бытие библия что это

Книга Бытия читать онлайн

Книга Бытия – первая из Пятикнижия Моисея (Торы). Авторство Книги Бытия приписываю Моисею, однако многие ученые утверждают, что Бытие основано на древней устной традиции, существовавшей задолго до времен пророка Моисея. Вероятной версией является та, в которой авторство Книги Бытия и всего Пятикнижия приписывается нескольким Богопросвещенными авторами, которые жили в разное время и могли высказывать различные взгляды по некотором вопросам. Именно поэтому в Книге Бытия мы иногда можем найти два описания одних и тех же событий, поданных под разным углом зрения.

Язык создания – еврейский. Это первая книга Библии. Книга Бытия состоит из 50 глав.

Читать Книгу Бытия.

В дословном переводе книга называется «Книга начала бытия». В средневековых переводах можно также встретить названия «Первая книга» и «Книга сотворения мира». В основе сюжета Книги Бытия – истории о происхождении мира, предания о первых людях, о происхождении еврейского народа. Сюжет заканчивается смертью Иосифа в Египте.

Условно Книгу Бытия принято делить на 2 части:

Читать Книгу Бытия – значит познакомится с христианской версией создания мира. Сотворение мира Богом было закончено за 6 дней. В шестой день Бог создал человека и вдохнул в него жизнь, дал ему душу.

В Книге Бытия описана история грехопадения и дальнейшая жизнь Адама и Евы на земле. Потомки Адама и Евы стали предками еврейского народа. Шестая глава Бытия посвящена описанию Великого Потопа, во время которого спасти удалось только Ною с его семейством в ковчеге. Далее рассказ ведется о потомках Ноя.

Ольга, на этот вопрос невозможно ответить в рамках комментария. Почитайте о понятии ЛОГОС

Сначала была мысль, образ слова, представление этого слова и его понятия. Сначала возникает мысль, а потом уже какое либо действие. Любому действию предшествует мысль.

Да вспомни себя, когда не умел говорить. Какие мысли, только а-а-а, у-у-у, агу…

Вот и поразмышляли, Ольга.
Я также Ольга.

Есть люди которые просто из вредности спорят и все ставят под сомнение. В Евангелие написано : В начале было слово, и слово было от Бога, и слово было Бог».

Источник

Бытие введение

«Первая книга Библии — одна из самых интересный и увлекательных по нескольким причинам. Ее место в каноне, связь с другими книгами, разнообразие и поразительные черты ее содержания — все это делает ее одной из самых выдающихся книг Священного Писания. Верующие всех времен внимательно изучали ее и находили в ней источник духовной мудрости.» В. Гриффит Томас

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Бытия (переводится с греческого как «начало») у иудеев называется «Берешит» (в переводе с древнееврейского — «В начале»). Название хорошо соответствует содержанию книги. В этом увлекательном произведении содержится единственно верное описание Сотворения мира. Кроме Самого Творца, никто другой при этом событии не присутствовал, поэтому только Он один знает, как это все происходило.

Пером Своего слуги Моисея, Святой Дух повествует о происхождении человечества, семьи, дома, греха, жертв, городов, торговли, земледелия, музыки, поклонения Богу, языков, рас и народов, живущих ныне по всему миру. И все это описано в первых одиннадцати главах Бытия.

Последующие главы (12−50) повествуют о происхождении Израиля, избранного народа, который должен был показать духовный путь остальному миру. Жизнеописания патриархов Авраама, Исаака и Иакова с его двенадцатью сыновьями, среди которых особо выделяется Иосиф благодаря своей верности Богу, вдохновили многие миллионы людей — от малых детей до выдающихся ученых-исследователей Ветхого Завета.

Для того чтобы понять, о чем идет речь в остальных шестидесяти пяти книгах Библии, необходимо знать Книгу Бытия. Все другие книги Священного Писания построены на ее фундаменте, литературная соразмерность которого вызывает восхищение.

II. Aвторство

Мы принимаем древнее иудейское и христианское учение о том, что Книга Бытия была составлена и написана Моисеем — человеком Божиим, который получил Закон на Синайской горе и дал его Израилю. Так как все события, описанные в Книге Бытия, происходили до Моисея, мы почти на сто процентов уверены в том, что Моисей, которого направлял Святой Дух, использовал древние документы и, вполне возможно, устные предания. См. Введение в Пятикнижие, где объясняется, почему наиболее вероятно, что автором Книги Бытия был именно Моисей.

III. Bремя написания

Наиболее консервативные ученые относят Исход израильтян из Египта к 1445 г. до н.э. Следовательно, Книга Бытия, скорее всего, была написана в течение сорока лет между датой Исхода и смертью Моисея. Хотя не исключено, что Книга Бытия написана до Исхода из Египта, так как все описанные в ней события происходили задолго до Исхода. См. Введение в Пятикнижие, где об этом рассказывается подробнее.

IV. Исторический фон и тема

За исключением тех, кто особо предвзято относится к Библии, иудаизму или христианству, почти все согласятся с тем, что Книга Бытия содержит увлекательное описание глубокой древности и замечательные рассказы — такие, как история Иосифа.

Но какова предыстория первой книги Библии? Другими словами, что это за книга?

Те, кто отвергают в Бога, о Котором повествует Библия, считают Бытие собранием языческих мифов древней Месопотамии, очищенных от элементов политеизма для назидания евреев-монотеистов.

Другие относятся к Книге Бытия не так скептично, считая ее собранием сказаний или легенд, не лишенных исторической ценности.

Но есть и те, кто верят, что эта книга объясняет происхождение многих вещей и явлений в природе и обществе (это называется этиология). Такие объяснения встречаются в Ветхом Завете, особенно в Книге Бытия (рассказы о происхождении греха, радуги, еврейского народа и т.д.), что нисколько не опровергает их историческую достоверность.

Бытие — это историческая книга. Как и всю историю, ее интерпретируют по-разному. Бытие — это богословская история, или факты, изложенные в рамках Божьего плана. Она рассказывает о том, что совершал Бог в истории.

Несмотря на то, что Бытие — это первая книга «Закона», законов как таковых в ней мало. Но в Книге Бытия закладываются основы для того Закона (древнеевр. «Тора» — «наставление»), который будет дан через Моисея, о чем рассказывается в остальном Пятикнижии, от Исхода до Второзакония. Первая Книга Моисея — это основание всей библейской истории, и можно без преувеличения сказать, что это — основание всей истории человечества.

Перекликающиеся темы благословения и проклятия проходят через всю Книгу Бытия — да и через всю Библию. Послушание оборачивается благословениями, непослушание — бедами.

К числу главных проклятий относятся наказания за грехопадение Адама и Евы, Всемирный Потоп и вавилонское смешение языков.

Среди главных благословений — обещание о приходе Искупителя, спасение Ноя и его семейства во время Потопа, избрание Израиля — особого народа, через который мир познает благодать.

Если Бытие — это книга, содержащая исторические факты, то возникает вопрос: откуда Моисей знал древние родословные, содержание разговоров и события? Почему мы уверены, что он их правильно толковал?

Во-первых, следует упомянуть, что археология во многом подтверждает содержание Книги Бытия (не «доказывает», а, скорее, иллюстрирует, согласуется с ее содержанием), особенно в том, что касается патриархов и их обычаев.

Некоторые либеральные исследователи девятнадцатого века, такие как Гартманн, настаивали, что Моисей не мог написать Пятикнижие, так как в его время еще не существовало письменности. Но сейчас мы знаем, что Моисей мог использовать любой из вариантов древней письменности, получив лучшее образование, доступное в Египте. Вне всякого сомнения, Моисей использовал исторические материалы, оставленные Иосифом, а также глиняные таблички, пергаменты и устные предания, принесенные из Месопотамии Авраамом и его потомками. Среди этих материалов, вероятно, были родословные и большие отрывки текста, называемые «поколениями Адама», а также другие источники.

Конечно, всего этого еще недостаточно для составления Книги Бытия. Святой Дух показал Моисею, какие именно материалы следует включить в книгу. Вполне вероятно, что подробности разговоров Моисей узнал путем прямого откровения.

В конечном счете, вопрос об авторе Книги Бытия — вопрос веры. Одно из двух: или Бог может создать такое произведение, используя Своих служителей, или не может. С незапамятных времен верующие считали Моисея автором Книги Бытия, проявляя этим веру в Бога.

Археология помогает нам восстановить некоторые детали быта того времени, делая библейские истории более яркими и красочными, но только Дух Святой может открыть наши сердца для истины этой книги, и только Он показывает, как эта истина может воплотиться в нашей повседневной жизни. Читая «Библейский комментарий для верующих» к Книге Бытия — или к любой другой книге Ветхого Завета, — просите, чтобы Святой Дух открыл Вам Слово. Тогда оно принесет Вам настоящую пользу. Настоящий комментарий — это не отдельно стоящее произведение, а всего лишь стрелка, указывающая на слова: «Так говорит Господь. »

Источник

Бытие введение

Еврейское название книги Бытие — «Берешит» («В начале»). Собственно названием выступает первое слово книги. Русское название «Бытие» представляет собой перевод греческого названия этой книги по Септуагинте (древнегреческому переводу Ветхого Завета, осуществленному в III в. до Р.Х.) и означает «Происхождение». Бытие — это книга о том, что начало быть. Книга рассказывает о происхождении неба и земли, о сотворении человека и о его грехопадении, о Божием обетовании Спасителя и о завете Бога с человеком.

Автор

Первая книга Библии — Бытие — не содержит упоминаний об авторе. Однако принято считать, что Бытие, как и все Пятикнижие (книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), написано Моисеем. Основанием для этого является, во-первых, еврейская духовная традиция, которая всегда признавала (и признает) авторство за Моисеем. Христианство также согласно с тем, что автором является Моисей. Сомнения относительно автора книги Бытие (как и времени написания этой книги) были выдвинуты негативной критикой уже в новое время. При этом критики не могут сойтись во мнениях относительно автора, и утверждения их носят спекулятивный характер, поскольку лишены обоснования и строятся исключительно на субъективном и формальном подходе к тексту. Более того, при таком подходе абсолютно игнорируется главная отличительная особенность книги Бытие — ее богодухновенность и богодухновенность автора.

Автором книги Бытие был человек, который не только получил величайшие откровения Божий, но и оказался способным принять эти откровения, понять их и изложить таким образом, чтобы они были доступны и его современникам, и отдаленным потомкам. Автор книги Бытие смог соединить традицию личного откровения Бога человеку, которая отражена в линии Авраам — Исаак — Иаков, с идеей Всевышнего — Творца неба и земли, и всего, что наполняет их.

Тот, кто написал эту книгу, должен был иметь личное общение с живым Богом и в то же время обладать мышлением, обращенным не к субъективным переживаниям, а к глобальным, общечеловеческим проблемам бытия, далеко выходящим за рамки личного и национального. И таким человеком мог быть только Моисей. По воле Божией, именно он, единственный, оказался средоточием египетского научного знания и еврейской богооткровенной духовности. Богатейший фактографический (исторический, географический, этнографический и т.д.) материал, имеющийся в книге Бытие, ее литературная форма и художественные приемы прямо и косвенно свидетельствуют не только о высочайшей образованности ее автора, но и указывают на египетское происхождение этого образования. По свидетельству античных писателей — Страбона, Аристотеля, Платона, — Египет в древности выполнял функции всемирного архивариуса и историографа. И богатейший материал, веками сберегаемый и накапливаемый египетскими жрецами, по воле Всевышнего, был предоставлен Моисею — приемному сыну дочери фараона. Кроме Моисея, такая возможность — ознакомиться с «мудростью египетской» — была только у Иосифа. Но Библия нигде не говорит о том, что Иосиф, в отличие от Моисея, этой возможностью воспользовался (Деян 7:22).

Египет воспитал в Моисее мыслителя. Еврейская духовная традиция привила ему знание о Едином Боге, и однажды в пустыне, после бегства из Египта, знание о Боге превратилось для Моисея в знание Бога как Единого Сущего (Исх 3:14).

Этот момент — голос Бога, произнесший из горящего куста: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14), — является центральным в Пятикнижии, объединяя его книги в единое целое и указывая на Моисея как на автора.

В Исх 3:6 Бог впервые называет Себя этим именем, Моисей же сумел понять, что Иегова — это Бог откровения. И это свое понимание он последовательно выразил в книге Бытие: все случаи употребления там имени Божия — Иегова так или иначе указывают на взаимоотношения Бога и человека.

Не менее важным аргументом в пользу того, что книгу Бытие написал Моисей, и сделал он это в первые годы исхода из Египта, является то обстоятельство, что эта книга содержит изначальную историю народа Израилева и его завета с Богом — наследование земли обетованной. Книга Исход свидетельствует, что евреи ушли из Египта жалкими беженцами с психологией рабов; память о Едином Боге сохраняли только единицы, а основная масса народа готова была отречься и от Моисея, и от Бога, Который через Моисея вел их и говорил к ним. Они уже не помнили Бога, Который привел их в Египет, и готовы были променять Его на золотого тельца, а землю обетованную — на египетские котлы с мясом. Чтение книги Бытие в скинии собрания (наряду с чтением закона) открывало евреям глаза на то, кто они, откуда и куда идут. А откровение о Едином Боге — Творце и Владыке неба и земли — вселяло веру в то, что Всевышний, создавший всю землю, — Всесильный и Он выполнит Свой завет с отцом их, Авраамом, и даст им обещанную часть созданной Им земли. Без книги Бытие евреи никогда не вышли бы из Синайской пустыни народом Израилевым.

Время и обстоятельства написания

Временем написания книги Бытие скорее всего является период между 1471−1405 гг. до Р.Х. Шестьдесят шесть лет, лежащие между этими датами, включают время странствия евреев по пустыне (40 лет) и расхождение между предполагаемыми датами рождения Моисея: одни исследователи относят его рождение к 1551 г. до Р.Х., другие — к 1525 г.

По всей видимости, осознание острой необходимости в написании этой книги возникло (а возможно, только утвердилось) у Моисея после того, как, сойдя с горы Синай, о увидел языческую вакханалию в лагере ведомого им народа (см. Исх 32).

Трудности истолкования

Трудности истолкования книги Бытие объясняются, с одной стороны, спецификой самой книги, представляющей синтез мировой истории и откровения Божия, с другой — многоплановостью изложения и своеобразием языка повествования, включающего емкие символические образы наряду с однозначно-конкретными понятиями, причем сам автор не поясняет и не разворачивает эти образы. Подобная черта не является характерной исключительно для книги Бытие, а выражает общий принцип изложения священных текстов в древности, который предусматривал фиксацию истины в форме, не искажающей саму истину, но требующей устного истолкования. Автор книги Бытие последовательно выдержал этот принцип и тем самым позволил последующим поколениям соотносить содержание книги с уровнем и своеобразием мышления своей эпохи.

Наглядно проиллюстрировать сказанное выше можно на примере образа змея (3:1). Христианская экзегетика отождествляет змея с сатаной, но для современников Моисея (тем более, для предшествующих поколений) самого понятия сатаны не существовало, а то, что стоит за словом «сатана», находило выражение в других символах и образах. Так, данные археологии позволили установить, что в эпоху неолита имелось общее для народов ностратической языковой группы (из которой вышли индоевропейские — иафетические, семитские и хамитские — языковые общности) представление о «боге» преисподней, т.е. божестве, обитающем в недрах земли. Этому божеству приписывалось обладание мудростью, оно владело всеми скрытыми в земле сокровищами и «заведовало» царством мертвых. Ему посвящались животные — главным образом пресмыкающиеся, т.е. такие, образ жизни которых (передвижение) был тесно связан с землей. К числу таких животных относились змеи. Кроме того, существовала традиция отождествлять это божество с посвященным ему животным, и название животного (или его образ) воспринималось как обозначение самого божества. Это божество никогда не мыслилось Творцом, поскольку само являлось сотворенным. Таким образом, Моисей избрал наиболее понятное для его современников обозначение той сущности, которую столетия спустя идентифицируют с сатаной.

Что же касается сложностей, якобы возникающих в связи с именами Божиими в гл. 1 (Элохим) и гл. 2 (Иегова), а также иными местами Писания, которые «противоречат» друг другу (напр., 1:28 и 2:22), то данные «проблемы» прекрасно прокомментировал иудейский философ и богослов Мошебен Маймон (Маймонид, 1135−1204 гг.), чьи труды оказали влияние на таких мыслителей, как Фома Аквинский и Спиноза: «Всякий раз, как в наших книгах встречается история, реальность коей кажется невозможной, повествование, которое противоречит. здравому смыслу, можно быть уверенным, что сия история содержит иносказание, скрывающее глубоко потаенную истину; и чем больше несоответствие буквы, тем глубже мудрость духа». Иными словами, читая Священное Писание, следует задаваться вопросом «почему?» («для чего это сделано?»), а не «как?» («как это возможно?»). На последний вопрос существует ответ, общий как для Ветхого, так и для Нового Заветов, — нет ничего невозможного для Бога.

Характерные особенности и темы

Поскольку о некоторых особенностях и основных темах книги Бытие в общем уже говорилось выше (см. Введение: Автор. Трудности истолкования), а более подробное толкование будет предложено непосредственно в комментариях к тексту, представляется целесообразным отметить лишь те моменты, которые используются негативной критикой для различного рода спекуляций. К подобным моментам относятся точки соприкосновения книги Бытие с древними литературными памятниками (в частности, «Поэмой о Гильгамеше», Шумер, III тыс. до Р.Х.).

Следует сразу заметить, что было бы куда более странным, если бы книга Бытие полностью выпала из истории человечества и его культуры. Моисей писал для людей, и Божественные откровения он излагал в контексте истории человечества, освещая ключевые моменты этой истории светом Божественной истины. В качестве примера обратимся к истории о Всемирном потопе, который не только является научно достоверной истиной, но и в художественно переосмысленной форме нашел свое отражение в литературных традициях практически всех народов. Если же вспомнить о культурно-языковой общности людей послепотопного периода, о которой говорит Библия (Быт 11:1) и которая подтверждается данными лингвистики и археологии, то опять же в большей степени заслуживают внимания причины расхождения в изложении разными историками одного и того же факта, чем те моменты, где это расхождение отсутствует.

Совпадения же некоторых положений библейского учения о Боге и мире, изложенного в книге Бытие, с представлениями языческих народов не должны вызывать никаких проблем у человека, вдумчиво читающего Библию, поскольку книга Бытие целенаправленно и последовательно проводит мысль о Боге как Едином Источнике истинного знания и откровения. Более того, книга Бытие подчеркивает, что в лице Адама, Ноя и Мельхиседека человечество имело единое и общее для всех откровение Божие. Иной вопрос — насколько удалось людям сохранить это откровение в первозданном виде. Но, безусловно, даже самые переосмысленные и мифологизированные предания, искаженные извращенными религиозными представлениями, всегда сохраняют какие-то элементы первоначальной истины, подтверждением чему является тема грехопадения, которая в той или иной форме нашла свое отражение в мифах и сказаниях всего человечества. Книга Бытие содержит непосредственное откровение Божие, записанное человеком, это откровение получившим, т.е. между откровением и его письменной фиксацией лежит минимально короткий промежуток времени, что гарантирует достоверность откровения и его сохранность от искажений.

Следует помнить, что Библия является богодухновенным Писанием, требующим духовного отношения. О духовном подходе к Священному Писанию вообще и к книге Бытие в частности писал апостол Павел: «. это были образы для нас» (1Кор 10:6; см. также Гал 4:22−31). Образная система книги Бытие часто не допускает однозначно буквального понимания текста и требует, чтобы духовное соотносили с духовным (1Кор 2:13). Главным образом имеется в виду «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф 3:9). Книга Бытие содержит много прообразных пророчеств об Иисусе Христе — Искупителе, обещанном Богом всему человечеству. Толкование этих пророчеств требует глубокого осмысления символической системы Первой книги Моисея, тем более, что эта символика проходит через весь Ветхий Завет к Новому.

Содержание

I. Пролог: Сотворение неба и земли (1:1 — 2:3)

II. Происхождение неба и земли (2:4 — 4:26)

А. Испытание Адама и Евы в раю (2:4−25)
Б. Грехопадение и его последствия (3:1−24)
В. Умножение греха среди потомков Каина (4:1−24)
Г. Благочестивый остаток (4:25:26)

III. Родословие Адама (5:1 — 6:8)

А. Родословная линия Сифа — линия завета (5:1−32)
Б. Умножение греха перед потопом (6:1−8)

IV. Родословие Ноя (6:9 — 9:29)

А. Приготовления перед потопом (6:9 — 7:10)
Б. Потоп и спасение (7:11 — 8:19)
В. Божий завет не опустошать землю (8:20 — 9:17)
Г. Пророчество о сыновьях Ноя (9:18−29)

V. Родословие Сима, Хама и Иафета (10:1 — 11:9)

А. Таблица народов (10:1−32)
Б. Умножение зла в Вавилоне (11:1−9)

VI. Родословие Сима (11:10−26)

VII. Родословие Авраама (11:27 — 25:11)

А. Родословная (11:27−32)
Б. Завет Авраама: земля и народ (12:1 — 22:19)

1. Переселение в землю обетованную (12:1−9)
2. Освобождение из Египта (12:10−20)
3. Отделение Лота и его уход из земли обетованной (13:1−18)
4. Победа над восточными царями (14:1−24)
5. Божий завет утвержден (15:1−21)
6. Агарь и Измаил отвергнуты (16:1−16)
7. Божий завет подтверждается (17:1−27)
8. У Сарры будет сын (18:1−15)
9. Спасение Лота из Содома (18:16 — 19:38)
10. Защита от филистимлян (20:1−18)
11. Рождение Исаака и благословение в земле обетованной (21:1−34)
12. Клятва Бога благословить мир через потомство Авраама (22:1−19)

В. Переход повествования к Исааку (22:20 — 25:11):

VIII. Родословие Измаила (25:12−18)

IX. Родословие Исаака (25:19 — 35:29)

А. Соперничество в семье (25:19−34)
Б. Благословения завета переданы Исааку (26:1−35)
В. Иаков крадет благословение у Исава (27:1−40)
Г. Благословения завета принадлежат Иакову; его бегство (27:41 — 32:32)

1. Встреча с ангелом в Вефиле (28:10−22)
2. Конфликт с Лаваном (29:1−30)
3. Рождение отцов двенадцати колен (29:31 — 30:24)
4. Благоденствие Иакова и его бегство от Лавана (30:25 — 31:55)
5. Встреча с ангелами в Маханаиме и Пенуэле (32:1−32)

Д. Примирение Исава с Иаковом (33:1−17)
Е. Переход повествования к Иакову: путь от Сихема до Мамре и смерти, случившиеся на этом пути (33:18 — 35:29)

X. Родословие Исава (36:1 — 37:1)

XI. Родословие Иакова (37:2 — 50:26)

А. Сон Иосифа о господстве (37:2−11)
Б. Семейные грехи (37:12 — 38:30)
В. Иосиф поставлен правителем над Египтом (39:1 — 41:57)
Г. Хитрость Иосифа и его примирение с семьей, находящейся в завете с Богом (42:1 — 45:28)
Д. Переход к книге Исхода (46:1 — 50:26)

комментарии Женевской Библии на Бытие, введение

бытие библия что это. Смотреть фото бытие библия что это. Смотреть картинку бытие библия что это. Картинка про бытие библия что это. Фото бытие библия что это

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012

Источник

Бытие введение

Книга Бытие — это книга начал, это поразительное повествование о происхождении человека и вселенной, о вторжении в мир греха и о его катастрофическом воздействии на человеческую расу, а также о начале осуществления Божьего плана по спасению человечества.

Еврейское название книги «берешит» («в начале») является также первым словом в этой книге. Русское название «Бытие» соответствует буквальному переводу ее греческого заглавия в Септуагинте, которое, в свою очередь, является переводом еврейского слова «толедот», ключевого слова в этой книге. Слово «толедот» означает «происхождение», и оно как нельзя лучше передает главный смысл первой книги Священного Писания. Это слово часто встречается в книге и оно синонимично слову «бытие», то есть «то, что было».

Автор

Как само Священное Писание, так и предания приписывают авторство Пятикнижия Моисею. И, действительно, кто другой лучше, чем Моисей, «наученный всей мудрости Египетской» (Деян 7:22), был подготовлен для этого! Его литературные способности дали ему возможность собрать сохранившиеся записи и предания Израиля в один труд. Его общение с Богом в Хориве и на протяжении его жизни было той силой, которая направляла его в этом деле. Книга Бытия заложила, в свою очередь, богословскую и историческую основы, как для совершения Исхода, так и для заключения завета на Синае.

Передача событий в хронологическом порядке не была целью ее автора, и сама эта книга не писалась как история ради истории, как не предназначалась она и отразить полную «биографию» народа. Она является богословской интерпретацией записей, отобранных из тех, что на протяжении длительного времени составлялись праотцами израильского народа.

Следуя историческому принципу, книга Бытия объясняет причины, вызвавшие те или иные события, но в ней причины эти как человеческого, так и божественного происхождения. Потому что эта книга часть божественного откровения, Слово Божие, а не просто изложение человеческой истории. Центром библейской истории был Божий завет. Бог положил ему начало, избрав через Аврама Израиль.

Первоначальные записи и родословия могли быть принесены предками из Месопотамии. К ним могли быть добавлены семейные хроники патриархов. Все эти предания, как устные, так и письменные, могли сохраняться Иосифом в Египте, пополнившим их собственными записями. Моисей мог впоследствии объединить все это в том виде, в каком оно существует сегодня.

Книга Бытия — это первая книга Торы (Пятикнижия), первая из пяти книг Закона. Ее можно определить как «литературную часть Торы». Она не содержит собственно законов и постановлений, но закладывает для них основание. В ней дано богословское толкование исторических преданий, в которых отражено формирование утвержденного на Синае завета с Израилем. Читая книгу Бытия, можно видеть, как Моисей готовил читателей к принятию откровения Закона. Именно это придает книге нравоучительный характер.

В книге Бытие исторически обосновано заключение Богом завета с Его народом. Это можно проследить по всему Пятикнижию. Вот как выражено это в работе, посвященной анализу этой книги Моисеем Сигалем:

«Главной темой Пятикнижия является избрание Израиля из среды других народов и посвящение его на служение Богу и Его законам на Богом указанной земле. Центральным событием, определяющим развитие этой темы, явился завет Бога с Авраамом и Божье обетование создать из потомков Авраама Божий народ и дать ему в вечное владение землю Ханаанскую»

В развитие этой темы книга Бытия делается прологом к той драме, которая разыгрывается в книге Исхода. Из Бытия следует, почему к Израилю обращен был призыв выйти из Египта и отправиться в Обетованную землю: он прозвучал во исполнение завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, родоначальниками колен Израилевых.

Книга Бытия закладывает основы теократии, показывая, что народ Божий постепенно отделился от других народов, потому что вся его история совершалась в соответствии с четким и последовательным планом Божьего управления миром, в зависимости от которого находились любые обстоятельства как народа в целом, так и отдельных его представителей.

События в прологе книги Бытия (главы 1−11) четко развиваются в двух противоположных направлениях: а) строго упорядоченный акт Божьего творения, достигающий своей кульминации в благословении Богом человека, и б) тотально разрушительное действие греха отмеченное двумя величайшими проклятиями потопом и вавилонским рассеянием народов. События, развивающиеся в первом направлении свидетельствуют об изначальном совершенстве Божьего плана, вопреки тем выводам, которые читатель может делать «из собственного опыта» События же «второго направления» выявляют огромную нужду падшего человечества во вмешательстве в его дела Бога.

Нравственный распад человечества возрастал с развитием цивилизации. И после того, как распад достиг той стадии, когда ничего уже нельзя было исправить, род людской пришлось уничтожить посредством потопа. Но и после того, как человечеству было положено новое начало, пороки и дерзость людей опять повлекли за собой крайне тяжелые последствия для всего человечества.

Впоследствии все эти события вошли в книгу Бытия, которая воссоздала из них богословскую картину бунта человека против его Творца и ужасных последствий этого бунта. Повествования об этом, «вплетенные» в пролог книги Бытия, предшествуют по времени Аврааму и готовят читателя к его появлению. Взбунтовавшийся человек был предоставлен самому себе в поисках выхода из своего мучительного положения. Вся первобытная история отмечена периодическими наказаниями человечества, которые сменялись, однако, проявлениями милостивой заботы о нем Творца.

