бунтарский дух что это
Новое в блогах
О женском и мужском бунтарстве.
Бунтарство у мальчиков имеет в основном социальную подоплёку. Так как у мальчиков боле обострённое чувство общественной несправедливости. И личную энергию они готовы тратить на поддержание справедливости для всех.
«Бунтарский дух» и » всеобщее отрицание» заканчиваются годам к 25, с рождением ребёнка, со взрослением, с принятием классических социальных установок.
Если дама сохранила «бунтарский дух» годам к 30 и более, то с психикой у неё что-то не так. И переходный возраст у неё еще не закончился.
Рекомендуется держаться от неё подальше. Это хороший рекрут для феминизма и революционеров всех мастей. А так же для психиатров и врачей, специализирующихся на неврастении
Государство как и всякой власти всю свою историю стремящейся законсервировать ускользающий «статус-кво» – совершенно не выгоден бунтарский дух мужчин. По улучшению чего-то такого что оно, государство не жалует. А вот «бунтарский дух женщин» по приобретению сексуальных и разных впечатлений – её никак не трогает. Но на этом можно хорошо заработать. И приструнить тех же мужчин, которые лезут не туда со своей справедливостью для всех. Поэтому, прогнозирую, что бунт как, брэнд будет развиваться именно в матриархальную сторону. Улучшения личных условий, посредством привлечения для этого женщин. И направляться государством для консервации своего «статус-кво», подавляя мужские стремления.
Мятежный дух
Сознание толпы — это самая низшая форма сознания. Такое сознание обладает минимальной чувствительностью, минимальной способностью понимать, минимальной любовью, минимальной жизнью. Это выживание, а не жизнь, потому что в ней нет праздника.
Толпа никогда не хочет, чтобы в ней кто-то выделялся, проявлял свою уникальную индивидуальность. Это ранит сознание толпы. Уникальная личность — это всегда унижение для толпы, потому что напоминает людям из толпы о том, кто они есть и кем могли бы быть. Присутствие уникального человека заставляет их задуматься о том, что они проглядели, и понять, что они проглядели свою жизнь. Они не могут простить личности собственное обезличивание, хотя эта личность не причинила им никакого вреда. Человек, обладающий индивидуальностью, всегда служит человечеству, он несет миру красоту, привносит больше поэзии в жизнь, заставляет звучать песни в душах людей. Он — соль земли.
Все, что представляет собой человек, все, что есть великого в человеке, появилось благодаря вкладу небольшого количества людей, которые сохранили собственную индивидуальность. Но толпа это не прощает; толпа может простить преступников, толпа может простить убийц, она может простить политиков, она может простить кого угодно в этом мире, но не человека, который обладает индивидуальностью и не является частью коллективного разума.
Вы спрашиваете, почему такое огромное количество людей теряет индивидуальность, обезличивается, утрачивает ответственность, проницательность и здравомыслие, когда становится частью группы?
Когда вы становитесь частью группы, толпы, массы, коллектива, вы капитулируете; вы думаете: «Существует лишь группа, меня больше нет, я растворяюсь в этой группе». Так вы уничтожаете свою индивидуальность. Вы обезличиваетесь. Теперь вы начинаете думать так, как думает группа, жить так, как живет группа. Вы становитесь послушным, подобострастным, услужливым, — короче говоря, вы становитесь идеальным рабом. Чем идеальнее вы исполняете свои функции раба, тем большего уважения заслуживаете в толпе, в группе или в коллективе, к которым принадлежите. Коллектив уважает тех, кто жертвует ради него собой.
Да, ваше эго получит удовлетворение. Когда вы приносите в жертву здравомыслие, способность чувствовать, ответственность, собственную индивидуальность и становитесь «винтиком», который никогда не скажет «нет» и всегда подчиняет свои интересы интересам группы, вы тешите собственное эго.
