быль что такое для детей

Быль что такое для детей

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Перекликается с теримином «городская легенда» (калька с англ. urban legend ).

Содержание

История

Термины «быличка» и «бывальщина» стали известны в народе не позднее, чем в XIX веке. Слово «быличка» было подслушано братьями Б.М. и Ю.М.Соколовыми у белозерских крестьян и введено в научный оборот.

Более полное изучение быличек началось со второй половины XX в. Э.В.Померанцева предложила чёткое разграничение терминов «быличка» и «бывальщина»: «термин «быличка» соответствует понятию суеверный меморат… От бывальщины, досюльщины, предания, т.е. фабулата…быличка отличается…бесформенностью, единичностью, необобщённостью». [2]

Жанры

В настоящее время нет классификации, которая учитывала бы все особенности суеверных меморатов. Исследователи предлагают различные подходы к изучению данного жанра. Как правило, разнообразный по тематике репертуар быличек и бывальщин фольклористы делят на ряд тематических циклов, где в свою очередь выделяют группы суеверных меморатов. Так, Э.В.Померанцева предлагает классифицировать былички на рассказы:

-о домашних духах (о домовом, баеннике, овиннике, хлевнике),

Другие исследователи предлагают, что бывальщины по жанрам можно разжелить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т.д., но такое деление было бы очень условным. В любой группе бывальщин могли оказаться элементы соседней группы и даже не одной, а нескольких, реалистические образы могли чередоваться с фантастическими, поскольку все зависело от таланта рассказчика, обстоятельств во время импровизации и от состава слушателей.

Содержание

Немаловажную роль при записи быличек имеет не только их тематика, но и ситуация, в которой они рассказаны, и личность повествователя.

Добавляя к реальным фактам нечто свое, образное, фантазируя и сочиняя, они постепенно и сами начинали верить в то, что рассказывали. После нескольких повторений фантастический образ закреплялся, становился для импровизатора как бы реально случившимся фактом.

В отличие от преданий бывальщина жила ровно столько, сколько минут ее рассказывали, но тот или иной сюжет или ход мог всплыть по любому поводу и в любом месте. Кочующие сюжеты теряли, однако, свою прелесть.

По пристрастиям, по преобладанию бытового материала не всегда можно было угадать профессиональную принадлежность рассказчика. Так, сюжет о собаке, оставленной охотником один на один с медведем, мог родиться и в среде, далекой от охоты. Большое число бывальщин создавалось на основе видений, так называемой блазни. Поблазнило — значит показалось, померещилось, случилось нечто сверхъестественное, нездешнее. Бытовые детали таких видений бывают настолько реалистичны, точны и образны, что не верить в рассказ очень трудно. Бывали, с другой стороны, и вполне документальные, невыдуманные бывальщины, пульсирующие у самой кромки фантастического, потустороннего. Если в этом смысле вспомнить литературу, то рассказ И.С.Тургенева «Стучит» — лучший пример. Будучи сам полностью реалистом, писатель как бы оставляет возможность и фантастического толкования обстоятельств: читатель-скептик услышит в тургеневском рассказе стук обычной телеги, а читатель с фантазией — грохот дьявольской колесницы. Кстати, в большой группе народных фантастических бывальщин как раз и используется сюжет с лошадьми, то скачущими в пределы потустороннего, то угоняемыми нечистым, отбирающим вожжи у пьяных возниц и т.д.

Почти все сюжеты гоголевских «Вечеров» да и сам образ рыжего малороссийского пчеловода очень близки русскому Северо-Западу. Таких пасечников кое-где на Севере можно встретить еще и теперь. Родство гоголевских историй с северными бывальщинами удивительно. Вспомним рассказ о дочери сотника и ее мачехе. Страшная кошка с воем исчезла, когда падчерица ударила ее отцовской саблей. Мачеха появляется наутро с завязанной рукой. Тема оборотня с подобным сюжетом звучит и во многих северных бывальщинах, но вместо мачехи может быть колдун, вместо кошки — волк, а сабля может стать хлебным ножом или серпом. Интересно, что в таких рассказах вовсе не каждый раз добрые силы побеждают и торжествуют, хотя нравственная направленность всегда ясна и определенна. У мужика, который в молодости сбросил церковный колокол, начинают сохнуть руки, изменивший своей невесте парень “сгорает” от вина, спивается до смерти и т.д.

Художественная сила народных бывальщин достигает своих пределов как раз на неуловимых стыках реального и фантастического. Плясали, плясали девицы с какими-то уж очень нахальными чужаками, и вдруг один наступил девушке на ногу. Но поскольку каждая деревенская девушка знает разницу между копытом и человеческой ногой, она тут же сообразила, что это за чужаки. В других случаях ничего вроде бы сверхъестественного не происходит, например, дедушка-странник, которого пустили ночевать, накормили и напоили, в благодарность за все это увел из дома всех тараканов. А то вдруг женщина никак не может затопить печь поутру, и выясняется, что причина тому некий ночной грех. Фривольность многих бывальщин нейтрализуется общей нравственной интонацией. Так, оказалось, что неверный муж, взявший у жены деньги на прелюбодейство, имел дело не с бобылкой-соседкой, а со своей же супружницей. Утром, хвалясь перед ним заработком, жена приговаривает: «Сено продадут, дак еще дадут».

Военный фольклор также богат короткими занимательными рассказами. Чудесные истории с часовыми, стоящими на посту, рассказы о нечистой силе, противостоящей солдатской хитрости, перемежаются здесь подлинными эпизодами и интересными случаями, которыми изобиловал фронтовой и солдатский быт. [3]

Источник

Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе. «Быль или небылица».

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей Мария Спирина
Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе. «Быль или небылица».

Воспитатель МДОУ № 33

Спирина Мария Кабдрахимовна

Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы, развивать память, внимание.

1. Познакомить учащихся с устным народным творчеством (небылицы).

2. Развивать связную речь, память, логическое мышление и фантазию.

3. Расширять кругозор и любознательность детей.

4. Воспитывать умение находить небылицы, отличать реальные события от вымышленных.

5. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр мультфильмов по мотивам произведений К. И. Чуковского.

Методы и приемы: наглядный (иллюстрации к русским народным небылицам, сказкам К.Чуковского: «Тараканище», «Путаница», словесный (загадки, практический (использование фланелеграфа и героев из разных сказок).

Материал и оборудование: фланелеграф, набор героев из разных сказок на липучках, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия:Воспитатель: Ребята, знаете ли вы,что такое небылицы? (Ответы детей).

Небылицы – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках.

Сегодня мы с вами побываем «В гостях у сказки» и узнаем, где в сказке быль, а где небылица.

Сначала отгадайте загадки о героях из разных сказок:

Круглый, вкусный и румяный,

Он не слушал деда с бабой.

Прямо с печки, прыг да скок,

Колобок с крыльца скатился,

По тропинке в лес пустился.

Вслед ему, зубами щелк,

Выскочил голодный (Волк).

Он не низок не высок

Стоит в поле… (Теремок).

Изловил на склоне лет.

Попросил у рыбки кепку

И обхватов в десять (Репку)

Репку дружно тянут с грядки

Утром в качестве зарядки

Дедка, бабка, кошка, внучка,

Мышка и собака… (Жучка).

Воспитатель: Я принесла вам волшебную книгу – «Книгу сказок». В ней собраны иллюстрации из разных сказок. Внимательно послушайте, посмотрите и скажите, где правда, а где вымысел? (Иллюстрации из русских народных небылиц, сказок К.Чуковского: «Тараканище», «Путаница»).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть и отдохнуть.

Отдых наш физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали

Руки к верху все подняли

Сели, встали, сели, встали

Ванькой – встанькой словно стали,

А потом пустились в вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Мы немного встрепенулись

В сказку мы опять вернулись.

Будем сказку сочинять

Дружно всем показывать.

Ребята, а какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

Какие герои бывают в сказках? (Злые и добрые, красивые и некрасивые).

Назовите своих любимых сказочных героев? (Ответы детей).

Хотите побыть настоящими сказочниками, сочинить и показать свою сказку (Ответы детей). На столах у ребят фланелеграф с героями и декорациями из сказок. Дети по картинкам составляют небольшой описательный рассказ.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами побывали в «Гостях у сказки», посмотрели волшебную «Книгу сказок», и узнали, что в сказках есть быль (правда) и небылица (вымысел). Давайте с вами закрепим наше занятие игрой «Быль или небылица».

Игра «Быль или небылица».

Дети встают полукругом напротив воспитателя. Воспитатель читает двустишия и если то,что может случиться в жизни (быль, надо встать и поднять руки над головой, а то,чего быть не может (небылица, нужно присесть на корточки.

Подарила Мише Света

Восемь ног и шесть ушей.

Мальчик Петя на прогулке

Собирал с деревьев булки.

Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны

По утрам едят бананы.

Петушок, пропев зарю,

Молодой рыбак Федот

В лодке по реке плывет.

Муха с кухни у Антошки

Вилку унесла и ложку.

Воспитатель: Ребята вам понравилось «В гостях у Сказки»? Мы с вами обязательно сюда еще не раз вернемся.

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы» Тема урока: «Небылицы» Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы,.

Игра «Небылицы» — развиваем речевое творчество и фантазию Игра «Небылицы» Предлагаю Вашему вниманию игру «Небылицы», направленную на развитие творческого мышления, воображения и речевого творчества.

Источник

Быль что такое для детей

Смотреть что такое «быль» в других словарях:

быль — быль, и … Русский орфографический словарь

быльё — Былие, быльё. Необходимо сразу же отметить, что принципы гнездования, применявшиеся в первых трех томах нашего Словаря [семнадцатитомного академического «Словаря современного русского литературного языка». Л. А.], были мало продуманы и иногда не… … История слов

БЫЛЬЁ — БЫЛЬЁ, былья, ср. (устар.). Трава. Теперь только в выражении: быльём поросло забыто. «Было и прошло и быльём поросло.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЫЛЬЁ — БЫЛЬЁ, я, ср., собир. (обл.). Трава, стебли травы. • Быльём поросло что (разг.) было давно и окончательно забыто. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

быльё — быльё, былья, былья, былей, былью, быльям, быльё, былья, быльём, быльями, былье, быльях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

быль — Быля, быль вельможа, боярин (1): А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. 26 27. Не боися быля се бо… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

быльё — быльё, я; быльём поросло … Русское словесное ударение

БЫЛЬ — БЫЛЬ, были, жен. 1. То, что было (в поговорках). Были молодцу не укор. 2. Рассказ о действительном происшествии; ант. небылица (устар.). «И к былям небылиц без счету прилыгал.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЫЛЬ — БЫЛЬ, и, жен. 1. То, что было в прошлом (устар.). Б. молодцу не укор (укора) (посл.). 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Рассказывают и б. и небыль. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

быльё — быльё, я (быльём поросл о) … Русский орфографический словарь

Источник

Технологическая карта для проведения занятия по развитию речи «С. Михалков «Быль для детей» в старшей группе

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей Коваленко Мирослава
Технологическая карта для проведения занятия по развитию речи «С. Михалков «Быль для детей» в старшей группе

Дата проведения: 8 Мая 2019г.

Образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности: Развитие речи

Тема: «С. Михалков «Быль для детей»»(в сокращении.)

Цель:Обобщить представления о Великой Отечественной войне и защите Родины.

Образовательные задачи: Обобщить представления о Великой Отечественной войне и защите родины.

Развивающие задачи: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ.

Воспитательные задачи:Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат.

Материалы и оборудование: репродукции картин ВОВ, лэпбук ВОВ.

Ход деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение С. Михалкова «Быль для детей» и подумать почему оно так называется.

Педагог читает стихотворение

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Чтобы было все для немцев,

А для русских и для прочих,

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

Мы живем в стране Советской,

Признаем язык немецкий,

Итальянский, датский, шведский

И турецкий признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?»

И от моря и до моря

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Хватит нефти для моторов,

«Я богатствами владею,

Их не счесть, хоть век считай!

Так откликнулся Алтай.

«Мы оставшихся без крова

В дом к себе принять готовы,

«Будет каждый верный воин

И накормлен и напоен,

О чем это стихотворение?

Почему оно называется быль?

Что хотели сделать фашисты с нашей страной?

Как ответили на это русские люди?

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»

Как работали наши люди в тылу, чтобы обеспечить победу?

Как сражались наши люди на фронтах?

Не расскажешь даже в сказке,

Ни словами, ни пером,

Как с врагов летели каски

Под Москвой и под Орлом.

Как, на запад наступая,

Наши братья и отцы.

Как залечивают раны

Как праздновали победу?

Что мы должны помнить о тех грозных городах, кого благодарить?

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

В конце занятия, дать возможность каждому ребенку сказать как он понял это стихотворение. Что значит для нас горькое слово «война»

1. Когда началсь ВОВ?

2. Когда закончилась?

3. С кем воевали наши прадеды?

Карту подготовил: Коваленко М. Н.

Технологическая карта для проведения ХЭР по лепке «Виды спорта» в старшей группе Технологическая карта Дата проведения: 19 Апреля 2019г. Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная.

Технологическая карта для проведения занятия по лепке в старшей группе «Пограничник с собакой» Тех. карта для проведения занятия по ХЭР «Лепка» в старшей группе. «Пограничник с собакой» Технологическая карта Дата проведения: 22 Февраля.

Технологическая карта для проведения занятия по рисованию «Зимний лес» в старшей группе Тематическая неделя» Зимний лес» Технологическая карта Дата проведения: 21 Декабря 2018 Образовательная область: Художественно – эстетическое.

Технологическая карта к итоговому занятию по развитию речи в старшей группе Технологическая карта к итоговому заданию КПК Тема: В. Сутеев «Кораблик» Цель: Продолжать прививать любовь к своей Родине, вызывать интерес.

Технологическая карта проведения дидактической игры в старшей группе «Борщ и компот» Название игры: «Борщ и компот» Возрастная группа: старшая групп; Дидактическая задача: Закреплять с детьми название «овощей и фруктов»;.

Технологическая карта проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Кинотеатр» Название игры: «Кинотеатр» Возраст: дети старшего дошкольного возраста; Цель: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Технологическая карта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Моя любимая игрушка» Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Раздел: Развитие речи. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель:.

Источник

Презентация к уроку литературного чтения на тему С.В. Михалков «Быль для детей» (2 класс)

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сергей Владимирович Михалков «Быль для детей»

Быль- это прозаическое или стихотворное произведение о действительных событиях.

Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – писатель, поэт, драматург, председатель Союза писателей России, автор гимнов СССР, политический деятель.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Сергей Владимирович Михалков «Быль для детей»

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Номер материала: ДБ-493790

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год

Время чтения: 3 минуты

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

быль что такое для детей. Смотреть фото быль что такое для детей. Смотреть картинку быль что такое для детей. Картинка про быль что такое для детей. Фото быль что такое для детей

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *