буртасы что это значит
Родившись на пензенской земле я не мог пройти мимо исследования своих этнических корней. Не только своих, но и и всех моих земляков.
3. Сколоты были земледельцами. После нашествия гуннов, они бежали из Приазовья, поднявшись по Дону и Хопру и поселившись в черноземных районах. Сохранились топонимы Колышлей, Колтовское, которые хранят о них память. Сколоты поклонялись солнцу – Коло. Своих служителей богу они называли колдунами. Обряд вызова дождя заключался в том, что колдуны дули на чашу с заговоренной водой, чтоб она поднялась в небо к Солнцу и пролилась на поля живительной влагой.
Учитывая, что Византия с принятием христианства отвергала рабовладение, работников нанимали. Нанимали за дешевые украшения, утварь и инструмент. При раскопках Давыдовского городища (Тамбовская обл.) найдены янтарные бусы и стеклянная бусина первых веков нашей эры. За работу со строителями расплачивались и деньгами. Клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховкие поселения в районе валов. В отдельных кладах находят ло 1000 монет и более.
На пензенской земле также найдены и римские монеты того времени. Но металлические кругляшки (монеты) интересовали только лишь модниц, украшавших ими одежду. Торговых поселений в округе еще не было, Волжский торговый путь появился при хазарском каганате. Из монет делали серьги, браслеты и ожерелья. Эту версию подтверждают и археологические находки. Так, в мордовском могильнике раннего средневековья нашли римскую шпору. Снаряжение римского всадника в качестве подвески могли использовать волхвы или колдуны.
Однако основной расчетной единицей за работу мог быть породистый скот – овцы и козы. Их можно было перегонять на большие расстояния. Скорее всего именно козы и овцы вытоптали первую дорогу от Киева до Булгара.
Тогда же в хозяйствах буртасов появился невиданный скот – свиньи. После говядины и конины, их мясо считалось большим деликатесом. На западе свиней держали уже в I тысячелетии до нашей эры. В сочинениях арабских хронистов сообщается, что анты и вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.
При строительстве валов в бревенчатые опалубки засыпали камни и землю и тщательно утрамбовывали. Работников выполнявших такую работу качественно и быстро анты называли буртасами – лучшими землеустроителями. Таких среди наших предков было много. В какой-то мере это объяснялось широкой стопой наших предков, более производительной при трамбовке. Интересно, что пензенцев до сих пор нет-нет и назовут толстопятыми. Вот вам отголосок «старины глубокой».
Возвращались древние «шабашники» не с пустыми руками и с гордостью называли себя буртасами. Самоназвание просуществовало несколько веков.
Буртасы были не только хорошими строителями, но и воинами – сражались и конными и пешими. Численность народа буртасов определить сложно. Единственное упоминание о том, что этот народ мог выставить 10-тысячное войско дает нам лишь примерную цифру от 50 до 100 тысяч – от каждой семьи выставлялось по воину.
Единая вера буртасов неизвестна. Но уже в IV веке аланам-асам было известно христианство. Возможно, удаленность от его центров на Кавказе помешало состояться буртасам состоятся как единому народу. Последующие попытки привить буртасам ислам от булгар и иудаизм от хазар не увенчались успехом. Хотя в противостоянии между арабами и хазарами буртасы выступили на стороне хазар. Они участвовали в одном из главных сражений между ними. Состоялось оно при походе арабского войска на Булгар и место этой битвы в наших краях пока не определено.
Есть несколько версий исчезновения этого народа.
Основная – ассимиляция, растворение в собирательном русском этносе.
Однако, есть мнение европейских исследователей, что их насильно рекрутировал в свою Орду Чингисхан. И лучшие представители народа буртасов сложили свои головы в Панонии (Венгрия).
Возможно, мы никогда не узнаем, куда на самом деле подевались буртасы. Мы только будем хранить и передавать их гены нашим потомкам.
Буртасы: тюрки, аланы или мордовское население?
О буртасах упоминают арабские источники, но к сожалению фрагментарно. В целом, до середины 20-го века буртасов считали мордовским народом. В 1960-м Б.А. Васильев в статье «Проблема буртасов и мордва» приходит к выводу, что мажары (предки мишарей) тождественны буртасам. Позднее Д.М. Исхаков аргументированно заметил, что мишари образовались в результате смешения нескольких групп.
По исследованиям М. Р. Полесских в 1950-х в Пензенской области были открыты городища и селища 11- нач.13 века, а в них найдена керамика, близкая к образцам Волжской Булгарии. Было высказано предположение, что это буртасы, которые переселились из Хазарии, после разгрома каганата Святославом.
Факту булгаризации «буртасов» противоречит и отсутствие в Посурье 11-12 веков мусульманских могильников, в то время, как Волжская Булгария, принявшая ислам в 10 веке, в это время как раз активно распространяла ислам. Эрзяне и мокшане же никогда массово не исповедывали его.
А. В. Расторопов считал буртасов близкими к венграм (мадьярам)
В трудах арабских деятелей говорится, что от столицы Хазарии г. Итиля, располагавшегося где-то неподалеку от дельты Волги, до ближней границы буртасов 20 дней пути, а до дальней еще 15. Другое дело, что Итиль так и не найден.
О землях севернее и западнее Среднего Поволжья, арабские авторы имели весьма отдаленные, чисто теоретические представления и располагали там владения библейских народов Гог и Магог, а также пролив, который якобы связывал Средиземное море с окружающим Океаном, ограничивавшим северные земли, и делил надвое территорию, занятую славянами.
Как отмечает Г. Е. Афанасьев, 150-летний период обсуждения буртасской проблемы наглядно показал бесперспективность ее решения, исходя из географической локализации по письменным источникам
Точно нельзя определить: какая река действительно изображена: Итиль (Волга), Кама или Ока.
Описание быта и погребения
Отсутствует информация о целях данных набегов, в то время как при описании походов русов, болгар и мадьяров неизменно говорится об их организации с целью захвата пленных для обращения их в рабство, что может свидетельствовать о неразвитости у буртасов раннеклассовых отношений.
А что касается лошадей: например, среди 20 мужских погребений Степановского могильника, большая часть которых относится ко второй половине 9 — 10 вв., 30 % содержали конское снаряжение — удила, стремена, детали уздечек.
В Пановском и Елизавет-Михайловском могильниках таких погребений зафиксировано 20 — 23 %. Позже их количество резко сокращается, и в могильниках 11 — 13 вв. они составляют всего 5 %16. Ставицкий пишет, что, это может быть связано с распространением пахотного земледелия, в результате которого лошадь из ездового животного превратилась в тягловое, и уже не использовалась в боевых действиях.
— это два дротика, топор и лук, панциря и кольчуги у них нет, лошадь имеет не всякий, а только
3) В лесостепном варианте салтово-маяцкой культуры ( Г. Е. Афанасьев отождествляет его с буртасами). Вооружение аланов в катакомбных погребениях состояло из сабли, топорика, лука со стрелами (отсутствуют копья-дротики), для гипотетических «болгарских» погребений — сабля, копье, лук со стрелами (топоры встречаются крайне редко), для погребений с трупосожжением характерны: сабля, копье, кинжал, лук (топоры отсутствуют)
Преимущественно луками и стрелами были вооружены воины, погребенные в Армиевском могильнике. На сто десять воинских захоронений здесь приходится всего 10 наконечников копий (причем три найдены в одном погребении и являются кавалерийскими пиками) и три боевых топора-чекана. Еще в 6 погребениях найдены топоры-кельты.
Ибн Руста и Гардизи сообщают, что у буртасов нет верховного главы, кто бы управлял ими, в каждом селении имеется по одному или по два старейшины, к которым обращаются они в своих распрях. По мнению А. Е. Алиховой, в то время у среднецнинской мордвы наблюдался процесс распада родовых отношений, которые приобрели феодальный характер только к 12 в.
У алан того времени явно прослеживается глубокая имущественная дифференциация.
В текстах «Каспийского свода» неоднократно упоминаются купцы хорезмийцев, хазар, болгар и русов, но нет ни одного упоминания о ведении торговли буртасами, хотя неоднократно говорится, что их страна богата товарами различного рода (мехами)
Погребения: Ибн Русте говорит, что одни буртасы сжигают своих покойников, а другие —
хоронят, что также характерно для средне-цнинских могильников. По
подсчетам А. Е. Алиховой, 22 % погребений с трупосожжениями составляют
в Серповском могильнике, 27 % погребений с трупосожжениями было зафиксировано
при раскопках Лядинского могильника.
А. Х. Халиков считает, что данному критерию отвечают и материалы Армиевского могильника.
Вместе с тем он утверждает, что абсолютно господствующим здесь
был обряд двух-актного захоронения, по которому
первоначально останки умершего находились
в какой-то наземной камере, и только после этого они сбрасывались в могилу или
Маловероятно, что столь яркая и необычная обрядность основных жителей Армиевского круга могла бы остаться вне поля зрения арабских авторов, которые уделяли ей очень большое внимание. Например, Ибн Русте помимо сообщения о погребальных обычаях буртасов, подробно описывает обряд захоронения у славян, отмечая при этом, что умерших они хоронят под курганами, а Ибн Фадлан сам лично присутствовал на похоронах одного знатного руса.
Именно для мордовских памятников характерны рассеянное расположение и использование деревянных жилищ, о чем сообщают, описывая поселения буртасов, Аль-Балхи и Ибн-Хаукаль, в то время как у полукочевых народов, даже после их перехода к оседлому образу жизни, долгое
время сохранялись юрто-образные жилища, которые продолжали бытовать
наряду с полуземлянками.
Самым важным сообщением в пользу «мордовской гипотезы» является факт явного отличия языка буртасов от языков хазар, булгар, русов. А употребление аль-Масуди этнонима «тюрок» также можно обяхяснить тем, что тюрки считались потоками Йафета. Так именовали арабы и алан, подобно грекам, именовавшим многих скифами.
Название «буртасы» вполне могло перейти на тюркоязычное и иное население Верхнего Посурья в 11-12 веках.
К слову, река Итиль это нынешняя Кама и Волга с вместе впадения Камы. Это и исторически верно, и гидрологически.
Бригаду скорой помощи во Владимирской области могут уволить после того, как они спасли жизнь девушке
Два фельдшера и водитель бригады отказались возвращать домой пациентку с коронавирусом в тяжелом состоянии. Они получили выговоры и были лишены премии, рассказала фельдшер Анна Воеводина.
«Катали в машине скорой помощи тяжелую больную с диагнозом СOVID-19. Двусторонняя пневмония, поражение 80%. Кт-4. Именно «катали», так как нигде не брали (ковидные госпитали), даже отказ нам не писали. Написан отказ в одной больнице, в другой на словах, даже не смотрели больную дежурные врачи.
Сатурация 79−82. На кислороде надышали до 94, десять минут — и снова падает (критическая сатурация). Звоним своему главному врачу, а она (через диспетчера) говорит везти домой. Это как?
БРИГАДА СМП, КОТОРАЯ РАДИ СПАСЕНИЯ ПАЦИЕНТКИ ПРИВЕЗЛА ЕЕ К АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОД УГРОЗОЙ УВОЛЬНЕНИЯ
Не перестаю поражаться цинизму, в котором погрязло наше здравоохранение. «Система» нашла стрелочников, виноватых в том, что в больницах Владимирской области не хватает мест для ковидных больных, а бригады скорой помощи часами не могут госпитализировать тяжелых пациентов. Оказывается, это медики ОСМП из г. Радужного.
Вот что написала нам вчера вечером фельдшер Анна Воеводина.
«Здравствуйте. Никогда не жаловалась и не обращалась особо за помощью, но тут не знаю что делать.
17 октября в районе 4-5 часов (утра) катали в машине скорой помощи тяжелую больную с диагнозом СOVID-19. Двусторонняя пневмония, поражение 80%. Кт-4.
Именно «катали», так как нигде не брали (ковидные госпитали), даже отказ нам не писали. Написан отказ в одной больнице, в другой на словах, даже не смотрели больную дежурные врачи.
Звоним своему главному врачу, а она (через диспетчера) говорит везти домой. Это как.
Диспетчер обзвонил все ковидные госпитали области, на тот момент мест не было.
Кислород в машине закончился.
Ну что же, мы поехали к областной администрации город Владимир, постояли там и нам нашли место через 27 минут, точнее, нашей больной.
Итог такой, что теперь главный врач требует от нас объяснительные, хотя сама говорила везти больную домой.
Занялась этим делом прокуратура, которая дала предписание.
А сегодня стало известно, что будут решать, выговор нам или уволят.
Что нам делать? Что посоветуете или подскажете?»
Стали разбираться. Выяснилось, что за приезд к администрации вся бригада (два фельдшерам и водитель), а также диспетчер, уже получили выговоры и были лишены стимулирующих выплат. (Фото приказа прилагаю).
Отмечу, что людей наказали фактически за действия, направленные на спасение жизни пациентки в условиях организационного бардака в областном здравоохранении.
Но этого оказалось недостаточно. Теперь в больницу поступило предписание прокуратуры с требованием привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в возмутительной «акции» у областного правительства, и главврач снова затребовал у всех четырех сотрудников объяснительные.
Лично я считаю, что к ответственности должна быть привлечена главный врач, «рекомендовавшая» бригаде везти пациентку с 80-процентным поражением легких и критической сатурацией обратно домой, а не бригада, добившаяся в итоге ее госпитализации.
Однако у прокуратуры, похоже, другое мнение. С одной стороны, в своем предписании она подтверждает, что бригада получала отказы в госпитализации: «Сотрудникам бригады скорой помощи было принято решение о транспортировке пациента в ГБУЗ ВО «ГБ № 6 г. Владимира», а далее в ГБУЗ ВО «ОКБ». Однако в обоих медицинских учреждениях им было отказано в госпитализации пациента по причине отсутствия койко-мест, после чего они проследовали к администрации Владимирской области».
В то же время, прокуратура заявляет: «Проверкой установлено, что правовых оснований у бригады скорой помощи транспортировки пациента к зданию администрации Владимирской области не имелось, более того, это могло создать угрозу жизни и здоровью ***».
Оказывается, бригада пыталась угробить пациентку, а не спасти ей жизнь, даже ценой риска вызвать гнев высокого начальства. Я понимаю, конечно, что руководству Владимирской области крайне неприятно, что в течение нескольких месяцев это уже третий случай, когда медики именно таким вот образом пытаются ускорить госпитализацию больных, а катастрофическая ситуация с местами в ковидных стационарах региона предается огласке. Но зачем прокуратуре играть в эти игры?
Я, кстати, специально попросил Анну пояснить, как можно рассматривать ожидание койко-места для пациентки именно у администрации области с точки зрения логистики. На что она сообщила, что в условиях неопределенности, куда в конечном счете будет госпитализирована пациентка, дислокация автомобиля СМП у здания областного правительства была наиболее оптимальна. В трёх минутах от него находится городская больница № 2, где тоже на тот момент был ковидный госпиталь.
Кроме того, маршрут по улице рядом со зданием областной администрации более удобен через центр города, где много лежачих «полицейских» и пешеходных переходов. Именно маршрутом через обладминистрацию двигался автомобиль бригады от ГБ № 6 (где делали КТ больной и где, бригаде отказали в госпитализации) в областную больницу (где тоже отказали в госпитализации пациентки).
Все это хорошо видно на карте навигатора (тоже прилагаю)
Юридическая служба профсоюза «Действие» взяла ситуацию под свой контроль. В ходе подготовки объяснительных, кстати, всплыли факты, свидетельствующие, с нашей точки зрения о признаках халатности в действиях (бездействии) должностных лиц администрации горбольницы в г. Радужный.
Уже вынесенные выговоры будут оспорены в судебном порядке.
Но, безусловно, нужна общественная огласка всей этой ситуации. Всех прошу о помощи. Не дадим честных работников скорой помощи в обиду!
Желание
Можно хватит?
Важность одной буквы xD
Ответит ли дзюдоист Бадриашвили и его приятель Мигунов за избиение посетителей кафе в Саранске?
36-летний дзюдоист Сергей Бадриашвили и его товарищи, избившие двух женщин и мужчину, хотят «замять дело»! Инцидент произошел в ночь на 30 октября в одном из саранских кафе. Потерпевшие получили сотрясение мозга и другие травмы. Бадриашвили вместе с другом Сергеем Мигуновым провели ночь в отделении полиции. После этого адвокат спортсмена начал «прощупывать почву» для улаживания конфликта «по-хорошему». Но пострадавшие не согласны. Они требуют наказать виновных по всей строгости закона. Продолжение скандальной темы — в материале Светланы Лазаревой.
Бригада скорой помощи отвезла Михаила в больницу. Врачи настаивали на госпитализации, но мужчина отказался из-за угрозы заболеть ковидом. «Три дня не мог ходить, все тело болело, — рассказывает пострадавший. — Ноги и руки в синяках и кровоподтеках. Левый глаз первое время вообще ничего не видел. Самочувствие было плохое, но на работу пришлось выйти. Я тружусь в автосервисе, который обслуживает клиентов со всей России. Меня многие знают и относятся с уважением… Впервые столкнулся с таким зверским поведением людей. Такое ощущение, что вернулись страшные 1990-е! И этим спортсменам родители доверяют своих детей! Да их же в клетках держать надо! Очень удивился, когда узнал, что Бадриашвили и Мигунова не заставили сделать тест на содержание в крови запрещенных веществ. Было ощущение, что они находились под воздействием таких препаратов». Михаил собирается написать жалобу в Министерство спорта РМ. Он не хочет, чтобы Бадриашвили допускали к детям…
Кстати, Ирина успела записать происходящее в кафе на камеру мобильного телефона. На видео слышно, как Сергей Мигунов обзывает женщину и ее мать нецензурными словами. Когда запись выложили в интернет-сообществе «Столицы С», большинство пользователей встали на сторону потерпевших. Советовали не сдаваться и найти хорошего адвоката. Спустя некоторое время появились негативные комментарии. «Компромат» начал писать некий Сергей Веревкин: «Этих двух якобы потерпевших знает весь город. И Москву они покоряли. Людмила — эскорт, Ирина — неоднократно привлекалась к административной ответственности за проституцию…» Молодому человеку, попытавшемуся в комментариях заступиться за женщин, Веревкин ответил, что те «отблагодарят» его «трихомонагой» и «хламидиями». По словам потерпевших, под этим ником скрывается Сергей Мигунов. Им удалось вычислить его фейковый аккаунт. После этого Мигунов удалил свое сообщение.
«За публичные оскорбления и клевету этот человек должен понести наказание, — говорит Ирина. — Если Мигунов думает, что вместе с Бадриашвили выйдет сухим из воды, то сильно ошибается. Они считают себя звездами и хозяевами жизни, а на самом деле — обычные хулиганы, терроризирующие нормальных граждан. Было бы, конечно, здорово, если бы удалось достать записи видеокамер в кафе. Но, думаю, их уже не существует… Кстати, эти спортсмены не только нас оскорбляли, но и на полицейских кидались. Обзывали «мусорами» и «сучарами», постоянно угрожали». Потерпевшие написали заявления в правоохранительные органы и надеются, что обидчики не останутся безнаказанными. По словам Ирины, если этого не произойдет, она обратится за помощью на федеральные телеканалы…
Буртасы
Буртасы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.
Содержание
История
Буртасы жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в X в., в русских литературных памятниках — с XII в. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. [1]
В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. [2] [3] [4]
В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов.
С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. [1]
После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. [1]
В XI в. продвинулись далее на северо-запад, в верхний бассейн Суры и частично Мокши и Цны (ср. например, река Буртас на западе Пензенской области). [1]
Около г. Городище Пензенской области расположены останки древнего города Буртас.
Буртасы оказали влияние на формирование культуры мишарей. [5] [1]
Теории происхождения
Алано-асская
Тюркская теория
Финно-угорская
Занятия
Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами.
См. также
Примечания
По этнокультурному определению буртас в результате двухсотлетнего изучения сложилось множество точек зрения, которые можно объединить в 3 основные: тюркская, аланская и мордовская (наименее распространенная). Буртасы//Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор Д. З. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009, С.55.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Буртасы» в других словарях:
БУРТАСЫ — племенной союз 5 11 вв. в Ср. и Н. Поволжье. Сельское хозяйство, охота. С 7 в. под властью Хазарского каганата, затем Киевского государства. Ассимилированы волжско камскими болгарами и другими народами Поволжья … Большой Энциклопедический словарь
БУРТАСЫ — БУРТАСЫ, племенной союз в Среднем и Нижнем Поволжье. Упомянуты в сочинениях арабских и иранских писателей с 9 в. Занимались земледелием и скотоводством. В 9 начале 10 вв. зависели от Хазарского каганата. Ассимилированы волж ско камскими болгарами … Русская история
буртасы — народ, обитавший на правобережье средней и нижней Волги. Известны с IX в. по сочинениям арабских писателей. Этническое происхождение не установлено. Занимались земледелием и скотоводством. В IX начале X вв. зависели от Хазарского каганата. Часть … Энциклопедический словарь
буртасы — мн. – народ на средней Волге, только др. русск., в так наз. Слове о погибели русской земли (Гудзий, Хрестом. 146), также Сказ. Мам., 2 ред. (Шамбинаго, Поб. Мам. 4). Часто упоминается в араб. источниках как Burdās (ибн Руста Аль Бекри и др.; см.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Буртасы — племенное объединение, располагавшееся в 5 11 вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Б. впервые упоминаются арабскими авторами в 10 в., в русских литературных памятниках с 13 в. Б. занимались… … Большая советская энциклопедия
БУРТАСЫ — племя, известное вост. авторам с 8 в.; обитало по берегам Волги от совр. Сызрани примерно до Волгограда. Б. занимались земледелием и скотоводством. Вместе с родственными им мордовскими племенами составляли племенной союз, подчиненный в 9 нач. 10… … Советская историческая энциклопедия
Буртасы — племя, обитавшее с 9 в. на правом берегу ср. теч. Волги, к Ю. З. от камских болгар. Вост. писатели рисуют Б. как земледельцев и охотников. В 8 в. и 1 й пол. 9 в. Б. явл. данниками хазар; после разгрома хазар руссами (965) они экономич. и … Древний мир. Энциклопедический словарь
Буртасы — 429230, Чувашской Республики, Вурнарского … Населённые пункты и индексы России
Буртасы (значения) — Буртасы названия сёл: Буртасы в Вурнарском районе Чувашии; Буртасы в Урмарском районе Чувашии; Буртасы в Кайбицком районе Татарстана. Буртасы племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги.… … Википедия