введение во храм пресвятой богородицы что едят
История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.
Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.
Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.
Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).
После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.
Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.
Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?
Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.
Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи
Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». Читать далее
Тропарь праздника
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак праздника
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Православная Жизнь
Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314
Возникновение праздника
4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.
Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.
Что Церковь вспоминает?
Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.
И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.
С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.
Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.
Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.
Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.
С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.
История утверждения праздника
Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).
Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.
На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.
В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.
Праздничное богослужение
Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.
Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».
Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.
Сакральный смысл праздника
Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.
После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.
Почему этот праздник особенный?
Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.
Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.
«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».
Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.
Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.
Честно служи, ни о чем не тужи
Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.
Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла, как главное дело своей жизни.
Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.
Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).
Что важно сделать в этот день?
Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.
Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы: что можно и нельзя делать 4 декабря
В этот день верующие посещают храмы и церкви, участвуют в торжественном богослужении и возносят молитвы Божией Матери. День праздника выпадает на время Рождественского поста, однако Церковь делает послабление, и к этому дню верующие смогут не только приготовить постные блюда, но и полакомиться рыбой.
Предпраздничный день, который выпадает на 3 декабря, это время строгого поста, который напоминает верующим о том, что порой для достижения большего нужно пройти путь лишений, но не упасть духом и не стать жертвой происков злых сил, а укрепиться в вере и продолжать свое праведное дело.
Что можно делать на Введение во храм 4 декабря 2021 года
В день церковного праздника ходят в храмы и церкви, чтобы помолиться перед святыми ликами. Церковнослужители напоминают, что нет ничего страшного в домашних молитвах, особенно когда высок риск заболеваний. Тем, кто по каким-либо причинам не может посетить церковь, можно молиться перед домашним иконостасом.
Молитвы в день праздника помогают не только духовно расти, но и заручиться поддержкой Богородицы. В праздник Введения обязательно молятся за детей, чтобы оградить их от бед. Молятся и за здравие близких, чтобы помочь им преодолеть болезни.
Праздник Введения отмечают скромной пищей, приглашая на обед членов семьи и самых близких друзей. В это время принято радоваться, но не устраивать шумных гуляний и не посещать увеселительные мероприятия.
Традиционно в день праздника на первую исповедь приводят детей, знакомят их с церковными правилами. Считается, что с семи лет ребенок должен быть введен в храм, чтобы соприкоснуться с благодатью Господа.
В день праздника можно убираться, готовить и стирать, особенно тем, кто ухаживает за малолетними детьми, пожилыми и тяжелобольными людьми. Чистота — залог здоровья, однако в праздничный день не стоит затевать генеральную уборку.
Какие существуют запреты на Введение во Храм 4 декабря
В великий праздник по возможности оставляют тяжелую работу и не занимаются домашними делами, если в них нет особой нужды. Время проводят в молитвах и размышлениях, чтобы очистить души от скверны, а разум — от дурных помыслов. Церковь не запрещает заниматься бытовой рутиной, однако перед началом всякого дела стоит заручиться поддержкой через молитву.
4 декабря не сквернословят и гонят от себя дурные мысли. Это время радости и духовного развития. Споры и конфликты не приведут ни к чему хорошему, а лишь разгневают небеса и будут развращать души. Также в праздничный день с древних времен не отказывают ближним в посильной помощи.
В день Введения продолжается пост, и на столе присутствуют постные продукты. 4 декабря церковь делает послабление, и в этот день можно употреблять в пищу рыбу.
В светлый праздник молятся Богородице, чтобы очиститься от грехов и обрести покровительство небес. Этот день важен для каждого, кто стремится к свету. Помолитесь Божией Матери, и молитвы будут услышаны.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать о празднике?
4 декабря православная Церковь отмечает праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень теплое, трепетное, отношение к образу Пресвятой Богородицы. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает беды и душевную боль каждого.
Отдать дитя в храм? Как это возможно?
Согласно протоевангелию от Иакова, родители Девы Марии – святые Иоаким и Анна – долго были бездетными и очень хотели иметь ребенка. Супруги пообещали, что если у них родится малыш, то они посвятят его Богу. Господь услышал их молитвы, и на свет появилась девочка, которую назвали Мариам. В четырехлетнем возрасте ребенка отдали в храм, куда она вошла с радостью и глубоким доверием. Именно памяти об этом событии и посвящен сегодняшний праздник.
В нашей современной традиции трудно себе представить, чтобы родители своими руками отдали кому-то единственного долгожданного ребенка, да еще практически во младенческом возрасте. Но для того времени это было нормой. «Великий смысл деторождения в те ветхозаветные времена заключался именно в том, что нужно было родить дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью. Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род, а не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. То же самое мы видим, когда сама Дева Мария становится матерью Мессии-Христа».
Фото: Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)
По преданию, юная Мария вошла в храм, как в дом родной. И первосвященник ввел ее во святое святых иерусалимского храма, куда мог входить только он один. «Чтобы понять смысл этого сюжета, который кому-то покажется фантастическим, нужно вспомнить, что для нас Богоматерь олицетворяет Божий народ, – говорит отец Георгий Кочетков. – И вот новый народ Христов, начатком которого является Дева Мария, вводится во святое святых, где пребывала Божественная Слава, известная людям с ветхозаветных времен». Так главная мысль предания становится и понятной, и символичной.
«Быть своим для Бога»: как оказаться заново введенным во храм?
Почему же сейчас многие верующие утеряли эту способность чувствовать себя в храме на своем месте, как в доме родном? Об этом в интервью корреспонденту «МИР 24» рассказал преподаватель богословия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета чтец Кирилл Алексин:
.
«Мне кажется, нельзя говорить, что сегодня все люди эту возможность утеряли. Просто для того, чтобы в Божьем Доме чувствовать себя дома, нужно для Бога быть своим. Святой апостол Павел в Послании к Эфесянам пишет, что Иисус пришел для того, чтоб уничтожить разделения между людьми и между человеком и Богом. И это произошло через Жертву Христа, через то, что Он за нас пролил Свою кровь. И так создал нового человека. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
А как стать Богу своим? По словам чтеца Кирилла Алексина, для этого необходимо участвовать в жизни Церкви, находиться в общении с Богом через таинства исповеди и причастия. Без этого храм будет для нас лишь местом для решения каких-то текущих проблем, но не домом.
«А еще дом – это чаще всего не то место, где мы одни с нашими шкафами и креслами, а место, общее для нас и наших близких. Так и церковь – это не пространство личного общения индивида с Богом, но то место, где мы как личности открываемся друг другу и вместе – Богу, – говорит преподаватель православного университета. – Что этому мешает? В первую очередь – потребительская установка, когда мы чего-то ждем от Бога, от Церкви, а сами при этом не готовы отдавать Богу и Церкви (то есть людям, нашим товарищам по христианской вере) то, чем мы богаты, чем мы можем послужить ближнему».
Поэтому в День введения во храм Пресвятой Богородицы самое время задуматься, в чем может состоять наша служба, как мы можем помочь кому-то прямо сейчас. «Самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям и близким, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить», – говорит отец Георгий.
Не только просить, но и помогать
Как же людям заново почувствовать себя введенными во Храм? «Каждый из нас проходил через воцерковление, которое отсылает нас к событиям Введения во Храм Пресвятой Богородицы, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Обычно оно совершается после крещения человека. Если это происходило с нами в детстве, то мы об этом обычно не помним. Но каждый из нас в какой-то момент пришел в храм осознанно, понимая, что христианство – это его выбор. И общение с Богом для нас ценно. Наверное, стоит почаще вспоминать этот момент и благодарить Бога».
По словам чтеца, православная традиция использует такое сложное для восприятия и четкого определения понятие, как «воля Божия», «то, чего хочет Бог». А Он хочет, чтобы мы соответствовали своему высокому званию, стремились к совершенству. Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть, мы должны стремиться к тому, чтобы становиться похожими на Бога.
«Сегодня, чтобы в церкви люди не чувствовали себя чужими ни друг другу, ни Богу, и были готовы вступать в живое общение, важно перестать механически копировать дореволюционное богослужение или пытаться вернуть прежний уклад – монастырский или приходской. Настало время прекратить искать опоры у политических и экономических внешних сил, надо научиться большей свободе и самостоятельности в духовной жизни, самим отвечать за церковь, – говорит священник Георгий Кочетков. – Надо начать наконец жить в церкви на свои средства, вкладывая в нее свои силы, и не только ожидать помощи от Бога, но самим больше помогать Богу действовать в обезбоженном, а потому нередко и обесчеловеченном мире. Каков Учитель, такими призваны быть и все Его ученики – живые камни новозаветного храма. Увидев церковь больше похожей на саму себя, услышав ее подлинный голос, люди вновь захотят быть введенными в нее как в свой родной дом».
Введение во Храм Пресвятой Богородицы: что нельзя делать 4 декабря
Продолжение: Прокопьев день: Что нельзя делать 5 декабря
ИСТОРИЯ
Праведная пара Иоаким и Анна пообещали Господу, что если он дарует им чадо, посвятить его Богу. 4 декабря деве Марии исполнилось три года, отец и мать исполнили данный Господу обет и привели девочку в храм.
По преданию, маленькая Богородица легко взошла по высоким ступеням Иерусалимского храма. Там ее встречал святой Захария, отец Иоанна Предтечи. С тех пор Богородица служила Богу. Она все время была при храме, молилась и читала Писание.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ 4 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
В этот православный праздник верующие начинали готовиться к Рождественским службам. В этот праздник принято впервые исповедовать детей. Обычно это делают после наступления семи лет.
На Руси в этот церковный день открывались ярмарки. Крестные матери и отцы всегда должны делать в этот православный праздник подарки своим крестникам. Также они могут угостить их чем-нибудь вкусным.
Вечером семьи приглашали а стол соседей или родных и потчевали их угощениями. Стоит помнить, что в этот период продолжается Филиппов пост, поэтому можно есть рыбные блюда.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ 4 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
В этот церковный праздник строго запрещается делать какую-либо работу. Запрещается тяжелый умственный и физический труд. Лучше в этот день сходить в церковь на службу.
Нельзя стирать, убираться дома, гладить белье и делать всякую домашнюю, особенно грязную работу.
В этот церковный праздник нельзя давать деньги в долг. В таком случае вы рискуете остаться без средств и рискуете лишиться стабильности на ближайшее время.
Нельзя суетиться и делать дела в спешке. Иначе вы не будете ничего успевать на протяжении всего следующего года.