спящая царевна» В.А.Жуковского» (5 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №634 с углубленным изучением английского языка
Кафедра русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы
«Сопоставительный анализ сказок «Шиповничек» Б.Гримм, «Спящая красавица» Ш.Перро, «Спящая царевна» В.А.Жуковского»
Учитель: Косарева Екатерина Александровна
1. Ввести детей в мир литературных сказок, активизировать имеющиеся у детей знания о прочитанных сказках, обобщить и систематизировать знания сказок с мотивом «спящей красавицы».
2. На примере героев сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке; формировать умение работать в команде.
3. Прививать детям любовь к книге, желание читать, развивать память, внимание, речь обучающихся, развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.
4. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в команде.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный, комплексное применение знаний.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска, презентации, раздаточный материал.
Форма работы: групповая
Учащиеся распределены по группам заранее. (4 группы)
-Здравствуйте, ребята. Сегодня утром к нам в класс пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Антонина Сергеевна. У меня есть замечательная внучка Арина, которая любит слушать сказки. Задумала я ей рассказать историю про девочку, которая уколола палец и уснула крепким сном, да и вовсе позабыла, как называется эта сказка? Про царевну? Или про красавицу? И сколько было фей? Или это были волшебницы? Или чародейки? И сколько длился сон красавицы? Совсем я запуталась. Ребята! Прошу у вас помощи! Помогите разобраться, восстановить все элементы сказки. Иначе внучка моя, Арина, так и не узнает чудесную сказку. Жду письма и заранее благодарю. Антонина Сергеевна»
— Ребята, мы, конечно, не должны остаться в стороне. Мы поможем Антонине Сергеевне. Как вы думаете, это в наших силах?
— Как вы думаете, почему у бабушки возникла такая путаница в информации? Что мы с вами должны будем сделать?
(Бабушка знает несколько вариантов сказок, но забыла, к какой сказке относится определенный элемент)
— Как нам необходимо организовать свою работу?
(Нам необходимо сравнить несколько сказок)
— Верно, сегодня мы составим сравнительную характеристику нескольких сказок. На основе этой работы мы сможем составить грамотное письмо для Антонины Сергеевны.
— Работать мы будем в группах. Помните, что в группе вы должны принимать единое решение. Каждый участник группы имеет право на собственное аргументированное мнение. При принятии решения, учитывайте мнение каждого. Для работы вам понадобится учебник, текстами вы можете пользоваться.
— В каждой группе на столах есть таблица. Но она совсем пустая. Давайте заполним ее.
Ш.Перро и сказка Бр.Гримм
Композиция (зачин, концовка)
+Но! Концовка нетрадиционная
12 ведуний (13 не позвали)
7 волшебниц (8 не позвали)
11 чародеек (12 не позвали)
На 15-м году королевна должна умереть
Уколет руку веретеном (но через лет 15-16 это случилось)
На 16 году уколется веретеном
Предсказание последней волшебницы
Как ожила принцесса
Есть ли имена в сказке?
Добавляется еще одна история
— Мы с вами будем сравнивать. Что такое сравнение? Как происходит сравнение? Сколько элементов как минимум есть в сравнении? (два: что и с чем?) А еще важен признак сравнения. (размер, форма, цвет)
— То, что мы будем сравнивать, в вашей таблице есть. Прочитайте, какие сказки мы будем сравнивать. (Ш.Перро, Бр.Гримм, В.А.Жуковский)
— Чего еще не хватает в нашей таблице? (признаки сравнения). Как вы думаете, по каким признакам мы можем организовать сравнение? (форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы, троекратные повторы, магические числа, место действия, герои).
-Давайте впишем признаки, по которым мы будем анализировать.
— Ребята, у вас есть время поработать в группе. Попробуйте заполнить эту таблицу самостоятельно. А потом мы проверим. Можно пользоваться учебником.
Работа после проверки таблицы:
— Вывод по таблице: какие сказки наиболее похожи? Какая сильно отличается от других?
— Можем ли мы эту таблицу отправить Антонине Сергеевне? Чем она поможет ей?
— Мы с вами выяснили, что сказки очень похожи, но в них есть и разные элементы.
Сейчас вам в группе придется подумать и принять решение. Какую сказку вы посоветуете рассказать Антонине Сергеевне для своей внучки? Выберите сказку и приведите несколько аргументов, почему именно эта сказка лучшая.
Работа по созданию аргументов.
Сравнение сказок с современным кинематографом.
— Когда мы с вами читали сказку, то вспомнили, что в современном мире есть еще одно видение этой сказки. И проявил он себя в кинематографе.
Речь идет о современной интерпретации сказки о спящей красавице. А именно о фильме «Малефисента».
Давайте вспомним, чем Малефисента похожа на традиционную сказку:
— У короля и королевы появляется долгожданная дочь – Аврора
— На бал приглашены феи-крестные, кроме одной – Малефисенты.
— Аврора уколола палец и уснула.
Но! Есть одно большое расхождение между экранизацией и сказкой? Какая любовь побеждает? (Поцелуй принца не спасает Аврору, побеждает любовь между крестной и Авророй)
Просмотр видеофрагмента (Малефисента просит прощения у Авроры и целует)
— Как вы думаете почему сценаристы переделали конец сказки и направили ее в это русло?
(показали другую силу любви: любовь духовная, высокая). Этим удивили зрителя, показали другую историю.
— Можем ли мы посоветовать этот фильм Антонине Сергеевне для просмотра с внучкой?
— Ребята, мы с вами достаточно поработали, для того чтобы создать ответное письмо Антонине Сергеевны. Все наши мысли, заполненная таблица – это то, из чего мы напишем письмо.
— Работа с жанром. Что такое письмо? Какого оно жанра?
Запись термина «эпистолярный жанр», признаков жанра.
Групповая форма по созданию ответного письма (черновик).
Домашнее задание: написать ответное письмо Антонине Сергеевне (чистовик)