Это готовит читателя к предстоящему избранию и к следующему за ним благословению людей через Авраама (Быт 12−50). Повторим, что необходимость избрания народа, который послужил бы к благословению всего рода людского, была вызвана усугублявшимся нравственным разложением человечества, рассеянного по земле.

Это было достигнуто «сосредоточением внимания» на одном человеке и его потомстве. Спасающее Божие благоволение простерлось над всеми народами, действуя через того, кто был «освобожден» от собственных племенных связей — ради того, чтобы сделаться родоначальником нового народа, наследника обетований, предназначенных не только Израилю.

Книга Бытия вращается вокруг тем благословения и проклятия. Обещанное благословение даст патриархам потомство, а потомству — землю; проклятие приведет к отчуждению потомства и к лишению его наследия. Позже пророки и историки «вывели» действие благословения и проклятия за первоначально «узкие» рамки и в свете их стали толковать события будущего. Нет ничего удивительного в том, что эти темы, звучащие на протяжении всего Священного Писания, были почерпнуты из «книги начал» Ведь благословения и проклятия сопутствуют человеку от самого начала его существования.

В Ветхом Завете глагол «проклясть» означает, наложить запрет или поставить преграду, лишить способности к движению. В полном объеме подобная власть принадлежит только Богу или тому, кто от Него получил особую на то силу. В принципе прибегнуть к проклятию может каждый, но наибольшее действие оно имеет тогда, когда навлекается сверхъестественной силой. Проклятие подразумевает отделение от благословенного места или от людей, благословенных Богом. В прологе в книге Бытия (главы 1−11) мы видим, как оно действует от момента грехопадения первой человеческой пары до произнесения его Ноем в адрес Ханаана.

С другой стороны, глагол «благословлять», столь характерный для Библии, означает (главным образом) «обогащать». Источником благословения тоже является Бог, даже когда оно произносится человеком. В книге Бытия обетование благословения в первую очередь относится к будущим поколениям в Ханаане и непременно подразумевает их процветание.

Благословляя людей, Бог выражал им Свое одобрение, так что в конечном счете благословение — это явление духовного порядка. Контраст между ним и проклятием отражает контраст между послушанием человека по вере и его непослушанием по неверию.

Построение книги Бытия начинается со вступления (пролога), и затем следуют одиннадцать частей, снабженных «заголовками». Словом, определяющим такое построение, является еврейское «толедот», переводимое на русский язык как «происхождение», «житие» или «родословие»; ему предшествует «вот» (к примеру, «Вот родословие.»). Эта-та фраза и рассматривается обычно как «заголовок» части или раздела:

1. Творение (вступительная часть; 1:1 — 2:3)

2. «Толедот» (происхождение) неба и земли (2:4 — 4:26)

3. «Толедот» Адама (родословие; 5:1 — 6:8)

4. «Толедот» Ноя (житие; 6:9 — 9:29)

5. «Толедот» Сима, Хама и Иафета (родословие; 10:1 — 11:9)

6. «Толедот» (родословие) Сима (11:10−26)

7. «Толедот» (родословие) Фарры (1:27 — 25:11)

8. «Толедот» (родословие) Измаила (25:12−18)

9. «Толедот» (родословие) Исаака (25:19 — 35:29)

10. «Толедот» (родословие) Исава (36:1−8)

11. «Толедот» (родословие) Исава, отца идумеев (36:9 — 37:1)

12. «Толедот» (житие) Иакова (37:2 — 50:26)

Остановимся на Быт 2:4; здесь «толедот» («вот происхождение») вводит происхождение материальной вселенной как некий исторический результат. А из 2:4 — 4:26 мы узнаем, что «получилось» из этого. Следует описание грехопадения, убийства Авеля и эволюция греха по мере развития цивилизации. Повествование ведется от завершения творения (о чем повторено в главе 2, до растления всего сотворенного через грех, как бы говоря: «Вот что постигло его»

По-видимому, не следует таким образом «ограничивать» термин толедот значением только родословия, потому что в контексте сплошь и рядом раскрываются и другие его значения. Так «толедот» Фарры вообще не является рассказом о нем, но главным образом о тех, кто произошли от Фарры, а именно об Аврааме и его потомстве.

В центре толедота Исаака стоит Иаков, и, кроме того, он в немалой мере относится к Исаву. Толедот Иакова прослеживает историю семьи от него до Иосифа включительно. Имя, которое следует сразу после толедота, обычно кладет начало повествованию и не является именем главного персонажа. Так что в данном Комментарии фразы, соответствующие толедоту, понимаются в значении «Вот происшедшее от».

В пределах каждого толедота, словно в капле воды, отражается та «эволюция вещей», которая протекает в самой книге Бытия, с ведущей ролью благословения и проклятия. Каждый из приводимых первыми толедотов развивается в сторону ухудшения, пока не постигает его проклятие, и так вплоть до 12:1−2, где впервые звучит обетование благословения.

Отсюда начинается постоянное стремление к обетованному месту, и все-таки в последующих повествованиях продолжает наблюдаться «развитие в сторону ухудшения», потому что ни Исаак, ни Иаков не достигли того же высокого духовного уровня, какой имел их отец и дед Авраам. Так что к концу книги Бытия потомки Авраама оказываются не в обетованной земле, а в месте рабства, в Египте. Некто образно сказал об этом так: «Человек проложил далекий путь — от Едема до могилы, а избранная семья, уйдя далеко в сторону от Ханаана, оказалась в Египте».

Развитие повествования в книге Бытия

1. Творение. Первая часть (1:1 — 2:3) не «озаглавлена» толедотом, и это логично, потому что во вступительной части нет необходимости прослеживать то, к чему привел акт творения. Заглавным является здесь первый стих первой главы, в котором передано все ее содержание. Значение этого раздела (части) в том, что описываемая в ней работа проходит под знаком Божьего одобрения и благословения. Сотворение животного мира (стихи 22−25), сотворение человека (стих 27) и наступление седьмого дня (2:3) — все это получает свое особое благословение. И «трилогия» эта важна как довод: человек, сотворенный по образу Божьему для радости и владычества над земным творением имел благословенное начало.

