чему учит сказка о глупом мышонке маршака
Маршак «Сказка о глупом мышонке» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Вершиной детских произведений Самуила Яковлевича Маршака является «Сказка о глупом мышонке», написанная в 1923 году. Опубликована она 2 годами поздне.
Краткое содержание для читателського дневника
1) Мышонок не может уснуть.
2) Он постоянно жалуется, а мать зовёт к нему нянек и воспитателей.
3) Каждый пытается усыпить глупыша, который не может уснуть самостоятельно.
4) Позвали кошку, которая была очень красива, обладала хорошими манерами.
5) Мышонок радуется сладкому пению кошки, которое воздействует на него как настоящее снотворное.
6) Только вот мышка не находит своего ребёнка – его съела кошка.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие произведения Маршака для читательского дневника, в т.ч. крактое содержание, главные герои и т.п.
Главные герои
1) Мышка – мама, которая очень любит своего сына. Однако её любовь закрывает ей глаза. Это приводит к печальным последствиям, в чём убедились читатели.
2) Мышонок ещё маленький, поэтому он глуп.
3) Все остальные персонажи не могут хорошо петь, хотя стараются усыпить мышонка.
Главная мысль
Написанная в стихотворной форме сказка учит тому, что всегда нужно думать, прежде чем что-то делать. Нельзя полагаться на беспечность, которая приводит к печальным последствиям.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса.
Анализ стихотворения «Сказка о глупом мышонке» Самуила Маршака
Самуил Яковлевич Маршак — автор известных детских книг, которые воспитали не одно поколение детей. Прекрасный слог автора звучен и разнообразен.
А. Твардовский писал о нём так: «Почти полувековая работа С.Я. Маршака в детской литературе, художественном переводе, драматургии, литературной критике и других родах и жанрах не знала резких рывков, внезапных поворотов, неожиданных открытий. Это было медленное, непрерывное — в упорном труде изо дня в день — накопление поэтических ценностей, неуклонно возраставшее с годами. Его слава художника, упроченная этой последовательностью, чужда дуновениям моды и надежно застрахована от переменчивости литературных вкусов.»
«Сказка о глупом мышонке» написана в 1923 году. История создания уникальна тем, что автор создал её за один день и спас тем самым жизнь своему сыну, который терпел недуг от нарушения работы почек. Ребёнку в срочном порядке требовалось лечение, а нужных средств семья не имела. Тогда С.Я. Маршак и создал своё «спасительное» произведение.
Произведение написано в стихотворной форме и имеет внутри себя мотив колыбельной. Эпическое содержание сказки излагается писателем с использованием легких и быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся читателями.
Главная тема произведения — глупость. В названии автор отсылает нас к тому, что глупым героем является мышонок. Однако, после прочтения сказки мы можем уверенно заявить, что мышонок проявляет себя как капризный ребёнок, а вот его мама, как глупый персонаж, ибо она собственноручно отдаёт своего малыша в лапы коту. Хотя, несомненно, мышонок обладает детской глупостью, так как не может правильно оценить «сладкое» пение врага.
За внешней простотой сказки скрывается глубокий поучительный смысл: непослушание приводит к беде (для детей) и скоропостижные необдуманные решения могут довести ситуацию до трагического исхода. На ум сразу приходят известные пословицы: «дитятко – что тесто, что замесил, то и выросло» и «не доглядишь оком, так заплатишь боком».
Маршак оставляет произведение с открытым финалом, хотя, кажется, что он очевиден. Но вышло всё несколько иначе. Позднее автор написал своеобразное продолжение сказки и назвал его «Сказка об умном мышонке».
На сегодняшний день детская литература богата разнообразным перечнем книг. На полках книжных магазинов постоянно появляются новые авторы. Но тем не менее произведения С. Я. Маршака продолжают захватывать как детское, так и взрослое воображение, а заученные наизусть тексты переходят из уст в уста.
Сказка о глупом мышонке. Самуил Маршак
Сказка о глупом мышонке на первый взгляд — детская развлекательная история. Чтение, особенно обыгрывание потешной сказки с детьми, вызовет много эмоций и запомнится им надолго. Но актуальна она в первую очередь для современных родителей. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Скачать сказку о глупом мышонке: (word) — (pdf)
Сказка о глупом мышонке читать
Краткое содержание сказки
Мама-мышка никак не могла уложить спать капризного мышонка. Няньки, которых мамаша позвала, чтобы успокоить вредину, ему не нравились: одна поет слишком громко, другая – слишком тихо, третья слишком грубо… Из всех претенденток только кошка вызвала симпатию мышонка. Доверила мышка-мама глупого мышонка няньке, умеющей красиво мурлыкать. Вернулась, а мышонка нет. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ Сказки о глупом мышонке
Забавная детская сказочка с ее внешней простотой станет любимой сказкой малыша. Ее поучительный смысл пригодится мамам. Давайте разберемся, чему учит Сказка о глупом мышонке родителей. Во-первых, сказка учит молодых мам не потакать малейшим капризам и прихотям детей. Во-вторых, она предостерегает, что к выбору няни нужно подходить очень ответственно, не доверяя ребенка кому-либо. Ребенку-дошкольнику на примере полюбившейся сказки можно показать, что непослушание приводит к беде.
Мораль Сказки о глупом мышонке
Таким образом, у Сказки о глупом мышонке две морали. Для детей: капризы и непослушание могут обернуться бедой. Для мамочек: вседозволенность, скоропалительные решения, основанные не на здравом рассудке, а на эмоциях могут стать причиной трагедии.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказка о глупом мышонке Самуила Яковлевича Маршака + анализ произведения
«Сказка о глупом мышонке» — стихотворение С. Я. Маршака, любимое многими детьми. В нём рассказывается, как мышка ищет няню своему мышонку, который никак не хочет засыпать.
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
— И-го-го! — поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Золушка или хрустальная туфелька
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Какие сделаем выводы из этой сказки
Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.
арабская приключенческая сказочная история
Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг семьи мышек, в которой в одну из поздних ночей мама-мышь пытается убаюкать малыша-мышонка, отказывающегося предаваться сновидениям. Непослушный мышонок не желает ложиться спать, постоянно капризничая и требуя от мамы песню в виде колыбельной.
Уставшая от неугомонного ребенка мышь приступает к исполнению убаюкивающей песенки, однако требовательный мышонок оказывается недовольным маминым пением, поскольку его раздражает голос матери, кажущийся мышонку писклявым.
Переживающая мышь, мечтающая исключительно о том, чтобы сын поскорее заснул, решает призвать на помощь других животных, начиная приглашать их по очереди к непослушному малышу для исполнения колыбельной.
Песенку мышонку поют и утка, и жаба, и тетя Лошадь со свинкой и курицей, и даже щука, однако вредный, капризный ребенок недоволен пением домашних животных, голос которых ему кажется то громким, то тихим, то страшным, то грубым.
Устав от переживаний по поводу отсутствия сна у ребенка, мышь решается пригласить к мышонку соседскую кошку, которая своим сладким мурлыканием удостаивается похвалы маленького проказника, но, при этом, очнувшаяся от дремоты мышка-мать через какое-то время не находит своего глупого ребенка в колыбели.
Писатель оставляет финал стихотворения в открытой форме, хотя по прочтении становится очевидным результат исполнения кошкой колыбельной в виде гибели глупого мышонка. Однако впоследствии автор пишет другое произведение, в котором следует продолжение истории мышиного несмышленыша, сумевшего перехитрить умную тетю Кошку, решившую перед вкусным обедом поиграть с мышонком в кошки-мышки, и вернуться к любимой мамочке.
Повествовательное содержание сказки излагается автором с применением легких, простых, быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся маленькими читателями. Кроме того, стихотворение отличается невероятной мелодичностью, акцентирующей огромные возможности русского языка, а также является пособием для маленьких слушателей в их будущих отношениях с родителями и окружающими людьми.
Психологический анализ сказки «Глупый мышонок» С.Я.Маршака
Пт Мар 16, 2012 16:01
Этим постом я начинаю серию под названием «Анализ сказок и стихов».
Так как мне приходится десятки раз перечитывать одни и те же сказки и стихи, то я начинаю задумываться над смыслом, который не лежит на поверхности, начинаю обращать внимание на отдельные фразы, слова, которые раньше не замечала.
Итак, перед нами одна из известнейших сказок С.Я. Маршака. Кто её не знает? (если не знаете, прочитайте).
Я буду кратно пересказывать сказку и вставлять свои ремарки.
Смысл сказки в том, что маленький ГЛУПЫЙ мышонок отказывается слушать мамину колыбельную, ему не нравится её писк. Мало ли что нам в нашей маме может не нравится. Это похоже либо на достаточно раннее поведение, когда малыш начинает проявлять своё «Я»: не хочет есть кашу, которую предлагает мама; хочет идти самостоятельно, без помощи; протестует против маминых уговоров и предложений. В то же время очередное отделение от родителей, свержение этих всемогущих богов с небес происходит в подростковом возрасте. Претензия мышонка к маме похожа больше на критику подростков, когда они стесняются своих мам и предъявляют множество требований к ним.
Мама-мышь (не задумываясь, не «нажав на паузу», как мне показалось) бросается искать няньку, которая удовлетворила бы желание ребёнка. Такое впечатление, что этот мышонок уже не в первых раз выдвигает свои желания, и мама привыкла их добросовестно выполнять, никак не ограничивая.
Если пофантазировать, можно представить такую маму-мышку, покупающую незапланированную игрушку бьющемуся в истерике дитя в детском магазине. Мышь обегает множество зверей, птиц и рыб в округе. И каждая нянька чем-то не устраивает разборчивого мышонка. Такое подозрение, что ему просто не хочется спать.
Мама-мышь в погоне за лучшей нянькой вообще перестаёт контактировать с реальностью также, как и со своей интуицией и материнским инстинктом, так как обращается за помощью к кошке. Такой маме сложно понять истинные потребности своего ребёнка (например, в защите, безопасности) и свои собственные. Что приводит её к ГЛУПЫМ поступкам. Мышонок в силу своего возраста не может оценить опасность или безопасность своих просьб и действий. Именно для этого ребёнку нужны родители, которые несмотря на крики и вопли малыша, не разрешат ему бегать зимой без шапки, есть электрические провода и стиральный порошок. Даже если ребёнку очень нравится кошкина песенка.
Мама-мышь, возможно, настолько устала, что готова бездумно выполнять его просьбы. В чём-то это легкий путь.
Маме-мышке возможно помогла бы мысль, что маму её ребёнок уже выбрал. Какая бы она у него не была. И её ответ сыну: «Какой уж есть у меня голос, таким и пою, другого нет» донёс бы что-то важное до него. Не поспал бы он пару часов ночью, и что же? Всё равно сон бы сморил его, даже и без маминой колыбельной.
Вот такая сказка, которая учит быть УМНОЙ мамой, даже если это трудно.