Мятежник должен сохранять индивидуальность. Это не значит, что он не должен ни с кем дружить, не должен никого любить, не может ни с кем общаться. Это означает, что он любит, не теряя своей индивидуальности, не теряя своей свободы. Он может примкнуть к группе, давая ей понять: «Я не подчиняюсь ни группе, ни кому бы то ни было. Я присоединяюсь к вам, но сохраняю собственную индивидуальность, свободомыслие, право выбора. Я уважаю вас и рассчитываю на уважение с вашей стороны; я не считаю себя вашим рабом и не считаю вас своими рабами. Мы — друзья». Однако история не знает группы, которая бы приняла такие условия.
Но я об этом мечтаю, я на это надеюсь, потому что все религиозные, политические и общественные группы всегда подавляют отдельную личность. Я бы хотел, чтобы в мире появились общины, питающие и поддерживающие личность. Такая группа не обладала бы собственной душой, ее душа принадлежала бы личности. Такая группа существовала бы для личности, а не наоборот. Личность не должна приноситься в жертву группе.
Но до сих пор только личность приносится в жертву группе. Если ты христианин, значит, ты существуешь ради христианства, а не христианство существует ради тебя. Если ты индуист, то существуешь для индуизма, а если возникнет необходимость умереть, ты должен умереть за индуизм. Сам же индуизм ничем тебе не обязан, он для тебя не живет и он за тебя не умрет. Простые слова, идеологии, фикции уничтожают реальность. Индивидуальная самобытность — вот единственная реальность, венец творения, вершина эволюции на ее современном этапе.
Вот почему я учу вас мятежу. Это не означает, что мятежники не должны иметь друзей, что они не могут жить в общинах, что все они должны быть отшельниками, жить в уединенных гималайских пещерах в полном одиночестве. Я хочу не этого. Я хочу изменить систему. Общество должно существовать ради индивидуума, тогда общество никому не принесет вреда.
Оно должно оказывать помощь индивидууму, быть питательной средой для его развития, самопознания, расширения сознания, повышения способности чувствовать.
И давать каждой личности достаточно пространства и территории для жизни.
Прошлое было безобразным. Даже в маленьких ячейках общества, даже в семьях человеческая индивидуальность всячески подавляется. Два человека создают семью — и тут же их личности лишаются свободы. Их индивидуальность под угрозой. Их свободомыслие под угрозой. За долгие тысячелетия мы привыкли обладать друг другом как собственностью. Свобода осталась лишь красивым словом; поэты пишут о ней стихи, фантазеры о ней мечтают, но реальность остается тошнотворно рабской.
Том задумал жениться и написал отцу письмо, спрашивая у него совета. В ответ отец ему написал: «Я не могу тебе передать, как я счастлив, узнав о твоем намерении жениться. Брак — это самое прекрасное, что есть в жизни человека. Он дарует ощущение блаженства и счастья».
«Когда я смотрю на твою дорогую матушку, я с гордостью понимаю, какими замечательными и значительными были те годы, которые мы с ней прожили.
Обязательно женись, дружок. Мы тебя благословляем. Это будет самый счастливый день в нашей жизни. Целую. Твой папа».
«P.S. Твоя мать только что вышла из комнаты и устроила скандал — не вздумай жениться, кретин».
Вот так устроена наша жизнь. Все люди стремятся поработить друг друга, а в состоянии рабской зависимости начинает исчезать самое главное: ответственность, свободомыслие, способность чувствовать, индивидуальное своеобразие. А брак — это самая маленькая группа, которая состоит из двух человек. Группы становятся все больше и больше. Чем больше группа, тем больше вы утрачиваете себя.
А ведь есть еще государства, есть великие религии. В мире живет семьсот миллионов католиков. Как только вы становитесь католиком, или, что еще печальнее, если вы рождены католиком у вас автоматически связаны руки, вы автоматически лишаетесь возможности развиваться. Вам со всех сторон подрезают крылья, вас всеми возможными способами низводят до состояния раба, винтика.
Потому что если вам предоставить свободу, тут же возникнет опасность, что вы не захотите стать католиком. И, возможно, будете даже выступать против католицизма.
Маленький ученик громко плакал, и учитель его спросил: «Что случилось, Джонни?
Ты никогда так громко не плакал. Кто-то умер?» «Хуже. Моя собака родила семь щенков, а когда я спросил этих щенков: «Вы католики?», — все они закивали головой. Я был так счастлив».
«Так почему же ты плачешь?»
«Сегодня у них раскрылись глаза, и когда я снова их спросил: «Вы католики?», — они начали переглядываться и не ответили».
Надо быть слепым, чтобы стать католиком, мусульманином, индуистом, буддистом.
Если твои глаза открылись, ты не можешь оставаться жертвой предрассудков, суеверий, всевозможной лжи, продолжая верить в фикции, когда твой разум восстает, не верит и сомневается. Церковь всегда требует, чтобы ты не сомневался, дескать, сомнение — величайший грех. Но разум не способен развиваться, если он не сомневается, если он во всем уверен. Естественное состояние разума — сомневаться, только тогда он развивается. Когда ты просто веришь, разуму нет нужды развиваться: ради чего и зачем? Не к чему стремиться и нечего искать, ты просто должен верить священнику и держать глаза закрытыми. Так было всегда, но пора положить этому конец. Слепота не должна быть вечной.
Тот, кто понимает, о чем я говорю, видит, что здесь это уже происходит. Тебе никто ничего не диктует, тебе не навязывают дисциплину, никто тебе не говорит, что правильно, а что неправильно. Из-за этого меня осуждают во всем мире.
Возможно, ни одного человека не осуждали столь яростно, столь агрессивно и с таким планетарным размахом.
А в чем мое преступление? В том, что я пытаюсь создавать группы, в которых каждый человек сохраняет собственную индивидуальность, остается пытливым исследователем, свободомыслящим искателем, созерцателем, продолжает любить то, что любит. В таких группах человек не становится верующим фанатиком, который с доверием читает любое священное писание и внимает любому мертвому пророку. Члены таких групп доверяют только своему разуму и своему внутреннему голосу, который слышится в тишине, в состоянии глубокой медитации.
Кто я такой, чтобы давать вам моральные кодексы? Вы должны найти свою мораль самостоятельно, и только такая мораль даст вам ощущение собственного достоинства; такая мораль не будет для вас рабством, вы не станете ощущать тяжкое бремя, порабощение, сковывающие ограничения. Наоборот, вы почувствуете целостность, определенность, чистоту и ясность. Вы будете жить, освещая жизнь своим внутренним светом, и чем больше этого света вы будете излучать, чем больше вы будете использовать свой ум, и чем больше научитесь молчанию, тем сильнее будет ваше чувство собственного достоинства.
Каждая религия хочет, чтобы вы отключили свой разум. Их стратегия такова: верь, имей веру. Они не говорят прямо: «Отключи разум». Они действуют хитро и исподтишка, заставляя вас прекратить умственную деятельность. Если у тебя есть вера, зачем тебе разум? Верующему человеку знания ни к чему; человек становится умственно отсталым, а человек, ставший неполноценным на почве веры, теряет способность чувствовать.
Надо обладать способностью мыслить, чтобы чувствовать. Чем выше уровень сознания, тем более чувствителен человек. Быки ничего не чувствуют, как и ослы.
Для того, чтобы чувствовать, нужно развивать осознание. Но ни одна религия не хочет, чтобы вы обладали способностью чувствовать, так как опасается, что тогда вы станете силой. Умный и чуткий человек становится силой, источником колоссальной энергии, настоящим «мотором». У него есть разум, у него есть любовь, интуиция, проницательность, способность видеть суть вещей. Он обладает ясностью видения, у него есть вкус и ощущение красоты, а такие способности опасны.
Жена не хочет, чтобы муж умел ценить красоту, потому что это опасно: вокруг столько красивых женщин! Лучше подавить в нем способность наслаждаться красотой.
Тогда муж на всю жизнь останется подкаблучником. Точно так же ни один муж не хочет, чтобы его жена умела ценить красоту, потому что вокруг столько мужчин! И если сердце жены все еще бьется и оно может по-весеннему проснуться. возникает опасность. А вдруг она полюбит кого-нибудь другого, и муж потеряет над ней власть? Ведь если ты влюбился, тут ничего не поделаешь, ты становишься беспомощным.
Вовсе не сложно понять, почему в прошлом личность всячески подавлялась. Но зачем повторять ошибки прошлого в будущем? Будущее должно принести расцвет человеческому сознанию. Люди могут жить вместе, любить друг друга, радоваться, быть мудрыми; но при этом не надо никем обладать, даже собственными детьми. У тебя нет никакого права на обладание, ты их родил, но это не значит, что ты получил право собственности на своих детей.
Отпадет нужда в институте брака, потому что эта уродливая форма собственности создана коллективным разумом. Отпадет необходимость в существовании отдельных стран и народов; а с их исчезновением автоматически исчезнут войны. Отпадет нужда в организованных религиях, ибо религия — это мое личное дело, и никто не имеет права вторгаться в эту сферу моей жизни.
А моя религия не принадлежит к традиции. Люди, исповедующие ту или иную религию, в действительности не религиозны, они лишь принимают ту или иную систему верований. Они не приложили усилий к самостоятельному поиску истины, они ничего не создали, а значит, не внесли никакого вклада в бытие. Они не имеют права молиться. Бытие дало тебе жизнь и все, что несет в себе понятие жизнь. Это величайший дар. И если ты не в состоянии внести свой созидательный вклад в бытие, все твои молитвы — не что иное, как иллюзии. Нет Бога, который бы их услышал, ты разговариваешь с самим собой.
Но общество играет с человеком в такие бесчеловечные игры и продолжает восхвалять даже сумасшествие, если оно помогает держать людей в узде. Вся мораль, которую называют религиозной дисциплиной, — это не что иное, как способ сохранения контроля над людьми. Я же хочу, чтобы вы сами себя контролировали и взяли ответственность за собственную жизнь в свои руки. Если вы чуткий и сознательный человек, то из вашего осознанного отношения к жизни возникнут дружба, любовь, родство, общества, общины; нет никакой нужды жертвовать собой ради кого бы то ни было.
Хими Голдберг звонит жене с работы: «Я хочу привести к нам на ужин Коэна».
«Сегодня на ужин?» — восклицает жена. — «Ты идиот, ты знаешь, что кухарка уже ушла, что у меня грипп, что у ребенка режутся зубы, что у нас вышла из строя газовая плита и что мясник отказался давать нам мясо в кредит, пока мы не расплатимся с долгами».
«Знаю, знаю», — невозмутимо прерывает ее Голдберг. — «Именно поэтому я и хочу его привести. Пусть увидит все собственными глазами. Бедняга собирается жениться».
Отношения между людьми отравлены. Необходима великая революция, чтобы уничтожить всю накипь веков, которая облепила нашу сущность. Но это вполне возможно, и не только возможно, но и реально, потому что всему есть предел. Мы жили тысячелетия в этом состоянии безумия, и сейчас это безумие достигло пика.
Всему есть предел, чаша терпения переполнилась. Либо мы обречены на самоубийство из-за всех этих идиотов, которые провоцируют ситуации для глобального уничтожения, либо нам придется пересмотреть и изменить прошлое: его институты, образование, способы жизни, религиозность. Пока мы не подготовимся к глобальной революции, человек не может рассчитывать на спасение.
Я надеюсь, что каким бы безумным ни стал человек, ему все же хочется жить. Воля к жизни — это единственное, на что остается надеяться. Мы должны укрепить его волю к жизни ради продолжения жизни, любви, чтобы все человечество не совершило глобальное самоубийство по воле сумасшедших политиков и ученых.
Все зависит от воли человечества. Если оно скажет: «Мы выбираем жизнь. Мы решили жить, мы решили сделать этот мир более красивым, мы решили уничтожить границы и государства, чтобы не было войн. Мы решили уничтожить религии, потому что религии — это тоже причины войн и дискриминации. » Если такое чудо не произойдет, история человечества вскоре может завершиться.
Психология
Психология бунтаря
Хорошо ли быть бунтарем? Вопрос очень непростой. С одной стороны, эта черта характера дает человеку ни с чем несравнимую свободу. С другой, рано или поздно она почти неизбежно приводит к кризису. 120 лет назад, 3 октября 1895 года родился самый известный бунтарь в нашей литературе – Сергей Есенин. Давайте подумаем, как живется бунтарям.
Мир без границ…
Наверное, если бы не характер бунтаря, не стал бы мальчишка из крестьянской семьи Сережа Есенин одним из самых знаменитых и значимых русских поэтов. Бунтари не признают границ и ограничений: географических или сословных, материальных или творческих. Такие люди делают только то, что хотят, и не идут на компромиссы. Никаких полумер: лишь жизнь на «полную катушку». Они не будут приспосабливаться и жить по чьей-то указке. Свобода от людей, законов и предрассудков заставляет их чувствовать себя счастливыми. А еще бунтарей, таких ярких и необычных, очень любят юные особы.
Великие ученые, изобретатели, поэты и композиторы – все они были бунтарями. Потому что не соглашались с устойчивой картиной мира, а меняли ее по своему усмотрению. Из-за бескомпромиссности и энергии, порой близкой к агрессии, они выходят победителями из самых разных жизненных баталий.
… или с границами?
И все же о бунтаре, хулигане и забияке Есенине не получается вспоминать без грусти. Потому что, не будь он бунтарем, то, пожалуй, не закончил бы свой жизненный путь так рано в ленинградском «Англетере». Как ни печально, бунтарство плохо сочетается со спокойной старостью. Ведь часто оборотная сторона этой черты характера – саморазрушение.
Отказ от правил – всегда риск. И не всегда оправданный. Ведь большинство законов и правил – это накопленный опыт предков. Когда мы от них отказываемся, нам не остается ничего другого, кроме как учиться на собственных ошибках.
Простой пример – курение. Все мы с детства знаем, что оно вредно и опасно для здоровья. Но многие обзаводятся этой вредной привычкой в юности или в подростковом возрасте – самом бунтарском периоде своей жизни. Так вчерашние дети доказывают себе и окружающим, что они выше каких-то там правил. Одни, подрастая, избавляются от этой привычки, другие остаются верны ей. Так маленькая глупая подростковая свобода оборачивается большой несвободой на всю жизнь.
Есенин тоже был заложником своего характера, образа и привычек. Проблемы с алкоголем, постоянные драки и дебоши, уголовные дела – вряд ли все это делало его счастливым. Он сделал несчастными многих женщин, в том числе тех, которых любил. Но и сам при этом оставался несчастным. Не зря он писал в стихотворении, посвященном Зинаиде Райх: «Вы говорили: нам пора расстаться, что вас измучила моя шальная жизнь, что вам пора за дело приниматься, а мой удел – катиться дальше, вниз».
Правила дают нам ощущение безопасности и устойчивости мира, ведь помогают прогнозировать события. У бунтарей такой точки опоры нет, поэтому и спокойствие им неведомо.
Бунтарь живет в каждом из нас. Просто в определенном возрасте и определенных ситуациях он проявляется сильнее. Но быть бунтарем на протяжении всей своей жизни, наверное, не лучшая идея.
А вам встречались в жизни мужчины-бунтари? А самим вам свойственно бунтарское поведение?
Кстати.
Бунтарские настроения так и чувствуются в некоторых мужских ароматах.
Invictus Туалетная вода, Paco Rabanne
Boss Bottled Night Туалетная вода, Hugo Boss
Spicebomb Extreme Парфюмерная вода, Viktor&Rolf
Значение слова «бунтарский»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БУНТА’РСКИЙ, ая, ое (книжн.). Прил. к бунтарь. Бунтарские речи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бунта́рский
1. соотн. с сущ. бунтарь, связанный с ним ◆ Бунтарские речи.
2. свойственный бунтарю, характерный для него
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ушко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «бунтарский»
Предложения со словом «бунтарский»
Цитаты из русской классики со словом «бунтарский»
Сочетаемость слова «бунтарский»
Что (кто) бывает «бунтарским»
Понятия, связанные со словом «бунтарский»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «бунтарский»
Может, и вправду во мне живёт бунтарский дух, как говорит наша матушка.
Её бунтарский характер сразу же встал в позу, и она, гордо вскинув голову, строго посмотрела на мужчину.
А мне всегда казалось, что они более склонны изливать свои бунтарские настроения.
Синонимы к слову «бунтарский»
Сочетаемость слова «бунтарский»
Что (кто) бывает «бунтарским»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Бунтарский дух сделал Сократеса настоящим символом: выходя на поле, он продолжал смотреть жизни в глаза
Любовь к Сократесу – результат его яркого индивидуального начала
Не всегда звезды бразильского футбола начинают свой путь в бедных районах. Не всегда и не все смотрят на мяч как на источник будущего заработка. Сократес родился в семье среднего класса и не испытывал крайней нужды. Это повлияло на его отношение к игре. Она была скорее отдыхом от тяжелых умственных занятий, которыми он себя нагружал, надеясь стать врачом. Книги он полюбил с детства, а вот мяч долгое время оставался на периферии его мечтательного взора. Хобби, не более.
Как это ни странно, но в природе человеческой так устроено, что мы лишь притворяемся, что нам по душе ровное течение, которое неспешно несет за собой наш взгляд. А на самом деле мы жаждем накатывающей волны, трепетного урагана – не слишком разрушительного, ибо все же снабжены разумом, но такого, который заставил бы вскочить с места. Сократес давал эту подпитку, давал энергию. Не только своими политическими лозунгами, но тем, как воспринимал футбол. «Те, кто ищет только победу, хотят соответствовать». А он не хотел, поскольку рассматривал футбол как танец, как форму искусства, а поле виделось ему местом самовыражения.
Легкими, изящными движениями управлялся Сократес с мячом. Как с кисточкой.
Краткосрочная поездка в Италию выявила, что у Сократеса есть правило: адаптироваться должны под него
Идеализировать образ жизни, которого придерживался бразилец, глупо. И если до сих пор могло складываться впечатление, что я только этим и занимаюсь, то сейчас я постараюсь поставить на другую чашу весов нечто тяжелое и соблюсти по крайней мере подобие баланса. Сезон, проведенный Сократесом в «Фиорентине», дает для этого прекрасную возможность.
По сути, это история о том, как «Фиорентину» нагрели на немалую сумму денег. Серию А 1984-85 команде предстояло провести без капитана и лидера центра поля – травма Джанкарло Антоньони на деле была серьезнее, чем показалось зоркому хирургическому глазу, а терять высокие позиции в чемпионате никак не хотелось. Летом искали достойную замену. И обрадовались, узнав о том, что политические неудачи в Бразилии вынудили Сократеса покинуть родину.
В Италии к тому времени собралась серьезная банда его однополчан: Зико, Фалькао, Тониньо Серезо – это с ними Сократес так изящно пролетел мимо плей-офф чемпионата мира в 82-м. Был интерес со стороны «Ромы», но с равнодушием истинного философа Сократес от него отмахнулся. Поскольку если и творить футбол, то в самом красивом городе. А по словам Сократеса Рим ни в какое сравнение не шел с Флоренцией.
Мучения главного тренера Де Систи стартовали сразу. Рим спокойно выдыхал, читая в газетах о выходках бразильской суперзвезды. Де Систи постоянно ловил Сократеса с сигаретой в зубах и каждый новый выговор делал все более неохотно, наперед зная, что та же история повторится завтра, послезавтра – и так будет до скончания веков. Нервы уйдут, а сигарета в зубах Сократеса останется. Так же, как и его споры с аргентинцем Пассареллой по любому поводу.
Быстро завершились приключения Сократеса в Италии, так и не оставив после себя никаких воспоминаний, кроме нелепых анекдотов, пары-тройки симпатичных голов да бесконечных потоков критики, направленной в адрес его ленивого стиля игры. И стоит отдать Сократесу должное – он не утратил присутствия духа, необходимого, чтобы спокойно, стоически взирать на мир с позиции философа. Неудачи легко списались на то, что его никто не понимал, а кульминацией стало сравнение итальянских футболистов с «рабочими на поле».
И все-таки Сократес был способен на самопожертвование. Мы стали этому свидетелями двумя годами ранее
Турнир 82-го был особенным. Многие знают о похвалах, которые сыплются в адрес сборной Бразилии того образца. Несмотря на поражение от итальянцев и ранний вылет, ажиотаж вокруг команды был непередаваем. Радости и восторги сменялись в бешеном ритме. Лучший момент, чтобы забить гол, который на деле оказался «бесконечным оргазмом» (да, здесь я процитирую классика), представить нелегко. Ворота сборной СССР в тот момент содрогнулись.
Если держать в памяти Сократеса, вальяжно расхаживающего по полю в ожидании мяча, то возникает некоторый диссонанс, когда читаешь о его усердной подготовке к ЧМ-82. Кажется, это был именно тот случай, когда человек видит перед собой цель и твердыми шагами идет к ней навстречу. Чтобы цель была видна отчетливее, Сократес прекратил выпускать сигарный дым и свел к минимуму будоражащий туман алкогольных напитков. Насчет сигарет особенно настойчиво с ним разговаривал Теле Сантана – главный тренер «селесао», который сам имел эту пагубную привычку, но затем нашел силы бросить. В одном из интервью он сказал, что «если бы Сократес следил за собой, как это делает Зико, который не курит, то был бы лучшим игроком в Бразилии».
Сократес отказался от курения, что привело его к другой проблеме: появился лишний вес. На помощь пришел тренер по физподготовке Жилберто Тим, который так отдрючил горе-атлета, что тот иной раз не мог сдержать рвотные позывы и предоставлял им свободу прямо за границами поля. Партнеры по команде часто напускали гримасы недоумения. Сократес стал быстрее всех пробегать 30-метровку, подумать только! Зико не успевал сказать: «Что происходит?», как возникал новый повод задаться тем же вопросом.
А пили и курили, к слову, многие. Хорош был замысел Тониньо: глотал кашасу после душа и рыцарски пускался в объяснения, до чего же такой ритуал полезен, ведь именно благодаря ему он все еще на ногах, а не слег с температурой.
Так что выдержка Сократеса удивляла. Капитан взял курс.
Без вмешательства в политику это был бы уже не Сократес. А здесь – истории про него
Ум Сократеса был взволнован событиями, которые поглощали его страну в попытках надеть железные оковы послушания. Поэтому когда он осознал, какую роль играет футбол в жизни каждого бразильца, то начал использовать его как посредника в передаче политических сообщений.
Нельзя сказать, что в решениях Сократеса совершенно отсутствовал эгоизм. Пожалуй, это неправда. Протестовал он и для собственного комфорта – на первых порах активно выражал недовольство, что футболистов перед игрой удерживают в отелях, и приравнивал это к лишению свободы. Но стоит отметить, что из таких корыстных протестов вскоре как на дрожжах выросло революционное движение Corinthians Democracy. Клуб «Коринтианс» превратился в идеал демократического общества, где все решения ставят на голосование и каждый член которого обладает одинаковым набором прав.
Самый известный перфоманс случился в ноябре 1982-го. Пришедшие на стадион увидели надписи на футболках игроков. Это были незамысловатые надписи. Всего лишь пожелание, чтобы люди проголосовали пятнадцатого числа. И все. Никаких имен, никаких вдохновительных цитат. По сути, голая информация. Но действие она возымела огромное. Люди поняли, что с ними говорят и что их просят услышать. События, которые старались замалчивать, внезапно прорезались, осветив собой всю значимость того, что происходит. И если уж окончательно переходить на образы, то я представляю, как сердце каждого посетителя заныло ощущением, которое до той поры выдавало себя неясно: у них отнимают свободу.