2. Толедот (происхождение) неба и земли. В разделе 2:4 — 4:26 книга Бытия сообщает о том, что произошло со вселенной. Эта часть начинается сотворением Адама и Евы, прослеживает их грехопадение, проклятие Богом греха и распространение греховности на их потомков. Уделом человека, изгнанного из Божьего покоя, становятся бегство и страх; человек прокладывает в мире свой собственный путь, борется за выживание и существует в условиях развивающейся цивилизации.

Словно бы в противовес троекратному благословению (животного мира, человека, субботнего покоя) звучит троекратное проклятие (сатаны — 3:14; земли по вине человека — 3:17; и Каина — 4:11). Но и в этой искаженной грехом жизни содержится «знак благодати» (4:15), и светит луч надежды: люди «начали призывать имя Господа» (4:26).

3. «Толедот» Адама. Здесь тоже, в этой центральной родословной по линии, ведущей от Адама до Ноя, наблюдается «развитие в сторону ухудшения» (5:1 — 6:8). Раздел начинается с возвращения к истории творения и завершается выражением Богом сильного недовольства человеком и разочарования в том, что создал его.

В 5:1−2 напоминается о благословении творения; в 5:29 записано о рождении Ноя как о знаке благоволения в утешение при действии проклятия. Первоначальное благословение рода людского омрачено упоминанием о смерти всех потомков первых людей. Единственным, кто был избавлен от проклятия смерти, был Енох, подавший надежду на то, что оно (проклятие) не продлится вечно.

4. «Толедот» Ноя. В разделе 6:9 — 9:29 содержится и осуждение (проклятие) и благословение, которое выражается в том, что Бог обещает не осуждать более землю столь сурово (8:21). Тем не менее, история Ноя начинается с того, что он обретает у Бога благоволение (благословение), а заканчивается произнесением им проклятия в адрес Ханаана.

И все же в этом разделе кладется новое начало, во многих отношениях похожее на то, которое мы видели в первой главе книги Бытия; после уничтожения мятежного мира следует милостивое избавление — человеку предоставляется возможность войти в мир обновленный. С вышедшим на сушу Ноем Бог заключает завет и благословляет его и его сыновей (все это перекликается с историей Адама). Роду человеческому снова кладется начало, и с этого момента тема благословения — в противопоставление теме проклятия — выступает все более явно. Благословение получено Симом.

5. Толедот сыновей Ноя. По мере роста населения и распространения его по земле, согласно с предсказанным Ною, книга меняет свое направление обращаясь к народам. Автор последовательно развивает мысль о том, что человек склонен к разрушению и хаосу. Раздел начинается с описания многочисленного потомства Сима, Хама и Иафета, а заканчивается объяснением происхождения народов в результате вавилонского рассеяния (10:1 — 11:9).

Это было озарением гения — поместить историю столь решающего значения в конце, особенно в свете того, что хронологически она тому, что совершается в конце, предшествовала. Это побуждает читателя искать ответ на вопрос, почему же человек «постоянно скользит вниз» И психологически подготавливает его к осуществлению обетованного благословения в будующем.

6. «Толедот» Сима. После предсказания о распространении человеческой расы в масштабах мира (в предыдущем разделе) данным разделом (11:10−26) в книге образуется еще один переход — от Сима до Аврама. В этом «списке» прослеживается линия от Ноя до Аврама, удостоенная Богом благословений (процветания и многочисленного потомства). (Тогда как 5-я глава ведет линию от Адама до Ноя и потопа.) Бог не оставлял людей под проклятием.

Впереди было избрание Им мужа, от которого Он произведет народ и через него распространит благословение на всю землю. Всякий, знающий судьбу Авраама, не может не обратить внимание на важность этого толедота (11:10−26), «перебрасывающего мост» от раздела, где повествуется о рассеянии, к тому, в котором будет обещано благословение.

7 «Толедот» Фарры. Между тем как главы 1−11 в общих чертах отражают картину человеческого бунтарства, главы 12−50, подробно повествуют о том, как Бог вводит человека в сферу благословения. В этом разделе (11:27 — 25:11) рассказывается о том, что произошло с «линией» Фарры, который в «списке» (11:10−24) стоит последним. Мы узнаем о жизни его сына, и этот рассказ становится ключевым как для книги Бытия, так и для ветхозаветного плана благословения. Аврааму, благословенному более всех других, Бог обещает народ, страну и имя. В повествовании прослеживается духовное возрастание Авраама в послушании веры.

8. «Толедот» Измаила. В этом разделе (25:12−18) объясняется, что произошло с Измаилом, который (как и его потомки) не принадлежали к тем, кого избрал Бог. Автор повествует об Измаиле, прежде чем вернуться к избранной линии.

9. Толедот Исаака. Рассказывая о «сыне обетования» — Исааке, этот раздел говорит и об Иакове, его сыне, о борьбе, возникшей в его семье, и о возникновении народа Израиля (23:19 — 35:29). Обетования, записанные в 12:2, начинают осуществляться. Благословение, полученное Авраамом, переносится теперь на Иакова (глава 27). Иаков тоже возрастал в вере, однако, его вера не была такой же, как у его деда; и все же от «духовно хромавшего» Иакова «родился» Израиль.

10. Толедот Исава. И снова в книге Бытия нить рассказа начинается от Исаака, но прежде чем перейти к толедоту сына-наследника, автор останавливается (36:1−8) на судьбе Исава — того брата, у которого Иаков украл первородство и благословение. Народ, который произойдет от Иакова, часто будет вступать во враждебные столкновения с Едомом, родственным ему народом, который произойдет от Исава. Тут говорится о трех женах и пяти сыновьях Исава.

11. Толедот Исава, отца Едома (идумеян). Еще одно повествование о потомстве Исава добавляется по той причине, что вождям идумеян, амаликитян и хорреев предстояло сыграть в ветхозаветное время важную роль (36:9 — 37:1).

12. Толедот Иакова. Что стало с семьей Иакова? Его сыновья сделались родоначальниками колен Израилевых (37:2 — 50:26). Здесь повествуется о жизни Иосифа и о переселении семьи Иакова в Египет. В сущности, это повествование о том, почему Божий народ переселился в Египет, и каким образом должны были осуществиться на нем обещанные благословения. В Ханаане семья Иакова едва не слилась с местным населением — хананеями.

С целью сохранить благословенную Им линию Бог чудесным образом воспользовался злой волей братьев Иосифа, чтобы привести его в Египет и там наделить властью. Когда обетованная земля была наказана голодом, благословение пришло вновь, благодаря высокому положению, которое занимал Иосиф, и его мудрости. Заканчивается книга предвосхищением следующего благословенного посещения Господом избранного Им народа (50:24−25).

Заключение. Поскольку книга Бытия лежит в основе всего Пятикнижия, книга Исхода возвращается к тому, что Бог «вспомнил» о завете Своем с Авраамом: «И услышал Бог стенание их, и вспомнил завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх 2:24−25). Фактически заключительные события и завершающие слова Бытия предвосхищают то, о чем пойдет речь в Исходе. «Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт 50:24). Эти слова повторил Моисей, когда выносил останки Иосифа из Египта: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда» (Исх 13:19).

Таким образом, книга Бытия подводит богословскую и историческую основу под существование Израиля как избранного народа. Израиль может проследить свое «родословие» до Авраама, которого Бог избрал из народов, рассеянных Им после их попытки построить Вавилонскую башню, и которому Он обещал по завету процветание и землю.

Осознав, что Израиль на самом деле стал великим народом, обещанным в благословении Аврааму Богом, они должны были осознать и то, что будущего у них нет ни в Египте, ни в Содоме, ни в Вавилоне, и что оно — только в Ханаане, земле, которую с клятвою обещал дать Аврааму Бог.

Всем своим содержанием книга Бытия должна была убеждать израильтян в том, что Бог обещал им благословенное будущее, и что Он в состоянии исполнить Свое обещание. Вновь и вновь привлекается внимание к сверхъестественным действиям Бога в жизни их предков, чтобы привести Израиль к вере в то, что «Бог, начавший в них доброе дело, будет совершать его до конца» (Флп 1:6). Если бы народ осознал, что обязан своим существованием избранию и благословениям свыше, то отвечал бы Богу послушанием.

Темой Исхода является избавление семени Авраамова из рабства и вручение ему завета. Левит — это как бы руководство и справочник предписаний (постановлений), при условии исполнения которых святой Бог будет пребывать среди Его народа. Числа содержат записи о военной классификации и о переписи колен в пустыне; из этой Книги видно, как Бог ограждал от внутренних и внешних угроз тех, которые получили обетования Его благословений. Второзаконие — это обновление завета с новым поколением Израиля.

Разворачивая перед читателем эту грандиозную Божью программу, книга Бытия дает представление о характере Бога как верховного Владыки вселенной, Который в состоянии «сдвинуть с их места» небо и землю, если это потребуется для исполнения Его воли. Он желает благословить человечество, но не станет вечно мириться с непослушанием и неверием. Из откровения книги Бытия читатель постигает, что «без веры Богу угодить невозможно» (Евр 11:6).

План книги

I. События первобытного времени (1:1 — 11:26)

Б. Порядок событий, начиная от сотворения неба в земли (2:4 — 4:26)

1. Сотворение мужчины и женщины (2:4−25)

2. Искушение и грехопадение (глава 3)

3. Грех «заявляет о себе» в убийстве Авеля Каином (4:1−16)

4. Распространение безбожной цивилизации (4:17−26) В. Родословие Адама (5:1 — 6:8)

1. Родословие от Адама до Ноя (глава 5)

2. Развращение рода человеческого (6:1−8)

Г. О житии Ноя и о его сыновьях (6:9 — 9:29)

1. Наказание потопом (6:9 — 8:22)

2. Завет с Ноем (9:1−17)

3. Проклятие Ханаана (9:18−29)

Д. Родословие сыновей Ноя (10:1 — 11:9)

1. «Таблица народов» (глава 10)

2. Рассеяние из Вавилона (11:1−9)

Е. Родословие Сима (11:10−26)

П. Повествования о патриархах — жития праотцев (11:27 — 50:26)

А. Потомство Фарры (11:27 — 25:11)

1. Заключение завета с Аврамом (11:27 — 15:21)

2. Аврам, чья вера окрепла в испытаниях, получает обетование о семени (16:1 — 22:19)

3. По верности Авраама наследником обетовании становится Исаак (22:20 — 25:11)

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12−18)

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 — 35:29)

1. Обетованное благословение наследуется Иаковом, вместо Исава (25:19 — 28:22)

2. Благословение Иакова на путях его (главы 29−32)

3. Возвращение Иакова в начало моральной деградации в земле его (главы 33−35)

Г. Родословие Исава (36:1−8) Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9 — 37:1)

Е. Родословие (житие) Иакова (37:2 — 50:26)

1. Иосифа продают в Египет (37:2−36)

2. Развращение семьи Иуды и подтверждение Божьего избрания (глава 38)

3. Иосиф я Египте; его восхождение к власти (главы 39−41)

4. Переселение Иакова в Египет (42:1 — 47:27)

5. Обетованное благословение не иссякает (47:28 — 50:26)

толкование Далласской семинарии на Бытие, введение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *